Решение №11/12370 по жалобе от 5 декабря 2019 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Решение по жалобе № 042/10/18.1-2055/2019

«03» декабря 2019 г.                                                                                              г. Кемерово
 

     Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Кемеровской области по рассмотрению жалоб о нарушении процедуры торгов и порядка заключения договоров, утверждения порядка рассмотрения жалоб в составе:

     в присутствии:

     - <…>– представителя Межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Кемеровской и Томской областях, доверенность;

     в отсутствие: заявителя – ООО «Стройдом»», его представителя,

     рассмотрев в порядке, установленном статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – ФЗ № 135-ФЗ), жалобу общества с ограниченной ответственностью «Стройдом» и материалы жалобы  № 042/10/18.1-2055/2019

УСТАНОВИЛА:

     25.11.2019 в адрес Управления Федеральной антимонопольной службы по Кемеровской области (далее – Кемеровское УФАС России) поступила жалоба общества с ограниченной ответственностью «Стройдом» (далее - ООО «Стройдом») на действия организатора торгов – Межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Кемеровской и Томской областях (далее – МТУ Росимущество) при проведении аукциона по реализации древесины (процедура № 21537 от 18.10.2019, адрес электронной площадки: https//i.rts-tender.ru).

     По мнению заявителя, нарушение выразилось в отказе в допуске заявки ООО «Стройдом» к участию в аукционе, в связи с тем, что заявка не соответствует требованиям информационного сообщения о проведении аукциона.

     Уведомлением от 26.11.2019 исх. № 11/11989 рассмотрение жалобы было назначено на 03.12.2019 на 11 часов 00 минут.

     Представитель МТУ Росимущество, присутствовавшая 03.12.2019 на заседании Комиссии Кемеровского УФАС России, пояснила, что реализация древесины осуществлялась путем проведения аукциона в соответствии с требованиями Федерального закона от 21.12.2001 № 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества» (далее – ФЗ № 178-ФЗ), в информационном сообщении о проведении аукциона был указан перечень предоставляемых участниками торгов документов и требования к их оформлению, в том числе требовалось предоставление нотариально заверенных копии учредительных документов и свидетельства о государственной регистрации. Также представитель МТУ Росимущество сообщила, что ООО «Стройдом» были представлены документы, не отвечающие требованиям, установленным в п. 4 информационного сообщения, а именно: не представлены нотариально заверенные копии учредительных документов и свидетельства о государственной регистрации, в связи с чем данному участнику было отказано в участии в аукционе. Также представитель МТУ Росимущество пояснила, что данное требование необходимо для удостоверения подлинности данных документов.

     ООО «Стройдом», надлежащим образом извещенное о дате, месте, времени рассмотрения жалобы, на рассмотрение жалобы № 042/10/18.1-2055/2019 не явилось, представителя не направило. 

     Изучив имеющиеся материалы, Комиссия Кемеровского УФАС России установила следующее:

     Частью 1 статьи 18.1 ФЗ № 135-ФЗ установлено, что антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

     В соответствии с частью 2 статьи 18.1 ФЗ № 135-ФЗ действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов.

     Исходя из изложенного, жалоба на действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии в антимонопольный орган в порядке статьи 18.1 ФЗ № 135-ФЗ может быть подана: во всех случаях, непосредственно участниками закупки; в случаях, если такое обращение связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах лицами, чьи права и законные интересы затронуты.

     16.10.2019 МТУ Росимущество вынесено распоряжение № 42-641-р о проведении аукциона в электронной форме по продаже древесины, которая получена при использовании лесов, расположенных на землях лесного фонда в соответствии со ст. 43-46 Лесного кодекса Российской Федерации.

     18.10.2019 на официальном сайте торгов по адресу: www.torgi.gov.ru, а также на официальном сайте Росимущества: www.rosim.ru, на электронной площадке ООО «РТС-тендер»: https//i.rts-tender.ru, размещено извещение № 181019/0013074/01 о проведении указанного выше аукциона.

      В соответствии с протоколом рассмотрения заявок на участие в аукционе в электронной форме от 19.11.2019 № U21537-1 на участи в аукционе было подано три заявки: две заявки от юридических лиц – ООО «Стройдом», ООО «Глобус», одна заявка от физического лица. Заявки ООО «Глобус» и физического лица были допущены к дальнейшему участию в аукционе, заявка ООО «Стройдом» не была допущена к участию в аукционе в связи с нарушением п. 4 информационного сообщения, а именно: претендентом не предоставлены нотариально заверенные копии учредительных документов и свидетельства о государственной регистрации юридического лица.

     Статьей 16 ФЗ № 178-ФЗ установлен перечень документов, представляемых покупателями государственного и муниципального имущества.

      Согласно п. 1 ст. 16 ФЗ № 178-ФЗ одновременно с заявкой претенденты представляют следующие документы:

     - юридические лица:

     - заверенные копии учредительных документов;

     - документ, содержащий сведения о доле Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования в уставном капитале юридического лица (реестр владельцев акций либо выписка из него или заверенное печатью юридического лица (при наличии печати) и подписанное его руководителем письмо);

     - документ, который подтверждает полномочия руководителя юридического лица на осуществление действий от имени юридического лица (копия решения о назначении этого лица или о его избрании) и в соответствии с которым руководитель юридического лица обладает правом действовать от имени юридического лица без доверенности;

     - физические лица предъявляют документ, удостоверяющий личность, или представляют копии всех его листов.

      В случае, если от имени претендента действует его представитель по доверенности, к заявке должна быть приложена доверенность на осуществление действий от имени претендента, оформленная в установленном порядке, или нотариально заверенная копия такой доверенности. В случае, если доверенность на осуществление действий от имени претендента подписана лицом, уполномоченным руководителем юридического лица, заявка должна содержать также документ, подтверждающий полномочия этого лица.

     В соответствии с п. 2 ст. 16 ФЗ № 178-ФЗ все листы документов, представляемых одновременно с заявкой, либо отдельные тома данных документов должны быть прошиты, пронумерованы, скреплены печатью претендента (при наличии печати) (для юридического лица) и подписаны претендентом или его представителем.

     К данным документам (в том числе к каждому тому) также прилагается их опись. Заявка и такая опись составляются в двух экземплярах, один из которых остается у продавца, другой - у претендента.

      Соблюдение претендентом указанных требований означает, что заявка и документы, представляемые одновременно с заявкой, поданы от имени претендента. При этом ненадлежащее исполнение претендентом требования о том, что все листы документов, представляемых одновременно с заявкой, или отдельные тома документов должны быть пронумерованы, не является основанием для отказа претенденту в участии в продаже.

     Не допускается устанавливать иные требования к документам, представляемым одновременно с заявкой, за исключением требований, предусмотренных настоящей статьей, а также требовать представление иных документов.

     В случае проведения продажи государственного или муниципального имущества в электронной форме заявка и иные представленные одновременно с ней документы подаются в форме электронных документов.

     Согласно п. 8 ст. 18 ФЗ № 178-ФЗ претендент не допускается к участию в аукционе по следующим основаниям:

     - представленные документы не подтверждают право претендента быть покупателем в соответствии с законодательством Российской Федерации;

     - представлены не все документы в соответствии с перечнем, указанным в информационном сообщении (за исключением предложений о цене государственного или муниципального имущества на аукционе), или оформление указанных документов не соответствует законодательству Российской Федерации;

     - заявка подана лицом, не уполномоченным претендентом на осуществление таких действий;

     - не подтверждено поступление в установленный срок задатка на счета, указанные в информационном сообщении.

     Перечень оснований отказа претенденту в участии в аукционе является исчерпывающим.

     Исходя из изложенного, при продаже государственного и муниципального имущества предусмотрено предоставление претендентами – юридическими лицами в составе заявки заверенных копий учредительных документов. Не допускается устанавливать иные требования к документам, представляемым одновременно с заявкой, за исключением требований, предусмотренных ст. 16 ФЗ № 178-ФЗ, а также требовать представление иных документов. В случае проведения аукциона в электронной форме заявка и иные представленные одновременно с ней документы подаются в форме электронных документов. Перечень оснований для отказа претенденту установлен ч. 8 ст. 18 ФЗ № 178-ФЗ и является исчерпывающим.

     Учредительные документы – это пакет документов, который является юридической основой деятельности организации, определяет ее правовой статус.

     Понятие «учредительные документы» сформулировано в ст. 52 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ): юридические лица действуют на основании уставов, которые утверждаются их учредителями (участниками). Хозяйственное товарищество действует на основании учредительного договора, который заключается его учредителями (участниками) и к которому применяются правила настоящего Кодекса об уставе юридического лица. Юридические лица могут действовать на основании типового устава, утвержденного уполномоченным государственным органом. Устав юридического лица, утвержденный учредителями (участниками) юридического лица, должен содержать сведения о наименовании юридического лица, его организационно-правовой форме, месте его нахождения, порядке управления деятельностью юридического лица, а также другие сведения, предусмотренные законом для юридических лиц соответствующих организационно-правовой формы и вида.

     Таким образом, к учредительным документам относятся устав, учредительный договор.

     Согласно п. 4 информационного сообщения к заявке претендента прилагаются нотариально заверенные копии учредительных документов и свидетельства о государственной регистрации юридического лица. Указанные документы, в том числе копии документов, в части их оформления, заверения и содержания должны соответствовать требованиям законодательства Российской Федерации и настоящего информационного сообщения.

     Таким образом, действия МТУ Росимущество, выразившиеся в установлении п. 4 информационного сообщения дополнительного (иного) требования о предоставлении нотариально заверенных учредительных документов и свидетельства о государственной регистрации юридического лица, вступают в противоречие с п. 1, 2 ст. 16 ФЗ № 178-ФЗ, устанавливающих требование о предоставлении заверенных копий учредительных документов, а также не допускающих устанавливать иные требования к документам, представляемым одновременно с заявкой, за исключением требований, предусмотренных настоящей статьей, а также требовать представление иных документов. Перечень оснований отказа претенденту в участии в аукционе, в том числе связанных с представлением ненадлежащим образом оформленных документов, установлен п. 2 ст. 18 ФЗ № 178-ФЗ и является исчерпывающим. Данные обстоятельства свидетельствуют о том, что основания для отказа ООО «Стройдом» в допуске к участию в аукционе по причине непредставления в составе заявки нотариально заверенных учредительных документов и свидетельства о государственной регистрации юридического лица, отсутствовали.

     Следствием указанных действий явилось нарушение установленных нормативными правовыми актами требований о предоставлении покупателями государственного и муниципального имущества, имущества, обращенного в собственность государства, документов, необходимых для участия в торгах, что привело к тому, что потенциальный претендент был лишен возможности участия в спорном аукционе, а также был вынужден обратиться в антимонопольный орган с соответствующей жалобой.

     Согласно ч. 20 ст. 18.1 ФЗ № 135-ФЗ по результатам рассмотрения жалобы по существу комиссия антимонопольного органа принимает решение о признании жалобы обоснованной или необоснованной и в случае, если жалоба признана обоснованной, принимает решение о необходимости выдачи предписания, предусмотренного п. 3.1 ч. 1 ст. 23 ФЗ № 135-ФЗ. Учитывая, что по результатам аукциона между МТУ Росимущество и ООО «Глобус» заключен договор купли–продажи, Комиссия Кемеровского УФАС России приходит к выводу об отсутствии оснований для выдачи МТУ Росимущества соответствующего предписания.

     Руководствуясь статьей 18.1, статьей 23 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия Кемеровского УФАС России

РЕШИЛА:

     1. Признать жалобу ООО «Стройдом» на действия организатора торгов – Межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Кемеровской и Томской областях при проведении аукциона по реализации древесины (процедура № 21537 от 18.10.2019, адрес электронной площадки: https//i.rts-tender.ru), обоснованной.

     2. Признать Межрегиональное территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Кемеровской и Томской областях нарушившим п. 1 ст. 16, п. 2 ст. 18 Федерального закона от № 178-ФЗ.

      3 Предписание Межрегиональному территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Кемеровской и Томской областях не выдавать.

      4. Передать материалы жалобы № 042/10/18.1-2055/2019 для рассмотрения вопроса о возбуждении административного производства.

 

     Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

Учредительные документы при создании, а также все вносимые изменения в них вступают в силу только после их обязательной государственной регистрации.

Согласно действующему законодательству, регистрацией юридических лиц занимается Федеральная налоговая служба.

Строго по закону к учредительным документам организации не относятся Свидетельство о регистрации юрлица и Свидетельство о постановке на налоговый учет. Но они являются важными, так как подтверждают то, что организация зарегистрирована соответствующим образом. Поэтому эти два документа требуются вместе с учредительными, например при открытии счета в банке.

 

     Согласно п. 4 информационного сообщения к заявке претендента прилагаются нотариально заверенные копии учредительных документов и свидетельства о государственной регистрации юридического лица. Выписка из ЕГРЮЛ о состоянии юридического лица на текущую дату. Иностранные юридические лица представляют нотариально заверенные копии учредительных документов и выписки из торгового реестра страны происхождения или иное эквивалентное доказательство юридического статуса.

Связанные организации

Связанные организации не указаны