Решение №НК/9675/23 решение от 20 октября 2023 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

МКУ "Управление жилищно-коммунального хозяйства Мысковского городского округа"
<...>

ИП

<...>

 

РЕШЕНИЕ

«19» октября 2023 г. Кемерово

 

Резолютивная часть решения оглашена «19» октября 2023г.

В полном объеме решение изготовлено «20» октября 2023г.

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Кемеровской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее – Комиссия) в составе:

 

Председатель Комиссии: <...> - руководитель управления;

 

Члены Комиссии:

<...> - начальник отдела контроля органов власти;

<...> - главный специалист-эксперт отдела контроля органов власти;

 

рассмотрев дело № 042/01/16-338/2023, возбужденное по признакам нарушения МКУ ««Управление жилищно-коммунального хозяйства Мысковского городского округа» (652840, г. Мыски, ул. Серафимовича, 4), ИП <...> (<...>) пункта 4 статьи 16 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», с использованием ВКС,

в присутствии представителя МКУ «Управление жилищно-коммунального хозяйства Мысковского городского округа» <...> (по доверенности от 26.12.2022),

в отсутствие представителей ИП <...>, извещенного надлежащим образом о дате, времени и месте рассмотрения дела 042/01/16-338/2023 о нарушении антимонопольного законодательства,

руководствуясь статьей 49 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

УСТАНОВИЛА:

Приказом Кемеровского УФАС России от 22.03.2023 № 15/23 было возбуждено дело № 042/01/16-338/2023 по признакам нарушения МКУ «Управление жилищно коммунального хозяйства Мысковского городского округа», ИП <...> пункта 4 статьи 16 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившегося в заключении ограничивающего конкуренцию соглашения о выплате компенсации затрат по бесплатному проезду на паромной переправе через реку Томь в п. Бородино Мысковского городского округа жителей п. Тутуяс, п. Усть-Мрасс, автолавки и спецслужб, создана Комиссия по рассмотрению дела № 042/01/16-338/2023 о нарушении антимонопольного законодательства.

Определением (исх. от 23.03.2023 № НК/2777/23) рассмотрение дела № 042/01/16-338/2023 о нарушении антимонопольного законодательства было назначено на 25.04.2023 на 11 часов 00 мину. Копия определения была направлена письмом в адреса лиц, участвующих в деле.

25.04.2023 на заседании Комиссии Кемеровского УФАС России была установлена необходимость получения дополнительной информации.

25.04.2023 определением об отложении рассмотрения дела № 042/01/16-338/2023 о нарушении антимонопольного законодательства было назначено на 09.06.2023 на 10 часов 00 минут. Копия определения была направлена письмом в адреса лиц, участвующих в деле.

Уведомлением (исх. от 08.06.2023 № СС/5260/23) рассмотрение дела № 042/01/16-338/2023 о нарушении антимонопольного законодательства было назначено на 30.06.2023 на 10 часов 00минут. Копия уведомления была направлена письмом в адреса лиц, участвующих в деле.

Определением ( исх. от 28.06.2023 № НК/5892/23) продлено рассмотрение дела № 042/01/16-338/2023 о нарушении антимонопольного законодательства до 23.12.2023г.

30.06.2023 на заседании Комиссии Кемеровского УФАС России была установлена необходимость получения дополнительной информации.

30.06.2023 определением об отложении рассмотрения дела № 042/01/16-338/2023 о нарушении антимонопольного законодательства было назначено на 17.07.2023 на 14 часов 00 минут. Копия определения была направлена письмом в адреса лиц, участвующих в деле.

17.07.2023 на заседании Комиссии Кемеровского УФАС России была установлена необходимость получения дополнительной информации.

17.07.2023 определением об отложении рассмотрения дела № 042/01/16-338/2023 о нарушении антимонопольного законодательства было назначено на 20.09.2023 на 10 часов 00 минут. Копия определения была направлена письмом в адреса лиц, участвующих в деле.

Приказом от 19.09.2023 № 61/23 были внесены изменения в состав Комиссии по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства, созданной по приказу от 22.03.2023 № 15/23.

По результатам заседания Комиссии, состоявшегося 20.09.2023, в соответствии с частью 1 статьи 48.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» установлена необходимость принятия и направления сторонам заключения об обстоятельствах дела

Частью 3 статьи 48.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» определено, что в случае принятия заключения об обстоятельствах дела о нарушении антимонопольного законодательства подлежит отложению.

Копии заключения об обстоятельствах дела № 042/01/16-338/2023 о нарушении антимонопольного законодательства от 20.09.2023 были направлены письмом с уведомлением в адреса лиц, участвующих в деле.

20.09.2023 определением об отложении дела № 042/01/16-338/2023 о нарушении антимонопольного законодательства рассмотрение данного дела было назначено на 19.10.2023 на 10 часов 30 мину.

Возражений на заключение об обстоятельствах дела № 042/01/16-338/2023 от лиц, участвующих в деле, не поступило.

Изучив материалы дела № 042/01/16-338/2023 о нарушении антимонопольного законодательства, заслушав пояснения представителя МКУ «Управление жилищно-коммунального хозяйства Мысковского городского округа», Комиссия Кемеровского УФАС России установила следующее:

25.04.2022 между МКУ «Управление жилищно-коммунального хозяйства Мысковского городского округа» и ИП <...> было заключено соглашение о выплате компенсации затрат по бесплатному проезду на паромной переправе через реку Томь в п. Бородино Мысковского городского округа жителей п. Тутуяс, п. Усть-Мрасс, автолавки и спецслужб (далее соглашение от 25.04.2022 г.).

Предметом данного соглашения является выплата компенсации затрат по бесплатному проезду паромной переправе через реку Томь в п. Бородино Мысковского городского округа жителей п. Тутуяс, п. Усть-Мрасс, автолавки и спецслужб.

Выплата компенсации затрат предоставляется в пределах средств, предусмотренных в бюджете Мысковского городского окурга, в размере 382 720 руб. 00 коп. Стоимость работ по соглашению МКУ «Управление жилищно-коммунального хозяйства Мысковского городского округа» (далее — МКУ УЖКХ) оплачивает перевозчику путем перечисления денежных средств на расчетный счет перевозчика после подписания актов о приемке выполненных работ КС-2 и КС-3 предъявления счет-фактуры.

Данное соглашение вступает в силу со дня его подписания и распространяет свое действие на правоотношения, возникшие с 20.05.2022 по 20.10.2022 г.

К указанному соглашению приведены расчеты:

- расчет льготного проезда на паромной переправе социально значимых служб через реку Томь (Тутуяс-Усть-Мрасс) на 2022 год

 

1.

Количество бесплатных поездок социально значимых служб (автолавка и другие службы) в месяц

60

1.1

Стоимость одной поездки, руб

230,0

 

Сумма компенсации по проезду служб, руб

69000,0

 

Итого сумма компенсации на 2022 год (пять месяцев), руб

69000,0

 

- расчет льготной перевозки автотранспорта населения на паромной переправе через реку Томь (Тутуяс-Усть-Мрасс) на 2022 год

1.1

Количество автомобилей, принадлежащих жителям в поселке

31

1.2

Количество поездок в период с мая по октябрь (из расчета 1 поездки в неделю в течении 5 месяцев)

1364

1.3

Стоимость одной поездки, руб

230,0

 

Сумма компенсации по перевозке ТС жителей, руб

313 720,0

 

Итого сумма компенсации на 2022, руб

313 720,0

 

Пунктом 7 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее ФЗ №131-ФЗ) установлено, что к вопросам местного значения городского округа относится создание условий для предоставления транспортных услуг населению и организации транспортного обслуживания населения в границах городского округа.

Согласно части 2 статьи 18 ФЗ №131-ФЗ финансовые обязательства, возникающие в связи с решением вопросов местного значения, исполняются за счет средств местных бюджетов.

Решение вопросов местного значения является расходным обязательством муниципального образования, обусловленным законом, и должно предусматриваться в бюджете города в качестве самостоятельного расходного обязательства на очередной финансовый год и не должны компенсироваться посредством предоставления субсидии.

В соответствии с частью 1 статьи 54 ФЗ №131-ФЗ закупки товаров, работ, услуг для обеспечения муниципальных нужд осуществляются в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок, товаров, работ, улуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее — Закон о контрактной системе, ФЗ №44-ФЗ).

Согласно части 2 статьи 54 ФЗ № 131-ФЗ закупки товаров, работ, услуг для обеспечения муниципальных нужд осуществляются за счет средств местного бюджета.

Частью 1 статьи 72 Бюджетного кодекса Российской Федерации установлено, что закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд осуществляются в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд с учетом положений настоящего кодекса.

Согласно части 1 статьи 1 ФЗ № 44-ФЗ настоящий Федеральный закон регулирует отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок.

Пунктом 3 статьи 3 ФЗ № 44-ФЗ установлено, что закупка товара, работы, услуги для обеспечения государственных или муниципальных нужд (далее - закупка) – совокупность действий, осуществляемых в установленном настоящим Федеральным законом порядке заказчиком и направленных на обеспечение государственных или муниципальных нужд.

Статьей 8 ФЗ № 44-ФЗ установлен принцип обеспечения конкуренции, согласно которому контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем).

Конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.

Следовательно, применение норм законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд является обязательным при условии использования средств бюджета, которые направляются на оплату работ (услуг) для муниципальных нужд.

Процедуры, установленные Законом о контрактной системе по выбору исполнителя на предоставление услуг для муниципальных нужд Мысковского городского округа, а именно: по организации перевозок на паромной переправе через реку Томь в п. Бородино Мысковского городского округа жителей п. Тутуяс, п. УстьМрасс, автолавки и спецслужб, МКУ УЖКХ не проводились.

В тех случаях, когда требуется проведение торгов, подразумевающее состязательность хозяйствующих субъектов, их непроведение, за исключением случаев, допускаемых законом, не может не влиять на конкуренцию, поскольку лишь при публичном объявлении торгов в установленном порядке могут быть выявлены потенциальные желающие получить товары, работы, услуги, доступ к соответствующему товарному рынку либо права ведения деятельности на нем (Постановление Президиума ВАС РФ от 29.11.2011 № 8799/11).

В данном случае создается ситуация, при которой хозяйствующим субъектам, с которыми муниципальные заказчики заключат гражданско-правовые договоры, будут предоставлены преимущественные условия осуществления деятельности в сфере организации перевозок на паромной переправе через реку Томь в п. Бородино Мысковского городского округа жителей п. Тутуяс, п. Усть-Мрасс, автолавки и спецслужб. При этом доступ иных хозяйствующих субъектов к осуществлению вышеуказанных работ (услуг) будет невозможен, что, в свою очередь, приведет к недопущению, ограничению или устранению конкуренции.

Решение вопросов местного значения в сфере организации перевозок пассажиров не снимает с муниципального заказчика обязанности соблюдать положения ФЗ № 44-ФЗ, Закона № 131-ФЗ и статьи 72 Бюджетного кодекса РФ в части проведения им закупок в случае и в порядке, установленном данными нормативными актами.

Федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, а также нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации не предусмотрено право на установление ограничений прав хозяйствующих субъектов на осуществление предпринимательской деятельности в сфере организации транспортного обслуживания населения.

Согласно пункту 4 статьи 16 Федерального закона от 26.07.2006 № 135 – ФЗ «О защите конкуренции» запрещаются соглашения между федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями, а также государственными внебюджетными фондами, Центральным банком Российской Федерации или между ними и хозяйствующими субъектами либо осуществление этими органами и организациями согласованных действий, если такие соглашения или такое осуществление согласованных действий приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, в частности к ограничению доступа на товарный рынок, выхода из товарного рынка или устранению с него хозяйствующих субъектов.

Реализация данного соглашения привела к недопущению возникновения конкурентных отношений между хозяйствующими субъектами, осуществляющими деятельность в указанных сферах, предоставлению преимущественных условий для ИП <...> в сфере выполнения указанных работ, созданию возможности для последнего в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товара (работ и услуг) на соответствующих товарных рынках.

Действия МКУ УЖКХ, ИП <...> по заключению 25.04.2022 ограничивающего конкуренцию соглашения о выплате компенсации затрат по бесплатному проезду на паромной переправе через реку Томь в п. Бородино Мысковского городского округа жителей п. Тутуяс, п. Усть-Мрасс, автолавки и спецслужб привели (могли привести) к ограничению доступа иных хозяйствующих субъектов на соответствующие товарные рынки, нарушению их прав и законных интересов в сфере осуществления предпринимательской деятельности, вступает в противоречие с пунктом 4 статьи 16 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

В соответствии с частью 5.1 статьи ФЗ №135-ФЗ, пунктом 10.09, 11.3 Порядка проведения анализа и оценки состояния конкурентной среды на товарном рынке, утвержденного приказом ФАС России от 28.04.2010 №220, Кемеровское УФАС России, провело анализ состояния конкуренции на рынке по осуществлению деятельности внутреннего водного пассажирского транспорта (ОКВЭД 50.30) и по осуществлению деятельности внутреннего водного грузового транспорта (ОКВЭД 50.40).

По данным Кемеровостата из Статистического регистра хозяйствующих субъектов Росстата по состоянию на 01.07.2023 об организациях, расположенных на территории Кемеровской области-Кузбасса, заявивших при государственной регистрации основным видом экономической деятельности в соответствии с общероссийским классификатором ОКВЭД 2 код 50.30 «Деятельность внутреннего водного пассажирского транспорта», данными организациями являются ООО «Колпашевский речпорт» (ИНН 4230012030, адрес регистрации 652057, Кемеровская область - Кузбасс, город Юрга, улица Максименко, 1), ООО «Нерпа» (ИНН 4205384838, адрес регистрации 650051, Кемеровская область — Кузбасс, г. Кемерово, ул. Морозная, д. 6А, офис 4), ООО «Юрга Флот» (ИНН 4230018458, адрес регистрации 652055, Кемеровская область — Кузбасс, г. Юрга, ул. Набережная, д.1).

Информация о коде 50.40 «Деятельность внутреннего водного грузового транспорта» в Статистическом регистре отсутствует.

Из проведенного анализа следует, что данный рынок (ОКВЭД 50.30) является конкурентным.

Также в ходе рассмотрения материалов выяснилось, что на момент заключения соглашения (25.04.2022) у ИП <...> отсутствовала лицензия на осуществление деятельности по перевозке пассажиров внутренним водным транспортом.

Установлено, что в период с 05.05.2022 по 31.05.2022 у ИП <...> отсутствовало водное транспортное средство для осуществления указанных в соглашении работ. С жителей поселков взималась плата за проезд без автотранспортных средств, выданные в рамках целевой программы талоны не покрывали потребности жителей в переправе, что свидетельствует о неоказании услуг по бесплатному проезду граждан, предусмотренных соглашением от 25.04.2022, соглашение не предусматривает оказание услуг на основании талонов.

По состоянию на 17.10.2022 МКУ УЖКХ решения об отказе в исполнении обязательств по оплате не принимались, акты выполненных работ принимались заказчиком без замечаний, что привело к дополнительной финансовой нагрузке на местный бюджет Мысковского городского округа.

20.07.2023 между МКУ «Управление жилищно-коммунального хозяйства Мысковского городского округа» и ИП <...> было заключено соглашение №6 о предоставлении в 2023 году субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий муниципальных учреждений) и индивидуальным предпринимателям из бюджета Мысковского городского округа по компенсации выпадающих доходов, возникших в результате установления льготной перевозки транспортных средств на паромных переправах Мысковского округа.

Сумма соглашения составляет 423 400 (четыреста двадцать три тысячи четыреста) рублей 00 копеек.

Соглашение вступает в силу с момента его подписания и распространяет свое действие до 25.10.2023, а в части расчетов до их полного завершения.

17.08.2023 между МКУ «Управление жилищно-коммунального хозяйства Мысковского городского округа» и ИП <...> было заключено дополнительное соглашение №1 к соглашению №6 от 20.07.2023, в котором стороны пришли к соглашению расторгнуть Соглашение о предоставлении субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий муниципальных учреждений) и индивидуальным предпринимателям из бюджета Мысковского городского окуруга по компенсации выпадающих доходов, возникших в результате установления льготной перевозки транспортных средств на паромных переправах Мысковского округа.

Действия МКУ «Управление жилищно-коммунального хозяйства Мысковского городского округа» и ИП <...> выразившиеся в заключении соглашения о выплате компенсации затрат по бесплатному проезду на паромной переправе через реку Томь в п. Бородино Мысковского городского округа жителей п. Тутуяс, п. Усть-Мрасс, автолавки и спецслужб подлежат квалификации, как действия, ответственность за которые предусмотрена статей 16 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

Руководствуясь ст. 23, ч. 1 ст. 39, ч. 1-4 ст. 41, ч. 1 ст. 49, ч. 1 ст. 50 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия Кемеровского УФАС России по рассмотрению дела № 042/01/16-338/2023 о нарушении антимонопольного законодательства

РЕШИЛА:

 

1. Признать МКУ ««Управление жилищно-коммунального хозяйства Мысковского городского округа» (652840, г. Мыски, ул. Серафимовича, 4), ИП <...> (<...>) нарушившими пункт 4 статьи 16 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

2. Не выдавать МКУ ««Управление жилищно-коммунального хозяйства Мысковского городского округа» (652840, г. Мыски, ул. Серафимовича, 4), ИП <...> (<...>) предписания об устранении допущенных нарушений, в связи с расторгнутым договором а момент принятия данного решения.

3. Передать материалы дела № 042/01/16-338/2023 о нарушении антимонопольного законодательства должностному лицу для решения вопроса о возбуждении административного производства.

 

Председатель Комиссии: <...>

 

Члены Комиссии:

<...>

<...>

 

 

Решение может быть обжаловано в течении трех месяцев со дня его принятия в суд или арбитражный суд.

 

Связанные организации

МКУ "Управление жилищно-коммунального хозяйства Мысковского городского округа"
ИНН 4214036481, ОГРН 1144214000589