Решение б/н Решение по делу № 726/З-2018 от 9 октября 2018 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

«09» октября 2018г.                                                                                      г. Кемерово

Резолютивная часть решения оглашена «04» октября 2018г.

Решение в полном объеме изготовлено  «09» октября 2018г.

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Кемеровской области по контролю в сфере закупок в составе:

 

Председателя комиссии: <…> - заместителя руководителя Кемеровского УФАС России;

Членов комиссии:      <…> - начальника отдела контроля в сфере закупок;

  <…> - ведущего специалиста-эксперта отдела контроля в сфере закупок,

 

рассмотрев  дело № 726/З-2018 возбужденное по признакам нарушения  заказчиком – Управлением капитального строительства Администрации г.Новокузнецка  законодательства в сфере закупок при проведении электронного аукциона  № 0339300003218000007 «Выполнение строительно-монтажных работ по объекту «Газоснабжение промышленной площадки по адресу: шоссе Притомское, 24А, корпус 1, г. Новокузнецк» и в результате проведения внеплановой проверки в соответствии с п.п «б» п.2 ч.3 ст.99 Федерального закона от 05.04.2013г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров,  работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее по тексту – ФЗ № 44-ФЗ), Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, конкурсной, аукционной или котировочной комиссии при размещении заказа на поставку товара, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 № 727/14,

 

УСТАНОВИЛА:

 

         25.09.2018г., 27.09.2018г. в адрес Управления Федеральной антимонопольной службы по Кемеровской области поступили жалобы ООО «Строй-Мастер» (вх.  № 4632Э от 25.09.2018), ООО «Эквологистик» (вх. 6029 от 27.09.2018г.) на действия заказчика – Управление капитального строительства Администрации г.Новокузнецка о нарушении  законодательства в сфере закупок при проведении электронного аукциона  № 0339300003218000007 «Выполнение строительно-монтажных работ по объекту «Газоснабжение промышленной площадки по адресу: шоссе Притомское, 24А, корпус 1, г. Новокузнецк»

           По мнению заявителей, аукционная документация не соответствует закону о контрактной системе.

            В процессе рассмотрения жалоб, проведения внеплановой проверки Комиссией Кемеровского УФАС России установлено:

           10.09.2018г. в Единой информационной системе в сфере закупок заказчиком – Управлением капитального строительства Администрации г. Новокузнецка   были размещены извещение о проведении электронного аукциона  № 0339300003218000007 «Выполнение строительно-монтажных работ по объекту «Газоснабжение промышленной площадки по адресу: шоссе Притомское, 24А, корпус 1, г. Новокузнецк» и аукционная документация.

          Начальная (максимальная) цена контракта 80 506 140,00  рублей.

Согласно требованиям пункта 2 части 1 статьи 33 ФЗ № 44-ФЗ заказчик при описании в документации о закупке объекта должен руководствоваться правилом использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.

В пункте 38 технического задания аукционной документации заказчиком установлены требования к используемому материалу:

                   Гравий для строительных работ по ГОСТ 8267-93, фракция 10-20 мм Марка по дробимости 400 и более, марка по истираемости И2, И3. Марка по морозостойкости выше F 15.

Заказчику требуется для выполнения работ гравий фракции 10-22 мм марки 400 и марки с большим числовым значением, что соответствует ГОСТ 8267-93.

Раздел,  в котором находятся данные показатели, имеет наименование: Значения показателей, при определении которых участником используются только точные числовые или иное значение. В данном случае подлежат указанию именно точные значения. 

Установлено, что 21.09.2018г. заявителем в Единой информационной системе был размещен запрос о разъяснении положений рассматриваемой аукционной документации.

При этом в разъяснении на запрос заказчиком заявителю был дан ответ: участнику закупки необходимо указать одну марку 400 и марку более.

Таким образом, довод Заявителя о том, что требования заказчика противоречивы, вводят в заблуждение участников закупки,  не нашел своего подтверждения.

Следовательно, в действиях заказчика отсутствует нарушение требований пункта 2 части 1 статьи 33 ФЗ № 44-ФЗ.

В пункте 37 технического задания аукционной документации заказчиком указано: Зерновой состав по песку: фракции песка размером менее 0,16 мм, от 0,16 до 0, 315 мм; от 0, 315 до 0,63 мм, от 0,63 до 1,25 мм, от 1,25 до 2,5 мм.

В инструкции по заполнению заявки указано, что «,» означает «или», а «;» означает «и».

Таким образом, требование выглядит следующим образом:  Зерновой состав по песку: фракции песка размером менее 0,16 мм или от 0,16 до 0, 315 мм и от 0,315 до 0,63 мм или  от 0,63 до 1,25 мм или от 1,25 до 2,5 мм.

То есть участникам закупки следовало указать смеси с зерновым составом по своему выбору из минимальных по значениям (менее 0,16 мм или от 0,16) и по выбору из оставшихся показателей с большими зерновым значениями.

Согласно пункту 4.3 ГОСТ 23735-2014 зерновой состав песчано-гравийной смеси характеризуют содержанием в ней фракций песка размером менее  0,16 мм, от 0,16 до 0, 315 мм, от 0,315 до 0,63 мм,  от 0,63 до 1,25 мм, от 1,25 до 2,5 мм и от 2,5 до 5,0 мм.

Согласно пункту 4.4.3 ГОСТ 23735-2014 к показателям свойств песчаной составляющей относят: зерновой состав; модуль крупности и прочее.

Согласно пункту 4.4.5 ГОСТ 23735-2014 пески, входящие в состав обогащенной песчано-гравийной смеси, должны по зерновому составу соответствовать требованиям ГОСТ 8736. Таким образом, национальным стандартом предусмотрен различный зерновой  состав песков, входящих в состав одной смеси ПГС.

Таким образом, заказчиком установлены требования к  зерновому составу по песку в соответствии с ГОСТ 23735-2014, а довод заявителя следует признать необоснованным.

Следовательно, в действиях заказчика отсутствует нарушение требований  ФЗ № 44-ФЗ.

В пункте 32 технического задания  аукционной документации заказчиком указано: полный остаток на сите №063 не менее и не более 45, по ГОСТ 8736-2014.

Согласно ГОСТ 8736-2014  полный остаток на сите   №063  не содержит единиц измерения. Иных упоминаний о сите №063 данный национальный стандарт не содержит, и единица измерения показателя установлена ГОСТ 8736-2014 одним конкретным значением.

Довод заявителя ООО «Строй-Мастер» о том, что согласно ГОСТ 8736-2014 полный остаток на сите № 063 измеряется в процентах по массе и в техническом задании единица измерения отсутствует, признан комиссией Кемеровского УФАС России необоснованным.

Таким образом,  действия заказчика не вступают в противоречия с пунктом 2 части 1 статьи 33 ФЗ № 44-ФЗ.

В соответствии  с пунктом 1 части 1 статьи  33 ФЗ 44-ФЗ заказчиком в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.

В Техническом задании в пункте 11 длина диаметра муфты электросварной полиэтиленовой указана следующим образом:

Муфта FRIALEN (615076) или эквивалент; электросварная полиэтиленовая ПЭ100 SDR11, диаметр условный 450 ммм.

Вместе с тем в соответствии с международной системой единиц (СИ) единицами измерения единиц длины являются миллиметр, при этом последний указывается как «мм».

Таким образом, заказчиком при описании объекта закупки нарушены положения пункта 1 части 1 статьи 33 ФЗ №44-ФЗ.

В соответствии с частью 4 статьи 65 ФЗ 44-ФЗ в течение двух дней с даты поступления от оператора электронной площадки указанного в части 3 настоящей статьи запроса заказчик размещает в единой информационной системе разъяснения положений документации об электронном аукционе с указанием предмета запроса, но без указания участника такого аукциона, от которого поступил указанный запрос, при условии, что указанный запрос поступил заказчику не позднее чем за три дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе.

Как указывает в жалобе заявитель, 18.09.2018г. ООО «Строй-Мастер» был направлен запрос о разъяснении положений аукционной документации. Ответ на указанный запрос заказчиком был размещен в единой информационной системе 21.09.2018г.  

Таким образом, заказчик должен был разместить  разъяснения положений документации об электронном аукционе не позднее 20.09.2018г.

Кроме того, 21.09.2018г. заявителем был направлен  еще один запрос о разъяснении положений аукционной документации. Ответ на указанный запрос заказчиком был размещен в единой информационной системе 24.09.2018г.  

Комиссией Кемеровского УФАС были проанализированы ответы на запросы о разъяснении положений документации об электронном аукционе с указанием предмета запроса и установлено, что заказчиком  в установленный законом срок разъяснения опубликованы не были.

Таким образом, заказчиком нарушены положения  части 4 статьи 65 ФЗ №44-ФЗ.

В соответствии с частью 3 статьи 64 ФЗ 44-ФЗ документация об электронном аукционе наряду с предусмотренной частью 1 настоящей статьи информацией  содержит требования к участникам такого аукциона, установленные в соответствии с частью 1, частями 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона.

В проекте контракта указано: До выполнения строительно-монтажных работ Подрядчику необходимо, за счет собственных средств, выполнить рабочую документацию на основании проекта ПСЭП-16017 «Газоснабжение промышленной площадки по адресу: ш. Притомское, 24А, корп.1, г. Новокузнецк», прошедшего экспертизу.

Вместе с тем выполнение работ по разработке рабочей документации не может осуществляться подрядчиками, не являющимися членами саморегулируемой организации в области архитектурно – строительного проектирования, что также подтверждается Письмом Госстроя от 13.05.2013 №3991-БМ/11/ГС «О необходимости наличия свидетельства о допуске, выдаваемого саморегулируемыми организациями в области проектирования.

В разделе 4  пункта 2 аукционной документации  заказчиком установлены следующие требования к участникам закупки: -  участник закупки должен быть членом саморегулируемой организации в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства,  имеющей компенсационный фонд обеспечения договорных обязательств, сформированный в соответствии со статьями 55.4 и 55.16 Градостроительного Кодекса РФ Совокупный размер обязательств участника закупки по договорам, которые заключены с использованием конкурентных способов закупок (в том числе с учетом возможного заключения муниципального контракта, являющегося предметом аукциона), не должен превышать уровень ответственности участника закупки по компенсационному фонду обеспечения договорных обязательств. 

Таким образом, заказчиком соблюдены положения  части 3 статьи 64 ФЗ №44-ФЗ.

В соответствии с частью 13 статьи 34 ФЗ №44-ФЗ в контракт включается обязательное условие о порядке и сроках оплаты товара, работы или услуги, о порядке и сроках осуществления заказчиком приемки поставленного товара, выполненной работы (ее результатов) или оказанной услуги в части соответствия их количества, комплектности, объема требованиям, установленным контрактом, а также о порядке и сроках оформления результатов такой приемки. В случае если контракт заключается с физическим лицом, за исключением индивидуального предпринимателя или иного занимающегося частной практикой лица, в контракт включается обязательное условие об уменьшении суммы, подлежащей уплате физическому лицу, на размер налоговых платежей, связанных с оплатой контракта.

Согласно части 13.1 статьи 34 ФЗ №44-ФЗ срок оплаты заказчиком поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, отдельных этапов исполнения контракта должен составлять не более тридцати дней с даты подписания заказчиком документа о приемке, предусмотренного частью 7 статьи 94 настоящего Федерального закона, за исключением случая, указанного в части 8 статьи 30 настоящего Федерального закона, а также случаев, когда Правительством Российской Федерации в целях обеспечения обороноспособности и безопасности государства установлен иной срок оплаты.

В силу части 7 статьи 94 ФЗ №44-ФЗ приемка результатов отдельного этапа исполнения контракта, а также поставленного товара, выполненной работы или оказанной услуги осуществляется в порядке и в сроки, которые установлены контрактом, и оформляется документом о приемке, который подписывается заказчиком (в случае создания приемочной комиссии подписывается всеми членами приемочной комиссии и утверждается заказчиком), либо поставщику (подрядчику, исполнителю) в те же сроки заказчиком направляется в письменной форме мотивированный отказ от подписания такого документа. В случае привлечения заказчиком для проведения указанной экспертизы экспертов, экспертных организаций при принятии решения о приемке или об отказе в приемке результатов отдельного этапа исполнения контракта либо поставленного товара, выполненной работы или оказанной услуги приемочная комиссия должна учитывать отраженные в заключении по результатам указанной экспертизы предложения экспертов, экспертных организаций, привлеченных для ее проведения.

Согласно пункту 4.2 проекта контракта подрядчик в течение 5 рабочих дней должен разработать проект производства работ, регламентирующий технологию работ с целью обеспечения их надлежащего качества.

Из вышеизложенного следует, что заказчик в проекте контракта обязан установить порядок и сроки осуществления приемки поставленного товара, выполненной работы (ее результатов) или оказанной услуги. 

Вместе с тем положениями ФЗ №44-ФЗ не установлено требований к предельным срокам приемки поставленного товара, выполненной работы (ее результатов) или оказанной услуги.

В связи с вышеизложенным сроки приемки выполненных работ, установленные заказчиком в пункте 4.2 проекта контракта, не противоречат положениям Закона о контрактной системе, вследствие чего доводы заявителя следует признать необоснованными.

В соответствии с пунктом 6 части 5 статьи 63 ФЗ №44-ФЗ в извещении о проведении электронного аукциона наряду с информацией, указанной в статье 42 настоящего Федерального закона, указываются требования, предъявляемые к участникам такого аукциона и исчерпывающий перечень документов, которые должны быть  представлены участниками такого аукциона в соответствии с пунктом 1 части 1, частями 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона, а так же требование, предъявляемое к участникам такого аукциона в соответствии с частью 1.1 (при наличии такого требования) статьи 31 настоящего Федерального закона.

В разделе 4  пункта 2 аукционной документации  установлены следующие требования к участникам закупки: -  участник закупки должен быть членом саморегулируемой организации в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства,  имеющей компенсационный фонд обеспечения договорных обязательств, сформированный в соответствии со статьями 55.4 и 55.16 Градостроительного Кодекса РФ Совокупный размер обязательств участника закупки по договорам, которые заключены с использованием конкурентных способов закупок (в том числе с учетом возможного заключения муниципального контракта, являющегося предметом аукциона), не должен превышать уровень ответственности участника закупки по компенсационному фонду обеспечения договорных обязательств. 

Вместе с тем, в извещении о проведении электронного аукциона №0339300003218000007    данное требование отсутствует.

Таким образом, заказчиком нарушены требования пункта 6 части 5 ст.63 ФЗ №44-ФЗ.

Согласно требованиям части 5 статьи 110.2 ФЗ № 44-ФЗ контракт, предметом которого являются строительство и (или) реконструкция объектов капитального строительства, должен содержать условие о поэтапной оплате выполненных подрядчиком работ исходя из объема таких работ и цены контракта.

Согласно требованиям части 6 статьи 110.2 ФЗ 3 44-ФЗ объем выполненных по контракту работ определяется с учетом статьи 743 Гражданского кодекса Российской Федерации. При этом оплата выполненных по контракту работ осуществляется в сроки и в размерах, которые установлены графиком оплаты выполненных по контракту работ с учетом графика выполнения строительно-монтажных работ.

        Поскольку в проекте контракта не установлено условие о поэтапной оплате выполненных подрядчиком работ, заказчиком нарушены требования части 5 статьи 110.2 ФЗ № 44-ФЗ.

В пункте 9 технического задания аукционной документации заказчиком установлены требования к трубе: труба ПЭ 100 SDR9 наружным диаметром 355 мм ГОСТ Р 50838-2009 (показатели трубы без покрытия). Показатели покрытия -  наружное покрытие в виде тонкостенной оболочки из полимерной композиции, предназначенной для защиты напорных труб из полиэтилена от механических повреждений. 

Таким образом, заказчиком не установлено точное требование к трубе.

Кроме того установлена толщина стенки не менее 32.2 мм.

Согласно ГОСТ Р 50838-2009 для трубы SDR9  наружным диаметром 355 мм толщина стенки не может составлять менее 39.7 мм.

В пункте 16 технического задания аукционной документации заказчиком установлены требования: 

 

Труба стальная, технические требования ГОСТ 10705-80 Электросварная прямошовная со снятой фаской по ГОСТ 10704-91, марка стали В20 по ГОСТ 1050-2013. Наружный диаметр мм, 530, 426, 159, 108, 89, 57, 38.

Вместе с тем установлено, что установленные заказчиком указанные технические требования противоречат ГОСТ 10705-80. 

В пункте 19 технического задания аукционной документации заказчиком установлены требования к трубе стальной: 

Труба стальная бесшовная горячедеформированная, наружный диаметр 426 мм, технические требования по ГОСТ 8731-74, ГОСТ 8732-78. Марка стали В20 по ГОСТ 1050-2013.

Вместе с тем установлено, что для горячедеформированных труб регламентируются ГОСТ 8731-74, сортамент – 8732-78. Горячедеформированные трубы не могут соответствовать ГОСТ для электросварных труб.

 В пункте 21 технического задания аукционной документации заказчиком установлено требование: 

Отводы крутоизогнутый 90° стальные по ГОСТ 17375-2001, марка стали 10, диаметр 325мм. толщина стенки не менее 8,0 мм

Указанный  ГОСТ 17375-2001, на основании которого заказчик устанавливает требование к отводу 30, не распространяется на данный отвод.

В пункте 27 технического задания аукционной документации заказчиком установлено требование:

Лист горячекатаный 

толщ. 5мм ГОСТ 19903-2015; марка стали Ст1, Ст2, Ст3; Ст3пс.

Довод заявителя ООО «Эквологистик» о том, что заказчиком  установлен ГОСТ 19903-74, который утратил силу с 1 сентября 2016 года, является несостоятельным, поскольку заказчик ссылается на ГОСТ 19903-2015.

Таким образом, заказчиком при описании объекта закупки нарушены положения пункта 2 части 1 статьи 33 ФЗ №44-ФЗ.

В аукционной документации заказчиком  установлены требования к следующим  материалам: смеси песчано-гравийные, труба полиэтиленовая, гравий мелкий.

Все вышеуказанные характеристики материалов, применяемых при выполнении работ, установлены заказчиком в соответствии с положениями ГОСТов, указание на которые также имеется в аукционной документации, соответственно не требуют от подрядчика иметь материалы в наличии.              

Таким образом, заказчиком соблюдены требования пункта 2 части 1 статьи 33 ФЗ №44-ФЗ. 

В пункте 42 технического задания аукционной документации заказчиком установлено:

Железобетонный блок упора.

Тип УП1, чертёж 3.501.1-156.1-05 (в свободном доступе в сети интернет). Бетон B20, морозостойкость F300, водонепроницаемость 6. Длина упора не более 150мм; ширина упора не более 40мм; высота не более 50мм; масса упора не менее 0,72 кг. Расход стали не менее 1,1 кг.

Согласно чертежу 3.501.1-156.1-05  расход стали  равен   1,1 кг, что соответствует  требованиям заказчика.

Таким образом, заказчиком соблюдены требования пункта 2 части 1 статьи 33 ФЗ №44-ФЗ.

Руководствуясь статьями 99, 106 Федерального закона  от 05.04.2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд», комиссия Кемеровского УФАС России  

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать жалобу ООО «Строй-Мастер» на действия заказчика – Управление капитального строительства Администрации г.Новокузнецка   при проведении электронного аукциона № 0339300003218000007 «Выполнение строительно-монтажных работ по объекту: «Газоснабжение промышленной площадки по адресу: шоссе Притомское, 24А, корпус 1, г. Новокузнецк» частично обоснованной (в части нарушения пункта 1 части 1 статьи 33 ФЗ №44-ФЗ, части 4 статьи 65 ФЗ №44-ФЗ,  части 3 статьи 64 ФЗ №44-ФЗ).

2. Признать жалобу ООО «Эквологистик» на действия заказчика – Управление капитального строительства Администрации г.Новокузнецка   при проведении электронного аукциона № 0339300003218000007 «Выполнение строительно-монтажных работ по объекту: «Газоснабжение промышленной площадки по адресу: шоссе Притомское, 24А, корпус 1, г. Новокузнецк» частично обоснованной (в части нарушения  пункта 6 части 5 статьи 63 ФЗ №44-ФЗ, части 5 статьи 110.2 ФЗ №44-ФЗ, пункта 2 части 1 статьи 33 ФЗ №44-ФЗ).

3. Признать заказчика – Управление капитального строительства Администрации г.Новокузнецка нарушившим требования пункта 1 части 1 статьи 33 ФЗ №44-ФЗ, части 4 статьи 65 ФЗ №44-ФЗ,  части 3 статьи 64 ФЗ №44-ФЗ, части 5 статьи 110.2 ФЗ №44-ФЗ, пункта 2 части 1 статьи 33 ФЗ №44-ФЗ.

4. Выдать предписание об устранении нарушения законодательства о контрактной системе.

5. Передать материалы дела № 726/З-2018 должностному лицу для решения вопроса о возбуждении административного производства, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

 

 

Решение может быть обжаловано в Арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.

 

Председатель комиссии:                                                         <…>

   

          Члены  комиссии:                                                          <…>

Связанные организации

Связанные организации не указаны