Решение №11/11530 по жалобе от 7 декабря 2021 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Решение по жалобе № 042/10/18.1-2051/2021

«06» декабря 2021 г.                                                                                              г. Кемерово
 

     Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Кемеровской области по рассмотрению жалоб о нарушении процедуры торгов и порядка заключения договоров, утверждения порядка рассмотрения жалоб при рассмотрении жалобы № 042/10/18.1-2051/2021 с использованием ВКС, при участии:

     - <…>., представителя Министерства жилищно-коммунального и дорожного комплекса Кузбасса, доверенность,

     в отсутствие представителя ООО «Курс», уведомленного о дате, времени и месте рассмотрения жалобы,

     рассмотрев в порядке, установленном статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – ФЗ № 135-ФЗ), жалобу ООО «Курс» и материалы жалобы № 042/10/18.1-2051/2021 с использованием ВКС,

УСТАНОВИЛА:

В адрес Кемеровского УФАС России поступила жалоба ООО «Курс» (исх. № 8044э от 643-Зв от 17.11.2021, исх. № 661-Зв от 26.11.2021) на действия Министерства жилищно-коммунального и дорожного комплекса Кузбасса при проведении предварительного отбора подрядных организаций предметом которого является оказание услуг и (или) выполнение работ по ремонту замене лифтового оборудования, признанного непригодным для эксплуатации, ремонту лифтовых шахт (извещение № 013920000112100017, размещено на сайте торгов www.zakupki.gov.ru).

     По мнению заявителя, нарушение выразилось в нарушении установленного нормативными правовыми актами порядка организации и проведения торгов, а именно: в необоснованном отклонении заявки ООО «Курс».

     Уведомлением (исх. № 11/9930 от 01.12.2021) рассмотрение жалобы № 042/10/18.1-2051/2021 было назначено на 06.12.2020 на 11 часов 00 минут.

     06.12.2021 представитель представитель Министерства жилищно-коммунального и дорожного комплекса Кузбасса, присутствовавшая на рассмотрении жалобы № 042/10/18.1-2051/2021, пояснила, что заявителем были представлены свидетельства о квалификации на монтажников, по сварщикам данные свидетельства отсутствовали. Требование о предоставлении документов, подтверждающих квалификацию сварщиков, установлены в пп. «л» раздела V документации. Виды документов, подтверждающих квалификацию персонала требованиям действующего законодательства, перечислены в  пп. «л» п. 4 раздела VI документации. Свидетельство о квалификации является документом, подтверждающим соответствие квалификационных характеристик персонала, положениям профессиональных стандартов, а также требованиям трудового законодательства и законодательства о независимой оценке квалификаций.

     Изучив имеющиеся материалы, выслушав пояснения сторон, Комиссия Кемеровского УФАС России установила следующее:

     Порядок привлечения подрядных организаций для оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме и порядке осуществления закупок товаров, работ, услуг в целях выполнения функций специализированной некоммерческой организации, осуществляющей деятельность, направленную на обеспечение проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах (вместе с «Положением о привлечении специализированной некоммерческой организацией, осуществляющей деятельность, направленную на обеспечение проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, подрядных организаций для оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме») утвержден Постановлением Правительства РФ от 01.07.2016 № 615 (далее – Постановление № 615, Положение).

     В соответствии с п. 2 Положения «предварительный отбор» - совокупность действий, являющихся частью процедуры закупки (торгов), в результате которых осуществляется формирование реестра квалифицированных подрядных организаций субъекта Российской Федерации, сводного реестра квалифицированных подрядных организаций, имеющих право принимать участие в закупках, предметом которых является оказание услуг и (или) выполнение работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме на территории субъекта Российской Федерации, проводившего предварительный отбор; «заказчик» – региональный оператор, органы местного самоуправления и (или) государственные, муниципальные бюджетные, казенные учреждения в случаях, предусмотренных ч. 4 ст. 182 Жилищного кодекса Российской Федерации, осуществляющие функции технического заказчика; «участник предварительного отбора» - юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы или индивидуальный предприниматель, претендующие на включение в реестр квалифицированных подрядных организаций.

    В силу п. 3 Положения принципами привлечения подрядных организаций являются, в том числе: доступность, безвозмездность и открытость информации о привлечении подрядных организаций, ее достоверность и полнота; создание равных условий для участников предварительного отбора и участников электронных аукционов; добросовестная конкуренция участников предварительного отбора и участников электронных аукционов; профессионализм заказчика, осуществление его деятельности, деятельности специализированной организации на профессиональной основе с привлечением квалифицированных специалистов, обладающих теоретическими знаниями и навыками в сфере закупок; эффективное использование средств регионального оператора, сформированных за счет взносов на капитальный ремонт собственников помещений в многоквартирных домах, и средств государственной поддержки на оказание услуг и (или) выполнение работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах в целях создания безопасных и благоприятных условий проживания.

     В соответствии с п. 48 Положения комиссия по проведению предварительного отбора рассматривает заявки на участие в предварительном отборе на их соответствие требованиям, установленным документацией о проведении предварительного отбора, в т.ч. на соответствие участников предварительного отбора требованиям, установленным п. 23 настоящего Положения, а также принимает решение о включении участников предварительного отбора в реестр квалифицированных подрядных организаций.

     Согласно п. 36 Положения для участия в предварительном отборе участник подает заявку в срок и по форме, которые установлены документацией о проведении предварительного отбора.

     В силу пп. «о» п. 23 Положения при проведении предварительного отбора устанавливаются следующие требования к участникам предварительного отбора: наличие в штате участника предварительного отбора работников, соответствующих установленным п. 1 ч. 6 ст. 55.5 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) квалификационным требованиям, в количестве, которое устанавливается в документации о проведении предварительного отбора в зависимости от предмета предварительного отбора, но не ниже количества, установленного п. 2 ч. 6 ст. 55.5 ГрК РФ.

     В п. 1 ч. 6 ст. 55.5 ГрК РФ установлены требования к членам саморегулируемой организации, устанавливаемые в стандартах саморегулируемой организации и во внутренних документах саморегулируемой организации, которые не могут быть ниже чем минимально установленные в настоящей части, а именно: квалификационные требования к индивидуальным предпринимателям, а также руководителям юридического лица, самостоятельно организующим выполнение инженерных изысканий, подготовку проектной документации, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт, снос объектов капитального строительства, - наличие высшего образования соответствующего профиля и стажа работы по специальности не менее чем пять лет.

     В силу п. 2 ч. 6 ст. 55.5 ГрК РФ установлены требования к наличию у индивидуального предпринимателя или юридического лица специалистов по организации инженерных изысканий (главных инженеров проектов), специалистов по организации архитектурно-строительного проектирования (главных инженеров проектов, главных архитекторов проектов), специалистов по организации строительства (главных инженеров проектов), трудовая функция которых включает соответственно организацию выполнения работ по инженерным изысканиям, выполнения работ по подготовке проектной документации, работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объектов капитального строительства и сведения о которых включены в национальные реестры специалистов, предусмотренные ст. 55.5.1 настоящего Кодекса, - не менее чем два специалиста по месту основной работы.

     В п. 52 Положения установлено, что на основании результатов рассмотрения заявок на участие в предварительном отборе комиссия по проведению предварительного отбора принимает одно из следующих решений:

     а) включение участника предварительного отбора в реестр квалифицированных подрядных организаций;

     б) отказ во включении участника предварительного отбора в реестр квалифицированных подрядных организаций в случаях, указанных в п. 53 настоящего Положения.

     В силу п. 53 Положения решение об отказе во включении участника предварительного отбора в реестр квалифицированных подрядных организаций принимается в следующих случаях:

     а) несоответствие участника требованиям, установленным п. 23 настоящего Положения;

     б) заявка на участие в предварительном отборе не соответствует требованиям, установленным п. 38 настоящего Положения;

     в) установление факта представления участником предварительного отбора недостоверной информации (сведений, документов) в составе заявки на участие в предварительном отборе.

     Невключение в реестр квалифицированных подрядных организаций по иным основаниям, кроме случаев, указанных в п. 53 Положения, не допускается (п. 28 Положения).

     Таким образом, в силу прямого указания нормы пп. «о» п. 23 Положения требования к участникам предварительного отбора в части наличия в штате такого участника работников, соответствующих установленным п. 1 ч. 6 ст. 55.5 ГрК РФ квалификационным требованиям, устанавливаются уполномоченным органом в документации о проведении предварительного отбора в зависимости от предмета предварительного отбора.

     При этом законом установлено ограничение лишь в части минимального количества работников, которое должно быть не ниже количества, установленного п. 2 ч. 6 ст. 55.5 ГрК РФ (не менее чем два специалиста по месту основной работы).

     В соответствии с пп. «б» п. 38. Положения заявка на участие в предварительном отборе должна содержать документы, подтверждающие соответствие участника предварительного отбора требованиям, установленным п. 23 настоящего Положения: в т.ч.: копии трудовых книжек и (или) сведения о трудовой деятельности, предусмотренные ст. 66.1 Трудового кодекса Российской Федерации, копии дипломов, сертификатов, аттестатов и удостоверений, подтверждающих наличие у участника предварительного отбора в штате минимального количества квалифицированного персонала.

     Исходя из изложенного, в штате участника предварительного отбора должны состоять работники, соответствующие квалификационным требованиям, установленным п. 1 ч. 6             ст. 55.5 ГрК РФ, количество таких работников должно соответствовать количеству специалистов, указанных в п. 2 ч. 6 ст. 55.5 ГрК РФ. Порядок проведения предварительного отбора по привлечению подрядных организаций установлен Постановлением № 615. Требования к участникам установлены в документации о проведении предварительного отбора. Заявка на участие в предварительном отборе должна содержать документы, указанные в документации, позволяющие претенденту выполнять работы по ремонту замене лифтового оборудования, признанного непригодным для эксплуатации, ремонту лифтовых шахт.

    30.09.2021 Министерством жилищно-коммунального хозяйства Кузбасса на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок http://www.zakupki.gov.ru размещено извещение № 013920000112100017 о проведении предварительного отбора на право включения в реестр квалифицированных подрядных организаций, имеющих право принимать участие в электронных аукционах, предметом которых является  выполнение работ и (или) оказание услуг по ремонту, замене, модернизации лифтов, ремонту лифтовых шахт, машинных и блочных помещений (ремонт, замена, модификация лифтов).

     Согласно протоколу № 1 от 03.11.2021 рассмотрения заявок на участие в предварительном отборе заявка ООО «Курс» была признана несоответствующей установленным требованиям документации по предварительному отбору.

     В качестве основания отклонения заявки ООО «Курс» указано:

     - несоответствие требованиям абз. 6 пп. «б» п. 38 Положения;

     - пп. «л» п. 4 раздела VI документации – не представлены копии документов, подтверждающих наличие у участника предварительного отбора в штате минимального количества квалифицированного персонала, а именно: свидетельств о квалификации сварщика и мастера сварщика.

     Подпунктом «л» раздела V документации («требования к участникам предварительного отбора») установлено требование о наличии в штате участника предварительного отбора работников, соответствующих установленным п. 1 ч. 6 ст. 55.5 ГрК РФ квалификационным требованиям, в количестве, которое устанавливается в документации о проведении предварительного отбора в зависимости от предмета предварительного отбора, но не ниже количества, установленного п. 2 ч. 6 ст. 55.5 ГрК РФ: количество квалифицированного персонала определяется на основании трудозатрат основных рабочих, отраженных в локальном сметном расчете на каждый вид работ, квалификация персонала подтверждается наличием удостоверения, подтверждающее квалификацию. При этом следует учитывать, что для выполнения замены лифтового оборудования одного лифта необходимы:

     - монтажник - 2;

     - начальник монтажного участка – 1;

     - сварщик – 1;

     - мастер-сварщик по руководству и техническому контролю – 1.

     В соответствии с пп. «л» п. 4 раздела VI документации в составе заявки должны быть представлены следующие документы: копии трудовых книжек и (или) сведения о трудовой деятельности, предусмотренные ст. 66.1 Трудового кодекса Российской Федерации, копии дипломов, сертификатов, аттестатов и удостоверений, копии свидетельств о квалификации, подтверждающих наличие у участника предварительного отбора в штате минимального количества квалифицированного персонала, установленного п. «л» Требований к участникам предварительного отбора.

     Таким образом, установлено, что пп. «л» раздела V, пп. «л» п. 4 раздела VI Документации о проведении предварительного отбора содержат требования о наличии в штате участника предварительного отбора работников, соответствующих квалификационным требованиям, установленным п. 1 ч. 6 ст. 55.5 ГрК РФ, в количестве,  указанном в п. 2 ч. 6 ст. 55.5 ГрК РФ, а также требование о предоставлении участниками предварительного отбора документов, подтверждающих квалификацию персонала, в т.ч. свидетельства о квалификации.

     В соответствии с документами, представленными Министерством жилищно-коммунального и дорожного комплекса Кузбасса, свидетельства о квалификации на сварщика и мастера сварщика в составе заявки ООО «Курс» отсутствуют.

     Ввод лифта в эксплуатацию в составе объекта капитального строительства осуществляется в порядке, установленном законодательством о градостроительной деятельности.

     Ввод модернизированного (замененного) лифта в эксплуатацию осуществляется в порядке, предусмотренном Правилами организации безопасного использования и содержания лифтов, подъемных платформ для инвалидов, пассажирских конвейеров (движущихся пешеходных дорожек) и эскалаторов, за исключением эскалаторов в метрополитенах, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 24.06.2017 № 743 (далее - Правила № 743).

     Согласно абзацу 8 пункта 3 Правил № 743 квалифицированный персонал - физические лица, соответствующие квалификационным требованиям для осуществления трудовой функции, необходимой при выполнении соответствующего вида (видов) работ по монтажу, демонтажу, эксплуатации, в том числе обслуживанию и ремонту, техническому освидетельствованию и обследованию объекта, в соответствии с положениями профессиональных стандартов, устанавливающих квалификационные характеристики для выполнения соответствующих видов работ, подтвердившие соответствие своей квалификации в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 03.07.2016 № 238-ФЗ «О независимой оценке квалификации» (далее - ФЗ № 238-ФЗ).

     Статьей 195.3 Трудового кодекса Российской Федерации (ТК РФ) установлено, что если ТК РФ, другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации установлены требования к квалификации, необходимой работнику для выполнения определенной трудовой функции, профессиональные стандарты в части указанных требований обязательны для применения работодателями.

     Исходя из изложенного, квалификация персонала, выполняющего работы по монтажу, демонтажу, обслуживанию, включая аварийно-техническое обслуживание лифта и обслуживание систем диспетчерского (операторского) контроля, ремонту, техническому освидетельствованию и обследованию лифта, должна соответствовать положениям профессиональных стандартов, устанавливающих квалификационные характеристики для выполнения соответствующих видов работ.

     Процедура освидетельствования и получения свидетельства описана указанным Федеральным законом от 03.07.2016 № 238-ФЗ, который ввел в действие систему оценки профессиональной квалификации на соответствие профессиональным стандартам, проводимую в форме профессионального экзамена.

     Документом, подтверждающим квалификацию работника, в соответствии с ТК РФ и ФЗ № 238-ФЗ является свидетельство о квалификации, выданное в порядке, установленном Правилами проведения центром оценки квалификаций независимой оценки квалификации в форме профессионального экзамена, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 16.11.2016 № 1204 (далее - Правила № 1204).

     Документы об образовании и (или) квалификации, выданные образовательными организациями, являются необходимым, но недостаточным условием соблюдения Правил № 743 в части подтверждения квалификации персонала, осуществляющего деятельность по монтажу, демонтажу, обслуживанию лифтов.

     Таким образом, с учетом требований п. 3 Положения, устанавливающего принципы доступности, открытости информации о привлечении подрядных организаций, ее достоверности и полноты, свидетельства о квалификации подлежали включению в документацию по предварительному отбору, а именно: в перечень необходимых документов, предусмотренных в составе заявки.

     Довод о нарушении Министерством жилищно-коммунального и дорожного комплекса Кузбасса п. 53 Положения, устанавливающего основания для отказа во включении участника предварительного отбора в реестр квалифицированных подрядных организаций, не нашел своего подтверждения, т.к. соблюдение квалификационных требований для указанного выше вида деятельности может быть подтверждено именно перечисленными выше документами (в т.ч. свидетельством о квалификации), предусмотренными ФЗ № 238-ФЗ. Из совокупного толкования приведенных выше нормативных актов, усматривается обоснованность указания в соответствующем пункте документации о проведении предварительного отбора уточняющей нормы, предусматривающей подтверждение наличия у участника предварительного отбора в штате минимального количества квалифицированного персонала согласно п. 38 Положения документами, выданными в порядке, установленном законодательством о независимой оценке квалификации. В данном случае, участники предварительного отбора имеют возможность однозначного понимания необходимости предоставления в составе заявки документа (свидетельства о квалификации), подтверждающего квалификацию персонала, осуществляющего деятельность по монтажу, демонтажу, обслуживанию лифтов.

     С учетом изложенного, основания для отмены протокола № 1 от 03.11.2021 заседания комиссии по рассмотрению заявок  на участие в предварительном отборе на оказание услуг и (или) выполнение работ по ремонту  или замене лифтового оборудования, признанного непригодным к эксплуатации, ремонту лифтовых шахт, а также выдачи предписания о внесении сведений об ООО «Курс» в реестр квалифицированных подрядных организаций, имеющих право принимать участие  в электронных аукционах, предметом которых является оказание (выполнение) данных услуг (работ), отсутствуют.

     Руководствуясь статьей 18.1, статьей 23 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия Кемеровского УФАС России

РЕШИЛА:

Признать жалобу ООО «Курс» на действия Министерства жилищно-коммунального и дорожного комплекса Кузбасса при проведении предварительного отбора подрядных организаций предметом которого является оказание услуг и (или) выполнение работ по ремонту замене лифтового оборудования, признанного непригодным для эксплуатации, ремонту лифтовых шахт (извещение № 013920000112100017, размещено на сайте торгов www.zakupki.gov.ru) необоснованной.

Связанные организации

Связанные организации не указаны