Решение №05/9017 по жалобе от 26 октября 2020 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Р Е Ш Е Н И Е

по жалобе № 042/07/3-1654/2020

«21» октября  2020 г.                                г. Кемерово

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Кемеровской области по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров, ведению реестра недобросовестных поставщиков, утверждении порядка рассмотрения жалоб (далее – Комиссия) в составе:

Заместителя председателя комиссии:

 

 

Членов комиссии

 

при ведении  аудиозаписи заседания Комиссии,

при участии:

- <…> - представителя ГАУЗ «Кузбасская областная детская клиническая больница» (доверенность № <…>  от <…>),

рассмотрев в порядке, установленном статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ  «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции) жалобу Общества с ограниченной ответственностью «ВЕЛКЭР» и материалы жалобы  № 042/07/3-1654/2020,

 

У С Т А Н О В И Л А:

 

12.10.2020 г. Кемеровским УФАС России принята к рассмотрению жалоба (вх. № 6995 э) Общества с ограниченной ответственностью «ВЕЛКЭР» (далее – ООО «ВЕЛКЭР», Заявитель) на действия заказчика – Государственного автономного учреждения здравоохранения «Кузбасская областная детская клиническая больница» (далее – ГАУЗ «КОДКБ», Заказчик) при  организации и проведении запроса котировок в электронной форме на право заключения договора на поставку лекарственных средств. Извещение опубликовано на официальном сайте Российской Федерации в сети Интернет Единой информационной системы в сфере закупок: http://zakupki.gov.ru (далее – Официальный сайт) и электронной площадке rts-tender.ru (далее – ООО «РТС-Тендер») 02.10.2020 г. под  № 32009546291 (далее – Закупка).

По мнению Заявителя, закупочная документация не соответствуют требованиям действующего законодательства РФ, а именно, в описание объекта закупки Заказчик неправомерно установил требования к лекарственному препарату МНН: Гадотеровая кислота. МНН: Гадотеровая кислота не может быть включена в состав единого лота наряду с другими лекарственными препаратами, т.к. данный препарат, разрешен к обращению на территории Российской Федерации только под торговым наименованием Дотарем.

Уведомлением Кемеровского УФАС России от 15.10.2020 г. № 05/8603 рассмотрение жалобы № 042/07/3-1654/2020 было назначено на 12.10.2020  года в 11 часов 00 минут дистанционно с использованием   системы видеоконференцсвязи. Данное уведомление было направлено  посредством  электронной почты в адреса: ГАУЗ «КОДКБ», ООО «ВЕЛКЭР» и ООО «РТС-Тендер».

19.10.2020 г. в адрес Кемеровского УФАС России от заказчика - ГАУЗ  «КОДКБ» поступили возражения на жалобу ООО «ВЕЛКЭР» с приложенными материалами, касающимися спорных вопросов по данному запросу котировок.

На заседание Комиссии по рассмотрению жалобы № 042/07/3-1654/2020 21.10.2020 г. представитель заявителя не явился. Ходатайств о рассмотрении данной жалобы с использованием системы видеоконференцсвязи или в отсутствие представителя заявителя в адрес Кемеровского УФАС России не поступало.

Поскольку уведомление о принятии жалобы к рассмотрению было направлено по адресу электронной почты заявителя, указанному в тексте жалобы, Комиссия считает возможным рассмотреть жалобу № 042/07/3-1654/2020 в отсутствие представителя заявителя.

На заседании Комиссии по рассмотрению жалобы № 042/07/3-1654/2020      21.10.2020 г. представитель Заказчика поддержала доводы, ранее изложенные в  возражениях на жалобу ООО «ВЕЛКЭР» и отметила своё несогласие с доводами данной жалобы. Представитель заказчика на заседании Комиссии указала, что все три закупаемых лекарственных средства относятся к одной группе товаров «Вещества контрастные» и могут включаться в состав одного лота. В действующем законодательстве о закупках отсутствуют требования в части проверки заказчиком введения в гражданский оборот на территории Российской Федерации кого или иного лекарственного средства. Также представитель заказчика отметила, что ГАУЗ  «КОДКБ» закупает лекарственные средства по их международным непатентованным наименованиям, а не по торговым наименованиям, что способствует расширению числа участников закупки и не ограничивает конкуренцию. Договор по результатам данной закупочной процедуры не заключен.

Подробно доводы Заказчика закупки изложены в возражениях на жалобу ООО «ВЕЛКЭР» (вх. №  4823  от  19.10.2020).

Изучив имеющиеся материалы жалобы № 042/07/3-1654/2020 Комиссия Кемеровского УФАС России установила следующее:

Проведение запроса котировок в электронной форме на поставку лекарственных средств, назначено в соответствии с планом закупки товаров, работ, услуг заказчика на 2020 год, утвержденным главным врачом ГАУЗ «КОДКБ» и размещенным на Официальном сайте под № 251, что подтверждается скриншотом с данного сайта.

Приказом главного врача ГАУЗ «КОДКБ» «Об утверждении состава комиссии по осуществлению закупок для нужд ГАУЗ «КОДКБ» создана единая закупочная комиссия для осуществления закупочной деятельности по размещению заказов и проведению процедур закупок для нужд вышеуказанного хозяйствующего субъекта (далее – Закупочная комиссия).

При проведении закупочной деятельности Заказчик руководствуется Положением о закупке товаров, работ, услуг для нужд ГАУЗ КО «ОДКБ», утвержденным Наблюдательным советом ГАУЗ КО «ОДКБ», протокол от 11.10.2019 г. № б/н  (далее – Положение о закупках), которое разработано в соответствии с требованиями Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон о закупках).

Порядок и условия осуществления процедуры закупки продукции   посредством запроса котировок в электронной форме регулируются  разделом 5 Положения о закупках.

В соответствии с пунктом 4 подраздела 1 раздела 5 Положения о закупках при проведении запроса котировок в электронной форме Заказчик не составляет Документацию о закупке.

Согласно пункту 5 подраздела 1 раздела 5 Положения о закупках Заказчик размещает в ЕИС  извещение о проведении запроса котировок в электронной форме за 5 рабочих дней до даты окончания срока подачи заявок (далее – Извещение). 

02.10.2020 г. заказчиком - ГАУЗ «КОДКБ» на Официальном сайте было размещено извещение (32009546291) о проведении закупки способом запроса котировок в электронной форме на право заключения договора на поставку лекарственных средств для нужд ГАУЗ «КОДКБ».  

В соответствии с Извещением, опубликованным на Официальном сайте:

- дата начала срока подачи заявок на участие в закупке: 02.10.2020 г.;

- дата и время окончания срока подачи заявок на участие в закупке:  12.10.2020   05:00 (время московское);

- дата и время рассмотрения предложений участников закупки: 12.10.2020 05:30 (время московское);

- дата подведения итогов закупки: 12.10.2020 05:30 (время московское).

Согласно извещению начальная (максимальная) цена договора составляла 999 330,45 руб., включая НДС.  

В соответствии с протоколом от 12.10.2020 № 32009546291-01 рассмотрения единственной заявки на участие в запросе котировок в электронной форме на право заключения договора на «Поставку лекарственных средств» для нужд ГАУЗ «КОДКБ» (итоговый протокол), на момент окончания срока подачи заявок на участие в запросе котировок (12.10.2020 г. 05:00 время Московское) была подана 1 (одна) заявка, а именно: заявка ООО «ИРВИН».

Как следует из вышеуказанного протокола, закупочная комиссия приняла решение о заключении договора с ООО «ИРВИН» с ценой договора 994 332,46 руб., включая НДС.

 По состоянию на 21.10.2020 г. договор на поставку лекарственных средств  между ГАУЗ «КОДКБ» и победителем запроса котировок ООО «ИРВИН» не заключен.

Рассматриваемый запрос котировок в электронной форме на право заключения договора на поставку лекарственных средств (извещение № 32009546291) проводился в соответствии с положениями и требованиями Закона о закупках, что подтверждается информацией размещенной на Официальном сайте в ЕИС. Закон о закупках имеет самостоятельное нормативное правовое регулирование и не входит в сферу действия нормативного правового регулирования Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе). Закон о контрактной системе не определяет порядок подготовки и проведения конкурентных закупочных процедур, осуществляемых заказчиком в соответствии с требованиями  Закона о закупках.

В связи с вышеуказанным доводы Заявителя о нарушении ГАУЗ «КОДКБ» при проведении рассматриваемой закупки требований статьи 33 Закона о контрактной системе и Постановления Правительства РФ от 17.10.2013 № 929 «Об установлении предельного значения начальной (максимальной) цены контракта (цены лота), при превышении которого не могут быть предметом одного контракта (одного лота) лекарственные средства с различными международными непатентованными наименованиями или при отсутствии таких наименований с химическими, группировочными наименованиями», являются ошибочными и неправомерными.

Согласно части 1 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки (далее - положение о закупке).

В соответствии с частью 2 статьи 2 Закона о закупках Положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

Пунктом 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках определено, что при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются следующими принципами, в том числе: равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.

Согласно части 3 статьи 9 Федерального закона от 12.04.2010 г. №  61-ФЗ «Об обращении лекарственных средств» (далее – Закон о лекарственных средствах) Федеральный государственный надзор в сфере обращения лекарственных средств осуществляется уполномоченными федеральными органами исполнительной власти (далее - органы государственного надзора) согласно их компетенции в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

В силу части 2 статьи 52.1 Закона о лекарственных средствах перед вводом в гражданский оборот каждой серии или каждой партии ввозимого в Российскую Федерацию лекарственного препарата для медицинского применения, за исключением иммунобиологических лекарственных препаратов, организация, осуществляющая ввоз лекарственного препарата в Российскую Федерацию, представляет в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в сфере здравоохранения, сертификат производителя лекарственного средства, удостоверяющий соответствие ввозимого лекарственного препарата требованиям фармакопейной статьи, а в случае отсутствия фармакопейной статьи требованиям нормативной документации, и подтверждение представителя организации, осуществляющей ввоз лекарственного препарата в Российскую Федерацию и уполномоченной иностранным производителем лекарственных средств, соответствия ввозимого лекарственного препарата требованиям, установленным при его государственной регистрации.

Частью 10 статьи 52.1 Закона о лекарственных средствах определено, что при выявлении в гражданском обороте серии или партии лекарственного препарата, документы и сведения о которых, предусмотренные частями 1, 2 и 4 настоящей статьи, не представлены в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в сфере здравоохранения, либо серии или партии иммунобиологического лекарственного препарата, не имеющих разрешения на ввод в гражданский оборот, предусмотренного частью 7 настоящей статьи, федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в сфере здравоохранения, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, принимает решение о прекращении гражданского оборота таких серии или партии до представления указанных документов и сведений либо получения указанного разрешения.

В пункте 8 Извещения «Количество поставляемого товара, обьем выполняемой работы, оказываемой услуги», перечислены наименования поставляемого товара, включая их количество:

- МНН: Гадопентетовая кислота (10 упаковок);

- МНН: Гадодиамид (38 упаковок);

- МНН: Гадотеровая кислота (4 упаковки).

В пункте 9 Извещения «Описание объекта закупки» определены технические, функциональные характеристики поставляемого товара, в том числе, МНН: Гадотеровая кислота.

По сведениям государственного реестра лекарственных средств международное непатентованное наименование (далее – МНН): Гадотеровая кислота выпускается под двумя торговыми наименованиями (далее – ТН), а именно:

- Кларискан (страны производители: Норвегия, Великобритания);

- Дотарем (страна производитель – Франция).

При этом оба вышеуказанных торговых наименования являются официально зарегистрированными на территории Российской Федерации Минздравом РФ:

-  Кларискан (регистр. номер ЛП -006111, дата гос. регистрации 21.02.2020 г.);

-  Дотарем (регистр. номер П -110463, дата гос. регистрации 11.12.2012 г.).

По данным Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности Гадопентетовая кислота, Гадодиамид и Гадотеровая кислота входят в одну подгруппу товаров 21.20.23.112 «Вещества контрастные» группу товаров, которая входит в состав группы товаров 21.20.23 «Реагенты диагностические и прочие фармацевтические препараты». Данный факт позволяет включать все вышеперечисленные препараты в один лот при формировании объекта закупки. 

Следует отметить, что ввод в гражданский оборот в Российской Федерации лекарственных средств относится исключительно к компетенции Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения (Росздравнадзор), а обязанность представления соответствующих документов в Росздравнадзор на введение в гражданский оборот в Российской Федерации тех или иных лекарственных средств возложена на производителей лекарств или импортеров данной продукции на территорию РФ.

В соответствии с пунктом 5 Правил представления документов и сведений о лекарственных препаратах для медицинского применения, вводимых в гражданский оборот, утвержденных постановлением Правительства РФ от 26.11.2019 № 1510,  в течение 3 рабочих дней со дня поступления в автоматизированную информационную систему Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения документов и сведений, указанных в пунктах 3 и 4 настоящих Правил, Федеральная служба по надзору в сфере здравоохранения размещает на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" с соблюдением требований законодательства Российской Федерации о коммерческой и иной охраняемой законом тайне сведения о сериях или партиях лекарственных препаратов, вводимых в гражданский оборот.

Кроме того, Закон о закупках не содержит требований, правовых норм о проверке Заказчиком закупки факта введения в гражданский оборот на территории РФ того или иного лекарственного средства.

Таким образом, доводы Заявителя в части обязанности Заказчика проверять на этапе формирования объекта закупки информацию о вводе в гражданский оборот лекарственных средств, а также в части не возможности включения МНН: Гадотеровая кислота в один лот с другими вышеуказанными лекарственными средствами являются неправомерными и необоснованными.

На участие в закупке к поставке может быть предложено любое лекарственное средство, как введенное на момент подачи заявки в гражданский оборот, так и не введенное, т.е. в рассматриваемом случае, как имеющее ТН: Дотарем, так и ТН: Кларискан, поскольку действующее законодательство не обязывает участника иметь в наличии товар в момент подачи заявки.

Вышеуказанный вывод согласуется с правовой позицией указанной в письме ФАС России от 01.07.2016 №  ИА/44536/16 и решении Верховного суда РФ от 09.02.2017 № АКПИ16-1287.

По мнению Комиссии, осуществление закупки лекарственного средства Гадотеровая кислота по его международному непатентованному наименованию, а не по торговым наименованиям, максимально расширяют количество потенциальных участников закупки, исключают любую возможность предоставления кому - либо, каких - либо преимуществ при участии в рассматриваемой процедуре торгов. 

В процессе рассмотрения жалобы № 042/07/3-1654/2020 Комиссия выявила, что Заявитель не является непосредственным производителем названных в  жалобе лекарственных средств, а является участником фармацевтического рынка, в силу чего имеет доступ к любым лекарственным средствам, включая средства указанные в предмете данного запроса котировок и возможность приобретения лекарственных средств у любого производителя для дальнейшей перепродажи.  

На основании вышеизложенного Комиссия пришла к выводу, что описание объекта данной закупки, включая МНН: Гадотеровая кислота не ограничивает конкуренцию по отношению к участникам закупки, не противоречит  требованиям пункта 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках и пункта 1 части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции.

Согласно части 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции по результатам рассмотрения жалобы по существу Комиссия антимонопольного органа принимает решение о признании жалобы обоснованной или необоснованной и в случае, если жалоба признана обоснованной, либо в случае установления иных не являющихся предметом обжалования нарушений (нарушений порядка организации и проведения торгов, заключения договоров по результатам торгов или в случае признания торгов несостоявшимися) принимает решение о необходимости выдачи предписания, предусмотренного пунктом 3.1 части 1 статьи 23 настоящего Федерального закона.

На основании вышеизложенного Комиссия, руководствуясь статьей 18.1   Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О  защите конкуренции»,

 

Р Е Ш И Л А:

 

Признать жалобу ООО «ВЕЛКЭР» на действия Заказчика - ГАУЗ «КОДКБ» при  организации и проведении запроса котировок в электронной форме на право заключения договора на поставку лекарственных средств, извещение № 32009546291,  необоснованной.

 

Заместитель председатель  комиссии:

 

Члены Комиссии:

 

Примечание. В соответствии с ч. 23 ст. 18.1 Закона о защите конкуренции решение и предписание комиссии антимонопольного органа может быть обжаловано в судебном порядке в течении трех месяцев со дня принятия решения или выдачи предписания.

Связанные организации

ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ "КУЗБАССКАЯ ОБЛАСТНАЯ ДЕТСКАЯ КЛИНИЧЕСКАЯ БОЛЬНИЦА ИМЕНИ Ю.А. АТАМАНОВА"
ИНН 4205384517, ОГРН 1194205020283
ООО «ВЕЛКЭР»
ИНН 7721634327, ОГРН 5087746208435