Решение №03/6454 по делу от 24 июля 2020 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ ПО ДЕЛУ № 042/01/10-1979/2019

 О НАРУШЕНИИ АНТИМОНОПОЛЬНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

Резолютивная часть решения оглашена «21» июля 2020

В полном объеме решение изготовлено «24» июля 2020        

г. Кемерово, ул. Ноградская, 5

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Кемеровской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее – Комиссия) в составе:

Председателя Комиссии:   

<…> – заместителя    руководителя   управления;

Членов Комиссии:

<…> – начальника отдела ТЭК;

<…> -  начальника  отдела судебной и правовой экспкртизы; 

<…> – главного специалиста-эксперта отдела ТЭК;

<…> – главного специалиста-эксперта отдела ТЭК;

в отсутствии представителей Администрации Тисульского муниципального района и ООО «Кайчакуглесбыт», надлежащим образом уведомленых (отчеты об отправке 80090949339589 и 80090949339596)                   

рассмотрев дело № 042/01/10-1979/2020, возбужденное по признакам нарушения ООО «КУС» п. 4 ч. 1 ст. 10 Закона о защите конкуренции, выразившегося в злоупотреблении доминирующим положением на рынке реализации бурого угля гражданам-потребителям на территории Тисульского муниципального района, а именно в отказе от поставки угля для населения Тисульского муниципального района, результатом чего явилось ущемление интересов неопределенного круга потребителей, установила.

Определением от 28.11.2019 (исх. № 03/12114 от 28.11.2019) рассмотрение дела  № 042/01/10-1979/2019 о нарушении антимонопольного законодательства было назначено на 13.01.2020.

13.01.2020  на заседании Комиссия пришла к выводу, что для полного, объективного и всестороннего рассмотрения дела № 042/01/10-1979/2019 о нарушении антимонопольного законодательства, необходимо получение дополнительных доказательств, а также привлечение Региональной энергетической комиссии Кемеровской области (далее – РЭК КО) в качестве лица, располагающего сведениями о рассматриваемых комиссии.

 Определением от 16.01.2020 (исх. № 03/324 от 16.01.2020) рассмотрение дела № 042/01/10-1979/2019 о нарушении антимонопольного законодательства было назначено на 07.02.2020.

07.02.2020 на заседании Комиссия пришла к выводу, что для полного, объективного и всестороннего рассмотрения дела № 042/01/10-1979/2019 о нарушении антимонопольного законодательства, необходимо получение дополнительных доказательств.

Определением от 07.02.2020 (исх. № 03/1372 от 14.02.2020) рассмотрение дела № 042/01/10-1979/2019 о нарушении антимонопольного законодательства было назначено на 02.03.2020.

В адрес Кемеровский УФАС России поступило от ООО «Кайчакуглесбыт» (вх. № 1105э от 28.02.2020) ходатайство об отложения рассмотрения дела и назначить новую дату, в связи невозможностью обеспечить явку.

         Данное ходатайство Комиссией было удовлетворено.

      02.03.2020 на заседании Комиссия пришла к выводу, что для полного, объективного и всестороннего рассмотрения дела № 042/01/10-1979/2019 о нарушении антимонопольного законодательства, необходимо получение дополнительных доказательств.

Определением от 02.03.2020 (исх. № 03/18.25 от 03.03.2020) рассмотрение дела № 042/01/10-1979/2019 о нарушении антимонопольного законодательства было назначено на 02.04.2020.

         01.04.2020 (исх. от 01.04.2020 № 03/2843) Кемеровским  УФАС России  уведомило ООО «Кайчакуглесбыт» и Администрацию Тисульского муниципального района  об отложении рассмотрения  дела  № 042/01/10-1979/2019 в связи с рекомендациями Правительства Российской Федерации, Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации, Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека в целях недопущения распространения коронавирусной инфекции рассмотрение дела № 042/01/10-1979/2019, назначенное на 02 апреля 2020г. на 09 часов 00 минут, перенесено на 07 мая 2020г. на 14 часов 00 минут.

          07.05.2020 на заседании Комиссия пришла к выводу, что для полного, объективного и всестороннего рассмотрения дела № 042/01/10-1979/2019 о нарушении антимонопольного законодательства, рассмотрения дела № 042/01/10-1979/2019 необходимо отложить.

Определением от 07.05.2020 (исх. № 03/3773-1 от 08.05.2020) рассмотрение дела № 042/01/10-1979/2019 о нарушении антимонопольного законодательства было назначено на 09.06.2020.

         29.05.2020  №1305 Администрации Тисульского муниципального района направило в адрес Кемеровским УФАС России  ходатайство  о возможности  рассмотрения  дела  с использованием  видеоконференцсвязи.

          09.06.2020 установить взаимодействие  с использованием видеоконференцсвязи между Комиссией  и Администрации Тисульского муниципального района не представилось возможным.

           09.06.2020 изучив материалы дела, заслушав директора ООО «КУС» Комиссия пришла к выводу о необходимости отложения рассмотрения  дела для  принятия  заключения об обстоятельствах дела № 042/01/10-1979/2019.

В процессе рассмотрения  дела   Кемеровским УФАС России  было установлено следующее:

05.07.2019 в адрес Администрации Тисульского муниципального района поступило письмо от ООО «Кайчакуглесбыт», в котором указывается на то, что в связи с установлением Региональной энергетической комиссией Кемеровской области (далее – РЭК КО) с 01.07.2019 цены угля для ООО «КУС», реализуемого населению Тисульского муниципального района в размере 592, 29 руб. за тонну (с НДС), ниже экономически обоснованной, ООО «КУС» просит рассмотреть вопрос о поиске альтернативного поставщика угля, если не будет урегулирован вопрос с ценой.

Согласно информации, представленной в заявлении от 12.08.2019 на территории Тисульского муниципального района добычу бурого угля осуществляет ООО «Разрез Кайчакский-1», а в качестве поставщиков представлены: ООО «КУС» и ООО «КСК» (Общество в 2017- 1 полугодии 2019 не осуществляло реализацию угля населению, тариф на топливо твердое, реализуемое гражданам, установлен РЭК КО только 05.09.2019 № 244).

Объемы потребления угля населением, сферой жилищно-коммунального хозяйства (теплоснабжающие организации) за год составляют 85-90 тыс. тонн, это 30 % объемов добычи угля в 2018 году (292,9 тыс. тн.), остальное количество угля (70 %) реализуется покупателям по договорным ценам.

Постановлением от 11.06.2019 № 159 Региональная энергетическая комиссия Кемеровской области установила цену на топливо твердое, реализуемое гражданам, управляющим организациям, товариществам собственников жилья, жилищным, жилищно-строительным или иным специализированным потребительским кооперативам, созданным в целях удовлетворения потребностей граждан в жилье, на территории Тисульского муниципального района для ООО «КУС» на уровне 592,29 руб./тн. (с НДС), начиная с 01.07.2019.

Как следует из письма (вх. № 5440 от 05.09.2019) ООО «КУС», направленного в адрес Кемеровского УФАС России, Общество поставляет следующие сортомарки угля: 2Бр, 2Бо, 2Бпко, 2Бмсш, 2Бомсш, 2Бом.

На территории Тисульского муниципального района ООО «КУС» осуществляет поставку угля, как населению, так и юридическим лицам, в 2017 году население было поставлено 36,5 тыс. тонн угля, в 2018 году 39, 1 тыс. тонн, в 1 полугодие 2019 7,1 тыс. тонн угля, юридическим лицам в 2017 году было поставлено 8,1 тыс. тонн, в 2018 10,3 тыс. тонн, в 1 полугодие 2019 15,2 тыс. тонн.

Также ООО «КУС» осуществляет поставку бурого угля за пределы Тисульского муниципального района, в границах Кемеровской области  в 2017 году было поставлено 179,3 тыс. тонн, в 2018 году 201, 4 тыс. тонн, в 1 полугодие 2019 года 87 тыс. тонн.

В другие субъекты Российского Федерации ООО «КУС» осуществляет поставку бурого угля в незначительных объемах.   

Согласно ответу ООО «КУС» отказ от поставки угля для населения Тисульского муниципального района обусловлен снижением РЭК КО цены реализации на 30, 5% от цены, действующей с 01.07.2018 и до 30.06.2019. Представленный ООО «КУС» в РЭК КО пакет документов предусматривал цену на будущий период регулирования в размере 887 руб. за тонну (увеличение на 4 %), а не снижение цены угля на 216 руб. с тонны (30, 5%).

При данных обстоятельствах, с учетом потенциального объема продажи угля населению, как следует из ответа ООО «КУС», у Общества возникнут убытки в размере 8 665 тыс. рублей.

 03.10.2019 в адрес антимонопольного органа поступили сведения от Администрации Тисульского муниципального района, согласно которым в адрес администрации поступают обращения от граждан о том, что у них отсутствует возможность приобрести уголь.

Согласно ответу (вх. № 6077 от 07.2019) Департамента угольной промышленности Администрации Кемеровской области, на территории Кемеровской области лицензии на добычу бурого угля имеют ООО «Итатуголь» (Тяжинский район) и ООО Разрез «Кайчакский-1» (Тисульский район).

 В 2019 году производственную деятельность ведет только ООО Разрез «Кайчакский-1», ООО «Итатуголь» добычу не ведет, в связи с финансовым положением находится под внешним управлением.

Обеспечение углем коммунально-бытовых нужд Тисульского муниципального района (котельные и население) из предприятий угольной отрасли Кузбасса производится только ООО «Разрез «Кайчакский-1», при этом потребности района удовлетворяются в полном объеме.

Также из ответа следует, что ближайшие к Тисульскому району предприятия Кузбасса, добывающие энергетические каменные угли расположены в Кемеровской районе – разрезы «Кедровский», «Черниговец», «Барзасское товарищество». При этом расстояние до пгт. Тисуль составляет не менее 200 км., что существенно увеличит стоимость доставки топлива по сравнению с ООО Разрез «Кайчакский-1». 

16.10.2019 в адрес антимонопольного органа поступил ответ (вх. № 62223) от РЭК КО, согласно которому цены на топливо твердое, реализуемое гражданам, управляющим организациям, товариществам собственников жилья, жилищным, жилищно-строительным или иным специализированным потребительским кооперативам, созданным в целях удовлетворения потребностей граждан в жилье на территории Тисульского муниципального района кемеровской области, рассчитанные на основании данных  ООО «Кайчакуглесбыт», установлены постановлением РЭК КО от 11.06 № 159., расчет цен был произведен на экономически обоснованном уровне на основании данных  ООО «Кайчакуглесбыт».  

Также из ответа следует, что на территории Тисульского муниципального района добыча угля для населения и прочих потребителей марки 2Бр осуществляется ООО  Разрез «Кайчакский – 1». Хранение и реализация угля потребителям осуществляется двумя топливоснабжающими компаниями: ООО «КУС» и ООО «КСК».

Согласно  ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции) запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо неопределенного круга потребителей.

На основании ст. 5 Закона о защите конкуренции доминирующим положением признается положение хозяйствующего субъекта (группы лиц) или нескольких хозяйствующих субъектов (групп лиц) на рынке определенного товара, дающее такому хозяйствующему субъекту (группе лиц) или таким хозяйствующим субъектам (группам лиц) возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке, и (или) устранять с этого товарного рынка других хозяйствующих субъектов, и (или) затруднять доступ на этот товарный рынок другим хозяйствующим субъектам

      В соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 10 Закона о защите конкуренции запрещаются действия (бездействие), занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, экономически или технологически не обоснованные сокращение или прекращение производства товара, если на этот товар имеется спрос или размещены заказы на его поставки при наличии возможности его рентабельного производства, а также если такое сокращение или такое прекращение производства товара прямо не предусмотрено федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами уполномоченных федеральных органов исполнительной власти или судебными актами.

В результате проведенного анализа состояния конкуренции на рынке реализации бурого угля гражданам-потребителям на территории Тисульского муниципального района  Кемеровским УФАС России установлено, что доминирующее положение на данном рынке с 2018 - 04.07.2019 занимало  ООО «Кайчакуглесбыт» с долей в 100 %.

В случаях оказания услуги по регулируемому тарифу наличие возможности рентабельного производства презюмируется. При этом хозяйствующий субъект, оказывающий услугу по регулируемому тарифу, не вправе прекратить ее предоставление в связи с убыточностью. Суды указывают на то, что для соблюдения законного порядка сокращения производства такой хозяйствующий субъект будет вначале обязан обратиться за пересмотром тарифа в соответствующий орган регулирования.

         Указанный подход нашел свое отражение в Постановлении ФАС МО от 19 марта 2014 г. по делу № А40-27664/2012, оставленном без изменения Определением ВС РФ от 24 февраля 2015 г. № 8264-ПЭК14.

         09.06.2020 в ходе рассмотрения дела 042/01/10-1979/2019 о нарушении антимонопольного законодательств директор ООО «КУС»  настаивал на том, приобщив в материалы дела расчет убытков от 25.03.2020, что снижение  РЭК КО в 2019 году цены реализации угля  на 216 рублей  с тонны  по сравнению с ценой  в 2018 и с учетом годового объема  реализации угля населению   Тисульского муниципального района в размере 40 тыс. тонн, у общества возникнут убытки  в размере  8 640 тыс.рублей.

В статье 198 АПК РФ закреплено право на обращение в арбитражный суд с заявлением о признании ненормативных правовых актов недействительными, решений и действий (бездействия) незаконными

1. Граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

         Вместе с тем, Постановление РЭК КО от 11.06.2019 № 159 ООО «КУС» обжаловано не было.

В связи с вышеизложенным можно сделать вывод о наличии в действиях ООО «Кайчакуглесбыт» нарушения п. 4 ч. 1 ст. 10 Закона о защите конкуренции, а именно: экономически необоснованный отказ от поставки угля населению Тисульского муниципального района, мог привести к ущемлению интересов неопределенного круга лиц.

         23.06.2020 Кемеровским УФАС России  в адрес  администрации Тисульского муниципального района был сделан  запрос о  сумме экономического  ущерба, причиненного  гражданам - потребителям Тисульского муниципального района.  

         В соответствии с письмом  администрации Тисульского муниципального района  от 14.07.2020 исх. №1719  экономический ущерб  гражданам - потребителям Тисульского муниципального района причинен не был. 

Оценив представленные в материалы дела 042/01/10-1979/2019 доказательства ООО «КУС», Комиссия считает их несостоятельными и квалифицирует вышеуказанные действия ООО «КУС»  как нарушение п. 4  ч. 1 ст. 10 Закона о защите конкуренции.

Также Комиссией установлена необходимость выдачи в соответствии со ст. 50 Закона о защите конкуренции предписания о прекращении нарушения антимонопольного законодательства.

Руководствуясь ст. 23, ч. 1 ст. 39, ч. 1 - 4 ст. 41, ч. 1 ст. 49 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»

РЕШИЛА:

1. Признать ООО «Кайчакуглесбыт» (652210, Кемеровская область- Кузбасс область, Тисульский район, пгт. Тисуль, ул. Заречная, д. 56, дата регистрации юридического лица 26.04.2013) нарушившим п. 4 ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» путем злоупотребления доминирующим положением на рынке реализации бурого угля гражданам-потребителям на территории Тисульского муниципального района, а именно:

- отказ от поставки угля населению Тисульского муниципального района.

2. Выдать ООО «Кайчакуглесбыт» предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства.

3. Передать материалы дела № 042/01/10-1979/2019 о нарушении антимонопольного законодательства должностному лицу Кемеровского УФАС России для решения вопроса о возбуждении в отношении ООО «Кайчакуглесбыт» административного производства.

Председатель Комиссии:          

<…>

Члены Комиссии:       

<…>

<…>

<…>

<…>

 

Связанные организации

ОБЩЕСТВО С ОГРАНИЧЕННОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТЬЮ "КАЙЧАКУГЛЕСБЫТ"
ИНН 4213010353, ОГРН 1134213000239