Постановление №09/10724 о назначении административного наказания по делу об админис... от 18 октября 2019 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

о назначении административного наказания по делу об

административном правонарушении № 042/04/14.3-1706/2019

«18» октября 2019 г.                                                                  г. Кемерово, ул. Ноградская, 5

 

Я, <…>, заместитель руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Кемеровской области, рассмотрев протокол и материалы дела об административном правонарушении № 042/04/14.3-1706/2019, возбужденного протоколом от 04.10.2019 в отношении Сельскохозяйственного потребительского кредитно-сберегательного кооператива «Колос» (далее - СПКСК «Колос», 652667, Кемеровская область, район Беловский, с. Вишневка, ул. Заимка, 8, ОГРН: 1064202017219, дата присвоения ОГРН: 10.04.2006, ИНН: 4202028334, КПП: 420201001), в отсутствие  законного представителя, защитника СПКСК «Колос»,                                           

                                            

УСТАНОВИЛА:

 

02.07.2019 Комиссией Управления Федеральной антимонопольной службы по Кемеровской области по результатам рассмотрения дела  № 115/Р-2018 о нарушении законодательства о рекламе, вынесено решение  о признании ненадлежащей рекламы СПКСК «Колос», размещенной в газете «Мега Экспресс-ИНФО» от 26.10.2018 следующего содержания:

 - ««Сельскохозяйственный потребительский кредитно-сберегательный кооператив «Колос» Займы под материнский капитал возраст ребенка неограничен Удобно. Быстро. Выгодно г. Белово, ул. Юности, 17, оф. 207 (2этаж) 8-923-502-6777», поскольку в ней нарушены требования части 7 статьи 5, пункта  2 части 2, части 3 статьи 28 Федерального закона от 13.03.2006 № 38 - ФЗ «О рекламе» (далее – ФЗ «О рекламе»).

По состоянию на 14.12.2018 «СПКСК «Колос» входит в государственный реестр сельскохозяйственных кредитных потребительских кооперативов.

Пунктом 2 статьи 4 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ (далее - ФЗ «О защите конкуренции») финансовая услуга - банковская услуга, страховая услуга, услуга на рынке ценных бумаг, услуга по договору лизинга, а также услуга, оказываемая финансовой организацией и связанная с привлечением и (или) размещением денежных средств юридических и физических лиц.

Пунктом 6 статьи 4 ФЗ «О защите конкуренции» установлено, что финансовая организация - хозяйствующий субъект, оказывающий финансовые услуги, - кредитная организация, профессиональный участник рынка ценных бумаг, организатор торговли, клиринговая организация, микрофинансовая организация, кредитный потребительский кооператив, страховая организация, страховой брокер, общество взаимного страхования, негосударственный пенсионный фонд, управляющая компания инвестиционных фондов, паевых инвестиционных фондов, негосударственных пенсионных фондов, специализированный депозитарий инвестиционных фондов, паевых инвестиционных фондов, негосударственных пенсионных фондов, ломбард (финансовая организация, поднадзорная Центральному банку Российской Федерации), лизинговая компания (иная финансовая организация, финансовая организация, не поднадзорная Центральному банку Российской Федерации).

Статьей 1 Федерального закона от 08.12.1995 № 193-ФЗ «О сельскохозяйственной кооперации» (далее - ФЗ «О сельскохозяйственной кооперации») установлено, что сельскохозяйственный кооператив - организация, созданная сельскохозяйственными товаропроизводителями и (или) ведущими личные подсобные хозяйства гражданами на основе добровольного членства для совместной производственной или иной хозяйственной деятельности, основанной на объединении их имущественных паевых взносов в целях удовлетворения материальных и иных потребностей членов кооператива. Сельскохозяйственный кооператив  может быть создан в форме сельскохозяйственного производственного кооператива или сельскохозяйственного потребительского кооператива (далее также - потребительский кооператив).

Частью 8 статьи 4 ФЗ «О сельскохозяйственной кооперации» порядок создания кредитного потребительского кооператива в целях выдачи займов членам данного кооператива и сбережения их денежных средств, порядок деятельности кредитного потребительского кооператива, права и обязанности членов кредитного потребительского кооператива определяются ФЗ «О сельскохозяйственной кооперации».

Согласно статье 6 ФЗ «О сельскохозяйственной кооперации» Сельскохозяйственный кооператив, созданный в соответствии с настоящим Федеральным законом, является юридическим лицом и имеет следующие правомочия: привлекать заемные средства, а также выдавать денежные кредиты и авансы членам кооператива.

Частью 2  статьи 4 ФЗ «О кредитной кооперации» кредитный кооператив предоставляет займы своим членам на основании договоров займа, заключаемых между кредитным кооперативом и заемщиком - членом кредитного кооператива (пайщиком). Кредитный кооператив вправе осуществлять профессиональную деятельность по предоставлению потребительских займов своим членам в порядке, установленном Федеральным законом от 21.12.2013 № 353-ФЗ «О потребительском кредите (займе) (далее - ФЗ «О потребительском кредите (займе)»).

Согласно пункту 2 статьи 2 Федерального закона от 29.12.2006 № 256-ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» (далее - ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей») материнский (семейный) капитал - средства федерального бюджета, передаваемые в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации на реализацию дополнительных мер государственной поддержки, установленных настоящим Федеральным законом.

Частью 3 статьи 7 ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» установлено, что лица, получившие сертификат, могут распоряжаться средствами материнского (семейного) капитала в полном объеме либо по частям по следующим направлениям:

1) улучшение жилищных условий;

2) получение образования ребенком (детьми);

3) формирование накопительной пенсии для женщин, перечисленных в пунктах 1 и 2 части 1 статьи 3 настоящего Федерального закона;

4) приобретение товаров и услуг, предназначенных для социальной адаптации и интеграции в общество детей-инвалидов;

5) получение ежемесячной выплаты в соответствии с Федеральным законом «О ежемесячных выплатах семьям, имеющим детей».

В соответствии с частью 7 статьи 10 ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» средства (часть средств) материнского (семейного) капитала направляются на уплату первоначального взноса и (или) погашение основного долга и уплату процентов по займам, в том числе обеспеченным ипотекой, на приобретение (строительство) жилого помещения, предоставленным гражданам по договору займа, в том числе обеспеченного ипотекой, на приобретение (строительство) жилого помещения, заключенному с одной из организаций, являющейся:

-кредитной организацией в соответствии с Федеральным законом «О банках и банковской деятельности»;

-кредитным потребительским кооперативом в соответствии с ФЗ «О кредитной кооперации», осуществляющим свою деятельность не менее трех лет со дня государственной регистрации;

4) иной организацией, осуществляющей предоставление займа по договору займа, исполнение обязательства по которому обеспечено ипотекой.

В части 3(1) Правил направления средств (части средств) материнского (семейного) капитала на улучшение жилищных условий, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 12.12.2007 № 862, содержится аналогичный перечень организаций, которым могут быть направлены средства материнского капитала на погашение основного долга и уплату процентов по договорам ипотечного займа.

К числу таких организаций, помимо кредитных организаций, в силу норм Гражданского кодекса Российской Федерации, а также Федеральных законов от 16.07.1998 № 102-ФЗ «Об ипотеке (залоге недвижимости)», ФЗ «О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях», ФЗ «О кредитной кооперации», ФЗ «О сельскохозяйственной кооперации» относятся, в том числе, микрофинансовые организации, КПК и сельскохозяйственные кооперативы.

Таким образом, средства материнского капитала могу быть направлены на уплату первоначального взноса и погашение основного долга и уплату процентов по займам, обеспеченным ипотекой, выдаваемыми любыми организациями, имеющими право на выдачу данных займов.

В соответствии с частью 7 статьи 5 ФЗ «О рекламе» ее допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы.

Отсутствие в рекламе какой-либо существенной информации о рекламируемом товаре, услуге приводит к искажению смысла рекламы и способствует введению в заблуждение потребителей, имеющих намерение воспользоваться рекламируемой услугой.

В нарушение части 7 статьи 5 ФЗ «О рекламе» в спорной рекламе отсутствует часть существенной информации об условиях предоставления займов, а именно, что в соответствии с ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» средства материнского капитала могут быть направлены на уплату первоначального взноса и погашение основного долга, и уплату процентов по займам, обеспеченным ипотекой.

Согласно пункту 2 части 2 статьи 28 ФЗ «О рекламе» реклама банковских, страховых и иных финансовых услуг и финансовой деятельности не должна умалчивать об иных условиях оказания соответствующих услуг, влияющих на сумму доходов, которые получат воспользовавшиеся услугами лица, или на сумму расходов, которую понесут воспользовавшиеся услугами лица, если в рекламе сообщается хотя бы одно из таких условий.

Частью 3 статьи 28 ФЗ «О рекламе» установлено, что  если реклама услуг, связанных с предоставлением кредита или займа, пользованием им и погашением кредита или займа, содержит хотя бы одно условие, влияющее на его стоимость, такая реклама должна содержать все остальные условия, определяющие полную стоимость кредита (займа), определяемую в соответствии с Федеральным законом «О потребительском кредите (займе)», для заемщика и влияющие на нее.

Порядок расчета полной стоимости потребительского кредита (займа) с приведением формулы, по которой необходимо осуществлять расчет, установлен статьей 6 Федерального закона «О потребительском кредите (займе)».

При этом условия договора потребительского кредита (займа) установлены статьей 5 Федерального закона «О потребительском кредите (займе)».

По мнению специалистов ФАС России, к условиям, определяющим полную стоимость кредита, могут быть отнесены: сумма потребительского кредита (займа); срок действия договора потребительского кредита (займа) и срок возврата потребительского кредита (займа); валюта, в которой предоставляется потребительский кредит (заем); процентная ставка в процентах годовых, а при применении переменной процентной ставки - порядок ее определения.

В нарушение данных правовых норм в тексте рекламы отсутствует следующая информация: сумма займа; срок действия договора потребительского займа и срок возврата потребительского займа; валюта, в которой предоставляется потребительский заем; процентная ставка в процентах годовых, а при применении переменной процентной ставки - порядок ее определения.

В соответствии с частью 6 статьи 38 ФЗ «О рекламе» ответственность за нарушение требований, установленных частью 7 статьи 5, пунктом 2 части 2, частью 3 статьи 28 ФЗ «О рекламе»,  несёт  рекламодатель.

Рекламодателем вышеуказанной рекламы является СПКСК «Колос».

Административная ответственность за нарушение рекламодателем, рекламораспространителем, рекламопроизводителем требований законодательства Российской Федерации о рекламе установлена частью 1 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях  (далее – КоАП РФ)  и влечет наложение штрафа на физических лиц – от двух тысяч до двух тысяч пятисот рублей, на должностных лиц от четырех тысяч до двадцати тысяч рублей, на юридических   лиц - от ста тысяч до пятисот тысяч рублей.

Действия  СПКСК «Колос», выразившиеся в нарушении требований части 7 статьи 5, пункта 2 части 2, части 3 статьи 28 ФЗ «О рекламе» при размещении рекламы в газете «Мега Экспресс-ИНФО» от 26.10.2018, подлежат квалификации как действия, ответственность за которые предусмотрена частью 1 статьи 14.3 КоАП РФ, согласно которой нарушение рекламодателем, рекламопроизводителем или рекламораспространителем законодательства о рекламе, за исключением случаев, предусмотренных частями 2 - 6 статьи 14.3 КоАП РФ, частью 4 статьи 14.3.1 статьями 14.37, 14.38, 19.31 КоАП РФ, влечет наложение штрафа на юридических лиц - от ста тысяч до пятисот тысяч рублей.

Время совершения СПКСК «Колос» административного правонарушения: 26.10.2018.

Место совершения СПКСК «Колос» административного правонарушения: Кемеровская область, Беловский район, с. Вишневка, ул. Заимка, 8.

08.07.2019  уведомлением о составлении протокола были назначены дата, время и место составления и подписания протокола на 02.08.2019 в 10 часов 00 минут. Уведомление было направлено в адрес СПКСК «Колос» заказным письмом с уведомлением о вручении.

02.08.2019 на составление и подписание протокола об административном правонарушении законный представитель СПКСК «Колос» не явился, защитника не направил. Сведениями о надлежащем уведомлении СПКСК «Колос» о дате, времени и месте составления и подписания протокола Кемеровское УФАС России не располагало.

02.08.2019  уведомлением о составлении протокола были назначены дата, время и место составления и подписания протокола на 05.09.2019 в 08 часов 30 минут. Уведомление было направлено в адрес СПКСК «Колос» заказным письмом с уведомлением о вручении.

05.09.2019 на составление и подписание протокола об административном правонарушении законный представитель СПКСК «Колос» не явился, защитника не направил. Сведениями о надлежащем уведомлении СПКСК «Колос» о дате, времени и месте составления и подписания протокола Кемеровское УФАС России не располагало.

05.09.2019 уведомлением о составлении протокола были назначены дата, время и место составления и подписания на 04.10.2019 в 09 часов 00 минут. Уведомление было направлено в адрес СПКСК «Колос» заказным письмом с уведомлением о вручении (возврат корреспонденции от 21.09.2019 с пометкой «отсутствие адресата» имеется в материалах дела, корреспонденция направлялась по юридическому адресу СПКСК «Колос» согласно выписке из ЕГРЮЛ).

04.10.2019 состоялась процедура составления и подписания протокола № 042/04/14.3-1706/2019 об административном правонарушении в отсутствие законного представителя, защитника СПКСК «Колос», уведомленного надлежащим образом о дате, времени и месте составления и подписания протокола.

04.10.2019 определением о назначении времени и места рассмотрения дела об административном правонарушении № 042/04/14.3-1706/2019 были назначены дата, время и место рассмотрения данного дела   об административном правонарушении на 18.10.2019 в 08 часов 30 минут. Копии определения и протокола были направлены в адрес СПКСК «Колос» заказным письмом с уведомлением о вручении (возврат корреспонденции, распечатка с сайта ФГУП «Почта России: отслеживание почтовых отправлений» с пометкой «возврат корреспонденции по иным обстоятельствам имеется в материалах дела, корреспонденция направлялась по юридическому адресу СПКСК «Колос» согласно выписке из ЕГРЮЛ). 

18.10.2019 состоялось рассмотрение дела № 042/04/14.3-1706/2019 об административном правонарушении в отсутствие законного представителя, защитника САКСК «Колос».

Изучив материалы дела № 042/04/14.3-1706/2019  об административном правонарушении, заместитель руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Кемеровской области приходит к следующим выводам.

Действия  СПКСК «Колос», выразившиеся в нарушении требований части 7 статьи 5, пункта 2 части 2, части 3 статьи 28 ФЗ «О рекламе» при размещении рекламы в газете «Мега Экспресс-ИНФО» от 26.10.2018, подлежат квалификации как действия, ответственность за которые предусмотрена частью 1 статьи 14.3 КоАП РФ

Согласно статье 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП РФ или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Исходя из смысла данной нормы, лицо не подлежит ответственности в том случае, если будет доказано, что соблюдение норм и правил было невозможно в силу чрезвычайных событий и обстоятельств, которые данное лицо не могло ни предвидеть, ни предотвратить при соблюдении той степени заботливости и осмотрительности, которая от него требовалась.  

СПКСК «Колос» документально не подтвердило наличие чрезвычайных событий и обстоятельств, не позволивших распространить рекламу с соблюдением требований законодательства Российской Федерации о рекламе.

Таким образом, у СПКСК «Колос» имелась возможность для соблюдения предусмотренных законом требований, тем не менее, данным лицом всех зависящих мер по соблюдению законодательства Российской Федерации предпринято не было.

 

Следовательно, действия  СПКСК «Колос», выразившиеся в нарушении требований части 7 статьи 5, пункта 2 части 2, части 3 статьи 28 ФЗ «О рекламе» при размещении рекламы в газете «Мега Экспресс-ИНФО» от 26.10.2018,  следует признать виновными. 

Факт совершения административного правонарушения СПКСК «Колос» подтверждается протоколом по делу № 042/04/14.3-1706/2019 от 04.10.2019.

Срок давности привлечения СПКСК «Колос» к административной ответственности, установленный частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ за нарушение законодательства о рекламе, на момент вынесения настоящего постановления  не истек.

При рассмотрении данного дела заместитель  руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Кемеровской области были учтены характер совершенного административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.

В части 1 статьи 4.2 КоАП РФ  перечислен перечень закрепленных смягчающих вину обстоятельств, включая добровольное прекращение противоправного поведения лицом, совершившим административное правонарушение;  добровольное исполнение до вынесения постановления по делу об административном правонарушении лицом, совершившим административное правонарушение, предписания об устранении допущенного нарушения, выданного ему органом, осуществляющим контроль (надзор).

При этом, в соответствии с пунктом 2 статьи 4.2 КоАП РФ судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дело об административном правонарушении, могут признать смягчающими обстоятельства, не указанные в настоящем Кодексе или в законах субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях.

Заместитель руководителя Управления  Федеральной антимонопольной службы по Кемеровской области также считает возможным, с учетом положений  части 2 статьи 4.2 КоАП РФ признать в качестве обстоятельства, смягчающего вину СПКСК «Колос» совершение административного правонарушения впервые.

Обстоятельств, отягчающих административную ответственность СПКСК «Колос» за совершение административного правонарушения, не установлено (ст. 4.3 КоАП РФ).

Основания для применения статьи 2.9 КоАП РФ и освобождения от административной ответственности в связи с малозначительностью допущенного правонарушения не усматриваются.

В данном случае (по вмененному составу правонарушения) существенная угроза охраняемым общественным отношениям заключается в неисполнении СПКСК «Колос» своих публично - правовых обязанностей, что посягает на установленный законодательством РФ порядок в области распространения рекламы.

Оценивая собранные по делу доказательства, заместитель  руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Кемеровской области находит вину СПКСК «Колос» доказанной, а действия верно квалифицированными по части 1 статьи 14.3 КоАП РФ, и назначает административное наказание СПКСК «Колос» в пределах санкции, определенной вышеназванной правовой нормой. 

Руководствуясь статьями 23.48, 29.9, 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

 

ПОСТАНОВИЛА:

 

1. Признать Сельскохозяйственный потребительский кредитно-сберегательный кооператив «Колос» (652667, Кемеровская область, район Беловский, с. Вишневка, ул. Заимка, 8, ОГРН: 1064202017219, дата присвоения ОГРН: 10.04.2006, ИНН: 4202028334, КПП: 420201001), виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 14.3 КоАП РФ.

2. Назначить Сельскохозяйственному потребительскому кредитно-сберегательному кооперативу «Колос» (652667, Кемеровская область, район Беловский, с. Вишневка, ул. Заимка, 8, ОГРН: 1064202017219, дата присвоения ОГРН: 10.04.2006, ИНН: 4202028334, КПП: 420201001) штраф  в размере 100 (ста) тысяч рублей.

Административный штраф за нарушение законодательства о рекламе необходимо перечислить по следующим реквизитам:

Получатель: ИНН 4207012419 КПП 420501001

УФК по Кемеровской области (Кемеровское УФАС России)

Расчетный счет: 40101810400000010007 в Отделение КЕМЕРОВО.

БИК: 043207001

Код бюджетной  классификации (КБК): 161 116 26000 01 6000 140

ОКТМО: 32701000

УИН 16100500000000270247

Назначение платежа: денежное взыскание (штраф) за нарушение законодательства РФ о рекламе (дело № 042/04/14.3-1706/2019).

В соответствии с частью 1 статьи 32.2 КоАП РФ штраф должен быть уплачен не позднее 60 дней со дня вступления постановления о наложении штрафа в законную силу либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки, предусмотренных статьей 31.5 КоАП РФ.    

В соответствии с частью 5 статьи 3.5 КоАП РФ сумма административного штрафа подлежит зачислению в бюджет в полном объеме.

Согласно части 1 статьи 20.25 КоАП РФ неуплата административного штрафа в срок влечет наложение административного штрафа в двукратном размере суммы неуплаченного штрафа.

В соответствии с пунктом 7 статьи 21 Закона Российской Федерации от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» постановление о наложении штрафа может быть предъявлено к исполнению в течение двух лет со дня вступления в законную силу.

 В соответствии с частью 1 статьи 30.1 и частью 1 статьи 30.3 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении может быть обжаловано в течение 10 суток со дня вручения или получения копии постановления.    

Согласно части 1 статьи 31.1 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении вступает в законную силу после истечения срока, установленного для обжалования постановления по делу об административном правонарушении, если указанное постановление не было обжаловано или опротестовано.

Связанные организации

Сельскохозяйственного потребительского кредитно-сберегательного кооператива «Колос»
ИНН 4202028334, ОГРН 1064202017219