Решение №11/9417 по делу от 16 сентября 2019 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

 

«13» сентября 2019 г.                                                                                      г. Кемерово

Резолютивная часть объявлена «12» сентября 2019 г.

Решение в полном объеме изготовлено «13» сентября 2019 г.

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Кемеровской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

 

Председатель Комиссии:

<…> – руководитель управления;

Члены Комиссии:

<…> – начальник отдела контроля органов власти;

<…> – главный специалист – эксперт отдела контроля органов власти;

<…> – главный специалист – эксперт отдела контроля органов власти. 

 

 

 

в отсутствие: представителей автономного учреждения Кемеровской области «Комитет лесного хозяйства», ООО «Сибирские леса», ООО «Юргинский лесхоз», ООО «Яшкинский лесхоз», индивидуального предпринимателя <…> извещенных надлежащим образом о дате, времени и месте рассмотрения дела № 042/01/16-219/2019 о нарушении антимонопольного законодательства.

           

рассмотрев дело № 042/01/16-219/2019, возбужденное по признакам нарушения автономным учреждением Кемеровской области «Комитет лесного хозяйства» (650036, г. Кемерово, ул. Мирная, 5), ООО «Сибирские леса» (650002, г. Кемерово, ул. Волкова, 36-1), ООО «Юргинский лесхоз» (652051, Кемеровская область,          г. Юрга, ул. Школьная, 41а), ООО «Яшкинский лесхоз» (652010, Кемеровская область, пгт. Яшкино, ул. Лесоводов, 21), индивидуальным предпринимателем <…> (652010, Кемеровская область, пгт. Яшкино, ул. Мирная, 6-6) пункта 4 статьи 16 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

установила:

 

По результатам рассмотрения обращения прокуратуры Центрального района г. Кемерово приказом Управления Федеральной антимонопольной службы по Кемеровской области от 21.02.2019 № 24 было возбуждено дело № 042/01/16-219/2019 по признакам нарушения автономным учреждением Кемеровской области «Комитет лесного хозяйства» (650036, г. Кемерово, ул. Мирная, 5), ООО «Сибирские леса» (650002, г. Кемерово, ул. Волкова, 36-1), ООО «Юргинский лесхоз» (652051, Кемеровская область, г. Юрга, ул. Школьная, 41а), ООО «Яшкинский лесхоз» (652010, Кемеровская область, пгт. Яшкино,        ул. Лесоводов, 21), индивидуальным предпринимателем <…> (652010, Кемеровская область, пгт. Яшкино, ул. Мирная, 6-6) пункта 4 статьи 16 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившегося в заключении:

- в период с 01.09.2017 по 03.10.2017 с ООО «Сибирские леса» договоров              №№ 04.2017, 06.2017;

- 20.10.2017 с ООО «Яшкинский лесхоз» договоров №№ 07.2017, 08.2017, 09.2017, 10.2017;

- 20.10.2017 с ООО «Юргинский лесхоз» договоров №№ 11.2017, 12.2017;

- в период с 03.05.2018 по 08.10.2018 с ООО «Яшкинский лесхоз» договоров №№ 01.2018, 05.2017, 09.2018;

- 14.08.2018 с индивидуальным предпринимателем <…> договоров №№ 02.2018, 04.2018;

- 14.08.2018 с ООО «Сибирские леса» договоров №№ 06.2018, 07.2018 на выполнение работ по воспроизводству лесов, расположенных на землях лесного фонда в Кемеровской области, без проведения торгов.

Определением от 25.02.2019 дело № 042/01/16-219/2019 о нарушении антимонопольного законодательства было назначено к рассмотрению на       28.03.2019 на 11 часов 00 минут.  

18.03.2019 в адрес Кемеровского УФАС России от автономного учреждения Кемеровской области «Комитет лесного хозяйства» поступили письменные пояснения по изложенным в материалах дела № 042/01/16-219/2019 обстоятельствам.

            Из представленных пояснений следует, что в 2017-2018 договоры на выполнение работ по воспроизводству лесов, расположенных на землях лесного фонда в Кемеровской области были заключены с ООО «Сибирские леса», ООО «Юргинский лесхоз», ООО «Яшкинский лесхоз», индивидуальным предпринимателем <….> на основании пункта 4 части 1 статьи 93 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

            Осуществление закупки у единственного поставщика было продиктовано необходимостью выполнения в срок государственного задания, так как рынок лесохозяйственных работ в Юргинском, Кемеровском и Яшкинском лесничествах является мало конкурентным, а также в связи с тем, что продолжительность процедуры закупки  составляет от полутора до двух месяцев.

            Подробно доводы изложены в письменных пояснениях.

19.03.2019, 20.03.2019, 22.03.2019 от ООО «Сибирские леса», ООО «Юргинский лесхоз», ООО «Яшкинский лесхоз», индивидуального предпринимателя <…> поступили письменные пояснения по изложенным в материалах дела № 042/01/16-219/2019 обстоятельствам.

Из представленных пояснений следует, что в связи ограниченными сроками выполнения работ по воспроизводству лесов, расположенных на землях лесного фонда в Кемеровской области, а также отсутствием иных претендентов было принято решение о заключении соответствующих договоров.

28.03.2019 Комиссией Кемеровского УФАС России рассмотрение дела        № 042/01/16-219/2019 о нарушении автономным учреждением Кемеровской области «Комитет лесного хозяйства», ООО «Сибирские леса», ООО «Юргинский лесхоз», ООО «Яшкинский лесхоз», индивидуальным предпринимателем <…> было отложено в связи с необходимостью получения от автономного учреждения Кемеровской области «Комитет лесного хозяйства» дополнительной информации, необходимой для полного и всестороннего рассмотрения дела № 042/01/16-219/2019.

Определением от 28.03.2019 дело № 042/01/16-219/2019 о нарушении антимонопольного законодательства было назначено к рассмотрению на 06.06.2019 на 11 часов 00 минут.

В назначенное в определении от 28.03.2019 время представители ООО «Сибирские леса» не явились.  

Сведениями о надлежащем уведомлении ответчика – ООО «Сибирские леса» о месте, дате и времени рассмотрения дела № 042/01/16-219/2019 о нарушении антимонопольного законодательства Кемеровское УФАС России  на момент рассмотрения дела не располагает.

Определением от 06.06.2019 дело № 042/01/16-219/2019 о нарушении антимонопольного законодательства было назначено к рассмотрению на       25.07.2019 на 11 часов 00 минут.  

Письмом от 23.07.2019 № 11/7632 Кемеровское УФАС довело до сведения лиц, участвующих в деле информацию о том, что рассмотрение дела № 042/01/16-219/2019 о нарушении антимонопольного законодательства состоится 13.08.2019 в 10 ч. 30 м.

На заседании комиссии, состоявшемся 13.08.2019, Комиссия Кемеровского УФАС России, учитывая, что  в соответствии с частью 1 статьи 48.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» перед окончанием рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства при установлении в действиях (бездействии) ответчика по делу нарушения антимонопольного законодательства комиссия принимает заключение об обстоятельствах дела.

Частью 3 статьи 48.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» определено, что в случае принятия заключения об обстоятельствах дела дело о нарушении антимонопольного законодательства подлежит отложению.

В соответствии с частью 5 статьи 48.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» лица, участвующие в деле, вправе представить комиссии пояснения, доказательства и приводить доводы в письменной форме в отношении обстоятельств, изложенных в заключении об обстоятельствах дела, до окончания рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства и оглашения резолютивной части решения по нему на заседании комиссии.

По результатам заседания Комиссии, в соответствии с частью 1 статьи 48.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» установлена необходимость принятия и направления сторонам заключения об обстоятельствах дела.

Учитывая изложенное, 13.08.2019 на заседании комиссии Кемеровского УФАС России принято решение о направлении сторонам заключения об обстоятельствах дела.

Определением от 13.08.2019 дело № 042/01/16-219/2019 о нарушении антимонопольного законодательства было назначено к рассмотрению на 12.09.2019 на 11 часов 30 минут.

20.08.2019 лицам, участвующим в деле № 042/01/16-219/2019, было направлено заключение об обстоятельствах данного дела.

В срок до 12.09.2019 от лиц, участвующих в деле № 042/01/16-219/2019, в Комиссию не представлены пояснения по обстоятельствам, изложенным в заключении об обстоятельствах дела.  

В заседание Комиссии, состоявшееся 12.09.2019, представители ООО «Юргинский лесхоз», ООО «Яшкинский лесхоз», индивидуального предпринимателя <…>, извещенные надлежащим образом о дате, времени и месте рассмотрения дела № 042/01/16-219/2019 о нарушении антимонопольного законодательства, не явились, направили ходатайства о рассмотрении данного дела в отсутствие представителей.

Указанные ходатайства были удовлетворены.

ООО «Сибирские леса» извещенное надлежащим образом о дате, времени и месте рассмотрения дела № 042/01/16-219/2019 о нарушении антимонопольного законодательства, в заседание комиссии не явилось, представителя не направило.

Руководствуясь   частью   2   статьи   45   Федерального  закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия Кемеровского УФАС России посчитала возможным рассмотреть дело № 042/01/16-219/2019 о нарушении антимонопольного законодательства в отсутствие лиц, участвующих в деле № 042/01/16-219/2019.

Изучив материалы дела № 042/01/16-219/2019 о нарушении антимонопольного законодательства, Комиссия Кемеровского УФАС России установила следующее:

23.12.2016 департаментом лесного комплекса Кемеровской области для АУ КО «Комитет лесного хозяйства» утверждено государственное задание  № 4 на выполнение работ по охране, защите и воспроизводству лесов, расположенных на землях лесного фонда в Кемеровском лесничестве, на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов.

28.12.2016 департаментом лесного комплекса Кемеровской области для АУ КО «Комитет лесного хозяйства» утверждено государственное задание  № 17 на выполнение работ по охране, защите и воспроизводству лесов, расположенных на землях лесного фонда в Юргинском лесничестве, на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов.

28.12.2016 департаментом лесного комплекса Кемеровской области для АУ КО «Комитет лесного хозяйства» утверждено государственное задание  № 19 на выполнение работ по охране, защите и воспроизводству лесов, расположенных на землях лесного фонда в Яшкинском лесничестве, на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов.

28.12.2017 департаментом лесного комплекса Кемеровской области для АУ КО «Комитет лесного хозяйства» утверждено государственное задание  № 4 на выполнение работ по охране, защите и воспроизводству лесов, расположенных на землях лесного фонда в Кемеровском лесничестве, на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов.

28.12.2017 департаментом лесного комплекса Кемеровской области для АУ КО «Комитет лесного хозяйства» утверждено государственное задание  № 19 на выполнение работ по охране, защите и воспроизводству лесов, расположенных на землях лесного фонда в Яшкинском лесничестве, на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов.

 

13.03.2017 между департаментом лесного комплекса Кемеровской области и АУ КО «Комитет лесного хозяйства» было заключено соглашение № 3 о порядке и условиях предоставления субсидий на возмещение нормативных затрат, связанных с оказанием им в соответствии с государственным заданием государственных услуг (выполнением работ).

Согласно пункту 1 указанного выше соглашения предметом настоящего соглашения является предоставление департаментом лесного комплекса Кемеровской области из областного бюджета на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов субсидий на финансовое обеспечение выполнения, в том числе государственного задания на оказание государственных услуг (выполнение работ) № 4 от 23.12.2016, № 17, 19 от 28.12.2016.

Пунктом 4.1.2 Соглашения предусмотрено, что финансирование выполнения государственного задания осуществляется в соответствии с графиком перечисления субсидий, являющимся неотъемлемой частью настоящего Соглашения.

Дополнительными соглашениями № 2 от 05.10.2017, № 3 от 06.12.2017 в Соглашение от 13.03.2017 № 3 внесены изменения, а именно график перечисления субсидий изложен в новой редакции.

Пунктом 3 вышеуказанных дополнительных соглашений предусмотрено, что настоящее дополнительное соглашение вступает в силу с момента подписания обеими Сторонами и является неотъемлемой частью Соглашения от 13.03.2017            № 3.

Согласно графику перечисления субсидий, являющемуся неотъемлемой частью Соглашения от 13.03.2017 № 3, сумма субсидий на 2017 составила:

- Кемеровское лесничество – 4 382 738 руб.

- Юргинское лесничество – 3 197 327 руб.

- Яшкинское лесничество – 3 942 628 руб.

 

28.12.2017 между департаментом лесного комплекса Кемеровской области и АУ КО «Комитет лесного хозяйства» было заключено соглашение № 3 о порядке и условиях предоставления субсидий на возмещение нормативных затрат, связанных с оказанием им в соответствии с государственным заданием государственных услуг (выполнением работ).

Согласно пункту 1 указанного выше соглашения предметом настоящего соглашения является предоставление департаментом лесного комплекса Кемеровской области из областного бюджета на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов субсидий на финансовое обеспечение выполнения, в том числе государственного задания на оказание государственных услуг (выполнение работ) № 4 от 28.12.2017, № 19 от 28.12.2017.

Пунктом 4.1.2 Соглашения предусмотрено, что финансирование выполнения государственного задания осуществляется в соответствии с графиком перечисления субсидий, являющимся неотъемлемой частью настоящего Соглашения.

Дополнительными соглашениями № 1 от 14.02.2018, № 2 от 16.05.2018, № 3 от 25.06.2018 в Соглашение от 28.12.2017 № 3 внесены изменения, а именно график перечисления субсидий изложен в новой редакции.

Пунктом 3 вышеуказанных дополнительных соглашений предусмотрено, что настоящее дополнительное соглашение вступает в силу с момента подписания обеими Сторонами и является неотъемлемой частью Соглашения от 28.12.2017           № 3.

Согласно графику перечисления субсидий, являющемуся неотъемлемой частью Соглашения от 28.12.2017 № 3, сумма субсидий на 2018 составила:

- Кемеровское лесничество – 4 735 903 руб.

- Яшкинское лесничество – 3 247 267 руб.

 

Установлено, что в период с 01.09.2017 по 03.10.2017 АУ КО «Комитет лесного хозяйства» и ООО «Сибирские леса» на основании пункта 4 части 1 статьи 93 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - ФЗ № 44-ФЗ) заключили 2 договора на выполнение работ по воспроизводству лесов, расположенных на землях лесного фонда в Кемеровском лесничестве Кемеровской области:

- 01.09.2017 № 04.2017 на выполнение работ по лесовосстановлению и лесоразведению (подготовка почвы под лесные культуры; полосная расчистка площадей бульдозером от нежелательной древесной растительности, пней при проведении механизированной обработки почвы: полосами, бороздами), стоимостью 50 700 руб. Срок окончания действия договора - 15.12.2017;

- 03.10.2017 № 06.2017 на выполнение работ по лесовосстановлению и лесоразведению (подготовка почвы под лесные культуры; полосная расчистка площадей бульдозером от нежелательной древесной растительности, пней при проведении механизированной обработки почвы: полосами, бороздами), стоимостью 81 250 руб. Срок окончания действия договора - 15.12.2017.

Таким образом, АУ КО «Комитет лесного хозяйства» и ООО «Сибирские леса» в период с 01.09.2017 по 03.10.2017 заключили 2 договора на выполнение работ по воспроизводству лесов, расположенных на землях лесного фонда в Кемеровском лесничестве Кемеровской области в 2017 году на общую сумму 131 950 руб.

 

Также установлено, что 20.10.2017 АУ КО «Комитет лесного хозяйства» и ООО «Яшкинский лесхоз» на основании пункта 4 части 1 статьи 93 ФЗ № 44-ФЗ заключили 4 договора на выполнение работ по воспроизводству лесов, расположенных на землях лесного фонда в Яшкинском лесничестве Кемеровской области:

- № 07.2017 на выполнение работ по лесовосстановлению и лесоразведению (содействию естественному возобновлению; уходу за подростом), стоимостью 57 760 руб. Срок окончания действия договора - 15.12.2017;

- № 08.2017 на выполнение работ по обеспечению проведения мероприятий по повышению продуктивности лесов (т.е. осуществления ухода за лесами, улучшению породного состава лесных насаждений, повышению качества и устойчивости лесных насаждений, сохранению и усилению защитных, водоохранных, санитарно-гигиенических и других полезных свойств леса, сокращению сроков выращивания технически спелой древесины, рациональному использованию свойств леса, сокращению сроков выращивания технически спелой древесины, рациональному использованию ресурсов древесины); осветлению и прочистки лесных насаждений (рубка хвороста с корня ручным или механизированным способом с приземлением в междурядьях лесных культур путем равномерной вырубки по всей площади или коридорным способом вдоль рядов лесных культур), стоимостью 85 500 руб. Срок окончания действия договора - 15.12.2017;

- № 09.2017 на выполнение работ по обеспечению проведения мероприятий по повышению продуктивности лесов (т.е. осуществлению ухода за лесами, улучшение породного состава лесных насаждений, повышению качества и устойчивости лесных насаждений, сохранению и усилению защитных, водоохранных, санитарно-гигиенических и других полезных свойств леса, сокращению сроков выращивания технически спелой древесины, рациональному использованию свойств леса, сокращению сроков выращивания технически спелой древесины, рациональному использованию ресурсов древесины); осветлению и прочистки лесных насаждений (рубка хвороста с корня ручным или механизированным способом с приземлением в междурядьях лесных культур путем равномерной вырубки по всей площади или коридорным способом вдоль рядов лесных культур), стоимостью 75 525 руб. Срок окончания действия договора - 15.12.2017;

- № 10.2017 на выполнение работ по лесовосстановлению и лесоразведению (содействию естественному возобновлению; уходу за подростом), стоимостью 79 800 руб. Срок окончания действия договора - 15.12.2017.

Таким образом, АУ КО «Комитет лесного хозяйства» и ООО «Яшкинский лесхоз» в один день - 20.10.2017 заключили 4 договора на выполнение работ по воспроизводству лесов, расположенных на землях лесного фонда в Яшкинском лесничестве Кемеровской области в 2017 году на общую сумму 298 585 руб.

 

20.10.2017 АУ КО «Комитет лесного хозяйства» и ООО «Юргинский лесхоз» на основании пункта 4 части 1 статьи 93 ФЗ № 44-ФЗ заключили 2 договора на выполнение работ по воспроизводству лесов, расположенных на землях лесного фонда в Юргинском лесничестве Кемеровской области:

- № 11.2017 на выполнение работ по лесовосстановлению и лесоразведению (подготовке почвы под лесные культуры; полосной расчистке площадей бульдозером от нежелательной древесной растительности, пней при проведении механизированной обработки почвы бороздами), стоимостью 80 199 руб. Срок окончания действия договора - 15.12.2017;

- № 12.2017 на выполнение работ по лесовосстановлению и лесоразведению (естественному лесовостановлению (содействие лесовостановлению), путем нарезки борозд, стоимостью 64 467 руб. Срок окончания действия договора - 15.12.2017.

Таким образом, АУ КО «Комитет лесного хозяйства» и ООО «Юргинский лесхоз» в один день - 20.10.2017 заключили 2 договора на выполнение работ по воспроизводству лесов, расположенных на землях лесного фонда в Юргинском лесничестве Кемеровской области в 2017 году на общую сумму 144 666 руб.

 

Также установлено, что в период с 03.05.2018 по 08.10.2018 АУ КО «Комитет лесного хозяйства» и ООО «Яшкинский лесхоз» на основании пункта 4 части 1 статьи 93 ФЗ № 44-ФЗ заключили 3 договора на выполнение работ по воспроизводству лесов, расположенных на землях лесного фонда в Яшкинском лесничестве Кемеровской области:

- 03.05.2018 № 01.2018 на выполнение работ по предупреждению возникновения и распространения лесных пожаров, включая территорию ООПТ, осуществлению лесовосстановления и лесоразведения, стоимостью 87 965 руб. Срок окончания действия договора - 15.12.2018;

- 03.05.2018 № 05.2018 на выполнение работ по осуществлению лесовосстановления и лесоразведения, стоимостью 86 212 руб. Срок окончания действия договора - 15.12.2018;

- 08.10.2018 № 09.2018 на выполнение работ по осуществлению лесовосстановления и лесоразведения, стоимостью 82 080 руб. Срок окончания действия договора - 15.12.2018.

Таким образом, АУ КО «Комитет лесного хозяйства» и ООО «Яшкинский лесхоз» в период с 03.05.2018 по 08.10.2018 заключили 3 договора на выполнение работ по воспроизводству лесов, расположенных на землях лесного фонда в Яшкинском лесничестве Кемеровской области в 2018 году на общую сумму 256 257 руб.

 

08.05.2018 АУ КО «Комитет лесного хозяйства» и индивидуальный предприниматель <…> на основании пункта 4 части 1 статьи 93 ФЗ № 44-ФЗ заключили 2 договора на выполнение работ по охране и защите лесов, а также воспроизводству лесов, расположенных на землях лесного фонда в Яшкинском лесничестве Кемеровской области:

- № 02.2018 на выполнение работ по осуществлению предупреждения возникновения и распространения лесных пожаров, включая территорию ООПТ, стоимостью 93 120 руб. Срок окончания действия договора - 15.12.2018;

- № 04.2018 на выполнение работ по осуществлению лесовосстановления и лесоразведения, стоимостью 86 212 руб. Срок окончания действия договора - 15.12.2018.

Таким образом, АУ КО «Комитет лесного хозяйства» и индивидуальный предприниматель <…> в один день - 08.05.2018 заключили 2 договора на выполнение работ по воспроизводству лесов, расположенных на землях лесного фонда в Яшкинском лесничестве Кемеровской области в 2018 году на общую сумму 179 332 руб.

 

14.08.2018 АУ КО «Комитет лесного хозяйства» и ООО «Сибирские леса» на основании пункта 4 части 1 статьи 93 ФЗ № 44-ФЗ заключили 2 договора на выполнение работ по воспроизводству лесов, расположенных на землях лесного фонда в Кемеровском лесничестве Кемеровской области в 2018 году:

- № 06.2018 на выполнение работ по осуществлению работ по отводу лесосек, лесовосстановлению и лесоразведению, стоимостью 84 968 руб. Срок окончания действия договора - 15.12.2018;

- № 07.2018 на выполнение работ по осуществлению работ по лесовосстановлению и лесоразведению, стоимостью 50 000 руб. Срок окончания действия договора - 15.12.2018.

Таким образом, АУ КО «Комитет лесного хозяйства» и ООО «Сибирские леса» в один день - 14.08.2018 заключили 2 договора на выполнение работ по воспроизводству лесов, расположенных на землях лесного фонда в Кемеровском лесничестве Кемеровской области в 2018 году на общую сумму 134 968 руб.

Торги на право заключения вышеуказанных договоров не проводились.

Таким образом, АУ КО «Комитет лесного хозяйства» работы, указанные в государственных заданиях, не выполнялись самостоятельно, а заключались соответствующие договоры с выбранными им хозяйствующими субъектами.

Денежные средства, предоставленные государственными заданиями, направлялись на оплату работ для государственных нужд.       

В силу части 1 статьи 19 Лесного кодекса Российской Федерации мероприятия по сохранению лесов, в том числе работы по охране, защите, воспроизводству лесов, лесоразведению, осуществляются органами государственной власти, органами местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных в соответствии со статьями 81 - 84 настоящего Кодекса, и лицами, которые используют леса и (или) на которых настоящим Кодексом возложена обязанность по выполнению таких работ.

Частью 2 статьи 19 Лесного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что мероприятия по сохранению лесов могут осуществляться государственными (муниципальными) бюджетными и автономными учреждениями, подведомственными федеральным органам исполнительной власти, органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, в пределах полномочий указанных органов, определенных в соответствии со статьями 81 - 84 настоящего Кодекса.

Согласно части 4 статьи 19 Лесного кодекса Российской Федерации в случаях, если осуществление мероприятий по охране, защите, воспроизводству лесов, расположенных на землях, находящихся в государственной или муниципальной собственности, не возложено в установленном порядке на государственные (муниципальные) учреждения, указанные в части 2 настоящей статьи, или на лиц, использующих леса, органы государственной власти, органы местного самоуправления осуществляют закупки работ по охране, защите, воспроизводству лесов в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и настоящим Кодексом.

Из изложенного следует, что мероприятия по охране, защите, воспроизводству лесов осуществляются непосредственно (без передачи полномочий третьим лицам - поставщикам работ, услуг) государственными (муниципальными) бюджетными и автономными учреждениями на основании утвержденного для них учредителем государственного (муниципального) задания за счет средств соответствующего бюджета. Если же осуществление указанных мероприятий не возложено на государственные (муниципальные) бюджетные и автономные учреждения, поставщики соответствующих работ, услуг (подрядчики, исполнители) определяются уполномоченными органами государственной власти (органами местного самоуправления) в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Согласно Федеральному закону от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – ФЗ № 44-ФЗ) под закупкой товара, работ, услуг для обеспечения государственных или муниципальных нужд понимается совокупность действий, осуществляемых в установленном названным Федеральным законом порядке заказчиком и направленных на обеспечение государственных или муниципальных нужд.

В соответствии со статьей 6 ФЗ № 44-ФЗ контрактная система в сфере закупок основывается на принципах открытости, прозрачности информации о контрактной системе в сфере закупок, обеспечения конкуренции, профессионализма заказчиков, стимулирования инноваций, единства контрактной системы в сфере закупок, ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд, эффективности осуществления закупок.

Статьей 8 ФЗ № 44-ФЗ установлен принцип обеспечения конкуренции,  согласно которому контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок.  Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком,  исполнителем).

Конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг.

Частью 2 статьи 8 ФЗ № 44-ФЗ установлен запрет на совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.

Согласно частям 1 и 2 статьи 24 ФЗ № 44-ФЗ заказчики при осуществлении закупок используют конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) или осуществляют закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя).

В силу части 5 статьи 24 ФЗ № 44-ФЗ заказчик выбирает способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с положениями главы 3 настоящего Закона. При этом он не вправе совершать действия, влекущие за собой необоснованное сокращение числа участников закупки.

Закупка у единственного поставщика не относится к конкурентным способам закупки, а, следовательно, применение такого метода закупок должно осуществляться исключительно в случаях, установленных законом.

Такие случаи предусмотрены статьей 93 ФЗ № 44-ФЗ.

В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 93 ФЗ № 44-ФЗ закупка у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) может осуществляться заказчиком в случае осуществления закупки товара, работы или услуги на сумму, не превышающую ста тысяч рублей. При этом годовой объем закупок, которые заказчик вправе осуществить на основании данного пункта, не должен превышать два миллиона рублей или не должен превышать пять процентов совокупного годового объема закупок заказчика и не должен составлять более чем пятьдесят миллионов рублей.

Пункт 4 части 1 статьи 93 ФЗ № 44-ФЗ не содержит каких-либо ограничений в количестве договоров, не превышающих 100 000 рублей, в том числе по одному и тому же товару у одного и того же поставщика, которые могут быть заключены в течение какого-либо календарного периода времени (квартал, месяц, день).

Вместе с тем, по своему содержанию указанная правовая норма предусматривает для заказчика возможность заключения закупок «малого объема» в случаях, когда проведение процедур конкурентного отбора нецелесообразно ввиду несоответствия организационных затрат на проведение закупки самой стоимости закупки.

В письме от 29.03.2017 № Д28и-1353 Минэкономразвития России разъяснило, что осуществление закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) на основании статьи 93 Федерального закона № 44-ФЗ носит исключительный характер. Данная норма применяется в случаях отсутствия конкурентного рынка, невозможности либо нецелесообразности применения конкурентных способов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) для удовлетворения нужд заказчика.

Фактически системное толкование норм Закона о контрактной системе свидетельствует о том, что государственные и муниципальные контракты преследуют публичный интерес и направлены на удовлетворение публичных нужд за счет использования бюджетных средств.

Установлено, что в 2017 АУ КО «Комитет лесного хозяйства» на основании пункта 4 части 1 статьи 93 ФЗ № 44-ФЗ с единственным поставщиком:

- ООО «Сибирские леса» в период с 01.09.2017 по 03.10.2017 было заключено 2 договора на выполнение работ по воспроизводству лесов, расположенных на землях лесного фонда в Кемеровском лесничестве Кемеровской области, на общую сумму 131 950 руб.  

- ООО «Яшкинский лесхоз» в один день - 20.10.2017 было заключено 4 договора на выполнение работ по воспроизводству лесов, расположенных на землях лесного фонда в Яшкинском лесничестве Кемеровской области, на общую сумму 298 585 руб.

- ООО «Юргинский лесхоз» в один день - 20.10.2017 было заключено 2 договора на выполнение работ по воспроизводству лесов, расположенных на землях лесного фонда в Юргинском лесничестве Кемеровской области, на общую сумму 144 666 руб.

В 2018 АУ КО «Комитет лесного хозяйства» на основании пункта 4 части 1 статьи 93 ФЗ № 44-ФЗ с единственным поставщиком:

- ООО «Яшкинский лесхоз» в период с 03.05.2018 по 08.10.2018 было заключено 3 договора на выполнение работ по воспроизводству лесов, расположенных на землях лесного фонда в Яшкинском лесничестве Кемеровской области, на общую сумму 256 257 руб.    

- индивидуальным предпринимателем <…> в один день - 08.05.2018 было заключено 2 договора на выполнение работ по воспроизводству лесов, расположенных на землях лесного фонда в Яшкинском лесничестве Кемеровской области, на общую сумму 179 332 руб.

- ООО «Сибирские леса» в один день - 14.08.2018 было заключено 2 договора на выполнение работ по воспроизводству лесов, расположенных на землях лесного фонда в Кемеровском лесничестве Кемеровской области, на общую сумму 134 968 руб.

Несмотря на то, что ограничений по количеству и одноименности закупок, которые заказчик вправе осуществить в соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 93 ФЗ № 44-ФЗ, не установлено, тождественность предмета договоров, временной интервал, в течение которого заключены контракты, свидетельствует о наличии факта дробления указанных контрактов на сумму до 100 000 рублей в целях их заключения с единственным подрядчиком.

Таким образом, заключение договоров между АУ КО «Комитет лесного хозяйства» и ООО «Сибирские леса», ООО «Юргинский лесхоз», ООО «Яшкинский лесхоз», индивидуальным предпринимателем <…> в порядке предусмотренном пунктом 4 части 1 статьи 93 ФЗ № 44-ФЗ, не соответствует цели и содержанию указанного основания заключения контракта с единственным исполнителем, а также не соответствует принципу обеспечения конкуренции, поскольку такое заключение контрактов не обусловлено техническими и организационными особенностями исполнения контрактов, а исключительно намерениями избежать необходимости проведения торгов при осуществлении закупки на сумму свыше 100 000 рублей.

В результате заключения вышеуказанных договоров между АУ КО «Комитет лесного хозяйства» и ООО «Сибирские леса», ООО «Юргинский лесхоз», ООО «Яшкинский лесхоз», индивидуальным предпринимателем <…> – единственными исполнителями, данные хозяйствующие субъекты получили доступ к выполнению работ по максимально возможной цене, без участия в какой - либо конкурентной борьбе, без подачи предложений о снижении цены договора, тем самым были поставлены в преимущественное положение по сравнению с иными хозяйствующими субъектами, осуществляющими аналогичную деятельность.

Учитывая изложенное, а также принимая во внимание тождественность предметов вышеуказанных договоров, временной интервал, в течение которого были заключены соглашения, единую цель контрактов – выполнение работ по воспроизводству лесов, расположенных на землях лесного фонда в Кемеровской области, считаем, что рассматриваемые закупки намеренно были разбиты АУ КО «Комитет лесного хозяйства» и ООО «Сибирские леса», ООО «Юргинский лесхоз», ООО «Яшкинский лесхоз», индивидуальным предпринимателем <…> на отдельные договоры на сумму до 100 000 рублей каждая, в целях обеспечения формальной возможности непроведения конкурентных процедур и заключения контрактов с единственным поставщиком.

Фактически все договоры, заключенные АУ КО «Комитет лесного хозяйства» с ООО «Сибирские леса», ООО «Юргинский лесхоз», ООО «Яшкинский лесхоз», индивидуальным предпринимателем <…>, образуют единые сделки, искусственно оформленные самостоятельными контрактами для формального соблюдения ограничений, предусмотренных Федеральным законом № 44-ФЗ.

Установлено, что на момент подписания договоров у АУ КО «Комитет лесного хозяйства» имелась необходимость в выполнении работ по воспроизводству лесов, расположенных на землях лесного фонда в Кемеровской области, а именно:

- в Кемеровском лесничестве Кемеровской области в 2017 г., на общую сумму  131 950 руб.  

- в Яшкинском лесничестве Кемеровской области в 2017 г., на общую сумму    298 585 руб.

- в Юргинском лесничестве Кемеровской области в 2017 г., на общую сумму    144 666 руб.

- в Яшкинском лесничестве Кемеровской области в 2018 г., на общую сумму    256 257 руб.    

- в Яшкинском лесничестве Кемеровской области в 2018 г., на общую сумму       179 332 руб.

- в Кемеровском лесничестве Кемеровской области в 2018 г., на общую сумму 134 968 руб., что превышает предельно допустимый размер стоимости поставляемых товаров, при размещении которого его стороны вправе заключить гражданско-правовой договор без проведения процедур, предусмотренных Федеральным законом № 44-ФЗ.

Препятствия для своевременного проведения конкурентных процедур не выявлены, следовательно, АУ КО «Комитет лесного хозяйства» располагало достаточным количеством времени для проведения закупки с использованием конкурентных процедур.

Отсутствие публичных процедур не привело к эффективному использованию бюджетных средств, предполагающему, в том числе, что при составлении и исполнении бюджетов участники бюджетного процесса в рамках установленных им бюджетных полномочий должны исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема средств (экономности) (статья 34 Бюджетного кодекса Российской Федерации).

Согласно пункту 18 статьи 4 Закона о защите конкуренции соглашением признается договоренность в письменной форме, содержащаяся в документе или нескольких документах, а также договоренность в устной форме.

В соответствии со статьей 420 Гражданского кодекса Российской Федерации договором признается соглашение двух или нескольких лиц об установлении, изменении или прекращении гражданских прав и обязанностей.

В силу статьи 422 Гражданского кодекса Российской Федерации договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом или иными правовыми актами (императивным нормам), действующим в момент его заключения.

Таким образом, обязанность проверять соответствие положений договора и правовых оснований для его заключения действующему законодательству, в том числе Закону о защите конкуренции и Федеральному закона № 44-ФЗ, возложена на обе стороны договора.

Следовательно, заключение договора, являющегося согласованием воли сторон обо всех существенных условиях, в том числе противоречащих законодательству о контрактной системе и антимонопольному законодательству, свидетельствуют о наличии антиконкурентного соглашения.

При этом заключение договора в обход закона предполагает наличие вины обеих сторон соглашения, поскольку оно заключено в целях ограничения конкуренции (статья 10 Гражданского кодекса Российской Федерации).

В результате заключения АУ КО «Комитет лесного хозяйства» с ООО «Сибирские леса», ООО «Юргинский лесхоз», ООО «Яшкинский лесхоз», индивидуальным предпринимателем <…> в 2017-2018 договоров на выполнение работ по воспроизводству лесов, расположенных на землях лесного фонда в Кемеровской области как с единственными исполнителями, последние получили доступ к выполнению работ по максимально возможной цене без участия в какой-либо конкурентной борьбе без подачи предложений о снижении цены контракта.

Заключение договоров с единственным поставщиком и отсутствие конкурентных процедур способствовало созданию преимущественного положения единственного поставщика и лишило возможности других хозяйствующих субъектов, осуществляющих аналогичную деятельность, реализовать свое право на заключение контракта.

Несоблюдение процедуры закупок нарушило права иных хозяйствующих субъектов – участников данного товарного рынка, с которыми государственный контракт не заключен вследствие предоставления преимущества ООО «Сибирские леса», ООО «Юргинский лесхоз», ООО «Яшкинский лесхоз», индивидуальному предпринимателю <…>.

Согласно пункту 4 статьи 16 Федерального закона от 26.07.2006 № 135 – ФЗ «О защите конкуренции» запрещаются соглашения между федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями, а также государственными внебюджетными фондами, Центральным банком Российской Федерации или между ними и хозяйствующими субъектами либо осуществление этими органами и организациями согласованных действий, если такие соглашения или такое осуществление согласованных действий приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, в частности к ограничению доступа на товарный рынок, выхода из товарного рынка или устранению с него хозяйствующих субъектов.

Под конкуренцией в силу пункта 7 статьи 4 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» понимается соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке.

Указанные в договорах на выполнение работ по воспроизводству лесов, расположенных на землях лесного фонда в Кемеровской области, заключенных между АУ КО «Комитет лесного хозяйства» и следующими хозяйствующими субъектами – ООО «Сибирские леса», ООО «Юргинский лесхоз», ООО «Яшкинский лесхоз», индивидуальным предпринимателем <…> обязательства сторон направлены на минимизацию рисков вышеуказанных хозяйствующих субъектов, связанных с осуществлением данными хозяйствующими субъектами своей деятельности.

Реализация договоров на выполнение работ по охране, защите и воспроизводству лесов, расположенных на землях лесного фонда Кемеровской области может привести к созданию благоприятных условий деятельности для ООО «Сибирские леса», ООО «Юргинский лесхоз», ООО «Яшкинский лесхоз», индивидуального предпринимателя <…>, которые заключили данные договоры, по сравнению с их конкурентами, и, как следствие, к ограничению конкуренции на соответствующем товарном рынке.

Ограничение конкуренции согласованными действиями АУ КО «Комитет лесного хозяйства» со следующими хозяйствующими субъектами - ООО «Сибирские леса», ООО «Юргинский лесхоз», ООО «Яшкинский лесхоз», индивидуальным предпринимателем <…>, которые в 2017-2018 заключили договоры на выполнение работ по охране, защите и воспроизводству лесов, расположенных на землях лесного фонда Кемеровской области, выразилось в следующем:

ООО «Сибирские леса», ООО «Юргинский лесхоз», ООО «Яшкинский лесхоз», индивидуальный предприниматель <…>, которые заключили соответствующие договоры, получили преимущества перед другими хозяйствующими субъектами, осуществляющими деятельность на аналогичном товарном рынке.

Кроме того, ограничение конкуренции посредством заключения АУ КО «Комитет лесного хозяйства» без проведения торгов как с единственными исполнителями со следующими хозяйствующими субъектами – ООО «Сибирские леса», ООО «Юргинский лесхоз», ООО «Яшкинский лесхоз», индивидуальным предпринимателем <…> договоров на выполнение работ по охране, защите и воспроизводству лесов, расположенных на землях лесного фонда Кемеровской области выразилось (могло выразиться) в следующем:

хозяйствующие субъекты, осуществляющие деятельность в сфере охраны, защиты и воспроизводства лесов, с которыми не были заключены соответствующие договоры на выполнение работ по охране, защите и воспроизводству лесов, расположенных на землях лесного фонда Кемеровской области, могли оказаться в заведомо менее выгодном (неконкурентноспособном) положении по сравнению с ООО «Сибирские леса», ООО «Юргинский лесхоз», ООО «Яшкинский лесхоз», индивидуальным предпринимателем <…>, с которыми были заключены указанные договоры, и в последствии получили приоритетное оказание услуг по выполнению работ по охране, защите и воспроизводству лесов, расположенных на землях лесного фонда Кемеровской области.

Привлечение АУ КО «Комитет лесного хозяйства» следующих хозяйствующих субъектов – ООО «Сибирские леса», ООО «Юргинский лесхоз», ООО «Яшкинский лесхоз», индивидуального предпринимателя <…> к выполнению государственного задания, обеспеченного финансированием из бюджета Кемеровской области, без проведения конкурса или аукциона, свидетельствует о предоставлении последним преимуществ в осуществлении предпринимательской деятельности, ограничении конкуренции на рынке соответствующих работ (услуг), вступает в противоречие с требованиями пункта 4 статьи 16 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции».

Учитывая изложенное, а также то, что обязательства ООО «Сибирские леса», ООО «Юргинский лесхоз», ООО «Яшкинский лесхоз», индивидуального предпринимателя <…> по заключенным в 2017-2018 договорам на выполнение работ по охране, защите и воспроизводству лесов, расположенных на землях лесного фонда Кемеровской области исполнены в полном объеме, Комиссия Кемеровского УФАС России приходит к выводу об отсутствии оснований для выдачи предписания.

На основании вышеизложенного, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-4 статьи 41, статьей 49 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия Кемеровского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства

 

РЕШИЛА:

 

            1. Признать автономное учреждение Кемеровской области «Комитет лесного хозяйства» нарушившим пункт 4 статьи 16 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

            2. Признать ООО «Сибирские леса» нарушившим пункт 4 статьи 16 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

            3. Признать индивидуального предпринимателя <…> нарушившим пункт 4 статьи 16 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

            4. Признать ООО «Юргинский лесхоз» нарушившим пункт 4 статьи 16 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

            6. Признать ООО «Яшкинский лесхоз» нарушившим пункт 4 статьи 16 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

 

  Настоящее решение может быть обжаловано в Арбитражный суд Кемеровской области в течение трех месяцев с момента вынесения решения.

 

 

Председатель Комиссии:                                                              <…>

 

 

 

Члены Комиссии:                                                                                 <…>

 

 

 

                                                                                              <…>

 

 

 

                                                                                                      <…>      

Связанные организации

Связанные организации не указаны