Решение №08/10589 по обращению от 10 декабря 2020 г.
Текст документа
Сохранить как PDFР Е Ш Е Н И Е
«10» декабря 2020г.
Резолютивная часть решения оглашена «07» декабря 2020г. г. Кемерово
Решение в полном объеме изготовлено «10» декабря 2020г.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Кемеровской области по контролю в сфере закупок в составе:
Председателя комиссии: |
<...> |
заместителя руководителя управления; |
Членов комиссии: |
<...> |
начальника отдела контроля в сфере закупок; |
|
<...>
|
ведущего специалиста-эксперта отдела контроля в сфере закупок;
|
рассмотрев материалы дела № 042/06/83.2-1961/2020, возбужденного на основании обращения МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 3» о включении в реестр недобросовестных поставщиков сведений об ООО «Молох»,
У С Т А Н О В И Л А:
04.12.2020 в адрес Управления Федеральной антимонопольной службы по Кемеровской области поступило обращение МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 3» о включении в реестр недобросовестных поставщиков сведений об ООО «Молох», в отношении которого была применена процедура одностороннего расторжения контракта, заключенного по результатам проведения электронного аукциона № 0139300019720000307 «Оказание услуг по комплексному обслуживанию здания МБОУ "Школа №3"».
19.10.2020 в единой информационной системе http://zakupki.gov.ru/ заказчиком – МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 3» было размещено извещение о проведении электронного аукциона № 0139300019720000307 «Оказание услуг по комплексному обслуживанию здания МБОУ "Школа №3"».
30.10.2020 по результатам проведения электронного аукциона победителем было признано ООО «Молох».
В установленные законом сроки победителю ООО «Молох» был отправлен проект контракта.
13.11.2020 победителем был направлен заказчику подписанный контракт с предоставленной информацией об обеспечении исполнения контракта (платежное поручение № 145 от 11.03.2020).
16.11.2020 был заключен контракт № Ф.2020.307 электронного аукциона № 0139300019720000307 на «Оказание услуг по комплексному обслуживанию здания МБОУ "Школа №3"».
Однако при проверке заказчиком факта зачисления денежных средств в качестве обеспечения исполнения контракта на реквизиты, указанные в пункте 9, выяснилось, что фактически денежные средства на счет заказчика не поступали (Письмо администрации города Прокопьевска № 111 от 23.11.2020).
25.11.2020 заказчиком было принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта № Ф.2020.307 на «Оказание услуг по комплексному обслуживанию здания МБОУ "Школа №3"».
Изучив представленные заказчиком материалы, Комиссия Кемеровского УФАС приходит к следующим выводам:
В обосновании принятия решения об одностороннем отказе от исполнения контракта заказчик указал:
«До настоящего времени на лицевой счет 05393200160 администрации города Прокопьевска сумма 164 881 (сто шестьдесят четыре тысячи восемьсот восемьдесят один), 56 копеек от ООО «Молох» по платежному поручению от 11.03.2020 №145 не поступала.
Таким образом, Исполнитель представил недостоверную информацию о своем соответствии установленным требованиям.
В связи с вышеизложенным на основании ч. 15 ст. 95 Закона № 44-ФЗ Заказчиком принято решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта».
Кроме того, 24.11.2020 заказчиком был составлен протокол об отказе от заключения контракта с ООО «Молох», в то время, как контракт уже был заключен, подписан обеими сторонами и размещен в ЕИС в сфере закупок.
Согласно части 15 статьи 95 Закона о контрактной системе установлено, что Заказчик обязан принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта в случаях:
1) если в ходе исполнения контракта установлено, что поставщик (подрядчик, исполнитель) и (или) поставляемый товар не соответствуют установленным извещением об осуществлении закупки и (или) документацией о закупке требованиям к участникам закупки и (или) поставляемому товару или представил недостоверную информацию о своем соответствии и (или) соответствии поставляемого товара таким требованиям, что позволило ему стать победителем определения поставщика (подрядчика, исполнителя);
2) если в ходе исполнения заключенного в соответствии с пунктом 47 части 1 статьи 93 настоящего Федерального закона контракта на поставку товара, производство которого создано или модернизировано и (или) освоено на территории Российской Федерации в соответствии со специальным инвестиционным контрактом, такой специальный инвестиционный контракт расторгнут. При этом расторжение контракта, заключенного в соответствии с пунктом 47 части 1 статьи 93 настоящего Федерального закона, осуществляется в следующем порядке:
а) сторона специального инвестиционного контракта, которая заключила такой контракт от имени Российской Федерации (Российской Федерации наряду с субъектом Российской Федерации и (или) муниципальным образованием), направляет в течение десяти рабочих дней со дня его расторжения уведомление об указанном расторжении заказчикам, заключившим в соответствии с пунктом 47 части 1 статьи 93 настоящего Федерального закона контракты на поставку товара, обязательства по которым не исполнены на дату направления такого уведомления. Уведомление о расторжении специального инвестиционного контракта направляется заказчикам по почте заказными письмами с уведомлением о вручении по адресам заказчиков, указанным в контрактах. Перечень соответствующих заказчиков определяется на основании информации, содержащейся в реестре контрактов, заключенных заказчиками;
б) заказчики не позднее трех рабочих дней с даты получения указанного в подпункте "а" настоящего пункта уведомления обязаны принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного в соответствии с пунктом 47 части 1 статьи 93 настоящего Федерального закона;
в) расторжение контракта после принятия решения, указанного в подпункте "б" настоящего пункта, осуществляется в соответствии с общим порядком, предусмотренным настоящей статьей.
Исходя из вышеизложенного непоступление на счет заказчика обеспечения (приложение несоответствующего платежного поручения) не является предоставлением недостоверной информации о соответствии установленным извещением об осуществлении закупки и документацией о закупке требованиям к участникам закупки и о соответствии поставляемого товара требованиям аукционной документации.
Частью 5 статьи 96 Закона о контрактной системе установлено, что в случае непредоставления участником закупки, с которым заключается контракт, обеспечения исполнения контракта в срок, установленный для заключения контракта, такой участник считается уклонившимся от заключения контракта.
Указанной правовой нормой предусмотрено, что в случае непоступления обеспечения заказчик обязан признать такого участника уклонившемся от заключения контракта.
Таким образом, решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта от 25.11.2020 № Ф.2020.307 на основании ч. 15 ст. 95 Закона № 44-ФЗ по причине непоступления обеспечения на счет заказчика было принято неправомерно, протокол об отказе от заключения контракта с ООО «Молох» от 24.11.2020 после его подписания также является нелегитимным.
Частью 3 статьи 83.2 Закона о контрактной системе установлено, что в течение пяти дней с даты размещения заказчиком в единой информационной системе проекта контракта победитель электронной процедуры подписывает усиленной электронной подписью указанный проект контракта, размещает на электронной площадке подписанный проект контракта и документ, подтверждающий предоставление обеспечения исполнения контракта, если данное требование установлено в извещении и (или) документации о закупке, либо размещает протокол разногласий, предусмотренный частью 4 настоящей статьи. В случае, если при проведении открытого конкурса в электронной форме, конкурса с ограниченным участием в электронной форме, двухэтапного конкурса в электронной форме или электронного аукциона цена контракта снижена на двадцать пять процентов и более от начальной (максимальной) цены контракта, победитель соответствующей электронной процедуры одновременно предоставляет обеспечение исполнения контракта в соответствии с частью 1 статьи 37 настоящего Федерального закона, обеспечение исполнения контракта или информацию, предусмотренные частью 2 статьи 37 настоящего Федерального закона, а также обоснование цены контракта в соответствии с частью 9 статьи 37 настоящего Федерального закона при заключении контракта на поставку товара, необходимого для нормального жизнеобеспечения (продовольствия, средств для скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи в экстренной или неотложной форме, лекарственных средств, топлива).
Согласно части 2 статьи 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов.
Из анализа представленных материалов Комиссией Кемеровского УФАС России было установлено, что ООО «Молох» действительно в регламентированный срок не исполнил свое обязательство по внесению обеспечения исполнения контракта, однако, заказчиком не соблюдены требования положений ФЗ № 44-ФЗ при принятии решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, а также при составлении протокола об отказе от заключения контракта с ООО «Молох».
Таким образом, заказчиком была нарушена процедура одностороннего расторжения контракта.
Реестр недобросовестных поставщиков служит инструментом, обеспечивающим реализацию целей регулирования отношений, определенных в общих положениях законодательства в сфере закупок, по добросовестной конкуренции и предотвращению злоупотреблений в сфере размещения заказов, следовательно, является механизмом защиты государственных и муниципальных заказчиков от недобросовестных действий поставщиков (исполнителей, подрядчиков).
Основанием для включения в реестр недобросовестных поставщиков является уклонение лица от заключения контракта или от исполнения условий контракта, которое предполагает его недобросовестное поведение, совершение им умышленных действий (бездействия) в противоречие требованиям Закона в сфере закупок, в том числе приведшее к невозможности заключения контракта с этим лицом как признанного победителем конкурса и нарушающее права заказчика относительно условий (выявленных им как лучшие) и срока исполнения контракта, которые связаны, прежде всего, с эффективным использованием бюджетных средств и в предусмотренном бюджетным законодательством порядке.
Согласно части 2 статьи 104 Федерального закона от 05.04.2013г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов.
Руководствуясь статьями 99, 104 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» и Постановлением Правительства РФ от 25.11.2013 № 1062 «О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)», комиссия Кемеровского УФАС России
РЕШИЛА:
Обращение «Средней общеобразовательной школы № 3» (исх. № 119 от 03.12.2020) о включении в реестр недобросовестных поставщиков сведений об ООО «Молох» оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.
Председатель комиссии <...>
Члены комиссии
<...>
<...>