Решение б/н Решение по делу № 680/З-2016 от 2 ноября 2016 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

 

«25» октября 2016г.

Резолютивная часть решения оглашена «19» октября 2016г.                          г. Кемерово

Решение в полном объеме изготовлено «25» октября 2016г.

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Кемеровской области по контролю в сфере закупок в составе:

Председателя комиссии:

 Стельмах С.В. -

заместителя руководителя Кемеровского УФАС России;

Членов комиссии:

 Лыжина Д.А. -      

начальника отдела контроля в сфере закупок;

 

 Сивороновой Т.В. -

 

 

ведущего специалиста - эксперта отдела контроля в сфере закупок,

 

 

 

 

 

 

 

 

 

При участии представителя ООО «Спецстройкомплект» <...> (по доверенности № 7 от 12.10.2016 г.).

         рассмотрев дело № 680/З-2016, возбужденное по признакам нарушения  заказчиком – Управлением капитального строительства администрации города Новокузнецка законодательства в сфере закупок при проведении электронного аукциона   № 0339300003216000012 «Выполнение строительно-монтажных работ по объекту: "Газовая котельная мощностью 8,6 МВт в Новоильинском районе города Новокузнецка"», и в результате проведения внеплановой проверки в соответствии с требованиями статьи 99 Федерального закона  от 05.04.2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд» (далее по тексту – ФЗ № 44-ФЗ), Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей)  для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденным приказом ФАС России  от 19.11.2014 № 727/14,

установила:

         12.10.2016г., 13.10.2016г. и 17.10.2016 г. в адрес Управления Федеральной антимонопольной службы по Кемеровской области поступили жалобы ООО «АСВЭЛ-КОНСАЛТ» (вх. № 4166Э от 13.10.2016г.),  ООО    «Спецстройкомпленкт» (вх. № 4199Э от 17.10.2016г.),  ООО «Строительные технологии» (вх. № 4165Э от 13.10.2016). ООО «Стройинвест» (вх. № 4149Э от 12.10.2016), ООО «Стройиндустрия» (вх. № 4143Э от 12.10.2016)  (далее – Заявители)  на действия заказчика – Управления капитального строительства администрации города Новокузнецка при проведении электронного аукциона № 0339300003216000012 «Выполнение строительно-монтажных работ по объекту: "Газовая котельная мощностью 8,6 МВт в Новоильинском районе города Новокузнецка"».

         По мнению заявителей, аукционная документация не соответствует требованиям закона о контрактной системе, а именно:

- заявитель ООО «Спецстройкомплект» указывает на то, что установление в пункте 1.1. проекта контракта запрета на привлечения субподрядчиков при исполнении контракта незаконно. ООО «Спецстройкомплект» полагает также, что требование о наличии у участника закупки допусков СРО на конкретные виды работ противоречит требованиям законодательства о контрактной системе в сфере закупок. ООО «Спецстройкомплект» полагает, что в ответе на запрос на положения аукционной документации был сформулирован ответ, который противоречит требованиям аукционной документации.

         - заявители ООО «Стройиндустрия», ООО «СТРОЙИНВЕСТ» указывают на то, что установление заказчиком требования к участнику закупки о наличии Свидетельства СРО на конкретные виды работ, требование предоставления свидетельства  НАКС о готовности организации-заявителя к использованию аттестованной технологии сварки (наплавки) и лицензии на выполнение  монтажа, технического обслуживания и ремонта систем пожаротушения и их элементов, включая диспетчеризацию и проведение пусконаладочных работ,  монтаж, техническое обслуживание и ремонт систем пожарной и охранно-пожарной сигнализации и их элементов, включая диспетчеризацию и проведение пусконаладочных работ является нарушением требований части 6 статьи 31 ФЗ № 44-ФЗ;

       - заявитель ООО «СТРОЙИНВЕСТ»  указывает на нарушение требований пункта  13 статьи 34 ФЗ № 44-ФЗ в части  невключения в контракт обязательного условия о порядке и сроках осуществления заказчиком приемки выполненной работы (ее результатов) в части соответствия их количества, комплектности, объема требованиям, установленным контрактом, а также о порядке и сроках оформления результатов такой приемки. По мнению заявителя, раздел 6 проекта контракта Заказчика определяет порядок приемки выполненных работ. Однако статьи указанного раздела не содержат информацию о сроке приемки выполненных работ. Действия Заказчика нарушают положения, установленные в пункте 13 статьи 34 Закона о контрактной системе, а также нарушают права и законные интересы Подрядчика, поскольку создают неопределенность в сроках исполнения обязательств со стороны Заказчика.

- заявитель ООО «Стройиндустрия» указывает также на нарушение требований   части 6 статьи 66 ФЗ № 44-ФЗ требованием предоставления  показателей  испытаний и химических  составов товаров, используемых в работе – грунтовки, труб стальных,  проката,  электродов;

- заявитель ООО «Асвэл-Консалт» указывает на нарушение требований  пунктов 1 и 2 части 1 статьи 64, части 6 статьи 66 ФЗ № 44-ФЗ требованием предоставления  показателей по пунктам 47, 187, 188, 189 «Электроды», 190 «Электроды», 191 «Электроды», 192 «Ацителен», 199 «Пропан-Бутан», 201 «Флюс», 212, 213, 216 «Кислород» Приложения № 2 к документации,  испытаний и химических составов товаров, используемых в работе;

- заявитель ООО «Асвэл-Консалт» указывает также на нарушение требований   ГОСТ 2.105-95 «Межгосударственный стандарт. Единая система конструкторской документации. Общие требования к текстовым документам» указанием словами числовых значений величин с обозначением физических величин и единиц счета  товаров по пунктам 46, 198, 213 Приложения № 2 к документации.

              - заявитель ООО «Строительные технологии» указывает на то, что в пунктах 144, 149, 211 Технического задания (Приложение № 2 к аукционной документации) имеется необъективность указания характеристик светильников со значением показателя степень защиты  «не ниже IP54», трубы полиэтиленовой по марке «не хуже ПЭ 100» и по классу средней плотности кирпича «не хуже 1,4», что, по мнению заявителя,  является нарушением требований статьи 33 ФЗ № 44-ФЗ.

          В процессе рассмотрения жалобы, проведения внеплановой проверки Комиссией Кемеровского УФАС России установлено:

05.09.2016г. на официальном сайте http://zakupki.gov.ru/ заказчиком – Управлением капитального строительства администрации города Новокузнецка были размещены извещение при проведении электронного аукциона № 0339300003216000012 «Выполнение строительно-монтажных работ по объекту: "Газовая котельная мощностью 8,6 МВт в Новоильинском районе города Новокузнецка"» и аукционная документация.

27.09.2016 по решению заказчика в аукционную документацию № 0339300003216000012 «Выполнение строительно-монтажных работ по объекту: "Газовая котельная мощностью 8,6 МВт в Новоильинском районе города Новокузнецка"» были внесены изменения.

Начальная (максимальная) цена контракта – 97 036 216 ,00 рубля.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 ФЗ № 44-ФЗ при осуществлении закупки заказчик устанавливает следующие единые требования к участникам закупки, в том числе соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.

           Предметом закупочной процедуры, в соответствии с Проект контракта, является: «п. 1.1. Заказчик  поручает,  а  Подрядчик  принимает на  себя  обязательства  по  выполнению строительно-монтажных работ лично (без привлечения субподрядчиков) по объекту: «Газовая котельная мощностью 8,6 МВт в Новоильинском районе г. Новокузнецка», в том числе - организовать и координировать работы, обеспечивать соблюдение требований технических регламентов, техники безопасности в процессе выполнения работ (согласно ч. 3 ст. 52 ГрК РФ) и передать работы Заказчику, а Заказчик  обязуется принять выполненные надлежащим образом работы и оплатить их».

        В соответствии со статьей 706 ГК РФ договором может быть предусмотрена обязанность подрядчика выполнить лично без привлечения к исполнению своих обязательств других лиц (субподрядчиков).

Согласно пункту 10. Раздела 3 аукционной документации и п. 1.6. проекта контракта Подрядчик обязан выполнять работы собственными силами  и средствами, лично (без привлечения субподрядчиков), а также организовать и координировать работы, обеспечивать соблюдение требований технических регламентов, техники безопасности в процессе выполнения работ. То есть, установлен запрет на привлечение других соответствующих лиц при исполнении контракта. С учетом указанных требований аукционной документацией предусматривается подтверждение участниками закупки соответствия их требованиям законодательства  следующими документами:

 

Пунктом 2 Информационной карты аукциона в электронной форме «Требования предъявляемые к участникам настоящего аукциона» предусматриваются единые требования к участникам закупки:

- наличии свидетельства о допуске к  определенному виду или видам работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства выданного саморегулируемой организацией в области инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства в порядке, установленном Градостроительным кодексом Российской Федерации, согласно Приказа Минрегиона РФ от 30.12.2009 № 624 "Об утверждении Перечня видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства" на осуществление следующих видов работ:

33. Работы по организации строительства, реконструкции и капитального ремонта привлекаемым застройщиком или заказчиком на основании договора юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем (генеральным подрядчиком):

33.4. Объекты электроснабжения до 110 кВ включительно

33.5. Объекты теплоснабжения

33.6. Объекты газоснабжения

33.7. Объекты водоснабжения и канализации;

6.1. Опалубочные работы

6.2. Арматурные работы

6.3. Устройство монолитных бетонных и железобетонных конструкций;

10.5. Монтаж, усиление и демонтаж технологических конструкций;

12.9. Гидроизоляция строительных конструкций

12.10. Работы по теплоизоляции зданий, строительных конструкций и оборудования;

15.3. Устройство и демонтаж системы газоснабжения;

18.2. Укладка трубопроводов теплоснабжения с температурой теплоносителя 115 градусов Цельсия и выше

18.3. Монтаж и демонтаж запорной арматуры и оборудования сетей теплоснабжения

18.4. Устройство колодцев и камер сетей теплоснабжения

18.5. Очистка полости и испытание трубопроводов теплоснабжения;

19.1. Укладка газопроводов с рабочим давлением до 0,005 МПа включительно

19.10. Очистка полости и испытание газопроводов

19.7. Ввод газопровода в здания и сооружения;

23.4. Монтаж оборудования котельных;

24.5. Пусконаладочные работы коммутационных аппаратов

24.23. Пусконаладочные работы оборудования водоочистки и оборудования химводоподготовки».

         Комиссия Кемеровского УФАС России приходит к выводу о том, что при  условии выполнения всех  работ лично подтверждение соответствия требованиям аукционной документации возможно наличием допусков СРО по пунктам 6.1., 6.2., 6.3., 10.5, 12.9., 12.10, 15.3., 18.2., 18.3., 18.5., 19.1., 19.10, 19.7.,  23.4, 24.5, 24.23, а также  копией Лицензии на осуществление деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонт средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений (Постановление Правительства РФ от 30.12.2011 N 1225 (ред. от 28.04.2015) "О лицензировании деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений").

      Требование наличия  Свидетельства о допуске к работам, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, выданное саморегулируемой организацией, основанной на членстве лиц, осуществляющих строительство, по перечню определённому приказом Минрегиона РФ от 30.12.2009 № 624 вступившему в силу с 01.07.2010 г., содержащего состав деятельности, предусматривающий выполнение работ согласно документации об аукционе: допуск на  «Работы по организации строительства, реконструкции и капитального ремонта привлекаемым застройщиком или заказчиком на основании договора юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем (генеральным подрядчиком) (33), включающее в себя пункты 33.4. Объекты электроснабжения до 110 кВ включительно, 33.5. Объекты теплоснабжения, 33.6. Объекты газоснабжения связано с необходимостью соблюдения требований ч.3.1 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ).

          Согласно части 1 статьи 55.8 ГрК РФ индивидуальный предприниматель или юридическое лицо вправе выполнять работы, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, при наличии выданного саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к таким работам (далее - свидетельство СРО).

В соответствии с частью 2 статьи 52 ГрК РФ виды работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, должны выполняться только индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, имеющими выданные саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к таким видам работ. Иные виды работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства могут выполняться любыми физическими или юридическими лицами.

Поскольку работы по  обеспечению пожарной безопасности, по огнезащите строительных конструкций и оборудования, и т.п установленные документацией работы как элементы работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства, согласно Приказу Минрегиона России от 30.12.2009 N 624 (далее также – Перечень), относятся к работам, оказывающим влияние на безопасность объектов капитального строительства, их выполнение, согласно ч. 2 ст. 52 ГрК РФ, возможно только индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, имеющими выданные саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к таким видам работ.

Письмом ФАС России от 02.11.2015 N АЦ/60557/15 "О рассмотрении обращения о применении Закона о контрактной системе по вопросу установления требований к участникам закупок о наличии у них свидетельств о допуске к работам, оказывающим влияние на безопасность объектов капитального строительства, выдаваемых саморегулируемыми организациями, при выполнении работ на объектах нового строительства" подтверждается, что при проведении заказчиком закупки по строительству, реконструкции или капитальному ремонту объекта капитального строительства, в том числе объекта незавершенного строительства, участник такой закупки должен иметь свидетельство о допуске к работам по организации строительства.

Частью 3.1 статьи 52 ГрК РФ предусматривается, что в случае, если работы по организации строительства, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства включены в указанный в части 4 статьи 55.8 настоящего Кодекса перечень, лицо, осуществляющее строительство такого объекта капитального строительства, должно иметь выданное саморегулируемой организацией свидетельство о допуске к работам по организации строительства.

Комиссия Кемеровского УФАС России проводит анализ  технического задания   и положений проекта муниципального контракта и устанавливает, что  участник закупки обязан организовать и координировать работы, обеспечивать соблюдение требований технических регламентов, техники безопасности в процессе выполнения работ (согласно ч. 3 ст. 52 ГрК РФ) и передать результаты работы Заказчику.

По окончанию всего объема работ должна быть осуществлена сдача объекта комиссии, назначенной Заказчиком по акту приемки законченного строительством Объекта с оформлением соответствующего акта (п. 6.7 проекта контракта).

Согласно положениям части 6 статьи 31 ФЗ № 44-ФЗ  Заказчики не вправе устанавливать требования к участникам закупок в нарушение требований настоящего Федерального закона.

           Заказчиком в пункте 2 Раздела IV аукционной документации установлены требования к участникам закупки, а именно: «Наличие свидетельства НАКС о готовности организации-заявителя к использованию аттестованной технологии сварки (наплавки) при изготовлении, монтаже и ремонте или реконструкции на опасных производственных объектах».

В соответствии с пунктом 2 части 3 статьи 49 ГК РФ право юридического лица осуществлять деятельность, для занятия которой необходимо получение специального разрешения (лицензии), членство в саморегулируемой организации или получение свидетельства саморегулируемой организации о допуске к определенному виду работ, возникает с момента получения такого разрешения (лицензии) или в указанный в нем срок либо с момента вступления юридического лица в саморегулируемую организацию или выдачи саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к определенному виду работ и прекращается при прекращении действия разрешения (лицензии), членства в саморегулируемой организации или выданного саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к определенному виду работ.

Согласно части 1 статьи 3 Федерального закона от 21.07.1997 № 116-ФЗ « О промышленной безопасности опасных производственных объектов» (далее – ФЗ                    № 116-ФЗ) требования промышленной безопасности - условия, запреты, ограничения и другие обязательные требования, содержащиеся в настоящем Федеральном законе, других федеральных законах, принимаемых в соответствии с ними нормативных правовых актах Президента Российской Федерации, нормативных правовых актах Правительства Российской Федерации, а также федеральных нормах и правилах в области промышленной безопасности.

          В силу статьи 2 Федерального закона от 21.07.1997 № 116-ФЗ 
«О промышленной безопасности опасных производственных объектов»  (далее – Закон № 116-ФЗ) и приложения № 1 к нему к категории опасных производственных объектов относятся объекты, на которых используется оборудование, работающее под давлением более 0,07 МПа или при температуре нагрева воды более 115 градусов Цельсия.

         Подпунктом «б» пункта 104 Правил промышленной безопасности опасных производственных объектов, на которых используется оборудование, работающее под избыточным давлением», утвержденных Приказом Ростехнадзора от 25.03.2014 № 116 для обеспечения технологических процессов при выполнении работ по монтажу (демонтажу), наладке либо ремонту или реконструкции (модернизации) специализированная организация, в зависимости от осуществляемых видов деятельности, должна иметь аттестованную технологию сварки.

Согласно пункту 1.4 Порядка применения сварочных технологий при изготовлении, монтаже, ремонте и реконструкции технических устройств для опасных производственных объектов, утвержденного Постановлением Госгортехнадзора России от 19.06.2003 № 103 аттестации подлежат технологии выполнения сварки и наплавки, используемые при изготовлении, монтаже, ремонте и реконструкции технических устройств, оборудования и сооружений опасных производственных объектов.

Аттестация технологий сварки и наплавки подразделяется на исследовательскую и производственную.

Производственную аттестацию технологии сварки и наплавки осуществляют с целью подтверждения того, что организация, занимающаяся изготовлением, монтажом, ремонтом или реконструкцией технических устройств, оборудования и сооружений, применяемых на опасных производственных объектах, обладает техническими, организационными возможностями и квалифицированными кадрами для производства сварки (наплавки) по аттестованным технологиям, а также проверки того, что сварные соединения (наплавки), выполненные в условиях конкретного производства по аттестуемой технологии, обеспечивают соответствие требованиям к опасным производственным объектам общих и специальных технических регламентов, а до их вступления в силу - нормативных документов, конструкторской (в части требований к сварке и контролю качества) и технологической документации.

В соответствии с пунктом 2.1 Раздела II Приказа Ростехнадзора от 25.03.2014                        № 116 система аттестации сварочных технологий (САСв) включает комплекс требований, определяющих правила и процедуру аттестации технологий сварки (наплавки), предназначенных для использования и/или используемых при изготовлении, монтаже, ремонте и реконструкции опасных производственных объектов, а также требования к организациям, участвующим в процессе аттестации.

В структуру САСв входят:

- Госгортехнадзор России.

- Национальный аттестационный комитет по сварочному производству (НАКС).

- Аттестационные центры.

- Специализированные организации.

В соответствии с пунктом 2.3.4 Приказа Ростехнадзора от 25.03.2014                        № 116 Национальный аттестационный комитет по сварочному производству (НАКС) выдает Свидетельство о готовности сварки при изготовлении, монтаже и ремонте или реконструкции на опасных производственных объектах.

Таким образом, НАКС выдает соответствующее разрешение на выполнение определенных видов работ, в данном аукционе на работы с котельными и газовым оборудованием.

          Доводы жалобы ООО «Стройиндустрия», ООО «Стройинвест» и ООО «Спецстройкомплект»  в части  указания на незаконность предъявления требования к участникам закупки о наличии  Свидетельства СРО на конкретные виды работ, свидетельства  НАКС о готовности организации-заявителя к использованию аттестованной технологии сварки (наплавки) и лицензии на выполнение  монтажа, технического обслуживания и ремонта систем пожаротушения и их элементов, включая диспетчеризацию и проведение пусконаладочных работ,  монтаж, техническое обслуживание и ремонт систем пожарной и охранно-пожарной сигнализации и их элементов, включая диспетчеризацию и проведение пусконаладочных работ признаются необоснованными.

         Комиссией Кемеровского УФАС России установлено, что оборудование (предмет закупки Газовая котельная), подлежащее строительно-монтажным работам в рамках муниципального контракта, является опасным производственным объектом.

         На основании вышеизложенного запрет привлекать к исполнению муниципального контракта субподрядчиков представляет собой условие о способе 
и порядке исполнения договора подряда после проведения аукциона, а не требование к участникам закупки о наличии у них производственных мощностей и других ресурсов, необходимых для выполнения работ, являющихся предметом контракта, на момент проведения аукциона, поэтому включение этого условия в документацию об аукционе не противоречит требованиям части 6 статьи 31 ФЗ № 44-ФЗ.

        В соответствии со статьей 706 ГК РФ договором может быть предусмотрена обязанность подрядчика выполнить работы лично без привлечения к исполнению своих обязательств других лиц (субподрядчиков).

        В связи с тем, что работы, являющиеся предметом контракта, который должен быть заключен по результатам аукциона, являются технически сложными, должны быть выполнены одновременно единым объемом, должны проводиться на опасном производственном объекте специализированной организацией, заказчиком было принято решение закрепить в пункте 10 Раздела III аукционной документации и пункте 1.1 проекта муниципального контракта условия о выполнении подрядчиком работ лично.

        Поскольку такие работы, как монтаж оборудования котельных, пусконаладочные работы коммуникационных аппаратов, пусконаладочные работы оборудования водоочистки и оборудования химводоподготовки в соответствии с Перечнем видов работ, оказывающих влияние на безопасность объектов капитального строительства, утвержденным Приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 30.12.2009 № 624 во исполнение части 4 статьи 55.8 ГрК РФ, отнесены к

работам, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, для производства указанных работ требуются соответствующие свидетельства о допуске к указанным работам, и, поскольку в соответствии с требованиями РД 03-615-03, Правил устройства и безопасной эксплуатации паровых и

водогрейных котлов, утвержденных Приказом Ростехнадзора № 116 от 25.03.2014,  Федерального закона от 21.07.1997 №116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» для производства сварочных работ на указанных объектах требуется свидетельство НАКС, Комитетом к участникам размещения заказа были предъявлены требования о наличии свидетельства саморегулируемой организации, с допуском к видам работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов строительства.

        Из статьи 447 ГК РФ следует, что договор может быть заключен двумя способами - путем проведения торгов и без проведения торгов.

       При этом ни ГК РФ, ни Федеральный закон № 44-ФЗ не содержат положений, исключающих применение названной нормы ГК РФ к отношениям, возникающим при

заключении договора подряда путем проведения закупок.

       Таким образом, к участникам закупки, победитель которых обязан, будет выполнить работы лично, необходимо предъявлять все требования, предусмотренные действующим законодательством для непосредственного исполнителя соответствующих работ, что и было сделано Заказчиком.

       Исходя из содержания части 3 статьи 52 ГрК РФ, согласно которой лицом, осуществляющим строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объекта капитального строительства, может являться непосредственно сам застройщик, Заказчик в качестве застройщика, имеет право самостоятельно организовать и координировать работы по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства.

       При этом лицо, осуществляющее строительство, вправе выполнять определенные виды работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства самостоятельно при условии соответствия такого лица требованиям, предусмотренным частью 2 статьи 52 ГрК РФ, и (или) с привлечением других соответствующих этим требованиям лиц.

       Части 1 и 2 статьи 2 Федерального закона от 01.12.2007 N315-ФЗ «О саморегулируемых организациях» (далее – «Федеральный закон N315-ФЗ») устанавливают, что под саморегулированием понимается самостоятельная и инициативная деятельность, которая осуществляется субъектами предпринимательской

или профессиональной деятельности на условиях их объединения в саморегулируемые

организации.

       В силу пункта 3 статьи 2 Федерального закона N315-ФЗ под субъектами предпринимательской деятельности понимаются индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие деятельность определяемую в соответствии с ГК РФ, а под субъектами профессиональной деятельности – физические лица, осуществляющие профессиональную деятельность, регулируемую в соответствии с федеральными законами.

       Часть 1 статьи 3 Федерального закона N315-ФЗ признает саморегулируемыми организациями некоммерческие организации, созданные в целях, предусмотренных указанным федеральным законом и другими федеральными законами, основанные на членстве, объединяющие субъектов предпринимательской деятельности исходя из единства отрасли производства товаров (работ, услуг) или рынка произведенных товаров (работ, услуг) либо объединяющие субъектов профессиональной деятельности

определенного вида (далее – «СРО»).

       В силу пункта 1 статьи 120 ГК РФ учреждением признается некоммерческая организация, созданная собственником для осуществления управленческих, социально-

культурных или иных функций некоммерческого характера. В пункте 2 указанной статьи предусмотрено создание учреждения Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации, муниципальным образованием (государственное или муниципальное учреждение), государственное или муниципальное учреждение может быть бюджетным или автономным учреждением, бюджетные учреждения полностью или частично финансируются собственником их имущества.

       Исходя из этого СРО должно иметь привлекаемое на основании договора физическое или юридическое лицо, вступление некоммерческой организации в виде учреждения в саморегулируемую организацию и получение свидетельства о допуске к

выполнению каких-либо работ в качестве заказчика (застройщика) не требуется.

         Поскольку в данном аукционе победитель закупки обязан выполнить работы, являющиеся предметом контракта лично, постольку участник размещения закупок должен соответствовать требованиям, предусмотренным действующим законодательством для непосредственного исполнителя соответствующих работ.

Выводы Комиссии Кемеровского УФАС России указанные выше  подтверждаются практикой Арбитражного суда Кемеровской области (решение Арбитражного суда Кемеровской области, постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда, постановление Западно-Сибирского окружного суда по делу № А27-18269/2012). Постановлением Президиума ВАС РФ от 28.12.2010 г. № 11017/10 устанавливается, что запрет привлекать к исполнению муниципального контракта субподрядчиков представляет собой условие о способе и порядке исполнения контракта  после проведения аукциона, а не требование к участникам заказа о наличии у них  мощностей и ресурсов, необходимых  для выполнения работ, являющихся предметом контракта. Кроме того, в соответствии с пунктом 1 статьи 706 ГК РФ в договор подряда может быть включено условие о личном выполнении подрядчиком работы.

        Комиссия Кемеровского УФАС России приходит к выводу о том, что установление в документации об аукционе такого требования, как наличие у участника закупки Свидетельства НАКС с учетом требования личного выполнения работ победителем закупки, не противоречит действующему законодательству.  В связи с этим довод жалобы ООО «Спецстройкомплект» о незаконности запрета на привлечение к выполнению работ   сцубподрядных организаций признается Комиссией Кемеровского УФАС России необоснованным.

Довод жалобы ООО «Спецстройкомплект» о том, что заказчиком незаконно не было исполнено требование об изменении положений документации в части избыточности наличия у участника закупки свидетельства о допуске к определенным видам работ, которое было предъявлено в запросе от 04.10.2016 г.  о необходимости внесения изменений в аукционную документацию, признается Комиссией Кемеровского УФАС России необоснованным.

Согласно требованиям частей 3 – 5 статьи 65 ФЗ № 44-ФЗ любой участник электронного аукциона, получивший аккредитацию на электронной площадке, вправе направить на адрес электронной площадки, на которой планируется проведение такого аукциона, запрос о даче разъяснений положений документации о таком аукционе. При этом участник такого аукциона вправе направить не более чем три запроса о даче разъяснений положений данной документации в отношении одного такого аукциона. В течение одного часа с момента поступления указанного запроса он направляется оператором электронной площадки заказчику.

В течение двух дней с даты поступления от оператора электронной площадки указанного в части 3 настоящей статьи запроса заказчик размещает в единой информационной системе разъяснения положений документации об электронном аукционе с указанием предмета запроса, но без указания участника такого аукциона, от которого поступил указанный запрос, при условии, что указанный запрос поступил заказчику не позднее чем за три дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе.

Разъяснения положений документации об электронном аукционе не должны изменять ее суть.

Ответ за запрос от 04.10.2016 г., размещенный заказчиком в Единой информационной системе, содержал следующий ответ на поставленный вопрос:

«В соответствии ч. 3 ст. 52 ГрК РФ лицо, осуществляющее строительство, организует и координирует работы по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства, обеспечивает соблюдение требований проектной документации, технических регламентов, техники безопасности в процессе указанных работ и несет ответственность за качество выполненных работ и их соответствие требованиям проектной документации. Лицо, осуществляющее строительство, вправе выполнять определенные виды работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства самостоятельно при условии соответствия такого лица требованиям, предусмотренным частью 2 настоящей статьи, и (или) с привлечением других соответствующих этим требованиям лиц.

Согласно пункту 10. Раздела 3 аукционной документации и п. 1.1. проекта контракта Подрядчик обязан выполнять работы лично (без привлечения субподрядчиков), а также организовать и координировать работы, обеспечивать соблюдение требований технических регламентов, техники безопасности в процессе выполнения работ. То есть, установлен запрет на привлечение других соответствующих лиц при исполнении контракта. Таким образом, в данном случае, лицо, которое будет осуществлять строительство (Подрядчик), руководствуясь ч. 3, ч. 3.1. ст. 52 ГрК РФ помимо допуска на организацию работ должно иметь все необходимые допуски и разрешения на непосредственное выполнение работ.»

Ответ на запрос был размещен в пределах двухдневного срока – 04.10.2016 г.

Положения ответа не содержали сведений, которые изменяли бы суть аукционной документации.

Нарушения требований законодательства при размещении разъяснения  положений аукционной документации  заказчиком допущено не было.

          Довод заявителя ООО «Стройинвест» о том, что в проекте контракта не содержится информация о сроке приемки выполненных работ, признан Комиссией Кемеровского УФАС России необоснованным на том основании того, что пункт 6.2 Проекта контракта содержит срок приемки выполненных работ, а именно: «По окончании каждого календарного месяца не позднее 25 числа, Подрядчик предоставляет Заказчику акты выполненных работ форм КС-2 и КС-3 в четырех экземплярах по формам, утвержденным Госкомстатом России 11.11.1999 г., а так же акты на скрытые работы, исполнительные съемки. За три дня до планируемой сдачи выполненных работ информировать Заказчика о необходимости принятия этих работ».

Комиссия Кемеровского УФАС России выявлено, что  приёмка осуществляется через три дня после извещения Заказчика о готовности работ к приёмке. Кроме того, п. 6.8. проекта контракта предусмотрено, что в случае несоответствия результатов работ требованиям СНиПов, технических регламентов и условий для данного вида работ, проектной документации, условиям настоящего контракта и (или) техническому заданию Заказчик в течение 5 (пяти) дней составляет акт фиксирования выявленных недостатков, содержащий сроки их устранения, который должен быть направлен Подрядчику на следующий день после его составления. Подрядчик за счет своих сил и средств обязан произвести устранение выявленных при приемке недостатков, либо урегулировать разногласия с Заказчиком иными способами. В данном случае порядок действий при выявлении недостатков регламентирован и повторная приёмка после устранения замечаний также должна производиться согласно пункту 6.2. контракта через три дня после получения извещения от Подрядчика. 

Согласно пункту 6 «Положения о проведении строительного контроля при осуществлении строительства, реконструкции и капитального ремонта объектов капитального строительства», утверждённому Постановлением Правительства от 21 июня 2010 г. N 468 строительный контроль, осуществляемый заказчиком, включает проведение следующих контрольных мероприятий:

а) проверка полноты и соблюдения установленных сроков выполнения подрядчиком входного контроля и достоверности документирования его результатов;

б) проверка выполнения подрядчиком контрольных мероприятий по соблюдению правил складирования и хранения применяемой продукции и достоверности документирования его результатов;

в) проверка полноты и соблюдения установленных сроков выполнения подрядчиком контроля последовательности и состава технологических операций по осуществлению строительства объектов капитального строительства и достоверности документирования его результатов;

г) совместно с подрядчиком освидетельствование скрытых работ и промежуточная приемка возведенных строительных конструкций, влияющих на безопасность объекта капитального строительства, участков сетей инженерно-технического обеспечения;

д) проверка совместно с подрядчиком соответствия законченного строительством объекта требованиям проектной и подготовленной на ее основе рабочей документации, результатам инженерных изысканий, требованиям градостроительного плана земельного участка, требованиям технических регламентов;

е) иные мероприятия в целях осуществления строительного контроля, предусмотренные законодательством Российской Федерации и (или) заключенным договором.

Таким образом, обязательства Заказчика осуществлять текущий строительный контроль установлены законодателем таким образом, что вся необходимая информация о недостатках работ должна быть у Заказчика в оперативном режиме, и трёх дней для подготовки замечаний с момента получения извещения от Подрядчика о готовности к сдаче работ вполне достаточно для подготовки к двустороннему составлению акта фиксирования выявленных недостатков. В связи с этим, в проекте контракта отсутствуют пробелы относительно условий о порядке приёмки выполненных работ.

Доводы жалоб ООО «Стройиндустрия», ООО «Асвэл-Консалт» и ООО «Строительные технологии», указывающие, по их мнению, на нарушение требований пунктов 1, 2 части 1, части 2 статьи 33 и части 6 статьи 66 ФЗ № 44-ФЗ, оцениваются Комиссией Кемеровского УФАС России как необоснованные.

Согласно требованиям пункта 2 части 1 статьи 33 ФЗ № 44-ФЗ использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.

Частью 2 статьи 33 №44-ФЗ установлено, что Заказчик обязан использовать при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика.

 

Требования к материалу грунтовка ГФ-021 условная вязкость не менее 45, разбавление растворителями в % не менее 20,  массовая доля нелетучих веществ в % от 54 до 60, степень перетира в мкм не более 40,  эластичность покрытия при изгибе в мм не более 1, ударопрочность плёнки (прибор типа У-1) в см не более 1мм,  расслаивание в мл не более 5, установлены ГОСТ 25129-82*,

Согласно пункту 1.4 ГОСТ грунтовка должна соответствовать требованиям и нормам, указанным в табл. 1.

Наименование показателя

Норма

1. Цвет пленки грунтовки

Красно-коричневый, оттенок не нормируется

3. Внешний вид пленки

После высыхания пленка должна быть ровной, однородной, матовой или полуглянцевой

3. Условная вязкость при (20,0±0,5)°С по вискозиметру ВЗ-4, с, не менее

45

4. Степень разбавления грунтовки растворителем, %, не более

20

5. Массовая доля нелетучих веществ, %

54-60

6. Степень перетира, мкм, не более

40

7. Время высыхания до степени 3, не более при (105±5)°C, мин

35

(20±2) °С, ч

24

8. Твердость пленки по маятниковому прибору М-3, условные единицы, не менее

0,35

9. Эластичность пленки при изгибе, мм, не более

1

10. Прочность пленки при ударе на приборе типа У-1, см, не менее

50

11. Адгезия пленки, баллы, не более

1

12. Стойкость пленки к статическому воздействию 3%-ного раствора хлористого натрия, ч, не менее

24

13. Способность пленки шлифоваться

Пленка при шлифовании должна образовывать ровную поверхность и не засаливать шкурку

14. Стойкость пленки к действию нитроэмали

Не должно быть отслаивания, сморщивания, растрескивания пленки нитроэмали, нанесенной на грунтовку

15. Стойкость пленки к статическому воздействию минерального масла при (20±2)°С, ч, не менее

48

16. Расслаивание, мл, не более

5

 

 

Требования к грунтовке Цветовая гамма: красно-коричневая Условная вязкость по ВЗ-4 при температуре от 19,5 до 20,5 0С, с, более  44. Степень разбавления грунтовки растворителем, %, менее 21. Массовая доля нелетучих веществ, % - от 54 до60. Степень перетира, мкм, менее  41 также установлены в соответствии с вышеуказанной таблицей, содержащейся в ГОСТ 25129-82.Комиссия Кемеровского УФАС России приходит к выводу о том, что указанные в качестве требований по химическому составу к грунтовке является законным и обоснованным. Установленные Заказчиком требования  не противоречат ГОСТ 25129-82.

 

Требования к материалу Трубам стальные бесшовные, горячедеформированные со снятой фаской, наружным диаметром 159 мм временное сопротивление сигма(в), Н/мм2 (кгс/мм2), не менее 412 (42), предел текучести сигма(т), Н/мм2 (кгс/мм2), не менее245 (25), относительное удлинение дельта, % не менее 17,  установлены в соответствии с  ГОСТ 8731-87 «Трубы стальные бесшовные горячедеформированные. Технические условия»

            Согласно разделу 1 ГОСТ 8731-87:

 
 

 

Размеры труб и предельные отклонения должны соответствовать приведенным в ГОСТ 8732-78 и ГОСТ 9567-75.

Характеристики установлены в зависимости от нормированных показателей трубы: должны изготовляться следующих групп:

А -с нормированием механических свойств, приведенных в табл. 1, из стали марок Ст2сп, Ст4сп, Ст5сп, Ст6сп по ГОСТ 380-88;

Б - с нормированием химического состава из спокойной стали марок по ГОСТ 380-88, 1-й категории, группы Б, с нормальной массовой долей марганца по ГОСТ 1050-88, а также из стали марок по ГОСТ 4543-71 и ГОСТ 19281-89.

Таблица 1

Марка стали

Временное сопротивление разрыву,

Предел текучести ит, Н/мм2 (кгс/мм2)

 

Относительное удлинение,

 . %

не менее

Сталь Ст2сп

343 (35)

216 (22)

24

Сталь Ст4сп

412 (42)

245 (25)

20

Сталь Ст5сп

490 (50)

274 (28)

17

Сталь Ст6сп

588 (60)

304 (31)

14

Установленные Заказчиком требования  соответствуют  ГОСТ 8731-87.

 

        Заказчиком в пункте 46 Технического задания (Приложение № 2 к аукционной документации) в отношении стали и прокату установлены следующие характеристики:

Горячекатаная арматурная сталь периодического профиля класса А-II, диаметр: минимальное значение показателя  10мм, максимальное значение показателя 12 мм, представляет собой круглые профили с двумя продольными ребрами и поперечными выступами, идущими по винтовой линии, площадь поперечного сечения не менее 0,785 см2, теоретическая масса 1м профиля не более 0,888 кг,  марка стали Ст5сп или Ст5пс, предел текучести, не менее Н/мм2 (кгс/мм2) 295 (30), временное сопротивление разрыву не менее 490 (50) Н/мм2 (кгс/мм2), испытание на изгиб в холодном состоянии сто восемьдесят градусов, относительное удлинение не менее 19%.

Требования к материалу– Сталь оцинкованная - предел текучести, не менее Н/мм2 (кгс/мм2) 295 (30), временное сопротивление разрыву не менее 490 (50) Н/мм2 (кгс/мм2), испытание на изгиб в холодном состоянии сто восемьдесят градусов, относительное удлинение не менее 19%, установлены в соответствии с требованиями ГОСТ 14918-80.

Требования к материалу Прокат толстолистовой из углеродистой стали обыкновенного качества временное сопротивление сигма (в), Н/мм2 (кгс/мм2), не менее 370 (38), предел текучести сигма (т), Н/мм2 (кгс/мм2), не менее 245 (25), относительное удлинение дельта (з),%, не менее 24 установлен согласно ГОСТ 14637-89 Прокат толстолистовой из углеродистой стали обыкновенного качества. Технические условия. Выдержка из данного ГОСТ:

Таблица 2.

 

Марка стали

Временное сопротивлениеhttp://www.vashdom.ru/files/gost/old/14637-89/602213b5.gif, Н/мм2 (кгс/ мм2)

Предел текучестиhttp://www.vashdom.ru/files/gost/old/14637-89/6aae7c8e.gif, Н/мм2 (кгс/ мм2), для толщин, мм

Относительное удлинениеhttp://www.vashdom.ru/files/gost/old/14637-89/1df50317.gif, %, для толщин, мм

Изгиб до параллельности сторон (http://www.vashdom.ru/files/gost/old/14637-89/319c3508.gif - толщина образца,http://www.vashdom.ru/files/gost/old/14637-89/7c621ada.gif -диаметр оправки) для толщин,

   

до 20

св. 20

св. 40

св. 100

до 20

св. 20

св. 40

мм

     

до 40

до 100

   

до 40

 

до 20

св. 20

   

не менее

   

Ст3пс, Ст3сп

370-480(38-49)

245(25)

235(24)

225(23)

205(21)

26

25

23

   

Ст3Гпс

370-490(38-50)

                 

Ст3Гсп

390-570(40-58)

255(26)

245(25)

-

-

23

24

-

   

Ст4пс, Ст4сп

410-530(42-54)

265(27)

255(26)

245(25)

235(24)

24

23

21

http://www.vashdom.ru/files/gost/old/14637-89/7c621ada.gif=2,5http://www.vashdom.ru/files/gost/old/14637-89/319c3508.gif

http://www.vashdom.ru/files/gost/old/14637-89/7c621ada.gif=3,5http://www.vashdom.ru/files/gost/old/14637-89/319c3508.gif

                         

Установленные Заказчиком требования  не противоречат ГОСТ 14637-89, ГОСТ 103-2006

 

Согласно пункту 2.4 8731-87 предельные отклонения по толщине проката общего назначения и для горячей штамповки гаек не должны превышать значений, указанных в таблице 2.

В миллиметрах

Толщина проката а

Предельное отклонение по толщине проката при точности прокатки

БТ1

БТ21)

ВТ1

ВТ21)

От 4 до 6 включ.

+0,2

-0,3

± 0,25

+0,3

-0,5

± 0,5

Св. 6 до 16 включ.

+0,2

-0,4

± 0,30

+0,2

-0,5

Св. 16 до 20 включ.

+0,2

-0,6

± 0,40

+0,2

-0,8

Св. 20 до 25 включ.

+0,2

-0,7

± 0,45

+0,2

-1,2

± 1,0

Св. 25 до 32 включ.

Св. 32 до 40 включ.

+0,2

-1,0

± 0,60

+0,2

-1,6

Св. 40 до 50 включ.

+0,2

-1,5

± 0,85

+0,3

-2,0

± 1,5

Св. 50 до 60 включ.

+0,2

-1,8

± 1,00

+0,3

-2,4

Св. 60 до 80 включ.

-

-

-

1) По согласованию изготовителя с потребителем (по согласованной спецификации).

 

 

В свою очередь характеристики: «массовая доля мышьяка в стали не более 0,080%, углерода не менее 0,14%, серы не более 0,0050%, марганца не более 0,070%, кремния не более 0,030%»  установлены согласно ГОСТ 380-2005.

    Согласно требованиям пункта 4.7 ГОСТ 380-2005 массовая доля мышьяка в стали всех марок, кроме Ст0, должна быть не более 0,080 %. Массовая доля мышьяка в стали марки Ст0 не нормируется.

    Согласно требованиям пункта 4.1 ГОСТ 380-2005 химический состав стали (основные элементы) по анализу ковшевой пробы должен соответствовать нормам, указанным в таблице 1.

В процентах

Марка стали

Массовая доля химических элементов

углерода

марганца

кремния

Ст3сп

0,14-0,22

0,40-0,65

0,15-0,30

Ст3Гпс

0,14-0,22

0,80-1,10

Не более 0,15

Ст3Гсп

0,14-0,20

0,80-1,10

0,15-0,30

Ст4кп

0,18-0,27

0,40-0,70

Не более 0,05

Ст4пс

0,18-0,27

0,40-0,70

0,05-0,15

Ст4сп

0,18-0,27

0,40-0,70

0,15-0,30

 

Установленные Заказчиком требования  не противоречат ГОСТ 103-2006.

 

Комиссия Кемеровского УФАС России приходит к выводу о том, что все требования к материалам установлены в соответствии с требованиями государственного стандарта. Заказчиком при описании объекта закупки полностью выполнены требования пункта 2 части 1 статьи 33 ФЗ № 44-ФЗ.

Заказчиком в пункте 47 Технического задания (Приложение № 2 к аукционной документации) в отношении проката установлены следующие характеристики:

Сортовой стальной горячекатаный полосовой прокат общего назначения, по толщине повышенной БТ1 или обычной ВТ1 точности прокатки, по ширине повышенной БШ1 или обычной ВШ1 точности прокатки, марка стали Ст3сп или Ст4сп, ширина полосы не менее 50мм, толщина не менее 5мм, масса 1м длины проката, кг, не более 2,591 кг, предельные отклонения по толщине проката не более +0,3/-0,5мм, предельные отклонения по ширине проката не более +0,5/-1,0мм, массовая доля мышьяка в стали не более 0,080%, углерода не менее 0,14%, серы не более 0,050%, марганца не более 0,70%, кремния не более 0,30%.

Указанные характеристики соответствуют характеристикам в соответствии с   ГОСТ 2590-2006 «Прокат сортовой стальной горячекатаный круглый. Сортамент».

&Gcy;&Ocy;&Scy;&Tcy; 2590-2006 (&scy;&tcy;&rcy;&acy;&ncy;&icy;&tscy;&acy; 4 &icy;&zcy; 10)

Установленные Заказчиком требования  не противоречат ГОСТ 2590-2006.

           

Заказчиком в пункте 187 Технического задания (Приложение № 2 к аукционной документации) в отношении труб шлакопортландцемента установлены следующие характеристики:

Шлакопортландцемент, с добавками гранулированного шлака более 20%,  марки 400 или 300, активная минеральная добавка, % по массе, св.20 до 80, предел прочности, МПа (кгс/см2) при изгибе в возрасте, суток 28, не менее 4,4 (45), при сжатии в возрасте 28 суток не более 39,2 (400), начало схватывания цемента должно наступать не ранее 45 мин, а конец – не позднее 10 ч от начала затворения, массовая доля ангидрида серной кислот (SO3) в  % по массе не менее 1, не более 4,0

Указанные характеристики соответствуют характеристикам ГОСТ 10178-85 «Портландцемент и шлакопортландцемент».

Заказчиком в пункте 188 Технического задания (Приложение № 2 к аукционной документации) в отношении портландцемента установлены следующие характеристики:

Портландцемент общестроительного назначения, марки 500 или 400, группа по эффективности пропаривания 1 или 2, предел прочности, Мпа (кгс/см2) при изгибе в возрасте, суток 28, не менее 5,4 (55), при сжатии в возрасте 28 суток не более 49,0 (500), начало схватывания цемента должно наступать не ранее 45 мин, а конец – не позднее 10 ч от начала затворения, массовая доля ангидрида серной кислот (SO3) в  % по массе не менее 1, не более 3,5, предел прочности при сжатии после пропаривания, Мпа (кгс/см2), не менее 24 (240)

Указанные характеристики соответствуют характеристикам ГОСТ ГОСТ 10178-85 «Портландцемент и шлакопортландцемент».

 

Заказчиком в пункте 192 Технического задания (Приложение № 2 к аукционной документации) в отношении ацителена установлены следующие характеристики:

Ацетилен газообразный технический, Объемная доля ацетилена, %, не менее  98,5, Объемная доля воздуха и других малорастворимых в воде газов, %, не более  1,4, Объемная доля фосфористого водорода, %, не более  0,08, Объемная доля сероводорода, %, не более  0,05, Массовая концентрация водяных паров при температуре 20 °С и давлении 101,3 кПа (760 мм рт. ст), г/м³, не нормируется

Заказчиком в пункте 199 Технического задания (Приложение № 2 к аукционной документации) в отношении пропана-бутана установлены следующие характеристики:

Пропан-бутан, смесь техническая. Технический пропан бутан может использоваться в любых климатических районах, при окружающей температуре емкости не ниже -20°С. Пропан бутан техническая смесь имеет следующие свойства: Массовая доля в %: пропана не более 60, непредельных углеродов  менее 7, углероды С4 и жидкий остаток при +40°С отсутствуют; Давление насыщенных паров: при –20 °С: более 0,05 МПа, при +45 °С: более 1,5 МПа; Массовая доля сернистых соединений и серы не более 0,01%, включая сероводород не более 0,003.

Заказчиком в пункте 201 Технического задания (Приложение № 2 к аукционной документации) в отношении флюса установлены следующие характеристики:

Флюс АН-47 или АН-43, Для механизированной сварки низколегированных сталей обычной и повышенной прочности, строение зерен стекловидное или пемзовидное, размер зерен не менее 0,25, насыпная плотность г/см3, не менее 1,4, Рекомендуемый режим сушки: температура, °C более 300, время, ч, не более 2

Заказчиком в пункте 216 Технического задания (Приложение № 2 к аукционной документации) в отношении кислорода установлены следующие характеристики:

Кислород технический газообразный, первого или второго сорта,  объемная доля, %, кислорода, не менее 99,5, объемная доля водяных паров, %, не более 0,009, объемная доля водорода, %, не более 0,5.

Заказчиком в пункте 149 Технического задания (Приложение № 2 к аукционной документации) в отношении труб полиэтиленовых установлены следующие характеристики:

Труба из полиэтилена марки не хуже ПЭ 100, SDR не менее 17, по  ГОСТ 18599-2001. Наружный диаметр не  более 70,0 мм, внутренний диаметр не менее: 28 мм, толщина стенки трубы не менее: 2,0 мм, рабочая температура от -30.0°С  до + 40.0°С

Указанные характеристики установлены  в соответствии с ГОСТ 18599-2001 «Трубы напорные из полиэтилена».

Наименование полиэтилена

Начальное напряжение в стенке трубы, МПа

Стойкость при постоянном внутреннем давлении, ч, не менее

ПЭ 63

3,5

165

 

3,4

295

 

3,3

538

 

3,2

1000

ПЭ 80

4,5

165

 

4,4

233

 

4,3

331

 

4,2

474

 

4,1

685

 

4,0

1000

ПЭ100

5,4

165

 

5,3

256

 

5,2

399

 

5,1

629

 

5,0

1000

ПРИЛОЖЕНИЕ Г (справочное). Характеристики композиций полиэтилена для изготовления труб и маркировочных полос

Таблица Г.1 - Характеристики композиций полиэтилена для изготовления труб и маркировочных полос

         

Наименование показателя

Значение показателя

 

ПЭ 32

ПЭ 63

ПЭ 80

ПЭ 100

1 Плотность композиции при 23 °С, кг/м, не менее

910

930

930

930

2 Показатель текучести расплава, г/10 мин, не менее при:

       

190 °С/2,16 кгс

0,2-0,4

-

-

-

190 °С/5 кгс

-

0,3-0,7

0,3-1,2

0,1-0,5

3 Разброс показателя текучести расплава в пределах партии, %, не более

±20

4 Термо-
стабильность при 200 °С*, мин, не менее

-

20

5 Массовая доля летучих веществ, мг/кг, не более

-

350

350

350

6 Массовая доля технического углерода (сажи)**, %

2,0-2,5

2,00-2,75

2,0-2,5

2,0-2,5

7 Распределение технического углерода (сажи) или пигмента:

 

7.1 класс

тип

3
А.1, А.2, А.3 или В

или 7.2 тип** (для сажи)

I-II

8 Стойкость к медленному распространению трещин (МРТ) при 80 °С (на трубах 110 или 160 мм с 11), ч, не менее

-

При начальном напряжении:

   

3,2 МПа

4,0 МПа

4,6 МПа

   

165

500

500

9 Атмосферо-
стойкость после облучения суммарной солнечной энергией3,5 ГДж/м (только для несажевых композиций на трубах диаметром 32 или 63 мм с 11)

   
 

-

Стойкость при постоянном внутреннем давлении 1000 ч при 80 °С и начальном напряжении в стенке трубы, МПа:

   

3,2

4,0

5,0

   

Относительное удлинение при разрыве 350%

   

Термостабильность 20 мин

10 Свариваемость*** - стойкость к осевому растяжению сварного стыкового соединения (на трубах 110 или 160 мм с 11), тип разрушения

-

Испытание до разрушения:

пластический - удовлетворительно, хрупкий - неудовлетворительно

               

Установленные Заказчиком требования  не противоречат ГОСТ 18599-2001.

 

Требования к материалам Электроды Э42 или Э42А временное сопротивление разрыву сигма, кгс/мм2, не менее 42, относительное удлинение, дельта, %, не менее 18, ударная вязкость, кгс х м/см2, не менее 8, содержание в наплавленном металле, %, серы не более 0,040, фосфора, не более 0,045 установлены ко всем позициям вне зависимости от диаметра в соответствии с ГОСТ 9467-75 «Электроды покрытые металлические для ручной дуговой сварки конструкционных и теплоустойчиых сталей», Согласно ГОСТ 9467-75:

п электрода

Механические свойства при нормальной температуре

Содержание в наплавленном металле, %

Металла шва или наплавленного металла

сварного соединения, выполненного электродами диаметром менее 3 мм

Временное сопротивление разрыву σв кгс/мм2

Относительное удлинение d5, %

Ударная вязкость aн кгс ∙ м/см2

Временное сопротивление разрыву σв кгс/мм2

Угол загиба, град.

серы

фосфора

Не менее

Не более

Э38

38

14

3

38

60

0,040

0,045

Э42

42

18

8

42

150

Э46

46

18

8

46

150

Э50

50

16

7

50

120

Э42А

42

22

15

42

180

0,030

0,035

Э46А

46

22

14

46

180

Э50А

50

20

13

50

150

Э55

55

20

12

55

150

Э60

60

18

10

60

120

Э70

70

14

6

-

-

Э85

85

12

5

-

-

Э100

100

10

5

-

-

Э125

125

8

4

-

-

Э150

150

6

4

-

-

Установленные Заказчиком требования  не противоречат ГОСТ 9467-75.

Требования к пропану-бутану массовая доля в %: пропана не более 60, непредельных углеродов  менее 7, углероды С4 и жидкий остаток при +40°С отсутствуют; Давление насыщенных паров: при –20 °С: более 0,05 МПа, при +45 °С: более 1,5 МПа; Массовая доля сернистых соединений и серы не более 0,01%, включая сероводород не более 0,003, установлены в соответствии с ГОСТ Р 52087-2003.

Согласно требованиям  таблицы 2  ГОСТ Р 52087-2003:

Таблица 2- Физико-химические и эксплуатационные показатели сжиженных газов

             

Наименование показателя

Норма для марки

Метод испытания

 

ПТ

ПА

ПБА

ПБТ

БТ

 

1

2

3

4

5

6

7

1 Массовая доля компонентов, %:

         

По ГОСТ 10679

сумма метана, этана и этилена

Не нормируется

 

сумма пропана и пропилена, не менее

75

-

-

Не нормируется

 

в том числе пропана

-

85±10

50±10

-

-

 

сумма бутанов и бутиленов:

Не нормируется

-

-

 

не более

-

-

-

60

-

 

не менее

-

-

-

-

60

 

сумма непредельных углеводородов, не более

-

6

6

-

-

 

2 Объемная доля жидкого остатка при 20°С, %, не более

0,7

0,7

1,6

1,6

1,8

По 8.2

3 Давление насыщенных паров, избыточное, МПа, при температуре:

         

По ГОСТ Р 50994 или ГОСТ 28656

плюс 45°С, не более

1,6

 

минус 20°С, не менее

0,16

-

0,07

-

-

 

минус 30°С, не менее

-

0,07

-

-

-

 

4 Массовая доля сероводорода и меркаптановой серы, %, не более

0,013

0,01

0,01

0,013

0,013

По ГОСТ 22985 или ГОСТ Р 50802

в том числе сероводорода, не более

0,003

По ГОСТ 22985 или ГОСТ Р 50802

5 Содержание свободной воды и щелочи

Отсутствие

По 8.2

6 Интенсивность запаха, баллы, не менее

3

По ГОСТ 22387.5 или 8.3

При этом пропан-бутан также как и грунтовка является химическим соединением, и требования к химическим показателям данного оовара таким образом полностью законны и обоснованы.

Требования к товарам, указанным в пунктах 149, 189-192, 199, 201, 216 (трубы полиэтиленовые, электроды, ацетилен, пропан-бутан, флюс и кислород, все товары для сварки) Технического задания (Приложение № 2 к аукционной документации) установлены Заказчиком в полном соответствии с национальными стандартами: к электродам установлены в соответствии с ГОСТ 9467-75, к ацетилену с ГОСТ 5457-75, пропан-бутану с ГОСТ Р 52087-2003, флюсу ГОСТ 9087-81, кислороду с ГОСТ 5583-78. Установление данных требований необходимо, потому - что предметом закупки является опасный производственный объект, работающий на природном газе и в соответствии с федеральными нормами и правилами промышленной безопасности помимо надзора за используемым оборудование предусматривается и контрольные мероприятия за технологией сварки и наплавки, то есть технология производства сварочных работ также имеет потребительские свойства для Заказчика, поскольку непосредственно влияет на качество результата работ, в связи с чем Заказчиком и были установлены требования к химическому составу и (или) компонентам товаров, с помощью которых выполняются сварочные работы.

Заказчиком в пунктах 212, 213 Технического задания (Приложение № 2 к аукционной документации) в отношении извести установлены следующие характеристики:

Известь строительная негашеная комовая кальциевая, первого или второго сорта, активные CaO + MgO, не менее 80 % по массе, активная MgО, не более пяти процентов по массе, СО2 не более 7% по массе.

Известь строительная негашеная хлорная, смесь двуосновной соли гипохлорита кальция, оксихлорида кальция, хлорида и гидроокиси кальция, первого или второго сорта, массовая доля активного хлора, процентов, не менее двадцати, коэффициент  термостабильности не менее 0,90.

Требования по позициям 212, 213 Технического задания (Приложение № 2 к аукционной документации) сформированы указанные сведения. Комиссия Кемеровского УФАС России приходит к выводу о том, что известь негашеная является активным химически веществом, влияющим на соприкасающиеся с ним материалы и оборудование, таким образом, от качества используемой извести, также  на прямую зависит качество результата работ. Следовательно, химические показатели извести  являются определяющими её качество, и все предъявляемые к ней требования. Комиссия Кемеровского УФАС России полагает, что указанные сведения правомерно сформулированы Заказчиком с использованием характеристик из ГОСТ 9179-77 «Известь строительная. Технические условия».

Согласно пункту 5.3. ГОСТ 9179-77 изготовитель одновременно с отгрузочными реквизитами обязан направлять каждому потребителю извести паспорт <...> в котором должны быть указаны: название предприятия-изготовителя и (или) его товарный знак; дата отгрузки извести; номер паспорта и партии; масса партии; полное наименование извести, ее гарантированный вид и сорт, показатели соответствия продукции требованиям настоящего стандарта; время и температура гашения; вид и количество добавки; обозначение стандарта, по которому поставляется известь.

В свою очередь проверку товара, используемого при производстве работ на соответствие указанному в заявке Заказчик возможно осуществить  при осуществлении мероприятий строительного контроля согласно информации, указанной производителем (в том числе согласно ГОСТ 9179-77), то есть в обычных, не лабораторных условиях.

Комиссией Кемеровского УФАС России установлено, что заказчиком не описывались требования к таким материалам, как рогожа (используется для упаковки материала), ветоши (используется для обтирки рук рабочих), о которых упоминается в доводах жалобы ООО «Асвэл-Консалт».

Относительно доводов жалобы ООО «Асвэл-Консалт» в отношении использования ГОСТ 2.105-95. «Межгосударственный стандарт. Единая система конструкторской документации. Общие требования к текстовым документам» Комиссия Кемеровского УФАС России приходит к выводу о том, что он распространяет своё действие на проектную и иную конструкторскую документацию, при составлении заявки, у участника закупки не может возникнуть заблуждений в отношении предъявляемых требований, заблуждений в отношении числовых значений, указанных пропьсью не может возникнуть каких-либо сомнений.

Заказчиком в пункте 144 Технического задания (Приложение № 2 к аукционной документации) в отношении светильника установлены следующие характеристики:

Светильник  уличный, консольный, для ламп мощностью до 150 Вт с цоколем Е27, либо Е40, со встроенной ПРА, со стеклом и степенью защиты  не ниже IP54, тип ЖКУ-11-150-001 Street или эквивалент.

Установление заказчиком в пункте 144 Технического задания (Приложение № 2 к аукционной документации) характеристик светильников со значением показателя степень защиты  «не ниже IP54» не является нарушением требований статьи 33 ФЗ № 44-ФЗ.

Требования к  светильникам показателя степень защиты  «не ниже IP54»  регламентируются заказчиком на основании Правил устройства электроустановок (ПУЭ). Шестое издание" (утв. Главтехуправлением, Госэнергонадзором Минэнерго СССР 05.10.1979) (ред. от 20.06.2003). Таблица 7.3.11 данных Правил предусматривает допустимый уровень степени защиты оболочки взрывоопасной зоны: для аппаратов и приборов,  не искрящих и не подверженных нагреву выше 80 град. C. Оболочка со степенью защиты не менее IP54. Т.е требование к данной характеристике степень защиты  в условиях опасного производства сформулированы в полном соответствии с  формулировками соответствующих Правил.  

Заказчиком в пункте 149 Технического задания (Приложение № 2 к аукционной документации) в отношении труб полиэтиленовых установлены следующие характеристики:

Труба из полиэтилена марки не хуже ПЭ 100, SDR не менее 17, по  ГОСТ 18599-2001. Наружный диаметр не  более 70,0 мм, внутренний диаметр не менее: 28 мм, толщина стенки трубы не менее: 2,0 мм, рабочая температура от -30.0°С  до + 40.0°С.

Установленные заказчиком в пункте 149 Технического задания (Приложение № 2 к аукционной документации) характеристик трубы полиэтиленовой по марке  «не хуже ПЭ 100» не является нарушением требований статьи 33 ФЗ № 44-ФЗ.

Требования к трубам полиэтиленовым  регламентируются ГОСТ 18599-2001, в соответствии с которым для труб устанавливаются следующие марки: ПЭ 63, ПЭ 80, ПЭ 100.

Согласно пункту 4.1. ГОСТ 18599-2001 размеры труб из композиций полиэтилена ПЭ 63, ПЭ 80, ПЭ 100 приведены в таблицах 2 и 3.

Согласно Таблице № 3 толщины стенок и номинальные давления труб из композиций полиэтилена ПЭ 63, ПЭ 80, ПЭ 100

В миллиметрах

Наименование полиэтилена

SDR 41

S 20

SDR 33

S 16

SDR 26

S 12,5

SDR 21

S 10

Номинальное давление,  Па (бар)

ПЭ 63

PN 2,5

PN 3,2

PN 4

PN 5

ПЭ 80

PN 3,2

PN 4

PN 5

PN 6,3

ПЭ 100

PN 4

PN 5

PN 6,3

PN 8

            Пункт 51  ГОСТ 15467-79 (СТ СЭВ 3519-81) «Управление качеством продукции. Основные понятия. Термины и определения» (введен в действие Постановлением Госстандарта СССР от 26.01.1979 N 244) (ред. от 16.01.1985) к термину "Сорт продукции" (п. 51) предъявляет следующие требования: Некоторые виды продукции делятся на сорта в зависимости от количества, видов и значений допускаемых отклонений. При этом одни и те же недостатки продукции считаются ее дефектами применительно к более высокому сорту и относятся к допускаемым отклонениям для продукции менее высокого сорта. ГОСТ 15467-79 устанавливает термины применительно к определению более высокого сорта как техническому термину. Комиссия Кемеровского УФАС России приходит к выводу о том, что  трубы марок  ПЭ80 и ПЭ63 являются худшими по отношению к трубам марки ПЭ 100 и полагает, что формулировка «не хуже» по отношению к маркам  (с учетом положений ГОСТ 15467-79) является подходящей и общепринятой, не имеющей возможного двусмысленного толкования  и позволяет участнику закупки определить какая марка является худшей по отношению к более высокой марке.

Заказчиком в пункте 211 Технического задания (Приложение № 2 к аукционной документации) в отношении флюса установлены следующие характеристики:

Кирпич керамический, керамическое штучное изделие, предназначенное для устройства кладок, нормального формата, размер (мм): 250х120х65, марка М100 или М125, не должна быть марка по морозостойкости более F35, класс средней плотности не хуже 1,4, предел прочности при сжатии, МПа, средний для пяти образцов, не менее 10,0, при изгибе не более 2,5, водопоглощение не менее 6,0%, удельная эффективная активность естественных радионуклидов Аэфф в изделиях менее 371 Бк/кг.

Установленные заказчиком в пункте 211 Технического задания (Приложение № 2 к аукционной документации) характеристик по классу средней плотности кирпича «не хуже 1,4»  не является нарушением требований статьи 33 ФЗ № 44-ФЗ.

Согласно требованиям ГОСТ 530-2012 «Кирпич и камень керамические. Общие технические условия», введенный  в действие Приказом Росстандарта от  9 апреля 2015 г. N 246-ст (указан в Техническом задании) определяются показатели кирпича по прочности и теплопроводности. Комиссией Кемеровского УФАС России учитывается, что объектом закупки является строительство опасного производственного объекта, такие показатели как прочность и теплопроводность являются ключевыми для строительного материала, используемого на объекте.

Класс средней плотности изделия

Группа изделий по теплотехническим характеристикам

0,7;

0,8

Высокой эффективности

1,0

Повышенной эффективности

1,2

Эффективные

1,4

Условно-эффективные

2,0;

2,4

Малоэффективные  (обыкновенные)

 

Комиссия Кемеровского УФАС России приходит к выводу о том, что при анализе указанной выше таблицы, определяющей группу эффективности по классу плотности градация от малоэффективного к высокоэффективному кирпичу, характеристика «не хуже» трактуется как имеющие класс средней плотности 1,4; 1,2; 1,0; 0,8; 0,7.

Кроме того неотъемлемой частью аукционной документации является проектная документация имеющая расчётные показатели минимальных температурных и физических нагрузок материалов, при изучении которых в комплексе с техническим заданием вопрос относительно слова «не хуже» должен трактоваться однозначно как равный, либо лучший по качеству.

Возможность предоставления сведений об указанных кирпичах с характеристикой класса средней плотности: 1,4; 1,2; 1,0; 0,8; 0,7  следует из ГОСТ 530-2012  как имеющих более лучшие и сравнимые характеристики с кирпичем по классу средней плотности 1,4.

В связи с вышеизложенным доводы жалобы ООО «Строительные технологии» признаются необоснованными.

 

 Ранее в рамках рассмотрения дела № 668/З-2016 Комиссией Кемеровского УФАС России выявлены нарушения пункта 2 части 1 статьи 33, частей 5 и 8 статьи 34 ФЗ № 44-ФЗ, сделаны соответствующие выявленным нарушениям выводы и выдано предписание об устранении нарушения законодательства о контрактной системе в сфере закупок. В связи с этим в рамках рассмотрения дела № 680/З-2016 Комиссией Кемеровского УФАС России  принимается решение в части доводов, содержавшихся в жалобах ООО «АСВЭЛ-КОНСАЛТ», ООО «Спецстройкомпленкт»,  ООО «Строительные технологии», ООО «Стройинвест», ООО «Стройиндустрия».

   В рамках предоставленных Комиссии Кемеровского УФАС России статьей 99 ФЗ № 44-ФЗ  полномочий проведена проверка размещенной закупки в части действий, решений, принимавшихся единой комиссией заказчика при рассмотрении заявок.

Установлено, что протоколом рассмотрения от 17.10.2016 г. единственная заявка ООО «Монтажэнергострой» /ИНН 4205085115, 654000,  г. Кемерово, ул. Шахтерская, строение 1/ признана соответствующей требованиям аукционной документации.

Комиссией Кемеровского УФАС России произведен анализ информации и документов, представленных в составе заявки. Установлено, что участник закупки предоставляет в подтверждение соответствия требованиям аукционной документации в частности копии следующих документов:

- свидетельства НАКС № АЦСТ-90-00635 от 06.11.2015 г. о готовности организации-заявителя к использованию аттестованной технологии сварки со сроком действия до 06.11.2019 г.,

 - свидетельства НАКС № АЦСТ-90-00636 от 06.11.2015 г. о готовности организации-заявителя к использованию аттестованной технологии сварки со сроком действия до 06.11.2019 г.,

- свидетельства НАКС № АЦСТ-90-00697 от 27.05.2016 г. о готовности организации-заявителя к использованию аттестованной технологии сварки со сроком действия до 27.05.2020 г.,

- лицензии МЧС на осуществление деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений от 21.11.2014 г., выданной бессрочно,

- свидетельства о допуске к определенным видам работ, выданного решением НПСО КО «Главкузбасстрой» 07.06.2016 г.  со сроком действия и территории его действия без ограничения.

            Комиссия Кемеровского УФАС России приходит к выводу о соблюдении Единой комиссией заказчика требований части 3 статьи 67 и  части 10 статьи 69 ФЗ № 44-ФЗ.

Руководствуясь статьями 99, 106 Федерального закона № 44-ФЗ от 05.04.2013г. «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», Комиссия  Кемеровского УФАС России,

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать жалобу ООО «Асвэл-Консалт» на действия заказчика – Управления капитального строительства администрации города Новокузнецка при проведении электронного аукциона № 0339300003216000012 «Выполнение строительно-монтажных работ по объекту: "Газовая котельная мощностью 8,6 МВт в Новоильинском районе города Новокузнецка"» необоснованной.

2. Признать жалобу ООО «СТРОЙИНВЕСТ» на действия заказчика – Управления капитального строительства администрации города Новокузнецка при проведении электронного аукциона № 0339300003216000012 «Выполнение строительно-монтажных работ по объекту: "Газовая котельная мощностью 8,6 МВт в Новоильинском районе города Новокузнецка"» необоснованной.

3. Признать жалобу ООО «Строительные технологии» на действия заказчика – Управления капитального строительства администрации города Новокузнецка при проведении электронного аукциона № 0339300003216000012 «Выполнение строительно-монтажных работ по объекту: "Газовая котельная мощностью 8,6 МВт в Новоильинском районе города Новокузнецка"» необоснованной.

4. Признать жалобу ООО «СТРОЙИНДУСТРИЯ» на действия заказчика – Управления капитального строительства администрации города Новокузнецка при проведении электронного аукциона № 0339300003216000012 «Выполнение строительно-монтажных работ по объекту: "Газовая котельная мощностью 8,6 МВт в Новоильинском районе города Новокузнецка"» необоснованной.

5. Признать жалобу ООО «Спецстройкомплект» на действия заказчика – Управления капитального строительства администрации города Новокузнецка при проведении электронного аукциона № 0339300003216000012 «Выполнение строительно-монтажных работ по объекту: "Газовая котельная мощностью 8,6 МВт в Новоильинском районе города Новокузнецка"» необоснованной.

6. Производство по делу № 680/З-2016 прекратить.

Решение может быть обжаловано в Арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.

 

Председатель комиссии:

Стельмах С.В.  

Члены Комиссии:     

Лыжин Д.А.

 

Сиворонова Т.В.

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны