Решение б/н Решение по делу № 75/А-15-2012 в отношении администрации Гур... от 3 января 2013 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

РЕШЕНИЕ

«25» февраля  2013 г.                                                                          г. Кемерово

Резолютивная часть объявлена 13.02.2013 г.

Решение в полном объеме изготовлено «25» февраля 2013 г.

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Кемеровской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

 

Председателя Комиссии:

Кухарской Н.Е. – руководителя управления;

Членов Комиссии:

Поляковой Ю.А. – заместителя начальника отдела контроля органов власти, судебной и правовой работы;

 

Саврасова М.Г. – главного специалиста – эксперта отдела контроля органов власти, судебной и правовой работы;

 

Юканкина Д.С. – ведущего специалиста – эксперта отдела контроля органов власти, судебной и правовой работы;

 

Александровой Л.А. – ведущего специалиста – эксперта отдела контроля органов власти, судебной и правовой работы.

 

При участии:

1.     <...> – представителя администрации Гурьевского муниципального района, Управления образования администрации  Гурьевского муниципального района, муниципального автономного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 11» (по доверенностям от 28.01.2013 г.);

2.     <...>– представителя государственного предприятия Кемеровской области «ГлавУКС»  (по доверенности от 01.02.2013 г.);

рассмотрев дело № 75/А-15-2012, возбужденное по признакам нарушения администрацией Гурьевского муниципального района, Управлением образования администрации Гурьевского муниципального района пункта 2 части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

 

УСТАНОВИЛА:

 

         По  результатам осуществления Кемеровским УФАС России полномочий по контролю за соблюдением антимонопольного законодательства, на основании пункта 3 части 2 статьи 39 Федерального закона от 26.07.2006г. № 135–ФЗ «О защите конкуренции» приказом № 161 от 25.06.2012 г. было возбуждено дело № 75/А-15-2012 по признакам нарушения администрацией Гурьевского муниципального района, Управлением образования администрации Гурьевского муниципального района пункта 2  части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006г. № 135–ФЗ «О защите конкуренции».

         Определением от 26.06.2012 г. дело № 75/А-15-2012 о нарушении антимонопольного законодательства было назначено к рассмотрению на 20.08.2012 г. на 14 часов 00 минут, в качестве заинтересованного лица к участию в рассмотрении дела № 75/А-15-2012 о нарушении антимонопольного законодательства привлечено муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 11».

19.09.2012 г. рассмотрение дела № 75/А-15-2012 по признакам нарушения администрацией Гурьевского муниципального района, Управлением образования администрации Гурьевского муниципального района пункта 2 части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006г. № 135 - ФЗ  «О защите конкуренции»  Комиссией Кемеровского УФАС России было отложено на  19.11.2012 г. на 14-00 в связи с необходимостью получения дополнительных доказательств. Определение об отложении рассмотрения данного дела было направлено в адрес лиц, участвующих в деле.

 19.11.2012 Управлением Федеральной антимонопольной службы по Кемеровской области в адрес лиц, участвующих в деле, были направлены уведомления об изменении даты и времени рассмотрения дела, согласно которым дело № 75/А-15-2012 о нарушении антимонопольного законодательства назначено к рассмотрению на 17.01.2013 на 14-00.

  17.01.2013 г. в адрес Кемеровского УФАС России поступило ходатайство Управления образования администрации Гурьевского муниципального района, привлеченного в качестве ответчика к участию в рассмотрении дела № 75/А-15-2012 о нарушении антимонопольного законодательства,  об отложении рассмотрения данного дела. Определением от 17.01.2013 дело № 75/А-15-2012 о нарушении антимонопольного законодательства назначено к рассмотрению на 17.01.2013 на 14-00.

На заседании Комиссии, состоявшемся 17.01.2014г., представитель ответчиков, заинтересованного лица <...> факт нарушения пункта 2  части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006г. № 135–ФЗ «О защите конкуренции» не признал, настаивал на  прекращении производства по делу № 75/А-15-2012 о нарушении антимонопольного законодательства ввиду отсутствия в действиях администрации Гурьевского муниципального района, Управления образования администрации Гурьевского муниципального района признаков нарушения антимонопольного законодательства.

Представитель ответчиков, заинтересованного лица <...> пояснил, что законодательство РФ не устанавливает ограничений для автономных учреждений в случае привлечения ими для выполнения муниципального заказа сторонних организаций на договорных началах. Нормы законодательства о размещении заказов на данные правоотношения не распространяются. Договор № 5, заключенный 27.12.2011 г. с государственным предприятием Кемеровской области «ГлавУКС» является гражданско – правовой сделкой и данная сделка не носит характера муниципального заказа. Порядок расходования бюджетных средств для строительства объекта незавершенного строительства «Школа на 534 учащихся в микрорайоне «Горнорудный» г. Гурьевск» соответствовал нормативным правовым актам, принятым для реализации государственных полномочий, а также обеспечивалось целевое и эффективное использование выделенных средств.

Представитель ответчиков, заинтересованного лица <...> также указал на то, что антимонопольным органом был нарушен порядок проведения внеплановой проверки, поскольку основанием для ее проведения послужило заявление от неустановленного лица, и, как следствие, порядок возбуждения дела по признакам нарушения антимонопольного законодательства, также указал, что процессуальная реализация норм Федерального закона от 26.07.2006г. № 135 - ФЗ  «О защите конкуренции» должна быть закреплена в Кодексе РФ об административных правонарушениях.

Представитель заинтересованного лица государственного предприятия Кемеровской области «ГлавУКС» (далее по тексту – ГлавУКС) поддержала доводы представителя  ответчиков, заинтересованного лица о том, что договор № 5, заключенный 27.12.2011 г. с государственным предприятием Кемеровской области «ГлавУКС» является гражданско – правовой сделкой и данная сделка не носит характера муниципального заказа.

Изучив материалы дела № 75/А-15-2012 о нарушении антимонопольного законодательства, заслушав пояснения представителей лиц, участвующих в деле, Комиссия Кемеровского УФАС России установила следующее:

Советом народных депутатов Гурьевского муниципального района принято решение от 28.12.2010 г. № 34 «О бюджете Гурьевского муниципального района на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов». В приложении 7 к данному решению приведено распределение бюджетных ассигнований бюджета Гурьевского муниципального района по разделам, подразделам, целевым статьям и видам расходов классификации расходов бюджета на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов.

Как следует из указанного выше правового акта на 2011 год на строительство школы в микрорайоне Горонорудный предусмотрено                 1131,7 тыс. руб. (раздел 07 подраздел 02 целевая статья 7951506). Аналогичная информация предоставлена в росписи бюджета Гурьевского муниципального района по расходам, предоставленной по состоянию на 31.12.2011 г.

Постановлением Коллегии Администрации Кемеровской области от 02.12.2011 №  549 утверждена долгосрочная целевая программа «Развитие инфраструктуры жизнеобеспечения населения Кемеровской области» на 2012 - 2014 годы.

В соответствии с данной программой на плановый период 2012 – 2013 год на мероприятие по строительству школы на 534 учащихся в микрорайоне Горонорудный г. Гурьевска из средств областного и местного бюджетов предусмотрено 81 000 тыс.руб. Исполнителем программы является орган местного самоуправления.

Решением Совета народных депутатов Гурьевского муниципального района от 17.04.2012 г. № 435 утверждена муниципальная целевая программа «Строительство, реконструкция и капитальный ремонт жилищных и социальных объектов в Гурьевском муниципальном районе на 2011 – 2015 годы» (далее по тексту – целевая программа).

Согласно паспорту целевой программы муниципальным заказчиком выступает – Глава   Гурьевского муниципального района, основным исполнителем, в том числе выступает – Управление образования администрации Гурьевского муниципального района.

Как указано в строке 4.2 целевой программы в 2011 – 2013 годах на выполнение мероприятий по строительству школы на 534 учащихся в микрорайоне Горонорудный г. Гурьевска из средств местного, областного и федерального бюджетов предусмотрено 361131,695 тыс.руб.

Постановлением администрации Гурьевского муниципального района № 742 от 23.05.2011 г. утвержден порядок предоставления бюджетных инвестиций в объекты капитального строительства муниципальной собственности автономному и бюджетному учреждению (далее по тексту – порядок).

Порядок предоставления бюджетных инвестиций муниципальным автономным и бюджетным учреждениям определяет правила предоставления бюджетных инвестиций в объекты капитального строительства муниципальной собственности в форме капитальных вложений в основные средства (далее - бюджетные инвестиции) муниципальных бюджетных учреждений и муниципальных автономных учреждений, созданных на базе имущества, находящегося в муниципальной собственности (часть 1 порядка).

Согласно частям 2, 3  данного порядка предоставление бюджетных инвестиций производится в пределах средств, предусмотренных в бюджете Гурьевского муниципального района на соответствующий финансовый год и на плановый период. Бюджетные инвестиции в объекты капитального строительства в форме капитальных вложений предоставляются в соответствии с утверждаемой в установленном порядке адресной инвестиционной программой Гурьевского муниципального района.

В соответствии с частью 5 порядка бюджетные инвестиции предоставляются отраслевым структурным подразделениям, осуществляющими функции и полномочия учредителя муниципального учреждения (далее - орган, осуществляющий функции и полномочия учредителя).

Бюджетные инвестиции предоставляются в соответствии с договором (соглашением), заключенным между органом, осуществляющим функции и полномочия учредителя и муниципальным бюджетным учреждением или муниципальным автономным учреждением (часть 6 порядка).

Пунктами а), г) части 7 порядка установлено, что муниципальные бюджетные учреждения или муниципальные автономные учреждения  организуют размещение заказов на выполнение изыскательских, проектных и (или) строительных работ в порядке, установленном для размещения заказов на поставку товаров, выполнение работ и оказание услуг для муниципальных нужд, и заключают соответствующие договоры подряда; представляют органу, осуществляющему функции и полномочия учредителя, в соответствии с договором (соглашением) отчет об использовании бюджетных инвестиций, в том числе в целях подтверждения соответствующего увеличения стоимости основных средств, находящихся на праве оперативного управления муниципального бюджетного или муниципального автономного учреждения.

Перечисление бюджетных инвестиций осуществляется в соответствии с договором (соглашением) и порядком финансирования расходов адресной инвестиционной программы Гурьевского муниципального района на лицевые счета муниципальному бюджетному учреждению или муниципальному автономному учреждению для учета операций со средствами бюджетных инвестиций (часть 8 порядка).

 23.11.2011г. начальником Управления образования администрации Гурьевского муниципального района утвержден Устав муниципального автономного образовательного учреждения «Средняя  общеобразовательная школа № 11» (далее по тексту – Устав).

Согласно пункту 1.1 Устава муниципальное автономное образовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 11» создано путем изменения типа существующего муниципального образовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 11» (далее по тексту – МАОУ «СОШ   № 11»).

Пунктом 2.1. Устава, установлено, что  Учредителем МАОУ  «СОШ № 11» является уполномоченный орган администрации Гурьевского муниципального района -   Управление образования администрации Гурьевского муниципального района.

  Основными задачами деятельности МАОУ «СОШ № 11» являются, в том числе обеспечение непрерывности начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования, установленного федеральными государственными образовательными стандартами для общеобразовательных учреждений, создание оптимальных условий для развития и совершенствования способностей ребенка и др.  

В соответствии с пунктом 4.2. Устава МАОУ «СОШ № 11» вправе организовывать и проводить необходимые мероприятия по строительству объекта недвижимость его последующего использования для оказания услуг школьного образования. Для выполнения этой задачи вправе заключать любые гражданско-правовые сделки, не противоречащие требованиям закона или иных правовых актов, в том числе договоры строительного подряда, договоры участия в долевом строительстве, выступать с согласия Учредителя субъектом инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капитальных вложений.

14.12.2011 г. постановлением администрации Гурьевского муниципального района № 2145 МАОУ «СОШ № 11» поручено обеспечить организацию мероприятий по строительству школы на 534 учащихся в микрорайоне Горнорудный» в городе Гурьевск на договорной основе.  

26.12.2011г. начальником управления образования администрации Гурьевского муниципального района утверждено муниципальное задание МАОУ «СОШ № 11»  с 15.12.2011г. по 31.12.2012г. (далее по тексту – муниципальное задание).

Частью 2 муниципального задания установлена муниципальная работа: содержание, ремонт и строительство помещений, развитие материально-технической базы МАОУ «СОШ № 11». Характеристикой работы является организация содержание и ремонт помещений; организация мероприятий по строительству объекта «Школа на 534 учащихся в микрорайоне Горнорудный» МАОУ «СОШ № 11» как заказчика (застройщика).

27.12.2011г. между МАУ «СОШ № 11» (Заказчиком) и Государственным предприятием Кемеровской области  «ГлавУКС» (далее по тексту – ГП КО «ГлавУКС», Исполнителем) заключен договор № 05 (далее по тексту – договор № 05 от 27.12.2011г.).

Пунктом 1.1. договора № 05 от 27.12.2011г. установлено, что Заказчик поручает и обязуется оплатить, а Исполнитель принимает на себя обязательство по оказанию услуг в организации работ и осуществлению строительного контроля по объекту: «Строительство школы на 534 учащихся в микрорайоне «Горнорудный» в городе Гурьевске» (1этап). Источник финансирования: бюджетные инвестиции за счет средств региональной и муниципальной программы.

Согласно  пунктам 2.1, 2.2  договора № 05 от 27.12.2011г. цена договора составляет 350 000 000 (триста пятьдесят миллионов) рублей,  в том числе НДС, и складывается из стоимости следующих работ: проектно-изыскательные  работы с корректировкой проекта на соответствие СанПиН и прохождение государственной экспертизы проекта; выполнение строительно - монтажных работ; поставка оборудования, мебели, инвентаря; а также стоимости  услуг ГП КО «ГлавУКС» в размере 3, 5 % от общей суммы капитальных вложений, суммы налогов и других прочих затрат, необходимых для исполнения договора. Срок выполнения работ составляет до 30.07.2013 г.

30.12.2011 г. между управлением образования администрации Гурьевского муниципального района и МАОУ «СОШ № 11» было заключено соглашение о порядке и условиях предоставления бюджетных инвестиций на строительство школы в районе Горонорудный (далее по тексту – соглашение).

Предметом данного соглашения является определение порядка и условий предоставления учредителем (управлением образования администрации Гурьевского муниципального района) учреждению (МАОУ «СОШ № 11») бюджетных инвестиций  из бюджета на финансовое обеспечение строительства школы на 534 учащихся в районе Горонорудный (пункт 1 соглашения).

 

Статьей 130 Конституции РФ установлено, что местное самоуправление в Российской Федерации обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью. Статьей 132 Конституции установлено, что органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы, осуществляют охрану общественного порядка, а также решают иные вопросы местного значения.

В соответствии с пунктом 13 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее по тексту – ФЗ № 131-ФЗ) к вопросам местного значения городского округа относится, в том числе организация предоставления общедоступного и бесплатного начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования по основным общеобразовательным программам, за исключением полномочий по финансовому обеспечению образовательного процесса, отнесенных к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации; организация предоставления дополнительного образования детям (за исключением предоставления дополнительного образования детям в учреждениях регионального значения) и общедоступного бесплатного дошкольного образования на территории городского округа, а также организация отдыха детей в каникулярное время.

В целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов и городских округов обладают полномочиями на создание муниципальных предприятий и учреждений, осуществление финансового обеспечения деятельности муниципальных казенных учреждений и финансового обеспечения выполнения муниципального задания бюджетными и автономными муниципальными учреждениями, а также формирование и размещение муниципального заказа (пункт 3 части 1 статьи 17 ФЗ № 131-ФЗ).

Согласно статье 11 Закона РФ № 3266-1 от 10.07.1992 г. «Об образовании» (далее по тексту - Закон «Об образовании») учредителями образовательных учреждений могут являться органы местного самоуправления. В силу п. 3 ст. 12 Закона «Об образовании» действие законодательства РФ в области образования распространяется на все образовательные учреждения на территории РФ независимо от их организационно-правовых форм и подчиненности.

Согласно частям  1, 2 статьи 12 указанного Закона образовательным является учреждение, осуществляющее образовательный процесс, то есть реализующее одну или несколько образовательных программ и (или) обеспечивающее содержание и воспитание обучающихся, воспитанников; образовательное учреждение является юридическим лицом.

В соответствии с части 1 статьи 31 Закона «Об образовании» к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования относятся:

1) организация предоставления общедоступного и бесплатного начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования по основным общеобразовательным программам, за исключением полномочий по финансовому обеспечению образовательного процесса, отнесенных к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации;

2) организация предоставления дополнительного образования детям (за исключением предоставления дополнительного образования детям в учреждениях регионального значения) и общедоступного бесплатного дошкольного образования;

3) создание, реорганизация и ликвидация муниципальных образовательных учреждений;

4) обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных учреждений, обустройство прилегающих к ним территорий;

5) учет детей, подлежащих обучению в образовательных учреждениях, реализующих основные общеобразовательные программы, закрепление определенной территории муниципальных районов, городских округов за конкретным муниципальным образовательным учреждением.

Понятие организация предоставления общедоступного и бесплатного начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования подразумевает под собой  комплекс мероприятий, направленных, в том числе, на создание качественных, комфортных  условий пребывания обучающихся (воспитанников) в образовательном учреждении.

Следовательно, строительство объектов недвижимости, предназначенных для осуществления  образовательного процесса, а также организация и проведение необходимых мероприятий по строительству с целью его последующего использования для оказания услуг школьного образования (монтажные, строительные работы, поставка оборудования, мебели, инвентаря и т. п) является одной из составляющей частей, необходимой  для решения вопросов местного значения в сфере образования.

В соответствии с частью 2 статьи 18 ФЗ № 131-ФЗ финансовые обязательства, возникающие в связи с решением вопросов местного значения, исполняются за счет средств местных бюджетов (за исключением субвенций, предоставляемых местным бюджетам из федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации).

Частью 2 статьи 79 Бюджетного кодекса Российской Федерации установлено, что решения о подготовке и реализации бюджетных инвестиций в объекты капитального строительства государственной собственности субъектов Российской Федерации и муниципальной собственности принимаются соответственно высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрацией муниципального образования.

Следовательно, все расходы, возникающие при строительстве объектов недвижимости, предназначенных для осуществления  образовательного процесса, а также при организации и проведении необходимых мероприятий по строительству с целью его последующего использования для оказания услуг образования финансируются за счет бюджетных средств.

Аналогичное положение содержится в  пункте 1 соглашения, заключенного 30.12.2011 г. между управлением образования администрации Гурьевского муниципального района и МАОУ «СОШ № 11».

Частью 1 статьи 1 Федерального закона № 94-ФЗ от 21.07.2005 г. «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» (далее по тексту – ФЗ № 94) установлено, что данный Федеральный закон регулирует отношения, связанные с размещением заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных, муниципальных нужд, нужд бюджетных учреждений (далее - размещение заказа).

 В соответствии с частью 2 статьи 3 ФЗ № 94-ФЗ под муниципальными нуждами понимаются обеспечиваемые за счет средств местных бюджетов и внебюджетных источников финансирования потребности муниципальных образований, муниципальных заказчиков в товарах, работах, услугах, необходимых для решения вопросов местного значения и осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и (или) законами субъектов Российской Федерации, функций и полномочий муниципальных заказчиков. Под нуждами муниципальных бюджетных учреждений понимаются обеспечиваемые муниципальными бюджетными учреждениями (независимо от источников финансового обеспечения) потребности в товарах, работах, услугах данных бюджетных учреждений.

При этом согласно статье 8 указанного Закона участниками размещения заказов являются лица, претендующие на заключение государственного или муниципального контракта. Круг этих лиц не ограничен организационно-правовой формой, формой собственности, местом нахождения.

Только к полномочиям администрации Гурьевского муниципального района, как к исполнительному органу местного самоуправления, относится решение вопроса местного значения - строительства объекта недвижимости и решение вопросов по  организации и проведению необходимых мероприятий по строительству объекта недвижимости с целью его последующего использования в сфере образования.

Из приведенных выше норм следует, что самостоятельное решение администрации Гурьевского муниципального района определенного круга вопросов местного значения не предполагает делегирование решения этих вопросов иным лицам, а их реализация возможна органом местного самоуправления только в рамках ФЗ № 94-ФЗ.

Таким образом, реализация полномочий по строительству объекта недвижимости, организации и проведению необходимых мероприятий по строительству объекта недвижимости с целью его последующего использования для осуществления образовательного процесса возможна только путем проведения торгов, в которых могут принять участие любые хозяйствующие субъекты, осуществляющие деятельность в данной отрасли.

Неисполнение органом местного самоуправления возложенных законом на него обязанностей создает угрозу нарушения прав неопределенного круга лиц.

Таким образом, администрацией Гурьевского муниципального района решение вопроса местного значения передано МАОУ «СОШ № 11», что подтверждается пунктом 1 постановления администрации Гурьевского муниципального района № 2145 «Об организации строительства школы на 534 учащихся в микрорайоне «Горнорудный» в городе Гурьевске», а также частью 2 муниципального задания МАОУ «СОШ № 11», установленного  26.12.2011г. начальником управления образования администрации Гурьевского муниципального района.

         Указанными правовыми актами установлен безальтернативный порядок решения вопроса местного значения, а именно строительство объектов недвижимости, предназначенных для осуществления  образовательного процесса, а также организация и проведение необходимых мероприятий по строительству с целью его последующего использования для оказания услуг школьного образования (монтажные, строительные работы, поставка оборудования, мебели, инвентаря и т. п), путем заключения соответствующих договоров без проведения торгов, поскольку МАОУ «СОШ № 11» не является получателем бюджетных средств и не может выступать муниципальным заказчиком.

В ходе рассмотрения дела  № 75/А-15-2012 о нарушении антимонопольного законодательства в адрес хозяйствующих субъектов, оказывающих деятельность в области строительства (по ОКВЭД классифицируются по коду 74.20.1 деятельность в области архитектуры, инженерно-технического проектирования в промышленности и строительстве) были направлены запросы с вопросом о желании  участвовать в торгах на право выполнения проектно – изыскательских работ, строительно – монтажных работ, а также оказания услуг по поставке оборудования, мебели, инвентаря по объекту: «Строительство школы на 534 учащихся в микрорайоне «Горнорудный» в городе Гурьевске», финансируемых из бюджетных средств, в случае объявления таковых.

         В результате анализа предоставленной информации было установлено, что два хозяйствующих субъекта (ООО «Проектное Бюро Казаковой», ООО «Проект-Сити) желали бы участвовать в указанных торгах в случае их объявления.

         Пунктом 2 части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» установлено, что федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, организациям, участвующим в предоставлении государственных или муниципальных услуг, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия), в частности необоснованное препятствование осуществлению деятельности хозяйствующими субъектами, в том числе путем установления не предусмотренных законодательством Российской Федерации требований к товарам или к хозяйствующим субъектам.        

Действия администрации Гурьевского муниципального района по включению пункта 1 в постановление № 2145 «Об организации строительства школы на 534 учащихся в микрорайоне «Горнорудный» в городе Гурьевске» способствовали непроведению торгов на право заключения договора для муниципальных нужд, что как следствие привело или могло привести к препятствованию осуществлению деятельности  хозяйствующих субъектов, осуществляющих деятельность в строительной отрасли, а также предоставлению преимущественных  условий деятельности для ГП КО «ГлавУКС» в строительной отрасли, что запрещено пунктом 2 части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 г.  № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

  Комиссией в ходе рассмотрения данного дела было установлено, что в результате осуществления указанных действий два хозяйствующих субъекта были лишены  возможности участвовать в торгах (конкурентной борьбе) за право выполнения работ, финансируемых из бюджетных средств, что привело к нарушению их прав и законных интересов в сфере предпринимательской деятельности.

 Указанные действия администрации Гурьевского муниципального района привели или могли привести к не надлежащему расходованию бюджетных средств, что способствовало заключению договора на оказание услуг в организации работ  и осуществлению строительного контроля  по объекту: «Строительство школы на 534 учащихся в микрорайоне «Горнорудный» в городе Гурьевске ГП КО «ГлавУКС» без проведения торгов.

Управление образования администрации Гурьевского муниципального района путем выдачи МАУ «СОШ № 11» муниципального задания  с 15.12.2011 г. по 31.12.2012 г.,  которым   установлена муниципальная работа: содержание, ремонт и строительство помещений, развитие материально-технической базы МАОУ «СОШ № 11»  необоснованно воспрепятствовало осуществлению  деятельности хозяйствующих субъектов -  организаций потенциальных исполнителей указанных работ (услуг), которые были лишены возможности участвовать в размещении заказа на выполнение работ по строительству объектов недвижимости, предназначенных для осуществления  образовательного процесса, а также при организации и проведении необходимых мероприятий по строительству с целью его последующего использования для оказания услуг образования, а также создало возможность для  МАУ «СОШ № 11» в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товара (работ и услуг по организации и проведения необходимых мероприятий по строительству объекта недвижимости) на соответствующем товарном рынке, чем нарушило установленные пунктом 2 части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» требования.

На основании вышеизложенного Комиссия по рассмотрению дела № 75/А-15-2012 о нарушении антимонопольного законодательства не находит оснований для прекращения производства по данному делу ввиду отсутствия в действиях администрации Гурьевского муниципального района, Управления образования администрации Гурьевского муниципального района признаков нарушения антимонопольного законодательства.

  Также комиссия по рассмотрению дела № 75/А-15-2012 о нарушении антимонопольного законодательства не может согласиться с доводом представителя ответчиков, заинтересованного лица о том, что антимонопольным органом был нарушен порядок проведения внеплановой проверки, поскольку основанием для ее проведения послужило заявление от неустановленного лица, а также порядок возбуждения дела по признакам нарушения антимонопольного законодательства по следующим основаниям:

  В соответствии с частью 1 статьи 25.1 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» в целях осуществления контроля за соблюдением антимонопольного законодательства антимонопольный орган вправе проводить плановые и внеплановые выездные проверки.

Частью 6 статьи 25.1 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» установлено, что проверка проводится в соответствии с приказом руководителя антимонопольного органа.

Согласно части 1 статьи 25.6 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» по результатам проверки составляется акт проверки в двух экземплярах, один из которых вручается или направляется по почте заказным письмом с уведомлением о вручении проверяемому лицу, его представителю.

В результате осуществления Кемеровским УФАС России полномочий по контролю за соблюдением требований Федерального закона                                 от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» приказ о проведении внеплановой проверки не издавался, проверка не проводилась, акт по результатам проверки не составлялся, следовательно, и порядок проведения такой проверки не мог быть нарушен.  

11.04.2012 года в адрес Кемеровского УФАС России поступила информация от неустановленного лица, содержащая сведения о возможных признаках нарушения антимонопольного законодательства в действиях органов местного самоуправления Гурьевского района  при заключении договора на строительство школы  в микрорайоне «Горнорудный» в городе Гурьевске без проведения торгов.

Данная информация была принята к сведению антимонопольного органа, в рамках осуществления основных функций, а именно: по обеспечению государственного контроля за соблюдением антимонопольного законодательства органами местного самоуправления была тщательным образом проверена.

Согласно статье 22 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ  «О защите конкуренции» основными функциями, выполняемыми антимонопольным органом, являются обеспечение государственного контроля за соблюдением антимонопольного законодательства федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями, а также государственными внебюджетными фондами, хозяйствующими субъектами, физическими лицами, в том числе в сфере использования земли, недр, водных ресурсов и других природных ресурсов; выявление нарушений антимонопольного законодательства, принятие мер по прекращению нарушений антимонопольного законодательства.

В соответствии с частью 2 статьи 39 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» основанием для возбуждения и рассмотрения антимонопольным органом дела о нарушении антимонопольного законодательства является:

1) поступление из государственных органов, органов местного самоуправления материалов, указывающих на наличие признаков нарушения антимонопольного законодательства;

2) заявление юридического или физического лица, указывающее на признаки нарушения антимонопольного законодательства;

3) обнаружение антимонопольным органом признаков нарушения антимонопольного законодательства;

4) сообщение средства массовой информации, указывающее на наличие признаков нарушения антимонопольного законодательства;

5) результат проверки, при проведении которой выявлены признаки нарушения антимонопольного законодательства коммерческими организациями, некоммерческими организациями, федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями, государственными внебюджетными фондами.

Таким образом, в силу пункта 3 части 2 указанной выше нормы права основанием для возбуждения и рассмотрения антимонопольным органом дела о нарушении антимонопольного законодательства является, в том числе, и обнаружение непосредственно самим антимонопольным органом признаков нарушения антимонопольного законодательства.

Данный пункт не предусматривает определенный источник, из которого антимонопольным органом могут быть обнаружены признаки нарушения антимонопольного законодательства, следовательно, получение любой информации, содержащей признаки нарушения, является основанием для возбуждения дела.

Следовательно, Кемеровское УФАС России при возбуждении дела № 75/А-15-2012 о нарушении антимонопольного законодательства  действовало в пределах предоставленных ему полномочий  и в строгом соответствии с требованиями Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

Таким образом, действия администрации Гурьевского муниципального района, Управления образования администрации Гурьевского муниципального района вступают в противоречия с   требованиями   пункта 2

 

части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

 На основании вышеизложенного, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-4 статьи 41, статьей 49 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия Кемеровского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства

 

РЕШИЛА:

 

1.            Признать администрацию Гурьевского муниципального района нарушившей пункт 2 части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006   № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

2.            Признать Управление образования администрации Гурьевского муниципального района нарушившим пункт 2 части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006   № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

3.            Выдать администрации Гурьевского муниципального района предписание о совершении действий, направленных на обеспечение конкуренции.

4.            Выдать Управлению образования администрации Гурьевского муниципального района предписание о совершении действий, направленных на обеспечение конкуренции.

 

 

Председатель Комиссии:                                                        Н.Е. Кухарская                     

 

 

Члены Комиссии:                                                                     Ю.А. Полякова                                                                                                                                                

                                                                                           

                                                                                          М.Г. Саврасов

                                                                                        

                                                                                          Л.А. Александрова                                                                                    

                                                                                                                                      

 

Отпуск, приказ № 14-о, от  14.02.2013                         Д.С. Юканкин                                  

Связанные организации

Связанные организации не указаны