Решение б/н Решение по делу № 69/Р-2016 от 5 августа 2016 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

«25» июля 2016г.                                                                                             г. Кемерово

 

Комиссия Кемеровского УФАС России по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:

 

Заместителя председателя Комиссии:

 

 

Ланцман Л.И. -

 

 

заместителя руководителя управления;

Членов Комиссии:

 

 

 

Каминской Е.Б. -

 

 

 

 

 

Даниловой М.И. -

 

 

 

 

 

начальника отдела рекламы, недобросовестной конкуренции и финансовых рынков;

 

 

 

 

специалиста – эксперта отдела рекламы, недобросовестной конкуренции и финансовых рынков,

рассмотрев дело № 69/Р-2016, возбужденное в отношении <…> (<…>, далее по тексту – <…>) по признакам нарушения Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее - ФЗ «О рекламе),

 

 

 

УСТАНОВИЛА:

 

27.05.2016г. в адрес Управления Федеральной антимонопольной службы по Кемеровской области поступило заявление <…> (вх. № 2113э от 27.05.2016г.) о наличии признаков нарушения ФЗ «О рекламе» при распространении рекламы алкогольной продукции в сети «Интернет» на сайте https://kemerovo.cenakrasna.ru, на странице сайта https://kemerovo.cenakrasna.ru/alkogolnaja-produktsija/vodka.

Кемеровским УФАС России была проведена проверка указанного сайта, по результатам проверки составлен акт осмотра сайта от 01.06.2106г. и было установлено, что на сайте https://kemerovo.cenakrasna.ru, на странице сайта https://kemerovo.cenakrasna.ru/alkogolnaja-produktsija/vodka действительно размещена реклама алкогольной продукции.

Из информации, представленной в адрес Кемеровского УФАС России ООО «Регистратор доменных имен РЕГ.РУ» (исх. № 116987 от 02.06.2016г.) следует, что администратором доменного имени kemerovo.cenakrasna.ru является <…>.

   Пунктом 8 части 2 статьи 21  ФЗ «О рекламе» установлено, что реклама алкогольной продукции не должна размещаться в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

             10.06.2016г. определением о возбуждении дела по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе Кемеровским УФАС России было возбуждено дело № 69/Р-2016 в отношении <…> и назначено к рассмотрению на 25.07.2016г. в 09 часов 30 минут. Данное определение было направлено в адрес <…> заказным письмом с уведомлением о вручении (распечатка с сайта ФГУП «Почта России: отслеживание почтовых отправлений» о вручении почтового отправления имеется в материалах дела).

18.07.2016г. в адрес Кемеровского УФАС России поступили письменные пояснения <…> (исх. б/н от 11.07.2016г.), из которых следует, что согласно части 1 статьи 2 ФЗ «О рекламе» настоящий Федеральный Закон применяется к отношениям в сфере рекламы независимо от места ее производства, если распространение рекламы осуществляется на территории Российской Федерации. В Постановлении Конституционного суда РФ от 04.03.1997 № 4-П «По делу о проверке конституционности статьи 3 Федерального закона от 18.07.1995г. «О рекламе» указывается, что отношения в сфере рекламы по своей природе являются гражданско – правовыми, поскольку они возникают при осуществлении предпринимательской деятельности, в данном случае предпринимательской деятельности по производству, размещению и распространению рекламы. Согласно части 1 статьи 2 ГК РФ, Гражданское законодательство регулирует отношения между лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность, или с их участием, исходя из того, что предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке.

<…>является физическим лицом, не зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя и не занимается предпринимательской деятельностью по производству, размещению и распространению рекламы, следовательно, к <...> ФЗ «О рекламе» не может быть применим.

В выдержке из постатейного комментария к ФЗ «О рекламе» отмечено, что в Законе отсутствует упоминание круга лиц, на которых он распространяет свое действие. Это также можно отнести к положительным моментам. Вместо этого, в Законе фигурирует термин – отношения в сфере рекламы, на которые он распространяется. Указанные отношения могут возникать в процессе изготовления, размещения и распространения рекламы. Отношения по изготовлению, размещению и распространению рекламы возникают на основании гражданско – правовых договоров, общий порядок заключения и исполнения которых регламентируется ГК РФ. Самыми распространенными видами договоров, опосредующих указанные отношения, являются договоры подряда, возмездного оказания услуг, поручения, комиссии, агентирования, аренды.

<…>не заключал договоров и иных документов на изготовление, размещение, распространение вышеуказанной рекламы, следовательно, отношения в сфере рекламы не возникали и ФЗ «О рекламе» к <...>, не может быть применим.

Согласно пункту 3 части 2 статьи 2 ФЗ «О рекламе», настоящий Федеральный Закон не распространяется на справочно – информационные и аналитические материалы (обзоры внутреннего и внешнего рынков, результаты научных исследований и испытаний), не имеющие в качестве основной цели продвижение товара на рынке и не являющиеся социальной рекламой.

Информационно – графические материалы, размещенные на вышеуказанном сайте являлись справочно – информационными материалами, не имеющими в качестве основной цели продвижение товаров, следовательно, в данном случае признаки нарушения пункта 8 части 2 статьи 21 ФЗ «О рекламе» в действиях <…> отсутствуют.

Также <...> пояснил, что реклама алкогольной продукции в настоящее время на вышеуказанном сайте не размещается.

           25.07.2016г. состоялось рассмотрение дела № 69/Р-2016 в отсутствие <…>, уведомленного надлежащим образом о дате, времени и месте рассмотрения данного дела.

Рассмотрев материалы дела, Комиссия Кемеровского УФАС России установила:

27.05.2016г. в адрес Управления Федеральной антимонопольной службы по Кемеровской области поступило заявление <…> (вх. № 2113э от 27.05.2016г.) о наличии признаков нарушения ФЗ «О рекламе» при распространении рекламы алкогольной продукции в сети «Интернет» на сайте https://kemerovo.cenakrasna.ru, на странице сайта https://kemerovo.cenakrasna.ru/alkogolnaja-produktsija/vodka.

Кемеровским УФАС России была проведена проверка указанного сайта, по результатам проверки составлен акт осмотра сайта от 01.06.2106г. и было установлено, что на сайте https://kemerovo.cenakrasna.ru, на странице сайта https://kemerovo.cenakrasna.ru/alkogolnaja-produktsija/vodka действительно размещена реклама алкогольной продукции.

Из информации, представленной в адрес Кемеровского УФАС России ООО «Регистратор доменных имен РЕГ.РУ» (исх. № 116987 от 02.06.2016г.) следует, что администратором доменного имени kemerovo.cenakrasna.ru является <…>.

   Пунктом 8 части 2 статьи 21  ФЗ «О рекламе» установлено, что реклама алкогольной продукции не должна размещаться в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

Статьей 40 ФЗ «О рекламе» установлено, что регулирование отношений в сфере рекламы со дня вступления в силу настоящего Федерального закона от 13.03.2006 № 38 «ФЗ «О рекламе».

          В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 40 ФЗ «О рекламе» со дня вступления в силу настоящего Федерального закона признать утратившим силу Федеральный закон от 18 июля 1995 года № 108-ФЗ «О рекламе» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, № 30, ст. 2864).

В соответствии с пунктом 7 статьи 3 ФЗ «О рекламе»  рекламораспространитель - лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств.

Из информации, представленной в адрес Кемеровского УФАС России ООО «Регистратор доменных имен РЕГ.РУ» (исх. № 116987 от 02.06.2016г.) следует, что администратором доменного имени kemerovo.cenakrasna.ru является <…>.

<…>не отрицает того, что распространял рекламу алкогольной продукции на сайте, также у <…> имеется возможность вносить изменения и удалять распространяемую информацию, следовательно, <…> является распространителем вышеуказанной рекламы

В соответствии с пунктом 1 статьи 3 ФЗ «О рекламе» реклама - это информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

Вместе с тем согласно пункту 3 части 2 статьи 2 ФЗ «О рекламе» данный Федеральный закон не распространяется на справочно-информационные и аналитические материалы (обзоры внутреннего и внешнего рынков, результаты научных исследований и испытаний), не имеющие в качестве основной цели продвижение товара на рынке и не являющиеся социальной рекламой.

Не является рекламой информация о производимых или реализуемых товарах, размещенная на сайте производителя или продавца данных товаров или на страницах в социальных сетях производителя или продавца данных товаров, если указанные сведения предназначены для информирования посетителей сайта или страницы в социальной сети о реализуемых товарах, ассортименте, правилах пользования, также не является рекламой информация о хозяйственной деятельности компании, акциях и мероприятиях, проводимых данной компанией и т.п. В том числе не является рекламой информация о скидках или проводимых акциях, размещенная на сайтах, на которых аккумулируются и предлагаются различные купоны или билеты, позволяющие приобрести товар со скидкой. Следовательно, на такую информацию положения ФЗ «О рекламе» не распространяются.

<…> не является ни производителем, ни продавцом рекламируемых товаров.

В  рассматриваемой  рекламе объектом  рекламирования выступают  конкретные  товары  -  алкогольная продукция  различных  наименований  и  марок, которые можно индивидуализировать и выделить из ряда однородных. Таким  образом,  информация,  размещенная  в сети Интернет на странице сайта https://kemerovo.cenakrasna.ru/alkogolnaja-produktsija/vodka содержит сведения рекламного характера, поскольку направлена  на привлечение  внимания  к  объекту  рекламирования, а также формирует  и поддерживают  интерес  неопределенного  круга  потребителей  к  указанному товару (алкогольной продукции).

В нарушение данной правовой нормы в сети Интернет на сайте https://kemerovo.cenakrasna.ru, на странице сайта https://kemerovo.cenakrasna.ru/alkogolnaja-produktsija/vodka размещена реклама алкогольной продукции.

                В соответствии с частью 7 статьи 38 ФЗ «О рекламе» ответственность за нарушение требований, установленных пунктом 8 части 2 статьи 21 ФЗ «О рекламе», несёт  рекламораспространитель.

    В данном случае рекламораспространителем является <…>.

Руководствуясь пунктом 1 части 2 статьи 33, частью 1 статьи 36 Федерального закона от 13.03.2006 № 38 – ФЗ «О рекламе» и в соответствии с пунктами 37-42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утвержденных Постановление Правительства Российской Федерации от 17.08.2006 № 508, Комиссия Кемеровского УФАС России,       

РЕШИЛА:

 

1.Признать <…> (<…>) нарушившим требования пункта 8 части 2 статьи 21 ФЗ «О рекламе», при размещении рекламы алкогольной продукции в сети Интернет.

2.Предписание <…>не выдавать в связи с  устранением нарушения.

3.Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу  Кемеровского УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

 

Решение изготовлено в полном объеме 28 июля 2016 года.

 

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня вынесения.

 

Заместитель председателя Комиссии:

 

Члены Комиссии:

 

 

Л.И. Ланцман

 

Е.Б. Каминская

 

М.И. Данилова

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны