Решение №ТМ/4424/24 Решение по делу № 042/05/28-329/2024 от 24 мая 2024 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF


 

Решение по делу

№ 042/05/28-329/2024


 


 

Генеральному директору

ООО МКК «Уно»

<...>
443086, Самарская область, г. Самара, ул. Ерошевского, <...>

<...>

 

 

Начальнику отдела архитектуры и градостроительства УКС администрации Мариинского муниципального округа

<...>
652150, Кемеровская область - Кузбасс, г. Мариинск, ул. Ленина, <...>

<...>

 

РЕШЕНИЕ ПО ДЕЛУ № 042/05/28-329/2024

«15» мая 2024г. г. Кемерово

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Кемеровской области по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:

Заместителя

председателя Комиссии:

 

 

 

<...> -

 

заместителя руководителя управления;

 

Членов Комиссии:

<...> -

начальника отдела рекламы и недобросовестной конкуренции

 

 

<...> -

старшего специалиста 1 разряда отдела рекламы и

недобросовестной конкуренции,

 


 

рассмотрев дело № 042/05/28-329/2024, возбужденное в отношении общества с ограниченной ответственность МКК «Уно» (далее – ООО МКК «Уно», юридический адрес: 443086, Самарская обасть, г. Самара, ул. Ерошевского, дом 3 офис 10, ИНН: 5402049460, КПП: 631601001, ОГРН: 1195476004151, дата присвоения ОГРН: 22.01.2019) по признакам нарушения требований части 7 статьи 5, пункта 2 части 2, части 3 статьи 28 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее по тексту - ФЗ «О рекламе»),

УСТАНОВИЛА:

В адрес Кемеровского УФАС России поступило обращение отдела архитектуры и градостроительства управления капитального строительства администрации Мариинского муниципального округа (далее по тексту – Заявитель, исх. от 20.02.2024 № 143-24, вх. от 20.02.2024 № 1916-ЭП/24) о наличии признаков нарушения ФЗ «О рекламе» при размещении рекламной конструкции на фасаде здания по адресу: Кемеровская область – Кузбасс, г.Мариинск, ул. Ленина, дом 18 следующего содержания:

«ЧестноДеньги Займы Всем от 0 % телефон горячей линии <...> ООО МКК «УНО» рег.номер записи в гос.реестре микрофинансовых организаций 1903550009244. Условия акции «0 %», займ предоставляется гражданам РФ при наличии паспорта, впервые оформляющий займ в ООО МКК «УНО» на сумму от 2000 руб. до 30000 руб. на срок до 14 дней, займ считается бесплатным при оплате не позднее 4-го дня пользования. Плата за пользование займом с 5-го дня 0,8 % в день (292 % в год). Подробная информация по телефону 88003332234 или на сайте chestnodengi.ru».

В качестве доказательства, свидетельствующего о наличии признаков нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе Заявителем представлены фотографии спорной рекламы, размещенной на фасаде здания.

Согласно информации для получателей финансовой услуги, утвержденной приказом от 12.02.2020 № 2/12-02-20 ООО МКК «УНО» товарный знак «ЧестноДеньги» используется на основании лицензионного договора № 2 от 24.07.2019.

Сведения об ООО МКК «УНО» внесены Банком России в государственный реестр микрофинансовых организаций 29.04.2019 № 1903550009244.

Согласно пункту 1 статьи 3 ФЗ «О рекламе» под рекламой понимается информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

Под объектом рекламирования понимают товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама (пункт 2 статьи 3 ФЗ «О рекламе»).

Спорная информация «ЧестноДеньги займы всем от 0 %...», размещенная по адресу Кемеровская область – Кузбасс, г.Мариинск, ул. Ленина, дом 18, является рекламой, поскольку соответствует изложенным критериям рекламы: привлекает к объекту рекламирования внимание неопределенного круга лиц (потенциальных потребителей рекламы); формирует и поддерживает интерес к объекту рекламирования услуги данной организации по выдаче займов и продвигает ее на рынке аналогичных услуг.

В соответствии с частью 7 статьи 5 ФЗ «О рекламе» не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы.

Кемеровским УФАС России установлено, что согласно Правил предоставления микрозаймов ООО МКК «Уно», утвержденных генеральным директором ООО МКК «УНО» <...> от 11.08.2020 (далее – Правила), размещенные на сайте по адресу: https://chestnodengi.ru следует, что займы ООО МКК «УНО» выдаются лицам, отвечающим следующим критериям (раздел 3 Правил – Условия предоставления займов):

Физическим лицам - гражданам РФ, постоянно зарегистрированным (проживающим) на территории одного из субъектов РФ, где расположены офисы Общества. Займ предоставляется на потребительские нужды (п. 3.1).

Займ выдается дееспособным гражданам РФ, возраст которых на дату заключения договора находится в пределах 18 - 75 лет, при условии, что срок возврата займа по договору наступает до исполнения заемщику 75 лет (п. 3.2).

Трудовой стаж Заявителя на текущем месте работы должен быть не менее 3-х месяцев на дату обращения в общество (п. 3.3).

Следовательно, микрофинансовая организация не выдает займы лицам, не отвечающим указанным требованиям.

Таким образом, отсутствие в рекламе указанных существенных сведений искажает смысл информации, так как одно лишь включение в рекламу фразы «ЗАЙМЫ ВСЕМ от 0%», а также иных условий, указанных Правилами, не дает потребителям рекламы верного, соответствующего действительности представления об условиях приобретения товара, и вводит потенциальных клиентов в заблуждение, поскольку не позволяет им, руководствуясь текстом рекламы, обоснованно, с учетом своих возможностей, принять решение о необходимости приобретения товара на предложенных условиях.

Согласно пункту 2 части 2 статьи 28 ФЗ «О рекламе» реклама банковских, страховых и иных финансовых услуг, и финансовой деятельности не должна умалчивать об иных условиях оказания соответствующих услуг, влияющих на сумму доходов, которые получат воспользовавшиеся услугами лица, или на сумму расходов, которую понесут воспользовавшиеся услугами лица, если в рекламе сообщается хотя бы одно из таких условий.

Следовательно, отсутствие условий, влияющих на сумму доходов, которые получат воспользовавшиеся услугами лица, или на сумму расходов, которую понесут воспользовавшиеся услугами лица, если в рекламе сообщается хотя бы одно из таких условий противоречит требованиям пункта 2 части 2 статьи 28 ФЗ «О рекламе».

В силу пункта 5 части 1 статьи 3 Федерального закона от 21.12.2013 № 353-ФЗ «О потребительском кредите (займе)» (далее – ФЗ «О потребительском кредите (займе)» профессиональная деятельность по предоставлению потребительских займов представляет собой деятельность юридического лица или индивидуального предпринимателя по предоставлению потребительских займов в денежной форме (кроме займов, предоставляемых работодателем работнику, займов, предоставляемых физическим лицам, являющимся учредителями (участниками) или аффилированными лицами коммерческой организации, предоставляющей заем, займов, предоставляемых брокером клиенту для совершения сделок купли-продажи ценных бумаг, и иных случаев, предусмотренных федеральным законом).

Согласно статье 4 ФЗ «О потребительском кредите (займе)» профессиональная деятельность по предоставлению потребительских займов осуществляется кредитными организациями, а также не кредитными финансовыми организациями в случаях, определенных федеральными законами об их деятельности.

В соответствии с частью 3 статьи 28 ФЗ «О рекламе» если реклама услуг, связанных с предоставлением кредита или займа, пользованием ими и погашением кредита или займа, содержит информацию о процентных ставках, такая реклама должна содержать информацию, указанную в пункте 10 части 4 статьи 5 Федерального закона «О потребительском кредите (займе)».

Указанная информация должна предоставляться до предоставления информации о процентных ставках и указываться шрифтом, размер которого не менее чем шрифт, которым отображается информация о процентных ставках.

Указанная норма пункта 10 части 4 статьи 5 ФЗ «О потребительском кредите (займе)» предусматривает обязанность кредитора размещать в составе информации об условиях предоставления, использования и возврата потребительского кредита (займа) диапазоны значений полной стоимости потребительского кредита (займа), определенных с учетом требований данного Закона по видам потребительского кредита (займа).

Указанная информация о диапазонах значений ПСК должна предоставляться до предоставления информации о процентных ставках и указываться шрифтом, размер которого не менее чем шрифт, которым указана процентная ставка.

При этом правила прочтения информации на русском языке предполагают прочтение информации сверху вниз и слева направо.

Таким образом, информация о диапазонах значений ПСК должна быть приведена в указанной рекламе выше и (или) левее, чем информация о процентной ставке.

Соответственно, реклама потребительских кредитов и займов при указании процентной ставки должна содержать все условия, влияющие на сумму расходов, которые понесут воспользовавшиеся услугами лица, а также информацию о диапазоне значений ПСК.

В рассматриваемой рекламе, размещенной на фасаде здания по адресу: Кемеровская область – Кузбасс, г. Мариинск, ул. Ленина, дом 18, требования пункта 10 части 4 статьи 5 ФЗ «О потребительском кредите (займе)» не соблюдены. Информация о диапазонных значений ПСК не предоставляется до предоставления информации о процентных ставках.

Учитывая вышеизложенное, данная реклама финансовых услуг, содержит признаки нарушения требований пункта 2 части 2, части 3 статьи 28 ФЗ «О рекламе», так как диапазоны значений ПСК в рассматриваемой рекламе указаны после предоставления информации о процентных ставках, не указана полная стоимость займа, а также «Займы всем от 0 %» указаны крупным шрифтом.

В соответствии с частью 6 статьи 38 ФЗ «О рекламе» ответственность за нарушение требований части 7 статьи 5, пункта 2 части 2, части 3 статьи 28 ФЗ «О рекламе» несет рекламодатель.

В данном случае рекламодателем является ООО МКК «Уно».

04.04.2024 определением о продлении срок рассмотрения дела № 042/05/28-329/2024 продлен до 07.06.2024. Копии определения направлены в адрес ООО МКК «Уно» и в адрес заявителя заказными письмами и по электронной почте.

04.04.2024 состоялось заседание Комиссии Кемеровского УФАС России в присутствии законного представителя ООО МКК «Уно» <...> (доверенность от 01.04.2024), который в устной форме пояснил, что 15.03.2024 ООО МКК «Уно» было получено предписание администрации Мариинского муниципального округа об устранении рекламной конструкции, 16.03.2024 данная реклама была устранена с фасада здания по адресу: г. Мариинск, ул. Ленина, дом 18.

Данная реклама следующего содержания: «Займы всем от 0 %...» более не размещается как в г. Мариинске, так и в других городах Кемеровской области – Кузбасса. Вместе с тем, фото фасада здания без размещения спорной рекламы в материалы дела не представлены. Также не представлена информация, запрашиваемая в определении о возбуждении дела № 042/05/28-329/2024 по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе (исх. № ТМ/1930/24 от 07.03.2024).

Рассмотрев материалы дела № 042/05/28-329/2024, Комиссия приняла решение об отложении рассмотрения данного дела для получения дополнительных доказательств по делу.

Определением об отложении рассмотрения дела № 042/05/28-329/2024 были назначены дата, время и место рассмотрения данного дела на 15.05.2024 на 11 часов 00 минут. Копии данного определения были направлены в адрес ООО МКК «Уно» по электронной почте, а также заказным письмом (распечатка с сайта АО «Почта России: отслеживание почтовых отправлений» с пометкой «вручение адресату» имеется в материалах дела), а также заявителю по электронной почте и заказным письмом (распечатка с сайта АО «Почта России: отслеживание почтовых отправлений» с пометкой «вручение адресату» имеется в материалах дела).

17.04.2024 в адрес Кемеровского УФАС России поступили письменные пояснения ООО МКК «Уно» (исх. № 91 от 05.04.2024, вх. № 4892/24 от 26.04.2024), из которых следует, что запрашиваемые договоры на изготовление и размещение рекламы отсутствуют.

Вместе с тем ООО МКК «Уно» представило договор аренды от 25.08.2023, из которого следует, что индивидуальный предприниматель <...>, именуемая в дальнейшем «Арендодатель», с одной стороны, и ООО Микрокредитная компания «Уно», в лице генерального директора <...>, действующего на основании Устава, именуемое в дальнейшем «Арендатор» с другой стороны, заключили настоящий договор о нижеследующем: Арендодатель обязуется предоставить арендатору во временное владение и пользование недвижимое имущество (далее именуемое «Помещение) площадью 20 квадратных метров, находящееся по адресу: 652150, Кемеровская область - Кузбасс, Мариинский район, г. Мариинск, ул. Ленина, дом 18. Помещение передается для использования Арендатором под офис.

Также ООО МКК «Уно» сообщает о демонтаже рекламной конструкции, размещенной на фасаде здания по адресу: Кемеровская область – Кузбасс, г. Мариинск, ул. Ленина, дом 18 с приложением фотографии (имеется в материалах дела).

15.05.2024 состоялось рассмотрение дела № 042/05/28-329/2024 в присутствии законного представителя ООО МКК «Уно» <...> (доверенность от 01.04.2024), в отсутствие заявителя, уведомленного надлежащим образом о дате, времени, месте рассмотрения данного дела.

Рассмотрев материалы дела, Комиссия Кемеровского УФАС России установила следующее:

Согласно части 1 статьи 3 Федерального закона «О рекламе», под рекламой понимается информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

Под объектом рекламирования понимают товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама (пункт 2 статьи 3 ФЗ «О рекламе»).

Спорная реклама «ЧестноДеньги займы всем от 0 %...», размещенная по адресу Кемеровская область – Кузбасс, г.Мариинск, ул. Ленина, дом 18, является рекламой, поскольку соответствует изложенным критериям рекламы: привлекает к объекту рекламирования внимание неопределенного круга лиц (потенциальных потребителей рекламы); формирует и поддерживает интерес к объекту рекламирования услуги данной организации по выдаче займов и продвигает ее на рынке аналогичных услуг.

В соответствии с частью 7 статьи 5 ФЗ «О рекламе» не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы.

Согласно Правил предоставления микрозаймов ООО МКК «Уно», утвержденных генеральным директором ООО МКК «УНО» <...> от 11.08.2020 (далее – Правила), размещенные на сайте по адресу: https://chestnodengi.ru следует, что займы ООО МКК «УНО» выдаются лицам, отвечающим следующим критериям (раздел 3 Правил – Условия предоставления займов):

Физическим лицам - гражданам РФ, постоянно зарегистрированным (проживающим) на территории одного из субъектов РФ, где расположены офисы Общества. Займ предоставляется на потребительские нужды (п. 3.1).

Займ выдается дееспособным гражданам РФ, возраст которых на дату заключения договора находится в пределах 18 - 75 лет, при условии, что срок возврата займа по договору наступает до исполнения заемщику 75 лет (п. 3.2).

Трудовой стаж Заявителя на текущем месте работы должен быть не менее 3-х месяцев на дату обращения в общество (п. 3.3).

Следовательно, микрофинансовая организация не выдает займы лицам, не отвечающим указанным требованиям.

Таким образом, отсутствие в рекламе указанных существенных сведений искажает смысл информации, так как одно лишь включение в рекламу фразы «ЗАЙМЫ ВСЕМ от 0%», а также иных условий, указанных Правилами, не дает потребителям рекламы верного, соответствующего действительности представления об условиях приобретения товара, и вводит потенциальных клиентов в заблуждение, поскольку не позволяет им, руководствуясь текстом рекламы, обоснованно, с учетом своих возможностей, принять решение о необходимости приобретения товара на предложенных условиях.

Согласно пункту 2 части 2 статьи 28 ФЗ «О рекламе» реклама банковских, страховых и иных финансовых услуг, и финансовой деятельности не должна умалчивать об иных условиях оказания соответствующих услуг, влияющих на сумму доходов, которые получат воспользовавшиеся услугами лица, или на сумму расходов, которую понесут воспользовавшиеся услугами лица, если в рекламе сообщается хотя бы одно из таких условий.

Следовательно, отсутствие условий, влияющих на сумму доходов, которые получат воспользовавшиеся услугами лица, или на сумму расходов, которую понесут воспользовавшиеся услугами лица, если в рекламе сообщается хотя бы одно из таких условий противоречит требованиям пункта 2 части 2 статьи 28 ФЗ «О рекламе».

В силу пункта 5 части 1 статьи 3 Федерального закона от 21.12.2013 № 353-ФЗ «О потребительском кредите (займе)» (далее – ФЗ «О потребительском кредите (займе)» профессиональная деятельность по предоставлению потребительских займов представляет собой деятельность юридического лица или индивидуального предпринимателя по предоставлению потребительских займов в денежной форме (кроме займов, предоставляемых работодателем работнику, займов, предоставляемых физическим лицам, являющимся учредителями (участниками) или аффилированными лицами коммерческой организации, предоставляющей заем, займов, предоставляемых брокером клиенту для совершения сделок купли-продажи ценных бумаг, и иных случаев, предусмотренных федеральным законом).

Согласно статье 4 ФЗ «О потребительском кредите (займе)» профессиональная деятельность по предоставлению потребительских займов осуществляется кредитными организациями, а также не кредитными финансовыми организациями в случаях, определенных федеральными законами об их деятельности.

В соответствии с частью 3 статьи 28 ФЗ «О рекламе» если реклама услуг, связанных с предоставлением кредита или займа, пользованием ими и погашением кредита или займа, содержит информацию о процентных ставках, такая реклама должна содержать информацию, указанную в пункте 10 части 4 статьи 5 Федерального закона «О потребительском кредите (займе)».

Указанная информация должна предоставляться до предоставления информации о процентных ставках и указываться шрифтом, размер которого не менее чем шрифт, которым отображается информация о процентных ставках.

Указанная норма пункта 10 части 4 статьи 5 ФЗ «О потребительском кредите (займе)» предусматривает обязанность кредитора размещать в составе информации об условиях предоставления, использования и возврата потребительского кредита (займа) диапазоны значений полной стоимости потребительского кредита (займа), определенных с учетом требований данного Закона по видам потребительского кредита (займа).

Указанная информация о диапазонах значений ПСК должна предоставляться до предоставления информации о процентных ставках и указываться шрифтом, размер которого не менее чем шрифт, которым указана процентная ставка.

При этом правила прочтения информации на русском языке предполагают прочтение информации сверху вниз и слева направо.

Таким образом, информация о диапазонах значений ПСК должна быть приведена в указанной рекламе выше и (или) левее, чем информация о процентной ставке.

Соответственно, реклама потребительских кредитов и займов при указании процентной ставки должна содержать все условия, влияющие на сумму расходов, которые понесут воспользовавшиеся услугами лица, а также информацию о диапазоне значений ПСК.

В рассматриваемой рекламе, размещенной на фасаде здания по адресу: Кемеровская область – Кузбасс, г. Мариинск, ул. Ленина, дом 18, требования пункта 10 части 4 статьи 5 ФЗ «О потребительском кредите (займе)» не соблюдены. Информация о диапазонных значений ПСК не предоставляется до предоставления информации о процентных ставках.

Учитывая вышеизложенное, данная реклама финансовых услуг, содержит признаки нарушения требований пункта 2 части 2, части 3 статьи 28 ФЗ «О рекламе», так как диапазоны значений ПСК в рассматриваемой рекламе указаны после предоставления информации о процентных ставках, не указана полная стоимость займа, а также «Займы всем от 0 %» указаны крупным шрифтом.

В соответствии с частью 6 статьи 38 ФЗ «О рекламе» ответственность за нарушение требований части 7 статьи 5, пункта 2 части 2, части 3 статьи 28 ФЗ «О рекламе» несет рекламодатель.

В данном случае рекламодателем является ООО МКК «Уно». Руководствуясь пунктом 1 части 2 статьи 33, частью 1 статьи 36 Федерального закона от 13.03.2006 № 38 - ФЗ «О рекламе» и в соответствии с пунктами 42-47 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 24.11.2020 № 1922 Комиссия Кемеровского УФАС России,

 

РЕШИЛА:

 

  1. Признать ненадлежащей рекламу общества с ограниченной ответственностью Микрокредитная компания «Уно» (юридический адрес: 443086, Самарская область, г.Самара, ул. Ерошевского, дом 3, офис 10, ИНН: 5402049460, КПП: 631601001, ОГРН: 1195476004151, дата присвоения ОГРН: 22.01.2019), размещенную на здания по адресу: Кемеровская область – Кузбасс, г.Мариинск, ул. Ленина, дом 18 следующего содержания: «ЧестноДеньги Займы Всем от 0 % телефон горячей линии 8-800-333-22-34 ООО МКК «УНО» рег.номер записи в гос.реестре микрофинансовых организаций 1903550009244. Условия акции «0 %», займ предоставляется гражданам РФ при наличии паспорта, впервые оформляющий займ в ООО МКК «УНО» на сумму от 2000 руб. до 30000 руб. на срок до 14 дней, займ считается бесплатным при оплате не позднее 4-го дня пользования. Плата за пользование займом с 5-го дня 0,8 % в день (292 % в год). Подробная информация по телефону <...> или на сайте chestnodengi.ru», поскольку в ней нарушены требования части 7 статьи 5, пункта 2 части 2, части 3 статьи 28 ФЗ «О рекламе».

  2. Обществу с ограниченной ответственностью Микрокредитная компания «Уно» (юридический адрес: 443086, Самарская область, г.Самара, ул. Ерошевского, дом 3, офис 10, ИНН: 5402049460, КПП: 631601001, ОГРН: 1195476004151, дата присвоения ОГРН: 22.01.2019) предписание о прекращении нарушения требований ФЗ «О рекламе» не выдавать в связи с добровольным устранением нарушения.

3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Кемеровского УФАС России для возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Решение изготовлено в полном объеме « » мая 2024 года.

Решение может быть обжаловано в порядке, предусмотренном статьей 37 ФЗ «О рекламе».

 

Заместитель председателя Комиссии

<...>

 

 

Члены Комиссии:

<...>

 

 

 

<...>

 

 

 

 

2024-5667

 

 

Связанные организации

Отдел архитектуры и градостроительства администрации Мариинского муниципального района
ИНН 4213007128, ОГРН 1074213000476
ООО МКК "Уно"
ИНН 5402049460, ОГРН 1195476004151