Решение №03/7580 о нарушении антимонопольного законодательства от 30 июля 2021 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

ПО ДЕЛУ № 042/01/10-486/2021

О НАРУШЕНИИ АНТИМОНОПОЛЬНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

 

Резолютивная часть решения оглашена «27» июля 2021

г. Кемерово

В полном объеме решение изготовлено «29» июля 2021

 

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Кемеровской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее – Комиссия) в составе:

 

Председателя Комиссии:

<...> – руководителя управления;

Членов Комиссии:

<...> – начальника отдела топливно-энергетического комплекса;

 

<...> – главного специалиста-эксперта отдела топливно-энергетического комплекса;

 

<...>- главного специалиста-эксперта отдела топливно-энергетического комплекса;

 

при участии:

- <...> – представителя ООО «Теплоресурс» по доверенности,

рассмотрев объединенное дело № 042/01/10-486/2021 о нарушении антимонопольного законодательства, возбужденное в отношении Общества с ограниченной ответственностью «Теплоресурс» (далее – ООО «Теплоресурс») (652491, Кемеровская обл. – Кузбасс, г. Анжеро-Судженск, пгт. Рудничный, ул. Советская, 2А; ОГРН 1144246000470; ИНН/КПП 4246019288/424601001, дата регистрации юридического лица 22.08.2014) по признакам нарушения ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции),

УСТАНОВИЛА:

По результатам рассмотрения заявления ООО «УК ЖилМассив» (вх. № 370 от 29.01.2021) о наличии в действиях ООО «ТеплоРесурс» признаков нарушения антимонопольного законодательства Кемеровским УФАС России издан Приказ от 07.04.2021 № 67 о возбуждении дела и создании Комиссии по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства по признакам нарушения Обществом с ограниченной ответственностью «Теплоресурс» (652491, Кемеровская обл. – Кузбасс, г. Анжеро-Судженск, пгт. Рудничный, ул. Советская, 2А; ОГРН 1144246000470;  ИНН/КПП 4246019288/424601001, дата регистрации юридического лица 22.08.2014) (далее также – ООО «Теплоресурс») ч. 1 ст. 10 Закона о защите конкуренции.

По результатам рассмотрения заявления ООО «УК Монолит» (вх. № 371 от 29.01.2021) о наличии в действиях ООО «ТеплоРесурс» признаков нарушения антимонопольного законодательства Кемеровским УФАС России издан Приказ от 07.04.2021 № 66 о возбуждении дела и создании Комиссии по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства по признакам нарушения Обществом с ограниченной ответственностью «Теплоресурс» (652491, Кемеровская обл. – Кузбасс, г. Анжеро-Судженск, пгт. Рудничный, ул. Советская, 2А; ОГРН 1144246000470;   ИНН/КПП 4246019288/424601001, дата регистрации юридического лица 22.08.2014) (далее также – ООО «Теплоресурс») ч. 1 ст. 10 Закона о защите конкуренции.

Определением об объединении дел от 21.05.2021 дела № 042/01/10-486/2021, № 042/01/10-487/2021 о нарушении антимонопольного законодательства были объединены в одно производство с присвоением номера № 042/01/10-486/2021.

Определением о назначении объединенного дела № 042/01/10-486/2021 о нарушении антимонопольного законодательства рассмотрение объединенного дела № 042/01/10-486/2021 о нарушении антимонопольного законодательства было назначено на 09.06.2021 в 14:00.

09.06.2021 на рассмотрение объединенного дела № 042/01/10-486/2021 о нарушении антимонопольного законодательства присутствовала: защитник ООО «Теплоресурс».

Представители ООО «УК ЖилМассив» и ООО «УК Монолит», надлежащим образом уведомленные, не явились. Ходатайствовали о рассмотрении дела в их отсутствие.

09.06.2021 на рассмотрении дела № 042/01/10-486/2021 о нарушении антимонопольного законодательства посредством видеоконференцсвязи с участием представителя ООО «Теплоресурс», изучив материалы дела, Комиссия приняла решение об отложении рассмотрения дела № 042/01/10-486/2021 о нарушении антимонопольного законодательства в связи с необходимостью истребования дополнительных доказательств.

Определением от 09.06.2021 исх. № 03/5794 рассмотрение дела № 042/01/10-486/2021 было отложено и назначено на 12.07.2021 в 14:00.

12.07.2021 на рассмотрении объединенного дела № 042/01/10-486/2021 о нарушении антимонопольного законодательства присутствовала: защитник ООО «Теплоресурс».

Представители ООО «УК ЖилМассив» и ООО «УК Монолит», надлежащим образом уведомленные, не явились. Ходатайствовали о рассмотрении дела в их отсутствие.

12.07.2021 на рассмотрении дела № 042/01/10-486/2021 о нарушении антимонопольного законодательства посредством видеоконференцсвязи с участием представителя ООО «Теплоресурс», изучив материалы дела, Комиссия приняла решение об отложении рассмотрения дела № 042/01/10-486/2021 в связи с принятием заключения об обстоятельствах дела № 042/01/10-486/2021.

Определением от 15.07.2021 исх. № 03/7137 рассмотрение дела № 042/01/10-486/2021 о нарушении антимонопольного законодательства было отложено на 27.07.2021 для принятия Заключения об обстоятельствах дела.

15.07.2021 было изготовлено Заключение об обстоятельствах дела № 042/01/10-486/2021 о нарушении антимонопольного законодательства и направлено в адрес ООО «УК ЖилМассив», ООО «УК Монолит», и ООО «Теплоресурс».

27.07.2021 от ООО «УК ЖилМассив» и ООО «УК Монолит» поступило ходатайство о рассмотрении дела в их отсутствие.

27.07.2021 на заседании комиссии по рассмотрению дела № 042/01/10-486/2021 посредством видеоконференцсвязи в присутствии защитника ООО «Теплоресурс», комиссия, изучив материалы дела № 042/01/10-486/2021 о нарушении антимонопольного законодательства, установила следующее:

13.12.2018 между ООО «УК ЖилМассив», Теплоснабжающей организацией ООО «Теплоресурс» и ООО «Водосбыт», являющееся агентом ООО «ТеплоРесурс», заключен Договор теплоснабжения и поставки горячей воды № 118 (далее –  Договор № 118).

Согласно пункту 1.1. Договора № 118 – предметом Договора является подача Теплоснабжающей организацией (ООО «ТеплоРесурс») в многоквартирные дома и приём Абонентом (ООО «УК Монолит») в таких многоквартирных домах: тепловой энергии, используемой для предоставления потребителям коммунальной услуги по отоплению, а также горячей воды, используемой для предоставления потребителям коммунальной услуги по горячему водоснабжению и в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме.

В соответствие с п.п. 4.1.1. Договора, Теплоснабжающая организация (ООО «ТеплоРесурс») обязуется подавать тепловую энергию, горячую воду соответствующего качества и в объемах, соответствующих требованиям, установленным в разделе «3» настоящего Договора.

В соответствии с п.п. 4.1.4. Договора, Теплоснабжающая организация обязуется поддерживать среднесуточную температуру подающей сетевой воды на коллектора теплоисточников в соответствии с утвержденным температурным графиком и графиком работы тепловых сетей с отклонением не более +3%, если такое отклонение не приведет к предоставлению Абонентом услуг ненадлежащего качества.

В соответствие с п.п. 5.1.1. Договора, Абонент (ООО «УК ЖилМассив») обязуется оплачивать тепловую энергию, горячую воду в порядке и в сроки, установленные настоящим Договором на основании счетов-фактур, выставленных Агентом Теплоснабжающей организации.

В соответствии с п.п. 3.7. Договора, Теплоснабжающая организация несет ответственность перед Абонентом за нарушение качества подаваемых тепловой энергии, горячей воды, а Абонент несет ответственность за качество представляемых им коммунальных услуг потребителям в порядке, установленном в разделе 11 настоящего Договора.

13.12.2018 между ООО «УК Монолит», Теплоснабжающей организацией ООО «ТеплоРесурс» и ООО «Водосбыт», являющееся агентом ООО «ТеплоРесурс», заключен Договор теплоснабжения и поставки горячей воды № 174 (далее – Договор № 174).

Согласно пункту 1.1. Договора № 174 – предметом Договора является подача Теплоснабжающей организацией (ООО «ТеплоРесурс») в многоквартирные дома и приём Абонентом (ООО «УК Монолит») в таких многоквартирных домах: тепловой энергии, используемой для предоставления потребителям коммунальной услуги по отоплению, а также горячей воды, используемой для предоставления потребителям коммунальной услуги по горячему водоснабжению и в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме.

В соответствие с п.п. 4.1.1. Договора, Теплоснабжающая организация (ООО «ТеплоРесурс») обязуется подавать тепловую энергию, горячую воду соответствующего качества и в объемах, соответствующих требованиям, установленным в разделе «3» настоящего Договора.

В соответствии с п.п. 4.1.4. Договора, Теплоснабжающая организация обязуется поддерживать среднесуточную температуру подающей сетевой воды на коллектора теплоисточников в соответствии с утвержденным температурным графиком и графиком работы тепловых сетей с отклонением не более +3%, если такое отклонение не приведет к предоставлению Абонентом услуг ненадлежащего качества.

В соответствие с п.п. 5.1.1. Договора, Абонент (ООО «УК Монолит») обязуется оплачивать тепловую энергию, горячую воду в порядке и в сроки, установленные настоящим Договором на основании счетов-фактур, выставленных Агентом Теплоснабжающей организации.

В соответствии с п.п. 3.7. Договора, Теплоснабжающая организация несет ответственность перед Абонентом за нарушение качества подаваемых тепловой энергии, горячей воды, а Абонент несет ответственность за качество представляемых им коммунальных услуг потребителям в порядке, установленном в разделе 11 настоящего Договора.

Согласно сведениям, представленным ООО «УК ЖилМассив» и  ООО «УК Монолит», ООО «ТеплоРесурс» длительное время не соблюдало взятые на себя обязательства, а именно не соблюдался график подачи тепловой энергии и теплоносителя, что выражалось в подаче горячей воды в дома, обслуживаемые ООО «УК ЖилМассив» и ООО «УК «Монолит», ненадлежащего качества и с нарушением температурного режима.

Температура теплоносителя также не соответствовала договорным отношениям, за счет чего в квартирах собственников жилья температурный режим не соблюдался. Данный факт подтверждается отчетами о суточных параметрах теплоснабжения.

В адрес ООО «УК ЖилМассив», ООО «УК Монолит», Администрации города и Кемеровской области, а также прокуратуры г. Анжеро-Судженска поступали многочисленные жалобы на несоблюдение температурного режима в квартирах собственников жилья.

ООО «УК ЖилМассив» и ООО «УК Монолит» неоднократно обращались в Администрацию Анжеро-Судженского городского округа о содействии в решении указанного вопроса.

В результате многочисленных обращений от собственников жилья, обслуживаемого ООО «УК ЖилМассив» и ООО «УК Монолит», в Государственную жилищную инспекцию Кузбасса (далее – ГЖИ Кузбасса), последней было вынесено Мотивированное представление, согласно которому, установлено, что температурный режим в квартирах не соответствует нормативным значениям. В следствии чего ГЖИ Кузбасса в отношении ООО «УК ЖилМассив» и ООО «УК Монолит» были назначены и проведены внеплановые документарные выездные проверки (далее – Выездные проверки).

В результате указанных внеплановых документарных выездных проверок было выявлено несоответствие температурного режима в квартирах нормативным значениям, что является нарушением п. 5.2.3, п. 5.2.1 Постановления Госстроя РФ от 27.09.2003 № 170 «Об утверждении Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда» (далее – Правила № 170); п. 15 прилож. 1, подп. «е» п. 4 Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 № 354 (далее – Правила № 354). О чем были составлены: Акт проверки юридического лица № 4/2021/ЛК/СЕВ-288 от 26.01.2021 и № 6/2021/ЛК/СЕВ-288 от 27.01.2021 в отношении ООО «УК ЖилМассив» и ООО «УК Монолит» соответственно.

В соответствии с Актом проверки юридического лица № 4/2021/ЛК/СЕВ-288 от 26.01.2021 были выявлены признаки нарушений по следующим адресам:

- <...>;

- <...>;

- <...>;

В соответствии с Актом проверки юридического лица № 6/2021/ЛК/СЕВ-288 от 27.01.2021 были выявлены признаки нарушений по следующим адресам:

- <...>;

- <...>;

- <...>

- <...>

По каждому из вышеуказанных жилых объектов было вынесено Предписание об устранении выявленных нарушений.

По мнению ООО «УК ЖилМассив» и ООО «УК Монолит» со стороны ООО «ТеплоРесурс» имело место злоупотребление своим доминирующим положением, что выразилось в несоблюдении графика подачи тепловой энергии и теплоносителя, и невыполнении взятых на себя обязательств по заключенным Договорам теплоснабжения (п.п. 4.1.1. Договоров), что привело к нанесению вреда деловой репутации, а также ущемлению прав и законных интересов ООО «УК ЖилМассив» и ООО «УК Монолит», а также к ущемлению интересов собственников и нанимателей МКД, находящихся под управлением ООО «УК ЖилМассив» и ООО «УК Монолит».

В соответствие с п. 1 ст. 539 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ), по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию.

Пунктом 1 ст. 541 ГК РФ предусмотрено, что энергоснабжающая организация обязана подавать абоненту энергию через присоединенную сеть в количестве, предусмотренном договором энергоснабжения, и с соблюдением режима подачи, согласованного сторонами.

Статья 542 ГК РФ устанавливает, что качество подаваемой энергии должно соответствовать требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации, в том числе с обязательными правилами, или предусмотренным договором энергоснабжения.

Из ст. 548 ГК РФ следует, что по общему правилу к отношениям, связанным со снабжением тепловой энергией и водой через присоединенную сеть, применяются правила договоров энергоснабжения. В случае нарушения энергоснабжающей организацией требований, предъявляемых к качеству энергии, абонент вправе отказаться от оплаты такой энергии. При этом энергоснабжающая организация вправе требовать возмещения абонентом стоимости того, что абонент неосновательно сберег вследствие использования этой энергии.

Порядок фиксирования информации о факте предоставления коммунальных услуг ненадлежащего качества определен Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства от 06.05.2011 № 354 (далее – Правила № 354).

В соответствии с пп. 1, 5, 8, ст. 15 Федерального закона от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении» (далее – Закон о теплоснабжении) потребители тепловой энергии приобретают теплоноситель у теплоснабжающей организации по договору теплоснабжения. Местом исполнения обязательств теплоснабжающей организации является точка поставки, которая располагается на границе балансовой принадлежности теплопотребляющей установки или тепловой сети потребителя и тепловой сети теплоснабжающей организации или теплосетевой организации либо в точке подключения (технологического присоединения) к бесхозяйной тепловой сети. Параметры качества теплоснабжения и ответственность сторон за несоблюдение требований к параметрам качества теплоснабжения определяются сторонами в договоре теплоснабжения.

Пункт 2 ст. 2 Закона о теплоснабжении определяет качество теплоснабжения как совокупность установленных нормативными правовыми актами Российской Федерации и (или) договором теплоснабжения характеристик теплоснабжения, в том числе термодинамических параметров теплоносителя.

Из ст.ст. 2, 19 Закона о теплоснабжении следует, что как количественные, так и качественные характеристики поставленного теплоносителя фиксируются в точке учета средствами коммерческого учета.

Решение вопросов предоставления коммунальных услуг гражданам, проживающим в многоквартирном доме, обеспечивается посредством управления таким многоквартирным домом. По общему правилу ресурсоснабжающие организации отвечают за поставки ресурсов надлежащего качества до границ общего имущества в многоквартирном доме и границ внешних сетей инженерно-технического обеспечения данного дома (ст. 161 ЖК РФ).

Пунктом 3 Правил № 354 предусмотрено, что при предоставлении коммунальных услуг должны быть обеспечены бесперебойная подача в жилое помещение коммунальных ресурсов надлежащего качества в объемах, необходимых потребителю.

В силу п. 101 Правил № 354, при предоставлении в расчетном периоде коммунальной услуги ненадлежащего качества размер платы за такую коммунальную услугу, определенный за расчетный период в соответствии с приложением № 2 к настоящим Правилам, подлежит уменьшению на размер платы, исчисленный суммарно за каждый период (день) предоставления такой коммунальной услуги ненадлежащего качества, в случаях, предусмотренных приложением № 1 к настоящим Правилам.

Размер платы, исчисленный суммарно за каждый период предоставления коммунальной услуги ненадлежащего качества, определяется как произведение размера платы за коммунальную услугу, определенного за расчетный период в соответствии с приложением № 2 к настоящим Правилам, и отношения продолжительности предоставления коммунальной услуги ненадлежащего качества в указанном расчетном периоде к общей продолжительности предоставления коммунальной услуги в таком расчетном периоде.

Коммунальные ресурсы приобретаются для оказания коммунальных услуг, следовательно, в случае передачи исполнителем коммунальных ресурсов до конечного потребителя без какой-либо трансформации они не должны быть худшего качества, чем коммунальная услуга. В частности, температурные характеристики тепловой энергии, поставляемой на границу балансовой принадлежности многоквартирного дома, не могут быть ниже минимально допустимых нормативных показателей.

Согласно п. 15 приложения № 1 к Правилам № 354 качество коммунальной услуги отопления должно обеспечивать нормативную температуру воздуха в жилых помещениях – не ниже +18°C (в угловых комнатах – +20°C); в районах с температурой наиболее холодной пятидневки (обеспеченностью 0,92) -31°C и ниже – в жилых помещениях – не ниже +20°C (в угловых комнатах – +22°C). При этом допустимое снижение нормативной температуры в ночное время - не более 3°C, снижение температуры воздуха в жилом помещении в дневное время (от 5.00 до 0.00 часов) не допускается. Пунктом 15 приложения № 1 предусмотрен алгоритм расчета снижения платы за некачественную услугу отопления: за каждый час отклонения температуры воздуха в жилом помещении суммарно в течение расчетного периода, в котором произошло указанное отклонение, размер платы за коммунальную услугу отопления за такой расчетный период снижается на 0,15% размера платы, определенного в соответствии с приложением № 2 к Правилам, за каждый градус отклонения температуры, с учетом положений раздела IX Правил.

Пункт 5 приложения № 1 к названным Правилам предусматривает допустимое отклонение температуры горячей воды в точке водоразбора от температуры горячей воды в точке водоразбора, соответствующей требованиям законодательства Российской Федерации о техническом регулировании: в ночное время (с 0.00 до 5.00 часов) – не более чем на 5°C; в дневное время (с 5.00 до 0.00 часов) – не более чем на 3°C; устанавливает, что за каждые 3°C отступления от допустимых отклонений температуры горячей воды размер платы за коммунальную услугу за расчетный период, в котором произошло указанное отступление, снижается на 0,1% размера платы, определенного за такой расчетный период в соответствии с приложением № 2 к Правилам, за каждый час отступления от допустимых отклонений суммарно в течение расчетного периода с учетом положений раздела IX Правил. За каждый час подачи горячей воды, температура которой в точке разбора ниже 40°C, суммарно в течение расчетного периода оплата потребленной воды производится по тарифу за холодную воду.

Аналогичный порядок установления факта непредоставления коммунальных услуг или предоставления коммунальных услуг ненадлежащего качества определен в разделе X Правил № 354.

Требования к качеству коммунальной услуги горячего водоснабжения, установленные в Приложении № 1 к Правилам предоставления коммунальных услуг, должны соответствовать СанПиН 2.1.4.2496-09.

Согласно п. 2.4. СанПиН 2.1.4.2496-09 температура горячей воды в местах водоразбора независимо от применяемой системы теплоснабжения должна быть не ниже 60°C и не выше 75°C.

ООО «ТеплоРесурс» является теплоснабжающей организацией, осуществляющей поставку тепловой энергии и горячей воды в многоквартирные жилые дома, находящиеся в управлении ООО «УК ЖилМассив» и ООО «УК Монолит».

С учетом указанных норм права, положений Правил № 354, у ООО «ТеплоРесурс» имеется обязанность по обеспечению ООО «УК ЖилМассив» и ООО «УК Монолит» ресурсами надлежащего качества.

Согласно Действующей схеме теплоснабжения Анжеро-Судженского городского округа (Актуализация за 2020 г.), ООО «ТеплоРесурс» является единой теплоснабжающей организацией (ЕТО), которая действует в Зонах действия №№ 2-24, в которых действуют Системы теплоснабжения котельных №№ 1, 3-11, 14-16, 18-20, 23-26 (таблица 8.1 Схемы теплоснабжения Анжеро-Судженского городского округа).

Согласно ч. 5 ст. 5 Закона о защите конкуренции доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта – субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии.

На основании ст. 4 Федерального закона от 17.08.1995 № 147-ФЗ «О естественных монополиях» к сфере деятельности субъекта естественной монополии относятся услуги по передаче тепловой энергии.

В соответствии с ч. 2 ст. 4.2 Закона о теплоснабжении в сфере теплоснабжения действует система регулярного контроля за ее функционированием, имеющая целью своевременное предупреждение, выявление, ограничение и (или) пресечение действий (бездействия), которые имеют или могут иметь своим результатом недопущение, ограничение, устранение конкуренции, и (или) действий (бездействия) лица, занимающего доминирующее положение, которые приводят или могут привести к ущемлению интересов теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций и потребителей.

На основании ч. 4 ст. 4.2 Закона о теплоснабжении доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта, которому в схеме теплоснабжения присвоен статус единой теплоснабжающей организации.

Кемеровским УФАС России по результатам проведенного анализа состояния конкуренции на рынке услуг по поставке тепловой энергии в горячей воде в г. Анжеро-Судженске было установлено, что ООО «ТеплоРесурс» занимает доминирующее положение на локальном товарном рынке услуг по поставке тепловой энергии в горячей воде в пределах географических границ, определенной границами зон деятельности ЕТО, а также занимает доминирующее положение на смежном товарном рынке оказания услуг по передаче тепловой энергии по тепловым сетям (в границах расположения тепловых сетей ООО «Теплоресурс»).

В соответствии ч. 2.1 Закона о защите конкуренции не может быть признано доминирующим положение хозяйствующего субъекта – юридического лица, учредителем (участником) которого являются одно физическое лицо (в том числе зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя) или несколько физических лиц, если выручка от реализации товаров за последний календарный год такого хозяйствующего субъекта не превышает четыреста миллионов рублей.

Таким образом, на ООО «Теплоресурс» распространяются запреты и ограничения, устанавливаемые антимонопольным законодательством Российской Федерации.

Согласно ч. 1 ст. 34 Конституции Российской Федерации (далее – Конституция РФ) каждый имеет право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности.

В силу ч. 2 ст. 34 Конституции РФ не допускается экономическая деятельность, направленная на монополизацию и недобросовестную конкуренцию.

Согласно ч. 1 ст. 2 Закона о защите конкуренции антимонопольное законодательство Российской Федерации (далее – антимонопольное законодательство) основывается на Конституции РФ, ГК РФ и состоит из настоящего Федерального закона, иных федеральных законов, регулирующих отношения, указанные в ст. 3 настоящего Федерального закона.

В соответствии с правовой позицией Высшего арбитражного суда Российской Федерации, изложенной в Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 04.03.2021 № 2 «О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением судами антимонопольного законодательства» (далее – Постановление Пленума ВАС РФ № 2) к положениям ГК РФ, которые образуют основу антимонопольного законодательства, относятся в том числе положения о признании равенства участников регулируемых им отношений, свободы договора, необходимости беспрепятственного осуществления гражданских прав и обеспечения восстановления нарушенных прав (п. 1 ст. 1); о добросовестности действий участников гражданских правоотношений при установлении, осуществлении и защите гражданских прав и недопустимости извлечения преимущества из своего незаконного или недобросовестного поведения, в том числе использования гражданских прав в целях ограничения конкуренции, а также злоупотребления доминирующим положением на рынке (п. 3, п. 4 ст. 1, п. 1 ст. 10).

Согласно ч. 1 ст. 10 Закона о защите конкуренции запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо неопределенного круга потребителей.

При этом в ч. 1 ст. 10 Закона о защите конкуренции прямо указано, что запрещаются фактически любые действия (бездействия) занимающего доминирующего положение, приводящие к последствиям, указанным в ч. 1 ст. 10 Закона о защите конкуренции, а не только те, которые прямо поименованы в пп. 1-11 ч. 1 ст. 10 Закона о защите конкуренции, что обусловлено использованием в законе конструкции «в том числе следующие действия (бездействие)», из чего следует, что перечень нарушений антимонопольного законодательства не ограничивается нарушениями, поименованными в пп. 1-11 ч. 1 ст. 10 Закона о защите конкуренции.

По сведениям ООО «Теплоресурс» поставка тепловой энергии ненадлежащего качества ООО «УК ЖилМассив» и ООО «УК Монолит» в период 28.12.2020 – 22.01.2021 была вызвана несоответствием качества угля марки ДР (0-300), используемого в автоматизированных котельных ООО «Теплоресурс».

Вместе с тем, данный довод не принят комиссией во внимание, поскольку Акты об обнаружении несоответствия качества угля марки ДР (0-300), представленные ООО «Теплоресурс», составлены и подписаны в одностороннем порядке, в связи с чем не могут считаться надлежащими доказательствами отсутствия в действиях ООО «Теплоресурс» нарушения антимонопольного законодательства.

Комиссия по рассмотрению дела № 042/01/10-486/2021 о нарушении антимонопольного законодательства, учитывая совокупность имеющихся доказательств, считает, доводы ответчика об отсутствии в его действиях нарушения антимонопольного законодательства, выразившегося в поставке тепловой энергии ненадлежащего качества ООО «УК ЖилМассив» и ООО «УК Монолит», а также в неосуществлении контроля за уровнем качества тепловой энергии, результатом которых явилось ущемление интересов потребителей, обслуживаемых ООО «УК ЖилМассив» и ООО «УК Монолит» несостоятельными, квалифицирует вышеуказанные действия ООО «Теплоресурс» как нарушение ч. 1 ст. 10 Закона о защите конкуренции.

Сведений о материальном ущербе ООО «УК ЖилМассив» и ООО «УК Монолит» причиненном вследствие нарушения ООО «Теплоресурс» ч. 1 ст. 10 Закона о защите конкуренции, в материалы объединенного дела № 042/01/10-486/2021 о нарушении антимонопольного законодательства не представлено.

Оснований для выдачи ООО «Теплоресурс» предписания о прекращении нарушения антимонопольного законодательства Комиссией не установлено, поскольку на дату принятия решения обстоятельства, рассматриваемые Комиссией, утратили правовое значение.

Руководствуясь ст. 23, ч. 1 ст. 39, ч.ч. 1 - 4 ст. 41, ст. 49 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Кемеровской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства

РЕШИЛА:

1. Признать ООО «Теплоресурс» (652491, Кемеровская область – Кузбасс, г. Анжеро-Судженск, пгт. Рудничный, ул. Советская, 2А; ОГРН 1144246000470; ИНН/ 4246019288/ 424601001 , дата регистрации   юридического лица 22.08.2014) нарушившим ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» путем злоупотребления ООО «Теплоресурс» доминирующим положением на локальном товарном рынке услуг по поставке тепловой энергии в горячей воде в пределах географических границ, определенной границами зон деятельности ЕТО на территории г. Анжеро-Судженская, в части неисполнения своих обязательств, определенных Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 № 354 и условиями Договоров теплоснабжения и поставки горячей воды № 118 и № 174 от 13.12.2018, а именно в передаче тепловой энергии (теплоносителя) ненадлежащего качества потребителям, обслуживаемых ООО «УК Жилмассив» и ООО «УК Монолит», а также в неосуществлении контроля за уровнем качества тепловой энергии (теплоносителя), результатом которых явилось ущемление интересов ООО «УК Жилмассив» и ООО «УК Монолит», а также собственников и нанимателей МКД, находящихся под управлением ООО «УК ЖилМассив» и ООО «УК Монолит».

<...>

Председатель комиссии

Члены Комиссии:

<...>

В соответствии со ст. 52 Закона о защите конкуренции решение антимонопольного органа может быть обжаловано в течение трёх месяцев со дня его принятия.

Примечание. За невыполнение в установленный срок законного решения антимонопольного органа ч. 2.2 ст. 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить решение антимонопольного органа.

Связанные организации

ОБЩЕСТВО С ОГРАНИЧЕННОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТЬЮ "УПРАВЛЯЮЩАЯ КОМПАНИЯ МОНОЛИТ"
ИНН 4246000424, ОГРН 1114246000857
ОБЩЕСТВО С ОГРАНИЧЕННОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТЬЮ "ТЕПЛОРЕСУРС"
ИНН 4246019288, ОГРН 1144246000470