Решение №08/10535 по жалобе от 10 декабря 2020 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

«09» декабря 2020 года

Резолютивная часть решения оглашена «07» декабря 2020г.

Решение изготовлено в полном объеме «09» декабря 2020г.                     г. Кемерово

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Кемеровской области по контролю в сфере закупок в составе:

Председателя комиссии:

<…>.

заместителя руководителя Кемеровского УФАС России;

Членов комиссии:

<…>.

начальника отдела  контроля в сфере закупок;

 

 

 

 

<…>.

главного специалиста-эксперта отдела  контроля в сфере закупок;

 

При участии:

- <…>.– представителя Управления по обеспечению жизнедеятельности и строительству Юргинского муниципального округа, по доверенности;

- <…>.- представителя Управления по обеспечению жизнедеятельности и строительству Юргинского муниципального округа, по доверенности,

рассмотрев  дело № 042/06/68-1941/2020, возбужденное по признакам нарушения  заказчиком – Управлением по обеспечению жизнедеятельности и строительству Юргинского муниципального округа законодательства в сфере закупок при проведении электронного аукциона № 0339300021420000024 «Поставка котельного оборудования (котлы водогрейные, водотрубные, газоплотные, твердотопливные, с охлаждаемой уголковой решеткой, теплопроизводительностью 1,16 МВт, 0,93 МВт)», и в результате проведения внеплановой проверки в соответствии с требованиями статьи 99 Федерального закона  от 05.04.2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд» (далее по тексту – ФЗ № 44-ФЗ), Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей)  для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденным приказом ФАС России  от 19.11.2014 № 727/14,

 

установила:

 

01.12.2020г. в адрес Управления Федеральной антимонопольной службы по Кемеровской области поступила жалоба <…> (вх. № 8305Э от 01.12.2020) на действия заказчика – Управления по обеспечению жизнедеятельности и строительству Юргинского муниципального округа при проведении электронного аукциона  № 0339300021420000024 «Поставка котельного оборудования (котлы водогрейные, водотрубные, газоплотные, твердотопливные, с охлаждаемой уголковой решеткой, теплопроизводительностью 1,16 МВт, 0,93 МВт)».

По мнению заявителя, аукционная документация не соответствует требованиям закона о контрактной системе.

В процессе рассмотрения жалобы, проведения внеплановой проверки Комиссией Кемеровского УФАС России установлено:

16.11.2020г. на официальном сайте http://zakupki.gov.ru/ заказчиком – – Управлением по обеспечению жизнедеятельности и строительству Юргинского муниципального округа были размещены извещение о проведении электронного аукциона №  0339300021420000024 «Поставка котельного оборудования (котлы водогрейные, водотрубные, газоплотные, твердотопливные, с охлаждаемой уголковой решеткой, теплопроизводительностью 1,16 МВт, 0,93 МВт)» и аукционная документация.

Начальная (максимальная) цена контракта – 5 289 765,00 рублей.

Согласно требованиям части 3 статьи 68 ФЗ № 44-ФЗ днем проведения электронного аукциона является рабочий день, следующий за датой окончания срока рассмотрения первых частей заявок на участие в таком аукционе. При этом электронный аукцион в случае включения в документацию о закупке в соответствии с пунктом 8 части 1 статьи 33 настоящего Федерального закона проектной документации проводится через четыре часа после окончания срока подачи заявок на участие в указанном электронном аукционе.

 В пункте 18 аукционной документации заказчиком указано следующее: «Днем проведения электронного аукциона является рабочий день, следующий после истечения двух дней с даты окончания срока рассмотрения первых частей заявок на участие в аукционе».

Поскольку заказчиком срок проведения аукциона установлен без учета требований части 3 статьи 68 ФЗ № 44-ФЗ, заказчиком нарушена данная норма закона.

Согласно требованиям части 6 статьи 68 ФЗ № 44-ФЗ величина снижения начальной (максимальной) цены контракта (далее - "шаг аукциона") составляет от 0,5 процента до 5 процентов начальной (максимальной) цены контракта.

В пункте 18 аукционной документации заказчиком указано следующее: «Величина снижения начальной (максимальной) цены контракта (далее - шаг аукциона) составляет от 0,5 процента до 5 процентов начальной (максимальной) цены контракта, но не менее чем сто рублей».

Поскольку величина снижения начальной (максимальной) цены контракта указана заказчиком в противоречие требованиям части 6 статьи 68 ФЗ № 44-ФЗ, заказчиком нарушена данная норма закона.

Согласно требованиям части 3 статьи 96 ФЗ № 44-ФЗ исполнение контракта, гарантийные обязательства могут обеспечиваться предоставлением банковской гарантии, выданной банком и соответствующей требованиям статьи 45 настоящего Федерального закона, или внесением денежных средств на указанный заказчиком счет, на котором в соответствии с законодательством Российской Федерации учитываются операции со средствами, поступающими заказчику. Способ обеспечения исполнения контракта, гарантийных обязательств, срок действия банковской гарантии определяются в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона участником закупки, с которым заключается контракт, самостоятельно. При этом срок действия банковской гарантии должен превышать предусмотренный контрактом срок исполнения обязательств, которые должны быть обеспечены такой банковской гарантией, не менее чем на один месяц, в том числе в случае его изменения в соответствии со статьей 95 настоящего Федерального закона.

Заказчиком в пункте 7.3 установлено следующее: «Срок действия обеспечения исполнения Контракта банковской гарантией должен превышать срок действия Контракта не менее чем на один месяц».

 Поскольку заказчиком в пункте 21 аукционной документации и пункте 22 Информационной карты установлен срок действия банковской гарантии, принимая за точку отчета срок действия контракта, нарушены требования части 3 статьи 96 ФЗ № 44-ФЗ.

Довод заявителя о том, что невозможно определить объектом закупки является только поставка или необходимо также осуществить монтаж, признан Комиссией Кемеровского УФАС России необоснованным с учетом следующего:

Согласно требованиям пункта 1 части 1 статьи 33 ФЗ № 44-ФЗ в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.

Комиссией Кемеровского УФАС России установлено, что из Технического задания аукционной документации представляется возможным определить, что в рамках данной закупки будит осуществляться поставка и монтаж котельного оборудования.

Поскольку ФЗ № 44-ФЗ не обязывает заказчика в предмет закупки включать все виды работ, в действиях заказчика отсутствует нарушение требований пункта 1 части 1 статьи 33 ФЗ № 44-ФЗ.

Согласно требованиям части 3 статьи 14 ФЗ № 44-ФЗ в целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации устанавливаются запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, и ограничения допуска указанных товаров, работ, услуг, включая минимальную обязательную долю закупок российских товаров, в том числе товаров, поставляемых при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг (далее - минимальная доля закупок), и перечень таких товаров, для целей осуществления закупок. В случае, если указанными нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации предусмотрены обстоятельства, допускающие исключения из установленных в соответствии с настоящей частью запрета или ограничений, заказчики при наличии указанных обстоятельств размещают в единой информационной системе обоснование невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений, если такими актами не установлено иное. В таких нормативных правовых актах устанавливается порядок подготовки обоснования невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений, а также требования к его содержанию. Определение страны происхождения указанных товаров осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.

 Постановлением Правительства РФ от 30.04.2020 № 617 утвержден Перечень отдельных видов промышленных товаров, происходящих из иностранных государств (за исключением государств - членов Евразийского экономического союза), в отношении которых устанавливаются ограничения допуска для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Поставка котельного оборудования осуществляется заказчиком по коду ОКПД2: 25.21.12.000 «Котлы водогрейные центрального отопления для производства горячей воды или пара низкого давления».

 Комиссией Кемеровского УФАС России был проанализирован перечень, утвержденный Постановлением Правительства РФ № 617, и установлено, что код ОКПД2 – 25.21.12.000 входит в данный перечень.

Поскольку заказчиком в аукционной документации не установлены ограничения, предусмотренные Постановлением Правительства РФ № 617, заказчиком нарушены требования части 3 статьи 14 ФЗ № 44-ФЗ.

 Довод заявителя о том, что заказчик незаконно присваивает лишние материалы, признан Комиссией Кемеровского УФАС России необоснованным, поскольку материалы, включенные в техническое задание, в том числе принадлежат заказчику.

Довод заявителя о том, что заказчиком не установлен срок поставки товара, признан Комиссией Кемеровского УФАС России необоснованным в силу следующего:

 В Техническом задании заказчиком срок поставки товара указан следующим образом: «Начало срока поставки товара - следующий календарный день за днем заключения муниципального контракта».

В пункте 1.4 проекта контакта указано: «Сроки поставки товара: с момента заключения контракта до 15.12.2020 года, силами и транспортом «Поставщика».

 Комиссия Кемеровского УФАС России пришла к выводу, что противоречия в сроках поставки товара отсутствуют, поскольку с учетом требований статьи 191 Гражданского кодекса РФ течение срока, определенного периодом времени, начинается на следующий день после календарной даты или наступления события, которыми определено его начало.

Довод заявителя о том, что участнику закупки невозможно определить, что за свидетельство на товар должно быть им представлено, признан Комиссией Кемеровского УФАС России необоснованным, поскольку данные требования установлены заказчиком не к участнику закупки, а к исполнителю после заключения контракта.

Согласно требованиям пункта 2 части 13 статьи 34 ФЗ № 44-ФЗ в контракт включаются обязательные условия об уменьшении суммы, подлежащей уплате заказчиком юридическому лицу или физическому лицу, в том числе зарегистрированному в качестве индивидуального предпринимателя, на размер налогов, сборов и иных обязательных платежей в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации, связанных с оплатой контракта, если в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах такие налоги, сборы и иные обязательные платежи подлежат уплате в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации заказчиком.

В пункте 4.1 проекта контракта заказчиком указано следующее: «В случае, если Поставщиком по данному Контракту является физическое лицо, за исключением индивидуального предпринимателя или иного занимающегося частной практикой лица, сумма, подлежащая уплате физическому лицу (цена Контракта), уменьшается на размер налоговых платежей, связанных с оплатой контракта».

Таким образом, заказчиком нарушены требования пункта 2 части 13 статьи 34 ФЗ № 44-ФЗ.

Довод заявителя о том, что заказчиком установлены невыполнимые сроки поставки товара, признан Комиссией Кемеровского УФАС России необоснованным, поскольку ФЗ № 44-ФЗ не установлены требования к сроку поставки товара, в действиях заказчика отсутствует нарушение требований законодательства о контрактной системе.

Согласно требованиям части 4 статьи 65 ФЗ № 44-ФЗ в течение двух дней с даты поступления от оператора электронной площадки указанного в части 3 настоящей статьи запроса заказчик размещает в единой информационной системе разъяснения положений документации об электронном аукционе с указанием предмета запроса, но без указания участника такого аукциона, от которого поступил указанный запрос, при условии, что указанный запрос поступил заказчику не позднее чем за три дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе.

 Комиссией Кемеровского УФАС России установлено, что 17, 19, 24 ноября 2020 участником закупки были направлены запросы о разъяснении положений аукционной документации.

Поскольку заказчиком размещены разъяснения положений аукционной документации без указания предмета запроса, заказчиком нарушены требования части 4 статьи 65 ФЗ № 44-ФЗ.

Согласно требованиям части 5 статьи 24.1 ФЗ № 44-ФЗ обмен информацией, связанной с аккредитацией на электронной площадке, специализированной электронной площадке и проведением электронных процедур, закрытых электронных процедур, между участником закупки, заказчиком, оператором электронной площадки, оператором специализированной электронной площадки осуществляется на электронной площадке, специализированной электронной площадке в форме электронных документов. Правительство Российской Федерации вправе определить типовую форму заявки на участие в электронных процедурах, закрытых электронных процедурах, а также вправе установить требования к содержанию, составу, порядку разработки типовой документации о закупке. Такие типовая заявка, типовая документация обязательны для применения заказчиками и (или) участниками закупки.

Постановлением Правительства РФ от 05.11.2019г. №1401 «О типовых формах заявок на участие в закрытых электронных процедурах, требованиях к содержанию, составу, порядку разработки типовой документации о закупке и внесении изменений в дополнительные требования к операторам электронных площадок, операторам специализированных электронных площадок и функционированию электронных площадок, специализированных электронных площадок» (далее по тексту – Постановление) утверждена типовая форма 1 и 2 части заявок.

Комиссией Кемеровского УФАС России была проанализирована аукционная  документация № 0339300021420000024 и установлено, что аукционная документация содержит порядок подачи первых и вторых частей заявок.

Таким образом, в действиях заказчика отсутствует нарушение требований части 5 статьи 24.1 ФЗ № 44-ФЗ.

Согласно требованиям части 3 статьи 66 ФЗ № 44-ФЗ первая часть заявки на участие в электронном аукционе, за исключением случая, предусмотренного частью 3.1 настоящей статьи, должна содержать:

1) согласие участника электронного аукциона на поставку товара, выполнение работы или оказание услуги на условиях, предусмотренных документацией об электронном аукционе и не подлежащих изменению по результатам проведения электронного аукциона (такое согласие дается с применением программно-аппаратных средств электронной площадки);

2) при осуществлении закупки товара, в том числе поставляемого заказчику при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг:

а) наименование страны происхождения товара;

б) конкретные показатели товара, соответствующие значениям, установленным в документации об электронном аукционе, и указание на товарный знак (при наличии). Информация, предусмотренная настоящим подпунктом, включается в заявку на участие в электронном аукционе в случае отсутствия в документации об электронном аукционе указания на товарный знак или в случае, если участник закупки предлагает товар, который обозначен товарным знаком, отличным от товарного знака, указанного в документации об электронном аукционе.

Заказчиком в подпункте «б» пункте 10 Требования к составу заявки имеется ссылка на пункт 8 Технического задания, а именно: «Конкретные показатели товара, соответствующие значениям, установленным в документации об электронном аукционе (п. 8 технического задания), и указание на товарный знак (при наличии). Информация, предусмотренная настоящим подпунктом, включается в заявку на участие в электронном аукционе в случае отсутствия в документации об электронном аукционе указания на товарный знак или в случае, если участник закупки предлагает товар, который обозначен товарным знаком, отличным от товарного знака, указанного в документации об электронном аукционе».

Комиссией Кемеровского УФАС России был проанализирован пункт 8 Технического задания аукционной документации и пришла к выводу, что требования к первой части заявки установлены с нарушением требований части 3 статьи 66 ФЗ № 44-ФЗ.

Согласно требованиям пункта 3 части 5 статьи 66 ФЗ № 44-ФЗ вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать копии документов, подтверждающих соответствие товара, работы или услуги требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации, в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации установлены требования к товару, работе или услуге и представление указанных документов предусмотрено документацией об электронном аукционе. При этом не допускается требовать представление указанных документов, если в соответствии с законодательством Российской Федерации они передаются вместе с товаром.

В пункте 8 Технического задания аукционной документации заказчиком указаны требования ко второй части заявки, а именно: «Копиями документов, подтверждающих соответствие товара, являются заверенные документы части конструкторской документации, подтверждающие соответствие конструкции товара требованиям, установленным в настоящем техническом задании».

Решением комиссии Таможенного союза от 18.10.2011 № 823 утвержден Перечень стандартов, содержащих правила и методы исследований (испытаний) и измерений, в том числе правил отбора образцов, необходимых для применения и исполнения требований технического регламента Таможенного союза «О безопасности машин и оборудования» (ТР ТС 010/2011) (далее – Перечень).

Исходя из пункта 49 «Котлы отопительные, работающие на жидком и твердом топливе» входят в Перечень объектов технического регулирования, подлежащих подтверждению соответствия требованиям технического регламента Таможенного союза "О безопасности машин и оборудования" в форме декларирования соответствия.

Таким образом, данный документ подтверждает соответствие товара требованиям, установленным в соответствии с законодательством РФ.

В строке 790 раздела 53 «Котлы отопительные, работающие на жидком и твердом топливе» Перечня указан обязательный к применению раздел 8 ГОСТ 30735-2001.

В пункте 8.1 ГОСТ 30735-2001 внешний вид, правильность сборки, комплектность, маркировку и упаковку проверяют визуально, сличением с конструкторской документацией; качество и марку материалов (4.1.3) - по сертификатам изготовителя или результатам лабораторного анализа.

Комиссия Кемеровского УФАС России пришла к выводу, что конструкторская документация предоставляется исполнителем после заключения контракта при поставке товара, следовательно, требование во второй части заявки конструкторских документов противоречит требованиям пункта 3 части 5 статьи 66 ФЗ № 44-ФЗ.

Кроме того, заказчиком не доказано, что конструкторские документы являются подтверждением соответствия товара требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации.

 Руководствуясь статьей 106 Федерального закона от 05.04.2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд», комиссия Кемеровского УФАС России 

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать жалобу жалоба <…> на действия заказчика – Управления по обеспечению жизнедеятельности и строительству Юргинского муниципального округа при проведении электронного аукциона № 0339300021420000024 «Поставка котельного оборудования (котлы водогрейные, водотрубные, газоплотные, твердотопливные, с охлаждаемой уголковой решеткой, теплопроизводительностью 1,16 МВт, 0,93 МВт)» частично обоснованной (в части нарушения требований части 3 статьи 96, частей 3, 6 статьи 68, части 3 статьи 14, пункта 2 части 13 статьи 34, части 4 статьи 65, части 3 статьи 66, пункта 3 части 5 статьи 66 ФЗ № 44-ФЗ).

2. Признать заказчика – Управление по обеспечению жизнедеятельности и строительству Юргинского муниципального округа нарушившим требование части 3 статьи 96,  частей 3, 6 статьи 68, части 3 статьи 14, пункта 2 части 13 статьи 34, части 4 статьи 65, части 3 статьи 66, пункта 3 части 5 статьи 66 Федерального Закона № 44-ФЗ от 05.04.2013г. «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

3. Выдать предписание об устранении нарушения законодательства о контрактной системе.  

4. Передать материалы дела № 042/06/68-1941/2020 должностному лицу для решения вопроса о возбуждении административных производств, предусмотренных частями 4.2, 1.4 статьи 7.30 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

Решение может быть обжаловано в Арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.

 

Председатель комиссии:                                                 <…>.

 

Члены  комиссии:                                                              <…>.

<…>.

 

Связанные организации

УПРАВЛЕНИЕ ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ И СТРОИТЕЛЬСТВУ ЮРГИНСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО ОКРУГА
ИНН 4230021877, ОГРН 1064230008611