Решение №05/3725 по жалобе от 4 апреля 2019 г.
Текст документа
Сохранить как PDFР Е Ш Е Н И Е
по жалобе № 042/07/3-439/2019
«02» апреля 2019 г. г. Кемерово
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Кемеровской области по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров, ведению реестра недобросовестных поставщиков, утверждении порядка рассмотрения жалоб (далее – Комиссия) в составе:
при ведении аудиозаписи заседания Комиссии,
при участии:
- <…>– представителя ГАУЗ КО «ОКБСМП» (доверенность от 09.01.2019 №2),
- <…> представителя ГАУЗ КО «ОКБСМП» (доверенность от 22.03.2019 № 19),
рассмотрев в порядке, установленном статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции) жалобу общества с ограниченной ответственностью «Торговый дом «ВИАЛ» и материалы жалобы № 042/07/3-439/2019,
У С Т А Н О В И Л А:
Кемеровским УФАС России принята к рассмотрению жалоба ООО «Торговый дом «ВИАЛ» (далее – ООО «ТД «ВИАЛ», Заявитель) (вх. № 1490 от 25.03.2019 г.) на действия заказчика – Государственного автономного учреждения здравоохранения Кемеровской области «Областная клиническая больница скорой медицинской помощи имени М.А. Подгорбунского» (далее – ГАУЗ КО «ОКБСМП», Заказчик) при организации и проведении запроса ценовых предложений в электронной форме на поставку лекарственных средств, извещение опубликовано на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок по адресу: http://zakupki.gov.ru, под № 31907648827 (далее – Закупка).
По мнению Заявителя, документация Заказчика не соответствует действующему законодательству. В Документации установлены технические характеристики, которым на сегодняшний день не соответствует ни один препарат МНН Йопромид, нет возможности поставки эквивалента, только препарат конкретного производителя, что в свою очередь указывает на ограничение конкуренции. Также отсутствует расшифровка понятия «отсутствуют ограничения для применения», однако такой раздел в обязательном порядке содержится в инструкциях по применению лекарственных препаратов.
Уведомлением Кемеровского УФАС России от 28.03.2019 г. № 05/3464 рассмотрение жалобы № 042/07/3-439/2019 было назначено на 02.04.2019 года в 14 часов 30 минут. Данное уведомление было направлено посредством электронной почты в адреса: ООО «ТД «ВИАЛ» и ГАУЗ КО «ОКБСМП».
01.04.2019 в адрес Кемеровского УФАС России ГАУЗ КО «ОКБСМП» были представлены документы и позиция по доводам жалобы (вх. 2042).
02.04.2019 г. на заседании Комиссии представители ГАУЗ КО «ОКБСМП» не согласились с доводами заявителя и дополнительно представили инструкции по медицинскому применению лекарственного препарата.
По данным государственного Реестра лекарственных средств имеются сведения о 4 лекарственных препаратах МНН «Йопромид».
Согласно пояснениям Заказчика одна из основных групп пациентов, получающих медицинскую помощь в лечебном учреждении - пожилые пациенты, старше 65 лет, поэтому заявлено требование об отсутствие ограничений у данной группы.
Список аутоиммунных заболеваний достаточно велик, использование препарата с ограничением возможности применения у данной категории больных может привести к утяжелению заболевания, инвалидности.
Также Заказчик указал, что согласно Государственного реестра Лекарственных Средств, имеется не менее 3 лекарственных препаратов с МНН «Йопромид», соответствующих требованиям, установленным Документацией (инструкции на лекарственные препараты с МНН «Йопромид» представлены на заседание Комиссии).
Изучив имеющиеся материалы жалобы № 042/07/3-439/2019, Комиссия Кемеровского УФАС России установила следующее:
При проведении закупочной деятельности Заказчик руководствуется Положением о закупках товаров, работ, услуг для нужд ГАУЗ КО «ОКБСМП», утвержденным решением наблюдательного совета от 21.12.2018 г. № 10 (далее – Положение о закупках), которое разработано в соответствии с требованиями Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон о закупках).
Порядок и условия осуществления процедуры закупки продукции посредством запроса ценовых предложений регулируются статьями 32-35 раздела Запрос ценовых предложений Положения о закупках.
Документация о проведении запроса ценовых предложений в электронной форме № С05-013-081-19-ЗЦПЭФ на поставку лекарственных средств разработана в соответствии с Положением о закупках и утверждена главным врачом ГАУЗ КО «ОКБСМП» (далее – Документация).
В Техническом задание Документации установлены требования :
Требования заказчика по качеству, техническим характеристикам товара, работы, услуги, к их безопасности, к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы и иные требования |
Йопромид Раствор для инъекций. 1 мл раствора содержит активное вещество: йопромид - 623,40 мг (эквивалентно 300 мг йода). Упаковка: флакон объемом не менее 20 мл №10. Не содержит ограничений по применению для больных с аутоиммунными заболеваниями, алкоголизмом и пожилых пациентов (старше 65 лет) |
Йопромид Раствор для инъекций. 1 мл раствора содержит активное вещество: йопромид - 768,86 мг (эквивалентно 370 мг йода). Упаковка: флакон объемом не менее 100 мл №1. Не содержит ограничений по применению для больных с аутоиммунными заболеваниями, алкоголизмом и пожилых пациентов (старше 65 лет) |
Проанализировав Документацию, Комиссия Кемеровского УФАС России приходит к выводу о необоснованности доводов ООО «ТД «Виал» на основании следующего:
Согласно части 2 статьи 2 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон о закупках) положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и осуществления закупок способами, указанными в частях 3.1 и 3.2 статьи 3 настоящего Федерального закона, порядок и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.
В соответствии с частью 6.1 статьи 3 Закона о закупках при описании в документации о конкурентной закупке предмета закупки заказчик должен руководствоваться следующими правилами:
1) в описании предмета закупки указываются функциональные характеристики (потребительские свойства), технические и качественные характеристики, а также эксплуатационные характеристики (при необходимости) предмета закупки;
2) в описание предмета закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой необоснованное ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание указанных характеристик предмета закупки;
3) в случае использования в описании предмета закупки указания на товарный знак необходимо использовать слова «(или эквивалент)», за исключением случаев:
а) несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком;
б) закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;
в) закупок товаров, необходимых для исполнения государственного или муниципального контракта;
г) закупок с указанием конкретных товарных знаков, знаков обслуживания, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, места происхождения товара, изготовителя товара, если это предусмотрено условиями международных договоров Российской Федерации или условиями договоров юридических лиц, указанных в части 2 статьи 1 настоящего Федерального закона, в целях исполнения этими юридическими лицами обязательств по заключенным договорам с юридическими лицами, в том числе иностранными юридическими лицами.
В пункте 1 части 10 статьи 4 Закона о закупках установлено, что в документации о конкурентной закупке должны быть указаны: требования к безопасности, качеству, техническим характеристикам, функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, работы, услуги, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы, установленные заказчиком и предусмотренные техническими регламентами в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иные требования, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика.
В соответствии с частью 1, пунктом 2 части 2 статьи 13, частью 1 статьи 33 Федерального закона от 12.04.2010 № 61-ФЗ «Об обращении лекарственных средств» лекарственные препараты вводятся в гражданский оборот на территории Российской Федерации, если они зарегистрированы соответствующим уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Лекарственные препараты, зарегистрированные ранее, но произведенные в новой дозировке при доказательстве ее клинической значимости и эффективности подлежат государственной регистрации.
Перечень лекарственных препаратов, прошедших государственную регистрацию, содержится в Реестре (http://grls.rosminzdrav.ru), который включает, в том числе, информацию о МНН и торговых наименованиях лекарственных препаратов, их лекарственной форме с указанием дозировки.
По состоянию на 02.04.2019 по данным государственного Реестра лекарственных средств имеются сведения о пяти действующих лекарственных препаратов МНН «Йопромид»:
Н/П |
Торговое наименование |
МНН или группировочное (химическое) наименование |
Лекарственная форма |
Наименование держателя или владельца РУ лекарственного препарата |
Страна держателя или владельца РУ лекарственного препарата |
Регистрационный номер |
Дата гос.регистрации |
Дата окончания действия РУ |
Дата переформления РУ |
Состояние |
1 |
Йопромид-ТЛ |
Йопромид |
раствор для инъекций; |
Общество с ограниченной ответственностью "Технология лекарств" (ООО "Технология лекарств") |
Россия |
ЛП-004328 |
06.06.2017 |
06.06.2022 |
23.04.2018 |
Д |
2 |
Йопромид-Биарвист |
Йопромид |
раствор для инъекций; |
ООО "АЛВИЛС" |
Россия |
ЛП-003696 |
21.06.2016 |
21.06.2021 |
|
Д |
3 |
Йопромид ТР |
Йопромид |
раствор для инъекций; |
Общество с ограниченной ответственностью "МОСФАРМ" (ООО "МОСФАРМ") |
Россия |
ЛП-003110 |
21.07.2015 |
21.07.2020 |
27.07.2018 |
Д |
4 |
Йопромид |
Йопромид |
раствор для инъекций; |
ООО "Джодас Экспоим" |
Россия |
ЛП-002892 |
03.03.2015 |
03.03.2020 |
06.12.2017 |
Д |
5 |
Ультравист |
Йопромид |
раствор для инъекций; |
Байер АГ |
Германия |
П N002600 |
09.07.2010 |
|
01.08.2018 |
Д |
В Техническом задание Заказчика установлены требования об ограничении по применению для больных с аутоиммунными заболеваниями, алкоголизмом и пожилых пациентов (старше 65 лет).
Комиссия отмечает, что в силу пункта 2 статьи 4 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 323-ФЗ) одним из основных принципов охраны здоровья является приоритет интересов пациента при оказании медицинской помощи.
Частью 2 статьи 98 Федерального закона № 323-ФЗ предусмотрена ответственность медицинских работников в соответствии с законодательством Российской Федерации за нарушение прав в сфере охраны здоровья, причинение вреда жизни и (или) здоровью при оказании гражданам медицинской помощи.
Учитывая, что закупаемые медицинские изделия оказывают непосредственное влияние на здоровье и жизнь человека, при установлении конкретных требований к объекту закупки, определяющим является достижение при лечении пациентов максимальное исключение любых нежелательных реакций и последствий в рамках оказания скорой медицинской помощи. Выбор лекарственного препарата основан на принципах максимальной безопасности пациентов.
В соответствии с разделом 02.04.02. Отраслевого стандарта ОСТ 91500.05.0002-2001 «Государственный информационный стандарт лекарственного средства. Основные положения», утвержденного Приказом Минздрава Российской Федерации от 26.03.2001 № 88 инструкция по применению лекарственного препарата для специалистов – это официальный документа, содержащий информацию о лекарственном препарате, необходимую для его эффективного и безопасного применения.
Комиссия приходит к выводу, что указание в инструкции по применению лекарственных препаратов «С осторожностью» эквивалентно значению «ограничение» и допускается применять лекарственный препарат для указанных групп пациентов с осторожностью.
Комиссия проанализировав ряд инструкций препаратов МНН «Йопромид», установила, что в разделе «С осторожностью» для пожилых пациентов (старше 65 лет) ограничения не указано, что делает универсальным и безопасным применение лекарственного препарата у этой группы пациентов.
В не менее трех инструкциях препаратов МНН «Йопромид» в разделе «С осторожностью» отсутствуют ограничения по применению пациентам с аутоиммунными заболеваниями и алкоголизмом.
Классификация аутоиммунных заболеваний достаточно широка, и Заказчик в своем требовании в ограничении по применению указал всю группу аутоиммунных заболеваний.
Комиссией установлено, что в одной инструкции лекарственного препарата МНН «Йопромид» в разделе «С осторожностью» присутствует ограничение по применению пожилой возраст, пациентам с аутоиммунными заболеваниями и алкоголизмом.
Следовательно, довод о том, что Заказчик установил такие характеристики, которые ограничивают права потенциальных участников закупки, не нашел своего подтверждения.
Комиссия Кемеровского УФАС России приходит к выводу, что из совокупности норм Закона о закупках следует, что при описание объекта закупки Заказчик обязан руководствоваться инструкцией на лекарственные средства. а также объект закупки определяется Заказчиком самостоятельно, исходя из собственных потребностей в товарах и принципах максимальной безопасности пациентов.
Согласно части 20 статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» по результатам рассмотрения жалобы по существу Комиссия антимонопольного органа принимает решение о признании жалобы обоснованной или необоснованной и в случае, если жалоба признана обоснованной, либо в случае установления иных не являющихся предметом обжалования нарушений (нарушений порядка организации и проведения торгов, заключения договоров по результатам торгов или в случае признания торгов несостоявшимися) принимает решение о необходимости выдачи предписания, предусмотренного пунктом 3.1 части 1 статьи 23 настоящего Федерального закона.
На основании вышеизложенного Комиссия, руководствуясь статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,
Р Е Ш И Л А:
Признать жалобу ООО «ТД «ВИАЛ» на действия заказчика ГАУЗ КО «ОКБСМП» при организации и проведении запроса ценовых предложений в электронной форме на поставку лекарственных средств (извещение № 31907648827) необоснованной.
|
|
Примечание. Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия. |
|