Решение №ТМ/3747/24 Решение по делу № 042/05/7-1517/2023 от 3 мая 2024 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Решение по делу

№ 042/05/7-1517/2023

 

Индивидуальному предпринимателю <...>


650056, Кемеровская область - Кузбасс, г.Кемерово, ул.Ворошилова,

<...>


general@prime-tbc.ru

 

 

Заявителю - электронно

 

 

 

РЕШЕНИЕ ПО ДЕЛУ № 042/05/7-1517/2023

«23» апреля 2024г. г. Кемерово

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Кемеровской области по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:

Заместителя

председателя Комиссии:

 

<...> -

 

заместителя руководителя управления;

 

Членов Комиссии:

<...> -

ведущего специалиста-эксперта отдела рекламы и недобросовестной конкуренции;

 

 

<...> -

старшего специалиста 1 разряда отдела рекламы и

недобросовестной конкуренции,

рассмотрев дело № 042/05/7-1517/2023, возбужденное в отношении индивидуального предпринимателя <...> (далее - ИП <...> ИНН: 420551117810, ОГРН: 313420529400130, дата присвоения ОГРН: 21.10.2013; адрес регистрации: 650056, Кемеровская область - Кузбасс, г. Кемерово, ул. Ворошилова, <...>, дата рождения: <...>, место рождения: г. Кемерово) по признакам нарушения части 6 статьи 5, пункта 8 статьи 7, статьи 8 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее по тексту- ФЗ «О рекламе»),

 

УСТАНОВИЛА:

В адрес Управления Федеральной антимонопольной службы по Кемеровской области поступило обращение физического лица (исх. от 19.10.2023 б/н, вх. от 19.10.2023 № 9792-ЭП/23, далее - Заявитель), а также идентичное заявление физического лица, перенаправленное территориальным отделом г.Кемерово Управления Роспотребнадзора по Кемеровской области - Кузбассу исх. от 08.11.2023 № 7424, вх. от 20.11.2023 № 10819/23) о наличии признаков нарушения ФЗ «О рекламе» при размещении рекламы на фасаде магазина, на монетнице, расположенной внутри магазина, а также на штендере, установленного возле магазина «PRIME MARKET» по адресу г. Кемерово, ул. Красная, дом 5.

В качестве доказательства, свидетельствующего о наличии признаков нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе Заявителем представлены фотографии.

Кемеровским УФАС России проведена фотосъемка информации, размещенной по адресу г. Кемерово, ул. Красная, 5 и установлено следующее:

- над входной дверью размещена вывеска с наименованием магазина «PRIME MARKET», над окном размещена вывеска «ТАБАК, КАЛЬЯНЫ, VAPE», на окне присутствует изображение … и надпись «Ни в чем себе не отказывай».

- на фасаде здания справа от входной двери размещена реклама с текстом следующего содержания: «PRIME MARKET кальянный магазин ТАБАК ВЭЙП одноразовые испарители АКСЕССУАРЫ только оригинальная продукция торгуем тем, в качестве чего уверены ПРОСКАНИРУЙ QR-КОД И УЗНАЙ О НАС БОЛЬШЕ с изображением QR-кода».

- внутри магазина на кассовой тарелке (монетнице) размещена реклама следующего содержания: «КОГДА МЫ РАБОТАЕМ наши конкуренты занимаются только этим;) с изображением лица девушки, облизывающей чупа-чупс ТАБАК ВЭЙП одноразовые испарители АКСЕССУАРЫ ЗАКАЖИТЕ ДОСТАВКУ ONLINE или посетите наш розничный магазин по адресу: г. Кемерово, ул. Красная, д. 5 PRIME-INC.RU следите за новостями и изображение QR-кода».

На момент фиксации спорной информации штендер отсутствовал.

С учетом вышеизложенного, выносные штендеры не относятся к рекламным конструкциям, следовательно, признаки нарушения части 9 статьи 19 ФЗ «О рекламе» отсутствуют.

Вместе с тем согласно Акту осмотра, Кемеровским УФАС России установлен факт размещения рекламы магазина, табачной продукции и курительных принадлежностей по адресу: г. Кемерово, ул. Красная, дом 5.

В соответствии со статьей 3 ФЗ «О рекламе» реклама это - информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

Согласно статье 3 ФЗ «О рекламе» под объектом рекламирования понимают товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания, к которым направлена реклама.

Из разъяснений Президиума ВАС РФ в пункте 16 информационного письма от 25.12.1998 № 37, информация, очевидно ассоциирующаяся у потребителя с определенным товаром, должна рассматриваться как реклама этого товара.

Согласно части 11 статьи 5 ФЗ «О рекламе» при производстве, размещении и распространении рекламы должны соблюдаться требования законодательства Российской Федерации, в том числе требования гражданского законодательства.

В силу пункта 8 статьи 7 ФЗ «О рекламе» не допускается реклама табака, табачной продукции, табачных изделий, никотинсодержащей продукции, курительных принадлежностей, в том числе трубок, сигаретной бумаги, зажигалок, а также устройств для потребления никотинсодержащей продукции, кальянов. Таким образом, Российское законодательство не допускает распространение рекламы табака, табачной продукции, табачных изделий и курительных принадлежностей, в том числе, кальянов, любым способом.

Размещенная информация на фасаде здания: «PRIME MARKET кальянный магазин ТАБАК ВЭЙП одноразовые испарители АКСЕССУАРЫ только оригинальная продукция торгуем тем, в качестве чего уверены ПРОСКАНИРУЙ QR-КОД И УЗНАЙ О НАС БОЛЬШЕ с изображением QR-кода», на штендере: «ТАБАК, ВЕЙП, одноразовые испарители, аксессуары. ЗАКАЖИТЕ ДОСТАВКУ ONLINE» с изображением QR-кода, на монетнице: «КОГДА МЫ РАБОТАЕМ наши конкуренты занимаются только этим;) с изображением лица девушки, облизывающей чупа-чупс ТАБАК ВЭЙП одноразовые испарители АКСЕССУАРЫ ЗАКАЖИТЕ ДОСТАВКУ ONLINE или посетите наш розничный магазин по адресу: г. Кемерово, ул. Красная, д. 5 PRIME-INC.RU следите за новостями и изображение QR-кода» привлекает интерес потребителей к деятельности данного магазина (торговой точке) по продаже табачной продукции, курительных принадлежностей и аксессуаров к ним, дает явное представление о реализации данных товаров и по своему содержанию и формату размещения направлена на привлечение внимания посетителей к данному магазину и поддержанию интереса, как к продавцу, так и к ассортименту реализуемой им продукции.

Данная информация является рекламой, поскольку соответствует признакам рекламы: имеет направленность на привлечение внимания к продукции магазина, который осуществляет предпринимательскую деятельность на одной из главных городских улиц, на которой большой трафик прохожих, в том числе студентов, способствуют тому, что ознакомиться с размещенной рекламой на фасаде здания, на штендере могут не только посетители магазина, но и прохожие, в том числе несовершеннолетние.

Кроме того, размещенная надпись на окне данного магазина «Ни в чем себе не отказывай» звучит как слоган, призывающий, побуждающий и агитирующий к покупке товаров.

QR-код является ссылкой для перехода в группу социальной сети «Telegram», в которой размещаются сведения о данном магазине, реализуемых в данном магазине товарах, в том числе курительных принадлежностях, скидках, предложениях, стимулирующих на покупку товара.

Реализация товаров посредством информационно- телекоммуникационной сети «Интернет», телефона осуществляется в рамках договора розничной купли-продажи и подпадает под понятие дистанционный способ продажи.

Согласно части 2 статьи 497 ГК РФ дано определение дистанционного способа продажи, в соответствии с которым договор розничной купли-продажи может быть заключен на основании ознакомления покупателя с предложенным продавцом описанием товара посредством каталогов, буклетов, проспектов, фотоснимков, средств связи (телевизионной, почтовой, радиосвязи и других) или иными способами, исключающими возможность непосредственного ознакомления потребителя с товаром либо образцом товара при заключении такого договора (дистанционный способ продажи товара).

Таким образом, данный договор характеризуется двумя отличительными признаками: во-первых, отсутствие прямого, непосредственного контакта потребителя с товаром либо с его образцом до заключения договора и в момент его заключения, и во-вторых, определение ознакомления с товаром (каталоги, буклеты, проспекты, фотоснимки, средства связи и т.д.).

В пункте 12 Правил продажи товаров при дистанционном способе продажи товара по договору розничной купли-продажи, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2020 № 2463 (далее - Правила), Продавец обязан заключить договор розничной купли-продажи с любым лицом, выразившим намерение приобрести товар на условиях оферты.

Договор розничной купли-продажи считается заключенным с момента выдачи продавцу кассового или товарного чека либо иного документа, подтверждающего оплату товара, или с момента получения продавцом сообщения потребителя о намерении заключить договор розничной купли-продажи.

В части 3 статьи 497 ГК РФ определен момент исполнения договора розничной купли-продажи, заключенного дистанционным способом продажи: договор считается исполненным с момента доставки товара, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или договором.

Указанная реклама исключает возможность непосредственного ознакомления потребителя с товаром либо образцом товара при заключении договора, заключаемого посредством получения продавцом сообщения по телефону о намерении покупателя приобрести товар.

Таким образом, рассматриваемая реклама является рекламой товаров при дистанционном способе их продажи.

В соответствии с требованиями статьи 8 ФЗ «О рекламе» в рекламе товаров при дистанционном способе их продажи должны быть указаны сведения о продавце таких товаров: наименование, место нахождения и государственный регистрационный номер записи о создании юридического лица; фамилия, имя, отчество, основной государственный регистрационный номер записи о государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя.

Однако в нарушение требований статьи 8 ФЗ «О рекламе» указанная выше реклама не содержит сведений о фамилии, имени, отчестве, основном государственном регистрационном номере индивидуального предпринимателя, осуществляющего продажу товаров дистанционным способом.

Таким образом, рассматриваемая реклама нарушает требования пункта 8 статьи 7, статью 8 ФЗ «О рекламе», поскольку представляет собой рекламу табака, табачной продукции, табачных изделий и курительных принадлежностей, в том числе, кальянов, которые можно приобрести, в том числе дистанционным способом.

Кроме того, внутри магазина на кассовой тарелке (монетнице) размещена информация следующего содержания: «КОГДА МЫ РАБОТАЕМ наши конкуренты занимаются только этим;)» с изображением лица девушки, облизывающей чупа-чупс.

Согласно части 6 статьи 5 ФЗ «О рекламе» в рекламе не допускается использование бранных слов, непристойных и оскорбительных образов, сравнений и выражений, в том числе в отношении пола, расы, национальности, профессии, социальной категории, возраста, языка человека и гражданина, официальных государственных символов (флагов, гербов, гимнов), религиозных символов, объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, а также объектов культурного наследия, включенных в Список всемирного наследия.

Таким образом, данное положение ФЗ «О рекламе» запрещает использовать в рекламе бранные слова, непристойные образы, сравнения, выражения, оскорбительные образы.

К непристойным образам, сравнениям, выражениям могут быть отнесены такие слова и изображения, которые нарушают общепринятые нормы и принципы поведения в обществе с точки зрения морали и нравственности.

Вопрос отнесения изображений, слов и иных образов к оскорбительным носит субъективно-оценочный характер, который основан на восприятии данной информации каждым индивидуумом в отдельности. При этом очевидно, что восприятие одной и той же информации разными людьми может отличаться в зависимости от личностных характеристик субъекта (возраста, образования, воспитания, семейных устоев, места проживания и прочее).

Соответственно, возможна ситуация, когда одна и та же реклама оценивается неоднозначно с точки зрения ее этичности различными категориями населения. При этом, по мнению ФАС России, для признания рекламы неэтичной не требуется получение единогласного мнения или мнения абсолютного большинства потребителей рекламы, достаточно установить наличие значимого количества людей, воспринимающих рекламу как неэтичную.

На основании изложенного, рассматриваемая реклама следующего содержания: «КОГДА МЫ РАБОТАЕМ наши конкуренты занимаются только этим;)» с изображением лица девушки, облизывающей чупа-чупс, нарушает требования части 6 статьи 5 ФЗ «О рекламе».

В соответствии с частью 6 статьи 38 ФЗ «О рекламе» ответственность за нарушение требований части 6 статьи 5 ФЗ «О рекламе» несет рекламодатель.

В соответствии с частями 6, 7 статьи 38 ФЗ «О рекламе» ответственность за нарушение требований, установленных пунктом 8 статьи 7 ФЗ «О рекламе», несёт как рекламодатель, так и рекламораспространитель.

В соответствии с частью 6 статьи 38 ФЗ «О рекламе» ответственность за нарушение требований статьи 8 ФЗ «О рекламе» несет рекламодатель - изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо.

В данном случае рекламодателем и рекламораспространителем является индивидуальный предприниматель <...> (ИНН: 420551117810, ОГРН: 313420529400130, дата присвоения ОГРН: 21.10.2013; адрес регистрации: Кемеровская область - Кузбасс, г. Кемерово, ул. Ворошилова, <...>, дата рождения: <...>, место рождения: г. Кемерово).

14.11.2023 определением о возбуждении дела по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе Кемеровским УФАС России было возбуждено дело № 042/05/7-1517/2023 в отношении ИП <...> и назначено к рассмотрению на 18.12.2023 в 11 часов 00 минут. Копия данного определения была направлена в адрес ИП <...> заказным письмом с уведомлением о вручении (распечатка с сайта АО «Почта России: отслеживание почтовых отправлений» с отметкой «возврат отправителю из-за истечения срока хранения» имеется в материалах дела), а также данное определение вручено ИП <...> под расписку, заявителю направлено по электронной почте.

14.12.2023 Определением о продлении срок рассмотрения дела № 042/05/7-1517/2023 продлен до 14.02.2024. Копии определения направлены в адрес ИП <...> заказным письмом с уведомлением о вручении, а также заявителю по электронной почте.

15.12.2023 в адрес Кемеровского УФАС России поступили письменные пояснения от ИП <...> (исх. от 15.12.2023 № б/н, вх. от 15.12.2023 № 11963-ЭП/23), в которых ИП <...> утверждал, что вывески, размещенные на фасаде здания не являются рекламными конструкциями и / или рекламой. Вывеска «Табак, Кальяны, VAPE» не направлена на продвижение какого-либо товара, поскольку не содержит никаких характеристик, выделяющих какой бы то ни было товар среди других товаров, имеет чисто информационный характер о родовой принадлежности товаров, представленных в магазине. В части информирования о перечне реализуемой в магазине продукции состав правонарушения отсутствует.

Также ИП <...> пояснил, что художественная вывеска с изображением вымышленного персонажа мультфильма с надписью «Ни в чем себе не отказывай» является развлекательно-игровой вывеской с целью создания позитивного настроения у прохожих.

Из пояснений следует, что выносной штендер не выносится на улицу и не устанавливается на улице, он находится в помещении магазина в сложенном виде. Изображение на штендере части лица девушки, облизывающей леденец не изображает потребление табачной и / или никотиносодержащей продукции. Данная картинка использована в качестве цветного фона для информации о родовой принадлежности товаров, представленных в магазине без указания конкретных брендов, марок, количественных и качественных характеристик.

PRIME MARKET не осуществляет дистанционную продажу табачной продукции и публикацию товаров, такая возможность отсутствует как на законодательном уровне, так и на техническом уровне, при переходе по ссылке любой человек попадает в закрытый телеграмм-канал без технической возможности сделать и / или оплатить заказ табачной или никотиносодержащей продукции.

В части размещения информации «КОГДА МЫ РАБОТАЕМ наши конкуренты занимаются только этим» ИП <...> сообщает, что данная информация размещена внутри магазина, следовательно, не адресована неопределенному кругу лиц, что исключает ее квалификацию в качестве рекламы.

18.12.2023 состоялось рассмотрение дела № 042/05/7-1517/2023 в присутствии ИП <...>. На Комиссии Кемеровского УФАС России ИП <...>подтвердил ранее направленные пояснения. Комиссия Кемеровского УФАС России прияла решение об отложении рассмотрения дела в связи с необходимостью получения дополнительных доказательств по делу.

18.12.2023 определением об отложении рассмотрения дела № 042/05/7-1517/2023 были назначены дата, время и место рассмотрения данного дела на 29.01.2024 в 11 часов 00 минут. Копии данного определения были направлены в адрес ИП <...> (распечатка с сайта АО «Почта России: отслеживание почтовых отправлений» с пометкой 27.01.2024 «возврат отправителю из-за истечения срока хранения» имеется в материалах дела), а также заявителю по электронной почте.

26.12.2023 в адрес Кемеровского УФАС России от ИП <...> поступили дополнительные письменные пояснения по делу № 042/05/7-1517/2023, из которых следует, что все вывески являются информационными, не имеющие рекламного характера, направленные на соблюдение Федерального закона «Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма, последствий потребления табака или потребления никотиносодержащей продукции» от 23.02.2013 № 15-ФЗ.

Также ИП <...> пояснил, что QR-код с текстом «Закажи доставку онлайн» - является ссылкой на закрытый телеграмм канал и ссылкой на не работающий уже более 8 месяцев сайт с доменом prime-inc.ru.

В ассортимент магазина также входят сладости, энергетические напитки и безалкогольная газированная продукция. Доставку только этой продукции, пришедший в магазин покупатель может оформить, если у него нет желания везти с собой продукцию, обладающую солидным весом, та как большинство покупателей берут по несколько вкусов напитков и сладостей.

Далее ИП <...> пояснил, что изображение на монетнице - личная инициатива сотрудника магазина, к которой он не имеет никакого отношения. Сотрудник магазина исправил допущенную им ошибку и убрал с монетницы спорное изображение. Вместе с тем, фото монетницы без спорного изображения в материалы дела не представлено.

29.01.2024 состоялось рассмотрение дела № 042/05/7-1517/2023 в отсутствие ИП <...>, уведомленного надлежащим образом о дате, времени и месте рассмотрения данного дела. Комиссия Кемеровского УФАС России решила рассмотрение дела № 042/05/7-1517/2023 отложить для получения дополнительных доказательств по делу.

Определением об отложении рассмотрение дела № 042/05/7-1517/2023 было отложено и назначено к рассмотрению на 29.02.2024 в 11 часов 00 минут. Копии данного определения были направлены в адрес ИП <...> (распечатка с сайта АО «Почта России: отслеживание почтовых отправлений» с пометкой «неудачная попытка вручения» имеется в материалах дела), а также заявителю по электронной почте.

14.02.2024 определением о продлении срок рассмотрения дела № 042/05/7-1517/2023 продлен до 14.04.2024. Копии определения направлены в адрес ИП <...> заказным письмом с уведомлением о вручении, а также заявителю по электронной почте.

14.02.2024 состоялось заседание Экспертного совета по рекламе при Кемеровском УФАС России, одним из вопросов обсуждения являлось обсуждение вышеуказанной рекламы.

Членам экспертного совета по рекламе (присутствовало 9 человек, заочно 1 человек) было предложено ответить на вопросы:

№ 1: Является ли данная информация рекламой? На фасаде.

Результаты опроса:

Да - 6 чел., нет - 5 чел., другой вариант - 0 чел.

№ 2: Является ли данная информация рекламой? На штендере.

Результаты опроса:

Да - 11 чел., нет - 0 чел., другой вариант - 0 чел.

№ 3: Является ли данная информация рекламой? На монетнице.

Результаты опроса:

Да - 10 чел., нет - 1 чел., другой вариант - 0 чел.

№ 4: Что, по Вашему мнению, является в данной рекламе объектом рекламирования?

Варианты ответов: табачная продукция; курительные принадлежности; деятельность магазина по реализации данной продукции; газированные напитки; леденцы; другой вариант ответа; ответ не дан.

Результаты опроса:

- табачная продукция; курительные принадлежности; деятельность магазина по реализации данной продукции - 10 чел.;

- газированные напитки - 0 чел.;

- леденцы - 0 чел.;

- другой вариант ответа – 0 чел.;

- ответ не дан 1 чел.

№ 5: Можно ли ассоциировать данную рекламу только с табачной продукцией и почему?

Варианты ответов: да; нет; другой вариант ответа.

Результаты опроса:

- да -10 чел.; нет – 0 чел.; другой вариант ответа – 0 чел.; ответ не дан – 1 чел.

№ 6: Оцениваете ли Вы данную рекламу как содержащую непристойный, оскорбительный образ, сравнения, выражения (например, к конкурентам)?

Варианты ответов: да; нет; другой вариант ответа.

Результаты опроса:

- да -10 чел.; нет – 0 чел.; другой вариант ответа – 0 чел.; ответ не дан – 1 чел.

Протокол № 1 заседания Экспертного совета по рекламе при Кемеровском УФАС России от 14.02.2024 размещен на сайте Кемеровского УФАС России.

29.02.2024 состоялось рассмотрение дела № 042/05/7-1517/2023 в отсутствие ИП <...>, не уведомленного надлежащим образом о дате, времени и месте рассмотрения данного дела. Комиссия Кемеровского УФАС России решила рассмотрение дела № 042/05/7-1517/2023 отложить в связи с отсутствием сведений о надлежащем уведомлении ИП <...>.

29.02.2024 определением об отложении рассмотрения дела № 042/05/7-1517/2023 были назначены дата, время и место рассмотрения данного дела на 23.04.2024 в 11 часов 00 минут. Копии данного определения были направлены заказным письмом с уведомлением в адрес ИП <...> (распечатка с сайта АО «Почта России: отслеживание почтовых отправлений» с пометкой «возврат отправителю из-за истечения срока хранения» имеется в материалах дела), а также заявителю по электронной почте.

12.04.2024 определением о продлении срок рассмотрения дела № 042/05/7-1517/2023 продлен до 14.05.2024. Копии определения направлены в адрес ИП <...> заказным письмом с уведомлением о вручении, а также заявителю по электронной почте.

23.04.2024 состоялось рассмотрение дела № 042/05/7-1517/2023 в отсутствие ИП <...>, уведомленного надлежащим образом о дате, времени и месте рассмотрения данного дела.

Рассмотрев материалы дела, Комиссия Кемеровского УФАС России установила следующее:

Согласно части 1 статьи 3 ФЗ «О рекламе», под рекламой понимается информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

Иными словами, информация, признаваемая рекламой, должна удовлетворять следующим условиям, а именно: предназначаться для неопределенного круга лиц; привлекать, формировать и поддерживать интерес к объекту рекламирования; способствовать продвижению объекта рекламирования (товара) на рынке (т.е. возможность купить товар или воспользоваться услугой).

Согласно позиции ФАС России под неопределенным кругом лиц понимаются те лица, которые не могут быть заранее определены в качестве получателя рекламной информации и конкретной стороны правоотношения, возникающего по поводу реализации объекта рекламирования. Такой признак рекламной информации, как предназначенность ее для неопределенного круга лиц, означает отсутствие в рекламе указания о некоем лице или лицах, для которых реклама создана и на восприятие которых реклама направлена.

В соответствии с пунктом 2 статьи 3 ФЗ «О рекламе», объект рекламирования - товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама.

Товар - продукт деятельности (в том числе работа, услуга), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот (пункт 3 статьи 3 ФЗ «О рекламе»).

Частью 1 статьи 16 Федерального закона от 23.02.2013 № 15-ФЗ «Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака» установлен запрет рекламы и стимулирования продажи табака, спонсорство табака, в целях сокращения спроса на табак и табачные изделия.

Согласно Федеральному закону от 24.02.2008 № 51-ФЗ «О присоединении Российской Федерации к рамочной Конвенции ВОЗ по борьбе против табака» Российская Федерация присоединилась к Рамочной конвенции ВОЗ по борьбе против табака от 21.05.2003, в которой определено, что под стимулированием продажи табака, табачной продукции или табачных изделий и (или) потребление табака подразумевается любой вид передачи коммерческой информации, рекомендации или действие с целью, результатом или вероятным результатом которых является стимулирование продажи табачного изделия или употребления табака, прямо или косвенно.

В соответствии с пунктом 12 части 1 статьи 2 Федерального закона от 23.02.2013 № 15-ФЗ «Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма, последствий потребления табака или потребления никотинсодержащей продукции» устройства для потребления никотинсодержащей продукции - электронные или иные приборы, которые используются для получения никотинсодержащего или безникотинового аэрозоля, пара, вдыхаемых потребителем, в том числе электронные системы доставки никотина и устройства для нагревания табака, а также их составные части и элементы (за исключением медицинских изделий и лекарственных средств, зарегистрированных в соответствии с законодательством Российской Федерации).

 

Никотинсодержащая продукция - изделия, которые содержат никотин (в том числе полученный путем синтеза) или его производные, включая соли никотина, предназначены для потребления никотина и его доставки посредством сосания, жевания, нюханья или вдыхания, в том числе изделия с нагреваемым табаком, растворы, жидкости или гели с содержанием жидкого никотина в объеме не менее 0,1 мг/мл, никотинсодержащая жидкость, безникотиновая жидкость, порошки, смеси для сосания, жевания, нюханья, и не предназначены для употребления в пищу (за исключением медицинских изделий и лекарственных средств, зарегистрированных в соответствии с законодательством Российской Федерации, пищевой продукции, содержащей никотин в натуральном виде, и табачных изделий) (пункт 3 части 1 статьи 2 Федерального закона «Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма, последствий потребления табака или потребления никотинсодержащей продукции»).

Согласно пункту 8 статьи 7 ФЗ «О рекламе» не допускается реклама табака, табачной продукции, табачных изделий, никотинсодержащей продукции, курительных принадлежностей, в том числе трубок, сигаретной бумаги, зажигалок, а также устройств для потребления никотинсодержащей продукции, кальянов.

В связи с тем, что в рассматриваемой рекламе объектом рекламирования выступает табачная продукция, табачные изделия, никотинсодержащая продукция, курительные принадлежности, а также устройства для потребления никотинсодержащей продукции, кальянов, данная реклама является нарушением требований пункта 8 статьи 7 ФЗ «О рекламе».

Согласно части 11 статьи 5 ФЗ «О рекламе» при производстве, размещении и распространении рекламы должны соблюдаться требования законодательства Российской Федерации, в том числе требования гражданского законодательства.

В соответствии с требованиями статьи 8 ФЗ «О рекламе» в рекламе товаров при дистанционном способе их продажи должны быть указаны сведения о продавце таких товаров: наименование, место нахождения и государственный регистрационный номер записи о создании юридического лица; фамилия, имя, отчество, основной государственный регистрационный номер записи о государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя.

Согласно части 3 статьи 19 Федерального закона от 23.02.2013 № 15-ФЗ «Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака» Запрещается розничная торговля табачной продукцией или никотинсодержащей продукцией, кальянами и устройствами для потребления никотинсодержащей продукции в торговых объектах, не предусмотренных частями 1 и 2 настоящей статьи, на ярмарках, выставках, путем развозной и разносной торговли, дистанционным способом продажи, с использованием автоматов и иными способами, за исключением развозной торговли в случае, предусмотренном частью 2 настоящей статьи.

В силу пункта 2 статьи 497 Гражданского кодекса Российской Федерации договор розничной купли-продажи может быть заключен на основании ознакомления покупателя с предложенным продавцом описанием товара посредством каталогов, проспектов, буклетов, фотоснимков, средств связи (телевизионной, почтовой, радиосвязи и других) или иными способами, исключающими возможность непосредственного ознакомления потребителя с товаром либо образцом товара при заключении такого договора (дистанционный способ продажи товара).

Как следует из рассматриваемой рекламы ознакомление с товарами (никотиносодержащая продукция и устройства для ее потребления) может происходить посредствам мессенджера «Telegram». Соответственно, решение о выборе конкретного товара из представленного ассортимента и совершении покупки покупатель принимает до оформления заказа, его доставки и оплаты, таким образом, у покупателя отсутствует возможность непосредственного ознакомления с товаром либо его образцом, что является дистанционным способом продажи.

Из пояснений ИП <...> следует, что QR-код с текстом «Закажи доставку онлайн» - является ссылкой на закрытый телеграм канал и ссылкой на не работающий уже более 8 месяцев сайт с доменом prime-inc.ru (скриншоты сайта имеются в материалах дела).

В соответствии с частью 7 статьи 5 ФЗ «О рекламе» не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы.

Использование QR-кода, как ссылки на закрытый телеграм канал, а также на не работающий уже более 8 месяцев сайт с доменом prime-inc.ru, размещенные на фасаде здания справа от входной двери, на выносном штендере, а также внутри магазина на кассовой тарелке (монетнице) вступает в противоречие с требованиями части 7 статьи 5 ФЗ «О рекламе».

Согласно части 6 статьи 5 ФЗ «О рекламе» в рекламе не допускается использование бранных слов, непристойных и оскорбительных образов, сравнений и выражений, в том числе в отношении пола, расы, национальности, профессии, социальной категории, возраста, языка человека и гражданина, официальных государственных символов (флагов, гербов, гимнов), религиозных символов, объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, а также объектов культурного наследия, включенных в Список всемирного наследия.

Таким образом, размещенная реклама на монетнице внутри магазина «PRIME MARKET», а также на штендере перед входом в данный магазин противоречит требованиям части 6 статьи 5 ФЗ «О рекламе» - запрещает использовать в рекламе бранные слова, непристойные образы, сравнения, выражения, оскорбительные образы.

В соответствии с частью 6 статьи 38 ФЗ «О рекламе» ответственность за нарушение требований частей 6, 7 статьи 5 ФЗ «О рекламе» несет рекламодатель.

В соответствии с частями 6, 7 статьи 38 ФЗ «О рекламе» ответственность за нарушение требований пункта 8 статьи 7 ФЗ «О рекламе» несет как рекламодатель, так и рекламораспространитель.

В данном случае рекламодателем и рекламораспространителем является ИП <...>.

Кемеровским УФАС России установлено, что спорная реклама ИП <...> демонтирована (Акт осмотра Кемеровского УФАС России от 19.04.2024).

Руководствуясь пунктом 1 части 2 статьи 33, частью 1 статьи 36 Федерального закона от 13.03.2006 № 38 - ФЗ «О рекламе» и в соответствии с пунктами 42-47 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 24.11.2020 № 1922 Комиссия Кемеровского УФАС России,

РЕШИЛА:

  1. Признать ненадлежащей рекламу индивидуального предпринимателя <...> (ИНН: 420551117810, ОГРН: 313420529400130, дата присвоения ОГРН: 21.10.2013; адрес регистрации: 650056, Кемеровская область - Кузбасс, г. Кемерово, ул. Ворошилова, <...>, дата рождения: <...>, место рождения: г. Кемерово), размещенную на фасаде магазина, на монетнице, расположенной внутри магазина, а также на штендере, установленном возле магазина «PRIME MARKET» по адресу: г. Кемерово, ул. Красная, дом 5, поскольку в ней нарушены требования частей 6, 7 статьи 5, пункта 8 статьи 7 ФЗ «О рекламе».

  2. Индивидуальному предпринимателю <...> (ИНН: 420551117810, ОГРН: 313420529400130, дата присвоения ОГРН: 21.10.2013; адрес регистрации: 650056, Кемеровская область - Кузбасс, г. Кемерово, ул. Ворошилова, <...>, дата рождения: <...>, место рождения: г. Кемерово) предписание о прекращении нарушения требований ФЗ «О рекламе» не выдавать в связи с добровольным устранением нарушения.

3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Кемеровского УФАС России для возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Решение изготовлено в полном объеме « » мая 2024 года.

Решение может быть обжаловано в порядке, предусмотренном статьей 37 ФЗ «О рекламе».

 

 

 

 

 

 

Заместитель председателя Комиссии

<...>

 

 

Члены Комиссии:

<...>

 

 

 

<...>

 

 

 

 

 

 

 

2024-4916

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны