Решение №ТМ/8592/23 Решение по жалобе № 042/07/3-1190/2023 ООО "Анатомия" от 19 сентября 2023 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Заказчику:

ГАУ «Новокузнецкий автотранспорт медицины»

<...>

 

Заявителю жалобы:

ООО «Анатомия»

<...>

 

Оператору ЭТП ООО «РТС-Тендер»

<...>

 

 

Р Е Ш Е Н И Е

по жалобе № 042/07/3 - 1190/2023

 

«15» сентября 2023 г. г. Кемерово

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Кемеровской области по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров, ведению реестра недобросовестных поставщиков, утверждении порядка рассмотрения жалоб (далее – Комиссия) в составе:

 

Заместителя председателя комиссии:

 

<...> – заместителя руководителя Кемеровского УФАС России;

Членов комиссии

<...> – начальника отдела ЖКХ, транспорта и связи;

 

<...> - начальника отдела контроля органов власти;

 

 

<...> - главного специалиста-эксперта ЖКХ, транспорта и связи;

 

<...> – главного специалиста-эксперта отдела ТЭК,

при ведении заседания Комиссии посредством видеоконференцсвязи,

при участии:

- <...> – представителя общества с ограниченной ответственностью «Анатомия» (доверенность № б/н от 08.09.2023 г.);

при личном участии:

- <...> - представителя Государственного автономного учреждения «Новокузнецкий автотранспорт медицины» (доверенность № 5 от 18.01.2022 г.),

 

рассмотрев в порядке, установленном статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ  «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции) жалобу общества с ограниченной ответственностью «Анатомия» и материалы жалобы № 042/07/3 -1190/2023,

У С Т А Н О В И Л А:

06.09.2023 Кемеровским УФАС России принята к рассмотрению жалоба (вх. № 8309-ЭП/23) общества с ограниченной ответственностью «Анатомия» (далее – ООО «Анатомия», Заявитель) на действия заказчика – Государственного автономного учреждения «Новокузнецкий автотранспорт медицины» (далее – ГАУ НАТМ, Заказчик) при организации и проведении открытого аукциона в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, на право заключения договора на поставку автомобилей скорой медицинской помощи классов «В», «С», с медицинским оборудованием. Извещение опубликовано на официальном сайте Российской Федерации в сети Интернет Единой информационной системы в сфере закупок: http://zakupki.gov.ru (далее – Официальный сайт) и электронной площадке rts-tender.ru (далее – ООО «РТС-Тендер») http://www.rtc-tender.ru 21.08.2023 под № 32312692046 (далее – Закупка).

По мнению Заявителя, описание объекта закупки в закупочной документации, составленное Заказчиком нарушает требования пункта 2 части 1 статьи 3, пункта 2 части 6.1 статьи 3 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», а именно: в описании объекта закупки не использованы стандартные показатели и требования к характеристикам товара, не содержится обоснование использования характеристик, не предусмотренных техническими регламентами, стандартами, установлены характеристики, указывающие на единственного производителя транспортных средств и конкретную модель автомобиля. Также в техническом задании содержатся некорректные требования Заказчика к боковой двери автомобиля скорой помощи и категории транспортного средства.

Уведомлением Кемеровского УФАС России от 06.09.2023 № ТМ/8204/23 рассмотрение жалобы № 042/07/3-1190/2023 было назначено на 15.09.2023 года в 11 часов 00 минут дистанционно с использованием системы видеоконференцсвязи. Данное уведомление было направлено посредством электронной почты в адреса: ГАУ НАТМ, ООО «Анатомия» и ООО «РТС-Тендер».

От ГАУ НАТМ 13.09.2023 в адрес Кемеровского УФАС России поступил мотивированный письменный отзыв на жалобу ООО «Анатомия» с приложенными материалами, касающимися спорных вопросов по данному открытому аукциону в электронной форме (вх. № 8561/23), а также поступило уведомление о личном участии представителя в рассмотрении жалобы № 042/07/3-1190/2023 (вх. № 8571/23).

От Заявителя 13.09.2023 в адрес Кемеровского УФАС России поступила доверенность на участие представителя в дистанционном рассмотрении жалобы (вх. № 8568-ЭП/23).

На заседании Комиссии по рассмотрению жалобы № 042/07/3-1190/2023 15.05.2023 г. посредством видеоконференцсвязи, представитель Заявителя в полном объеме поддержал доводы, ранее изложенные в тексте жалобы, и отметил, что описание объекта закупки в документации Заказчика нарушает требования Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», ограничивает число участников закупки.

Также представитель Заявителя пояснил, что ООО «Анатомия» не могло участвовать в рассматриваемой закупке с автомобилем марки МАЗ, с производителем которого общество в настоящее время работает, поскольку длина автомобиля данной марки на 10 см длиннее, чем габариты длины, установленные в техническом задании Заказчика. Описание боковой двери автомобиля скорой помощи составлено некорректно и не соответствует требованиям ГОСТ 33665-2015.

Кроме того, представитель Заявителя подтвердил, что заявку не участие в аукционе не подавал и с разъяснениями на положения документации к Заказчику не обращался.

15.09.2023 на заседании Комиссии по рассмотрению жалобы, проводимой при личном участии представителя ГАУ НАТМ, представитель Заказчика поддержала в полном объеме положения, ранее изложенные в отзыве на жалобу ООО «Анатомия» и выразили своё несогласие с доводами данной жалобы.

Представитель Заказчика отметила, что в техническом задании документации не установлены требования к габаритам автомобиля скорой медицинской помощи (длина, ширина, высота), а имеется только показатель допустимой массы и размера колесной базы транспортного средства. Потребность Заказчика в приобретении товара с конкретными характеристиками и функциями не ограничивает число участников закупки.

Потребность Заказчика в приобретении товара с конкретными показателями не может влиять на ограничение конкуренции.

Представитель Заказчика указала, что запросов на разъяснение положений документации, включая характеристики товара, в установленный срок от Заявителя не поступало.

Доводы Заказчика закупки подробно изложены в отзыве на жалобу ООО «Анатомия» (вх. № 8561/23 от 13.09.2023) к имеются в материалах жалобы.

Изучив имеющиеся материалы жалобы № 042/07/3-1190/2023, и заслушав пояснения представителей Заказчика и Заявителя, Комиссия Кемеровского УФАС России установила следующее:

Проведение открытого аукциона в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, на право заключения договора на поставку автомобилей скорой медицинской помощи классов «В», «С», с медицинским оборудованием, назначено в соответствии с планом закупки товаров, работ, услуг Заказчика на 2023 год, утвержденным директором ГАУ НАТМ и размещенным на Официальном сайте под № 45, что подтверждается скриншотом с данного сайта.

При проведении закупочной деятельности Заказчик руководствуется Положением о закупке товаров, работ, услуг ГАУ НАТМ, утвержденным председателем наблюдательного совета ГАУ НАТМ от 11.08.2023 (далее – Положение о закупках), которое разработано в соответствии с требованиями Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон о закупках).

Порядок и условия осуществления процедуры закупки посредством открытого аукциона в электронной форме регулируются разделом 3 главы 2 Положения о закупках.

Документация о проведении аукциона в электронной форме, на поставку автомобилей скорой медицинской помощи классов «В», «С», с медицинским оборудованием, разработана в соответствии с Положением о закупках и утверждена директором ГАУ НАТМ 21.08.2023 (далее – Документация).

21.08.2023 Заказчиком на Официальном сайте и ООО «РТС-Тендер» было размещено извещение № 32312692046 о проведении закупки способом аукциона в электронной форме, на поставку автомобилей скорой медицинской помощи классов «В», «С», с медицинским оборудованием.

В соответствии с Извещением, опубликованным на Официальном сайте и ЭТП:

- дата и время окончания подачи заявок: 06.09.2023 10:00 (местного времени);

- дата рассмотрения первых частей заявок: 06.09.2023;

- дата и время проведения аукциона: 11.09.2023 10:00 (местного времени);

- дата подведения итогов закупки: 12.09.2023.

Согласно извещению начальная (максимальная) цена договора составляла 77 040 000,00 руб.

В соответствии с протоколом от 06.09.2023 рассмотрения первых частей заявок на участие в электронном аукционе, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, на момент окончания срока подачи заявок (21.08.2023), было подано 2 (две) заявки, а именно: заявка № 1, время подачи 04.09.2023 12:50 (МСК), заявка № 2, время подачи 05.09.2023 14:25 (МСК).

Как следует из вышеуказанного протокола заявки № 1 и № 2 были признаны соответствующими требованиям технического задания документации и допущены к участию в аукционе.

Согласно протоколу подведения итогов аукциона № 2835338 от 12.09.2023, аукцион признан состоявшимся. Победителем закупки признан участник ООО «Кузбассавторитейл», предложивший наименьшую цену.

По состоянию на 15.09.2023 г. Заказчик с победителем закупки договор на оказание вышеназванных услуг не заключал.

Согласно части 1 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки (далее - положение о закупке).

В соответствии с частью 2 статьи 2 Закона о закупках Положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

В силу пункта 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются следующими принципами, в том числе, равноправием, справедливостью, отсутствием дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.

Согласно пункту 1 части 6.1 статьи 3 Закона о закупках в описании предмета закупки указываются функциональные характеристики (потребительские свойства), технические и качественные характеристики, а также эксплуатационные характеристики (при необходимости) предмета закупки.

Пунктом 2 части 6.1 статьи 3 Закона о закупках определено, что в описание предмета закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой необоснованное ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание указанных характеристик предмета закупки.

В соответствии пункту 1 части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о конкурентной закупке должны быть указаны требования к безопасности, качеству, техническим характеристикам, функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, работы, услуги, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы, установленные заказчиком и предусмотренные техническими регламентами в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иные требования, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком в документации о закупке не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации требования к безопасности, качеству, техническим характеристикам, функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, работы, услуги, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика.

В силу пункта 1 раздела 11 Положения о закупках описание предмета конкурентной закупки осуществляется с соблюдением требований, предусмотренных частью 6.1 статьи 3 Закона о закупках.

В пункте 4 Информационной карты Документации определено, что описание предмета закупки, количество поставляемого товара, объем выполняемых работ, оказываемых услуг указано в отдельном файле части II «Описание предмета закупки (техническое задание)».

Пунктом 17 Информационной карты Документации также установлено, что требования к безопасности, качеству, техническим характеристикам, функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, работы, услуги, к размерам, упаковке, отгрузке товара, указано в части II «Описание предмета закупки (техническое задание)» Документации.

В процессе рассмотрения жалобы № 042/07/3-1190/2023 Комиссией установлено, что Заявитель в тексте жалобы не указывает название конкретных нормативных документов, стандартные показатели и требования, касающиеся характеристик объекта закупки из которых должны были содержаться в составе описания объекта закупки. Также установлено, что Заявителем в жалобе не указано, какие именно характеристики указанные в описании объекта закупки не предусмотрены техническими регламентами, стандартами, установленными законодательством Российской Федерации о техническом регулировании.

Вместе с тем, в описании объекта Заказчик устанавливает соответствие автомобилей требованиям «ГОСТ 33665-2015 Межгосударственный стандарт. Автомобили скорой медицинской помощи. Технические требования и методы испытаний» (далее – ГОСТ 33665-2015) и Техническому регламенту Таможенного союза «О безопасности колесных транспортных средств», утвержденного решением комиссии Таможенного союза от 09.12.2011 № 877 (далее -Технический регламент).

Ни один из пунктов, которые Заказчик посчитал необходимым включить в описание объекта закупки, не противоречит требованиям ГОСТ 33665-2015 и Технического регламента. Требование к участникам закупки поставить товар, соответствующий действующим нормативным правовым документам является законным правом Заказчика.

По мнению Комиссии, в соответствии с установленным законодательством Российской Федерации, Заказчик вправе включить в Документацию такие требования к товару, которые отвечают его потребностям и необходимы для выполнения соответствующих функций медицинского учреждения, т.е. Документация разрабатывается исходя из потребностей Заказчика в товаре, необходимом для осуществления его функций.

При этом, Заказчик вправе детализировать предмет закупки, устанавливая требования к товарам, являющиеся для Заказчика значимыми.

Таким образом, доводы Заявителя в отношении осуществления Заказчиком описания в Документации объекта закупки без использования стандартных показателей, требований характеристик объекта закупки, установленных в соответствии с требованиями, предусмотренными законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, а также, что описание объекта закупки не содержит обоснования использования характеристик, не предусмотренных требованиями, установленными действующим законодательством о техническом регулировании, являются необоснованными.

В пунктах I, II, III описания объекта закупки (техническое задание) раздела II Документации указано «автомобили скорой медицинской помощи классов «В», «С» (реанимобиль) на базе ГАЗель Некст (бензин, дизель) или эквивалент для общепрофильных и специализированных выездных бригад скорой медицинской помощи».

В ходе рассмотрения данной жалобы Комиссией выявлено, что автомобили скорой медицинской помощи на базе ГАЗель Некст производятся несколькими заводами-изготовителями, а именно: ООО «Автомобильный завод ГАЗ», ООО «Галант-Авто», ООО «Интеравтоцентр». Данный факт подтверждается информацией из Реестра промышленной продукции, произведенной на территории Российской Федерации, размещенного на официальном сайте Государственной информационной системы промышленности (ГИСП) в сети Интернет по адресу:https://gisp.gov.ru/pp719v2/pub/prod/. Следовательно, автомобили скорой медицинской помощи на базе ГАЗель Некст (бензин) или эквивалент оформили к производству не менее трех производителей на территории Российской Федерации.

Установлено, что в отличие от альтернативных вариантов автомобилей аналогичного класса марок МАЗ, Форд, Мерседес, указанных в жалобе Заявителя, автомобили скорой медицинской помощи на базе ГАЗель Некст отличаются развитой дилерской сетью, невысокой стоимостью и доступностью запасных частей. Также выбор данной марки базового транспортного средства Заказчиком связан с положительным опытом эксплуатации данных транспортных средств, переданных ГАУ НАТМ на праве оперативного управления Комитетом по управлению государственным имуществом Кузбасса.

Таким образом, выбор Заказчиком в качестве базового транспортного средства ГАЗель Некст, обусловлен потребностью Заказчика и продиктован доступностью технического обслуживания.

Следует отметить, что товар, требуемый Заказчику, находится в свободном обороте на территории Российской Федерации, о чем свидетельствуют представленные коммерческие предложения от 5-ти компаний, полученные в ходе проведения монито ринга цен на данный товар и готовность его поставки в полном соответствии с требованиями технического задания от потенциальных участников закупки, в целях обоснования Заказчиком начальной (максимальной) цены контракта.

По мнению Комиссии, указание Заказчиком в описании объекта закупки (техническое задание) раздела II Документации автомобиля скорой медицинской помощи на базе ГАЗель Некст или эквивалент не приводит к ограничению количества участников рассматриваемой закупки и не нарушает требований Закона о закупках, а вышеуказанный довод Заявителя является неправомерным.

Также Комиссия установила, что ООО «Анатомия» не подавало заявку на участие и не являлось участником рассматриваемой закупки. При этом утверждение представителя Заявителя на заседании Комиссии 15.09.2023, в части невозможности его участия в рассматриваемой закупке с автомобилем марки МАЗ, в связи с тем, что габариты длины автомобиля МАЗ, закупаемого Заявителем, не совпадают с габаритами автомобиля, указанными Заказчиком в техническом задании Документации не соответствует действительности, т.к. в Документации (техническом задании) Заказчиком не установлены требования к габаритам автомобиля.

В подпункте 1.32 пунктов I, II, III описания объекта закупки (техническое задание) раздела II Документации Заказчиком установлено следующее требование к боковой двери автомобиля скорой медицинской помощи, а именно: боковая сдвижная дверь по правому борту с фиксацией в открытом и закрытом положении – наличие.

Согласно пункту 5.3.9 ГОСТ 33665-2015 Боковая дверь салона может быть распашной или сдвижной и должна иметь стопорное устройство, фиксирующее ее в открытом и закрытом положениях. В конструкции двери должно быть предусмотрено окно.

Комиссией установлено, что вышеуказанное требование Заказчика к боковой двери салона автомобиля значительно экономит место в условии ограниченного пространства, например, на пандусе лечебного учреждения, тем самым облегчая посадку и высадку бригады медицинских работников и пациента. Данная характеристика боковой двери не является эксклюзивной для производителей автомобилей скорой медицинской помощи и широко используется другими производителями. Вышеуказанное на заседании Комиссии от 15.09.2023 подтвердил представитель Заявителя, указав, что на закупаемых ООО «Анатомия» автомобилях скорой медицинской помощи на базе МАЗ боковая дверь салона также является сдвижной.

Таким образом, указание Заказчиком в техническом задании Документации вышеназванной характеристики боковой двери связано исключительно с целесообразностью использовать автомобиль со сдвижной дверью, т.е. потребностью Заказчика в приобретении товара с конкретной необходимой ему функцией.

По мнению Комиссии, требование Заказчика к боковой двери салона автомобиля, указанное в пункте 1.32 описания объекта закупки (техническое задание) не приводит к ограничению конкуренции и не нарушает положения Закона о закупках. Следовательно, довод Заявителя в отношении установления Заказчиком в Документации вышеуказанного требования является не обоснованным.

Подпунктом 1.3 пунктов I, II, III описания объекта закупки (техническое задание) раздела II Документации Заказчиком установлено следующее требование: «Категория транспортного средства: М1 или М2».

Как было указано выше, Заказчик при разработке Документации по данной закупке, в описании объекта закупки руководствовался требованиям ГОСТ 33665-2015.

Согласно разделу 1 «Область применения» ГОСТ 33665-2015 настоящий стандарт распространяется на автомобили скорой медицинской помощи категории М. Следовательно ГОСТ 33665-2015 не разделяет категории транспортных средств (автомобили скорой медицинской помощи) на М1 и М2.

Комиссией установлено, что разные заводы-производители предлагают к поставке автомобили скорой медицинской помощи на базе транспортных средств как категории М1, так и М2. Из описания объекта закупки (техническое задание) Заказчика следует, что участник рассматриваемой закупки в своей заявке имеет право предложить любую категорию транспортных средств из предложенных: М1 или М2. При этом в обоих случаях такая заявка будет допущена к участию в аукционе.

Таким образом, Заказчик установлением вышеуказанного требования в техническом задании Документации не ограничил количество участников данной закупки, а наоборот расширил диапазон потенциальных участников Закупки.

Следовательно, довод Заявителя в части избыточности условия установленного Заказчиком в подпункте 1.3 описания объекта закупки (техническое задание) раздела II Документации является ошибочным и неправомерным.

На основании вышеизложенного Комиссия пришла к выводу, что требования к закупаемому товару, установленные Заказчиком в описании объекта закупки (техническое задании) Документации, не противоречат положениям Закона о закупках и требованиям Положения о закупках, а вышеуказанные доводы Заявителя, в части нарушения Заказчиком требований пункта 2 части 1 статьи 3, пункта 2 части 6.1 статьи 3 Закона о закупках, являются неправомерными и необоснованными.

Согласно части 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции по результатам рассмотрения жалобы по существу Комиссия антимонопольного органа принимает решение о признании жалобы обоснованной или необоснованной и в случае, если жалоба признана обоснованной, либо в случае установления иных не являющихся предметом обжалования нарушений (нарушений порядка организации и проведения торгов, заключения договоров по результатам торгов или в случае признания торгов несостоявшимися) принимает решение о необходимости выдачи предписания, предусмотренного пунктом 3.1 части 1 статьи 23 настоящего Федерального закона.

 

На основании вышеизложенного Комиссия, руководствуясь статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

Р Е Ш И Л А:

Признать жалобу ООО «Анатомия» на действия Заказчика – ГАУ НАТМ при организации и проведении открытого аукциона в электронной форме на право заключения договора на поставку автомобилей скорой медицинской помощи классов «В», «С», с медицинским оборудованием, извещение № 32312692046, необоснованной.

 

Заместитель председателя комиссии:

<...>

Члены Комиссии:

<...>

 

<...>

 

<...>

 

<...>

Примечание. В соответствии с ч. 23 ст. 18.1 Закона о защите конкуренции решение и предписание комиссии антимонопольного органа может быть обжаловано в судебном порядке в течении трех месяцев со дня принятия решения или выдачи предписания.

 

Связанные организации

ГАУ "Новокузнецкий автотранспорт медицины"
ИНН 4217179512, ОГРН 1164205076683
ООО "РТС-тендер"
ИНН 7710357167, ОГРН 1027739521666
ООО "Анатомия"
ИНН 7734443880, ОГРН 1217700286726