Решение №08/4065 по жалобам от 27 апреля 2021 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 РЕШЕНИЕ

«26» апреля 2021г.

Резолютивная часть решения оглашена «23» апреля 2021г.                          г. Кемерово

Решение в полном объеме изготовлено «26» апреля 2021г.

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Кемеровской области по контролю в сфере закупок в составе:

Председателя комиссии:

 <…> -

заместителя руководителя Кемеровского УФАС России;

Членов комиссии:

 <…>. -      

начальника отдела контроля в сфере закупок;

 

 <…>. -

главного специалиста - эксперта отдела контроля в сфере закупок,

при участии посредством ВКС:

       - <…>- представителя МАУ «Юргинский оздоровительный центр «Отдых», по доверенности;

       - <…>– представителя ООО «ФЛАЙЭН», по доверенности,

рассмотрев дело № 042/06/34-614/2021, возбужденное по признакам нарушения  заказчиком – МАУ «Юргинский оздоровительный центр «Отдых» законодательства в сфере закупок при проведении электронного аукциона № 0139300007221000031 «Отделочные работы, инженерные сети и благоустройство прилегающей территории в рамках строительства спального корпуса оздоровительного лагеря "Салют"», и в результате проведения внеплановой проверки в соответствии с требованиями статьи 99 Федерального закона  от 05.04.2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд» (далее по тексту – ФЗ № 44-ФЗ), руководствуясь Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей)  для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденным приказом ФАС России  от 19.11.2014 № 727/14,

установила:

16.04.2021г. и 19.04.2021г. в адрес Управления Федеральной антимонопольной службы по Кемеровской области поступили жалобы ООО «Фокус» (вх. № 2564Э от 16.04.2021г.), ООО «Джули» (вх. № 2571Э от 19.04.2021), ООО «ФЛАЙЭН» (вх. № 2574Э от 19.04.2021) и ООО «Бескид» (вх. № 2575Э от 19.04.2021) на действия заказчика – МАУ «Юргинский оздоровительный центр «Отдых» при проведении электронного аукциона   № 0139300007221000031 «Отделочные работы, инженерные сети и благоустройство прилегающей территории в рамках строительства спального корпуса оздоровительного лагеря "Салют"».

По мнению заявителей, аукционная документация не соответствует требованиям закона о контрактной системе.

В процессе рассмотрения жалоб, проведения внеплановой проверки Комиссией Кемеровского УФАС России установлено:

09.04.2021г. на официальном сайте http://zakupki.gov.ru/ уполномоченным органом – Администрацией города Юрги были размещены извещение о проведении электронного аукциона № 0139300007221000031 «Отделочные работы, инженерные сети и благоустройство прилегающей территории в рамках строительства спального корпуса оздоровительного лагеря "Салют"» и аукционная документация.

Начальная (максимальная) цена контракта – 9 983 227,00 рублей.

Довод заявителей ООО «Джули», ООО «Фокус» о том, что на официальном сайте http://zakupki.gov.ru/ в полном объеме отсутствует проектно-сметная документация, признан Комиссией Кемеровского УФАС России необоснованным, поскольку заказчиком документы размещены в полном объеме (проектно-сметная документация, ведомость объемов работ, локально-сметные расчеты), которые позволяют определить объем работ.

Довод заявителя ООО «Фокус» о том, что заказчиком в графике выполнения строительно-монтажных работ не указана колонка «физический объем работ», признан Комиссией Кемеровского УФАС России необоснованным на основании следующего:

Согласно требованиям части 5 статьи 110.2 ФЗ № 44-ФЗ контракт, предметом которого являются строительство и (или) реконструкция объектов капитального строительства, должен содержать условие о поэтапной оплате выполненных подрядчиком работ исходя из объема таких работ и цены контракта.

Согласно требованиям части 6 статьи 110.2 ФЗ № 44-ФЗ объем, содержание работ по контрактам, предметом которых являются строительство, реконструкция объектов капитального строительства, определяются проектной документацией объектов капитального строительства, а также иной технической документацией, предусмотренной такими контрактами. При этом выполнение работ по таким контрактам осуществляется в соответствии с графиком выполнения строительно-монтажных работ, являющимся обязательным приложением к таким контрактам.

Согласно требованиям части 7 статьи 110.2 ФЗ № 44-ФЗ методики составления сметы контракта, графика оплаты выполненных по контракту работ, графика выполнения строительно-монтажных работ утверждаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Методика составления графика выполнения строительно-монтажных работ и графика оплаты выполненных по контракту (договору), предметом которого являются строительство, реконструкция объектов капитального строительства, работ утверждена Приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ от 5 июня 2018 г. № 336/пр (далее – Методика). 

Согласно пункту 2.6 Методики колонка "физический объем работ" должна содержать указание на определяемые заказчиком самостоятельно на основании предусмотренных утвержденной проектной документацией единицы измерения подлежащих выполнению этапов выполнения контракта и (или) комплексов работ и (или) видов работ и (или) частей работ отдельных видов работ и количество таких единиц.

В соответствии с графиком выполнения  работ (приложение № 2 к проекту договора) отделочные работы, инженерные сети и благоустройство прилегающей территории спального корпуса оздоровительного лагеря " Салют осуществляется в 3 этапа, каждый из которых может выполняться параллельно в указанные месяца (с апреля по июнь) без нарушения технологической последовательности работ.

Согласно пункту 1.1 проекта договора Подрядчик в установленные сроки согласно Договору обязуется выполнить все предусмотренные проектной документацией отделочные работы, инженерные сети и благоустройство прилегающей территории и иные предусмотренные Договором мероприятия  в рамках строительства объекта капитального строительства, указанного в пункте 1.2 Договора (далее - работы, Объект),  а Заказчик обязуется принять Объект и уплатить определенную Договором цену.

Заказчиком в составе аукционной документации размещена проектно-сметная документация, включающая ведомость объемов с указанием единиц измерения и физического объема работ.

Комиссия Кемеровского УФАС России пришла к выводу, что график выполнения строительно-монтажных работ, размещенный заказчиком в единой информационной системе соответствуют требованиям частей 5, 7 статьи 110.2 ФЗ № 44-ФЗ.

Довод заявителя о том, что в составе аукционной документации отсутствует заключение государственной экспертизы по определению достоверности определения сметной стоимости, признан Комиссией Кемеровского УФАС России необоснованным, поскольку заказчиком получено положительное заключение государственной экспертизы.

Согласно требованиям части 11 статьи 34 ФЗ № 44-ФЗ для осуществления заказчиками закупок федеральные органы исполнительной власти, Государственная корпорация по атомной энергии "Росатом", Государственная корпорация по космической деятельности "Роскосмос", осуществляющие нормативно-правовое регулирование в соответствующей сфере деятельности, разрабатывают и утверждают типовые контракты, типовые условия контрактов, которые размещаются в единой информационной системе и составляют библиотеку типовых контрактов, типовых условий контрактов. В случае отсутствия таких типовых контрактов, типовых условий контрактов соответствующие типовые контракты, типовые условия контрактов могут быть разработаны и утверждены федеральным органом исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок. Порядок разработки типовых контрактов, типовых условий контрактов, а также случаи и условия их применения устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Приказом Минстроя РФ № 9/пр от 14.01.2020г. утверждены типовые условия контракта.

Пунктом 5 Типовых условий контракта, утвержденных Приказом №9/пр определено, что контракты, предметом которых является выполнение работ по строительству (реконструкции) объекта капитального строительства (далее - контракт), включают в себя следующие типовые условия: Условия о приемке и оплате выполненных работ.

Комиссией Кемеровского УФАС России проанализирован проект контракта и установлено, что оплата за выполненные работы (п. 3.6 проекта контракта), условия о цене контракта (п. 3.1 проекта контракта), условия о приемке выполненной работы (раздел 8 проекта контракта) установлены заказчиком с соблюдением требований Приказа Минстроя № 9/пр.

Таким образом, в действиях заказчика отсутствует нарушение требований части 11 статьи 34 ФЗ № 44-ФЗ.

Довод заявителя ООО «Джули» о том, что заказчиком не указаны требования о наличии взносов в фонд возмещения вреда, признан Комиссией Кемеровского УФАС России необоснованным на основании следующего:

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 ФЗ № 44-ФЗ при осуществлении закупки заказчик устанавливает следующие единые требования к участникам закупки, в том числе соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.

Статья 55.16 ГрК РФ регламентирует особенности формирования компенсационных фондов саморегулируемой организации.

Саморегулируемой организация формирует компенсационный фонд возмещения вреда, а также компенсационный фонд обеспечения договорных обязательств.

Частью 3 статьи 55.16 ГрК РФ не допускается освобождение члена саморегулируемой организации от обязанности внесения взноса в компенсационный фонд возмещения вреда, в том числе за счет его требований к саморегулируемой организации, а также освобождение члена саморегулируемой организации, подавшего заявление о намерении принимать участие в заключении договоров подряда на выполнение инженерных изысканий, подготовку проектной документации, договоров строительного подряда, договоров подряда на осуществление сноса с использованием конкурентных способов заключения договоров, от обязанности внесения взноса в компенсационный фонд обеспечения договорных обязательств в случае, если саморегулируемой организацией принято решение о формировании такого компенсационного фонда. Не допускается уплата взноса (взносов) в компенсационный фонд (компенсационные фонды) саморегулируемой организации в рассрочку или иным способом, исключающим единовременную уплату указанного взноса (взносов), а также уплата взноса (взносов) третьими лицами, не являющимися членами такой саморегулируемой организации, за исключением случая, предусмотренного частью 16 настоящей статьи.

Таким образом, для вступления в СРО участнику необходимо внести взнос в компенсационный фонд возмещения вреда.

Пункты 12 и 13 статьи 55.16 ГрК РФ устанавливают минимальные размеры взноса в компенсационный фонд возмещения вреда, а также в компенсационный фонд обеспечения договорных обязательств на одного члена саморегулируемой организации.

Приказом Ростехнадзора № 86 от 04.03.2019 утверждена форма выписки из реестра членов саморегулируемой организации.

Форма выписки из реестра членов СРО содержит сведения об уровне ответственности члена СРО по обязательствам по договору подряда на выполнение инженерных изысканий, подготовку проектной документации, по договору строительного подряда, по договору подряда на осуществление сноса, и стоимости работ по одному договору, в соответствии с которым указанным членом внесен взнос в компенсационный фонд возмещения вреда, а также сведения об уровне ответственности члена саморегулируемой организации по обязательствам по договору подряда на выполнение инженерных изысканий, подготовку проектной документации, по договору строительного подряда, по договору подряда на осуществление сноса, заключенным с использованием конкурентных способов заключения договоров, и предельному размеру обязательств по таким договорам, в соответствии с которым указанным членом внесен взнос в компенсационный фонд обеспечения договорных обязательств.

Комиссией Кемеровского УФАС России установлено, что в пункте 42 Информационной карты аукционной документации указано, что выписка из реестра членов СРО предоставляется по форме, утвержденной Приказом Ростехнадзора № 89 от 04.03.2019г.

В связи с вышеизложенным, предоставляемая участником закупки выписка из реестра членов СРО должна в обязательном порядке содержать сведения о наличии у такого участника закупки взносов в компенсационный фонд возмещения вреда, вне зависимости от того, установлено данное требование заказчиком в аукционной документации или нет.

Вместе с тем законодательство о контрактной системе не содержит требований к заказчику о необходимости указания им в аукционной документации о предоставлении участниками закупки  во второй части заявки сведений о наличии взносов в компенсационный фонд возмещения вреда.

Комиссия Кемеровского УФАС России пришла к выводу, что неустановление в аукционной документации дополнительного требования о наличии взносов в компенсационный фонд возмещения вреда не противоречит требованиям пункта 1 части 1 статьи 31 ФЗ № 44-ФЗ.

Согласно требованиям части 2 статьи 31 ФЗ № 44-ФЗ правительство Российской Федерации вправе устанавливать к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг, закупки которых осуществляются путем проведения конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, закрытых конкурсов с ограниченным участием, закрытых двухэтапных конкурсов или аукционов, дополнительные требования, в том числе к наличию:

1) финансовых ресурсов для исполнения контракта;

2) на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов для исполнения контракта;

3) опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации;

4) необходимого количества специалистов и иных работников определенного уровня квалификации для исполнения контракта.

Объектом закупки № 0139300007221000031 являются отделочные работы, инженерные сети и благоустройство прилегающей территории в рамках строительства спального корпуса оздоровительного лагеря "Салют".

В пункте 38 Информационной карты аукционной документации заказчиком установлены дополнительные требования к участникам закупки:

38

Дополнительные требования к участникам закупки,

Дополнительные требования к участникам закупки в соответствии с частью 2 статьи 31 Закона №44-ФЗ:

В соответствии с п. 2 Приложения N 1 к Постановлению Правительства Российской Федерации от 4 февраля 2015 г. N 99, установлено требование о наличии за последние 5 лет до даты подачи заявки на участие в закупке опыта исполнения (с учетом правопреемства) одного контракта (договора) на выполнение работ по строительству, реконструкции объекта капитального строительства (за исключением линейного объекта).

При этом стоимость такого одного исполненного контракта (договора) должна составлять не менее 50 процентов начальной (максимальной) цены договора (цены лота), на право заключить который проводится закупка, если начальная (максимальная) цена договора (цена лота) для обеспечения федеральных нужд превышает 10 млн. рублей, для обеспечения нужд субъектов Российской Федерации, муниципальных нужд - 5 млн. рублей;

Документы, подтверждающие соответствие участников закупки дополнительным требованиям:

-копия исполненного контракта (договора);

-копия акта (актов) выполненных работ, содержащего (содержащих) все обязательные реквизиты, установленные частью 2 статьи 9 Федерального закона "О бухгалтерском учете", и подтверждающего (подтверждающих) стоимость исполненного контракта (договора) (за исключением случая, если застройщик является лицом, осуществляющим строительство). Указанный документ (документы) должен быть подписан (подписаны) не ранее чем за 5 лет до даты окончания срока подачи заявок на участие в закупке;

-копия разрешения на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию (за исключением случаев, при которых разрешение на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию не выдается в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности).

Указанный документ должен быть подписан не ранее чем за 5 лет до даты окончания срока подачи заявок на участие в закупке.

Такие документы (их копии) направляются заказчику оператором электронной площадки с использованием программно-аппаратных средств такой площадки в соответствии с частью 19 статьи 68 настоящего Федерального закона одновременно со вторыми частями заявок в таком аукционе из числа документов (их копий), размещенных в соответствии с частью 13 статьи 24.2 настоящего Федерального закона в реестре участников закупок, аккредитованных на электронной площадке.

Согласно аукционной документации предметом закупки являются отделочные работы, инженерные сети и благоустройство прилегающей территории в рамках строительства спального корпуса оздоровительного лагеря "Салют", то есть объектом закупки является объект капитального строительства.

Комиссией Кемеровского УФАС России была проанализирована аукционная документация и установлено, что в состав подрядных работ входят: устройство монолитных бетонных и железобетонных конструкций; монтаж, усиление и демонтаж конструктивных элементов и ограждающих конструкций зданий и сооружений; укладка трубопроводов водопроводных; устройство водопроводных колодцев, оголовков, гасителей водосборов; укладка трубопроводов канализационных безнапорных; устройство канализационных и водосточных колодцев.

Таким образом, установление дополнительных требований к участникам закупки в соответствии с п.2 Приложения № 1 Постановления Правительства № 99 и наличие членства в СРО в области строительства,  является правомерным, следовательно, в действиях заказчика отсутствует нарушение требований части 2 статьи 31 ФЗ № 44-ФЗ.

Согласно требованиям части 9 статьи 99 ФЗ № 44-ФЗ контроль в сфере закупок в соответствии с частью 8 настоящей статьи осуществляется в соответствии с порядком, предусмотренным бюджетным законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами, регулирующими бюджетные правоотношения, в целях установления законности составления и исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации в отношении расходов, связанных с осуществлением закупок, достоверности учета таких расходов и отчетности в соответствии с настоящим Федеральным законом, Бюджетным кодексом Российской Федерации и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами Российской Федерации:

3) органом муниципального финансового контроля, являющимся органом (должностными лицами) местной администрации, в отношении закупок для обеспечения муниципальных нужд.

Вместе с тем при рассмотрении вышеуказанной жалобы было установлено, что в составе аукционной документации отсутствует проект сметы контракта и расчет начальной (максимальной) цены контракта с применением индексов инфляций на период строительных работ, по мнению заявителя, является нарушением порядка определения НМЦК и вступает в противоречие с Приказом  Минстроя России от 23.12.2019 N 841/пр «Об утверждении Порядка определения начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), начальной цены единицы товара, работы, услуги при осуществлении закупок в сфере градостроительной деятельности (за исключением территориального планирования) и Методики составления сметы контракта, предметом которого являются строительство, реконструкция объектов капитального строительства».

Кемеровское УФАС России не обладает полномочиями относительно проверки в части отсутствия в аукционной документации проекта сметы контракта, расчета начальной (максимальной) цены контракта с применением индексов инфляций на период строительных работ, а также протокола начальной (максимальной) цены контракта (НМЦК), в связи с этим Кемеровским УФАС России принято решение о направлении в адрес сектора внутреннего муниципального финансового контроля отдела экономики и ценообразования Администрации города Юрги обращение о рассмотрении довода жалобы ООО «Джули» в части отсутствия в аукционной документации проекта сметы контракта, расчета начальной (максимальной) цены контракта с применением индексов инфляций на период строительных работ, а также протокола начальной (максимальной) цены контракта (НМЦК), в пределах предоставленных полномочий.

Также следует отметить, что согласно протоколу проведения электронного аукциона ценовое предложение было подано двумя участниками закупки, что свидетельствует об отсутствии ограничений для участников закупки.

С учетом того обстоятельства, что нарушений положений части 2 статьи 31 ФЗ № 44-ФЗ Комиссией не выявлено, ограничение участников закупки не установлено, передача жалобы в соответствующее структурное подразделение Кемеровского УФАС России для рассмотрения на предмет соответствия действий заказчика требованиям статьи 17 Федерального закон от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» является нецелесообразным.

Руководствуясь статьями 99, 106 Федерального Закона № 44-ФЗ от 05.04.2013г. «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», Комиссия  Кемеровского УФАС России,

РЕШИЛА:

1. Признать жалобу ООО «Джули» на действия заказчика – МАУ «Юргинский оздоровительный центр «Отдых» при проведении электронного аукциона № 0139300007221000031 «Отделочные работы, инженерные сети и благоустройство прилегающей территории в рамках строительства спального корпуса оздоровительного лагеря "Салют"» необоснованной.

2. Признать  жалобу ООО «Фокус» на действия заказчика – МАУ «Юргинский оздоровительный центр «Отдых» при проведении электронного аукциона № 0139300007221000031 «Отделочные работы, инженерные сети и благоустройство прилегающей территории в рамках строительства спального корпуса оздоровительного лагеря "Салют"» необоснованной.

3. Признать жалобу ООО «ФЛАЙЭН» на действия заказчика – МАУ «Юргинский оздоровительный центр «Отдых» при проведении электронного аукциона № 0139300007221000031 «Отделочные работы, инженерные сети и благоустройство прилегающей территории в рамках строительства спального корпуса оздоровительного лагеря "Салют"» необоснованной.

4. Признать жалобу ООО «Бескид» на действия заказчика – МАУ «Юргинский оздоровительный центр «Отдых» при проведении электронного аукциона № 0139300007221000031 «Отделочные работы, инженерные сети и благоустройство прилегающей территории в рамках строительства спального корпуса оздоровительного лагеря "Салют"» необоснованной.

5. Производство по делу № 042/06/34-614/2021 прекратить.

6. Передать в сектор внутреннего муниципального финансового контроля отдела экономики и ценообразования Администрации города Юрги материалы жалобы ООО «Джули» для рассмотрения на предмет соответствия требованиям ФЗ № 44-ФЗ.

Решение может быть обжаловано в Арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения. 

Председатель комиссии:

<…>

Члены Комиссии:     

<…>

 

<…>

Связанные организации

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ "ЮРГИНСКИЙ ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫЙ ЦЕНТР "ОТДЫХ"
ИНН 4230006460, ОГРН 1024202005684