Решение б/н Решение по делу № 61/Р-2016 от 26 августа 2016 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

 

«26» июля 2016г.                                                                                  г.  Кемерово

 

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Кемеровской области по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:

 

Заместителя председателя Комиссии:

 

  Ланцман Л.И.-

 

 

заместителя руководителя управления;

Членов Комиссии:                     

Каминской Е.Б.-

 

начальника отдела рекламы, недобросовестной конкуренции  и финансовых рынков;

 

Акатьевой И.С.-

 

главного специалиста-эксперта отдела рекламы, недобросовестной конкуренции  и финансовых рынков,

рассмотрев дело № 61/Р-2016, возбужденное в отношении Общества с ограниченной ответственностью «Добрый день» (далее по тексту - ООО «Добрый день»; ИНН 4205286929, ОГРН 1144205007100, юридический адрес 650000, Кемеровская область, г. Кемерово, пр. Октябрьский, 4, дата регистрации в качестве юридического лица: 24.04.2014г.) о размещении рекламы, содержащей признаки нарушения Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее  -  ФЗ  «О рекламе») в присутствии представителя ООО «Добрый день» - <…> по доверенности б/н от 15.06.2016 (далее - <…>),

 

УСТАНОВИЛА:

 

В адрес Управления Федеральной антимонопольной службы по Кемеровской области поступило заявление физического лица о наличии признаков нарушения ФЗ «О рекламе» при размещении рекламы в журнале «Авторский проект» (февраль - март 2016г.).

23.05.2016г. определением о возбуждении дела по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе Кемеровским УФАС России было возбуждено дело № 61/Р-2016 в отношении ООО «Добрый день» и назначено к рассмотрению на 21.06.2016г. на 10 часов 30 минут. Данное определение было направлено в адрес ООО «Добрый день» заказным письмом с уведомлением о вручении.

15.06.2016г., 16.06.2016г. в адрес Кемеровского УФАС России поступили письменные пояснения ООО «Добрый день» и Тучковой О.И., из которых следует, что размещение спорной рекламы в журнале «Авторский проект»  осуществлялось на основании договора от 19.01.2016 № 1208 на размещение информационно-рекламных материалов, заключенного между ООО «ТВК - Медиа» («Редакция») в лице директора <…> и ООО «Добрый день» («Заказчик») в лице генерального директора <…>, на условиях, предусмотренных договором, а также в соответствии с требованиями действующего законодательства (пункт 1.1 договора).

Из пояснений следует, что рекламопроизводителем также являлось ООО «ТВК - Медиа», так как верстка макета из предоставленных «Заказчиком» фото и текстового материала осуществлялась ООО «ТВК - Медиа». Согласование макета осуществлялось по электронной почте между директором ООО «ТВК - Медиа» <…> (press01@list.ru) и участником ООО «Добрый день» <…> (olgatuchkova@yandeх.ru), в печатном виде согласованный сторонами макет отсутствует. Вариант согласованного по указанной электронной почте макета был размещен  в журнале. Таким образом, размер предупреждения был отформатирован рекламопроизводителем и рекламораспространителем  ООО «ТВК-Медиа».

Кроме того, ООО «Добрый день» полагает, что из заголовка статьи, размещенной в рекламном издании «Авторский проект», видно, что рекламируется стоматологический центр «Добрый день»  как продавец товара (всех видов стоматологических услуг), а не конкретные медицинские услуги. Понятие «медицинские услуги» определены в номенклатуре медицинских услуг, утвержденной приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 27.12.2011 № 1664 н. Если принимать, что указанные в статье возможности стоматологии необходимо отнести к рекламе конкретных медицинских услуг, то необходимо учесть, что ссылки в рекламной статье о стоматологическом центре «Добрый день» на медицинские услуги занимают не более 1 % от рекламной страницы. Соответственно информационное предупреждение о наличии противопоказаний и необходимости получения консультации специалистов может составить 0,002 % от всей рекламной страницы. По «подсчетам заявителя» данная надпись составляет 0,3 %, что, по мнению ООО «Добрый день» соответствует законодательству.  

21.06.2016г. состоялось рассмотрение дела № 61/Р-2016 в присутствии представителя ООО «Добрый день» <…> (доверенность б/н от 15.06.2016), которая поддержала представленные вышеуказанные письменные пояснения, дополнив, что всеми договорными взаимоотношениями, включая согласование макета спорной рекламы, занималась <…>, что подтверждается представленной перепиской по электронной почте, без уведомления ООО «Добрый день».

Рассмотрев материалы дела, заслушав пояснения представителя ООО «Добрый день» <…>, Комиссия Кемеровского УФАС России пришла к выводу о необходимости отложения рассмотрения данного дела для замены ненадлежащего ответчика (ООО «Добрый день», ИНН 4205286929, ОГРН 1144205007100, юридический адрес 650000, Кемеровская область, г. Кемерово, пр. Октябрьский, 4, дата регистрации в качестве юридического лица: 24.04.2014г.) надлежащим (<…>, адрес регистрации: 650000, г.Кемерово, ул. Ноградская, д. 15 «А», кв. 28, дата рождения: 17.07.1958г., место рождения: г. Салаир) и для получения дополнительных доказательств.

Определением от 21.06.2016г. рассмотрение дела № 61/Р-2016 было отложено на 26.07.2016г. на 10 часов 30 минут. Данное определение было направлено в адрес ООО «Добрый день» и <…> заказными письмами с уведомлениями (распечатки с сайта ФГУП «Почта России» о вручении корреспонденции адресатам имеются в материалах дела).

26.07.2016г.  состоялось рассмотрение дела № 61/Р-2016 в присутствии <…>, которая поддержала представленные ранее пояснения и дополнила, что в настоящее время реклама ООО «Добрый день» в журнале «Авторский проект» не размещается.

Рассмотрев материалы дела, заслушав пояснения <…> Комиссия Кемеровского УФАС России установила:

На страницах 3 – 4 журнала «Авторский проект» февраль – март 2016г. размещена реклама медицинских услуг, вместе с тем, предусмотренное рекламным законодательством предупреждение о наличии противопоказаний или необходимости получения консультации специалиста в нарушении части 7 статьи 24 ФЗ «О рекламе» занимает менее 5% рекламной площади.

Пояснения <…> о том, что ссылки в рекламной статье о стоматологическом центре «Добрый день» на медицинские услуги занимают не более 1 % от рекламной страницы, соответственно информационное предупреждение о наличии противопоказаний и необходимости получения консультации специалистов должно исчисляться не от всей рекламной страницы не могут быть приняты, поскольку реклама воспринимается потребителями в целом и нельзя из нее выделять отдельные фразы или фрагменты, соответственно, предусмотренное законодательством предупреждение должно исчисляться от всей площади рекламы.

Понятие и перечень медицинских услуг определены Номенклатурой медицинских услуг, утвержденной приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 27.12.2011 № 1664н.

Понятия «медицинская деятельность», «медицинская услуга», «профилактика», «диагностика», «медицинская реабилитация», «народная медицина» определены Федеральным законом от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации».

С учетом мнения Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 08.10.2012 № 58 «О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами Федерального закона «О рекламе», сама по себе реклама медицинского учреждения, не содержащая указания на конкретные медицинские услуги, не подпадает в сферу действия ч. 8 ст. 24 ФЗ «О рекламе», в том числе, в случае если такая реклама содержит указание на профиль деятельности организации (специализацию), например, стоматология, терапия, педиатрия и прочее.

В соответствии с Номенклатурой медицинских услуг к медицинским услугам, в том числе, относятся следующие услуги:

- подбор очковой коррекции зрения;

- подбор контактной коррекции зрения;

- челюстно-лицевая хирургия;

- костная пластика челюстно-лицевой области;

- удаление зуба;

- общий массаж медицинский;

- лечение с помощью простых физических воздействий на пациента (массаж, иглорефлексотерапия, мануальная терапия);

- врачебная лечебно-диагностическая клиническая лабораторная диагностика;

- функциональная диагностика;

- ультразвуковая диагностика

- физиотерапия;

- терапия;

- генетика;

- лабораторная генетика.

Согласно части 7 статьи 24 ФЗ «О рекламе» реклама лекарственных препаратов, медицинских услуг, в том числе методов профилактики, диагностики, лечения и медицинской реабилитации, медицинских изделий должна сопровождаться предупреждением о наличии противопоказаний к их применению и использованию, необходимости ознакомления с инструкцией по применению или получения консультации специалистов. В рекламе, распространяемой в радиопрограммах, продолжительность такого предупреждения должна составлять не менее чем три секунды, в рекламе, распространяемой в телепрограммах и при кино- и видеообслуживании, - не менее чем пять секунд и должно быть отведено не менее чем семь процентов площади кадра, а в рекламе, распространяемой другими способами, - не менее чем пять процентов рекламной площади (рекламного пространства). Требования настоящей части не распространяются на рекламу, распространяемую в местах проведения медицинских или фармацевтических выставок, семинаров, конференций и иных подобных мероприятий, а также в предназначенных для медицинских и фармацевтических работников специализированных печатных изданиях, и на иную рекламу, потребителями которой являются исключительно медицинские и фармацевтические работники.

В нарушение части 7 статьи 24 ФЗ «О рекламе» в рекламе медицинских услуг стоматологической клиники «Добрый день» (челюстно-лицевая хирургия, наркоз, костная пластика челюстно-лицевой области  и др.) на страницах 3 – 4 журнала «Авторский проект» февраль – март 2016г. предупреждение: «Имеются противопоказания. Необходима консультация специалиста» занимает 0,3% рекламной площади.

В соответствии с частью 6 статьи 38 ФЗ «О рекламе» ответственность за нарушение требований, установленных частью 7 статьи 24 ФЗ «О рекламе», несёт  рекламодатель.

В данном случае рекламодателем является <…>.

При просмотре сайта по адресу: http://www.avto-project.ru/zhurnal/, на котором можно посмотреть другие выпуски журнала «Авторский проект», Кемеровским УФАС России установлено, что в следующем номере журнала «Авторский проект» июнь – июль 2016г. реклама услуг стоматологической клиники «Добрый день» не размещается, соответственно, нарушение части 7 статьи 24 ФЗ «О рекламе» было устранено в добровольном порядке.

Руководствуясь пунктом 1 части 2 статьи 33, частью 1 статьи 36 Федерального закона от 13.03.2006 № 38 – ФЗ «О рекламе» и в соответствии с пунктами 37-42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия Кемеровского УФАС России     

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать ненадлежащей рекламу медицинских услуг, размещенную <…> (<…>) на страницах 3 – 4 журнала «Авторский проект» (февраль – март 2016г.) с предупреждением о наличии противопоказаний или необходимости получения консультации специалиста, занимающим менее 5% рекламной площади, поскольку в ней нарушены требования части 7 статьи 24 ФЗ «О рекламе».

2. Предписание не выдавать в связи с добровольным устранением нарушения.

3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Кемеровского УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 5 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

 

 

Решение изготовлено в полном объеме «05» августа 2016 года.

 

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня вынесения.

 

 

Заместитель председателя Комиссии

 

 Л.И.  Ланцман

 

Члены Комиссии

Е.Б. Каминская

 

И.С. Акатьева

Связанные организации

Связанные организации не указаны