Решение №ТМ/8294/22 по делу от 28 ноября 2022 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Управляющему

ООО «СЗ «Парковый»

<...>
 

Председателю

ПАО «Промсвязьбанк»

<...>

 

РЕШЕНИЕ ПО ДЕЛУ № 042/05/28-1046/2022

 

«22» ноября 2022г. г. Кемерово

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Кемеровской области по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:

Заместителя председателя Комиссии:

 

<...> -

 

заместителя руководителя управления;

Членов Комиссии:

<...> -

начальника отдела рекламы и

недобросовестной конкуренции,

 

<...> -

главного специалиста-эксперта отдела рекламы и

недобросовестной конкуренции,

рассмотрев дело № 042/05/28-1046/2022, возбужденное в отношении общества с ограниченной ответственностью «Специализированный застройщик «Парковый»» (далее – ООО «СЗ «Парковый», адрес: 650036, г. Кемерово, ул. Терешковой, д. 39, оф. 4, ОГРН 1204200011400, Дата присвоения ОГРН 07.08.2020, ИНН 4205391232, КПП 420501001) о распространении рекламы, содержащей признаки нарушения требований части 7 статьи 5, части 1, пункта 2 части 2, части 3 статьи 28 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее по тексту - ФЗ «О рекламе») путем видеоконференцсвязи при участии представителя ООО «СЗ «Парковый» Белик Валерии Сергеевны (доверенность от 03.10.2022),

УСТАНОВИЛА:

В адрес Кемеровского УФАС России поступило заявление физического лица (исх. от 24.08.2022, вх. от 24.08.2022 № 2719) о наличии признаков нарушения требований ФЗ «О рекламе» при размещении рекламы на маршрутном такси 22Т, государственный регистрационный номер С764МЕ142 о предоставлении ипотеки, в которой условия указаны мелким шрифтом, не подлежащем прочтению, следующего содержания:

«Парковый жилой комплекс жк-парковый.рф <...> 0,01 % на весь срок ипотеки. Ремонт в подарок! Ключи в 2022…».

В соответствии с частью 1 статьи 28 ФЗ «О рекламе», реклама банковских, страховых и иных финансовых услуг и финансовой деятельности должна содержать наименование или имя лица, оказывающего эти услуги или осуществляющего данную деятельность (для юридического лица - наименование, для индивидуального предпринимателя - фамилию, имя и (если имеется) отчество).

Согласно части 7 статьи 5 ФЗ «О рекламе», не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы.

Пунктом 2 части 2 статьи 28 ФЗ «О рекламе» установлено, что реклама банковских, страховых и иных финансовых услуг и финансовой деятельности не должна умалчивать об иных условиях оказания соответствующих услуг, влияющих на сумму доходов, которые получат воспользовавшиеся услугами лица, или на сумму расходов, которую понесут воспользовавшиеся услугами лица, если в рекламе сообщается хотя бы одно из таких условий.

В соответствии с частью 3 статьи 28 ФЗ «О рекламе» если реклама услуг, связанных с предоставлением кредита или займа, пользованием им и погашением кредита или займа, содержит хотя бы одно условие, влияющее на его стоимость, такая реклама должна содержать все остальные условия, определяющие полную стоимость кредита (займа), определяемую в соответствии с Федеральным законом «О потребительском кредите (займе)», для заемщика и влияющие на нее.

29.08.2022 определением о возбуждении дела по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе Кемеровским УФАС России было возбуждено дело № 042/05/28-1046/2022 в отношении ООО «СЗ «Парковый» и назначено к рассмотрению на 10.10.2022 в 11 часов 00 минут. Также к рассмотрению данного дела было привлечено ПАО «Промсвязьбанк» в качестве лица, располагающего сведениями относительно распространения спорной рекламы. Копия данного определения была направлена в адрес ООО «СЗ «Парковый», ПАО «Промсвязьбанк» заказными письмами с уведомлением о вручении, а также заявителю по электронной почте (распечатки с сайта АО «Почта России: отслеживание почтовых отправлений» о вручении почтовой корреспонденции имеются в материалах дела).

28.09.2022 в адрес Кемеровского УФАС России поступили письменные пояснения представителя по доверенности ПАО «Промсвязьбанк» (исх. от 28.09.2022 № 15003/200/2534), из которых следует, что ПАО «Промсвязьбанк» не является рекламораспространителем спорной рекламы. Между ПАО «Промсвязьбанк» и ООО «СЗ «Парковый» и (или) какими – либо иными лицами не заключалось каких – либо договоров (иных документов) на распространение указанной рекламы.

ООО «СЗ «Парковый» не согласовывало с ПАО «Промсвязьбанк» распространение указанной рекламы, ее формат и (или) способы размещения, использование в указанной рекламе сведений о каких – либо банковских продуктах и условиях их предоставления.

ПАО «Промсвязьбанк» осуществляет взаимодействие с ООО «СЗ «Парковый» в рамках утвержденных в ПАО «Промсвязьбанк» программ кредитования, условия которых размещены в свободном доступе для неограниченного круга лиц на официальном сайте в сети Интернет http://www.psbank.ru/Personal/Mortgage.

Процентная ставка в размере 0,01% может быть установлена по кредитному договору, заключаемому ПАО «Промсвязьбанк» с физическим лицом, заинтересованным в приобретении недвижимого имущества, расположенного в объектах недвижимости, возводимых ООО «СЗ Парковый» в случае применения дисконта к стандартной процентной ставке ПАО «Промсвязьбанк» в соответствии с условиями, указанными в пункте 3.1.6 договора № 33690722 на оказание консультационных услуг от 15.07.2022 в редакции дополнительного соглашения от 29.07.2022 № 1, заключенного между ПАО «Промсвязьбанк» и ООО «СЗ «Парковый».

Также 28.09.2022 в адрес Кемеровского УФАС России поступило ходатайство представителя ПАО «Промсвязьбанк» (исх. от 08.09.2022) о рассмотрении данного дела в отсутствие представителя ПАО «Промсвязьбанк».

06.10.2022 в адрес Кемеровского УФАС России поступили письменные пояснения представителя по доверенности ООО «СЗ «Парковый» (исх. от 05.10.2022), из которых следует, что спорная реклама содержит в себе существенные условия, не искажает смысла информации и не вводит потребителей в заблуждение, реклама нацелена привлечь внимание к объекту рекламирования – услуги по продаже квартир в строящихся домах.

Помимо указания в рекламе размера ставки 0,01% и дописки «на весь срок ипотеки», рекламы содержит в себе перечень необходимой информации, а именно:

-размер процентной ставки;

-название программы;

-размер минимальной суммы для кредита;

-размер первоначального взноса;

-срок предоставления ипотеки;

-наименование организации, предоставляющей ипотечный кредит, с указанием лицензии.

Согласно пункту 2 статьи 3 ФЗ «О рекламе» объектом рекламирования является товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама. Товар – продукт деятельности (в том числе работа, услуга), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот (пункт 3 статьи 3 ФЗ «О рекламе»).

Тем самым реклама должна привлекать внимание к объекту рекламирования и формировать или поддерживать интерес к нему, способствовать его продвижению на рынке.

Размер шрифта обусловлен большим размером носителя, такая реклама должна считываться с большого расстояния и вызвать интерес к услуге. Информация считывается как с близкого расстояния, так и с дальнего.

Реклама содержит в себе существенную информацию. В связи с тем, что все условия разместить в макете невозможно, в тексте рекламы имеется информация о месте нахождения полных условий: «жк-парковый.рф» и проектной декларации «наш.дом.рф».

На сайте застройщика изложены утвержденные условия ипотеки под 0,01%. Также представлен пример расчета ипотеки, где потребитель может сам выбрать основные параметры квартиры и посмотреть по ней программу предоставления ипотеки.

Указанные выше условия и ссылка на сайта застройщика для дополнительного ознакомления не искажает смыла информации и не вводит потребителей в заблуждение.

Определяя содержание рекламы, ООО «СЗ «Парковый» было намерено лишь заключить соглашения, направленные на отчуждение недвижимости, излагая допускаемые законодательством способы реализации такого имущества. Возможность покупки рекламируемого товара (квартир) через ипотеку является одной из форм реализации новых квартир, что не противоречит нормам гражданского законодательства.

Тем самым, финансовые услуги не являлись объектом рекламирования. Рассматриваемая реклама была направлена на привлечение внимания к услугам застройщика по продаже квартир в новом строящемся доме.

Кроме того, основным видом деятельности рекламодателя – ООО «СЗ «Парковый» выступает строительство жилых и нежилых зданий. ООО «СЗ «Парковый» не вправе заключать кредитный договор с залогом недвижимого имущества, у ООО «СЗ «Парковый» отсутствует лицензия на осуществление банковских операций.

10.10.2022 состоялось рассмотрение дела № 042/05/28-1046/2022 путем видеоконференцсвязи при участии представителей ООО «СЗ «Парковый» <...>, <...>, которые поддержали представленные письменные пояснения.

Рассмотрев материалы дела, Комиссия Кемеровского УФАС России решила рассмотрение дела отложить для получения дополнительных доказательств по делу.

Определением от 10.10.2022 рассмотрение дела № 042/05/28-1046/2022 было отложено на 22.11.2022 в 10 часов 30 минут. Копия данного определения была направлена в адрес ООО «СЗ «Парковый», ПАО «Промсвязьбанк» заказными письмами с уведомлением о вручении, а также заявителю по электронной почте (распечатки с сайта АО «Почта России: отслеживание почтовых отправлений» о вручении почтовой корреспонденции имеются в материалах дела).

03.11.2022 состоялось заседание Экспертного совета по рекламе при Кемеровском УФАС России, одним из вопросов обсуждения являлось обсуждение вышеуказанной рекламы. Одной из тем обсуждения Экспертного совета была реклама ООО «СЗ «Парковый».

Членам Экспертного совета по рекламе (присутствовало 9 человек) были заданы следующие вопросы:

1. Поддается ли в данном случае прочтению текст условий предоставления ипотеки под 0,01%? (продемонстрирована фотография рекламы, представленная заявителем).

Варианты ответов: да, нет, другой вариант.

Решение Членов Экспертного совета: ДА – 0 чел., НЕТ – 9 чел., свой вариант – 0 чел.

2. Что, по Вашему мнению, в данном случае является объектом рекламирования?

Членами Экспертного совета были даны следующие варианты ответов:

«Услуги ипотеки»;

«Финансовые услуги» (2 чел.);

«Финансовые услуги, ипотека»; (2 чел);

«Продажа помещений (жилых/нежилых объектов) в ЖК «Парковый» на условиях ипотеки под 0,01%»;

«Рекламируется ЖК «Парковый», конкретнее – ипотека для приобретения квартиры в ЖК «Парковый»;

«Товар – квартиры в ЖК «Парковый», на приобретение которых предоставляется ипотечный займ»;

«Ипотека на квартиру в комплексе».

Свой вариант озвучили 2 Члена Экспертного совета:

Протокол № 3 Экспертного совета по рекламе при Кемеровском УФАС России от 03.11. 2022 размещен на сайте Кемеровского УФАС России по ссылке https://kemerovo.fas.gov.ru/protocol/35174.

18.11.2022 в адрес Кемеровского УФАС России поступили копии запрашиваемых документов, а также письменные пояснения представителя по доверенности ООО «СЗ «Парковый» (исх. от 18.11.2022), из которых следует, что в представленных документах имеются договоры долевого участия в строительстве, заключенные в рамках акции. По всем договорам участники долевого строительства использовали для оплаты кредитные денежные средства.

Банком, предоставляющим кредиты, является ПАО «Промсвязьбанк».В договорах долевого участия имеются ссылки на заключенные кредитные договоры. Именно в кредитных договорах отражены условия о займе.

ООО «СЗ «Парковый» предоставлен один договор, заключенный с физическим лицом. Согласно пункту 4 договора ставка равна 0,01%.

Расчет ипотеки производится из двух составляющих: ставка банка по ипотеке и дисконт, предоставляемый по соглашению между банком и ООО «СЗ «Парковый».

Таким образом, ипотечная ставка банка по программе «Госпрограмма – 2020» равна 6,35%, она размещена на сайте ПАО «Промсвязьбанк».

Между ПАО «Промсвязьбанк» и ООО «СЗ «Парковый» заключен договор на оказание консультационных услуг от 15.07.2022 № 33690722, а также дополнительное соглашение от 02.09.2022 № 2. Именно это соглашение регулирует размер дисконта, который равен 6,34%.

При совокупности условий (размер минимальной суммы для кредита, размер первоначального взноса, срок предоставления ипотеки) расчет ставки по ипотеке выглядит следующим образом:

6,35%-6,34%=0,01%.

Также из письменных пояснений следует, что в настоящее время произведен полный демонтаж рекламных конструкций со спорной рекламой.

22.11.2022 состоялось рассмотрение дела № 042/05/28-1046/2022 путем видеоконференцсвязи при участии представителя по доверенности ООО «СЗ «Парковый» <...>, которая поддержала представленные ранее письменные пояснения, а также дополнительно пояснила, что в данном случае у ООО «СЗ «Парковый» отсутствовал умысел вводить в заблуждение потребителей. Целью рекламы в данном случае является продажа квартир в строящемся доме по договорам долевого участия в строительстве.

Рассмотрев материалы дела, Комиссия Кемеровского УФАС России установила.

В адрес Кемеровского УФАС России поступило заявление физического лица (исх. от 24.08.2022, вх. от 24.08.2022 № 2719) о наличии признаков нарушения требований ФЗ «О рекламе» при размещении рекламы на маршрутном такси 22Т, государственный регистрационный номер С764МЕ142 о предоставлении ипотеки, в которой условия указаны мелким шрифтом, не подлежащем прочтению, следующего содержания:

«Парковый жилой комплекс жк-парковый.рф <...>0,01 % на весь срок ипотеки. Ремонт в подарок! Ключи в 2022…».

Указанный текст рекламы изготовлен крупным шрифтом и читается на большом расстоянии, вместе с тем условия предоставления ипотеки, а также наименование банка, который предоставляет ипотеку, указаны мелким шрифтом, расположены отдельно от основного текста рекламы и не поддаются восприятию потребителям рекламной информации.

Распространенная обществом реклама предоставления ипотеки под 0,01% направлена на формирование у потребителей желания воспользоваться указанной услугой, поэтому существенной является не только информация, привлекательная для потребителя, но и информация, способная обмануть ожидания, сформированные у потребителей такой рекламой.

Отсутствие в рекламе какой-либо существенной части информации об условиях предоставляемой услуги приводит к искажению смысла рекламы и способствует введению в заблуждение потребителей, имеющих намерение воспользоваться рекламируемой услугой. При этом реклама, распространенная обществом без указания в ней всех условий, а также наименования банка, предоставляющего ипотеку под 0,01%, является ненадлежащей.

В данном случае форма и условия размещения текста сноски не позволяют потребителям воспринять (прочитать) условия предоставления ипотеки, а также наименование банка, который предоставляет ипотеку, в отличие от информации о процентной ставке, которая в рекламе приводится крупным шрифтом. Соответственно, потребители не получают всю необходимую для осознанного выбора информацию обо всех условиях предоставления ипотеки под 0,01%, влияющих и определяющих стоимость кредита.

Учитывая особенности размещения рекламы, ограниченное время считывания информации, размер шрифта, которым написаны существенные условия, а также наименование банка, предоставляющего ипотеку, потребители лишены возможности получить полный текст рекламы. В данном случае доступен только основной текст «Парковый жилой комплекс жк-парковый.рф <...> 0,01% на весь срок ипотеки. Ремонт в подарок! Ключи в 2022», а иные условия, влияющие на предоставление ипотеки, а также информация о банке являются недоступными для потребителя, в связи с чем, потребитель вводится в заблуждение относительно условий и возможности получения ипотеки 0,01% на весь срок.

То обстоятельство, что нормами ФЗ «О рекламе» не установлен размер шрифта, которым должна быть приведена обязательная в силу закона информация, не свидетельствует о том, что размер шрифта может быть любым, поскольку, как следует из положений статьи 5 ФЗ «О рекламе», реклама должна быть добросовестной и достоверной и не должна вводить в заблуждение потребителей.

С учетом изложенного в случае, когда условия, являющиеся существенной информацией для потребителей, отсутствие которой способно обмануть их ожидания, сформированные рекламой, формально присутствовали в рекламе, однако форма представления сведений такова, что данная информация не может быть воспринята потребителями, следует признавать, что данные сведения не были доведены для неопределенного круга лиц надлежащим образом, в связи с чем потребитель фактически не получил предусмотренную законом информацию и вводится в заблуждение относительно предлагаемой финансовой услуги.

Следовательно, выполненные мелким шрифтом сведения об условиях предоставления ипотеки под 0,01%, а также наименование банка, предоставляющего ипотеку, не были доведены до неопределенного круга лиц надлежащим образом. В связи с чем потребитель фактически не получил предусмотренную законом информацию и вводится в заблуждение относительно предлагаемой финансовой услуги.

Формальное присутствие в рекламе обозначенных условий, напечатанных мелким шрифтом, не позволяет потребителю воспринимать данные сведения и не может рассматриваться как их наличие.

В пункте 28 Постановления Пленума ВАС РФ от 08.10.2012№ 58 «О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами Федерального закона «О рекламе» указано, что рекламодатель вправе выбрать форму, способ и средства рекламирования своего товара. Однако при этом он должен соблюдать обязательные требования, предъявляемые Законом о рекламе к рекламе, в частности о включении в рекламу предупреждающих надписей, обязательных сведений или условий оказания услуг.

Пунктом 1 статьи 3 ФЗ «О рекламе» определено, что реклама - это информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке. В силу пункта 4 данной статьи ненадлежащая реклама - реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 2 статьи 3 ФЗ «О рекламе», объект рекламирования - это товар, средство его индивидуализации, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама.

Таким образом, определяющим признаком рекламы является факт ее распространения среди неопределенного круга лиц. Поскольку реклама адресована неопределенному кругу лиц, в число потенциальных потребителей объекта рекламирования могут входить лица, не имеющие возможности ознакомления с информацией, размещенной на сайте, а также по указанному в рекламе телефону. Следовательно, указание сайта, телефона организации не освобождает рекламодателя от исполнения обязанности по соблюдению требований статьи 5 Закона о рекламе в части требований о полноте информации при ее размещении с использованием иных средств. Отсылка к иным источникам размещения рекламы не может рассматриваться как предоставление всей необходимой и достоверной информации при размещении рекламы с помощью иных средств.

В соответствии с частью 1 статьи 28 ФЗ «О рекламе», реклама банковских, страховых и иных финансовых услуг и финансовой деятельности должна содержать наименование или имя лица, оказывающего эти услуги или осуществляющего данную деятельность (для юридического лица - наименование, для индивидуального предпринимателя - фамилию, имя и (если имеется) отчество).

Согласно части 7 статьи 5 ФЗ «О рекламе», не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы.

Пунктом 2 части 2 статьи 28 ФЗ «О рекламе» установлено, что реклама банковских, страховых и иных финансовых услуг и финансовой деятельности не должна умалчивать об иных условиях оказания соответствующих услуг, влияющих на сумму доходов, которые получат воспользовавшиеся услугами лица, или на сумму расходов, которую понесут воспользовавшиеся услугами лица, если в рекламе сообщается хотя бы одно из таких условий.

В данном случае реклама является наружной, размещена на транспортном средстве, основными потребителями рекламы необходимо рассматривать пешеходов, лиц, находящихся на автобусных остановках, водителей и пассажиров транспортных средств, движущихся по проезжей части. Учитывая месторасположение рекламы (на транспортном средстве), ограниченное время считывания информации для основной аудитории потребителей, мелкий размер шрифта, которым написаны существенные условия, потребители рекламы, с учетом объема содержащейся в рекламе информации, не имеют возможности ознакомиться с указанными сведениями обычным образом в течение времени, в которое возможно восприятие данной информации.

В данном случае формальное присутствие в рекламе условий предоставления ипотеки под 0,01% на весь срок, а также наименования банка, напечатанных мелким шрифтом, не позволяет потребителю воспринимать данную информацию, не может рассматриваться как ее наличие, поскольку может ввести потребителей рекламы в заблуждение.

Частью 6 статьи 38 ФЗ «О рекламе» установлено, что рекламодатель несет ответственность за нарушение требований части 7 статьи 5, части 1, пункта 2 части 2 статьи 28 ФЗ «О рекламе».

Согласно статье 3 ФЗ «О рекламе» под рекламодателем понимается изготовитель или продавец товара либо определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо.

В данном случае рекламодателем является ООО «СЗ «Парковый».

Из письменных пояснений представителя ООО «СЗ «Парковый» следует, что обществом произведен демонтаж рекламных конструкций со спорной рекламой, вместе с тем, в данном случае Комиссией Кемеровского УФАС России рассматривается реклама, размещенная на маршрутном такси 22Т, государственный регистрационный номер С764МЕ142. Доказательств демонтажа данной рекламы, с предоставлением фотографии, ООО «СЗ «Парковый» в адрес Кемеровского УФАС России не представлено.

Руководствуясь пунктом 1 части 2 статьи 33, частью 1 статьи 36 Федерального закона от 13.03.2006 № 38 – ФЗ «О рекламе» и в соответствии с пунктами 42-47 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 24.11.2020 № 1922, Комиссия Кемеровского УФАС России,

РЕШИЛА:

1.Признать ненадлежащей рекламу общества с ограниченной ответственностью «Специализированный застройщик «Парковый»» (адрес: 650036, г. Кемерово, ул. Терешковой, д. 39, оф. 4, ОГРН 1204200011400, Дата присвоения ОГРН 07.08.2020, ИНН 4205391232, КПП 420501001), размещенную на маршрутном такси 22Т, государственный регистрационный номер С764МЕ142, поскольку в ней нарушены требования части 7 статьи 5, части 1, пункта 2 части 2 статьи 28 ФЗ «О рекламе».

2. Выдать обществу с ограниченной ответственностью «Специализированный застройщик «Парковый»» (адрес: 650036, г. Кемерово, ул. Терешковой, д. 39, оф. 4, ОГРН 1204200011400, Дата присвоения ОГРН 07.08.2020, ИНН 4205391232, КПП 420501001)предписание о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.

3. Передать материалы дела уполномоченному  должностному  лицу  Кемеровского УФАС России  для  возбуждения  дела  об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 14.3  Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Решение изготовлено в полном объеме «__» ноября 2022 года.

 

Решение может быть обжаловано в порядке, предусмотренном статьей 37 ФЗ «О рекламе».

 

 

 

 

 

Заместитель председателя Комиссии

<...>

 

 

Члены Комиссии

<...>

 

 

 

<...>

 

Связанные организации

ПАО "Промсвязьбанк"
ИНН 7744000912, ОГРН 1027739019142
ООО "СЗ "Парковый"
ИНН 4205391232, ОГРН 1204200011400