Определение №09/7232 о возбуждении дела и назначении дела к рассмотрению от 21 октября 2022 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 <…>

 

 

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

О ВОЗБУЖДЕНИИ ДЕЛА № 042/05/28-1288/2022 И НАЗНАЧЕНИИ ДЕЛА

 К РАССМОТРЕНИЮ

 

«20» октября 2022г.                                                                                             г. Кемерово

 

Заместитель председателя Комиссии Управления Федеральной антимонопольной службы по Кемеровской области по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе <…>,  заместитель руководителя управления, рассмотрев материалы о размещении индивидуальным предпринимателем <…> (далее – ИП <…>, <…>) рекламы, содержащей признаки нарушения Федерального закона    от 13.03.2006   № 38-ФЗ  «О рекламе» (далее по тексту  -  ФЗ «О рекламе»),

УСТАНОВИЛА:

В адрес Кемеровского УФАС России поступило обращение заместителя начальника Сибирского ГУ Банка России (исх. от 31.08.2022 № Т6-30/28845,  вх. от 07.09.2022 № 2844) о наличии признаков нарушения требований  ФЗ «О рекламе» в действиях ИП <…>.

Из обращения следует, что ИП <…> под брендом «Комиссионный магазин – ломбард «Алибаба», «Комиссионный магазин ломбард24» предлагает займы под залог имущества по 4 адресам в г. Ленинск – Кузнецкий: ул. Коммунистическая, 26, ул. Суворова, 7, ул. 7 ноября, 25, ул. Гагарина, 19,   при этом свою деятельность сопровождает с использованием рекламы следующего содержания:

«Комиссионный магазин ЛОМБАРД «Алибаба» -Продажа –Обмен –Залог     <…>» (ул. Коммунистическая, 26);

«Комиссионный магазин ЛОМБАРД «Алибаба» Режим работы просто ОХ**ТЬ! 9:00 – 21:00 без обеда и выходных <…> Берем все!» (ул. Коммунистическая, 26);

«Комиссионный магазин ЛОМБАРД «Алибаба» Деньги сразу!  <…>» (ул. Коммунистическая, 26);

 «Берем все под залог 0%» (ул. Суворова, 7);

«Комиссионный магазин ЛОМБАРД Скупка, залог. Прием под реализацию <…>» (ул. 7 ноября, 25);

«Комиссионный магазин ЛОМБАРД Режим работы 9:00-22:00 без обеда и выходных Берем все! Самая дорогая оценка <…>» (ул. 7 ноября, 25);

«Берем все! –Продажа –Обмен –Залог <…>» (ул. Гагарина, 21).

Согласно пункту 18 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 25.12.1998 № 37 «Обзор практики рассмотрения споров, связанных с применением законодательства о рекламе», сведения, распространение которых по форме и содержанию является для юридического лица обязательным на основании закона или обычая делового оборота, не относятся к рекламной информации независимо от манеры их исполнения на соответствующей вывеске, в том числе с использованием товарного знака.

В соответствии с пунктом 1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации № 58 от 08.10.2012 «О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами Федерального закона «О рекламе» информация, обязательная к размещению в силу закона или размещенная в силу обычая делового оборота, также не является рекламой.

При этом не является рекламой размещение наименования (коммерческого обозначения) организации в месте ее нахождения, а также иной информации для потребителей непосредственно в месте реализации товара, оказания услуг (например, информации о режиме работы, реализуемом товаре), поскольку размещение такой информации в указанном месте не преследует целей, связанных с рекламой.

К данным сведениям не применяются требования законодательства Российской Федерации о рекламе.

Так, указание на здании в месте нахождения организации ее наименования, адреса и режима ее работы относится к обязательным требованиям, предъявляемым к вывеске Законом Российской Федерации «О защите прав потребителей», следовательно, такая информация не может рассматриваться в качестве рекламы, независимо от манеры ее исполнения.

Однако  размещение  на  конструкции  иной  информации  (например, номера  контактного  телефона  организации,  адреса  электронной  почты (сайта), характеристик  реализуемого  товара)  также  может  рассматриваться  как реклама,  поскольку  Закон  Российской  Федерации «О  защите  прав потребителей» не содержит указания на то, что данная информация является обязательной  к  размещению,  следовательно,  на  такую  информацию распространяются положения Федерального закона «О рекламе».

 В соответствии с частью 6 статьи 5 ФЗ «О рекламе»,  в рекламе не допускается использование бранных слов, непристойных и оскорбительных образов, сравнений и выражений, в том числе в отношении пола, расы, национальности, профессии, социальной категории, возраста, языка человека и гражданина, официальных государственных символов (флагов, гербов, гимнов), религиозных символов, объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, а также объектов культурного наследия, включенных в Список всемирного наследия.

К бранным словам относятся нецензурные слова, а также к таким словам, по мнению специалистов ФАС России, могут быть отнесены слова и выражения, которые используются в качестве ругательств или оскорбления (письмо ФАС России от 29.04.2013 № АД/17355/13).

В рекламе «Комиссионный магазин ЛОМБАРД «Алибаба» Режим работы просто ОХ**ТЬ! 9:00 – 21:00 без обеда и выходных <…> Берем все!», используется слово ОХ**ТЬ, которое может быть воспринято потребителем как нецензурное.

Кроме того, в рекламе ИП <…> используется фраза «Самая дорогая оценка».

Пунктом 1 части 2 статьи 5 ФЗ «О рекламе» установлено, что недобросовестной признается реклама, которая содержит некорректные сравнения рекламируемого товара с находящимися в обороте товарами, которые произведены другими изготовителями или реализуются другими продавцами;

Также в соответствии с пунктом 1 части 3 статьи 5 ФЗ «О рекламе» установлено, что недостоверной признается реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения о преимуществах рекламируемого товара перед находящимися в обороте товарами, которые произведены другими изготовителями или реализуются другими продавцами.

В соответствии с пунктом 9 Постановления Пленума ВАС РФ от 08.10.2012   № 58 «О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами Федерального закона «О рекламе»»  при анализе информации, содержащейся в рекламе, судам необходимо иметь в виду, что рекламодатель несет ответственность за достоверность не только тех сведений, которые относятся к его собственной деятельности (товару), являющейся объектом рекламирования, но и тех сведений, которые относятся к деятельности (товару) его конкурентов, объектом рекламирования не являющейся. Суды должны учитывать, что при сравнении в рекламе собственных товаров с товарами конкурентов не допускаются сравнение, основанное на несопоставимых критериях, или неполное сравнение товаров, поскольку это искажает представление о рекламируемом товаре и не позволяет объективно оценить его свойства. Поэтому реклама может быть признана недостоверной и в том случае, когда сведения, не соответствующие фактическим обстоятельствам, касаются деятельности (товара) конкурентов.

Информация, содержащаяся в рекламе, должна отвечать критериям достоверности, в том числе в целях формирования у потребителя верного, истинного представления о товаре (услуге), его качестве, потребительских свойствах. В связи с этим использование в рекламе сравнительной характеристики объекта рекламирования с иными товарами, например путем употребления слов «лучший», «первый», «номер один», должно производиться с указанием конкретного критерия, по которому осуществляется сравнение и который имеет объективное подтверждение. Поэтому реклама, не сопровождаемая таким подтверждением, должна считаться недостоверной как содержащая не соответствующие действительности сведения о преимуществах рекламируемого товара перед находящимися в обороте товарами, изготовленными другими производителями или реализуемыми другими продавцами.

Использование сведений о преимуществах оказываемых услуг не противоречит законодательству о рекламе, в случае если такое преимущество подтверждено документально.

Использование в рекламе неточных высказываний или преувеличений относительно самого рекламодателя может создать у потребителя неверное представление о его статусе, существе оказываемых им услуг и качестве товаров.

Таким образом, использование в рекламе обозначения «Самая дорогая оценка» является нарушением пункта 1 части 2, пункта 1 части 3 статьи 5 ФЗ «О рекламе», поскольку данная информация не подтверждена документально.

Также в рекламе ИП <…> используется слово  «ЗАЛОГ», что дает основание потребителя финансовых услуг полагать, что субъект, разместивший указанную рекламу, осуществляет именно данную деятельность.

Сведения об ИП <…> не содержатся в Государственном реестре ломбардов Банка России, в связи с чем, ИП <…> не является финансовой организацией, наделенной правом осуществлять профессиональную деятельность по предоставлению потребительских займов.

Статьей 4 ФЗ «О потребительском кредите (займе)» установлено, что профессиональная деятельность по предоставлению потребительских займов осуществляется кредитными организациями, а также некредитными финансовыми организациями в случаях, определенных федеральными законами об их деятельности.

Таким образом, правом заниматься профессиональной деятельностью по предоставлению потребительских кредитов и займов наделен ограниченный круг лиц, к которому ИП <…> по своей организационно – правовой форме не относится.

В соответствии с пунктом 2 части 3 статьи 5 ФЗ «О рекламе» недостоверной признается реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения: о любых характеристиках товара, в том числе о его природе, составе, способе и дате изготовления, назначении, потребительских свойствах, об условиях применения товара, о месте его происхождения, наличии сертификата соответствия или декларации о соответствии, знаков соответствия и знаков обращения на рынке, сроках службы, сроках годности товара.

В соответствии с частью 13 статьи 28 ФЗ «О рекламе» реклама услуг по предоставлению потребительских займов лицами, не осуществляющими профессиональную деятельность по предоставлению потребительских займов в соответствии с ФЗ «О потребительском кредите (займе)», не допускается.

Частью 14 статьи 28 ФЗ «О рекламе» установлено, что если оказание банковских, страховых и иных финансовых услуг или осуществление финансовой деятельности может осуществляться только лицами, имеющими соответствующие лицензии, разрешения, аккредитации либо включенными в соответствующий реестр или являющимися членами соответствующих саморегулируемых организаций, реклама указанных услуг или деятельности, оказываемых либо осуществляемой лицами, не соответствующими таким требованиям, не допускается.

ИП <…>. не является финансовой организацией, наделенной правом осуществлять профессиональную деятельность по предоставлению потребительских займов.    

Частью 6 статьи 38 ФЗ «О рекламе» установлено, что рекламодатель несет ответственность за нарушение требований пункта 1 части 2, пунктов 1, 2 части 3, части 6 статьи 5, частей 13, 14 статьи 28   ФЗ «О рекламе».

В данном случае рекламодателем является ИП <…>.

На основании пункта 2 части 1 статьи 33, частей 1, 2 статьи 36 Федерального закона «О рекламе» и в соответствии с пунктами 24, 25 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбуждённых по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе,

ОПРЕДЕЛИЛА:

1.Возбудить производство по делу № 042/05/28-1288/2022  по признакам нарушения пункта 1 части 2, пунктов 1, 2 части 3, части 6 статьи 5, частей 13, 14 статьи 28   ФЗ «О рекламе».

2. Признать лицами, участвующими в деле:

Заявитель - Сибирское ГУ Банка России (630099, г. Новосибирск,    пр.Красный, 27);

Лицо, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства о рекламе - индивидуальный предприниматель <…> (<…>).

3. Назначить  дело  №  042/05/28-1288/2022  к  рассмотрению  на 24 ноября 2022 года на 10 часов 00 минут по адресу: 650000,  г. Кемерово, ул. Ноградская, д.5,   каб. 309. Регистрация участников дела состоится в 09 часов 50 минут  в  каб. 316.

4. ИП <…> необходимо представить в адрес Кемеровского УФАС России в срок до 23 ноября 2022 года копии следующих документов, заверенных надлежащим образом:

-свидетельства о государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя;

  - договоров со всеми приложениями или иных документов на изготовление и распространение рекламы вышеуказанной содержания;

  - счетов - фактур, платежных поручений или иных документов, подтверждающих оплату за распространение вышеуказанной рекламы;

- утвержденных условий предоставления займов под залог;

        - письменные пояснения по поводу распространения вышеуказанной рекламы, содержащей признаки нарушения требований пункта 1 части 2, пунктов 1, 2 части 3, части 6 статьи 5, частей 13, 14 статьи 28 ФЗ «О рекламе».

Дополнительно сообщаем, что с учетом складывающейся неблагоприятной санитарно-эпидемиологической ситуации Кемеровское УФАС России просит лиц, участвующих в деле, принять одно из следующих решений:

1) Направление ходатайства о возможности рассмотрения дела с использованием систем видеоконференцсвязи или программ, обеспечивающих голосовую видеосвязь посредством сети «Интернет».

Для обеспечения беспрепятственного доступа к видеоконференцсвязи и формирования графика конференций Кемеровское УФАС России просит заблаговременно (не позднее 3 рабочих дней до рассмотрения) сообщить о принятом решении об участии.

          При этом полномочия представителей лиц, участвующих в рассмотрении дела, должны быть оформлены в соответствии с законодательством Российской Федерации и направлены в адрес Кемеровского УФАС России с вышеуказанным ходатайством.

 Обращаем Ваше внимание, с учетом складывающейся неблагоприятной санитарно-эпидемиологической ситуации, дистанционный способ заседание Комиссии по рассмотрению дела является ПРИОРИТЕТНЫМ.

           2) Направление ходатайства о рассмотрении дела в отсутствие лиц, участвующих в деле.

О принятом решении надлежит сообщить Кемеровскому УФАС России в течение 3 рабочих дней с момента получения настоящего определения и направить по электронной почте: to42@fas.gov.ru.

Одновременно сообщаем, что независимо от формы участия в заседании Комиссии Кемеровского УФАС России, все письменные пояснения и документы будут всесторонне изучены и учтены при рассмотрении дела.

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны