Решение №09/1917 по делу от 5 марта 2020 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

«27» февраля 2020г.                        г.  Кемерово

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Кемеровской области по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:

Заместителя председателя Комиссии:

 

<...> -

 

заместителя руководителя управления;

Членов Комиссии:                     

<…> -

начальника отдела рекламы, недобросовестной конкуренции и финансовых рынков;

 

<…>-

специалиста-эксперта отдела рекламы и

недобросовестной конкуренции и финансовых рынков,

рассмотрев дело № 042/05/19-2342/2019, возбужденное в отношении общества с ограниченной ответственностью «Южный» (далее – ООО «Южный», юридический адрес: 650024, г. Кемерово, ул. В. Волошиной, 13, ИНН 4205055150, ОГРН 1034205061538, дата присвоения ОГРН 24.09.2003, КПП 420501001) по признакам нарушения части 9 статьи 19 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее по тексту -  ФЗ «О рекламе») в присутствии представителя ИП <…> <…> (доверенность от 25.02.2020 № 116),

 

УСТАНОВИЛА:

 

В адрес Управления Федеральной антимонопольной службы по Кемеровской области поступило обращение Управления жилищно – коммунального хозяйства Администрации г. Кемерово (исх. от 06.12.2019 № 07-01-07/4011, вх. от 09.12.2019 № 7318) о рассмотрении заявления <…> о наличии признаков нарушения ФЗ «О рекламе» при размещении рекламы на информационных табличках на входных дверях многоквартирных домов, расположенных по ул. Космической, ул. У. Громовой в г. Кемерово.

В соответствии с планом работы отдела рекламы, недобросовестной конкуренции и финансовых рынков Кемеровского УФАС России на 2019 г. было проведено наблюдение за соблюдением требований законодательства РФ о рекламе при размещении наружной рекламы, расположенной на территории г. Кемерово сотрудниками отдела Кемеровского УФАС России.

В результате осмотра наружной рекламы составлен Акт № 12 от 24.12.2019 и установлено следующее:

-по адресам: г. Кемерово, ул. Космическая, 1 (подъезд 1, 2), ул. Космическая,1А (подъезд 1), ул. Космическая, 5А (подъезд 3), ул. Космическая, 7 (подъезд 2),  ул. Космическая, 9, ул. У. Громовой, 17 (подъезд 1) на входных дверях многоквартирных жилых домов размещены металлические таблички с рекламой (фотографии прилагаются).

26.12.2019 определением о возбуждении дела по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе Кемеровским УФАС России было возбуждено дело № 042/05/19-2342/2019  в отношении ООО «Южный» и назначено к рассмотрению на 21.01.2020 в 09 часов  30 минут. Данное определение было направлено в адрес ООО «Южный» заказным письмом с уведомлением о вручении (распечатка с сайта ФГУП «Почта России: отслеживание почтовых отправлений» о вручении почтовой корреспонденции имеется в материалах дела).

20.01.2020 в адрес Кемеровского УФАС России поступили письменные пояснения представителя ООО «Южный» <…> (исх. б/н от 20.01.2020), из которых следует, что ООО «Южный» является управляющей организацией по отношению к многоквартирным домам, расположенным в г. Кемерово по адресам ул. Космическая, д. 1, 1А, 5А, 7, 9, ул. У. Громовой, 17.

В целях соблюдения требований части 2 статьи 162 договора управления многоквартирным домом, а также подпункта «п», пункта 31 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства Российской федерации от 06.05.2011 № 354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов», ООО «Южны» заключило с индивидуальным предпринимателем <…> (далее – ИП <…>) договор № <…> от 25.04.2018 на размещение информационных табличек на подъездах.

По условиям данного договора ООО «Южный» на период действия договора предоставило ИП <…> в безвозмездное временное пользование часть общедомового имущества для размещения информационных табличек (по одной на подъезд). Изготовление, монтаж, демонтаж и последующее текущее содержание и обслуживание информационных табличек входит в обязанности ИП <…>. Расходы по изготовлению, монтажу и обслуживанию информационных табличек возложены на ИП <…>.

Информационная табличка представляет из себя металлическую конструкцию, на которой размещается бумажный лист объявления, защищенный сверху листом монолитного поликарбоната. Лист объявления состоит из двух  блоков: один содержит информацию об управляющей организации, подлежащей раскрытию в соответствии с законодательством (информационный блок), второй является бланковым и отведен под рекламное место (рекламный блок), допуская в случае необходимости возможность внесения  в него информации рекламного характера.

Содержание рекламного блока указанным выше договором не регулируется, поскольку изготовление, размещение и (или) распространение рекламы не относится к предмету указанного договора. То есть, ИП <…> вправе по собственному усмотрению определять содержание рекламного блока, внося в него соответствующую информацию на основании договоров, заключенных с рекламодателями. При этом, по условиям договора № 2 от 25.04.2018, ИП <…> обязана выполнять требования действующего законодательства, связанного с размещением и распространениям рекламы.

В данном случае ООО «Южный» не является владельцем информационной таблички, установка и эксплуатация данной таблички осуществлялись ИП <…>, принявшей на себя обязательство по выполнению требований действующего законодательства, связанного с размещением и распространением рекламы. Кроме того, после заключения договора, ООО «Южный» не имело возможности каким – либо образом повлиять на содержание рекламного блока информационных табличек в части наличия или отсутствия рекламы.

21.01.2020 состоялось рассмотрение дела № 042/05/19-2342/2019 в присутствии заявителя, который поддержал доводы, изложенные в заявлении, а также представителя ООО «Южный» <…>, который поддержал представленные письменные пояснения.

Рассмотрев материалы дела, Комиссия Кемеровского УФАС России пришла к выводу о необходимости отложения рассмотрения данного дела для замены ненадлежащего ответчика (ООО «Южный») надлежащим (ИП <…>, <…>), а также для получения дополнительных доказательств.

Определением от 21.01.2020 рассмотрение дела № 042/05/19-2342/2019 было отложено на 27.02.2020 в 14 часов 00 минут. Данное определение было направлено в адрес ИП <…>, ООО «Южный заказными письмами с уведомлением о вручении (распечатки с сайта ФГУП «Почта России: отслеживание почтовых отправлений» о вручении почтовой корреспонденции имеются в материалах дела), также определения об отложении рассмотрения данного дела было вручено заявителю под расписку (имеется в материалах дела).

26.02.2020 в адрес Кемеровского УФАС России поступили письменные пояснения ИП <…> (исх. б/н от 26.02.2020), из которых следует,  что между ООО «Рекламный бизнес» и ИП <…> был заключен договор от 22.02.2019 № 14 на оказание рекламных услуг: изготовление, размещение, техническое обслуживание и фотоотчет рекламно – информационных материалов (РИМ) заказчика в антивандальных стендах, расположенных на домофонах носителях, находящихся при входе в подъезд в жилые многоэтажные дома г. Кемерово, согласно Приложениях к данному договору.

В целях осуществления условий указанного договора был заключен договор № 2 на размещение информационных табличек на подъездах от 25.04.2018 между ИП <…> и ООО «Южный».

В соответствии с указанным договором, а именно пункта 3.2.1 управляющая компания обязана предоставить пользователю место для размещения «Информационных табличек на подъездах» и возможность технического обслуживания своими или привлеченными лицами. В данном договоре не содержится сведений о необходимости со стороны пользователя о проведении общего собрания собственников МКД.

Действующее жилищное законодательство не позволяет ИП <…> самостоятельно выступать инициатором собрания собственников МКД.

ИП <…> 29.01.2020 было направлено заявление на выдачу разрешения на установку и эксплуатацию рекламной конструкции в управление архитектуры и градостроительства Администрации г. Кемерово.

Также их письменных пояснений ИП <…> следует, что многоквартирный дом имеет отмостку, крыльцо, придомовую территорию, в которую включены газоны, тротуары, проезды, являющиеся собственностью жителей МКД, пользование которой подразумевается жителями МКД и гостями. Формат информационной таблички, и формат рекламной информации (не более половины от общей площади информационной таблички) является достаточно малой площадью, что объективно не позволяет ее прочтение за пределами собственности МКД, в том числе прочтение данной информации невозможно даже на небольшом удалении от входной двери. Информационные таблички в силу мест размещений и в силу своих размеров не вносят изменений как в облик города в целом, так и в облик фасада здания. Размещаемая рекламная информация на информационных табличках не может быть интерпретирована как для неопределенного круга лиц и нацелена на собственников конкретных МКД, где размещается информация о здании и управляющей компании.

Таким образом, данная информационная табличка не используется исключительно в распространении рекламы, не является щитом, стендом, не использует в своей конструкции строительных сеток, перетяжек, электронных табло и иного оборудования, предназначенного для проецирования рекламы на любые поверхности оборудования, воздушных шаров, аэростатов и иных технических средств стабильного территориального размещения.

Также размещение таблички на двери многоквартирного дома не подпадает под регулирование статьи 19 ФЗ «О рекламе», в связи с тем, что в данном случае отсутствуют признаки технических средств стабильного территориального размещения.

27.02.2020 состоялось рассмотрение дела № 042/05/19-2342/2019  в присутствии представителя ИП <…> <…> (доверенность № 116 от 25.02.2020), которая поддержала представленные письменные пояснения, а также заявила ходатайство о приобщении к материалам данного дела копии ответа Управления архитектуры и градостроительства Администрации г. Кемерово, в соответствии с которым решением Кемеровского городского Совета народных депутатов от 28.06.2019 № 249 «О внесении изменений в решение Кемеровского городского Совета народных депутатов от 27.10.2017 № 91 «О правилах благоустройства территории города Кемерово» утверждены Правила благоустройства территории города Кемерово (далее – Правила), регламентирующие требования к содержанию зданий (включая жилые дома), сооружений и земельных участков, на которых они расположены, включая требования к внешнему виду фасадов и размещению информационных конструкций.

В соответствии с пунктом 3.5.8 постановления Госстроя Российской Федерации от 27.08.2003 № 170 «Об утверждении правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда» организации по обслуживанию жилищного фонда следят за недопущением  размещения информационных конструкций без соответствующего разрешения.

Согласно статье 36 ЖК РФ собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме, в том числе крыши, ограждающие несущие и ненесущие конструкции данного дома, механическое, электрическое, санитарно – техническое и иное оборудование, находящееся в данном доме за пределами или внутри помещений и обслуживающее более одного помещения.

Собственники помещений в многоквартирном доме владеют, пользуются и в установленных ЖК РФ и гражданским законодательством пределах распоряжаются общим имуществом в многоквартирном доме.

Статья 44 ЖК РФ предусматривает перечень вопросов, относящихся к компетенции общего собрания, в том числе: принятие решений о пользовании общим имуществом собственников помещений в многоквартирном доме иными лицами.

Также в соответствии с постановлением администрации г. Кемерово от 02.02.2015 № 172 «Об управлении архитектуры и градостроительства администрации г. Кемерово» в функции управления не входит выдача разрешения на установку и эксплуатацию рекламных конструкций на территории г. Кемерово.

На основании постановления администрации г. Кемерово от 07.03.2019 № 455 «О внесении изменений в постановление администрации г. Кемерово от 23.04.2010 № 32 «О положении об управлении городского развития администрации г. Кемерово» от имени администрации принимает и подписывает решения о выдаче разрешения на установку и эксплуатацию рекламных конструкций на территории г. Кемерово отдел выдачи разрешений и наружной рекламы.

В целях упорядочения размещения информационных конструкций малого формата на территории г. Кемерово постановлением администрации г. Кемерово от 15.03.2018 № 489 «О внесении изменений в постановление администрации г. Кемерово от 30.12.2013 № 3929 «Об утверждении схемы размещения рекламных конструкций» утверждена схема размещения рекламных конструкций.

Представленный ИП <…> внешний вид конструкции по техническим характеристикам, типу и месту расположения не включен в указанную схему.

Данный ответ приобщен к материалам дела № 042/05/19-2342/2019.

Рассмотрев материалы дела, заслушав пояснения представителя ИП <…>, Комиссия Кемеровского УФАС России установила.

В адрес Управления Федеральной антимонопольной службы по Кемеровской области поступило обращение Управления жилищно – коммунального хозяйства Администрации г. Кемерово (исх. от 06.12.2019 № 07-01-07/4011, вх. от 09.12.2019 № 7318) о рассмотрении заявления <…> о наличии признаков нарушения ФЗ «О рекламе» при размещении рекламы на информационных табличках на входных дверях многоквартирных домов, расположенных по ул. Космической,  ул. У. Громовой в г. Кемерово.

В соответствии с планом работы отдела рекламы, недобросовестной конкуренции и финансовых рынков Кемеровского УФАС России на 2019  было проведено наблюдение за соблюдением требований законодательства РФ о рекламе при размещении наружной рекламы, расположенной на территории г. Кемерово сотрудниками отдела Кемеровского УФАС России.

В результате осмотра наружной рекламы составлен Акт № 12 от 24.12.2019 и установлено следующее:

-по адресам: г. Кемерово, ул. Космическая, 1 (подъезд 1, 2), ул. Космическая,1А (подъезд 1), ул. Космическая, 5А (подъезд 3), ул. Космическая, 7 (подъезд 2),  ул. Космическая, 9, ул. У. Громовой, 17 (подъезд 1) на входных дверях многоквартирных жилых домов размещены металлические таблички с рекламой (фотографии прилагаются).

В соответствии со статьей 3 ФЗ «О рекламе» реклама - информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

В соответствии с частью 1 статьи 19 ФЗ «О рекламе», распространение наружной рекламы с использованием щитов, стендов, строительных сеток, перетяжек, электронных табло, проекционного и иного предназначенного для проекции рекламы на любые поверхности оборудования, воздушных шаров, аэростатов и иных технических средств стабильного территориального размещения (далее - рекламные конструкции), монтируемых и располагаемых на внешних стенах, крышах и иных конструктивных элементах зданий, строений, сооружений или вне их, а также остановочных пунктов движения общественного транспорта осуществляется владельцем рекламной конструкции, являющимся рекламораспространителем, с соблюдением требований настоящей статьи. Владелец рекламной конструкции (физическое или юридическое лицо) - собственник рекламной конструкции либо иное лицо, обладающее вещным правом на рекламную конструкцию или правом владения и пользования рекламной конструкцией на основании договора с ее собственником.

По смыслу части 1 статьи 19 ФЗ «О рекламе», к рекламным конструкциям, размещение которых регулируется данной статьей, относятся технические средства стабильного территориального размещения, к которым относятся металлические таблички со сменной информацией рекламного характера, прикрепленные к входным дверям.

Согласно части 5 статьи 19 ФЗ «О рекламе», установка и эксплуатация рекламной конструкции осуществляются ее владельцем по договору с собственником земельного участка, здания или иного недвижимого имущества, к которому присоединяется рекламная конструкция, либо с лицом, управомоченным собственником такого имущества, в том числе с арендатором. В случае, если для установки и эксплуатации рекламной конструкции предполагается использовать общее имущество собственников помещений в многоквартирном доме, заключение договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции возможно только при наличии согласия собственников помещений в многоквартирном доме, полученного в порядке, установленном пунктом 3 части 2 статьи 44 ЖК РФ.

Согласно части 1 статьи 44 ЖК РФ общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме является органом управления многоквартирным домом. Общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме проводится в целях управления многоквартирным домом путем обсуждения вопросов повестки дня и принятия решений по вопросам, поставленным на голосование.

В соответствии с пунктом 3 части 2 статьи 44 ЖК РФ к компетенции общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме относится принятие решений о пользовании общим имуществом собственников помещений в многоквартирном доме иными лицами, в том числе о заключении договоров на установку и эксплуатацию рекламных конструкций, если для их установки и эксплуатации предполагается использовать общее имущество собственников помещений в многоквартирном доме.

В соответствии с пунктом 3.5.2 главы 3 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 27.09.2003 года № 170, таблички с указанием номеров подъездов, а также номеров квартир, расположенных в данном подъезде, должны вывешивать у входа в подъезд (лестничную клетку). Они должны быть размещены однотипно в каждом подъезде, доме, микрорайоне.

Информация, размещенная на таких табличках, не должна содержать информацию рекламного характера. На установку указанных табличек согласие собственников помещений в многоквартирном доме не требуется. Размещение на данных табличках коммерческой и социальной рекламы действующим законодательством не предусмотрено.

Согласно части 9 статьи 19 ФЗ «О рекламе» установка и эксплуатация рекламной конструкции допускаются при наличии разрешения на установку и эксплуатацию рекламной конструкции, выдаваемого на основании заявления собственника или иного, указанного в частях 5, 6, 7 настоящей статьи, законного владельца соответствующего недвижимого имущества либо владельца рекламной конструкции органом местного самоуправления муниципального района или органом местного самоуправления городского округа, на территориях которых предполагается осуществлять установку и эксплуатацию рекламной конструкции.

Из материалов дела следует, что на информационных табличках, помимо информации, обязательной к размещению, размещалась рекламная информация.

Металлические таблички, установленные на входных дверях по вышеуказанным адресам, являются рекламными конструкциями, так как относятся к техническим средствам стабильного территориального размещения (данная позиция также подтверждается определением Верховного суда Российской Федерации от 28.03.2019 № 307-ЭС19-2899).

Информация, размещаемая на табличках, сменная, следовательно, на данных табличках можно размещать как коммерческую рекламу, социальную рекламу, так и сведения, носящие информационный характер.

Следовательно, установка и эксплуатация рекламной конструкции возможна только при наличии разрешения на установку и эксплуатацию рекламной конструкции выданного органом местного самоуправления.

 В нарушение части 9 статьи 19 ФЗ «О рекламе» конструкции, на которых размещена реклама, на дверях подъездов многоквартирных домов по адресам: г. Кемерово, ул. Космическая, 1 (подъезд 1, 2), ул. Космическая,1А (подъезд 1), ул. Космическая, 5А (подъезд 3), ул. Космическая, 7 (подъезд 2), ул. У. Громовой, 17 (подъезд 1), без предусмотренного законодательством разрешения.

Частью 7 статьи 38 ФЗ «О рекламе» установлено, что за нарушение требований части 9 статьи 19 ФЗ «О рекламе» несет ответственность рекламораспространитель.

  Пунктом 7 статьи 3 ФЗ «О рекламе» установлено, что рекламораспространитель - лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств.

  В данном случае рекламораспространителем является ИП <…>.

Руководствуясь пунктом 1 части 2 статьи 33, частью 1 статьи 36 Федерального закона от 13.03.2006 № 38 – ФЗ «О рекламе» и в соответствии с пунктами 36-42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия Кемеровского УФАС России,      

 

РЕШИЛА:

 

1.Признать индивидуального предпринимателя <…> (<…>) нарушившей требования части 9 статьи 19 ФЗ «О рекламе» при распространении конструкций, на которых размещена реклама, на дверях подъездов многоквартирных домов по адресам: г. Кемерово, ул. Космическая, 1 (подъезд 1, 2), ул. Космическая,1А (подъезд 1), ул. Космическая, 5А (подъезд 3), ул. Космическая, 7 (подъезд 2), ул. У. Громовой, 17 (подъезд 1), без предусмотренного законодательством разрешения.

2. Выдать предписание об устранении нарушений законодательства «О рекламе».

3. Передать материалы дела № 042/05/19-2342/2019  для  возбуждения  дела  об административном правонарушении, предусмотренном статей 14.37 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в Управление МВД России по г. Кемерово.

 Решение изготовлено в полном объеме «05» марта 2020 года.

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня вынесения.

Связанные организации

ОБЩЕСТВО С ОГРАНИЧЕННОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТЬЮ "ЮЖНЫЙ"
ИНН 4205055150, ОГРН 1034205061538