Решение №ТМ/7638/23 Решение по делу № 042/05/14-707/2023 от 18 августа 2023 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

Решение по делу

№ 042/05/14-707/2023

 

Генеральному директору ООО «ЮТРК»

<...>

 


Руководителю Управления Роскомнадзора по Кемеровской области — Кузбассу

<...>

 

 

 

 

РЕШЕНИЕ ПО ДЕЛУ № 042/05/14-707/2023

 

«07» августа 2023г. г. Кемерово

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Кемеровской области по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:

Заместителя

председателя Комиссии:

<...> -

 

временно исполняющей обязанности руководителя управления;

 

Членов Комиссии:

<...> -

старшего специалиста 1 разряда отдела рекламы и

недобросовестной конкуренции,

 

<...> -

ведущего специалиста-эксперта отдела рекламы и

недобросовестной конкуренции,

 

рассмотрев дело № 042/05/14-707/2023, возбужденное в отношение общества с ограниченной ответственностью «Юргинская телерадиокомпания» (далее - ООО «ЮТРК», юридический адрес: 652062, Кемеровская область — Кузбасс, г. Юрга, ул. Машиностроителей, дом 51-Б, ОГРН 1094230000370, Дата присвоения ОГРН 06.04.2009, ИНН 4230026378, КПП 423001001) по признакам нарушения требований части 3 статьи 14 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее по тексту - ФЗ «О рекламе»),

 

УСТАНОВИЛА:

 

В адрес Управления Федеральной антимонопольной службы по Кемеровской области поступило обращение Управления Роскомнадзора по Кемеровской области - Кузбассу (исх. от 04.05.2023 № 6110-03/42, вх. От 05.05.2023 № 4268/23) о наличии признаков нарушения требований части 3 статьи 14 ФЗ «О рекламе», а именно требований об общей продолжительности распространяемой рекламы в составе телеканала «Юрга С-1», допущенное вещательной организацией ООО «ЮТРК» в течение суток.

В соответствии со статьей 3 Закона о рекламе рекламой является информация, распространяемая любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

Более того, реклама призвана быть убеждающей по своему характеру с тем, чтобы привлечь внимание новых потребителей к товару (объекту рекламирования), сформировать положительное представление о нем и необходимое рекламодателю для продвижения товара позитивное отношение к нему. Признаком рекламы является ее способность стимулировать интерес к объекту рекламирования для продвижения его на рынке, поддержать интерес к нему и закрепить его образ в памяти потребителя.

Под объектом рекламирования понимается товар, средство его индивидуализации, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания, к которым направлена реклама; под товаром понимается продукт деятельности (в том числе работа, услуга), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот.

Часть 3 статьи 14 Закона о рекламе предусматривает, что общая продолжительность распространяемой в телепрограмме рекламы (в том числе такой рекламы, как телемагазины), прерывания телепрограммы рекламой (в том числе спонсорской рекламой) и совмещения рекламы с телепрограммой способом «бегущей строки» или иным способом ее наложения на кадр телепрограммы не может превышать двадцать процентов времени вещания в течение часа и пятнадцать процентов времени вещания в течение суток, за исключением случаев, предусмотренных частями 3.4 и 3.5 настоящей статьи.

При этом, исходя из буквального толкования, ограничения части 3 статьи 14 Закона о рекламе установлены в отношении времени вещания телепрограммы, следовательно, должны соблюдаться применительно к продукции (телепрограммам) каждого средства массовой информации (в том числе телеканала).

Данная норма не устанавливает предельную продолжительность рекламы ни по отношению к вещателю, ни по отношению к телеканалу, а ограничивает время вещания отдельных телепрограмм.

Понятие «телепрограммы» Закон о рекламе не содержит.

В соответствии со статьей 2 Закона РФ от 27.12.1991 № 2124-1 «О средствах массовой информации» под телепрограммой понимается совокупность периодических аудио-, аудиовизуальных сообщений и материалов (передач), имеющая постоянное наименование (название) и выходящая в свет (в эфир) не реже одного раза в год.

Таким образом, в случае вещания на одной частоте двух и более средств массовой информации, на вещание которых выдана соответствующая лицензия, объем рекламы в телепрограмме рассчитывается для вещания телепрограмм каждого из них, исходя из времени вещания данного средства массовой информации в определенный промежуток времени.

Соответственно, объем рекламы в каждой телепрограмме, как в средстве массовой информации, не должен превышать двадцать процентов времени вещания в течение часа и пятнадцать процентов времени вещания в течение суток, если такая телепрограмма не зарегистрирована как специализирующаяся на сообщениях и материалах рекламного характера. При этом в объем рекламы, транслируемой в телепрограмме, включается любая реклама, распространявшаяся в период трансляции данной телепрограммы.

Из материалов дела следует, что в соответствии с лицензией на осуществление телевизионного вещания от 30.03.2022 № ЛО33-00114-77/00013701, ООО «ЮТРК» осуществляет вещание двух телеканалов: «Юрга С-1» (свидетельство о регистрации СМИ серии Эл № ТУ 42-01004 от 14.02.2022) и «Че», общий объем вещания в неделю 168 часов. Направление вещания СМИ «Юрга С-1» информационно-развлекательное (новости, события, репортажи, интервью и т.п. Передача музыкальных произведений, композиций и песен. Комедийные программы, шоу, игры, конкурсы, концерты, фильмы, сериалы, мультфильмы и т.д. Трансляция спортивных состязаний, обозрения различных видов спорта). Соотношение вещания продукции данного СМИ к общему объему вещания - 10 часов в неделю.

СМИ «Юрга С-1» зарегистрировано в качестве средства массовой информации, не специализирующегося на сообщениях и материалах рекламного характера.

В ходе анализа записей эфира телеканалов «Юрга С-1», «Че» г. Юрга Кемеровской области - Кузбасса за период с 00:00 13.03.2023 по 24:00 19.03.2023 установлено, что объем рекламных сообщений в составе телеканала «Юрга С-1» превышает 15 % времени вещания в течение суток, а именно:

13.03.2023 общий объем вещания СМИ «Юрга С-1» составил: 1 час 25 минут 17 секунд либо 5117 секунд в течение суток (из них реклама: 51 минута 02 секунды либо 3062 секунды - 60 % от вещания телеканала «Юрга С-1» в течение суток (за минусом объявлений информационного характера - 51 секунды);

14.03.2023 общий объем вещания СМИ «Юрга С-1» составил: 1 час 29 минут 51 секунда либо 5391 секунда в течение суток (из них реклама 46 минут 52 секунды либо 2 812 секунд - 52 % от вещания телеканала «Юрга С-1» в течение суток (за минусом объявления информационного характера - 85 секунд);

15.03.2023 общий объем вещания СМИ «Юрга С-1» составил: 1 час 33 минуты 29 секунд либо 5609 секунд в течение суток (из них реклама 48 минут 31 секунда либо 2911 секунд - 52 % от вещания телеканала «Юрга С-1» в течение суток (за минусом объявлений информационного характера - 178 секунд);

16.03.2023 общий объем вещания СМИ «Юрга С-1» составил: 1 час 44 минуты 54 секунды либо 6294 секунды в течение суток (из них реклама 40 минут 40 секунд либо 2440 секунды - 39 % от вещания телеканала «Юрга С-1» в течение суток (за минусом объявлений информационного характера - 150 секунд);

17.03.2023 общий объем вещания СМИ «Юрга С-1» составил: 1 час 43 минуты 2 секунды либо 6182 секунды в течении суток (из них реклама 35 минут 5 секунд либо 2105 секунд - 34 % от вещания телеканала «Юрга С-1 в течение суток (за минусом объявлений информационного характера - 159 секунд);

18.03.2023 общий объем вещания СМИ «Юрга С-1» составил: 8 минут 47 секунд либо 527 секунды в течение суток (из них реклама 4 минуты 28 секунды либо 268 секунд - 51 % от вещания телеканала «Юрга С-1» в течение суток (за минусом объявлений информационного характера - 17 секунд);

19.03.2023 общий объем вещания СМИ «Юрга С-1» составил: 1 час 42 минуты 53 секунды либо 6173 секунды (из них реклама 38 минут 28 секунд либо 2308 секунд - 37,4 % от вещания телеканала «Юрга С-1» в течение суток (за минусом объявлений информационного характера - 102 секунды).

Частью 3 статьи 14 ФЗ «О рекламе» установлено, что общая продолжительность распространяемой в телепрограмме рекламы (в том числе такой рекламы, как телемагазины), прерывания телепрограммы рекламой (в том числе спонсорской рекламой) и совмещения рекламы с телепрограммой способом «бегущей строки» или иным способом ее наложения на кадр телепрограммы не может превышать двадцать процентов времени вещания в течение часа и пятнадцать процентов времени вещания в течение суток, за исключением случаев, предусмотренных частями 3.4 и 3.5 настоящей статьи.

В соответствии с частью 7 статьи 38 ФЗ «О рекламе» ответственность за нарушение требований, установленных частью 3 статьи 14 ФЗ «О рекламе» несет рекламораспространитель.

В данном случае рекламораспространителем является ООО «ЮТРК» (юридический адрес: 652062, Кемеровская область - Кузбасс, г. Юрга, ул. Машиностроителей, дом 51Б, ОГРН 1094230000370, дата присвоения ОГРН 06.04.2009, ИНН 4230026378, КПП 423001001).

06.06.2023 определением о возбуждении дела по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе Кемеровским УФАС России было возбуждено дело № 04/05/14-707/2023 в отношении ООО «ЮТРК» и назначено к рассмотрению на 03.07.2023 на 11 часов 00 минут. Копия данного определения была направлена в адрес ООО «ЮТРК» заказным письмом с уведомлением о вручении, а также заявителю заказным письмом с уведомлением о вручении (распечатка с сайта АО «Почта России: отслеживание почтовых отправлений» с пометкой «10 июня 2023, 16:34 неудачная попытка вручения» в адрес ООО «ЮТРК», а также распечатка с сайта АО «Почта России: отслеживание почтовых отправлений» с пометкой «13 июня 2023, 08:52 вручение адресату» в адрес Управления Роскомнадзора по Кемеровской области - Кузбассу имеются в материалах дела).

03.07.2023 состоялось заседание Комиссии Кемеровского УФАС России, рассмотрев материалы дела № 042/05/14-707/2023, Комиссия приняла решение об отложении рассмотрения данного дела в связи с отсутствием сведений о надлежащем уведомлении ООО «ЮТРК» о дате, времени и месте рассмотрения данного дела, а также для получения дополнительных доказательств по делу.

03.07.2023 определением об отложении рассмотрение дела № 042/05/14-707/2023 было отложено на 07.08.2023 на 11 часов 00 минут. Копии данного определения были направлены по адресу регистрации ООО «ЮТРК», а также заявителю заказными письмами с уведомлением о вручении (распечатка с сайта АО «Почта России: отслеживание почтовых отправлений» с пометкой «вручение адресату почтальоном» в адрес ООО «ЮТРК», а также распечатка с сайта АО «Почта России: отслеживание почтовых отправлений» с пометкой «вручение адресату почтальоном» в адрес Управления Роскомнадзора по Кемеровской области – Кузбассу имеются в материалах дела).

01.08.2023 в адрес Кемеровского УФАС России поступили письменные пояснения ООО «ЮТРК», в которых Общество признает свою вину в части нарушения требований ч. 3 ст. 14 ФЗ «О рекламе» и поясняет, что данные нарушения повлекла за собой халатность ответственного за данное направление в компании трафик менеджера. Данный сотрудник был принят на работу за две недели до проверки, после выявленного нарушения получил строгий выговор (документы, подтверждающие данные сведения не представлены).

04.08.2023 в адрес Кемеровского УФАС России поступили письменные пояснения ООО «ЮТРК», из которых следует об устранении нарушения требований ч. 3 ст.14 ФЗ «О рекламе», но доказательства устранения данного правонарушения ООО «ЮТРК» не представлены.

07.08.2023 состоялось заседание Комиссии Кемеровского УФАС России, в присутствии представителя по доверенности № 19 от 07.08.2023 Управления Роскомнадзора по Кемеровской области - Кузбассу <...>.

Рассмотрев материалы дела, Комиссия Кемеровского УФАС России установила следующее:

В адрес Управления Федеральной антимонопольной службы по Кемеровской области поступило обращение Управления Роскомнадзора по Кемеровской области - Кузбассу (исх. от 04.05.2023 № 6110-03/42, вх. от 05.05.2023 № 4268/23) о наличии признаков нарушения требований части 3 статьи 14 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее по тексту - ФЗ «О рекламе»), а именно требований об общей продолжительности распространяемой рекламы в составе телеканала «Юрга С-1», допущенное вещательной организацией ООО «ЮТРК» в течение суток.

В соответствии со статьей 3 Закона о рекламе рекламой является информация, распространяемая любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

Более того, реклама призвана быть убеждающей по своему характеру с тем, чтобы привлечь внимание новых потребителей к товару (объекту рекламирования), сформировать положительное представление о нем и необходимое рекламодателю для продвижения товара позитивное отношение к нему. Признаком рекламы является ее способность стимулировать интерес к объекту рекламирования для продвижения его на рынке, поддержать интерес к нему и закрепить его образ в памяти потребителя.

Под объектом рекламирования понимается товар, средство его индивидуализации, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания, к которым направлена реклама; под товаром понимается продукт деятельности (в том числе работа, услуга), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот.

Часть 3 статьи 14 Закона о рекламе предусматривает, что общая продолжительность распространяемой в телепрограмме рекламы (в том числе такой рекламы, как телемагазины), прерывания телепрограммы рекламой (в том числе спонсорской рекламой) и совмещения рекламы с телепрограммой способом «бегущей строки» или иным способом ее наложения на кадр телепрограммы не может превышать двадцать процентов времени вещания в течение часа и пятнадцать процентов времени вещания в течение суток, за исключением случаев, предусмотренных частями 3.4 и 3.5 настоящей статьи.

При этом, исходя из буквального толкования, ограничения части 3 статьи 14 Закона о рекламе установлены в отношении времени вещания телепрограммы, следовательно, должны соблюдаться применительно к продукции (телепрограммам) каждого средства массовой информации (в том числе телеканала).

Данная норма не устанавливает предельную продолжительность рекламы ни по отношению к вещателю, ни по отношению к телеканалу, а ограничивает время вещания отдельных телепрограмм.

Понятие «телепрограммы» Закон о рекламе не содержит.

В соответствии со статьей 2 Закона РФ от 27.12.1991 № 2124-1 «О средствах массовой информации» под телепрограммой понимается совокупность периодических аудио-, аудиовизуальных сообщений и материалов (передач), имеющая постоянное наименование (название) и выходящая в свет (в эфир) не реже одного раза в год.

Таким образом, в случае вещания на одной частоте двух и более средств массовой информации, на вещание которых выдана соответствующая лицензия, объем рекламы в телепрограмме рассчитывается для вещания телепрограмм каждого из них, исходя из времени вещания данного средства массовой информации в определенный промежуток времени.

Соответственно, объем рекламы в каждой телепрограмме, как в средстве массовой информации, не должен превышать двадцать процентов времени вещания в течение часа и пятнадцать процентов времени вещания в течение суток, если такая телепрограмма не зарегистрирована как специализирующаяся на сообщениях и материалах рекламного характера. При этом в объем рекламы, транслируемой в телепрограмме, включается любая реклама, распространявшаяся в период трансляции данной телепрограммы.

Из материалов дела следует, что в соответствии с лицензией на осуществление телевизионного вещания от 30.03.2022 ЛО33-00114-77/00013701 ООО «ЮТРК» осуществляет вещание двух телеканалов: «Юрга С-1» (свидетельство о регистрации СМИ серии Эл № ТУ 42-01004 от 14.02.2022) и «Че», общий объем вещания в неделю 168 часов. Направление вещания СМИ «Юрга С-1» информационно-развлекательное (новости, события, репортажи, интервью и т.п. Передача музыкальных произведений, композиций и песен. Комедийные программы, шоу, игры, конкурсы, концерты, фильмы, сериалы, мультфильмы и т.д. Трансляция спортивных состязаний, обозрения различных видов спорта). Соотношение вещания продукции данного СМИ к общему объему вещания - 10 часов в неделю.

СМИ «Юрга С-1» зарегистрировано в качестве средства массовой информации, не специализирующегося на сообщениях и материалах рекламного характера.

В ходе анализа записей эфира телеканалов «Юрга С-1», «Че» г. Юрга Кемеровской области - Кузбасса за период с 00:00 13.03.2023 по 24:00 19.03.2023 установлено, что объем рекламных сообщений в составе телеканала «Юрга С-1» превышает 15 % времени вещания в течение суток, а именно:

13.03.2023 общий объем вещания СМИ «Юрга С-1» составил: 1 час 25 минут 17 секунд либо 5117 секунд в течение суток (из них реклама: 51 минута 02 секунды либо 3062 секунды - 60 % от вещания телеканала «Юрга С-1» в течение суток (за минусом объявлений информационного характера - 51 секунды);

14.03.2023 общий объем вещания СМИ «Юрга С-1» составил: 1 час 29 минут 51 секунда либо 5391 секунда в течение суток (из них реклама 46 минут 52 секунды либо 2 812 секунд - 52 % от вещания телеканала «Юрга С-1» в течение суток (за минусом объявления информационного характера - 85 секунд);

15.03.2023 общий объем вещания СМИ «Юрга С-1» составил: 1 час 33 минуты 29 секунд либо 5609 секунд в течение суток (из них реклама 48 минут 31 секунда либо 2911 секунд - 52 % от вещания телеканала «Юрга С-1» в течение суток (за минусом объявлений информационного характера - 178 секунд);

16.03.2023 общий объем вещания СМИ «Юрга С-1» составил: 1 час 44 минуты 54 секунды либо 6294 секунды в течение суток (из них реклама 40 минут 40 секунд либо 2440 секунды - 39 % от вещания телеканала «Юрга С-1» в течение суток (за минусом объявлений информационного характера - 150 секунд);

17.03.2023 общий объем вещания СМИ «Юрга С-1» составил: 1 час 43 минуты 2 секунды либо 6182 секунды в течении суток (из них реклама 35 минут 5 секунд либо 2105 секунд - 34 % от вещания телеканала «Юрга С-1 в течение суток (за минусом объявлений информационного характера - 159 секунд);

18.03.2023 общий объем вещания СМИ «Юрга С-1» составил: 8 минут 47 секунд либо 527 секунды в течение суток (из них реклама 4 минуты 28 секунды либо 268 секунд - 51 % от вещания телеканала «Юрга С-1» в течение суток (за минусом объявлений информационного характера - 17 секунд);

19.03.2023 общий объем вещания СМИ «Юрга С-1» составил: 1 час 42 минуты 53 секунды либо 6173 секунды (из них реклама 38 минут 28 секунд либо 2308 секунд - 37,4 % от вещания телеканала «Юрга С-1» в течение суток (за минусом объявлений информационного характера - 102 секунды).

Частью 3 статьи 14 ФЗ «О рекламе» установлено, что общая продолжительность распространяемой в телепрограмме рекламы (в том числе такой рекламы, как телемагазины), прерывания телепрограммы рекламой (в том числе спонсорской рекламой) и совмещения рекламы с телепрограммой способом «бегущей строки» или иным способом ее наложения на кадр телепрограммы не может превышать двадцать процентов времени вещания в течение часа и пятнадцать процентов времени вещания в течение суток, за исключением случаев, предусмотренных частями 3.4 и 3.5 настоящей статьи.

В соответствии с частью 7 статьи 38 ФЗ «О рекламе» ответственность за нарушение требований, установленных частью 3 статьи 14 ФЗ «О рекламе» несет рекламораспространитель.

В данном случае рекламораспространителем является ООО «ЮТРК» (юридический адрес: 652062, Кемеровская область - Кузбасс, г. Юрга, ул. Машиностроителей, дом 51-Б, ОГРН 1094230000370, Дата присвоения ОГРН 06.04.2009, ИНН 4230026378, КПП 423001001).

Руководствуясь пунктом 1 части 2 статьи 33, частью 1 статьи 36 Федерального закона от 13.03.2006 № 38 - ФЗ «О рекламе» и в соответствии с пунктами 42-47 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 24.11.2020 № 1922 Комиссия Кемеровского УФАС России,


 

РЕШИЛА:

 

  1. Признать ненадлежащей рекламу общества с ограниченной ответственностью «Юргинская телерадиокомпания» (юридический адрес: 652062, Кемеровская область - Кузбасс, г. Юрга, ул. Машиностроителей, дом 51-Б, ОГРН 1094230000370, Дата присвоения ОГРН 06.04.2009, ИНН 4230026378, КПП 423001001), поскольку в ней нарушены требования части 3 статьи 14 ФЗ «О рекламе».

2. Выдать обществу с ограниченной ответственностью «Юргинская телерадиокомпания» (юридический адрес: 652062, Кемеровская область — Кузбасс, г. Юрга, ул. Машиностроителей, дом 51-Б, ОГРН 1094230000370, Дата присвоения ОГРН 06.04.2009, ИНН 4230026378, КПП 423001001) предписание о прекращении нарушения требований, установленных частью 3 статьи 14 ФЗ «О рекламе».

3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Кемеровского УФАС России для возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

 

Решение изготовлено в полном объеме « » августа 2023 года.

 

Решение может быть обжаловано в порядке, предусмотренном статьей 37 ФЗ «О рекламе».

 

 

 

 

Заместитель председателя Комиссии

<...>

 

 

Члены Комиссии:

<...>

 

 

 

<...>

 

Связанные организации

Управление Роскомнадзора по Кемеровской области - Кузбассу
ИНН 4205069089, ОГРН 1044205033377
ОБЩЕСТВО С ОГРАНИЧЕННОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТЬЮ "ЮРГИНСКАЯ ТЕЛЕРАДИОКОМПАНИЯ"
ИНН 4230026378, ОГРН 1094230000370