Решение б/н Решение по делу № 62/А-10-2014 от 30 апреля 2015 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

РЕШЕНИЕ

по делу № 62/А-10-2014

                                                                 

Резолютивная часть решения оглашена «23» марта 2015 г.                                г. Кемерово

В полном объеме решение изготовлено «06» апреля 2015 г.

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Кемеровской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее - Комиссия) в составе:

Председателя Комиссии:     Кухарской Натальи Евгеньевны – руководителя   управления;

Членов Комиссии:                Давыдовой    Анны    Минивалиевны   –   начальника   отдела

топливно-энергетического комплекса;

Чубукова Анатолия Анатольевича – начальника отдела судебной и правовой работы;

Фризен Светланы Николаевны – заместителя начальника отдела топливно-энергетического комплекса;

Акимовой Екатерины Анатольевны – ведущего специалиста-эксперта отдела топливно-энергетического комплекса,

в присутствии:

- <…> – представителя Открытого акционерного общества «Межрегиональная распределительная сетевая компания Сибири» (по доверенности);

- <…> – представителя Открытого акционерного общества «Межрегиональная распределительная сетевая компания Сибири» (по доверенности);

- <…> – представителя Открытого акционерного общества «Межрегиональная распределительная сетевая компания Сибири» (по доверенности);

- <…> – представителя Открытого акционерного общества «Кузбасская энергетическая сбытовая компания» (по доверенности);

- <…> – представителя Открытого акционерного общества «Кузбасская энергетическая сбытовая компания» (по доверенности);

- <…> – представителя Открытого акционерного общества «Кузбасская энергетическая сбытовая компания» (по доверенности),

рассмотрев дело № 62/А-10-2014, возбужденное по признакам нарушения Открытым акционерным обществом «Межрегиональная распределительная сетевая компания Сибири» (660021, г. Красноярск, ул. Бограда, 144а; ИНН/КПП 2460069527/246750001) в лице филиала «Кузбассэнерго – региональные электрические сети» (650991, Кемеровская область, г. Кемерово, ул. Н. Островского, 11)  (далее – ОАО «МРСК Сибири») части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции),

установила:

По результатам рассмотрения заявления Открытого акционерного общества «Кузбасская энергетическая сбытовая компания» (650036, г. Кемерово, пр. Ленина, 90/4; ИНН/КПП 4205109214/424950001) о наличии в действиях ОАО «МРСК Сибири» признаков нарушения антимонопольного законодательства приказом Кемеровского УФАС России от 16.07.2014 г. № 169 возбуждено дело № 62/А-10-2014 по признакам нарушения ОАО «МРСК Сибири» части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, выразившегося в злоупотреблении ОАО «МРСК Сибири» доминирующим положением на рынке оказания услуг по передаче электрической энергии в пределах географических границ, определенных территорией, охватываемой электрическими сетями ОАО «МРСК Сибири» в Кемеровской области, а именно в действиях по:

- передаче электрической энергии ненадлежащего качества потребителям;

- неосуществлению контроля за уровнем качества электрической энергии;

- неисполнению обязанности по незамедлительному уведомлению гарантирующего поставщика о нарушениях показателей качества электрической энергии;

- сокрытию нарушений качества электрической энергии;

- затягиванию (отказу) рассмотрения обращений (жалоб) потребителей на качество электрической энергии, направленных ОАО «Кузбассэнергосбыт»;

- неустранению либо затягиванию устранения технологических нарушений (невыполнение обязанностей по ремонту и содержанию электросетевого хозяйства в надлежащем состоянии, непринятию необходимых мер по модернизации электросетевого хозяйства),

результатом которых явилось ущемление интересов ОАО «Кузбассэнергосбыт» и неопределенного круга потребителей электрической энергии.

Определением от 16.07.2014 г. (исх. № 03/6140 от 17.07.2014 г.) рассмотрение дела № 62/А-10-2014 о нарушении антимонопольного законодательства было назначено на 03.09.2014 г.

03.09.2014 г. на рассмотрении дела № 62/А-10-2014 о нарушении антимонопольного законодательства Комиссия пришла к выводу, что для полного, объективного и всестороннего рассмотрения дела № 62/А-10-2014 необходимо истребование дополнительных доказательств.

Определением от 03.09.2014 г. (исх. № 03/8425 от 05.09.2014 г.) рассмотрение дела № 62/А-10-2014 о нарушении антимонопольного законодательства было отложено.

Определением от 16.10.2014 г. (исх. № 03/10147) срок рассмотрения дела  № 62/А-10-2014 о нарушении антимонопольного законодательства был продлен до 16.04.2015 г.

Письмом от 24.11.2014 г. № 03/11552, направленным в адрес лиц, участвующих в рассмотрении дела, Кемеровское УФАС России сообщило о том, что рассмотрение дела № 62/А-10-2014 состоится 29.12.2014 г.

29.12.2014 г. на рассмотрении дела № 62/А-10-2014 о нарушении антимонопольного законодательства представителями ОАО «Кузбассэнергосбыт» были заявлены дополнения к заявлению о признаках нарушения в действиях ОАО «МРСК Сибири» антимонопольного законодательства, в связи с чем Комиссия пришла к выводу, что для полного, объективного и всестороннего рассмотрения дела № 62/А-10-2014 необходимо истребование дополнительных доказательств у лиц, участвующих в рассмотрении дела о нарушении антимонопольного законодательства.

Определением от 29.12.2014 г. (исх. № 03/13247 от 30.12.2014 г.) рассмотрение дела № 62/А-10-2014 о нарушении антимонопольного законодательства было отложено.

Письмом от 04.03.2015 г. № 03/1941, направленным в адрес лиц, участвующих в деле, Кемеровское УФАС России сообщило, что рассмотрение дела № 62/А-10-2014 состоится 23.03.2015 г.

На заседании Комиссии, состоявшемся 23.03.2015 г., представители ОАО «Кузбассэнергосбыт» поддержали требования, изложенные в заявлении и дополнениях к нему, о нарушении ОАО «МРСК Сибири» антимонопольного законодательства, пояснив, что до настоящего времени ОАО «МРСК Сибири» нарушает договорные отношения с ОАО «Кузбассэнергосбыт» в части соблюдения Регламента совместного взаимодействия ОАО «Кузбассэнергосбыт» и филиала ОАО «МРСК Сибири» - «Кузбассэнерго-РЭС» по вопросам рассмотрения заявлений (жалоб) потребителей, связанных с передачей электрической энергии ненадлежащего качества (далее – Регламент), а также требования Единых стандартов качества обслуживания сетевыми организациями потребителей услуг сетевых организаций, утвержденных приказом Министерства энергетики Российской Федерации от 15.04.2014 г. № 186.

Учитывая, что договоры на поставку электрической энергии с конечными потребителями осуществляет ОАО «Кузбассэнергосбыт», именно общество несет перед потребителями ответственность за качество поставляемой электрической энергии, при этом ОАО «Кузбассэнергосбыт» не является владельцем электрических сетей, посредством которых осуществляется электроснабжение потребителей, и не может самостоятельно повлиять на качество электроснабжения потребителей, а также не вправе самостоятельно фиксировать факты аварий, технологических нарушений на объектах электросетевого хозяйства, проводить расследования таких аварий и нарушений, а также составлять соответствующие документы (акты расследования причин аварий в электросетевом оборудовании, вести журнал учета работ по нарядам и распоряжениям по фактам аварий, составлять листки осмотра электросетей, вести журнал дефектов и др.).

При этом поведение ОАО «МРСК Сибири» при обращениях ОАО «Кузбассэнергосбыт» с целью выяснения  причин некачественного оказания услуги по электроснабжению потребителей является недобросовестным. Сетевая организация, как правило, всячески избегает проведения проверок по фактам, указанным   ОАО «Кузбассэнергосбыт», затягивает сроки ответов либо оставляет обращения без рассмотрений, и даже в случаях выявления нарушений качества электроснабжения потребителей не устраняет причины выявленных нарушений.

Вышеуказанное поведение сетевой организации ОАО «МРСК Сибири», по мнению представителей ОАО «Кузбассэнергосбыт», выходит за рамки требований, предусмотренных статьей 10 Закона о защите конкуренции для хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение на рынке передачи электрической энергии, при их вступлении в гражданско-правовые отношения с другими участниками гражданского оборота.

Представители ОАО «МРСК Сибири» против доводов ОАО «Кузбассэнергосбыт» возражали в полном объеме, пояснив, что обращения ОАО «Кузбассэнергосбыт» о проведении проверок по заявлениям потребителей на некачественное электроснабжение не рассматривались, только в случае, если не были представлены все документы, предусмотренные пунктом 3.1.3 Регламента. ОАО «Кузбассэнергосбыт» не представляло доказательств, подтверждающих несоответствие качества передаваемой ОАО «МРСК Сибири» электрической энергии.   

Кроме того, представители указали, что качество передаваемой ОАО «МРСК Сибири» электрической энергии подтверждено сертификатом соответствия качества электрической энергии РОСС RU.Э011.В00069 со сроком действия до 20.12.2015 г.

Согласно пояснениям представителей ОАО «МРСК Сибири» при выявлении несоответствия качества электрической энергии в сетях ОАО «МРСК Сибири» персоналом общества незамедлительно проводится ряд мероприятий по устранению данных несоответствий. В случаях, когда для улучшения качества электрической энергии требуется проведение крупнозатратных мероприятий, данные работы выполняются в рамках целевых программ, утвержденных Региональной энергетической комиссией Кемеровской области.

Изучив материалы дела № 62/А-10-2014, заслушав доводы и пояснения лиц, участвующих в деле, Комиссия Кемеровского УФАС России установила следующее:

В соответствии с пунктом 1 статьи 539 Гражданского кодекса РФ (далее - ГК РФ) по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию.

Статья 542 ГК РФ устанавливает, что качество подаваемой энергии должно соответствовать требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации, в том числе с обязательными правилами, или предусмотренным договором энергоснабжения.

Основы экономических отношений в сфере электроэнергетики регулируются Федеральным законом от 26.03.2003 № 35 ФЗ «Об электроэнергетике» (далее - Закон об электроэнергетике), который определяет основные права и обязанности субъектов электроэнергетики при осуществлении деятельности в сфере электроэнергетики и потребителей электрической и тепловой энергии.

Согласно части 1 статьи 6 Закона об электроэнергетике одним из общих принципов организации экономических отношений и основой государственной политики в сфере электроэнергетики является обеспечение бесперебойного и надежного функционирования электроэнергетики в целях удовлетворения спроса на электрическую энергию потребителей, обеспечивающих надлежащее исполнение своих обязательств перед субъектами электроэнергетики.

В статье 3 Закона об электроэнергетике установлено, что субъектами электроэнергетики признаются лица, осуществляющие деятельность в сфере электроэнергетики, в том числе по производству электрической энергии, поставкам (продажам) электрической энергии, энергоснабжению потребителей, сбыту электрической энергии.

ОАО «Кузбассэнергосбыт» осуществляет деятельность по купле-продаже электрической энергии и обладает статусом гарантирующего поставщика на территории Кемеровской области (Постановление Региональной энергетической комиссии по Кемеровской области от 18.10.2006 № 109 «О гарантирующих поставщиках на территории Кемеровской области»).

Гарантирующий поставщик электрической энергии - коммерческая организация, обязанная заключить договор купли-продажи электрической энергии с любым обратившимся к ней потребителем электрической энергии (статье 3 Закона об электроэнергетике).

ОАО «МРСК Сибири» владеет объектами электросетевого хозяйства на территории Кемеровской области и осуществляет по ним передачу электрической энергии. 

Согласно определению в статье 3 Закона об электроэнергетике территориальной сетевой организацией признается коммерческая организация, оказывающая услуги по передаче электрической энергии с использованием объектов электросетевого хозяйства.

Таким образом, ОАО «МРСК Сибири» является сетевой организацией.

На основании вышеизложенного ОАО «МРСК Сибири» и   ОАО «Кузбассэнергосбыт» являются субъектами электроэнергетики.

В соответствии с частью 1 статьи 38 Закона об электроэнергетике субъекты электроэнергетики, обеспечивающие поставки электрической энергии потребителям электрической энергии, в том числе энергосбытовые организации, гарантирующие поставщики и территориальные сетевые организации (в пределах своей ответственности), отвечают перед потребителями электрической энергии за надежность обеспечения их электрической энергией и ее качество в соответствии с требованиями технических регламентов и иными обязательными требованиями.

Правовые основы функционирования розничных рынков электрической энергии установлены в Основных положениях функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденных постановлением Правительства 04.05.2012 № 442 (далее – Основные положения).

Согласно пункту 7 Основных положений субъекты электроэнергетики, обеспечивающие снабжение электрической энергией потребителей, в том числе гарантирующие поставщики, энергосбытовые (энергоснабжающие) организации, сетевые организации, системный оператор и субъекты оперативно-диспетчерского управления в технологически изолированных территориальных электроэнергетических системах, а также производители электрической энергии (мощности), в ходе исполнения своих обязательств по заключаемым ими на оптовом рынке и розничных рынках договорам совместными действиями обеспечивают на розничных рынках надежность снабжения потребителей и качество электрической энергии. Требования к надежности энергоснабжения и качеству электрической энергии устанавливаются в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 28 Основных положений гарантирующий поставщик обязан урегулировать отношения, связанные с передачей электрической энергии, путем заключения договора оказания услуг по передаче электрической энергии с сетевой организацией.

Таким образом, законодателем предусмотрено право потребителей получать электрическою энергию, качество которой соответствует требованиям действующего законодательства Российской Федерации.

Указанное право потребителя порождает корреспондирующую обязанность субъектов розничного рынка электроэнергетики поставлять потребителю электрическую энергию надлежащего качества и урегулировать процедуру поставки электрической энергии между собой в соответствии с требованиями действующего законодательства Российской Федерации в сфере электроэнергетики.

Согласно подпунктам «а», «г» пункта 15 Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утвержденных постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 № 861 (далее - Правил недискриминационного доступа), при исполнении договора сетевая организация обязана в том числе:

- обеспечить передачу электрической энергии в точке поставки потребителя услуг (потребителя электрической энергии, в интересах которого заключается договор), качество и параметры которой должны соответствовать техническим регламентам с соблюдением величин аварийной и технологической брони;

- в порядке и сроки, установленные договором, информировать потребителя услуг (потребителя электрической энергии, в интересах которого заключается договор) об аварийных ситуациях в электрических сетях, ремонтных и профилактических работах, влияющих на исполнение обязательств по договору.

Согласно пункту 2 Основных положений точка поставки на розничном рынке - место исполнения обязательств по договорам энергоснабжения, купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности), оказания услуг по передаче электрической энергии и услуг, оказание которых является неотъемлемой частью процесса поставки электрической энергии потребителям, используемое для определения объема взаимных обязательств субъектов розничных рынков по указанным договорам, расположенное, если иное не установлено законодательством Российской Федерации об электроэнергетике, на границе балансовой принадлежности энергопринимающих устройств потребителя, объектов по производству электрической энергии (мощности) производителя электрической энергии (мощности), объектов электросетевого хозяйства сетевой организации, определенной в акте разграничения балансовой принадлежности, а до составления в установленном порядке акта разграничения балансовой принадлежности - в точке присоединения энергопринимающего устройства потребителя (объекта электроэнергетики) к объектам электросетевого хозяйства смежного субъекта электроэнергетики.

В связи с вышеизложенным между ОАО «Кузбассэнергосбыт» и ОАО «МРСК Сибири» заключен договор оказания услуг по передаче электрической энергии № 2465 от 01.01.2007 г. (далее – Договор), регулирующий порядок передачи электрической энергии сетевой организацией (ОАО «МРСК Сибири») до конечных потребителей, имеющих договорные отношения на поставку электрической энергии с ОАО «Кузбассэнергосбыт».

Согласно пункту 13(2) Правил недискриминационного доступа в случае, если потребителем услуг является гарантирующий поставщик (энергосбытовая организация), договор должен содержать порядок взаимодействия сетевой организации и гарантирующего поставщика (энергосбытовой организации) в части взаимодействия и обмена информацией, необходимый для соблюдения единых стандартов качества обслуживания сетевыми организациями потребителей услуг сетевых организаций, утверждаемых федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере топливно-энергетического комплекса, при обслуживании потребителя электрической энергии, в интересах которого заключается договор.

29.11.2011 г. ОАО «МРСК Сибири» и ОАО «Кузбассэнергосбыт» утвержден Регламент совместного взаимодействия ОАО «Кузбассэнергосбыт» и ОАО «МРСК Сибири» по вопросам рассмотрения заявлений (жалоб) потребителей, связанных с передачей электрической энергии ненадлежащего качества (далее – Регламент), который определяет порядок взаимодействия сторон по вопросам качества электрической энергии, в том числе при технологических нарушениях (аварийных ситуациях) в работе объектов электросетевого хозяйства и возможных жалоб и заявлений потребителей, связанных с передачей электрической энергии ненадлежащего качества.

Согласно пункту 1.2 Регламента качество электрической энергии обеспечивается совместными действиями организаций электроэнергетики, обеспечивающих снабжение электрической энергии потребителей, в том числе гарантирующим поставщиком (ОАО «Кузбассэнергосбыт»), сетевой организацией (ОАО «МРСК Сибири») и иными субъектами электроэнергетики.

Указанные организации отвечают перед потребителями за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по соответствующим договорам, в том числе за надежность снабжения их электрической энергией и ее качество в соответствии с техническими регламентами и иными обязательными требованиями, предусмотренными действующим законодательством Российской Федерации (пункт 1.3 Регламента). 

Приказом Министерства энергетики Российской Федерации от 15.04.2014 № 186 утверждены Единые стандарты качества обслуживания сетевыми организациями потребителей услуг сетевых организаций (далее – Единые стандарты), которые устанавливают требования к обслуживанию сетевыми организациями лиц, являющихся потребителями услуг сетевых организаций по передаче электрической энергии, в том числе обслуживаемых гарантирующим поставщиком.

Согласно пункту 3 Единых стандартов в целях оказания услуг по передаче электрической энергии сетевая организация при обслуживании потребителей в том числе осуществляет:

- информирование потребителя об аварийных ситуациях в распределительных электрических сетях сетевой организации, ремонтных и профилактических работах, плановых ограничениях режима потребления электрической энергии, влияющих на исполнение обязательств по договору об оказании услуг по передаче электрической энергии (подпункт «г»);

- контроль показателей качества электрической энергии в точках присоединения энергопринимающих установок потребителя электрической энергии к электрическим сетям сетевой организации (подпункт «м»);

- проведение контрольных, внеочередных и иных замеров потокораспределения, нагрузок и уровней напряжения на объектах потребителя и объектах электросетевого хозяйства сетевой организации (подпункт «о») и т.д.

В соответствии с пунктом 3.3.1 Договора ОАО «МРСК Сибири» обязано обеспечивать передачу принятой в свою сеть электрической энергии от точек приема до точек поставки потребителям в пределах разрешенной мощности, указанной в технических условиях, в соответствии с согласованными параметрами надежности и с учетом технологических характеристик энергопринимающих устройств. Качество и иные параметры передаваемой электрической энергии должны соответствовать техническим регламентам и другим обязательным требованиям (ГОСТ 13109-97, ГОСТ Р 54149-2010).

Аналогичное требование к качеству передаваемой сетевой организацией электрической энергии содержится в пункте 1.7 Регламента.

Согласно пункту 3.3.10 Договора ОАО «МРСК Сибири» обязано осуществлять контроль качества электрической энергии, показатели которого определяются ГОСТ 13109-97, ГОСТ Р 54149-2010, иными обязательными требованиями.

На основании пункта 3.3.11 Договора сетевая организация обязана незамедлительно ставить ОАО «Кузбассэнергосбыт» в известность о фактах нарушения электроснабжения потребителей и снижения показателей качества электрической энергии, об обстоятельствах, влекущих полное или частичное ограничение режима потребления электрической энергии.

Условия Договора и Регламента, касающиеся обеспечения сетевой организацией качества передаваемой электрической энергии, а также обязанности по уведомлению потребителей (в том числе ОАО «Кузбассэнергосбыт») об изменении качества электрической энергии в результате возникновения аварийных ситуаций в электрических сетях, ремонтных и профилактических работах, соответствуют императивным требованиям законодательства Российской Федерации в сфере электроэнергетики.

Следовательно, ОАО «МРСК Сибири», как сетевая организация, несет ответственность за передачу электроэнергии и обеспечение условий ее передачи в рамках установленных обязательственных отношений с потребителями, а именно в пределах своей ответственности отвечает перед потребителями электрической энергии за надежность обеспечения их электрической энергией и ее качество в соответствии с требованиями технических регламентов и иными обязательными требованиями.

Стабильный уровень напряжения, предусмотренный техническими регламентами и другими обязательными требованиями, является фактором, обуславливающим безопасное и надежное электроснабжение потребителей.

Подача электрической энергии ненадлежащего качества (в том числе с перепадами напряжения, вызванными неудовлетворительным состоянием электрических сетей, авариями и пр.) является негативным фактором для потребителей, так как они не получают товара (электрической энергии) надлежащего качества, на которое рассчитывают по договорам электроснабжения. Потребление электрической энергии ненадлежащего качества влечет наступление более тяжелых негативных последствий для потребителей, таких как повреждение электробытовой техники, иного имущества, включая уничтожение жилых домов в результате пожаров, вызванных таким потреблением.

Согласно заявлению ОАО «Кузбассэнергосбыт» в противоречие вышеприведенным нормам и положениям Договора и Регламента ОАО «МРСК Сибири» систематически допускает нарушения показателей качества при передаче электрической энергии и при этом бездействует в части устранения таких нарушений, рассмотрения соответствующих заявлений потребителей и гарантирующего поставщика в порядке и сроки, установленные действующим законодательством Российской Федерации и договорными отношениями.

Об обоснованности вышеуказанных доводов ОАО «Кузбассэнергосбыт» свидетельствуют многочисленные ответы ОАО «МРСК Сибири» в адрес потребителей, обратившихся с жалобами на ненадлежащее качество передаваемой ОАО «МРСК Сибири» электрической энергии, в частности в письме ОАО «МРСК Сибири» от 29.12.2012 г. № 1.4/03.2/8857 указано, что «…персоналом электрических сетей Кемеровского района 27.12.2012 г. проведены замеры уровня напряжения на трансформаторной подстанции и на вводе в дом (Кемеровский район, с. Березово,  ул. Совхозная, <…>). Результаты замера подтвердили факт отклонения уровня напряжения в сети жилого дома от установленных требований Межгосударственного стандарта ГОСТ 13109-97…».

Информация аналогичного характера (о проведенных ОАО «МРСК Сибири» замерах уровня напряжения и установлении факта несоответствия уровня напряжения требованиям ГОСТ 13109-97) содержится в письмах ОАО «МРСК Сибири» от   29.12.2012 г.  № 1.4/03.2/8836; от 29.12.2012 г. № 1.4/03.2/8856;  от 16.01.2013 г.    № 1.4/03.2/177; от 17.08.2012 г. № 1.4/03.2/5461, от 26.02.2015 г. № 1.4/03.2.1./1102-исх., от 16.12.2014 г. № 1.4/03.2/8911-исх., от 20.11.2014 г. № 1.4/03.2/8203-исх.,     от 19.11.2014 г. № 1.4/03.2/8085-исх., от 02.12.2014 г. № 1.4/03.2/8552-исх., от   16.12.2014 г. № 1.4/1.4/8905-исх., от 29.12.2014 г. № 1.4/03.2/9262-исх., от 09.12.2014 г.   № 1.4/03.2/8737-исх., направленных в адрес потребителей, обратившихся с жалобами на ненадлежащее качество электрической энергии, в письмах от 30.05.2014 г.     № 1.4/03.2/3591-исх., от 20.01.2015 г. № 1.4/03.2.1/222-исх., направленных в адрес Кемеровского УФАС России, а также в других письмах имеющихся в материалах дела  № 62/А-10-2014 о нарушении антимонопольного законодательства.

Таким образом, факты передачи ОАО «МРСК Сибири» в точки поставки потребителей электрической энергии ненадлежащего качества, а также неосуществления должного  контроля за уровнем качества электрической энергии, передаваемой по электрическим сетям, принадлежащим ОАО «МРСК Сибири», установлены Комиссией и подтверждены материалами дела № 62/А-10-2014 о нарушении антимонопольного законодательства.

Кроме того, ОАО «МРСК Сибири» не представлены доказательства того, что общество незамедлительно уведомляло гарантирующего поставщика ОАО «Кузбассэнергосбыт» (как это предусмотрено пункта 3.3.11 Договора) о фактах нарушения электроснабжения потребителей и снижения показателей качества электрической энергии, что лишало ОАО «Кузбассэнергосбыт» возможности оперативно рассматривать соответствующие обращения потребителей, которым общество осуществляет поставку электрической энергии в рамках договоров электроснабжения.

Вышеуказанное обстоятельство свидетельствует также и о сокрытии ОАО «МРСК Сибири» случаев нарушения качества электрической энергии.

В соответствии с пунктами 6, 7 Единых стандартов обслуживание потребителей в рамках оказания услуг по передаче электрической энергии осуществляется на основании обращения потребителя в сетевую организацию, если законодательством Российской Федерации не предусмотрено осуществление процесса по инициативе других лиц. При обслуживании потребителей (осуществлении отдельных процессов) сетевая организация не должна требовать от потребителя предоставления документов, а также осуществления потребителем действий, не предусмотренных законодательством Российской Федерации.

Пунктом 39 Единых стандартов предусмотрено, что потребителям обеспечивается рассмотрение обращений в установленные сроки.

В соответствии с пунктом 41 Единых стандартов сетевая организация направляет потребителю ответ по существу на его письменное обращение на бумажном носителе - в течение 30 дней со дня регистрации обращения сетевой организацией, в случае если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.

При этом согласно пункту 44 Единых стандартов обращение потребителя, содержащее жалобу, считается рассмотренным сетевой организацией, если:

а) установлена обоснованность (необоснованность) заявления о нарушении прав или охраняемых законом интересов потребителя, в том числе о предоставлении услуг ненадлежащего качества;

б) в случае необходимости по обоснованным жалобам определены мероприятия, направленные на восстановление нарушенных прав или охраняемых законом интересов потребителя (далее - корректирующие меры);

в) направлен (предоставлен) ответ потребителю по обращению:

- в случае признания жалобы необоснованной в ответе предоставляются аргументированные разъяснения в отношении отсутствия оснований для ее удовлетворения;

- в случае признания жалобы обоснованной в ответе потребителю указываются, какие права или законные интересы потребителя подлежат восстановлению и в каком порядке. Если по жалобе необходима реализация корректирующих мер, в ответе потребителю указывается планируемый срок их реализации.

В соответствии с пунктом 2.3 Регламента сетевая организация направляет гарантирующему поставщику в 20-дневный срок (без учета праздничных дней) ответы на поступившие от гарантирующего поставщика запросы по претензиям (обращениям, жалобам) потребителей. В случае, если обстоятельствами дела будет установлено, что предоставление ответа в указанный срок не представляется возможным, сетевая организация направляет гарантирующему поставщику промежуточный ответ с обоснованием необходимости предоставления ответа в более поздний срок.

При рассмотрении неимущественных претензий (обращений, жалоб) потребителей сетевая организация направляет в сроки, предусмотренные пунктом 2.3 Регламента, в адрес гарантирующего поставщика письмо о результатах расследования фактов, изложенных в претензиях (обращениях, жалобах), и сроках принятия мер по их устранению (пункт 2.4 Регламента).

Согласно пункту 2.5 Регламента вышеуказанные порядок и сроки распространяют свое действие как на заявления (жалобы) потребителей, содержащие требования о возмещении вреда, причиненного некачественной поставкой электроэнергии так и в случае отсутствия такого требования.

Согласно пунктам 3.2.1 - 3.2.2 Регламента при получении от гарантирующего поставщика запроса о возможных технических причинах отклонения параметров качества электрической энергии сетевая организация выполняет мероприятия по его рассмотрению и предоставляет гарантирующему поставщику следующие в зависимости от обстоятельств технологического нарушения документы:

- о принадлежности электрических сетей, в которых произошло технологическое нарушение;

- о расследовании причин технологического нарушения в электросетевом оборудовании (в случае проведения расследования);

- выписку из журнала учета работ по нарядам и распоряжениям по факту технологического нарушения;

- акт осмотра электроустановок сетевой организации (при отсутствии документов расследования причин технологического нарушения в электросетевом оборудовании);

- выписку из оперативного журнала о фактах технологического нарушения, произведенных переключений или отключений.

Порядок подачи и рассмотрения заявлений (жалоб) о возмещении ущерба причиненного потребителям некачественной поставкой электроэнергии урегулирован в разделе 3 Регламента, при этом возмещение ущерба сетевой организацией предусмотрено только в случае подтверждения сетевой организацией своей вины в причинении ущерба (пункты 3.1.5, 3.3.1 Регламента).

Таким образом, провести проверку возникновения причин ущерба, заявленного потребителями, может только сетевая организация, гарантирующий поставщик лишен возможности самостоятельного расследования таких причин в силу положений законодательства Российской Федерации в сфере электроэнергетики (включая Единые стандарты), а также Регламента и Договора.

Однако сетевая организация ОАО «МРСК Сибири» ни по одному из заявлений (жалоб) о возмещении ущерба причиненного потребителям некачественной поставкой электроэнергии, направленных ОАО «Кузбассэнергосбыт» в адрес ОАО «МРСК Сибири» для рассмотрения и проведения расследований по установлению возможных причин отклонения параметров качества электрической энергии, не проводила необходимые мероприятия, предусмотренные пунктами 3.2.1-3.2.2 Регламента, и оставляло их без рассмотрения,

При этом ОАО «МРСК Сибири» ссылается на то, что к вышеуказанным заявлениям (жалобам) не приложены документы, предусмотренные пунктом 3.1.3 Регламента, а именно:

- копия паспорта Российской Федерации (первая страница и страница с регистрацией по месту жительства) либо иной документ, подтверждающий регистрацию (фактическое проживание) по указанному месту жительства, либо документы, подтверждающие право собственности на недвижимое имущество;

- банковские реквизиты для перечисления денежных средств;

- документы, подтверждающие принадлежность вышедших из строя бытовых приборов и мебели (документы, подтверждающие их приобретение (оплату) – паспорта на технику, квитанции, чеки, гарантийные сертификаты или др.);

- подлинники актов технической экспертизы, подтверждающих причину выхода из строя (утраты) имущества. Подлинник акта обследования поврежденного имущества (акт состояния имущества), составленного организацией, уполномоченной изготовителем поврежденного имущества на выполнение функций по гарантийному и после гарантийному обслуживанию электробытового прибора сервисного центра), или иной специализированной организацией, с указанием причины повреждения и стоимости ремонта;

- подлинники документов, подтверждающих факт и стоимость ремонта вышедшего из строя оборудования, в случае его проведения;

- иные подлинники документов, подтверждающих обоснованность предъявляемых требований.

Согласно пункту 2.6 Регламента в случае, если потребителем вместе с жалобой о возмещении вреда не были представлены документы, указанные в пункте 3.1.3 Регламента, ОАО «Кузбассэнергосбыт» проводит мероприятия по получению данных документов от потребителя с последующим их предоставлением в адрес ОАО «МРСК Сибири».

В соответствии с вышеуказанным пунктом Регламента ОАО «МРСК Сибири» все поступившие заявления (жалобы) о возмещении вреда оставляло без рассмотрения.

Однако Регламент не содержит положений каким-либо образом ставящих в зависимость исполнение ОАО «МРСК Сибири» пункта 3.2.2 Регламента от предоставления (непредоставления) потребителями документов, предусмотренных пунктом 3.1.3 Регламента, кроме того, указанные документы необходимы ОАО «МРСК Сибири» только в случае признания вины общества в причинении ущерба потребителям в связи с передачей электроэнергии ненадлежащего качества для возмещения ущерба, в противном случае необходимость в их предоставлении отсутствует.

Из вышеизложенного следует, что действия ОАО «МРСК Сибири» в части оставления без рассмотрения заявления (жалобы) о возмещении вреда не соответствуют требованиям Регламента, а ответы общества о неполноте сведений и необходимости их представления носят формальный характер и направлены на уклонение от возмещения ущерба, причиненного потребителям при передаче электрической энергии, и сокрытие информации о нарушениях, послуживших причиной передачи электрической энергии ненадлежащего качества.

Данные выводы Комиссии подтверждаются материалами дела № 62/А-10-2014 о нарушении антимонопольного законодательства, так в случае поступления в адрес ОАО «МРСК Сибири» заявлений (жалоб) о возмещении ущерба, причиненного передачей электроэнергии ненадлежащего качества, ОАО «МРСК Сибири» оставляет такие заявления без рассмотрения, указывая на отсутствие документов, подтверждающих причину выхода из строя оборудования, имущества (актов технической экспертизы, (утраты) имущества, актов обследования поврежденного имущества (акт состояния имущества) и пр.), несмотря на то, что потребителями представляются заключения, выданные сервисными центрами, специализированными или экспертными организациями и др. (заявление <…> вх. № 1704-Г от 29.05.2013 г. о возмещении ущерба, заявление <…> вх. № 1739-Г от 04.06.2013 г., заявление <…> вх. № 1738-Г от 04.06.2013 г., заявление <…> вх. № 1764-Г от 05.06.2013 г., заявление <…> вх. № 206 от  03.07.2013 г. и др.).

Непроведение соответствующих мероприятий, непредставление документов, предусмотренных Регламентом по результатам рассмотрения заявлений, а также непризнание ОАО «МРСК Сибири» вины общества в причинении ущерба потребителям в связи с некачественным электроснабжением без проведения соответствующих расследований и рассмотрения обращений (жалоб), возлагает обязанность по возмещению такого ущерба полностью на гарантирующего поставщика (ОАО «Кузбассэнергосбыт»), который лишен возможности повлиять на качество передаваемой ОАО «МРСК Сибири» иным способом, кроме установленного Договором и Регламентом.

Комиссия соглашается с доводами ОАО «Кузбассэнергосбыт», что такие действия ОАО «МРСК Сибири» являются результатом недобросовестного поведения, результатом которых помимо ущемления интересов ОАО «Кузбассэнергосбыт», является и ущемление интересов потребителей, имеющих право на качественное и надежное электроснабжение, оплату за которое они осуществляют по договорам электроснабжения в полном объеме.  

По ряду обращений (жалоб) потребителей на качество электрической энергии, как указывалось ранее, ОАО «МРСК Сибири» признало факты допущенных нарушений, но затянуло проведение работ по ремонту и модернизации электросетевого оборудования, направленных на устранение таких нарушений, на срок до года и более.

При этом ОАО «МРСК Сибири» либо не указывало сведений о конкретных сроках выполнения соответствующих работ, либо указывало значительные сроки (например, в течение года) выполнения таких работ, при этом также не сообщало гарантирующему поставщику о фактическом выполнении работ.

Так, например, по обращениям <…> от 24.12.2012 г., <…> от 19.12.2012 г., <…> от 24.12.2012 г., <…> от 26.12.2012 г. в своих ответах на запрос ОАО «Кузбассэнергосбыт» ОАО «МРСК Сибири» указало, что для улучшения качества поставляемой электрической энергии работы по замене голого провода на самонесущий изолированный провод и замене деревянных опор на железобетонные внесены в ремонтную программу 2014 года. Следовательно, нарушения качества поставляемой электрической энергии ОАО «МРСК Сибири» планирует устранить после истечения более года с момента обращения потребителя. В своем ответе на запрос ОАО «Кузбассэнергосбыт» по обращению <…> от 06.08.2012 ОАО «МРСК Сибири» указало, что работы по улучшению параметров качества поставляемой электрической энергии будут выполнены до конца 2012 года, однако данные работы были выполнены только 26.06.2013 г.

Многочисленные случаи нарушений параметров качества электрической энергии указывают на то, что ОАО «МРСК Сибири» не принимает достаточных мер по содержанию, эксплуатации, ремонту и модернизации электросетевого хозяйства, а в силу статьи 210 ГК РФ именно собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества.

Кроме того, расходы ОАО «МРСК Сибири» на содержание электрических сетей и иного электросетевого оборудования компенсируются тарифом на передачу электрической энергии, утверждаемым Региональной энергетической комиссией Кемеровской области, по которому, в том числе ОАО «Кузбассэнергосбыт» оплачивает ОАО «МРСК Сибири» услуги по передаче электрической энергии по Договору, заключенному в интересах потребителей.

Таким образом, потребителям систематически по вине ОАО «МРСК Сибири» подается электрическая энергия, ненадлежащего качества, чем нарушаются их права, предусмотренные частью 1, 2 статьи 38 Закона об электроэнергетике, пункта 7, 15 Основных положений, части 1 статьи 542 ГК РФ, требованиями стандартов, а также ущемляются интересы потребителей, так как потребление электрической энергии ненадлежащего качества влечет наступление тяжелых негативных последствий для потребителей, таких как повреждение электробытовой техники, иного имущества, включая уничтожение жилых домов в результате пожаров, вызванных таким потреблением.

Кроме того, ущемляются права и интересы ОАО «Кузбассэнергосбыт», которое, являясь гарантирующим поставщиком электрической энергии, несет обязанность перед указанными потребителями осуществлять поставки электрической энергии надлежащего качества и которое вынуждено единолично возмещать ущерб, причиненный передачей электрической энергии ненадлежащего качества, вследствие отсутствия документов о возможных технических причинах отклонения параметров качества электрической энергии, подготовленных ОАО «МРСК Сибири» по результатам расследований, проведенных по заявлениям (жалобам) потребителей, что подтверждается судебными решениями, представленными ОАО «Кузбассэнергосбыт» в рамках дела № 62/А-10-2014 о нарушении антимонопольного законодательства.

Вышеуказанные действия (в т.ч. бездействие) ОАО «МРСК Сибири», выразившиеся в необеспечении надежного и качественного электроснабжения потребителей свидетельствует о выходе данной сетевой организации за допустимые пределы осуществления своих гражданских прав путем наложения на потребителей электрической энергии необоснованных ограничений, связанных с невозможностью реализации принадлежащих им прав на качественное электроснабжение, в том числе без использования дополнительных технических средств, позволяющих стабилизировать и нормализовать отклонения напряжения электросети.

Довод представителей ОАО «МРСК Сибири» о том, что качество передаваемой ОАО «МРСК Сибири» электрической энергии подтверждено сертификатом соответствия качества электрической энергии РОСС RU.Э011.В00069 со сроком действия до 20.12.2015 г., отклонен Комиссией в связи со следующим.

Из анализа указанного сертификата и жалоб потребителей на качество передаваемой ОАО «МРСК Сибири» электрической энергии, поступивших в адрес   ОАО «Кузбассэнергосбыт» в период действия сертификата, следует, что ОАО «МРСК Сибири» провело работы по сертификации качества электрической энергии не по всем объектам электрических сетей, к которым подключены потребители  ОАО «Кузбассэнергосбыт».  

Кроме того, вышеуказанный сертификат подтверждает качество электрической энергии в центрах питания, однако основная доля потребителей ОАО «Кузбассэнергосбыт» имеет технологическое присоединение к электрическим сетям ОАО «МРСК Сибири» в распределительных сетях 0,4 кВ.

Значительное количество жалоб потребителей на качество электрической энергии по всей территории Кемеровской области, поступивших в адрес   ОАО «Кузбассэнергосбыт» в период с 2012 по 2015 г.г. (в том числе и в период действия сертификата соответствия качества электрической энергии) свидетельствуют, что наличие у ОАО «МРСК Сибири» сертификата соответствия качества электрической энергии не обеспечивает передачу потребителям электрической энергии надлежащего качества.

Региональной энергетической комиссией Кемеровской области для ОАО «МРСК Сибири» на 2012-2015 годы были утверждены тарифы на услуги по передаче электрической энергии.

Услуги по передаче электрической энергии согласно статье 4 Федерального закона от 17.08.1995 № 147-ФЗ «О естественных монополиях» отнесены к сфере деятельности субъектов естественных монополий.

В соответствии с частью 5 статьи 5 Федерального закона от 26.07.2006 №135-Ф3 «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции) доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта - субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии.

Таким образом, ОАО «МРСК Сибири», являясь субъектом естественной монополии, занимает доминирующее положение на рынке оказания услуг по передаче электрической энергии в пределах географических границ, определенных территорией, охватываемой электрическими сетями ОАО «МРСК Сибири» в Кемеровской области.

Статья 10 ГК РФ не допускает использование гражданских прав в целях ограничения конкуренции, а также злоупотребления доминирующим положением на рынке.

В соответствии с частью 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц.

Таким образом, действия (бездействие) ОАО «МРСК Сибири», выразившиеся в:

- передаче электрической энергии ненадлежащего качества потребителям;

- неосуществлении контроля за уровнем качества электрической энергии;

- неисполнении обязанности по незамедлительному уведомлению гарантирующего поставщика о нарушениях показателей качества электрической энергии;

- сокрытии нарушений качества электрической энергии;

- затягивании (отказе) рассмотрения обращений (жалоб) потребителей на качество электрической энергии, направленных ОАО «Кузбассэнергосбыт»;

- неустранении либо затягивании устранения технологических нарушений (невыполнение обязанностей по ремонту и содержанию электросетевого хозяйства в надлежащем состоянии, непринятие необходимых мер по модернизации электросетевого хозяйства),

нарушающие требования, предусмотренные частью 1 статьи 542 ГК РФ, частью 1, 2 статьи 38 Закона об электроэнергетике, пунктами 7, 15 Основных положений, Единых стандартов, Договора, Регламента, результатом которых явилось ущемление интересов потребителей электрической энергии и ОАО «Кузбассэнергосбыт», квалифицированы Комиссией как злоупотребление ОАО «МРСК Сибири» доминирующим положением на рынке передачи электрической энергии и являются нарушением части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.

Учитывая, что ОАО «МРСК Сибири» не прекратило вышеуказанное нарушение  антимонопольного законодательства, Комиссия считает необходимым в рамках своих полномочий выдать обществу предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства.

Сведений о материальном ущербе, причиненном ОАО «Кузбассэнергосбыт» вследствие нарушения ОАО «МРСК Сибири» антимонопольного законодательства, в адрес Кемеровского УФАС России не представлено.

 Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 - 4 статьи 41, статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Кемеровской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства

 

решила:

1. Признать ОАО «МРСК Сибири» нарушившим часть 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» посредством несоблюдения требований, предусмотренных частью 1 статьи 542 ГК РФ, частью 1, 2 статьи 38 Закона об электроэнергетике, пунктами 7, 15 Основных положений, Едиными стандартами, Договором, Регламентом, выразившихся в действиях (бездействие) ОАО «МРСК Сибири» по:

- передаче электрической энергии ненадлежащего качества потребителям;

- неосуществлению контроля за уровнем качества электрической энергии;

- неисполнению обязанности по незамедлительному уведомлению гарантирующего поставщика о нарушениях показателей качества электрической энергии;

- сокрытию нарушений качества электрической энергии;

- затягиванию (отказе) рассмотрения обращений (жалоб) потребителей на качество электрической энергии, направленных ОАО «Кузбассэнергосбыт»;

- неустранению либо затягивании устранения технологических нарушений (невыполнение обязанностей по ремонту и содержанию электросетевого хозяйства в надлежащем состоянии, непринятие необходимых мер по модернизации электросетевого хозяйства),

результатом которых явилось ущемление интересов потребителей электрической энергии и ОАО «Кузбассэнергосбыт»

2. Выдать ОАО «МРСК Сибири» предписание о прекращении нарушения части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

 

Председатель Комиссии:                                                                                      Н.Е. Кухарская

Члены Комиссии:                          отпуск (приказ № 30-о от 23.03.2015 г.)     А.М. Давыдова

А.А. Чубуков

С.Н. Фризен

командировка (приказ № 34-о от 26.03.2015 г.)     Е.А. Акимова

 

В соответствии со статьёй 52 Закона о защите конкуренции решение антимонопольного органа может быть обжаловано в течение трёх месяцев со дня его принятия.

Примечание. За невыполнение в установленный срок законного решения антимонопольного органа частью 2.2 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить решение антимонопольного органа.    

Связанные организации

Связанные организации не указаны