Заключение №ТМ/9862/23 Заключение об обстоятельствах дела № 042/01/10-727/2023 от 26 октября 2023 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Руководителю ООО «Чистый Город Кемерово»

<...>

 

 

Руководителю ООО «Лидер УК»

<...>

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ ОБ ОБСТОЯТЕЛЬСТВАХ ДЕЛА № 042/01/10-727/2023

 

«17» октября 2023 г. г. Кемерово, ул. Ноградская, д.5

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Кемеровской области (далее – Кемеровское УФАС России) по рассмотрению дела № 042/01/17-222/2023 о нарушении антимонопольного законодательства (далее – Комиссия) в составе:

Председатель Комиссии:

<...> – заместитель руководителя управления;

Члены Комиссии:

<...> – начальник отдела ЖКХ, транспорта и связи;

<...> – главный специалист-эксперт отдела ЖКХ, транспорта и связи;

 

<...> – главный специалист-эксперт отдела ЖКХ, транспорта и связи,

рассмотрев дело № 042/01/10-727/2023, возбужденное по признакам нарушения обществом с ограниченной ответственностью «Чистый Город Кемерово» ИНН 4205284801 (650036, г. Кемерово, ул. Мирная, д.9, офис 110) (далее - ООО «Чистый Город Кемерово»; Ответчик) части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (ФЗ № 135-ФЗ), руководствуясь статьей 48.1 ФЗ № 135-ФЗ,

УСТАНОВИЛА:

09.06.2023 приказом Кемеровского УФАС России № 34/23, по результатам рассмотрения заявления ООО «Лидер Управляющая Компания» (ООО «Лидер УК»; Заявитель), возбуждено дело № 042/01/10-727/2023 по признакам нарушения ООО «Чистый Город Кемерово» части 1 статьи 10 ФЗ № 135-ФЗ, выразившегося в направлении владельцу полигона отходов, расположенного в г. Анжеро-Судженске, - муниципальному предприятию Анжеро-Судженского городского округа «Коммунальное Спецавтохозяйство» (МП «КомСАХ»), уведомления об отказе в принятии для разгрузки на полигоне с 05.01.2023 автомобилей ООО «Лидер УК», поскольку, при наличии действующего до 12.01.2023 включительно договора № 13-2/ЛУК на оказание услуг по транспортированию твердых коммунальных отходов (ТКО) от 22.12.2020, заключенного между Заявителем и ООО «Чистый Город Кемерово» (далее - Договор № 13-2/ЛУК), данными действиями установлены не предусмотренные законодательством РФ препятствия исполнения указанного договора для ООО «Лидер УК», т.е. ущемлены его интересы.

В результате рассмотрения настоящего дела установлено следующее:

Пунктами 1, 2 статьи 24.6 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее - Закон № 89-ФЗ) установлено, что сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение ТКО на территории субъекта РФ обеспечиваются одним или несколькими региональными операторами в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами и территориальной схемой обращения с отходами.

Согласно пункту 4 статьи 24.6 ФЗ № 89-ФЗ юридическому лицу присваивается статус регионального оператора и определяется зона его деятельности на основании конкурсного отбора, который проводится уполномоченным органом исполнительной власти субъекта РФ в порядке, установленном Правительством РФ (Постановление Правительства РФ от 05.09.2016 № 881 «О проведении уполномоченными органами исполнительной власти субъектов РФ конкурсного отбора региональных операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами» (далее - Постановление № 881).

В соответствии с пунктом 8 статьи 24.6 Закона № 89-ФЗ зона деятельности регионального оператора определяется в территориальной схеме обращения с отходами.

Постановлением Коллегии Администрации Кемеровской области от 26.09.2016 № 367 утверждена территориальная схема обращения Кемеровской области с отходами производства и потребления, в том числе с ТКО (далее – Территориальная схема обращения с ТКО). В соответствии с пунктом 11 раздела «Особенности региона» схемы обращения с ТКО территория Кемеровской области разделена на две зоны - «Юг» и «Север».

ООО «Чистый город Кемерово» осуществляет деятельность в зоне «Север», на основании соглашения от 22.11.2018 с департаментом жилищно-коммунального и дорожного комплекса Кемеровской области, заключенного по результатам открытого конкурса на присвоение статуса регионального оператора по обращению с ТКО и права на организацию деятельности по обращению с ТКО на территории зоны «Север» Кемеровской области (далее – Соглашение). Дополнительным соглашением № 1 от 10.09.2021 к Соглашению департамент жилищно-коммунального и дорожного комплекса Кемеровской области по тексту Соглашения заменен на Министерство жилищно-коммунального и дорожного комплекса Кузбасса в связи с переименованием.

В соответствии со статьей 24.7 Закона № 89-ФЗ, статьей 30 Жилищного кодекса РФ (далее - ЖК РФ) собственники ТКО, в том числе собственники помещений в многоквартирном доме, жилых домов, домовладений, лица, пользующиеся на ином законном основании помещением в многоквартирном доме, жилым домом, домовладением, потребляющие коммунальные услуги, а также юридические лица, индивидуальные предприниматели, обязаны заключить договор на оказание услуг по обращению с ТКО с региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются ТКО и находятся места их накопления.

Население и юридические лица в соответствии с положениями ЖК РФ и Закона № 89-ФЗ, а также в соответствии с пунктом 5 Правил обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденными постановлением Правительства РФ от 12.11.2016 № 1156 (далее – Правила № 1156) не имеют возможности заключить договор на оказание услуг по обращению с ТКО с иными хозяйствующими субъектами, кроме как с региональным оператором, определенным для соответствующей зоны.

Обращение с отходами - деятельность по сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов (статья 1 Закона № 89-ФЗ).

Сбор отходов - прием отходов в целях их дальнейших обработки, утилизации, обезвреживания, размещения лицом, осуществляющим их обработку, утилизацию, обезвреживание, размещение (статья 1 Закона № 89-ФЗ).

Транспортирование отходов - перемещение отходов с помощью транспортных средств вне границ земельного участка, находящегося в собственности юридического лица или индивидуального предпринимателя, либо предоставленного им на иных правах (статья 1 Закона № 89-ФЗ).

Согласно пункту 23 Правил № 1156 в целях обеспечения транспортирования ТКО региональный оператор вправе привлекать операторов по обращению с ТКО, осуществляющих деятельность по транспортированию ТКО, на основании договора на оказание услуг по транспортированию ТКО по цене, определенной сторонами такого договора, за исключением случаев, когда цены на услуги по транспортированию ТКО для регионального оператора формируются по результатам торгов.

Согласно Закону № 89-ФЗ зона деятельности регионального оператора представляет собой территорию или часть территории субъекта РФ, на которой региональный оператор осуществляет деятельность на основании соглашения, заключаемого с органом исполнительной власти субъекта РФ.

Зона деятельности регионального оператора определяется в территориальной схеме обращения с отходами.

Операторы по обращению с ТКО, региональные операторы обязаны соблюдать схему потоков ТКО, предусмотренную территориальной схемой обращения с отходами субъекта РФ, на территории которого такие операторы осуществляют свою деятельность.

По договору на оказание услуг по обращению с ТКО региональный оператор обязуется принимать ТКО в объеме и в местах (на площадках) накопления, которые определены в договоре, и обеспечивать их транспортирование, обработку, обезвреживание, захоронение в соответствии с законодательством РФ, а собственник ТКО обязуется оплачивать услуги регионального оператора по цене, определенной в пределах утвержденного в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора.

Пунктом 3 статьи 24.8 Закона № 89-ФЗ установлено, что Правительство РФ определяет случаи, при которых цены на услуги по транспортированию ТКО для регионального оператора должны формироваться по результатам торгов, и устанавливает порядок проведения таких торгов, в том числе определяет случаи, когда условия проведения таких торгов подлежат предварительному согласованию с органами исполнительной власти субъектов РФ, и устанавливает порядок этого согласования.

На основании указанной нормы Правилами проведения торгов, по результатам которых формируются цены на услуги по сбору и транспортированию ТКО для регионального оператора, утвержденными постановлением Правительства РФ от 03.11.2016 № 1133 (далее – Правила № 1133), установлены порядок проведения торгов, по результатам которых формируются цены на услуги по транспортированию ТКО для регионального оператора по обращению с ТКО (далее соответственно – торги, региональный оператор), случаи, при которых цены на услуги по транспортированию ТКО для регионального оператора формируются по результатам торгов, в том числе случаи, когда условия проведения торгов подлежат предварительному согласованию с органами исполнительной власти субъектов РФ, а также порядок такого согласования.

В соответствии с пунктом 3 Правил № 1133 цены на услуги по транспортированию ТКО для регионального оператора должны формироваться по результатам торгов в следующих случаях:

а) если в зоне деятельности регионального оператора образуется более 30 % ТКО (по массе отходов), образующихся на территории субъекта РФ;

б) если требование к формированию по результатам торгов цен на услуги по транспортированию ТКО для регионального оператора было установлено при проведении конкурсного отбора регионального оператора и определено в соглашении, заключенном между органами исполнительной власти субъектов РФ и региональным оператором.

В силу пункта 10 Правил № 1133 региональный оператор обязан провести аукцион в случаях, установленных:

а) подпунктом «а» пункта 3 Правил № 1133, - в отношении территорий, на которых образуется не менее 50 процентов ТКО (по массе отходов), образующихся в зоне деятельности регионального оператора;

б) подпунктом «б» пункта 3 Правил № 1133, - в отношении территорий, указанных в документации об отборе при проведении конкурсного отбора регионального оператора и соглашении с субъектом РФ.

Таким образом, в случае если в документации об отборе при проведении конкурсного отбора регионального оператора и в соглашении с субъектом РФ указано, что региональный оператор должен провести торги на услуги по транспортированию ТКО в отношении всей территории, региональный оператор обязан соблюдать указанные положения и провести торги в отношении всей территории субъекта РФ, соблюдая принципы, указанные в пункте 9 Правил № 1133.

Пунктом 9 Правил № 1133 установлено, что в отношении не менее 15 % объема услуг по транспортированию ТКО, выделенных в отдельные лоты в соответствии с абзацем первым настоящего пункта, проводятся аукционы, участниками которых могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства.

Пунктом 4 Правил № 1133 установлено, что торги проводятся в форме аукциона в электронной форме в порядке, установленном Федеральным законом «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон № 44-ФЗ), с учетом особенностей, предусмотренных Правилами № 1133.

Таким образом, деятельность по транспортированию ТКО на территории субъекта РФ обеспечивается региональными операторами или операторами по обращению с ТКО, осуществляющими деятельность по транспортированию ТКО, на основании договора на оказание услуг по транспортированию ТКО. При этом операторов по обращению с ТКО выбирает региональный оператор.

22.12.2020 по итогам электронного аукциона (протокол от 10.12.2020 № в ЕИС 2100700002320000020-2-1) между ООО «Лидер УК» и ООО «Чистый Город Кемерово» заключен договор № 13-2/ЛУК на оказание услуг по транспортированию ТКО сроком действия с 01.01.2021 года по 31.12.2023 (далее - Договор № 13-2/ЛУК), согласно п.1.1, 1.2 которого Оператор (ООО «Лидер УК») по заданию Регионального оператора (ООО «Чистый Город Кемерово») обязуется оказывать услуги по транспортированию ТКО, в том числе крупногабаритных в границах территории в пределах зоны деятельности Регионального оператора (далее – Территория обслуживания), а именно: осуществлять погрузку ТКО в местах их накопления, их дальнейшие транспортирование и передачу в места приема и передачи операторам по обращению с ТКО в соответствии с Территориальной схемой обращения с ТКО, а Региональный оператор обязуется оплачивать оказанные ему услуги. Территория обслуживания (место оказания услуг) определена в Приложении № 1 к Договору № 13-2/ЛУК, и включает:

Анжеро-Судженский городской округ (г. Анжеро-Судженск, Поселок 3-й склад, Поселок 326-го Квартала, Поселок 348-го Квартала, Поселок Козлы, Поселок Красная Горка, Село Лебедянка, Рудничный поселок городского типа, Поселок Терентьевка);

Яйский муниципальный округ, в составе Яйского городского поселения и 9 сельских поселений;

Ижморский муниципальный округ, в составе Ижморского городского поселения и 6 сельских поселений.

Согласно Приложению № 4 к Договору № 13-2/ЛУК местом приема и передачи ТКО является Полигон захоронения ТКО, расположенный на северо-западе Анжеро-Судженска, географические координаты: 56,105351; 85,975498, эксплуатирующая организация: МП Анжеро-Судженского городского округа «Коммунальное Спецавтохозяйство».

04.01.2023 ООО «Чистый Город Кемерово» направило в адрес ООО «Лидер УК» решение об одностороннем отказе от исполнения договора от 28.12.2022 № 3233, полученное последним 09.01.2023. Согласно данному решению региональный оператор, руководствуясь п.10.4 Договора № 13-2/ЛУК, в связи неоднократными нарушениями ООО «Лидер УК» в период с февраля 2021 по октябрь 2022 графика транспортирования ТКО (что подтверждается направленными претензиями № 452 от 19.02.2021, № 650 от 11.03.2021, № 1295 от 13.04.2021, № 1480/1 от 30.04.2021, № 2600 от 12.08.2021, № 2820-5 от 31.08.2021, № 3265-2 от 30.09.2021, №3657 от 29.10.2021, № 3906 от 24.11.2021, № 1422 от 27.05.2022, № 1423 от 27.05.2022, № 2536 от 29.09.2022, № 2537 от 29.09.2022, № 2581 от 05.10.2022, решением Арбитражного суда Кемеровской области от 23.11.2021 по делу № А27-18745/2021, Постановлением Седьмого Арбитражного апелляционного суда от 24.02.2022 по делу № А27-18745/2021 и актами о нарушении ООО «Лидер УК» своих обязательств), решил в одностороннем порядке отказаться от исполнения Договора № 13-2/ЛУК. Согласно данному решению Договор № 13-2/ЛУК считается расторгнутым через 3 (три) рабочих дня с даты уведомления региональным оператором ООО «Лидер УК» о таком одностороннем отказе от исполнения обязательств по договору, следовательно, решение вступило в силу, а значит и Договор № 13-2/ЛУК считается расторгнутым с 13.01.2023.

Вместе с тем между ООО «Чистый Город Кемерово» и ООО «Лидер УК» подписано соглашение о расторжении Договора № 13-2/ЛУК датированное 03.01.2023. В качестве основания расторжения Договора № 13-2/ЛУК в данном соглашении указано соглашение сторон (п.10.1 Договора № 13-2/ЛУК). В соответствии с п.1, 3 указанного соглашения Договор № 13-2/ЛУК расторгается с момента его подписания. Комиссией достоверно не установлена дата подписания данного соглашения, однако согласно имеющимся материалам, она не может быть ранее 08.01.2023, поскольку руководитель ООО «Чистый Город Кемерово» Ратаев Олег Сергеевич, с 28.12.2022 по 08.01.2023 находился за пределами Государственной границы РФ.

14.12.2022 между владельцем полигона ТКО, расположенным в г. Анжеро-Судженске - муниципальным предприятием Анжеро-Судженского городского округа «Коммунальное Спецавтохозяйство» (МП «КомСАХ»), и ООО «Чистый Город Кемерово» заключен договор на захоронение ТКО № 11-П/2022 от 14.12.2022, в связи с чем список принимаемого владельцем полигона ТКО автотранспорта МП «КомСАХ» получает от ООО «Чистый Город Кемерово». 04.01.2023 в адрес МП «КомСАХ» от ООО «Чистый Город Кемерово» поступило уведомление исх. № 1/1 от 04.01.2023, согласно которому, в том числе, указано, что с 05.01.2023 автомобили ООО «Лидер УК» для разгрузки на полигоне по талонам регионального оператора ООО «Чистый Город Кемерово» не принимать.

Учитывая вышеизложенное ООО «Чистый Город Кемерово» в нарушение условий Договора № 13-2/ЛУК направило в адрес владельца полигона ТКО в г. Анжеро-Судженске - МП «КомСАХ», уведомление об отказе в принятии для разгрузки на полигоне с 05.01.2023 автомобилей ООО «Лидер УК», поскольку указанный договор, в силу решения об одностороннем отказе от исполнения договора от 28.12.2022 № 3233, мог прекратить свое действие только с 13.01.2023, а в силу соглашения о расторжении Договора № 13-2/ЛУК, датированного 03.01.2023, не ранее 08.01.2023. Установлено, что иные полигоны ТКО на территории обслуживания ООО «Лидер УК» по Договору № 13-2/ЛУК отсутствуют и в силу Приложения № 4 к Договору № 13-2/ЛУК местом приема и передачи ТКО для ООО «Лидер УК» является именно полигон захоронения ТКО принадлежащий МП «КомСАХ».

В соответствии с частью 1 статьи 5 ФЗ № 135-ФЗ доминирующим положением признается положение хозяйствующего субъекта (группы лиц) или нескольких хозяйствующих субъектов (групп лиц) на рынке определенного товара, дающее такому хозяйствующему субъекту (группе лиц) или таким хозяйствующим субъектам (группам лиц) возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке, и (или) устранять с этого товарного рынка других хозяйствующих субъектов, и (или) затруднять доступ на этот товарный рынок другим хозяйствующим субъектам.

Как указано выше Законом № 89-ФЗ предусмотрена обязанность регионального оператора обеспечить сбор, транспортирование, обработку, утилизацию, обезвреживание, захоронение ТКО на территории конкретной зоны деятельности в соответствии с региональной программой и территориальной схемой в области обращения с отходами.

Порядок осуществления сбора, транспортирования, обработки, утилизации, обезвреживания и захоронения ТКО регулируются Правилами № 1156, разделом I(1) которых урегулирован порядок заключения договора на оказание услуг по обращению с ТКО. Пунктом 5 Правил № 1156 предусмотрено заключение договора на оказание услуг по обращению с ТКО только с региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются ТКО и находятся места (площадки) их накопления.

Таким образом, физические и юридические лица не имеют возможности заключить договор на оказание услуг по обращению с ТКО с иными хозяйствующими субъектами, кроме как с региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются ТКО и находятся места (площадки) их накопления.

Кроме того, как указано выше, именно региональный оператор является лицом, которое выбирает операторов по обращению с ТКО, осуществляющих деятельность по транспортированию ТКО.

Учитывая вышеизложенное, региональный оператор является лицом, оказывающим решающее влияние на общие условия рынка услуг по обращению с ТКО и (или) способным устранять с этого товарного рынка других хозяйствующих субъектов, и (или) затруднять доступ на этот товарный рынок другим хозяйствующим субъектам на установленной территории деятельности, в связи с чем ООО «Чистый Город Кемерово» занимает доминирующее положение на рынке обращения ТКО на территории Кемеровской области – Кузбасса в зоне деятельности «Север», на которой является региональным оператором обращения с ТКО.

Согласно части 1 статьи 10 ФЗ № 135-ФЗ запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо неопределенного круга потребителей.

В связи с вышеизложенным Комиссия приходит к выводу о необходимости квалифицировать действия ООО «Чистый Город Кемерово», занимавшего доминирующее положение на рынке по обращению с ТКО в географических границах зоны деятельности «Север» по отношению к ООО «Лидер УК», выразившиеся в указании владельцу полигона ТКО, расположенного в г. Анжеро-Судженске - МП «КомСАХ», о необходимости отказа в принятии для разгрузки на полигоне с 05.01.2023 автомобилей ООО «Лидер УК», как вступающие в противоречие с требованиями части 1 статьи 10 ФЗ № 135-ФЗ, поскольку, при наличии действующего не ранее чем до 08.01.2023 Договора № 13-2/ЛУК, ими установлены для ООО «Лидер УК» не предусмотренные законодательством РФ препятствия касающиеся исполнения данного договора, а значит ущемлены интересы последнего.

Комиссия считает доводы ООО «Чистый Город Кемерово», о том, что датой подписания соглашения от 03.01.2023 о расторжении Договора № 13-2/ЛУК является дата, указанная в нем, а именно 03.01.2023, несостоятельными, поскольку данное соглашение подписано руководителями ООО «Чистый Город Кемерово» и ООО «Лидер УК» не ранее 08.01.2023, поскольку руководитель ООО «Чистый Город Кемерово» Ратаев Олег Сергеевич, с 28.12.2022 по 08.01.2023 находился за пределами Государственной границы РФ.

В силу части 5 статьи 48.1 ФЗ № 135-ФЗ лица, участвующие в деле, вправе представить комиссии пояснения, доказательства и приводить доводы в письменной форме в отношении обстоятельств, изложенных в заключении об обстоятельствах дела, до окончания рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства и оглашения резолютивной части решения по нему на заседании комиссии.

 

Председатель Комиссии:

 

<...>

Члены комиссии:

отпуск, приказ № 141-О/23 от 27.09.2023

<...>

 

 

<...>

 

 

<...>

Связанные организации

ООО "Лидер УК"
ИНН 4246019520, ОГРН 1144246000700
ООО «Чистый город Кемерово»
ИНН 4205284801, ОГРН 1144205004987