Решение №05/12248 по жалобе от 2 декабря 2019 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Р Е Ш Е Н И Е

по жалобе №  042/07/3-2015/2019           

«29» ноября 2019 г.                                                                                      г. Кемерово

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Кемеровской области по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров, ведению реестра недобросовестных поставщиков, утверждении порядка рассмотрения жалоб (далее – Комиссия) в составе:

Заместитель председателя комиссии:

<…>;

Члены комиссии

<…>;

<…>;

<…>;

<…>;

 

при ведении  аудиозаписи заседания Комиссии,

при участии до перерыва:

- <…> – представителя ООО «СоюзДонСрой» (доверенность от 26.11.2018 г. № 26/11-2019),

- <…> – представителя ООО «РСУ СКЭК» (доверенность от 25.11.2019 г. б/н),

при участии после перерыва:

- <…> – представителя ООО «РСУ СКЭК» (доверенность от 25.11.2019 г. б/н),

рассмотрев в порядке, установленном статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ  «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции) жалобу общества с ограниченной ответственностью «СоюзДонстрой» и материалы жалобы  № 042/07/3-2015/2019,

 

У С Т А Н О В И Л А:

 

Кемеровским УФАС России принята к рассмотрению жалоба ООО «СоюзДонСтрой» (далее – ООО «СоюзДонСтрой», Заявитель) (вх. № 6657э от 19.11.2019 г.) на действия закупочной комиссии Заказчика – общества с ограниченной ответственностью «Ремонтно-строительное управление СКЭК» (далее – ООО «РСУ СКЭК») при  организации и проведении запроса коммерческих предложений на выполнение проектно-изыскательских и строительно-монтажных работ по строительству объекта «г. Кемерово. Строительство канализации для подключения Кузбасского центра искусств, расположенного по адресу: г. Кемерово, пр.Советский, 78», извещение опубликовано на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок по адресу: http://zakupki.gov.ru (далее – ЕИС), 07.11.2019 г. (дата размещения текущей редакции 08.11.2019 г.)  под № 31908490614 (далее – Закупка).

По мнению Заявителя, закупочная комиссия необоснованно оказала ООО «СоюзДонСтрой» в допуске к участию в запросе коммерческих предложений.

Кроме того, закупочная комиссия необоснованно допустила ООО «ГазПроектСтрой» к участию в запросе коммерческих предложений.

Уведомлением Кемеровского УФАС России от 20.11.2019 г. № 05/11798 рассмотрение жалобы № 042/07/3-2015/2019  было назначено на 28.11.2019 года в 14 часов 30 минут. Данное уведомление было направлено  посредством электронной почты в адреса: ООО «СоюзДонстрой», ООО «РСУ СКЭК» и оператору электронной площадки.

28.11.2019 г. представитель ООО «СоюзДонСтрой» поддержал доводы, изложенные в жалобе.

28.11.2019 г. представитель ООО «РСУ СКЭК» пояснил следующее: согласно части 7 статьи 3 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон о закупках) при закупке заказчик вправе установить требование об отсутствии сведений об участниках закупки в реестре недобросовестных поставщиков, предусмотренном статьей 5 настоящего Федерального закона, и (или) в реестре недобросовестных поставщиков, предусмотренном Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – ФЗ № 44-ФЗ). Такое требование установлено Заказчиком в извещении, опубликованном в ЕИС в разделе «Требования к участникам закупки», а именно: «Требование к отсутствию участников закупки в реестре недобросовестных поставщиков». Указанное требование сформулировано разработчиками ЕИС, и формируется в извещении путем проставления галочки в соответствующем окне. Поводом к отклонению заявки ООО «СоюзДонСтрой» послужило наличие сведений о данном участнике в реестре недобросовестных поставщиков на основании статьи 104 ФЗ № 44-ФЗ. Подробно доводы Заказчика изложены в возражениях на жалобу (вх. № 7084 от 27.11.2019 г.).

28.11.2019 г. в заседании Комиссии объявлен перерыв до 29.11.2019 г. 14 ч. 30 мин.

Изучив имеющиеся материалы жалобы № 042/07/3-2015/2019 и заслушав пояснения лиц, участвующих в рассмотрении жалобы, Комиссия Кемеровского УФАС России установила следующее:

Решением единственного участника ООО «РСУ СКЭК» ОАО «СКЭК» от 21.06.2019 утверждено Положение о закупках товаров, работ, услуг для нужд ООО «РСУ «СКЭК» (далее – Положение).

В соответствии пунктом 6.3 Положения в случае выявления ошибок и расхождений между информацией, содержащейся в извещении, и информацией, содержащейся в иных частях закупочной документации, в том числе проекте договора, приоритет отдается к сведениям, содержащимся в извещении, указанные расхождения в проекте договора устраняются при подписании путем подписания протокола разногласий или внесением в него исправлений заказчиком.

Порядок проведения запроса коммерческих предложений регулируется частью 12 Положения.

Согласно подпункту 7 пункта 18.1 Положения об участнике закупки должны отсутствовать сведения в реестре недобросовестных поставщиков, предусмотренном статьёй 5  Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» и статьей 104 Федерального закона от 05.04.2013г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

05.11.2019 г. директором ООО «РСУ СКЭК» утверждена Документация о проведении открытого запроса коммерческих предложений на право заключить договор на выполнение проектно-изыскательских и строительно-монтажных работ по строительству объекта «г. Кемерово. Строительство канализации для подключения Кузбасского центра искусств, расположенного по адресу: г. Кемерово, пр. Советский, 78» (далее – Документация).

Согласно пункту 1.2.2 Документации при организации закупочной деятельности Заказчик руководствуется  нормами Федерального закона № 223-ФЗ,  Положением о закупках, а также иными локальными нормативными актами и организационно-распорядительными документами Общества.

В соответствии с пунктом 1.3.3 Документации в случае установления недостоверности сведений, содержащихся в документах, представленных Участником, установления факта проведения ликвидации, признания Участника по решению арбитражного суда несостоятельным (банкротом), либо факта наложения ареста на имущество Участника, либо факта приостановления его экономической деятельности, факта наличия задолженности по начисленным налогам, сборам и иным обязательным платежам в бюджеты любого уровня или государственные внебюджетные фонды за прошедший календарный год, размер которой превышает двадцать пять процентов балансовой стоимости активов Участника, определяемой по данным бухгалтерской отчетности за последний завершенный отчетный период, Заказчик, закупочная комиссия вправе отстранить такого Участника от участия в запросе коммерческих предложений на любом этапе проведения открытого запроса коммерческих предложений.

В пункте 3.2.2 Документации перечислены документы, подтверждающие соответствие Участника требованиям настоящей Документации.

Согласно подпункту 5 пункта 3.2.2 Документации Участник должен предоставить копии документов, подтверждающих соответствие Участников требованиям, устанавливаемым в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим выполнение работ, оказание услуг, являющихся предметом открытого запроса коммерческих предложений, в случае, если в соответствии с законодательством установлены такие требования (выписка из реестра членов СРО (проектно-изыскательские и строительно-монтажные работы) с наличием права выполнения работ указанных в закупке. Предоставляется по форме, утвержденной Приказом Ростехнадзора от 16.02.2017 № 58. Срок действия выписки из реестра членов саморегулируемой организации составляет один месяц с даты ее выдачи).

На основании пункта 3.7.1 Документации рассмотрение Предложений осуществляет закупочная комиссия, в сроки, установленные в Извещении о закупке и Информационной карте.

Согласно пункту 3.7.2 Документации в рамках рассмотрения последовательно выполняются следующие действия, в том числе допуск участников закупки к участию в запросе коммерческих предложений, которые, по мнению комиссии, соответствуют требованиям извещения, документации.

Требования к участникам закупки установлены в Информационной карте.

Согласно пункту 5 Информационной карты к участникам запроса коммерческих предложений предъявляется требование об Отсутствии сведений об участнике закупки в реестре недобросовестных поставщиков, предусмотренном статьей 5 Федерального закона от 18 июля 2011 года № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».

08.11.2019 г. ООО «РСУ «СКЭК» на официальном сайте www.zakupki.gov.ru размещена текущая информация о проведении запроса коммерческих предложений на выполнение проектно-изыскательских и строительно-монтажных работ по строительству объекта «г. Кемерово. Строительство канализации для подключения Кузбасского центра искусств, расположенного по адресу: г. Кемерово, пр. Советский, 78», включающая в себя извещение и документацию с проектом договора.

Дата и время окончания подачи заявок 14.11.2019 в 09:30 (МСК+4).

Дата подведения итогов 14.11.2019 (МСК+4).

Согласно Протоколу рассмотрения, оценки и сопоставления предложений на участие в открытом запросе коммерческих предложений от 14.11.2019 г. (далее – Протокол)  до окончания указанного в извещении на участие в запросе предложений срока подачи заявок были представлены 3 запечатанных конверта.

Закупочная комиссия приняла решение:

- допустить к участию в запросе коммерческих предложений ООО «ГазПроектСтрой»;

- не допустить к участию в запросе коммерческих предложений ООО «Бивер» по основанию, что заявка не соответствует требованиям Документации, а именно: документы в составе тома Предложения участника не прошиты, не пронумерованы, не подписаны и не заверены печатью участника запроса коммерческих предложений (п. 3.6.2 Документации);

- не допустить к участию в запросе коммерческих предложений ООО «СоюзДонСтрой» по основанию, что участник не соответствует требованиям извещения и Документации (п. «Требования к участникам закупки» в извещении о проведении настоящей закупки), а а именно сведения об участнике содержаться в реестре недобросовестных поставщиков (№ реестровой записи РНП.220993-19 04.09.2019);

- признать победителем запроса коммерческих предложений единственного участника, допущенного к участию – ООО «ГазПроектСтрой» и заключить с ним договор в соответствии с требованиями документации на условиях, предложенных в заявке.

Проанализировав Положение, Документацию, извещение и пояснения, предоставленные лицами, участвующими при рассмотрении жалобы, Комиссия Кемеровского УФАС России приходит к выводу о необоснованности доводов ООО «СоюзДонСтрой» на основании следующего:

  1. Закон о закупках устанавливает общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг юридическими лицами, указанными в части 2 статьи 1 Закона о закупках.

В соответствии с частью 1 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки (далее - положение о закупке).

Согласно части 2 статьи 2 Закона о закупках Положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и осуществления закупок способами, указанными в частях 3.1 и 3.2 статьи 3 настоящего Федерального закона, порядок и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

В соответствии с частью 7 статьи Закона о закупках при закупке заказчик вправе установить требование об отсутствии сведений об участниках закупки в реестре недобросовестных поставщиков, предусмотренном статьей 5 настоящего Федерального закона, и (или) в реестре недобросовестных поставщиков, предусмотренном ФЗ № 44-ФЗ.

Согласно части 5 статьи 4 Закона о закупках при осуществлении закупки, за исключением закупки у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) и конкурентной закупки, осуществляемой закрытым способом, в единой информационной системе размещаются информация о закупке, в том числе извещение об осуществлении конкурентной закупки, документация о конкурентной закупке, за исключением запроса котировок, проект договора, являющийся неотъемлемой частью извещения об осуществлении конкурентной закупки и документации о конкурентной закупке, изменения, внесенные в эти извещение и документацию, разъяснения этой документации, протоколы, составляемые в ходе осуществления закупки, итоговый протокол, а также иная информация, размещение которой в единой информационной системе предусмотрено настоящим Федеральным законом и положением о закупке, за исключением случаев, предусмотренных частями 15 и 16 настоящей статьи.

Подпунктом 7 пункта 18.1 Положения предусмотрено, что об участнике закупки должны отсутствовать сведения в реестре недобросовестных поставщиков, предусмотренном статьей 5  Закона о закупках и статьей 104 ФЗ № 44-ФЗ.

В извещении на официальном сайте в ЕИС в разделе требования к участникам закупки галочкой отмечено требование к отсутствию участников закупки в реестре недобросовестных поставщиков.

Согласно выписке из реестра недобросовестных поставщиков ООО «СоюзДонСтрой» ИНН 6168018802 включено в реестр недобросовестных поставщиков 10.10.2018 (обновлено 04.06.2019 г.) № РНП.220993-19 в соответствии со статьей 104 ФЗ № 44-ФЗ.

Из системного толкования положений части 1 статьи 1, пункта 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках, с учетом которого должна оцениваться законность установления заказчиком тех или иных требований к участникам закупки, следует, что цели и задачи Закона о закупках направлены в первую очередь на выявление в результате закупочных процедур лица, исполнение контракта с которым в наибольшей степени будет отвечать целям эффективного использования источников финансирования, удовлетворения потребностей заказчиков в товарах, работах, услугах с необходимыми показателями цены, качества и надежности, а не развития конкуренции. При оценке действительной потребности Заказчика в установлении конкретных требований к участникам закупки нужно учитывать, что определение своих хозяйственных потребностей, способов и порядка их удовлетворения, определение приемлемости рисков, которые возникают в ходе удовлетворения этих хозяйственных потребностей, в том числе риска несостоятельности контрагента, риска нарушения контрагентом сроков исполнения его обязательств, риска ненадлежащего исполнения со стороны контрагента и т.д., является исключительной компетенцией самого заказчика.

Таким образом, ООО «СоюзДонСтрой» было правомерно отказано в допуске к участию в запросе коммерческих предложений.

  1. Согласно подпункту 5 пункта 3.2.2 Документации Участник должен предоставить копии документов, подтверждающих соответствие Участников требованиям, устанавливаемым в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим выполнение работ, оказание услуг, являющихся предметом открытого запроса коммерческих предложений, в случае, если в соответствии с законодательством установлены такие требования (выписка из реестра членов СРО (проектно-изыскательские и строительно-монтажные работы) с наличием права выполнения работ указанных в закупке.

В соответствии с частью 2 статьи 47, частью 4 статьи 48, частью 2 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) выполнение инженерных изысканий, работ по подготовке проектной документации, а также выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства (далее - строительных работ) по договору с застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения или региональным оператором должны выполняться только индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, которые являются членами СРО, осуществляющих соответствующие виды деятельности (далее - СРО в области строительства), если иное не установлено нормами ГрК РФ.

Исходя из положений частей 1 и 2 статьи 55.16 ГрК РФ саморегулируемая организация в целях обеспечения имущественной ответственности членов саморегулируемой организации по обязательствам, возникшим вследствие причинения вреда личности или имуществу гражданина, имуществу юридического лица вследствие разрушения, повреждения здания, сооружения либо части здания или сооружения, формирует компенсационный фонд возмещения вреда. Саморегулируемая организация в пределах средств компенсационного фонда возмещения вреда несет солидарную ответственность по обязательствам своих членов, возникшим вследствие причинения вреда, в случаях, предусмотренных статьей 60 настоящего Кодекса.

Саморегулируемая организация в случаях, установленных настоящим Кодексом, в целях обеспечения имущественной ответственности членов саморегулируемой организации по обязательствам, возникшим вследствие неисполнения или ненадлежащего исполнения ими обязательств по договорам подряда на выполнение инженерных изысканий, подготовку проектной документации, договорам строительного подряда или договорам подряда на осуществление сноса, заключенным с использованием конкурентных способов заключения договоров, дополнительно формирует компенсационный фонд обеспечения договорных обязательств в случаях, предусмотренных частями 2 и 4 статьи 55.4 настоящего Кодекса. Саморегулируемая организация в пределах средств компенсационного фонда обеспечения договорных обязательств несет субсидиарную ответственность по обязательствам своих членов в случаях, предусмотренных статьей 60.1 настоящего Кодекса.

В соответствии с частью 3 статьи 55.16 ГрК РФ не допускается освобождение члена саморегулируемой организации от обязанности внесения взноса в компенсационный фонд возмещения вреда, в том числе за счет его требований к саморегулируемой организации, а также освобождение члена саморегулируемой организации, подавшего заявление о намерении принимать участие в заключении договоров подряда на выполнение инженерных изысканий, подготовку проектной документации, договоров строительного подряда, договоров подряда на осуществление сноса с использованием конкурентных способов заключения договоров, от обязанности внесения взноса в компенсационный фонд обеспечения договорных обязательств в случае, если саморегулируемой организацией принято решение о формировании такого компенсационного фонда. Не допускается уплата взноса (взносов) в компенсационный фонд (компенсационные фонды) саморегулируемой организации в рассрочку или иным способом, исключающим единовременную уплату указанного взноса (взносов), а также уплата взноса (взносов) третьими лицами, не являющимися членами такой саморегулируемой организации, за исключением случая, предусмотренного частью 16 настоящей статьи.

Частями 12 и 13 статьи 55.16 ГрК РФ установлены минимальные размеры взносов в указанные компенсационные фонды на одного члена саморегулируемой организации в области строительства, реконструкции, капитального ремонта, сноса объектов капитального строительства в зависимости от уровня ответственности члена саморегулируемой организации.

Согласно части 3 статьи 55.8 ГрК РФ член саморегулируемой организации имеет право выполнять инженерные изыскания, осуществлять подготовку проектной документации, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт, снос объектов капитального строительства по договору подряда на выполнение инженерных изысканий, подготовку проектной документации, по договору строительного подряда, по договору подряда на осуществление сноса, заключаемым с использованием конкурентных способов заключения договоров, при соблюдении в совокупности следующих условий:

1) наличие у саморегулируемой организации, членом которой является такое лицо, компенсационного фонда обеспечения договорных обязательств, сформированного в соответствии со статьями 55.4 и 55.16 настоящего Кодекса;

2) если совокупный размер обязательств по указанным в абзаце первом настоящей части договорам не превышает предельный размер обязательств, исходя из которого таким лицом был внесен взнос в компенсационный фонд обеспечения договорных обязательств в соответствии с частью 11 или 13 статьи 55.16 настоящего Кодекса. Количество договоров подряда на выполнение инженерных изысканий, подготовку проектной документации, договоров строительного подряда, договоров подряда на осуществление сноса, которые могут быть заключены членом саморегулируемой организации с использованием конкурентных способов заключения договоров, не ограничивается.

В соответствии с частью 5 статьи 55.8 ГрК РФ член саморегулируемой организации самостоятельно при необходимости увеличения размера внесенного им взноса в компенсационный фонд обеспечения договорных обязательств до следующего уровня ответственности члена саморегулируемой организации по обязательствам, предусмотренного частью 11 или 13 статьи 55.16 настоящего Кодекса, обязан вносить дополнительный взнос в компенсационный фонд обеспечения договорных обязательств в порядке, установленном внутренними документами саморегулируемой организации.

Согласно части 6 статьи 55.8 ГрК РФ член саморегулируемой организации, не уплативший указанный в части 5 настоящей статьи дополнительный взнос в компенсационный фонд обеспечения договорных обязательств, не имеет права принимать участие в заключении новых договоров подряда на выполнение инженерных изысканий, подготовку проектной документации, договоров строительного подряда, договоров подряда на осуществление сноса с использованием конкурентных способов заключения договоров.

Цена работ по проектированию, предложенная ООО «ГазПроектСтрой» соответствует уровню ответственности члена саморегулируемой организации.

При заключении договора ООО «РСУ СКЭК» имеет возможность проверить внесение участником взноса в компенсационный фонд и увеличение лимита ответственности по СРО.

На момент рассмотрения жалобы, согласно информации, размещенной на сайте СРО ООО «ГазПромСтрой» имело взнос в компенсационный фонд обеспечения договорных обязательств 350 000,00 руб., что соответствует второму уровню ответственности в соответствии с которым, Общество имеет право принимать участие в заключении договоров подряда на подготовку проектной документации с использованием конкурентных способов заключения договоров,  если предельный размер обязательств по таким договорам не превышает пятьдесят миллионов рублей.

В соответствии с частью 4 статьи 55.17 ГрК РФ саморегулируемая организация обязана предоставить по запросу заинтересованного лица выписку из реестра членов саморегулируемой организации в срок не более чем три рабочих дня со дня поступления указанного запроса. Срок действия выписки из реестра членов саморегулируемой организации составляет один месяц с даты ее выдачи.

Следовательно, подтверждение наличия допуска к участию в торгах на выполнение работ по предмету запроса коммерческих предложений, должна являться выписка из реестра членов саморегулируемой организации, при этом законодательством в сфере закупок не установлено иных требований к подтверждению участниками закупок права осуществления проектных работ.

Таким образом, в связи с тем, что в заявке ООО «ГазПромСтрой» была представлена выписка реестра членов СРО, то данный участник был правомерно допущен до участия в открытом запросе коммерческих предложений.

Установление же в Документации требования о подтверждении совокупного размера обязательств участниками являлись бы излишними и налагали бы на участников дополнительные финансовые обязательства на участников Закупки для целей принятия участия в открытого запроса коммерческих предложений.

Согласно части 20 статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» по результатам рассмотрения жалобы по существу Комиссия антимонопольного органа принимает решение о признании жалобы обоснованной или необоснованной и в случае, если жалоба признана обоснованной, либо в случае установления иных не являющихся предметом обжалования нарушений (нарушений порядка организации и проведения торгов, заключения договоров по результатам торгов или в случае признания торгов несостоявшимися) принимает решение о необходимости выдачи предписания, предусмотренного пунктом 3.1 части 1 статьи 23 настоящего Федерального закона.

На основании вышеизложенного Комиссия, руководствуясь статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

Р Е Ш И Л А:

Признать жалобу ООО «СоэДонСтрой» на действия заказчика ООО «РСУ СКЭК» при  организации и проведении запроса коммерческих предложений на выполнение проектно-изыскательских и строительно-монтажных работ по строительству объекта «г. Кемерово. Строительство канализации для подключения Кузбасского центра искусств, расположенного по адресу: г. Кемерово, пр.Советский, 78» (извещение № 31908490614) необоснованной.

 

Заместитель председателя  комиссии:

 

<…>

 

Члены Комиссии:

 

<…>

                                 

<…>

<…>

 

<…>

Примечание. Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

Связанные организации

ОБЩЕСТВО С ОГРАНИЧЕННОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТЬЮ "СОЮЗДОНСТРОЙ"
ИНН 6168018802, ОГРН 1076168004912
ОБЩЕСТВО С ОГРАНИЧЕННОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТЬЮ "РЕМОНТНО-СТРОИТЕЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ СКЭК"
ИНН 4205076199, ОГРН 1044205074528