Решение №09/9057 по делу от 28 октября 2020 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

«15» октября 2020г.                                                                             г.  Кемерово

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Кемеровской области по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:

Заместителя председателя Комиссии:

 

<…>                 -

 

заместителя руководителя управления;

Членов Комиссии:                     

<…>                -

начальника отдела рекламы и недобросовестной конкуренции;

 

<…>                  -

ведущего специалиста  – эксперта отдела рекламы и

недобросовестной конкуренции,

рассмотрев дело № 042/05/28-1036/2020, возбужденное в отношении <…> (далее – <…>, адрес регистрации: 650535, д. Усть-Хмелевка, ул. Подгорная, дом 1, дата рождения 15.12.1993, место рождения г. Мариинск) о размещении рекламы, содержащей признаки нарушения пункта 1 части 2, пунктов 1, 2 части 3 статьи 5, части 14 статьи 28   Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее по тексту – ФЗ «О рекламе»),

УСТАНОВИЛА:

В адрес Управления Федеральной антимонопольной службы по Кемеровской области поступило представление следователя отделения СО Межмуниципального отдела МВД России «Ленинск-Кузнецкий» лейтенанта юстиции <…> (исх. от 19.06.2020 № 2299, вх. от 29.06.2020 № 3022) о нарушении <…> требований ФЗ «О рекламе» при размещении рекламы в местах осуществления хозяйственной деятельности на территории г. Ленинск-Кузнецкого.

Из представленных материалов следует, что по адресу: Кемеровская область, г.Ленинск-Кузнецкий, пр. Кирова, 78, расположен комиссионный магазин «Комиссионторг». В месте нахождения указанного магазина размещены конструкции следующего содержания:

- «КомиссионТорг ЛОМБАРД Берем все! Самая дорогая оценка в городе!»;

- «КомиссионТорг ЛОМБАРД Берем все 9:00-21:00 без выходных»;

- «Ломбард».

06.07.2020 определением о возбуждении дела по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе Кемеровским УФАС России было возбуждено дело № 042/05/28-1036/2020 в отношении
<…> и назначено к рассмотрению на 11.08.2020 на 09 часов 00 минут. Данное определение было направлено в адрес <…>, а также в адрес СО Межмуниципального отдела МВД России «Ленинск-Кузнецкий» заказными письмами с уведомлением о вручении.

11.08.2020 на рассмотрение дела № 042/05/28-1036/2020 <…> не явился. Сведениями о надлежащем уведомлении <…> о дате, времени и месте рассмотрения данного дела Кемеровское УФАС России не располагало.

Определением от 11.08.2020 рассмотрение дела № 042/05/28-1036/2020 было отложено на 15.10.2020 в 08 часов 30 минут. Данное определение было направлено в адрес <…>, а также в адрес СО Межмуниципального отдела МВД России «Ленинск-Кузнецкий» заказными письмами с уведомлением о вручении (распечатки с сайта АО «Почта России: отслеживание почтовых отправлений» о вручении почтовой корреспонденции заявителю, а также с пометкой «возврат отправителю по иным обстоятельствам» корреспонденции, направленной в адрес   <…> имеются в материалах дела).

15.10.2020 состоялось рассмотрение дела № 042/05/28-1036/2020 в отсутствие <…>, представителя заявителя, уведомленных надлежащим образом о дате, времени и месте рассмотрения данного дела.

Рассмотрев материалы дела, Комиссия Кемеровского УФАС России установила.

В адрес Управления Федеральной антимонопольной службы по Кемеровской области поступило представление следователя отделения СО Межмуниципального отдела МВД России «Ленинск-Кузнецкий» лейтенанта юстиции <…> (исх. от 19.06.2020 № 2299, вх. от 29.06.2020 № 3022) о нарушении <…> требований ФЗ «О рекламе» при размещении рекламы в местах осуществления хозяйственной деятельности на территории г. Ленинск-Кузнецкого.

Из представленных материалов следует, что по адресу: Кемеровская область, г.Ленинск-Кузнецкий, пр. Кирова, 78, расположен комиссионный магазин «Комиссионторг». В месте нахождения указанного магазина размещены конструкции следующего содержания:

- «КомиссионТорг ЛОМБАРД Берем все! Самая дорогая оценка в городе!»;

- «КомиссионТорг ЛОМБАРД Берем все 9:00-21:00 без выходных»;

- «Ломбард».

Пунктом 1 статьи 3 ФЗ «О рекламе» установлено, что реклама - информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

При этом в соответствии с пунктами 2 и 5 части 2 статьи 2 ФЗ «О рекламе» данный Закон не распространяется на информацию, раскрытие или распространение либо доведение до потребителя которой является обязательным в соответствии с федеральным законом, а также на вывески и указатели, не содержащие сведений рекламного характера.

Кроме того, согласно пункту 18 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 25.12.1998 № 37 «Обзор практики рассмотрения споров, связанных с применением законодательства о рекламе», сведения, распространение которых по форме и содержанию является для юридического лица обязательным на основании закона или обычая делового оборота, не относятся к рекламной информации независимо от манеры их исполнения на соответствующей вывеске, в том числе с использованием товарного знака.

В соответствии с пунктом 1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации № 58 от 08.10.2012  «О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами Федерального закона «О рекламе» информация, обязательная к размещению в силу закона или размещенная в силу обычая делового оборота, также не является рекламой.

При этом не является рекламой размещение наименования (коммерческого обозначения) организации в месте ее нахождения, а также иной информации для потребителей непосредственно в месте реализации товара, оказания услуг (например, информации о режиме работы, реализуемом товаре), поскольку размещение такой информации в указанном месте не преследует целей, связанных с рекламой.

К данным сведениям не применяются требования законодательства Российской Федерации о рекламе.

Так, указание на здании в месте нахождения организации ее наименования, адреса и режима ее работы относится к обязательным требованиям, предъявляемым к вывеске Законом Российской Федерации «О защите прав потребителей», следовательно, такая информация не может рассматриваться в качестве рекламы, независимо от манеры ее исполнения.

Кроме того, указание в месте нахождения организации профиля ее деятельности (аптека, кондитерская, ресторан) либо ассортимента реализуемых товаров и услуг (хлеб, продукты, мебель) также может быть признано обычаем делового оборота, и на такие информационные конструкции нормы ФЗ «О рекламе» не распространяются.

Указание в месте нахождения предприятия коммерческого обозначения, в том числе несовпадающего с наименованием организации, также предназначено для идентификации магазина для потребителей и не является рекламой.

Учитывая изложенное указание на здании в месте нахождения организации ее наименования, в том числе, если такое указание осуществляется с использованием товарного знака или его части, а также профиля деятельности и перечня оказываемых услуг, режима работы, не может рассматриваться в качестве рекламы, соответственно, на такую информацию не распространяются требования ФЗ «О рекламе».

Следовательно, информация  «КомиссионТорг ЛОМБАРД Берем все 9:00-21:00 без выходных»; «Ломбард» не является рекламной, и на данную информацию требования ФЗ «О рекламе» не распространяются.

Вместе с тем, информация - «КомиссионТорг ЛОМБАРД Берем все! Самая дорогая оценка в городе!» является рекламой и должна соответствовать требованиям ФЗ «О рекламе».

Кемеровским УФАС России установлено, что <…> осуществляет деятельность, связанную с выдачей денежных средств под залог имущества (в соответствии с представлением старшего следователя СО Межмуниципального отдела МВД России «Ленинск-Кузнецкий» майора юстиции <…>, поступившего в адрес Кемеровского УФАС России  (исх. от 19.05.2020 № 1778, вх. от 28.05.2020 № 2422).

Существует общепринятое понятие о том, что под залог имущества у организаций, осуществляющих деятельность ломбардов, можно получить денежный займ.

Из представленных материалов следует, что по указанному адресу хозяйственную деятельность ломбардов по выдаче займов под залог имущества осуществляет <…>, а, следовательно, и распространение рекламы с января 2020 г. по настоящее время по адресу: г.Ленинск-Кузнецкий, пр.Кирова,78, о деятельности ломбардов по выдаче займов под залог имущества осуществляет <…>.

Ранее, Сибирское Главное Управление Центрального Банка Российской Федерации информировало Кемеровское УФАС России, что <…> не является финансовой организацией, наделенной правом осуществлять профессиональную деятельность по предоставлению потребительских займов, поскольку сведения о <…> по состоянию на 18.03.2020 в государственном реестре ломбардов Банка России отсутствуют.

Статьей 4 ФЗ «О потребительском кредите (займе)» установлено, что профессиональная деятельность по предоставлению потребительских займов осуществляется кредитными организациями, а также некредитными финансовыми организациями в случаях, определенных федеральными законами об их деятельности.

Такой порядок деятельности установлен Федеральными законами  «О ломбардах», «О кредитной кооперации», «О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях», «О сельскохозяйственной кооперации».

Согласно части 1 статьи 2 ФЗ «О ломбардах», ломбардом является юридическое лицо - специализированная коммерческая организация, основными видами деятельности которой являются предоставление краткосрочных займов гражданам и хранение вещей.

Согласно части 1.1 статьи 2 ФЗ «О ломбардах» ломбарды вправе осуществлять профессиональную деятельность по предоставлению потребительских займов в порядке, установленном Федеральным законом от 21.12.2013 № 353-ФЗ «О потребительском кредите (займе)» (далее –   ФЗ «О потребительском кредите (займе)»).

В соответствии с пунктом 2 части 3 статьи 5 ФЗ «О рекламе» недостоверной признается реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения: о любых характеристиках товара, в том числе о его природе, составе, способе и дате изготовления, назначении, потребительских свойствах, об условиях применения товара, о месте его происхождения, наличии сертификата соответствия или декларации о соответствии, знаков соответствия и знаков обращения на рынке, сроках службы, сроках годности товара.

Частью 14 статьи 28 ФЗ «О рекламе» установлено, что если оказание банковских, страховых и иных финансовых услуг или осуществление финансовой деятельности может осуществляться только лицами, имеющими соответствующие лицензии, разрешения, аккредитации либо включенными в соответствующий реестр или являющимися членами соответствующих саморегулируемых организаций, реклама указанных услуг или деятельности, оказываемых либо осуществляемой лицами, не соответствующими таким требованиям, не допускается.

В нарушение требований пункта 2 части 3 статьи 5, части 14 статьи 28 ФЗ «О рекламе» <…> размещена реклама услуг по предоставлению займов под залог, деятельности ломбардов, что не соответствует положениям специального ФЗ «О ломбардах» и ФЗ «О рекламе».

В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 5 ФЗ «О рекламе» недобросовестной признается реклама, которая содержит некорректные сравнения рекламируемого товара с находящимися в обороте товарами, которые произведены другими изготовителями или реализуются другими продавцами.

Пунктом 1 части 3 статьи 5 ФЗ «О рекламе» установлено, что недостоверной признается реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения о преимуществах рекламируемого товара перед находящимися в обороте товарами, которые произведены другими изготовителями или реализуются другими продавцами.

В соответствии с пунктом 9 Постановления Пленума ВАС РФ  от 08.10.2012 № 58 «О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами Федерального закона «О рекламе»»  при анализе информации, содержащейся в рекламе, необходимо иметь в виду, что рекламодатель несет ответственность за достоверность не только тех сведений, которые относятся к его собственной деятельности (товару), являющейся объектом рекламирования, но и тех сведений, которые относятся к деятельности (товару) его конкурентов, объектом рекламирования не являющейся. Необходимо учитывать, что при сравнении в рекламе собственных товаров с товарами конкурентов не допускаются сравнение, основанное на несопоставимых критериях, или неполное сравнение товаров, поскольку это искажает представление о рекламируемом товаре и не позволяет объективно оценить его свойства. Поэтому реклама может быть признана недостоверной и в том случае, когда сведения, не соответствующие фактическим обстоятельствам, касаются деятельности (товара) конкурентов.

Информация, содержащаяся в рекламе, должна отвечать критериям достоверности, в том числе в целях формирования у потребителя верного, истинного представления о товаре (услуге), его качестве, потребительских свойствах. В связи с этим использование в рекламе сравнительной характеристики объекта рекламирования с иными товарами, например путем употребления слов «лучший», «первый», «номер один», должно производиться с указанием конкретного критерия, по которому осуществляется сравнение и который имеет объективное подтверждение. Поэтому реклама, не сопровождаемая таким подтверждением, должна считаться недостоверной как содержащая не соответствующие действительности сведения о преимуществах рекламируемого товара перед находящимися в обороте товарами, изготовленными другими производителями или реализуемыми другими продавцами.

Использование сведений о преимуществах оказываемых услуг не противоречит законодательству о рекламе, в случае если такое преимущество подтверждено документально.

Использование в рекламе неточных высказываний или преувеличений относительно самого рекламодателя может создать у потребителя неверное представление о его статусе, существе оказываемых им услуг и качестве товаров.

Таким образом, использование в рекламе обозначения «Самая дорогая оценка в городе» является нарушением пункта 1 части 2, пункта 1 части 3 статьи 5 ФЗ «О рекламе», поскольку данная информация не подтверждена документально.

В соответствии с частью 6 статьи 38 ФЗ «О рекламе» ответственность за нарушение требований, установленных пунктом 1 части 2, пунктами 1, 2 части 3 статьи 5, части 14 статьи 28 ФЗ «О рекламе», несёт рекламодатель.

  В данном случае рекламодателем является <…>.

Руководствуясь пунктом 1 части 2 статьи 33, частью 1 статьи 36 Федерального закона от 13.03.2006 № 38 – ФЗ «О рекламе» и в соответствии с пунктами 36-42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия Кемеровского УФАС России,      

 

РЕШИЛА:

 

1.   Признать <…> (адрес регистрации: 650535, д. Усть-Хмелевка, ул. Подгорная, дом 1, дата рождения 15.12.1993, место рождения г. Мариинск), нарушившим требования пункта 1 части 2, пунктов 1, 2 части 3 статьи 5, части 14 статьи 28 ФЗ «О рекламе» при размещении рекламы по адресу г. Ленинск – Кузнецкий, пр. Кирова, 78.

2. Выдать предписание об устранении нарушений законодательства                            «О рекламе».

3. Передать материалы дела уполномоченному  должностному  лицу  Кемеровского УФАС России  для  возбуждения  дела  об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 14.3  Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Решение изготовлено в полном объеме «28» октября 2020 года.

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня вынесения.

Связанные организации

Связанные организации не указаны