Решение №ТМ/2970/24 решение по жалобе 424 от 5 апреля 2024 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Решение Московского УФАС России от 12.02.2024 по делу N 077/07/00-1641/2024Нарушение: п. 2 ч. 1 и ч. 6 ст. 3 Закона о закупках.Решение: Признать жалобу частично обоснованной; выдать предписание об устранении нарушений.

 

 

 

Заказчику

Муниципальное унитарное предприятие «Междуреченская теплосетевая компания»

 

652870, Кемеровская область-Кузбасс,

г. Междуреченск, ул. Юности, 3а mtsk@rikt.ru, mzk.zakup@mail.ru

 

Заявителю

ООО «СибПромМетиз»

 

650021, г. Кемерово, ул. Тушинская, 2

<...>; yurist@sibprommetiz.ru

 

 

РЕШЕНИЕ
по жалобе № 042/07/3-424/2024

 

Резолютивная часть решения оглашена «03» апреля 2024 г. Кемерово

Решение в полном объеме изготовлено «05» апреля 2024

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Кемеровской области по рассмотрению жалоб о нарушении процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее - Комиссия) в составе:

Заместителя председателя Комиссии:

<...> – заместителя руководителя управления;

Членов Комиссии:

<...> – начальника отдела топливно-энергетического комплекса;

<...> - начальника отдела ЖКХ, транспорта и связи;

<...> – главного специалиста-эксперта отдела ЖКХ, транспорта и связи;

 

<...>- главного специалиста-эксперта отдела топливно-энергетического комплекса,

в присутствии представителей Заказчика (по доверенности),

рассмотрев в порядке, установленном ст. 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции), жалобу Общества с ограниченной ответственностью «СибПромМетиз» (650021, г. Кемерово, ул.Тушинская, д.2; ИНН: 4205071458) (далее – ООО «СибПромМетиз», Заявитель) и материалы жалобы № 042/07/3-424/2024,

УСТАНОВИЛА:

Кемеровским УФАС России принята к рассмотрению жалоба ООО «СибПромМетиз» от 21.03.2024 исх. б/н (вх. № 3182/24 от 21.03.2024) на действия заказчика - Муниципального унитарного предприятия «Междуреченская теплосетевая компания» (далее — МУП «МТСК», Заказчик) и комиссии Заказчика при проведении закупки путем Запрос котировок в электронной форме на право заключения договора на Поставку сварочных инверторных бензиновых генераторов извещение о проведении которой было опубликовано 06.03.2024 на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок по адресу: http://zakupki.gov.ru под №32413357133 (далее – Закупка).

По мнению Заявителя, Заказчиком и комиссией Заказчика нарушены требования Федерального закона от 18 июля 2011 года № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон о закупках), путем необоснованной оценки заявки Заявителя.

Уведомлением Кемеровского УФАС России от 22.03.2024 № ТМ/2411/24 рассмотрение жалобы № 042/07/3-424/2024 было назначено на 01.04.2024 на 14 часов 30 минут. Данное уведомление на основании части 11 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции направлено на адреса электронной почты лиц, участвующих в рассмотрении жалобы.

На заседании Комиссии, состоявшемся 01.04.2024, Комиссия, заслушав представителей Заказчика изучив сведения, представленные в материалы жалобы №042/07/3-424/2024, пришла к выводу, что для полного, объективного и всестороннего рассмотрения жалобы, необходимо получение дополнительной информации.

Уведомлением от 01.04.2024 (исх. № ТМ/2807/24) рассмотрение жалобы отложено до 03.04.2024.

03.04.2024 Заявитель, надлежащим образом уведомленный о дате, времени и месте рассмотрения жалобы на рассмотрение не явился, защитника не направил. Представители Заказчика просили признать жалобу не обоснованной, направив письменные возражения.

03.04.2024 в ходе рассмотрения жалобы № 042/07/3-424/2024 дистанционно с использованием системы видеоконференцсвязи, изучив имеющиеся материалы закупки, заслушав доводы, возражения и пояснения лиц, участвующих в рассмотрении жалобы, Комиссия установила следующее:

МУП «МТСК» осуществляя регулируемые виды деятельности в сфере теплоснабжения, относится к организациям, указанным в ч. 2 ст. 1 Закона о закупках, которые обязаны руководствоваться нормами данного закона при проведении закупочных процедур.

Целями регулирования Закона о закупках являются обеспечение единства экономического пространства, создание условий для своевременного и полного удовлетворения потребностей юридических лиц (в том числе субъектов естественных монополий) (далее - заказчики), в товарах, работах, услугах с необходимыми показателями цены, качества и надежности, эффективное использование денежных средств, расширение возможностей участия юридических и физических лиц в закупке товаров, работ, услуг (далее также - закупка) для нужд заказчиков и стимулирование такого участия, развитие добросовестной конкуренции, обеспечение гласности и прозрачности закупки, предотвращение коррупции и других злоупотреблений (ч. 1 ст. 1 Закона о закупках).

В соответствии со ст. 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений ч. 3 указанной статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки (далее - Положение о закупке).

Положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

Положение о закупке товаров, работ, услуг МУП «МТСК», утверждено приказом директора № 257 от 30.09.2022) (далее — Положение).

06.03.2024 в ЕИС было размещено извещение № 32413357133 о проведении закупки путем запроса котировок в электронной форме на право заключения договора на Поставку сварочных инверторных бензиновых генераторов.

Из протокола подведения итогов запроса котировок № 3014109-2 от 19.03.2024 следует, что на участие в Закупке поступило 8 заявок. По результатам оценки ценовых предложений победителем определен участник с наименьшей ценой, предложивший товар иностранного производителя, заявка Заявителя по ценовому предложению присвоено шестое место.

По мнению Заявителя комиссией Заказчика не обосновано не применен критерий приоритета товаров российского происхождения, чем нарушен установленный порядок оценки предложений участников запроса предложений и выбора победителя закупки, создающее преимущественные условия для других участников данной закупки (ст. 3 Закона о закупках).

Заказчик ссылается на положения п. 8 постановления Правительства Российской Федерации от 16.09.2016 № 925 «О приоритете товаров российского происхождения, работ, услуг, выполняемых, оказываемых российскими лицами, по отношению к товарам, происходящим из иностранного государства, работам, услугам, выполняемым, оказываемым иностранными лицами» (далее - Постановление № 925), согласно которому приоритет устанавливается с учетом положений Генерального соглашения по тарифам и торговле 1994 года и Договора о Евразийском экономическом союзе от 29.05.2014. В связи с чем, приоритет, предусмотренный Постановлением № 925, предоставляется товарам стран ВТО, а также подрядчикам и исполнителям стран ЕАЭС наравне с российскими товарами (подрядчиками, исполнителями), то есть товары этих стран в рамках исполнения Постановления № 925 полностью приравниваются к товарам российского происхождения.

Таким образом, по мнению Заказчика, с учетом п. 8 Постановления № 925 приоритет не предоставляется в случае, если все заявки на участие в закупке содержат предложения о поставке товаров, произведенных в странах, не являющихся участниками международных соглашений, предусмотренных п. 8 Постановления № 925.

Проверив обоснованность доводов, приведенных в жалобе, в возражениях на нее оценив документы по закупке, заявки участников Закупки, письменные пояснения сторон Комиссия приходит к следующим выводам.

В соответствии с п. 3 Постановление № 925 при осуществлении закупок товаров, работ, услуг путем проведения аукциона или иным способом, при котором определение победителя проводится путем снижения начальной (максимальной) цены договора, указанной в извещении о закупке, на "шаг", установленный в документации о закупке, в случае, если победителем закупки представлена заявка на участие в закупке, содержащая предложение о поставке товаров, происходящих из иностранных государств, или предложение о выполнении работ, оказании услуг иностранными лицами, договор с таким победителем заключается по цене, сниженной на 15 процентов от предложенной им цены договора.

Вместе с тем, согласно пп. «б» п. 6 Постановления № 925 приоритет не предоставляется в случае, если в заявке на участие в закупке не содержится предложений о поставке товаров российского происхождения, выполнении работ, оказании услуг российскими лицами.

Согласно пп. «г» п. 5 Постановления № 925, отсутствие в заявке на участие в закупке указания (декларирования) страны происхождения поставляемого товара, такая заявка рассматривается как содержащая предложение о поставке иностранных товаров.

В соответствии с п. 2 Постановления № 925 при осуществлении закупок товаров, работ, услуг путем проведения конкурса или иным способом, при котором победитель закупки определяется на основе критериев оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, указанных в документации о закупке, или победителем в котором признается лицо, предложившее наиболее низкую цену договора, оценка и сопоставление заявок на участие в закупке, которые содержат предложения о поставке товаров российского происхождения, выполнении работ, оказании услуг российскими лицами, по стоимостным критериям оценки производятся по предложенной в указанных заявках цене договора, сниженной на 15 процентов, при этом договор заключается по цене договора, предложенной участником в заявке на участие в закупке.

На основании п. 8 Постановления № 925 приоритет устанавливается с учетом положений Генерального соглашения по тарифам и торговле 1994 года и Договора о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года.

В соответствии с пп. «а» п. 1 ГАТТ генеральное соглашение по тарифам и торговле 1994 года включает в себя положения Генерального соглашения по тарифам и торговле от 30.10.1947.

В силу п. 1 ст. 1 ГАТТ 1947 года в отношении таможенных пошлин и сборов всякого рода, налагаемых на ввоз и вывоз, или в связи с ними, или налагаемых на международный перевод платежей за импорт или экспорт, и в отношении метода взимания таких пошлин и сборов, и в отношении всех правил и формальностей в связи с ввозом и вывозом, и в отношении всех вопросов, указанных в пунктах 2 и 4 статьи III, любое преимущество, благоприятствование, привилегия или иммунитет, предоставляемые любой Договаривающейся Стороной любому товару, происходящему из, или предназначенному для любой другой страны, должны немедленно и, безусловно, предоставляться аналогичному товару, происходящему из, или предназначаемому для территорий всех других Договаривающихся Сторон.

Пункт 1 ст. 1 Генерального соглашения по тарифам и торговле 1947 года, на которое ссылается Заказчик, устанавливает благоприятствующие условия товарам иностранного происхождения в отношении таможенных пошлин и сборов всякого рода, налагаемых на ввоз и вывоз, или в связи с ними, или налагаемых на международный перевод платежей за импорт или экспорт, и в отношении метода взимания таких пошлин и сборов, и в отношении всех правил и формальностей в связи с ввозом и вывозом товаров, а не при осуществлении заключения договора поставки товаров.

Между тем, в Постановлении № 925 однозначно указано, что приоритет предоставляется товарам российского происхождения при одновременном наличии предложений о поставке товаров иностранного происхождения. Приоритет предоставляется с учетом положений Генерального соглашения по тарифам и торговле 1994 года (в которое входит Генеральное соглашение 1947 года) и Договора о Евразийском экономическом союзе от 29.05.2014, которым определен перечень государств-членов ЕАЭС: Армения, Белоруссия, Казахстан, Киргизия, Россия.

Данная позиция также изложена в письмах Министерства экономического развития Российской Федерации от 24.04.2017 № ОГ-Д28-5261 и от 27.03.2017 № Д28и-1407.

Комиссия отмечает, что из диспозиции нормы п. 1 Постановления № 925 следует, что приоритет установлен в отношении товаров российского происхождения. Буквальное значение данной нормы свидетельствует о том, что круг лиц, которым может быть предоставлен приоритет, ограничен юрисдикцией Российской Федерации без каких-либо условий и оговорок, которые могут относиться к странам-участникам Всемирной торговой организации и странам-участникам Евразийского экономического союза.

Правительство Российской Федерации установило приоритет в отношении товаров российского происхождения, реализуя свои полномочия, указанные в п. 1 ч. 8 ст. 3 Закона о закупках.

В рамках реализации положений Постановления № 925 заказчики предоставляют или не предоставляют приоритет в отношении товаров российского происхождения с учетом условий, указанных в п. 5 и п. 6 названного акта.

Приведенная в п. 8 Постановления № 925 ссылка об установлении приоритета с учетом положений Генерального соглашения по тарифам и торговле 1994 года и Договора о Евразийском экономическом союзе от 29.05.2014, не является самостоятельным условием предоставления приоритета, а своего рода указанием о законности принятого Правительством Российской Федерации решения.

Таким образом, Постановление № 925 определяет механизм установления заказчиками приоритета товаров российского происхождения, работ, услуг, выполняемых, оказываемых российскими лицами, по отношению к товарам, происходящим из иностранного государства, работам, услугам, выполняемым, оказываемым иностранными лицами, в случаях, при которых это не противоречит нормам международного права.

Комиссия считает необходимым отметить, что толкование взаимосвязи положений Генерального соглашения по тарифам и торговле 1994 года и Постановления № 925, изложенное Заказчиком, подразумевает распространение приоритета в равной мере на товары всех государств-членов ВТО, что противоречит самому смыслу Постановления №925.

Согласно протоколу на участие в конкурсе было подано 8 заявок, при этом участники представили следующие сведения о стране происхождения в электронной форме: заявка 6 (Победитель) — Китай; заявка № 2 - Россия; заявка № 7 — Россия, заявка № 3 - Россия, заявка № 5- Китай, заявка № 4 - Россия, заявка № 1 — Россия, заявка № 8 — Китай.

Комиссия, оценив заявки участников установлено, что все участники, в т.ч. Заявитель предложили к поставки сварочный инверторный бензиновый генератор марки: TSS GGW 6.0/250ED-R3. Изготовителем данный генераторов является ООО «Группа компаний ТСС» (г.Москва). При этом согласно декларации о соответствии ЕАЭС от 16.01.2023 производитель заявляет, что изготовителем генераторов торговой марки «ТСС», «TSS», в т.ч. предложенный к поставке всеми участниками закупки является Китай.

Учитывая вышеизложенное, принимая во внимание, что ни одним из участников закупки не было предложено оборудование полностью состоящее из товаров российского происхождения, Заказчиком согласно Постановлению № 925 при проведении оценки и сопоставления заявок приоритет к товарам российского происхождения не может быть применен.

На основании изложенного, Комиссия приходит к выводу, что Заказчиком при рассмотрения заявок участников правомерно не применены положения Постановления №925.

Таким образом, Комиссия приходит к выводу, что довод Заявителя о не применении приоритета товаров российского происхождения является несостоятельным.

На основании вышеизложенного, руководствуясь ст. 18.1 и ст. 23 Закона о защите конкуренции, Комиссия Кемеровского УФАС России

РЕШИЛА:

Признать жалобу ООО «СибПромМетиз» от 21.03.2024 исх. б/н (вх. № 3182/24 от 21.03.2024) на действия заказчика - МУП «МТСК» и комиссии Заказчика при проведении закупки путем Запрос котировок в электронной форме на право заключения договора на Поставку сварочных инверторных бензиновых генераторов извещение о проведении которой было опубликовано 06.03.2024 на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок по адресу: http://zakupki.gov.ru под № 32413357133 , необоснованной.

 

Заместитель председателя комиссии <...>

Члены Комиссии: <...>

<...>

<...>

<...>


 

Примечание. В соответствии с ч. 23 ст. 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» решение и предписание Комиссии антимонопольного органа может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня принятия решения или выдачи предписания.

 

 

 

 

2024-3845

 

 

Связанные организации

МУП "МТСК"
ИНН 4214039620, ОГРН 1174205029822
ООО "СибПромМетиз"
ИНН 4205071458, ОГРН 1044205044091