Решение б/н Решение по делу № 62/А-10-2013 в отношении муниципального ун... от 10 июня 2014 г.
Текст документа
Сохранить как PDFРЕШЕНИЕ
по делу № 62/А-10-2013
Резолютивная часть решения оглашена «12» ноября 2013 г. г. Кемерово
В полном объеме решение изготовлено «26» ноября 2013 г.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Кемеровской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее – Комиссия) в составе:
Председателя Комиссии: | Кухарской Н.Е. – руководителя управления.
|
Членов комиссии: | Наумовой В.В. – начальника отдела ЖКХ, транспорта и связи; |
| Патрикеева К.А. – главного специалиста-эксперта отдела судебной и правовой работы; |
| Гилевой И.С. – главного специалиста-эксперта отдела ЖКХ, транспорта и связи; |
| Казагашевой К.В. – специалиста-эксперта отдела ЖКХ, транспорта и связи; |
при участии:
<………> – представителя МУП «Управление Муниципальных сетей» (по доверенности),
рассмотрев дело № 62/А-10-2013, возбужденное по признакам нарушения муниципальным унитарным предприятием Калтанского городского округа «Управление муниципальных сетей» (652740, Кемеровская область, г. Калтан, пер. Комсомольский, 7/1; ИНН 4222013569) части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,
УСТАНОВИЛА:
29.05.2013 г. в адрес Кемеровского УФАС России поступило поручение Прокуратуры Кемеровской области по вопросу рассмотрения заявления <………>, проживающего по адресу: г. Калтан, <………>, о наличии в действиях муниципального унитарного предприятия Калтанского городского округа «Управление муниципальных сетей» (далее – МУП «УМС») признаков нарушения антимонопольного законодательства.
По мнению заявителя, нарушение со стороны МУП «УМС» выразилось в неправомерном применении нормативов потребления за холодную воду, установленных для соседнего города (г. Осинники) при начислении платы за коммунальные услуги жителям частного сектора г. Калтан.
02.07.2013 г. приказом Кемеровского УФАС России № 189 возбуждено дело № 62/А-10-2013 по признакам нарушения муниципальным унитарным предприятием Калтанского городского округа «Управление муниципальных сетей» (652740, Кемеровская область, г. Калтан, пер. Комсомольский, 7/1; ИНН 4222013569) части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившегося в неправомерном применении при расчете платы гражданам за холодное водоснабжение нормативов, неутвержденных Решением Калтанского городского Совета народных депутатов от 22.11.2006 № 5-МНА «Об утверждении нормативов потребления коммунальных услуг».
Определением от 05.07.2013 г. рассмотрение дела № 62/А-10-2013 о нарушении антимонопольного законодательства было назначено на 08 августа 2013 г. на 14 часов 00 минут по адресу: г. Кемерово, ул. Ноградская, 5, каб. 309. Копии определения были направлены МУП «УМС», <………>, СНД Калтанского городского округа и Администрации Калтанского городского округа заказными письмами с уведомлением о вручении.
Уведомлением о переносе даты и времени рассмотрения дела от 30.07.2013 г. рассмотрение дела № 62/А-10-2013 было назначено на 19.09.2013 г. на 14 часов 00 минут. Копии уведомления были направлены МУП «УМС», <………>, СНД Калтанского городского округа и Администрации Калтанского городского округа заказными письмами с уведомлением о вручении.
Уведомлением о переносе даты и времени рассмотрения дела от 18.09.2013 г. рассмотрение дела № 62/А-10-2013 было назначено на 25.09.2013 г. на 14 часов 00 минут. Копии уведомления были направлены МУП «УМС», <………>, СНД Калтанского городского округа и Администрации Калтанского городского округа заказными письмами с уведомлением о вручении.
25.09.2013 г. в адрес Кемеровского УФАС России поступило ходатайство <………> о рассмотрении дела № 62/А-10-2013 в его отсутствие.
Ходатайство было удовлетворено Комиссией Кемеровского УФАС России.
В ходатайстве заявитель указал, что обстоятельства, являющиеся предметом жалобы, были добровольно устранены МУП «УМС» путем внесения изменений в договор водоснабжения и распространения их действия на правоотношения сторон с момента начала поставки ресурса. Переплата зачтена в счет будущих периодов.
25.09.2013 г. представитель Администрации Калтанского городского округа, надлежащим образом извещенной о времени и месте рассмотрения дела, на рассмотрение дела № 62/А-10-2013 не явился.
25.09.2013 г. на заседании Комиссии Кемеровского УФАС России по рассмотрению дела № 62/А-10-2013 представитель МУП «УМС» пояснил, что МУП «УМС» при начислении платы населению за услуги холодного водоснабжения вынуждено ориентироваться на Решение Осинниковского городского Совета народных депутатов № 51-МНА от 28.12.2006, так как Решением Калтанского городского Совета народных Депутатов № 5-МНА от 11.11.2006 «Об утверждении нормативов потребления коммунальных услуг» утверждены нормативы, охватывающие неполный перечень оказываемых услуг, не позволяющие производить начисления оплаты за коммунальные услуги в полном объеме. До 20.06.2012 г. на территории Калтанского городского округа услуги по холодному водоснабжению и водоотведению оказывало ООО «Водоснаб» (г. Осинники), используя нормативы на основании Решения Осинниковского городского Совета народных депутатов № 51-МНА от 28.12.2006.
Кроме того, в настоящее время <………> произведен перерасчет платы за холодное водоснабжение. Представитель МУП «УМС» представил дополнительное соглашение № 1 к договору № 750 от 20.07.2013 г. и перерасчет оплаты за холодное водоснабжение <………>.
25.09.2013 г. на заседании Комиссии Кемеровского УФАС России по рассмотрению дела № 62/А-10-2013 представитель СНД Калтанского городского округа пояснил, что в приложении № 1 (в котором перечислены нормативы потребления коммунальных услуг), утвержденном Решением Калтанского городского Совета народных Депутатов № 5-МНА от 11.11.2006 «Об утверждении нормативов потребления коммунальных услуг» отсутствуют нормативы потребления холодной воды «полив огорода» и «баня», соответственно применение указанных нормативов является неправомерным.
25.09.2013 г. Комиссией Кемеровского УФАС России по результатам рассмотрения дела № 62/А-10-2013 было установлено, что имеющихся доказательств недостаточно для полного и всестороннего рассмотрения дела.
Определением от 25.09.2013 г. об отложении дела № 62/А-10-2013 рассмотрение было назначено на 12.11.2013 г. на 14 часов 00 минут. Копии определения были направлены в адрес МУП «УМС», <………>, СНД Калтанского городского округа и Администрации Калтанского городского округа заказными письмами с уведомлением о вручении.
Определением от 30.09.2013 г. срок рассмотрения дела № 62/А-10-2013 продлен до 05.04.2014 г. Копии определения были направлены в адрес МУП «УМС», <………>, СНД Калтанского городского округа и Администрации Калтанского городского округа заказными письмами с уведомлением о вручении.
12.11.2013 г. <………>, надлежащим образом извещенный о времени и месте рассмотрения дела на рассмотрение дела № 62/А-10-2013 не явился, представители Администрации Калтанского городского округа и СНД Калтанского городского округа, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения дела, на рассмотрение дела № 62/А-10-2013 не явились.
12.11.2013 г. на заседании Комиссии Кемеровского УФАС России по рассмотрению дела № 62/А-10-2013 представитель МУП «УМС» пояснил, что со всеми гражданами, проживающими в жилых домах (частном секторе) г. Калтан заключаются договоры на предоставление услуг по отпуску (получению) питьевой воды и прием (сброс) сточных вод, начисление платы осуществляется либо по показаниям приборов учета, либо по нормативам, с учетом нормативов «полив огорода», «баня». Перерасчет за потребленные коммунальные услуги абонентам, кроме <………>, не производился, так как не поступали заявления о перерасчете.
Изучив материалы дела, заслушав пояснения лица, участвующего в деле, Комиссия установила следующее:
20.04.2012 г. между Муниципальным казенным учреждением «Управление муниципальным имуществом Калтанского городского округа» и МУП «УМС» заключен договор от 20.04.2012 № 17 о закреплении муниципального имущества на праве хозяйственного ведения. Срок действия договора начинается с 20.04.2012 г. и заканчивается 19.03.2013 г.
Согласно вышеуказанному договору за МУП «УМС» на праве хозяйственного ведения закреплено движимое и недвижимое имущество, в том числе имущество, участвующее в водоснабжении и в водоотведении на территории г. Калтан.
Дополнительным соглашением от 20.03.2013 г. к договору № 17 от 20.04.2012 г. о закреплении муниципального имущества на праве хозяйственного ведения действие данного договора продлено до 19.03.2014 г.
МУП «УМС» оказывает услуги холодного водоснабжения на территории г. Калтан.
Постановлением Департамента цен и тарифов Кемеровской области от 20.06.2012 № 49 «Об установлении тарифов на питьевую воду, водоотведение Муниципальным унитарным предприятием Калтанского городского округа «Управление муниципальных сетей» (г. Калтан)» МУП «УМС» установлены одноставочные тарифы на период с 20.07.2012 по 19.02.2014:
№ п/п | Наименование услуг, потребителей | Тариф, руб./куб.м | |
|
| с 20.07.2012 по 30.06.2013 | с 01.07.2013 по 19.02.2014 |
Питьевая вода (транспортирование питьевой воды)* | |||
1 | Потребители в жилищном секторе (с НДС) | 13,87 | 14,70 |
2 | Бюджетные организации, прочие потребители (без НДС) | 11,75 | 12,46 |
* тариф на питьевую воду (транспортирование питьевой воды) установлен без учета стоимости подъема и очистки питьевой воды. Стоимость подъема и очистки питьевой воды оплачивается потребителем дополнительно по соответствующему тарифу. |
Постановлением Департамента цен и тарифов Кемеровской области от 30.10.2012 № 82 «О внесении изменений в некоторые постановления Департамента цен и тарифов Кемеровской области» в Постановление Департамента цен и тарифов Кемеровской области от 19.01.2012 № 1 «Об установлении тарифов на питьевую воду, водоотведение ООО «Водоснаб» (г. Осинники) внесены изменения:
3. Питьевая вода (подъем и очистка) | ||
3.1 | Потребители в жилищном секторе (с НДС) | 17,06 |
3.2 | Бюджетные организации, прочие потребители (без НДС) | 14,46 |
В соответствии с Решением Совета народных депутатов Калтанского городского округа от 29.06.2012 № 37-НПА (ред. от 21.12.2012) «О приведении размера платы граждан за коммунальные услуги в соответствии с установленным предельным индексом» размер платы граждан за услуги холодного водоснабжения и водоотведения осуществляется согласно приложению 1 к настоящему Решению.
В приложении 1 к Решению от 29.06.2012 № 37-НПА указан размер платы граждан за услуги холодного водоснабжения и водоотведения
№ п/п | Вид услуги | Ед.изм. | Размер платы граждан сверх норматива потребления, руб. | Размер платы граждан в пределах норматива потребления, руб. |
1 | Холодное водоснабжение | 1 куб.м. | 24,58 | 21,86 |
2 | Водоотведение | 1 куб.м. | 17,20 | 15,10 |
Между МУП «УМС» и <………> заключен договор от 20.07.2012 г. на предоставление услуг по отпуску (получению) питьевой воды и приему (сбросу) сточных вод.
В соответствии с п. 4.2 вышеуказанного договора оплата за коммунальные услуги осуществляется по ставкам и тарифам, установленным органом местного самоуправления и на момент заключения договора составляет:
Наименование услуги: | наличие | Тариф (руб.) |
Прописано чел. | 1 |
|
Водопровод с отливом |
| 63,13 |
баня |
| 32,79 |
Полив огорода |
| 96,66 |
Итого: |
| 192,58 |
Аналогичные договоры заключены с другими гражданами, проживающими в частном секторе.
Решением Калтанского городского Совета народных депутатов от 22.11.2006 № 5-МНА «Об утверждении нормативов потребления коммунальных услуг» с 01.07.2007 г. (далее - Решение № 5-МНА) утверждены нормативы потребления коммунальных услуг, в том числе по холодной воде:
№ п/п | Вид услуги | Ед. измерения | норматив |
| Холодная вода на 1 человека в сутки | литры в сутки |
|
1 | Для благоустроенного жилья | литры в сутки | 180 |
2 | Жилье без ванны | литры в сутки | 130 |
3 | Частный сектор без ванны | литры в сутки | 95 |
4 | Общежития с общими душами | литры в сутки | 80 |
5 | Водопровод без отлива (выгребная яма) | литры в сутки | 50 |
6 | Колонка | литры в сутки | 40 |
Нормативы потребления «полив огорода» и «баня» Решением № 5-МНА не утверждены.
Согласно ответу Департамента жилищно-коммунального и дорожного комплекса Кемеровской области принцип единых нормативов потребления коммунальных услуг на территории Кемеровской области не действует. В настоящее время в муниципальных образованиях Кемеровской области действуют нормативы, утвержденные решениями органов местного самоуправления. В связи с этим, применение МУП «УМС» при начислении платы населению г. Калтана за услуги холодного водоснабжения нормативов потребления холодной воды, утвержденных Решением Осинниковского городского Совета народных депутатов от 28.12.2006 № 51-МНА неправомерно.
В соответствии с подпунктом «б» пункта 19 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 № 307, действовавших на момент заключения договора, при отсутствии коллективных (общедомовых), общих (квартирных) и индивидуальных приборов учета размер платы за коммунальные услуги в жилых помещениях определяется для холодного водоснабжения по формуле
P = n × N × T, где:
n – количество граждан, проживающих в жилом помещении;
N – норматив потребления соответствующей коммунальной услуги;
Т – тариф на соответствующий коммунальный ресурс.
Следовательно, на одного человека, проживающего в жилом доме плата должна составлять:
- частный сектор без ванны:
95 л × 0,001 = 0,095 куб.м/сут.
0,095 куб.м/сут. × 21,86 руб. = 2,0764 руб./сут.
2,0764 руб./сут. × 30,4 дн. = 63,13 руб./мес.
- водопровод без отлива (выгребная яма):
50 л × 0,001 = 0,05 куб.м/сут.
0,05 куб.м/сут. × 21,86 руб. = 1,093 руб./сут.
1,093 руб./сут. × 30,4 дн. = 33,23 руб./мес.
Согласно счетам на оплату жилищных и коммунальных услуг МУП «УМС», выставленных в адрес <………> за период: август 2012 г.– июнь 2013 г. МУП «УМС» предъявляло к оплате счета за услуги холодного водоснабжения с учетом применения нормативов «полив огорода» и «баня».
Кроме того, как указывает заявитель жилой дом, расположенный по адресу: г. Калтан, <………>, оборудован водопроводом без отлива (выгребная яма), следовательно, к нему должны были применяться нормативы «водопровод без отлива (выгребная яма)», а не «частный сектор без ванны».
14.05.2013 г. МУП «УМС» направило в адрес <………> извещение, о том, что задолженность за услуги холодного водоснабжения составляет 851 руб., в случае неоплаты МУП «УМС» будет вынуждено ограничить подачу воды.
Договор на предоставление услуг по отпуску (получению) питьевой воды и приему (сбросу) сточных вод, заключенный между МУП «УМС» и <………>, действует с 20.07.2012 г., то есть по состоянию на 14.05.2013 г. МУП «УМС» должно было начислить <………> 332 руб.
33,23 руб./мес. × 10 мес. = 332 рубля.
<………> произвел оплату 19.10.2012 г. в размере – 200 руб.;
08.02.2013 г. – 200 руб.;
19.04.2013 г. – 500 руб. (копии квитанций об оплате прилагаются).
Итого оплата составила 900 руб.
Таким образом, если размер платы за холодное водоснабжение рассчитать в соответствии с нормативами и тарифами, утвержденными Калтанским городским Советом народных депутатов, то переплата <………> составила 568 рублей.
Оценив вышеизложенные обстоятельства, Комиссия по рассмотрению дела № 62/А-10-2013 приходит к следующим выводам:
В соответствии со ст. 426 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) публичным договором признается договор, заключенный коммерческой организацией и устанавливающий ее обязанности по продаже товаров, выполнению работ или оказанию услуг, которая такая организация по характеру своей деятельности должна осуществлять в отношении каждого, кто к ней обратился (розничная торговля, перевозка транспортом общего пользования, услуги связи, энергоснабжение и т.п.).
Часть 2 ст. 548 ГК РФ предусматривает, что к отношениям, связанным со снабжением через присоединенную сеть газом, нефтью и нефтепродуктами, водой и другими товарами, правила о договоре энергоснабжения (статья 539-547) применяются, если иное не установлено законом, иными правовыми актами или не вытекает из существа обязательства.
На основании ст. 5 Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» (далее – Закон о водоснабжении) к полномочиям органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в сфере водоснабжения и водоотведения относятся установление тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения; осуществление контроля за соблюдением стандартов раскрытия информации организациями, осуществляющими горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, а также органами местного самоуправления, осуществляющими переданные им полномочия в области регулирования тарифов; осуществление регионального государственного контроля (надзора) в области регулирования тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения; иные полномочия в сфере водоснабжения и водоотведения, предусмотренные настоящим Федеральным законом.
В соответствии с постановлением Коллегии Администрации Кемеровской области от 10.11.2009 № 454 «О создании Департамента цен и тарифов Кемеровской области» с 01.01.2010 г. установление тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса, осуществляющих эксплуатацию систем коммунальной инфраструктуры, используемых в сфере водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод, объектов утилизации (захоронения) твердых бытовых отходов, в соответствии с действующим законодательством осуществляет Департамент цен и тарифов Кемеровской области.
Согласно п. 4.1 ч. 1 ст. 17 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов и городских округов обладают полномочиями по регулирование тарифов надбавок к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса, надбавок к ценам (тарифам) для потребителей.
В соответствии с частью 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее – ЖК РФ) размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Правила предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, а также правила, обязательные при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, устанавливаются Правительством Российской Федерации (в ред. Федерального закона от 27.07.2010 № 237-ФЗ).
До 27.07.2010 г. нормативы потребления коммунальных услуг утверждались органами местного самоуправления в соответствии с ЖК РФ, действовавшим в редакции от 31.12.2005 № 199-ФЗ, от 23.07.2008 № 160-ФЗ.
Таким образом, при начислении платы гражданам за услуги холодного водоснабжения, МУП «УМС» должно было применять нормативы потребления коммунальных услуг, утвержденные Решением Калтанского городского Совета народных депутатов от 22.11.2006 № 5-МНА «Об утверждении нормативов потребления коммунальных услуг».
Согласно ст. 4 Федерального закона от 17.08.1995 № 147-ФЗ «О естественных монополиях» к сфере деятельности субъектов естественных монополий относится водоснабжение и водоотведение с использованием централизованных системы, систем коммунальной инфраструктуры.
В соответствии с частью 5 статьи 5 Федерального закона № 135-ФЗ «О защите конкуренции» доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта - субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии.
Таким образом, МУП «УМС», являясь субъектом естественной монополии, занимает доминирующее положение на рынке услуг холодного водоснабжения в пределах географических границ, определенных территорией, принадлежащего МУП «УМС» на праве хозяйственного ведения имущества (сети и объекты, участвующие в водоснабжении) в г. Калтан.
В соответствии с частью 1 статьи 10 Федерального закона № 135-ФЗ от 26.07.2006 «О защите конкуренции» запрещаются действия занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться ущемление интересов других лиц.
Действия МУП «УМС», выразившиеся в неправомерном применении при расчете платы гражданам за холодное водоснабжение нормативов, неутвержденных Решением Калтанского городского Совета народных депутатов от 22.11.2006 № 5-МНА «Об утверждении нормативов потребления коммунальных услуг», вступают в противоречие с частью 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».
В процессе рассмотрения дела № 62/А-10-2013 Кемеровским УФАС России было также установлено, в настоящее время <………> произведен перерасчет платы за холодное водоснабжение с учетом нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденных Решением Калтанского городского Совета народных депутатов от 22.11.2006 № 5-МНА «Об утверждении нормативов потребления коммунальных услуг».
Однако, другим потребителям услуг холодного водоснабжения, проживающим в частном секторе г. Калтан перерасчет не был произведен.
Основания для прекращения дела, предусмотренные статьей 48 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции», отсутствуют.
На основании вышеизложенного руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-4 статьи 41, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции», комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Кемеровской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства,
РЕШИЛА:
1. Признать МУП «Управление муниципальных сетей» (652740, Кемеровская область, г. Калтан, пер. Комсомольский, 7/1; ИНН 4222013569) нарушившим часть 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», в части неправомерного применения при расчете платы гражданам за холодное водоснабжение нормативов, неутвержденных Решением Калтанского городского Совета народных депутатов от 22.11.2006 № 5-МНА «Об утверждении нормативов потребления коммунальных услуг».
2. Выдать МУП «Управление муниципальных сетей» (652740, Кемеровская область, г. Калтан, пер. Комсомольский, 7/1; ИНН 4222013569) предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства.
Председатель Комиссии: Н.Е. Кухарская
Члены Комиссии: В.В. Наумова
И.С. Гилева
К.В. Казагашева
(отпуск с 18.11.2013 приказ от 06.11.2013 № 203-о) К.А. Патрикеев
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его принятия.