Постановление б/н Постановление о назначении административного наказания по де... от 27 мая 2016 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

о назначении административного наказания по делу № 600/03-АДМ-2015 об административном правонарушении 

«23» мая  2016 г.                                                                                                       г. Кемерово

 

 Я, заместитель руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Кемеровской области, Ланцман Людмила Игоревна (далее – должностное лицо Кемеровского УФАС России), рассмотрев протокол и материалы дела об административном правонарушении № 600/03-АДМ-2015, возбужденного в отношении Общества с ограниченной ответственностью «Сибпромсервис» (630005, г. Новосибирск, ул. Журинская, д. 78, оф.314/1 (изменение в адресе (место нахождении) согласно выписке и ЕГРЮЛ по состоянию на 22.04.2016 г.; ГРН и дата внесения изменений в ЕГРЮЛ 2165476302209 - 01.03.2016 г.) ИНН/КПП 5405385365/540501001; КПП: 540601001; дата регистрации: 09.12.2008г.) (далее – ООО «Сибпромсервис»)  по факту совершения административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 14.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

УСТАНОВИЛА:

Решением Управления Федеральной антимонопольной службы по Кемеровской области по делу № 90/А-10-2014 от 15.09.2015 г. (в полном объеме изготовлено 29.09.2015 г.) – ООО «Сибпромсервис» было признано нарушившим пункт 5 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции).

Нарушение подпункта 5 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции выразилось в уклонении от заключения с ООО «Кузбасская энергосетевая компания» договора на подключение к системе теплоснабжения, результатом которого явилось ущемление интересов ООО «Кузбасская энергосетевая компания».

Ответственность за совершение субъектом естественной монополии действий, признаваемых злоупотреблением доминирующим положением и недопустимых в соответствии с антимонопольным законодательством, установлена частью 2 статьи 14.31 КоАП РФ.

Согласно части 1.2 статьи 28.1 КоАП РФ поводом к возбуждению дела об административном правонарушении, предусмотренного статьей 14.31 КоАП РФ, является принятие Комиссией антимонопольного органа решения, которым установлен факт нарушения антимонопольного законодательства Российской Федерации.

06.10.2015 г. Кемеровским УФАС России в адрес ООО «Сибпромсервис» было направлено уведомление о составлении протокола (исх. № 03/1075), в котором было указано, что  законному представителю ООО «Сибпромсервис» надлежит явиться 22.10.2015 г. в Кемеровское УФАС России для дачи объяснений по факту нарушения, а также для составления и подписания протокола об административном правонарушении.

В назначенное время 22.10.2015 г. на процедуру составления и подписания протокола законный представитель ООО «Сибпромсервис», надлежащим образом извещенный о дате, времени и месте составления протокола об административном правонарушении, не явился, защитников не направил.

26.10.2015 г. Кемеровским УФАС России в адрес ООО «Сибпромсервис» было направлено уведомление о составлении протокола (исх. № 03/10899), в котором было указано, что  законному представителю ООО «Сибпромсервис» надлежит явиться 08.12.2015 г. в Кемеровское УФАС России для дачи объяснений по факту нарушения, а также для составления и подписания протокола об административном правонарушении.

В назначенное время 08.12.2015 г. на процедуру составления и подписания протокола законный представитель ООО «Сибпромсервис», надлежащим образом извещенный о дате, времени и месте составления протокола об административном правонарушении, не явился, защитников не направил.

08.12.2015г. исполняющей обязанности начальника отдела топливно-энергетического комплекса Управления Федеральной антимонопольной службы по Кемеровской области – Ананьевой Галиной Николаевной был составлен и подписан протокол по делу № 600/03-АДМ-2015 об административном правонарушении (исх.№03/12370 от 08.12.2015 г.). Копия протокола направлена в адрес законного представителя ООО «Сибпромсервис», а также 23.12.2015г. вручена нарочно, под расписку, защитнику ООО «Сибпромсервис» - <...>(доверенность б/н от 22.04.2013г.).   

Определением от 08.12.2015 г. (исх. № 03/12471 от 10.12.2015 г.) рассмотрение дела № 600/03-АДМ-2015 об административном правонарушении было назначено на 23.12.2015 г.

В назначенное время 23.12.2015 г. на рассмотрение дела № 600/03-АДМ-2015 об административном правонарушении законный представитель ООО «Сибпромсервис», надлежащим образом извещенный о дате, времени и месте рассмотрения дела  № 600/03-АДМ-2015 об административном правонарушении, не явился, направил защитника <…> (доверенность б/н от 22.04.2013г.).

23.12.2015г. в адрес Кемеровского УФАС России поступило ходатайство (вх.№8624) защитника ООО «Сибпромсервис» об отложении рассмотрения дела №600/03-АДМ-2015 об административном правонарушении, в связи с необходимостью предоставления дополнительных сведений.

Данное ходатайство было удовлетворено.

Определением от 23.12.2015 г. (исх. № 03/13077 от 25.12.2015 г.) рассмотрение дела № 600/03-АДМ-2015 об административном правонарушении было отложено на 22.01.2016 г.

В назначенное время 22.01.2016 г. на рассмотрение дела № 600/03-АДМ-2015 об административном правонарушении законный представитель ООО «Сибпромсервис», надлежащим образом извещенный о дате, времени и месте рассмотрения дела  № 600/03-АДМ-2015 об административном правонарушении, не явился, направил защитника <…> (доверенность б/н от 22.04.2013г.).

В процессе рассмотрения дела № 600/03-АДМ-2015 об административном правонарушении от представителя ООО «Сибпромсервис» поступило устное ходатайство об отложении рассмотрения дела №600/03-АДМ-2015, в связи с необходимостью предоставления дополнительных сведений.

Данное ходатайство было удовлетворено.

Определением от 22.01.2016 г. (исх. № 03/742 от 29.01.2016 г.) рассмотрение дела № 600/03-АДМ-2015 об административном правонарушении было отложено на 20.02.2016 г.

В назначенное время 20.02.2016 г. на рассмотрение дела № 600/03-АДМ-2015 об административном правонарушении законный представитель ООО «Сибпромсервис» не явился, защитника не направил.

Сведениями о надлежащем извещении законного представителя ООО «Сибпромсервис» о дате, времени и месте рассмотрения дела № 600/03-АДМ-2015 об административном правонарушении Кемеровское УФАС России не располагало. 

Определением от 20.02.2016 г. (исх. № 03/1634 от 24.02.2016 г.) рассмотрение дела № 600/03-АДМ-2015 об административном правонарушении было отложено на 29.03.2016 г.

В назначенное время 29.03.2016 г. на рассмотрение дела № 600/03-АДМ-2015 об административном правонарушении законный представитель ООО «Сибпромсервис» не явился, защитника не направил.

Сведениями о надлежащем извещении законного представителя ООО «Сибпромсервис» о дате, времени и месте рассмотрения дела № 600/03-АДМ-2015 об административном правонарушении Кемеровское УФАС России не располагало.

Определением от 29.03.2016 г. (исх. № 03/2902 от 31.03.2016 г.) рассмотрение дела № 600/03-АДМ-2015 об административном правонарушении было отложено на 22.04.2016 г.

Копия вышеуказанного Определения была направлена Кемеровским УФАС России в следующие адреса:

- 630063, г. Новосибирск, ул. Тургенева, д.261 (потовый идентификатор 650972 95 64547 1);

- 650010, г. Кемерово, ул. Красноармейская, 59-23 (почтовый идентификатор 650972 95 64546 4);

- 630005, г. Новосибирск, ул. Журинская д. 78 оф. 314/1 (почтовый идентификатор 650972 95 64548 8);

- 652150, г. Мариинск, ул. 50 лет Октября, 73А  (почтовый идентификатор 650972 95 64549 5).

В назначенное время 22.04.2016 г. на рассмотрение дела №600/03-АДМ-2015 об административном правонарушении законный представитель ООО «Сибпромсервис» не явился, защитника не направил.

В процессе рассмотрения дела № 600/03-АДМ-2015 об административном правонарушении должностным лицом Кемеровского УФАС Росси было установлено, что  11.04.2016 г. ООО «Сибпромсервис» получило копию Определения от 29.03.2016 г. (исх. № 03/2902 от 31.03.2016 г.), направленное обществу по адресам: 630063, г. Новосибирск, ул. Тургенева, д.261(Уведомление о вручении потовый идентификатор 650972 95 64547 1), а так же 650010, г. Кемерово, ул. Красноармейская, 59-23 (Уведомление о вручении почтовый идентификатор 650972 95 64546 4).

При этом в ходе рассмотрения данного дела должностным лицом Кемеровского УФАС России установлено, что согласно выписке из единого государственного реестра юридических лиц (ЕГРЮЛ) по состоянию на 22.04.2016г., размещенной на сайте http://www.n46.ru, 01.03.2016 г. ООО «Сибромсервис» изменило адрес своего местонахождения с 630063, г. Новосибирск, ул. Тургенева, д.261 на 630005, г. Новосибирск, ул. Журинская д. 78 оф. 314/1 (государственный регистрационный номер внесения изменений в ЕГРЮЛ 2165476302209).

Таким образом, сведениями о надлежащем извещении законного представителя ООО «Сибпромсервис» (по адресу указанному в выписке из ЕГРЮЛ), о дате, времени и месте рассмотрения дела № 600/03-АДМ-2015 об административном правонарушении Кемеровское УФАС России не располагало.

Определением от 22.04.2016 г. (исх. № 03/3811 от 26.04.2016 г.) рассмотрение дела № 600/03-АДМ-2015 об административном правонарушении было отложено на 23.05.2016 г.

В назначенное время 23.05.2016 г. на рассмотрение дела № 600/03-АДМ-2015 об административном правонарушении законный представитель ООО «Сибпромсервис», надлежащим образом извещенный о дате, времени и месте рассмотрения дела № 600/03-АДМ-2015 об административном правонарушении, не явился, защитника не направил.

Изучив материалы дела, заместитель руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Кемеровской области приходит к следующим выводам:

ООО «Сибпромсервис» допущено нарушение части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, выразившееся в уклонении от заключения с ООО «Кузбасская энергосетевая компания» договора на подключение к системе теплоснабжения, результатом которого явилось ущемление интересов ООО «Кузбасская энергосетевая компания», которое квалифицировано как злоупотребление ООО «Сибпромсервис» доминирующим положением на рынке услуг по передаче электрической энергии в пределах географических границ, определенных территорией, охватываемой системой теплоснабжения котельной № 1 в г. Тайга Кемеровской области.

ООО «Сибпромсервис» владеет объектами коммунальной инфраструктуры по теплоснабжению, расположенными в г. Тайга, на основании договоров аренды муниципального имущества и является теплоснабжающей организацией на территории   г. Тайга Кемеровской области.

Из материалов дела № 90/А-10-2014 следует, что 09.04.2014 г. ООО «Кузбасская энергосетевая компания» обратилось в адрес ООО «Сибпромсервис» с заявкой (№ 06-548/14 от 08.04.2014 г.; вх. № 56 от 09.04.2014 г.) на подключение к системе теплоснабжения вышеуказанных объектов с максимальной тепловой нагрузкой 0,077 Гкал/час.

Письмом от 24.04.2014 г. № 06-649/14, направленным в адрес ООО «Сибпромсервис» (вх. № б/н от 28.04.2014 г.), ООО «Кузбасская энергосетевая компания» просило ООО «Сибпромсервис» подтвердить, что у общества отсутствуют претензии к содержанию и составу заявки № 06-548/14 от 08.04.2014 г. 

Согласно заявлению ООО «Кузбасская энергосетевая компания» по состоянию на 22.07.2014 г. какой-либо ответ на вышеуказанные заявку и письмо от ООО «Сибпромсервис» в адрес ООО «Кузбасская энергосетевая компания» не поступали.

Из материалов дела № 90/А-10-2014 следует, что общество рассмотрело заявку ООО «Кузбасская энергосетевая компания» на подключение к системе теплоснабжения теплопотребляющих установок объектов, принадлежащих ООО «Кузбасская энергосетевая компания» и расположенных по адресам: г. Тайга, ул. Советская, № 109, 109а.

В соответствии с частью 1 статьи 14 Федерального закона от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении» (далее – Закон о теплоснабжении) подключение (технологическое присоединение) теплопотребляющих установок и тепловых сетей потребителей тепловой энергии, в том числе застройщиков, к системе теплоснабжения осуществляется в порядке, установленном законодательством о градостроительной деятельности для подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, с учетом особенностей, предусмотренных Законом о теплоснабжении и Правилами подключения к системам теплоснабжения, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 16.04.2012 № 307 (далее - Правила подключения).

Согласно части  (см. текст в предыдущей редакции)

 

2 статьи 14 Закона о теплоснабжении вышеуказанное подключение (технологическое присоединение) осуществляется на основании договора на подключение (технологическое присоединение) к системе теплоснабжения, который является публичным для теплоснабжающей организации, теплосетевой организации. Правила выбора теплоснабжающей организации или теплосетевой организации, к которой следует обращаться заинтересованным в подключении (технологическом присоединении) к системе теплоснабжения лицам и которая не вправе отказать им в услуге по такому подключению (технологическому присоединению) и в заключении соответствующего договора, устанавливаются Правилами подключения.

Частью  (см. текст в предыдущей редакции)

 

3 статьи 14 Закона о теплоснабжении предусмотрено, что при наличии технической возможности подключения (технологического присоединения) к системе теплоснабжения и при наличии свободной мощности в соответствующей точке подключения (технологического присоединения) отказ потребителю, в том числе застройщику, в заключении договора на подключение (технологическое присоединение) объекта капитального строительства, находящегося в границах определенного схемой теплоснабжения радиуса эффективного теплоснабжения, не допускается.

В соответствии с пунктом 3 Правил подключения подключение к системам теплоснабжения осуществляется на основании договора о подключении к системам теплоснабжения (далее - договор о подключении).

По договору о подключении исполнитель обязуется осуществить подключение, а заявитель обязуется выполнить действия по подготовке объекта к подключению и оплатить услуги по подключению.

Основанием для заключения договора о подключении является подача заявителем заявки на подключение к системе теплоснабжения, в том числе в случае необходимости подключения к системам теплоснабжения вновь создаваемого или созданного подключаемого объекта, но не подключенного к системам теплоснабжения.

Пунктом 4 Правил подключения установлено, что договор о подключении является публичным для теплоснабжающих и теплосетевых организаций.

В соответствии с пунктом 8 Правил подключения теплоснабжающая или теплосетевая организация, к которой следует обращаться заявителям, определяется в соответствии с зонами эксплуатационной ответственности таких организаций, определенных в схеме теплоснабжения поселения, городского округа.

Для заключения договора о подключении заявитель направляет в адрес исполнителя заявку на подключение к системе теплоснабжения, которая содержит ряд сведений и документов, предусмотренных пунктами 11, 12 и 48 Правил подключения (пункты 11, 12 Правил подключения).

Согласно пункту 14 Правил подключения в случае несоблюдения заявителем требований, предъявляемых к содержанию заявки и составу прилагаемых документов, предусмотренных пунктами 11, 12 и 48 Правил, исполнитель в течение 6 рабочих дней с даты получения заявки направляет заявителю уведомление о необходимости в течение 3 месяцев с даты получения указанного уведомления представить недостающие документы и сведения.

В случае представления сведений и документов, указанных в пунктах 11, 12 и 48 Правил подключения, в полном объеме, исполнитель в течение 30 дней с даты их получения направляет заявителю подписанный проект договора о подключении в 2 экземплярах.

ООО «Сибпромсервис» в установленные Правилами подключения сроки не направило в адрес ООО «Кузбасская энергосетевая компания» ни проекта договора на подключение к системе теплоснабжения объектов, принадлежащих ООО «Кузбасская энергосетевая компания», ни каких-либо уведомлений о необходимости предоставления сведений, предусмотренных Правилами подключения.

Следовательно, ООО «Сибпромсервис» бездействовало в части рассмотрения заявки ООО «Кузбасская энергосетевая компания» № 06-548/14 от 08.04.2014 г. на подключение к системе теплоснабжения.

19.09.2014 г. Кемеровским УФАС России в порядке статьи 391 Закона о защите конкуренции ООО «Сибпромсервис» было выдано предупреждение (№ 03/9072) о прекращении бездействия, выразившегося в уклонении от заключения договора и выдачи технических условий на подключение к системе теплоснабжения теплопотребляющих установок объектов, принадлежащих ООО «Кузбасская энергосетевая компания» и расположенных по адресам: г. Тайга, ул. Советская, № 109, 109а, по заявке ООО «Кузбасская энергосетевая компания» от 08.04.2014 г. (вх. № 56 от 09.04.2014 г.), содержащего признаки нарушения пункта 5 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.

02.10.2014 г. в адрес Кемеровского УФАС России поступило письмо ООО «Сибпромсервис» (исх. № 131 от 02.10.2014 г.) о том, что в целях исполнения предупреждения от 19.09.2014 г. обществом были разработаны и направлены в адрес ООО «Кузбасская энергосетевая компания» технические условия № б/н на подключение к тепловым сетям системы теплоснабжения.

Однако в предупреждении Кемеровского УФАС России содержалось требование о необходимости прекращения ООО «Сибпромсервис» бездействия путем направления в адрес ООО «Кузбасская энергосетевая компания» помимо технических условий на подключение к системе теплоснабжения объектов капитального строительства, расположенных по адресам: г. Тайга, ул. Советская, № 109, 109а, также проекта договора на подключение к системе теплоснабжения. Кроме того, технические условия, выданные ООО «Сибпромсервис», содержали сведения о подключении тепловой нагрузки, несоответствующей заявке ООО «Кузбасская энергосетевая компания».

Таким образом, сведения о выполнении ООО «Сибпромсервис» предупреждения Кемеровского УФАС России от 19.09.2014 г. № 03/9072 в полном объеме в адрес Кемеровского УФАС России не поступили.

В период рассмотрения дела № 90/А-10-2014 о нарушении антимонопольного законодательства постановлением главы Тайгинского городского округа от 23.12.2014 № 803-п была утверждена схема теплоснабжения Тайгинского городского округа на период 2014-2019 г.г. с перспективой до 2030 года (далее – Схема теплоснабжения).

Согласно Схеме теплоснабжения на территории г. Тайга определено десять  изолированных зон теплоснабжения, которые находятся в системе теплоснабжения городского округа. В зонах №1-№7 действует единственная теплоснабжающая организация - ООО «Сибпромсервис».

Тепловые  сети  зоны действия  источников  тепла  ООО  «Сибпромсервис»  находятся  на  обслуживании организации  на  правах  аренды.

Объекты капитального строительства, расположенные по адресам: г. Тайга, ул. Советская, № 109, 109а, и указанные в заявке ООО «Кузбасская энергосетевая компания», находятся в зоне деятельности ООО «Сибпромсервис» - Котельная № 1.

В соответствии со Схемой теплоснабжения дефицит тепловой мощности на  теплоисточниках  Тайгинского городского  округа, включая котельную № 1, отсутствует.

При этом радиус эффективного теплоснабжения, рассчитанный в Схеме теплоснабжения, составляет 5,6 км.

Таким образом, факт отсутствия технической возможности подключения к системе теплоснабжения объектов ООО «Кузбасская энергосетевая компания», на который указывало ООО «Сибпромсервис» в рамках рассмотрения дела № 90/А-10-2014 о нарушении антимонопольного законодательства, не нашел своего подтверждения.

Следовательно, уклонение ООО «Сибпромсервис» от заключения договора на подключение к системе теплоснабжения теплопотребляющих установок объектов, принадлежащих ООО «Кузбасская энергосетевая компания» и расположенных по адресам: г. Тайга, ул. Советская, № 109, 109а, по заявке от 08.04.2014 г. № 06-548/14 (вх. 56 от 09.04.2014 г.) нарушает требования части 3 статьи 14 Закона о теплоснабжении и ущемляет интересы ООО «Кузбасская энергосетевая компания», имеющего намерения в подключении своих объектов к централизованной системе теплоснабжения.

Региональная энергетическая комиссия Кемеровской области осуществляет тарифное регулирование ООО «Сибпромсервис». В 2013-2014 г. действовали тарифы на тепловую энергию, реализуемую ООО «Сибпромсервис» (г. Новосибирск) на потребительском рынке по узлу теплоснабжения - г. Тайга, компенсирующие расходы общества на производство и передачу тепловой энергии потребителям.

В соответствии с пунктом 12 статьи 2 Закона о теплоснабжении  передача тепловой энергии, теплоносителя - совокупность организационно и технологически связанных действий, обеспечивающих поддержание тепловых сетей в состоянии, соответствующем установленным техническими регламентами требованиям, прием, преобразование и доставку тепловой энергии, теплоносителя.

Обязательство по передаче и поставке тепловой энергии возникает у теплоснабжающей (теплосетевой) организации только после осуществления подключения (технологического присоединения) теплопотребляющих установок потребителей тепловой энергии к системе теплоснабжения и состоит в реализации определенных мероприятий, необходимых для осуществления подключения к системе теплоснабжения.

Согласно статье 4 Закона о защите конкуренции под товарным рынком понимается сфера обращения товара (объекта гражданских прав, предназначенного для продажи, обмена или иного введения в оборот), который не может быть заменен другим товаром, или взаимозаменяемых товаров, в границах которой (в том числе географических) исходя из экономической, технической или иной возможности либо целесообразности приобретатель может приобрести товар, и такая возможность либо целесообразность отсутствует за ее пределами.

Передача тепловой энергии неразрывно связана с подключением к системе теплоснабжения, услуги по осуществлению мероприятий по подключению к системе теплоснабжения оказываются непосредственно с целью последующей передачи тепловой энергии для потребителя (подключение к системе теплоснабжения является обязательной составной частью единого технологического процесса по оказанию услуг по передаче тепловой энергии). Возможность заключения договора на передачу тепловой энергии обусловлена необходимостью заключения обязательного для теплосетевой организации договора на подключение к системе теплоснабжения.

Следовательно, услуги по осуществлению подключения к системе теплоснабжения не образуют отдельного вида экономической деятельности, являются нераздельной частью рынка передачи тепловой энергии, в связи с чем не составляют самостоятельного товарного рынка.

При этом данная услуга может быть оказана только теплоснабжающей или теплосетевой организацией, к тепловым сетям которой потребитель намерен подключить принадлежащие ему теплопотребляющие установки.

Услуги по передаче тепловой энергии согласно статье 4 Федерального закона от 17.08.1995 № 147-ФЗ «О естественных монополиях» отнесены к сфере деятельности субъектов естественных монополий.

В соответствии с частью 5 статьи 5 Закона о защите конкуренции доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта - субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии.

Таким образом, ООО «Сибпромсервис», являясь субъектом естественной монополии, занимает доминирующее положение на рынке услуг по передаче тепловой энергии в пределах географических границ, определенных территорией, охватываемой тепловыми сетями ООО «Сибпромсервис», подключенных к котельной № 1 в г. Тайга Кемеровской области.

Статья 10 Гражданского кодекса Российской Федерации не допускает использование гражданских прав в целях ограничения конкуренции, а также злоупотребления доминирующим положением на рынке.

В соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, в том числе экономически или технологически не обоснованные отказ либо уклонение от заключения договора с отдельными покупателями (заказчиками) в случае наличия возможности производства или поставок соответствующего товара, а также в случае, если такой отказ или такое уклонение прямо не предусмотрены федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами уполномоченных федеральных органов исполнительной власти или судебными актами (в редакции, действующей на момент рассмотрения дела № 90/А-10-2014).

Таким образом, бездействие ООО «Сибпромсервис» в части рассмотрения заявки                ООО «Кузбасская энергосетевая компания» от 08.04.2014 г. № 06-548/14 (вх. 56 от 09.04.2014 г.) на подключение к системе теплоснабжения, выразившееся в уклонении от заключения договора на подключение к системе теплоснабжения, результатом которого явилось ущемление интересов ООО «Кузбасская энергосетевая компания», было квалифицировано Кемеровским УФАС России как злоупотребление ООО «Сибпромсервис» доминирующим положением на рынке передачи тепловой энергии и является  нарушением пункта 5 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.

Ответственность за совершение занимающим доминирующее положение на товарном рынке хозяйствующим субъектом действий, признаваемых злоупотреблением доминирующим положением и недопустимых в соответствии с антимонопольным законодательством, установлена частью 2 статьи 14.31 КоАП РФ.

Согласно части 2 статьи 14.31 КоАП РФ совершение занимающим доминирующее положение на товарном рынке хозяйствующим субъектом действий, признаваемых злоупотреблением доминирующим положением и недопустимых в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации, если результатом таких действий является или может являться недопущение, ограничение или устранение конкуренции либо совершение субъектом естественной монополии действий, признаваемых злоупотреблением доминирующим положением и недопустимых в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных статьей 9.21 настоящего Кодекса, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от одной сотой до пятнадцати сотых размера суммы выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, либо размера суммы расходов правонарушителя на приобретение товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, но не более одной пятидесятой совокупного размера суммы выручки правонарушителя от реализации всех товаров (работ, услуг) и не менее ста тысяч рублей, а в случае, если сумма выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, либо сумма расходов правонарушителя на приобретение товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, превышает 75 процентов совокупного размера суммы выручки правонарушителя от реализации всех товаров (работ, услуг) или административное правонарушение совершено на рынке товаров (работ, услуг), реализация которых осуществляется по регулируемым в соответствии с законодательством Российской Федерации ценам (тарифам), - в размере от трех тысячных до трех сотых размера суммы выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, либо размера суммы расходов правонарушителя на приобретение товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, но не более одной пятидесятой совокупного размера суммы выручки правонарушителя от реализации всех товаров (работ, услуг) и не менее ста тысяч рублей.

Согласно статье 2.1. КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП РФ или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Исходя из смысла данной нормы, юридическое лицо не подлежит ответственности в том случае, если будет доказано, что соблюдение норм и правил было невозможно в силу чрезвычайных событий и обстоятельств, которые данное лицо не могло ни предвидеть, ни предотвратить при соблюдении той степени заботливости и осмотрительности, которая от него требовалась.

Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

В данном случае у ООО «Сибпромсервис» имелась возможность для соблюдения предусмотренных законом требований при осуществлении деятельности, тем не менее, данным хозяйствующим субъектом всех зависящих от него мер по соблюдению законодательства Российской Федерации предпринято не было.

ООО «Сибпромсервис» документально не подтвердило наличие чрезвычайных обстоятельств, не позволивших выполнить требования пункта 5 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, а также то, что им были предприняты все необходимые и возможные меры к неукоснительному и точному исполнению требований законодательства РФ.

В соответствии со статьей 2.9 КоАП РФ малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям.

Как следует из текста Закона о защите конкуренции, целями данного закона являются обеспечение единства экономического пространства, свободного перемещения товаров, свободы экономической деятельности в РФ, защита конкуренции и создание условий для эффективного функционирования товарных рынков.

Положения Закона о защите конкуренции и установление административной ответственности за совершение правонарушения, предусмотренного статьей 14.31 КоАП РФ, направлены на предупреждение совершения противоправных действий со стороны лиц, занимающих доминирующее положение на соответствующих рынках товаров, услуг и защиту интересов общества, государства, а также отдельных участников правоотношений, подпадающих под регулирование антимонопольного законодательства.

Рассматриваемое правонарушение, совершенное ООО «Сибпромсервис», является формальным, в связи с чем представляет угрозу охраняемым общественным отношениям независимо от наступления каких-либо негативных материальных последствий. Кроме того, публичный статус ООО «Сибпромсервис», как теплосетевой  организации предопределяет повышенные требования законодательства к деятельности данного хозяйствующего субъекта, поскольку любые, не основанные на нормах права действия теплосетевой организации, нарушают права граждан, потребляющих тепловую энергию.

Факт совершения ООО «Сибпромсервис» административного правонарушения подтверждается протоколом по делу № 600/03-АДМ-2015 об административном правонарушении от 08.12.2015 г., а также другими материалами дела.

Согласно части 6 статьи 4.5 КоАП РФ срок давности привлечения к административной ответственности за административные правонарушения, предусмотренные статьями 14.9, 14.31, 14.31.1 - 14.33 КоАП РФ, начинает исчисляться со дня вступления в силу решения комиссии антимонопольного органа, которым установлен факт нарушения антимонопольного законодательства Российской Федерации.

В соответствии  с частью 1 статьи 52 Закона о защите конкуренции решение и (или) предписание антимонопольного органа могут быть обжалованы в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня принятия решения или выдачи предписания.

Согласно части 2 статьи 49 Закона о защите конкуренции дата изготовления решения в полном объеме считается датой его принятия.

Решение Кемеровского УФАС России по делу №90/А-10-2014 изготовлено в полном объеме 29.09.2015 г.

Таким образом, решение Кемеровского УФАС России по делу №90/А-10-2014 вступило в силу 30.12.2015 г.

Срок давности привлечения к административной ответственности ООО «Сибпромсервис», установленный частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ за нарушение антимонопольного законодательства, на момент вынесения настоящего постановления не истек.

Решая вопрос о виде и размере административного наказания, учитывается характер совершенного административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.

Согласно части 2 примечания к статье 14.31 КоАП РФ, при назначении административного наказания за совершение административного правонарушения, предусмотренного статьей 14.31 КоАП РФ либо статьей 14.31.1, 14.31.2 или 14.33 КоАП РФ, в отношении юридического лица учитываются обстоятельства, смягчающие административную ответственность, предусмотренные пунктами 2 - 7 части 1 статьи 4.2 КоАП РФ.

Согласно части 4 примечания к статье 14.31 КоАП РФ, за совершение административного правонарушения, предусмотренного статьей 14.31 либо статьей 14.31.1, 14.31.2, 14.32 или 14.33 КоАП РФ, при отсутствии обстоятельств, смягчающих и отягчающих административную ответственность, административный штраф налагается на юридическое лицо в размере суммы минимального размера административного штрафа, предусмотренного за совершение данного административного правонарушения, и половины разности максимального размера административного штрафа, предусмотренного за совершение данного административного правонарушения, и минимального размера административного штрафа, предусмотренного за совершение данного административного правонарушения. При наличии обстоятельств, предусмотренных пунктами 5 и 6 части 1 статьи 4.2 КоАП РФ, административный штраф налагается на юридическое лицо в размере суммы минимального размера административного штрафа, предусмотренного за совершение данного административного правонарушения. При наличии обстоятельств, смягчающих административную ответственность, за исключением обстоятельств, предусмотренных пунктами 5 и 6 части 1 статьи 4.2 КоАП РФ, размер административного штрафа, налагаемого на юридическое лицо, подлежит уменьшению за каждое такое обстоятельство на одну восьмую разности максимального размера административного штрафа, предусмотренного за совершение данного административного правонарушения, и минимального размера административного штрафа, предусмотренного за совершение данного административного правонарушения. При наличии обстоятельств, отягчающих административную ответственность, размер административного штрафа, налагаемого на юридическое лицо, подлежит увеличению за каждое такое обстоятельство на одну восьмую разности максимального размера административного штрафа, предусмотренного за совершение данного административного правонарушения, и минимального размера административного штрафа, предусмотренного за совершение данного административного правонарушения.

Обстоятельств, смягчающих административную ответственность ООО «Сибпромсервис», не установлено.

В качестве обстоятельства, отягчающих административную ответственность ООО «Сибпромсервис», является продолжение обществом противоправного поведения, несмотря на требование Кемеровского УФАС России, путем не исполнения предписания Кемеровского УФАС России от 29.09.2015 г. о прекращении нарушения части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, выданного по делу №90/А-10-2014 о нарушении антимонопольного законодательства, решение по которому явилось основанием для возбуждения дела об административном правонарушении № 600/03-АДМ-2015 (пункт 1 части 1 статьи 4.3 КоАП РФ).

В целях определения размера административного штрафа, размер выручки рассчитывается в соответствии со ст.ст. 248 – 249, 271 Налогового кодекса Российской Федерации.

В соответствии с Приложением № 1 Методики определения продуктовых и географических границ товарных рынков, относящихся к отдельным сферам деятельности субъектов естественных монополий,  утвержденной Президиумом Федеральной антимонопольной службы 01.02.2012 №3, используется принцип локализации географических границ товарного рынка.

В соответствии с пунктом 12 статьи 2 Закона о теплоснабжении  передача тепловой энергии, теплоносителя - совокупность организационно и технологически связанных действий, обеспечивающих поддержание тепловых сетей в состоянии, соответствующем установленным техническими регламентами требованиям, прием, преобразование и доставку тепловой энергии, теплоносителя.

Обязательство по передаче и поставке тепловой энергии возникает у теплоснабжающей (теплосетевой) организации только после осуществления подключения (технологического присоединения) теплопотребляющих установок потребителей тепловой энергии к системе теплоснабжения и состоит в реализации определенных мероприятий, необходимых для осуществления подключения к системе теплоснабжения.

Согласно статье 4 Закона о защите конкуренции под товарным рынком понимается сфера обращения товара (объекта гражданских прав, предназначенного для продажи, обмена или иного введения в оборот), который не может быть заменен другим товаром, или взаимозаменяемых товаров, в границах которой (в том числе географических) исходя из экономической, технической или иной возможности либо целесообразности приобретатель может приобрести товар, и такая возможность либо целесообразность отсутствует за ее пределами.

Передача тепловой энергии неразрывно связана с подключением к системе теплоснабжения, услуги по осуществлению мероприятий по подключению к системе теплоснабжения оказываются непосредственно с целью последующей передачи тепловой энергии для потребителя (подключение к системе теплоснабжения является обязательной составной частью единого технологического процесса по оказанию услуг по передаче тепловой энергии). Возможность заключения договора на передачу тепловой энергии обусловлена необходимостью заключения обязательного для теплосетевой организации договора на подключение к системе теплоснабжения.

Следовательно, услуги по осуществлению подключения к системе теплоснабжения не образуют отдельного вида экономической деятельности, являются нераздельной частью рынка передачи тепловой энергии, в связи с чем не составляют самостоятельного товарного рынка.

При этом данная услуга может быть оказана только теплоснабжающей или теплосетевой организацией, к тепловым сетям которой потребитель намерен подключить принадлежащие ему теплопотребляющие установки.

Услуги по передаче тепловой энергии согласно статье 4 Федерального закона от 17.08.1995 № 147-ФЗ «О естественных монополиях» отнесены к сфере деятельности субъектов естественных монополий.

В соответствии с частью 5 статьи 5 Закона о защите конкуренции доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта - субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии.

Таким образом, ООО «Сибпромсервис», являясь субъектом естественной монополии, занимает доминирующее положение на рынке услуг по передаче тепловой энергии в пределах географических границ, определенных территорией, охватываемой тепловыми сетями ООО «Сибпромсервис», подключенных к котельной № 1 в г. Тайга Кемеровской области.

ООО «Сибпромсервис» информации о выручке на рынке услуг по передаче тепловой энергии за 2014 год от деятельности по передаче тепловой энергии на территории г. Тайга в адрес Кемеровского УФАС России не представило.

В связи с  объективной невозможностью установления суммы выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение (в частности, непредставление ООО «Сибпромсервис» сведений о сумме выручки на рынке услуг по передаче тепловой энергии за 2014 год от деятельности по передаче тепловой энергии на территории г. Тайга), административный штраф, предусмотренный законом составляет 100 000 рублей.

Оценивая собранные по делу доказательства, заместитель руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Кемеровской области находит вину ООО «Сибпромсервис» доказанной, а действия верно квалифицированными по части 2 статьи 14.31 КоАП РФ, как совершение субъектом естественной монополии действий, признаваемых злоупотреблением доминирующим положением и недопустимых в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации, а именно частью 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, и назначает административное наказание ООО «Сибпромсервис» в пределах санкции, определенной частью 2 статьи 14.31 КоАП РФ.

Заместитель руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Кемеровской области исходя из фактических обстоятельств дела, с учетом наличия одного отягчающего обстоятельства (продолжение противоправного поведения, несмотря на требование Кемеровского УФАС России прекратить его), а также исходя из финансового положения общества не находит возможным снижение размера административного штрафа в размере ниже  низшего предела, установленного санкцией части 2 статьи 14.31 КоАП РФ. Размер административного штрафа, определенный в соответствии с требованиями КоАП РФ, отвечает требованиям соразмерности наказания с характером административного правонарушения и обеспечивает индивидуализацию и справедливость наказания ООО «Сибпромсервис» за совершенное административное правонарушение.

Руководствуясь статьей 23.48, частью 1 статьи 29.9, а также частью 2 статьей 14.31 КоАП РФ, заместитель руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Кемеровской области

ПОСТАНОВИЛА:

Признать  Общество с ограниченной ответственностью «Сибпромсервис» (юридический адрес: 630063, г. Новосибирск, ул. Тургенева, 261; ИНН/КПП 5405385365/540501001; ОГРН – 1085405487584) виновным   в   совершении   административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 14.31 КоАП РФ, и назначить обществу наказание в виде административного штрафа в размере 100 000 руб. (ста тысяч рублей).

В соответствии с частью 1 статьи 32.2 КоАП РФ штраф должен быть уплачен не позднее 60 дней со  дня  вступления  постановления  о  наложении  штрафа  в законную  силу  либо  со  дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки, предусмотренных статьей 31.5 КоАП РФ.

В  соответствии  с  частью  5  статьи  3.5 КоАП РФ сумма административного штрафа подлежит зачислению в бюджет в полном объеме.

Согласно пункту 1 части 1 статьи 46 Бюджетного кодекса Российской Федерации штрафы подлежат зачислению в федеральный бюджет.

Реквизиты для уплаты административного  штрафа:

Получатель: ИНН 4207012419 КПП 420501001

УФК по Кемеровской области (Кемеровское УФАС России)

р/с 40101810400000010007 Отделение Кемерово

БИК 043207001

КБК: 161 116 02010 01 6000 140

ОКТМО: 32701000

Назначение платежа: административный штраф за нарушение антимонопольного законодательства по делу №600/03-АДМ-2015.

Копию документа, подтверждающего уплату административного штрафа, лицо, привлеченное к административной ответственности, направляет должностному лицу, вынесшему постановление, по факсу (3842) 36-77-83.

Согласно  части 1 статьи 20.25 КоАП РФ неуплата административного штрафа в срок влечет наложение административного штрафа в двукратном размере суммы неуплаченного административного штрафа, но не менее одной тысячи рублей, либо административный арест на срок до пятнадцати суток, либо обязательные работы на срок до пятидесяти часов.

В  соответствии  с  пунктом 3 части 1 и частью 3 статьи 30.1 КоАП РФ, а также частью 1 статьи 30.3 КоАП РФ постановление   по  делу  об  административном  правонарушении  может  быть обжаловано  в  арбитражный  суд  в  течение  10  дней  со  дня вручения или получения копии постановления.

Согласно    статье   31.1  КоАП  РФ   постановление    по     делу     об административном  правонарушении  вступает  в законную силу после истечения срока,   установленного   для   обжалования   постановления   по   делу  об административном  правонарушении,  если  указанное  постановление  не  было обжаловано или опротестовано.

 

 

 

Заместитель

руководителя управления                                                                               Л. И. Ланцман

Связанные организации

Связанные организации не указаны