Решение б/н Решение по делу № 63/А-15-2015, возбужденное по признакам на... от 26 февраля 2016 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

г. Кемерово

 

Резолютивная часть решения оглашена «16» февраля 2016 г.                                                 

В полном объеме решение изготовлено «25» февраля 2016 г.

 

     Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Кемеровской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

 

Председатель Комиссии:

Стельмах С.В. – врио руководителя управления;

Члены Комиссии:

Кириллова И.Г. – главный специалист – эксперт отдела контроля органов власти;

Саврасов М.Г. – главный специалист – эксперт отдела контроля органов власти;

 

Рябовалова М.В. – ведущий специалист – эксперт отдела контроля органов власти,               

     рассмотрев дело № 63/А-15-2015, возбужденное по признакам нарушения Региональной энергетической комиссией Кемеровской области (650000, Кемеровская область, г. Кемерово, ул. Н. Островского, 32) пункта 2 части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившегося в уклонении (отказе) от установления платы за технологическое присоединение к газораспределительным сетям общества с ограниченной ответственностью «ИнвестГазСтрой» (далее – ООО «ИнвестГазСтрой»),

в присутствии на заседании:

     -     <…..> – представителя Региональной энергетической комиссией Кемеровской области, доверенность от 12.01.2016 г. № 3;

     - <…..>– представителя ООО «ИнвестГазСтрой», доверенность  от 12.01.2016 г. № 1,

УСТАНОВИЛА:

 

     По результатам рассмотрения заявления ООО «ИнвестГазСтрой» приказом Управления Федеральной антимонопольной службы по Кемеровской области от 12.11.2015 г. № 185 было возбуждено дело № 63/А-15-2015 по признакам нарушения Региональной энергетической комиссией Кемеровской области (далее – РЭК КО) пункта 2 части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - ФЗ                  № 135-ФЗ), выразившегося в уклонении (отказе) от установления платы за технологическое присоединение к газораспределительным сетям ООО «ИнвестГазСтрой», что привело (могло привести) к необоснованному препятствованию осуществлению деятельности хозяйствующим субъектом.

     Определением от 16.11.2015 г. рассмотрение дела № 63/А-15-2015 о нарушении антимонопольного законодательства было назначено на 16.12.2015 г. на 10 часов 00 минут. Копия определения была направлена заказным письмом с уведомлением в адреса лиц, участвующих в деле.

     В назначенное в определении о назначении дела № 63/А-15-2015 о нарушении антимонопольного законодательства к рассмотрению время представитель ответчика, извещенного надлежащим образом о дате, времени и месте рассмотрения дела, в Кемеровское УФАС России не явился.

     16.12.2015 г. определением об отложении рассмотрения дела № 63/А-15-2015 о нарушении антимонопольного законодательства рассмотрение данного дела было назначено на 14.01.2016 г. на 14 часов 00 минут. Копия определения была направлена заказным письмом с уведомлением в адреса лиц, участвующих в деле.

     На заседании Комиссии, состоявшемся 14.01.2016 г., было установлено, что для полного и всестороннего рассмотрения дела № 63/А-15-2015 о нарушении антимонопольного законодательства необходимо получение дополнительных доказательств.

     14.01.2016 г. определением об отложении рассмотрения дела № 63/А-15-2015 о нарушении антимонопольного законодательства рассмотрение данного дела было назначено на 16.02.2016 г. на 14 часов 00 минут. Копия определения была направлена заказным письмом с уведомлением в адреса лиц, участвующих в деле.

     На заседании Комиссии, состоявшемся 14.01.2016 г., представитель ООО «ИнвестГазСтрой» пояснил, что общество в период с июня по сентябрь 2015 г. несколько раз обращалось в РЭК КО с заявлением об утверждении платы за технологическое присоединение к газораспределительным сетям ООО «ИнвестГазСтрой». К заявлению были приложены все необходимые документы для установления указанной платы. По мнению ООО «ИнвестГазСтрой», РЭК КО всячески уклоняется от установления платы за технологическое присоединение к газораспределительным сетям ООО «ИнвестГазСтрой», требуя сведения и документы, не предусмотренные законодательством Российской Федерации, в том числе, информацию о необходимости подключения, количестве потребителей и выданных технических условиях.

     Представитель РЭК КО пояснил, что пакет документов, представленных ООО «ИнвестГазСтрой» для установления платы за технологическое присоединение, не содержал обосновывающих материалов, документов, подтверждающих необходимость подключения (технологического присоединения) к сети газораспределения, количестве потребителей и выданных технических условиях, в связи с чем документы были возвращены заявителю. При расчете платы за технологическое присоединение учитывается плановое количество технологических подключений, т.е. для расчета платы необходимо представить информацию о количестве подключаемых заявителей и выданных им технических условиях, необходимых РЭК КО для установления  размера экономически обоснованной платы.

     Изучив материалы дела № 63/А-15-2015 о нарушении антимонопольного законодательства, заслушав пояснения лиц, участвующих в деле, Комиссия Кемеровского УФАС России установила следующее:

     Согласно уведомлению Федеральной службы по тарифам от 20.04.2015 г. № 4-2771 (далее – ФСТ России) ООО «ИнвестГазСтрой» признано субъектом естественной монополии, осуществляющим деятельность в сфере транспортировки газа по трубопроводам на территории Кемеровской области, приказом  ФСТ России от 09.04.2015г. № 657-э включено в реестр естественных монополий в топливно-энергетическом комплексе, в отношении которых осуществляются государственное регулирование и контроль, регистрационный номер <...> .2.5.

     19.06.2015 г. ООО «ИнвестГазСтрой» направило в РЭК КО пакет документов (исх. № 40/0615) по расчету платы за технологическое присоединение газоиспользующего оборудования с максимальным расходом газа не превышающим 5 куб. метров в час, с проектным рабочим давлением не более 0,3 МПа и расстоянием не более 200 метров от газоиспользующего оборудования до сети газораспределения. К данному пакету документов были приложены: расчет расходов ООО «ИнвестГазСтрой» на подключение (технологическое присоединение), сводная таблица данных для расчета расходов на подключение (технологическое присоединение) ООО «ИнвестГазСтрой», смета на оформление акта выбора трассы, смета на проектные работы, смета на проведение экспертизы проекта, локальная смета.

     09.07.2015 г. в адрес ООО «ИнвестГазСтрой» РЭК КО было направлено письмо (исх. № См-5-17/1928-02) о невозможности утверждения платы за технологическое присоединение к газораспределительным сетям ООО «ИнвестГазСтрой» в связи с отсутствием в представленном пакете документов информации о необходимости подключения потребителей, а также информации о выданных технических условиях.

     ООО «ИнвестГазСтрой» в письме (исх. № 51/2015 от 21.07.2015 г.) предоставило  недостающую информацию о необходимости подключения потребителей и указало в данном письме, что расчеты предоставлены для 11 домовладений.

     Пакет документов был возвращен обществу в связи с отсутствием сведений о необходимости подключения потребителей и их количестве (письмо РЭК КО от 30.07.2015г. исх. № Ч-5-17/2106-02).

     14.08.2015 г. ООО «ИнвестГазСтрой» повторно направило в РЭК КО пакет документов на утверждение платы за технологическое присоединение к газораспределительным сетям ООО «ИнвестГазСтрой» с приложением технических условий, выданных ООО «Газпромгазораспределение-Томск». В сопроводительном письме (исх. № 54/0815) ООО «ИнвестГазСтрой» указывает, что пакет документов содержит всю необходимую информацию для утверждения платы за технологическое присоединение к газораспределительным сетям ООО «ИнвестГазСтрой» и просит рассмотреть данный пакет документов и установить размер платы.

     07.09.2015 г. повторный пакет документов ООО «ИнвестГазСтрой» был возвращен заявителю в связи с отсутствием информации о количестве подключаемых потребителей с приложением копий заявок, а также обосновывающих материалов для подтверждения затрат, указанных в локальной смете на газификацию, например – типового проекта на подключение потребителя (письмо РЭК КО исх. № См-5-17/2405-02).

     Статьей 23.2 Федерального закона от 31.03.1999 № 69-ФЗ «О газоснабжении в Российской Федерации» (далее – ФЗ № 69-ФЗ) установлено, что государственному регулированию подлежит плата за технологическое присоединение газоиспользующего оборудования к газораспределительным сетям (далее - технологическое присоединение) и (или) стандартизированные тарифные ставки, определяющие ее величину. Размер платы за технологическое присоединение и (или) стандартизированные тарифные ставки, определяющие ее величину, устанавливаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, и в соответствии с методическими указаниями по расчету размера данной платы и (или) размеров данных стандартизированных тарифных ставок, утвержденными федеральным органом исполнительной власти в области регулирования тарифов.

     Пунктом 96 Правил подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сетям газораспределения, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2013 № 1314 (далее – Правила подключения № 1314), установлено, что размер платы за технологическое присоединение устанавливается органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, и в соответствии с методическими указаниями по расчету платы за технологическое присоединение газоиспользующего оборудования к газораспределительным сетям и (или) стандартизированных тарифных ставок, определяющих ее величину, утверждаемыми федеральным органом исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов.

     Таким образом, взимание платы за технологическое присоединение к газораспределительным сетям ООО «ИнвестГазСтрой» возможно только после установления соответствующей платы РЭК КО.

     Подпунктами «г», «з» пункта 4 Основных положений формирования и государственного регулирования цен на газ, тарифов на услуги по его транспортировке и платы за технологическое присоединение газоиспользующего оборудования к газораспределительным сетям на территории Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 29.12.2000 № 1021 (далее – Основные положения  № 1021), установлено, что  государственному регулированию на территории Российской Федерации подлежат, в том числе, тарифы на услуги по транспортировке газа по газораспределительным сетям, а также плата за технологическое присоединение газоиспользующего оборудования к газораспределительным сетям и (или) стандартизированные тарифные ставки, определяющие ее величину.

     Пунктом 8 Основных положений № 1021 установлено, что розничные цены на газ, реализуемый населению, плата за технологическое присоединение газоиспользующего оборудования к газораспределительным сетям и (или) стандартизированные тарифные ставки, определяющие ее величину, утверждаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

     Согласно пункту 9 Основных положений № 1021 федеральный орган исполнительной власти в сфере государственного регулирования цен (тарифов) вправе в установленном порядке делегировать региональным энергетическим комиссиям полномочия по регулированию тарифов на услуги по транспортировке газа по газораспределительным сетям и размера платы за снабженческо-сбытовые услуги, оказываемые потребителям газа его поставщиками.

     В соответствии с пунктом 10 Основных положений № 1021 регулирование розничных цен на газ, реализуемый населению, тарифов на услуги по транспортировке газа по газораспределительным сетям, размера платы за снабженческо-сбытовые услуги, оказываемые потребителям газа его поставщиками, платы за технологическое присоединение газоиспользующего оборудования к газораспределительным сетям и (или) стандартизированных тарифных ставок, определяющих ее величину, осуществляется в соответствии с методическими указаниями, утверждаемыми федеральным органом исполнительной власти в сфере государственного регулирования цен (тарифов) по согласованию с Министерством экономического развития и торговли Российской Федерации.

     Пунктом 4 Методических указаний по расчету платы за технологическое присоединение газоиспользующего оборудования к сетям газораспределения и (или) стандартизированных тарифных ставок, определяющих ее величину, утвержденных приказом ФСТ России от 28.04.2014 № 101-э/3 (далее - методические указания № 101-э/3 установлено, что плата за технологическое присоединение рассчитывается в случае:

     а) необходимости подключения (технологического присоединения) к сети газораспределения объекта капитального строительства;

     б) увеличения объема потребления газа и (или) пропускной способности (для сети газораспределения) подключаемого объекта капитального строительства;

     в) изменения схемы газоснабжения подключенного объекта капитального строительства.

     Согласно пункту 5 методических указаний № 101-э/3 органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов на очередной календарный год устанавливается, в том числе плата за технологическое присоединение газоиспользующего оборудования с максимальным расходом газа, не превышающим 5 куб. метров в час, с учетом расхода газа ранее подключенного в данной точке подключения газоиспользующего оборудования Заявителя (для прочих Заявителей, не намеревающихся использовать газ для целей предпринимательской (коммерческой) деятельности), при условии, что расстояние от газоиспользующего оборудования до сети газораспределения газораспределительной организации, в которую подана заявка, с проектным рабочим давлением не более 0,3 МПа, измеряемое по прямой линии, составляет не более 200 метров и сами мероприятия предполагают строительство только газопроводов-вводов (без устройства пунктов редуцирования газа) в соответствии с утвержденной в установленном порядке схемой газоснабжения территории поселения (если имеется).

     В соответствии с пунктом 8 методических указаний № 101-э/3 плата за технологическое присоединение для случаев, указанных в подпункте "б" пункта 5 настоящих методических указаний, устанавливается в размере не менее 20 тыс. рублей и не более 50 тыс. рублей исходя из размера экономически обоснованной платы, определяемой на следующий календарный год по следующей формуле:

 

 (руб.) (1)

где:

      - плановая сумма всех расходов ГРО, указанных в пункте 9 настоящих методических указаний, по осуществлению технологического присоединения в случаях, указанных в подпунктах "а" и "б" пункта 5 настоящих методических указаний, на следующий календарный год;

      - эффективная ставка налога на прибыль, определяемая с учетом результатов деятельности ГРО в прошлые периоды, а также оценки доходности других видов деятельности ГРО на очередной календарный год как отношение планового значения налога на прибыль к плановому значению прибыли до налогообложения, отражаемому ГРО в бухгалтерском учете, на очередной календарный год (но не выше размера ставки налога на прибыль, установленного Налоговым кодексом Российской Федерации);

      - плановое количество технологических присоединений в случаях, указанных в подпунктах "а" и "б" пункта 5 настоящих методических указаний, на следующий календарный год.

     Таким образом, при расчете платы за технологическое присоединение предусмотрен показатель, отражающий плановое количество технологических присоединений (количество подключаемых потребителей).

     В представленном ООО «ИнвестГазСтрой» пакете документов, а именно:

     - в письме ООО «ИнвестГазСтрой» от 21.07.2015 г. № 51/0715 указано плановое количество подключений – 11 домовладений;

     - в расчете расходов ООО «ИнвестГазСтрой» на подключение (технологическое присоединение) указано суммарное плановое количество подключений - 11;

     - в сводной таблице данных на подключение (технологическое присоединение) указано количество газопроводов к домовладениям - 11;

     - в смете на оформление акта выбора трассы в формуле по расчету итоговой стоимости работ указано количество домовладений - 11;

     - в смете на проектные работы в формуле по расчету итоговой стоимости работ указано количество домовладений - 11;

     - в смете на проведение экспертизы проекта в формуле по расчету итоговой стоимости работ указано количество домовладений - 11.

     Кроме того, к письму ООО «ИнвестГазСтрой» от 21.07.2015 г. № 51/0715 были приложены следующие документы: расчет расходов ООО «ИнвестГазСтрой» на подключение (технологическое присоединение); сводная таблица данных на подключение (технологическое присоединение); смета на оформление акта выбора трассы;  смета на проектные работы; смета на проведение экспертизы проекта; локальная смета; свидетельство о регистрации права; технические условия от 22.01.2013 г., выданные ООО «Гапромгазораспределение-Томск» в Кемеровской области на подключение газораспределительных сетей ООО «ИнвестГазСрой».

     В письме от 07.09.2015 г. № См-5-17/2405-02 РЭК КО указывает о необходимости предоставления ООО «ИнвестГазСтрой» информации о количестве подключаемых заявителей с приложением заверенных надлежащим образом копий заявок.

     Установлено, что в письме ООО «ИнвестГазСтрой» (исх. № 51/0715 от 21.07.2015 г.)  отражено количество подключаемых заявителей (домовладений) - 11, однако, не приложены, документы, подтверждающие факты обращения заявителей для подключения к сети газораспределения ООО «ИнвестГазСтрой». Кроме того, приложенные технические условия могут быть использованы только для расчета платы за технологическое присоединение ООО «ИнвестГазСтрой» к сетям ООО «Гапромгазораспределение-Томск» в Кемеровской области, а не потребителей к газораспределительным сетям ООО «ИнвестГазСтрой».  

     Пунктом 26(22) Основных положений № 1021 установлено, что плата за технологическое присоединение газоиспользующего оборудования с максимальным расходом газа, не превышающим 15 куб. метров в час, с учетом расхода газа ранее подключенного в данной точке подключения газоиспользующего оборудования заявителя (для заявителей, намеревающихся использовать газ для целей предпринимательской (коммерческой) деятельности), или 5 куб. метров в час, с учетом расхода газа ранее подключенного в данной точке подключения газоиспользующего оборудования заявителя (для прочих заявителей), устанавливается в размере не менее 20 тыс. рублей и не более 50 тыс. рублей при условии, что расстояние от газоиспользующего оборудования до сети газораспределения газораспределительной организации, в которую подана заявка, с проектным рабочим давлением не более 0,3 МПа, измеряемое по прямой линии (наименьшее расстояние), составляет не более 200 метров и сами мероприятия предполагают строительство только газопроводов-вводов (без устройства пунктов редуцирования газа) в соответствии с утвержденной в установленном порядке схемой газоснабжения территории поселения (если имеется).

     При этом газораспределительная организация в соответствии с методическими указаниями № 101-э/3 по регулированию платы за технологическое присоединение газоиспользующего оборудования к газораспределительным сетям и (или) стандартизированных тарифных ставок, определяющих ее величину, рассчитывает объем средств для компенсации своих расходов на выполнение мероприятий, подлежащих осуществлению в ходе технологического присоединения указанной категории заявителей.

     Указанные расчеты представляются в регулирующий орган, который в своем решении отражает размер экономически обоснованной платы.

     Таким образом, для проверки экономической обоснованности установления платы, обязанность, по проведению которой возложена на РЭК КО, ООО «ИнвестГазСтрой» необходимо предоставить документы, подтверждающие затраты, указанных в локальной смете на газификацию.

     В соответствии с пунктом 3 № 1314 подключение (технологическое присоединение) объектов капитального строительства к сети газораспределения осуществляется в следующем порядке:

     а) направление исполнителю запроса о предоставлении технических условий на подключение (технологическое присоединение) объектов капитального строительства к сетям газораспределения (далее - технические условия);

     б) выдача технических условий;

     в) направление исполнителю заявки о заключении договора о подключении (технологическом присоединении) объектов капитального строительства к сети газораспределения (далее соответственно - договор о подключении, заявка о подключении (технологическом присоединении);

     г) заключение договора о подключении;

     д) выполнение мероприятий по подключению (технологическому присоединению), предусмотренных техническими условиями и договором о подключении;

     е) получение разрешения на ввод в эксплуатацию объектов капитального строительства заявителя (в случаях и порядке, которые предусмотрены законодательством Российской Федерации);

     ж) составление акта о подключении (технологическом присоединении), акта разграничения имущественной принадлежности и акта разграничения эксплуатационной ответственности сторон.

     Исходя из смысла изложенной нормы, получение заявителем технических условий – это первый этап технологического присоединения объекта капитального строительства к сетям газораспределения. Следовательно, технические условия, выданные заявителю, являются документом, подтверждающим его право на подключение к сетям газораспределения.

     На заседании Комиссии было установлено, что подтверждающие документы, а именно: технические условия для присоединения к газораспределительной сети ООО «ИнвестГазСтрой» по одиннадцати домовладениям, в РЭК КО не предоставлялись.

     18.01.2016 г. ООО «ИнвестГазСтрой» направило пакет документов (исх. № 07/0116) с приложением технических условий для присоединения к газораспределительной сети общества по одиннадцати домовладениям в РЭК КО для утверждения платы за подключение (технологическое присоединение) к газораспределительным сетям ООО «ИнвестГазСтрой».

     Постановлением РЭК КО от 12.02.2016 г. № 12 установлен размер платы за технологическое присоединение газоиспользующего оборудования к газораспределительные сетям ООО «ИнвестГазСтрой» на 2016 год с максимальным расходом газа, не превышающим 5 куб. метров в час, с учетом расхода газа ранее подключенного в данной точке подключения газоиспользующего оборудования заявителя (для заявителей, намеревающихся использовать газ для целей предпринимательской (коммерческой) деятельности), при условии, что расстояние от газоиспользующего оборудования до сети газораспределения с проектным рабочим давлением не более 0,3 МПа, измеряемое по прямой линии, составляет не более 200 метров и сами мероприятия предполагают строительство только газопроводов-вводов (без устройства пунктов редуцирования газа), в размере 22 919,16 руб. (без учета НДС). 

     Пунктом 2 части 1 статьи 15 ФЗ № 135-ФЗ федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, организациям, участвующим в предоставлении государственных или муниципальных услуг, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия), в частности запрещается необоснованное препятствование осуществлению деятельности хозяйствующими субъектами, в том числе путем установления не предусмотренных законодательством Российской Федерации требований к товарам или к хозяйствующим субъектам.

     Вместе с тем объективная сторона правонарушения, предусмотренного пунктом 2 части 1 статьи 15 ФЗ № 135-ФЗ, выражается в действиях, препятствующих осуществлению деятельности хозяйствующими субъектами путем установления неправомерных требований к хозяйствующим субъектам.

     Объектом правонарушения, предусмотренного пунктом 2 части 1 статьи 15 ФЗ № 135-ФЗ, может быть только требование, неправомерно установленное для хозяйствующего субъекта.

     Таким образом, Кемеровское УФАС России, с учетом фактических обстоятельств, приходит к выводу об отсутствии в действиях РЭК КО нарушения пункта 2 части 1 статьи 15 ФЗ № 135-ФЗ.

     Комиссией Кемеровского УФАС России основания для направления материалов в правоохранительные органы в ходе рассмотрения данного дела не установлены. 

     На основании вышеизложенного, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-4 статьи 41, статьей 48, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия Кемеровского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства

 

РЕШИЛА:

 

     Производство по делу № 63/А-15-2015, возбужденному в отношении Региональной энергетической комиссии Кемеровской области (650000, Кемеровская область, г. Кемерово, ул. Н. Островского, 32) по признакам нарушения пункта 2 части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» прекратить в связи с отсутствием в действиях Региональной энергетической комиссией Кемеровской области нарушения антимонопольного законодательства.

 

     Настоящее решение может быть обжаловано в Арбитражный суд Кемеровской области в течение трех месяцев с момента вынесения решения.

   

 

Председатель Комиссии:                                                                        С.В. Стельмах

 

 

 

Члены Комиссии:            Больничный лист от 19.02.2016                  И.Г.Кириллова 

              

 

                                           Отпуск, приказ от 16.02.2016 №16-о          М.Г. Саврасов

 

 

                                                                                                       М.В. Рябовалова

Связанные организации

Связанные организации не указаны