Решение №08/11885 по жалобе от 16 декабря 2021 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Р Е Ш Е Н И Е

«16» декабря 2021г.

Резолютивная часть решения оглашена «13» декабря 2021г.                         г. Кемерово

Решение в полном объеме изготовлено «16» декабря 2021г.

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Кемеровской области по контролю в сфере закупок в составе:

Председателя комиссии:

 

заместителя руководителя Кемеровского УФАС России;

Членов комиссии:

 

начальника отдела контроля в сфере закупок;

 

 

ведущего специалиста - эксперта отдела контроля в сфере закупок,

рассмотрев материалы дела 042/06/104-2119/2021, возбужденного на основании обращения ФКОУ ВО «Кузбасский институт Федеральной службы исполнения наказания» о включении в реестр недобросовестных поставщиков сведений об ООО «Ресурс»,

У С Т А Н О В И Л А:

06.12.2021 в адрес Управления Федеральной антимонопольной службы по Кемеровской области поступило обращение заказчика ФКОУ ВО «Кузбасский институт Федеральной службы исполнения наказания»  о включении в реестр недобросовестных поставщиков сведений об ООО «Ресурс», в отношении которого применена процедура одностороннего отказа от исполнения обязательств по контракту №  0133 от 02.08.2021г.

В ходе рассмотрения материалов обращения Комиссией Кемеровского УФАС России установлено следующее:

02.08.2021 между Заказчиком и ООО «Ресурс» был заключен контракт №  0133 от 02.08.2021г. на поставку продуктов питания на сумму 46 406,60 рублей.

02.11.2021 на основании ч. 9 ст. 95 Федерального закона № 44-ФЗ и п. 11.2 контракта заказчиком было принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта.

По мнению заказчика, основанием для применения одностороннего отказа от исполнения обязательств по контракту послужило ненадлежащее исполнение ООО «Ресурс» условий контракта №  0133 от 02.08.2021г. на поставку продуктов питания.       

Согласно п. 1.1. Поставщик обязуется передать в собственность продукты питания для курсантов из числа детей-сирот (далее - Товар) «Государственному заказчику» в обусловленный настоящим Контрактом срок, согласно Спецификации (Приложение № 1 к настоящему Контракту) и Техническому заданию (Приложение № 2 к настоящему Контракту), а «Государственный заказчик» обязуется принять и оплатить Товар в порядке и на условиях, предусмотренных настоящим Контрактом.

        Согласно п. 4.1.1. Контракта, Поставить Товар в порядке, количестве, в срок и на условиях, предусмотренных настоящим Контрактом.

       В соответствии с п. 3.1., 3.2 Контракта 3.1. Товар поставляется «Государственному заказчику» одной партией в течение 10 (десяти) дней с момента заключения Контракта и в соответствии с условиями настоящего Контракта. Количество Товара определяется на основании настоящего Контракта. Частичная поставка и поставка Товара по частям не допускается. 3.2. Поставка Товара осуществляется «Поставщиком» по адресу: Российская Федерация, Кемеровская область - Кузбасс, г. Новокузнецк, пр. Октябрьский, 49, продовольственный склад.

Согласование даты и времени поставки с Государственным заказчиком производится не менее чем  за 1 (один) рабочий день с определением конкретного автотранспортного средства и лиц, сопровождающих товар.

В соответствии с п.7.1 контракта 7.1. Стороны несут ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение настоящего Контракта в соответствии с законодательством Российской Федерации и условиями настоящего Контракта.

По фактам неисполнения поставок по контракту в адрес поставщика были направлены претензии от 20.08.2021, 26.08.2021, 15.10.2021 о ненадлежащем исполнении поставщиком своих обязательств по контракту требования (исх. №31-2873 от 20.08.2021, № 31-2902 от 26.08.2021, № 31-3608 от 15.10.2021) о принятии мер по выполнению взятых на себя обязательств по контракту.

      По состоянию на 18.10.2021 г. поставка Товара, согласно направленных на адрес электронной почты Поставщика заявок, в место доставки товара не произведена.

       В соответствии с пунктом 4.1.2. Поставщик обязан обеспечить соответствие поставляемого Товара требованиям качества, безопасности, иным требованиям, установленным стандартами, техническими регламентами и санитарно-эпидемиологическими требованиями, а также требованиям, установленным Контрактом.

      Согласно пунктам 6.1., 6.2., 6.3. Контракта, Поставщик гарантирует безопасность Товара в соответствии с техническими регламентами, санитарно-эпидемиологическими требованиями и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, устанавливающими требования к качеству Товара, Товар не должен представлять опасности для жизни и здоровья граждан., Товар должен быть пригодным для целей, для которых Товар такого рода обычно используется, и соответствовать условиям Контракта.

     Товар должен соответствовать требованиям, предъявляемым к качеству Товара в момент его передачи, в течение остаточного срока годности, установленного Контрактом.

     Заказчик предъявляет претензии по качеству Товара в течение остаточного срока годности Товара.         

       Частью 8 статьи 95 ФЗ № 44-ФЗ установлено, что расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством.

       В соответствии с пунктом 11.2 Расторжение настоящего Контракта допускается по соглашению Сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа Стороны от исполнения настоящего Контракта в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации. При этом факт подписания Сторонами соглашения о расторжении настоящего Контракта не освобождает Стороны от обязанностей урегулирования взаимных расчетов.

       В соответствии с частью  9 статьи 95 ФЗ № 44-ФЗ заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.

       Установлено, что в связи с ненадлежащим исполнением контракта Заказчиком 02.11.2021г. было принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, которое размещено 02.11.2021г. на официальном сайте ЕИС и направлено в адрес поставщика заказным письмом с уведомлением - 02.11.2021 (решение, направленное посредством почтовой связи   получено ООО «Ресурс» - 16.11.2021).

       Согласно части 12 статьи 95 Закона о контрактной системе решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее чем в течение трех рабочих дней с даты принятия указанного решения, размещается в единой информационной системе и направляется поставщику (подрядчику, исполнителю) по почте заказным письмом с уведомлением о вручении по адресу поставщика (подрядчика, исполнителя), указанному в контракте, а также телеграммой, либо посредством факсимильной связи, либо по адресу электронной почты, либо с использованием иных средств связи и доставки, обеспечивающих фиксирование такого уведомления и получение заказчиком подтверждения о его вручении поставщику (подрядчику, исполнителю).

Согласно части 13 статьи 95 Закона о контрактной системе решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.

Из вышеизложенного следует, что решение Заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам электронного аукциона, вступило в силу и контракт считается расторгнутым - 29.11.2021. 

Как видно из материалов обращения, основанием для применения одностороннего отказа от исполнения обязательств по контракту послужило нарушение Обществом сроков поставки товара, установленных контрактом. Следовательно, заказчик к установленному в контракте сроку не получил того результата, на который он вправе был рассчитывать.

В силу пункта 1 статьи 523 ГК РФ односторонний отказ от исполнения договора поставки (полностью или частично) или одностороннее его изменение допускаются в случае существенного нарушения договора одной из сторон (абзац четвертый пункта 2 статьи 450 ГК РФ).

Нарушение договора поставки поставщиком предполагается существенным в случаях: поставки товаров ненадлежащего качества с недостатками, которые не могут быть устранены в приемлемый для покупателя срок; неоднократного нарушения сроков поставки товаров (пункт 2 статьи 523 ГК РФ).

Следовательно, материалы обращения свидетельствуют о недобросовестности поведения общества при исполнении условий контракта, неоднократном нарушении сроков поставки товаров по контракту, о поставке товаров, не соответствующих требованиям Технического задания, что недопустимо с учетом специфики деятельности заказчика - обеспечение бесперебойным питанием обучающихся (воспитанников) муниципальных бюджетных учреждений и предмета поставки, когда даже однократное нарушение может привести к нарушению деятельности Заказчика, при этом нарушение условий контракта со стороны ООО «Ресурс» носило системный характер.
Таким образом, решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта является обоснованным и законным.

Принимая участие в аукционах на право заключения государственных или муниципальных контрактов, участник закупки должен знать и соблюдать действующее законодательство и осознавать меру и степень ответственности наступления для него неблагоприятных последствий.

Действия ООО «Ресурс», выразившиеся в неисполнении условий контракта, привели к нарушению права заказчика относительно условий контракта, которые связаны, прежде всего, с эффективным использованием бюджетных средств и в предусмотренном бюджетным законодательством порядке. Невыполнение в данном случае участником закупки требований закона влечет невозможность исполнения контракта, что приводит к нарушению интересов не только заказчика, но и публичных интересов, которые обеспечиваются единой и обязательной процедурой определения поставщиков (исполнителей, подрядчиков).

Объективных доказательств невозможности осуществления поставки продуктов питания к установленному в контракте сроку в материалы обращения Обществом не представлено, что свидетельствует о нарушении поставщиком обязательств, принятых по контракту.

Учитывая, что отношения по заключению договора (контракта) носят гражданско-правовой характер, в данном случае общество обязано было доказать, что при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательств. Доказательств добросовестности своего поведения ООО «Ресурс» в комиссию не представило.

Исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства, Комиссия Кемеровского УФАС России  приходит к выводу о том, что ООО «Ресурс» допущено существенное нарушение условий контракта.

В соответствии с ч.16 ст.95 ФЗ № 44-ФЗ информация о поставщике (подрядчике, исполнителе), с которым контракт был расторгнут в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения контракта, включается в установленном настоящим Федеральным законом порядке в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).

Согласно части 2 статьи 104 Федерального закона от 05.04.2013г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров,  работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов.

Из анализа положений статьи 104 ФЗ № 44-ФЗ следует, что включение сведений о лице в реестр недобросовестных поставщиков по существу является санкцией за недобросовестное поведение данного лица, выразившееся в уклонении от заключения контракта. Одним из последствий такого включения (в качестве санкции за допущенное нарушение) является ограничение прав такого лица на участие в течение установленного срока в процедурах закупки по размещению государственных и муниципальных закупок.

В судебных актах Конституционного Суда Российской Федерации (постановления от 30.07.2001 г. № 13-П, от 21.11.2002 г. № 15-П, определения от 07.06.2001 г. №139-О, от 07.02.2002 г. № 16-О) отражено, что применяемые государственными органами санкции должны отвечать требованиям Конституции Российской Федерации, соответствовать принципу юридического равенства, быть соразмерными конституционно защищаемым целям и ценностям, исключать возможность их произвольного истолкования и применения.

По смыслу статьи 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации введение ответственности за правонарушение и установление конкретной санкции, ограничивающей конституционное право, исходя из общих принципов права, должно отвечать требованиям справедливости, быть соразмерным конституционно закрепляемым целям и охраняемым законным интересам, а также характеру совершенного деяния.

Комиссия Кемеровского УФАС России устанавливает виновность и противоправность действий ООО «Ресурс», отсутствие объективных причин, которые бы способствовали неисполнению данным хозяйствующим субъектом контракта №  0133 от 02.08.2021г. «Поставка продуктов питания».

Согласно пп. «а» пункта 13 Постановления Правительства РФ от 30.06.2021 № 1078 «О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) по результатам рассмотрения обращения и проведения проверок, указанных в подпункте "а" настоящего пункта, орган контроля принимает решение о включении информации об участнике закупки, о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр.

Комиссия Кемеровского УФАС России рассматривает включение сведений в реестр недобросовестных поставщиков соразмерным конституционно закрепляемым целям и охраняемым законным интересам ФКОУ ВО «Кузбасский институт Федеральной службы исполнения наказания».

Руководствуясь статьями 99, 104 Федерального Закона  № 44-ФЗ от 05.04.2013г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров,  работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» и Постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 № 1078 «О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)», комиссия  Кемеровского УФАС России,

                                                            РЕШИЛА:

1. Сведения, представленные ФКОУ ВО «Кузбасский институт Федеральной службы исполнения наказания» об  ООО «Ресурс» (ИНН 4205397562, КПП 420501001, 650055, г. Кемерово, пр. Кузнецкий,85А, этаж 1, пом.107), сведения о лице, имеющем право без доверенности действовать от имени юридического лица (Комякова Анна Евгеньевна ИНН 420540469880), сведения об учредителях (участниках) юридического лица Комякова Анна Евгеньевна ИНН 420540469880) включить в реестр недобросовестных поставщиков, в связи с односторонним отказом от исполнения договора поставки  сроком, на два года.

2. Датой включения сведений в отношении ООО «Ресурс» в реестр недобросовестных поставщиков считать дату размещения указанных сведений в единой информационной системе.

3. Сведения о недобросовестном поставщике исключаются из реестра недобросовестных поставщиков со дня, следующего за датой, в которую такая информация подлежала размещению в реестре.

Решение может быть обжаловано в Арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.  

Председатель комиссии

Связанные организации

ФЕДЕРАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ "КУЗБАССКИЙ ИНСТИТУТ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ИСПОЛНЕНИЯ НАКАЗАНИЙ"
ИНН 4217090416, ОГРН 1074217001418