Определение №СС/5601/23 Определение о возбуждении дела № 042/05/28-771/2023 и назнач... от 20 июня 2023 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

<...>

 

Заместителю начальника

Сибирского ГУ Банка России

<...>

 

 

 

 

 

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

О ВОЗБУЖДЕНИИ ДЕЛА № 042/05/28-771/2023 И НАЗНАЧЕНИИ ДЕЛА

К РАССМОТРЕНИЮ

 

«19» июня 2023г. г. Кемерово

 

Заместитель председателя Комиссии Управления Федеральной антимонопольной службы по Кемеровской области по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе <...>, заместитель руководителя управления, рассмотрев материалы о размещении <...> (далее – <...>, адрес: <...>) рекламы, содержащей признаки нарушения Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее – ФЗ «О рекламе»),

 

УСТАНОВИЛА:

 

В адрес Кемеровского УФАС России поступило обращение Сибирского ГУ Банка России (исх. от 24.05.2023 № Т6-30/6706, вх. от 06.06.2023 № 5234/23) о нарушении <...> требований ФЗ «О рекламе» при размещении рекламы в месте осуществления хозяйственной деятельности по адресам: г. Киселевск, ул. 50 лет города, 13а, г. Прокопьевск, ул. Вокзальная, 44.

Из обращения следует, что <...> под брендом «Честный сервис, Комиссионный Ломбард № 1» осуществляет деятельность по предоставлению потребительских займов с признаками нелегальной по 2 адресам в Кемеровской области-Кузбасса (фотографии имеются в материалах):

-г. Киселевск, ул. 50 лет города, 13а, при этом свою деятельность сопровождает с использованием рекламы на фасаде здания следующего содержания:

«Комиссионный магазин Покупаем и продаем Б/У и НОВУЮ технику Выдаем Займы под залог имущества», а также внутри помещения с информацией следующего содержания: «Комиссионный ЛОМБАРД № 1 Залог»;

-г. Прокопьевск, ул. Вокзальная, 44, при этом свою деятельность сопровождает с использованием рекламы на фасаде здания следующего содержания:

«Комиссионный магазин ЛОМБАРД №1 Залог Скупка Техника Авто Инструмент Украшения ЛУЧШИЙ %».

При рассмотрении поступившего обращения Кемеровским УФАС России установлено следующее:

Пунктом 1 статьи 3 ФЗ «О рекламе» установлено, что реклама - информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

При этом в соответствии с пунктами 2 и 5 части 2 статьи 2 ФЗ «О рекламе» данный Закон не распространяется на информацию, раскрытие или распространение либо доведение до потребителя которой является обязательным в соответствии с федеральным законом, а также на вывески и указатели, не содержащие сведений рекламного характера.

Кроме того, согласно пункту 18 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 25.12.1998 № 37 «Обзор практики рассмотрения споров, связанных с применением законодательства о рекламе», сведения, распространение которых по форме и содержанию является для юридического лица обязательным на основании закона или обычая делового оборота, не относятся к рекламной информации независимо от манеры их исполнения на соответствующей вывеске, в том числе с использованием товарного знака.

В соответствии с пунктом 1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации № 58 от 08.10.2012 «О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами Федерального закона «О рекламе» информация, обязательная к размещению в силу закона или размещенная в силу обычая делового оборота, также не является рекламой.

При этом не является рекламой размещение наименования (коммерческого обозначения) организации в месте ее нахождения, а также иной информации для потребителей непосредственно в месте реализации товара, оказания услуг (например, информации о режиме работы, реализуемом товаре), поскольку размещение такой информации в указанном месте не преследует целей, связанных с рекламой.

К данным сведениям не применяются требования законодательства Российской Федерации о рекламе.

Так, указание на здании в месте нахождения организации ее наименования, адреса и режима ее работы относится к обязательным требованиям, предъявляемым к вывеске Законом Российской Федерации «О защите прав потребителей», следовательно, такая информация не может рассматриваться в качестве рекламы, независимо от манеры ее исполнения.

Следовательно, информация «Комиссионный Ломбард № 1» не является рекламой, так как размещена в месте осуществления деятельности организации, не преследует целей, связанных с рекламой, а является вывеской, следовательно, признаки нарушения требований ФЗ «О рекламе» в данном случае отсутствуют.

Вместе с тем, в рекламе «Комиссионный магазин Покупаем и продаем Б/У и НОВУЮ технику Выдаем Займы под залог имущества», а также внутри помещения с информацией следующего содержания: «Комиссионный ЛОМБАРД № 1 Залог» по адресу г. Киселевск, ул. 50 лет города, 13а, и в рекламе «Комиссионный магазин ЛОМБАРД № 1 Залог Скупка Техника Авто Инструмент Украшения ЛУЧШИЙ %» по адресу г. Прокопьевск, ул. Вокзальная, 44, присутствуют слова «выдаем Займы под залог имущества», «залог», что дает основание потребителям финансовых услуг полагать, что субъект, разместивший указанную рекламу, осуществляет именно данную деятельность.

В соответствии с частями 1, 4 статьи 2, частью 7 статьи 2.6 Федерального закона от 19.07.2007 № 196 - ФЗ «О ломбардах» (далее - ФЗ «О ломбардах»), ломбардом является юридическое лицо, зарегистрированное в форме хозяйственного общества, сведения о котором внесены в государственный реестр ломбардов в порядке, предусмотренном настоящим ФЗ «О ломбардах» и нормативным актом Банка России, и основными видами деятельности которого являются предоставление краткосрочных займов гражданам (физическим лицам) под залог принадлежащих им движимых вещей (движимого имущества), предназначенных для личного потребления, и хранение вещей. Ломбард должен иметь полное фирменное наименование и вправе иметь сокращенное фирменное наименование на русском языке. Ломбард вправе иметь также полное фирменное наименование и (или) сокращенное фирменное наименование на языках народов Российской Федерации и (или) на иностранных языках. Полное фирменное наименование и (при наличии) сокращенное фирменное наименование ломбарда должны содержать слово «ломбард» и указание на его организационно-правовую форму.

Ломбарду запрещается заниматься какой - либо иной предпринимательской деятельностью, кроме предоставления краткосрочных займов гражданам, хранения вещей, а также оказания консультационных и информационных услуг.

Согласно части 2 статьи 2.3 ФЗ «О ломбардах» регулирование деятельности ломбардов по предоставлению краткосрочных займов осуществляется Центральным Банком Российской Федерации.

<...> осуществляет свою предпринимательскую деятельность по адресам: г. Киселевск, ул. 50 лет города, 13а, г. Прокопьевск, ул. Вокзальная, 44, не являясь юридически зарегистрированным в качестве ломбарда и не выполняя требований ФЗ «О ломбардах».

Присутствующее в рекламе, размещенной по вышеуказанным адресам слова «ЛОМБАРД» не соответствует действительности о природе услуг, предоставляемых <...>, поскольку последний не осуществляет деятельность по предоставлению краткосрочных займов гражданам и хранению вещей в соответствии с ФЗ «О ломбардах», в связи с чем, реклама нарушает пункт 2 части 3 статьи 5 ФЗ «О рекламе».

<...> осуществляя деятельность под видом ломбарда, при этом не являясь юридически зарегистрированным в качестве ломбарда и не выполняя требований ФЗ «О ломбардах», вводит граждан в заблуждение относительно гарантий, которые им предоставляются законодательством о ломбардной деятельности, посредством размещения рекламы и привлекает к себе внимание потребителей, получает преимущество при осуществлении предпринимательской деятельности.

Сведения о <...> не содержатся в Государственном реестре ломбардов Банка России, в связи с чем, <...> не является финансовой организацией, наделенной правом осуществлять профессиональную деятельность по предоставлению потребительских займов.

Статьей 4 ФЗ «О потребительском кредите (займе)» установлено, что профессиональная деятельность по предоставлению потребительских займов осуществляется кредитными организациями, а также некредитными финансовыми организациями в случаях, определенных федеральными законами об их деятельности.

Таким образом, правом заниматься профессиональной деятельностью по предоставлению потребительских кредитов и займов наделен ограниченный круг лиц, к которому <...> по своей организационно - правовой форме не относится.

В соответствии с пунктом 2 части 3 статьи 5 ФЗ «О рекламе» недостоверной признается реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения: о любых характеристиках товара, в том числе о его природе, составе, способе и дате изготовления, назначении, потребительских свойствах, об условиях применения товара, о месте его происхождения, наличии сертификата соответствия или декларации о соответствии, знаков соответствия и знаков обращения на рынке, сроках службы, сроках годности товара.

В соответствии с частью 13 статьи 28 ФЗ «О рекламе» реклама услуг по предоставлению потребительских займов лицами, не осуществляющими профессиональную деятельность по предоставлению потребительских займов в соответствии с ФЗ «О потребительском кредите (займе)», не допускается.

Частью 14 статьи 28 ФЗ «О рекламе» установлено, что, если оказание банковских, страховых и иных финансовых услуг или осуществление финансовой деятельности может осуществляться только лицами, имеющими соответствующие лицензии, разрешения, аккредитации либо включенными в соответствующий реестр или являющимися членами соответствующих саморегулируемых организаций, реклама указанных услуг или деятельности, оказываемых либо осуществляемой лицами, не соответствующими таким требованиям, не допускается.

<...> не является финансовой организацией, наделенной правом осуществлять профессиональную деятельность по предоставлению потребительских займов.

Согласно пункту 4 статьи 3 ФЗ «О рекламе» реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации, является ненадлежащей.

В соответствии с пунктом 5 статьи 3 ФЗ «О рекламе» рекламодателем является изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо.

Частью 6 статьи 38 ФЗ «О рекламе» установлено, что рекламодатель несет ответственность за нарушение требований пункта 2 части 3 статьи 5, частей 13, 14 статьи 28 ФЗ «О рекламе».

Частью 7 статьи 38 ФЗ «О рекламе» установлено, что рекламораспространитель несет ответственность за нарушение требований части 13 статьи 28 ФЗ «О рекламе».

В данном случае рекламодателем и рекламораспространителем является <...>

Пунктом 1 части 2 статьи 5 ФЗ «О рекламе» установлено, что недобросовестной признается реклама, которая содержит некорректные сравнения рекламируемого товара с находящимися в обороте товарами, которые произведены другими изготовителями или реализуются другими продавцами.

Также в соответствии с пунктом 1 части 3 статьи 5 ФЗ «О рекламе» установлено, что недостоверной признается реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения о преимуществах рекламируемого товара перед находящимися в обороте товарами, которые произведены другими изготовителями или реализуются другими продавцами.

В соответствии с пунктом 9 Постановления Пленума ВАС РФ от 08.10.2012 № 58 «О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами Федерального закона «О рекламе»» (далее - Постановление) при анализе информации, содержащейся в рекламе, судам необходимо иметь в виду, что рекламодатель несет ответственность за достоверность не только тех сведений, которые относятся к его собственной деятельности (товару), являющейся объектом рекламирования, но и тех сведений, которые относятся к деятельности (товару) его конкурентов, объектом рекламирования не являющейся. Суды должны учитывать, что при сравнении в рекламе собственных товаров с товарами конкурентов не допускаются сравнение, основанное на несопоставимых критериях, или неполное сравнение товаров, поскольку это искажает представление о рекламируемом товаре и не позволяет объективно оценить его свойства. Поэтому реклама может быть признана недостоверной и в том случае, когда сведения, не соответствующие фактическим обстоятельствам, касаются деятельности (товара) конкурентов.

Пунктом 29 Постановления установлено, что информация, содержащаяся в рекламе, должна отвечать критериям достоверности, в том числе в целях формирования у потребителя верного, истинного представления о товаре (услуге), его качестве, потребительских свойствах. В связи с этим использование в рекламе сравнительной характеристики объекта рекламирования с иными товарами, например, путем употребления слов «лучший», «первый», «номер один», должно производиться с указанием конкретного критерия, по которому осуществляется сравнение и который имеет объективное подтверждение. Поэтому реклама, не сопровождаемая таким подтверждением, должна считаться недостоверной как содержащая не соответствующие действительности сведения о преимуществах рекламируемого товара перед находящимися в обороте товарами, изготовленными другими производителями или реализуемыми другими продавцами.

В связи с этим, использование в рекламе терминов в превосходной степени «самый», «лучший», «абсолютный», «№ 1» должно производиться с указанием конкретного критерия, по которому осуществляется сравнение и который имеет объективное подтверждение. Подобные утверждения необходимо сопровождать ссылкой на результат соответствующих исследований и источник данных. Реклама, не сопровождаемая таким подтверждением, должна считаться недостоверной.

Использование в рекламе неточных высказываний или преувеличений относительно самого рекламодателя может создать у потребителя неверное представление о его статусе, существе оказываемых им услуг и качестве товаров.

Использование сведений о преимуществах оказываемых услуг не противоречит законодательству о рекламе, в случае если такое преимущество подтверждено документально.

Учитывая вышеизложенное, в размещенной рекламе «Комиссионный ЛОМБАРД № 1 Залог» по адресу г. Киселевск, ул. 50 лет города, 13а, и в рекламе «Комиссионный магазин ЛОМБАРД № 1 Залог Скупка Техника Авто Инструмент Украшения ЛУЧШИЙ %» по адресу г. Прокопьевск, ул. Вокзальная, 44, присутствуют слова «Комиссионный магазин № 1», «ЛУЧШИЙ %», данные слова не сопровождаются ссылкой на результат соответствующих исследований и источник данных и достоверность их не подтверждена, следовательно признаки нарушения пункта 1 части 2, пункта 1 части 3 статьи 5 ФЗ «О рекламе» присутствуют.

На основании пункта 2 части 1 статьи 33, частей 1, 2 статьи 36 ФЗ «О рекламе» и в соответствии с пунктами 20, 21 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбуждённых по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе,

ОПРЕДЕЛИЛА:

 

1.Возбудить производство по делу № 042/05/28-771/2023 по признакам нарушения требований пункта 1 части 2, пунктов 1, 2 части 3 статьи 5, частей 13, 14 статьи 28 ФЗ «О рекламе».

2. Признать лицами, участвующими в деле:

Заявитель - Сибирское ГУ Банка России (630099, г. Новосибирск, пр. Красный, 27);

Лицо, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства о рекламе - <...> (адрес: <...>).

3. Назначить дело № 042/05/28-771/2022 к рассмотрению на 25 июля 2023 года на 10 часов 00 минут по адресу: 650000, г. Кемерово, ул. Ноградская, д.5, каб. 309. Регистрация участников дела состоится в 09 часов 50 минут в каб. 316.

4. <...> необходимо представить в адрес Кемеровского УФАС России в срок до 21 июля 2023 года копии следующих документов (заверенных надлежащим образом):

- договоров со всеми приложениями или иных документов на изготовление и распространение рекламы вышеуказанного содержания по адресам: г. Киселевск, ул. 50 лет города, 13а, г. Прокопьевск, ул. Вокзальная, 44;

- счетов - фактур, платежных поручений или иных документов, подтверждающих оплату за распространение вышеуказанной рекламы по адресам: г. Киселевск, ул. 50 лет города, 13а, г. Прокопьевск, ул. Вокзальная, 44;

- договоров аренды (иных документов) на помещения по адресам: г. Киселевск, ул. 50 лет города, 13а, г. Прокопьевск, ул. Вокзальная, 44;

- письменные пояснения по поводу размещения вышеуказанной рекламы по адресам: г. Киселевск, ул. 50 лет города, 13а, г. Прокопьевск, ул. Вокзальная, 44, содержащей признаки нарушения требований пункта 1 части 2, пунктов 1, 2 части 3 статьи 5, частей 13, 14 статьи 28 ФЗ «О рекламе».

В случае отсутствия какой-либо информации из запрашиваемого перечня или невозможности ее предоставления необходимо указать причины отсутствия данной информации.

Информируем о возможности рассмотрения дела с использованием систем видеоконференцсвязи или программ, обеспечивающих голосовую видеосвязь посредством сети «Интернет».

Для обеспечения беспрепятственного доступа к видеоконференцсвязи и формирования графика конференций Кемеровское УФАС России просит заблаговременно (не позднее 3 рабочих дней до рассмотрения) сообщить о принятом решении об участии.

При этом полномочия представителей лиц, участвующих в рассмотрении дела, должны быть оформлены в соответствии с законодательством Российской Федерации и соответствующие документы направлены в адрес Кемеровского УФАС России.

Одновременно сообщаем, что независимо от формы участия, все письменные пояснения и документы будут всесторонне изучены и учтены при рассмотрении дела.

О принятом решении надлежит сообщить Кемеровскому УФАС России в течение 3 рабочих дней с момента получения настоящего определения по электронной почте: to42@fas.gov.ru.

Одновременно сообщаем, что независимо от формы участия в заседании Комиссии Кемеровского УФАС России, все письменные пояснения и документы будут всесторонне изучены и учтены при рассмотрении дела.

 

 

 

 

 

Заместитель руководителя управления

<...>

Связанные организации

Сибирское ГУ Банка России
ИНН 7702235133, ОГРН 1037700013020