Решение б/н Решение по делу № 76/А-11-2012 в отношении ЗАО «АМК-фарма» от 10 июня 2014 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

РЕШЕНИЕ

«07» ноября 2012 г.                                                                                                г. Кемерово

 

Резолютивная часть решения оглашена «07» ноября 2012 г.

 

Решение изготовлено в полном объеме «21» ноября 2012 г.

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Кемеровской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства                        (далее – Комиссия) в составе:

 

Председателя Комиссии:

Кухарской Н.Е. – руководителя управления;

 

Членов Комиссии:            

Клостер Е.А. – заместителя руководителя управления;

 

Наумовой В.В. – начальника отдела ЖКХ, транспорта и связи;

 

Котиков А.С. – главного специалиста-эксперта отдела ЖКХ, транспорта и связи;

 

 

Войтенко А.В. – ведущего специалиста-эксперта отдела ЖКХ, транспорта и связи;

 

 

Казагашевой К.В. – специалиста-эксперта отдела ЖКХ, транспорта и связи.

 

при участии:

-        <...>  – представителя ЗАО «АМК-фарма» (по доверенности от 28.06.2012 г.);

– <...> – представителя ЗАО «АМК-фарма» (по доверенности от 28.06.2012 г.);

– <...> – представителя ОАО «Вымпел-Коммуникации» (по доверенности от 15.11.2011 г.);                     

 

рассмотрев дело № 76/А-11-2012, возбужденное по признакам нарушения закрытым акционерным обществом «АМК-фарма» (<…>, ИНН <…>) и открытым акционерным обществом «Вымпел-Коммуникации» (<…>, ИНН <…>)  пункта 3 части 4 статьи 11  Федерального закона от 26.07.2006№ 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

 

УСТАНОВИЛА:

 

29.03.2012 г. в адрес Кемеровского УФАС России поступило заявление общества с ограниченной ответственностью «Е-Лайт-Телеком» (далее – ООО «Е-Лайт-Телеком) о наличии в действиях общества с ограниченной ответственностью «АМК-Сибирь» (далее – ООО «АМК-Сибирь»)   и  открытого акционерного общества «Вымпел-Коммуникации» (далее - ОАО «ВымпелКом», Общество) признаков нарушения антимонопольного законодательства.

По мнению ООО «Е-Лайт-Телеком», нарушение антимонопольного законодательства со стороны ООО «АМК-Сибирь» и ОАО «ВымпелКом» выразилось в создании препятствий к доступу ООО «Е-Лайт-Телеком» на товарный рынок услуг связи в здании ТРЦ «Лапландия», расположенном по адресу: <…> (далее – Здание), путем заключения договора о сотрудничестве по предоставлению телекоммуникационных услуг № JI832 от 10.11.2010 г.

Приказом Кемеровского УФАС России от 15.06.2012 г. № 156  было возбуждено дело по признакам нарушения ЗАО «АМК-фарма» и ОАО «ВымпелКом»  пункта 3 части 4 статьи 11  Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

Определением от 19.06.2012 г. рассмотрение дела № 76/А-11-2012 о нарушении антимонопольного законодательства было назначено на 12.07.2012 г.

12.07.2012 г. на заседании по рассмотрению дела № 76/А-11-2012 Комиссией Кемеровского УФАС России было установлено, что имеющихся доказательств недостаточно для полного и всестороннего рассмотрения дела, всвязи с чем определением Комиссии рассмотрение дела № 76/А-11-2012 было отложено на 05.09.2012 г.

05.09.2012 г. в связи с необходимостью получения дополнительных доказательств Комиссией было вынесено определение об отложении рассмотрения дела № 76/А-11-2012 на 02.10.2012 г.

Определением от 05.09.2012 г. ООО «АМК-Сибирь» было привлечено к участию в рассмотрении дела № 76/А-11-2012 в качестве ответчика.

Определением от 19.09.2012 г. срок рассмотрения дела № 76/А-11-2012 был продлен Комиссией до 19.03.2013 г.

02.10.2012 г. на заседании Комиссии Кемеровского УФАС России по рассмотрению дела № 76/А-11-2012 было установлено, что имеющихся доказательств недостаточно для полного и всестороннего рассмотрения дела, в связи с чем определением Комиссии рассмотрение дела № 76/А-11-2012 было отложено на 07.11.2012 г.

07.11.2012 г. в адрес Кемеровского УФАС России потупило ходатайство  ООО  «Е-Лайт-Телеком» о рассмотрении дела 76/А-11-2012 в отсутствие представителя.

Ходатайство ООО «Е-Лайт-Телеком» было удовлетворено Комиссией Кемеровского УФАС России.

07.11.2012 г. представитель ООО «АМК-Сибирь», извещенный надлежащим образом о дате, времени и месте рассмотрения дела № 76/А-11-2012  на заседание Комиссии не явился. Направил пояснения по делу № 76/А-11-2012, из которых следует, что между ООО «АМК-Сибирь» и ОАО «Вымпел-Коммуникации» никаких партнерских соглашений и/или договоров заключено не было. В письме №  01/41, направленном в адрес ООО «Е-Лайт-Телком», ООО «АМК-Сибирь» было предложено ООО «Е-Лайт-Телеком» обратиться  к ОАО «Вымпел-Коммуникации» (в письме было ошибочно указано – ЗАО «ВымелКом»), как к лицу, имеющему техническую возможность (наличие своей линии связи) для предоставления возможности совместного использования канала связи.            

На заседаниях Комиссии Кемеровского УФАС России, состоявшихся 12.07.2012, 05.09.2012 г., 02.10.2012 г. представители ООО «Е-Лайт-Телеком» поддержали требования, изложенные в заявлении от 28.03.2012 г. исх. № 01-11/233 и пояснили, что  заключенный  между ЗАО «АМК-фарма» и ОАО «ВымпелКом» договор № JI832 о сотрудничестве по предоставлению телекоммуникационных услуг от 10.11.2010 г. направлен на  создание конкурентных преимуществ для ОАО «ВымпелКом», которое оказывает услуги связи в Здании. Отказ ООО «Е-Лайт-Телеком» в строительстве собственной линии связи в Здании со стороны ЗАО «АМК-фарма» и ОАО «ВымпелКом» не обоснован. Своими действиями по заключению антиконкурентного соглашения ЗАО «АМК-фарма» и ОАО «ВымпелКом» ограничивают конкуренцию на товарном рынке предоставления услуг связи в Здании, тем самым нарушая требования антимонопольного законодательства.

На заседаниях Комиссии Кемеровского УФАС России, состоявшихся 12.07.2012, 05.09.2012 г., 02.10.2012 г., 07.11.2012 г. представители ЗАО «АМК-фарма» пояснили следующее:

- договор № JI832 о сотрудничестве по предоставлению телекоммуникационных услуг от 10.11.2010 г. не вступает в противоречие с пунктом 3 части 4 статьи 11 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее –  Закон о защите конкуренции);

- ЗАО «АМК-фарма» не создавало препятствий в доступе ООО «Е-Лайт-Телеком» на рынок услуг связи в Здании;

- хозяйствующие субъекты вольны в заключении договоров, а также в выборе контрагентов, так как согласно пункту 1 статьи 421 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) граждане и юридические лица свободны в заключении договора. Понуждение к заключению договоров не допускается, за исключением случаев, когда обязанность заключить договор предусмотрена ГК РФ, законом или добровольно принятым обязательством, таким образом

- у ЗАО «АМК-фарма» отсутствует техническая возможность для прокладки дополнительных каналов (линий) связи в Здании.  Существующие кабельные сооружения Здания перегружены, и не позволяют осуществить прокладку дополнительной линии связи без внесения существенных изменений в инженерные и конструктивные особенности  Здания;

-  заключая в отношении Здания любые соглашения, не запрещенные законом, ЗАО «АМК-фарма» имеет право решать, нужны ли дополнительные каналы (линии) связи в Здании или нет;

- у  ЗАО «АМК-фарма» отсутствует установленная законом обязанность вступать в правоотношения с каждым обратившимся оператором связи и на их условиях;

- условия Договора о приоритетном праве, были призваны оградить собственника здания от дополнительных затрат по организации кабельного ввода, предоставления дополнительных ресурсов в виде площадей, распределительной сети, энергосбережения, строительства новых закладных устройств, поскольку здание уже оборудовано необходимыми коммуникациями, способными удовлетворить потребности в  услугах связи арендаторов здания.

  На заседаниях Комиссии Кемеровского УФАС России, состоявшихся 12.07.2012, 05.09.2012 г., 02.10.2012 г.,07.11.2012 г. представитель ОАО «ВымпелКом» пояснил следующее:

- положения договора № JI832 о сотрудничестве по предоставлению телекоммуникационных услуг от 10.11.2010 г. не нарушают пункт 3 части 4 статьи 11 Закона о защите конкуренции;

- ОАО «ВымпелКом» не является собственником Здания, а также лицензирующим органом, обладающим правом на предоставление разрешения для оказания услуг связи, таким образом 19.08.2011 г. в адрес ООО «Е-Лайт-Телеком» был направлен ответ с отказом в прокладке каналов (линий) в Здании;

- ОАО «ВымпелКом» не занимает доминирующее положение на рынке оказания Услуг связи в Здании;

- ЗАО «АМК-фарма» не обязано устанавливать для всех операторов, желающих предоставлять услуги связи в Здании, равные условия и не обязано заключать договор с любым обратившимся оператором связи;

-  ОАО  «ВымпелКом» не рассматривает Здание как товарный рынок в понятии Закона о защите конкуренции, где товар не может быть реализован за пределами соответствующих географических границ. Понятие товарного рынка не распространяется на действие Договора.

Изучив материалы дела, заслушав пояснения лиц, участвующих в деле, Комиссия  установила следующее:

Согласно свидетельству о государственной регистрации права 42 АГ 259998 от 27.04.2010 г. ЗАО «АМК-фарма» является собственником Здания ТРЦ «Лапландия».

01.04.2010 г. между ЗАО «АМК-фарма» и ООО «АМК-Сибирь» был заключен агентский договор № АД-С01/04.2010.

Согласно предмету договора ООО «АМК-Сибирь» обязуется за вознаграждение от имени и за счет ЗАО «АМК-фарма» и по его поручению совершать все необходимые фактические и юридические действия, связанные с коммерческой и технической эксплуатацией нежилых зданий и помещений, в том числе в Здание ТРЦ «Лапландия».

Таким образом, у ООО «АМК-Сибирь» имеются правовые основания для дачи  разъяснений, связанных с коммерческой и технической эксплуатацией Здания.

 10.11.2010 г. между ЗАО «СЦС Совинтел» и ЗАО «АМК-фарма» был заключен  договор о сотрудничестве по предоставлению телекоммуникационных услуг № GI862 (далее – Договор).

В соответствии с пунктами 1.1., 1.2. Договора <…>.

Статьей 2 Договора <…>.

Согласно пункту 2.2 статьи 2 Договора <…>.

В соответствии с пунктом 2.4. статьи 2 Договора <…>.

Согласно пункту 2.5. статьи 2 Договора <…>.

 25.11.2010 г. ЗАО «СЦС Совинтел» было реорганизовано в форме присоединения к ОАО «ВымпелКом», что подтверждается свидетельством о государственной реорганизации (серия <...> ).

Учитывая, что ОАО «ВымпелКом» является правопреемником по Договору  25.11.2010 г. стороны заключили дополнительное соглашение к Договору.

Согласно пункту 3 дополнительного соглашения к Договору от 25.11.2010 г. Статья 2 «Приоритетное право» Договора сторонами была изменена и изложена в следующей редакции, а именно:<… >.

Начиная с даты вступления в силу Договора, <…>. (пункты 2.2, 2.2.1 Договора).

В соответствии с пунктом 2.2.2 Договора <…>.

Согласно  пункту 2.3 Договора <…>.

08.08.2011 г. письмом № 193А ООО «Е-Лайт-Телеком» обратилось в адрес  ОАО «ВымпелКом» с просьбой предоставить право ООО «Е-Лайт-Телеком» осуществлять деятельность по оказанию услуг связи в Здании.

Также вышеуказанным письмом ООО «Е-Лайт-Телеком» пояснило ОАО «ВымпелКом», что вынуждено брать в аренду каналы связи. Перечень абонентов ООО «Е-Лайт-Телеком» в здании ТРЦ «Лапландия» превышает возможности пользования  арендованными каналами связи.

В письме № 193А от  08.08.2011 г. были указаны следующие абоненты ООО   «Е-лайт-Телеком»: <…>, <…>, <…>, <…>,<…>,<…>,<…>,<…>,<…>,<…>.

19.08.2011 г. ОАО «ВымпелКом» письмом № 00322 уведомило ООО «Е-Лайт-Телеком» о том, что между ОАО «ВымпелКом» и ЗАО «АМК-фарма» заключен партнерский договор с приоритетным правом на предоставление услуг связи ОАО «ВымпелКом» в Здании. Предоставление другим операторам возможности оказывать услуги связи в Здании является нарушением партнерского Договора. Для ЗАО «Зап-СибТранстелеком» и ОАО «Русский медведь» такая возможность была представлена как исключение, только в отношении нескольких клиентов.  

В процессе рассмотрения дела установлено, что письмом № 213/А от 04.10.2011 г. арендаторы нежилых помещений в Здании <…>, <…>, <…>, <…>,<…>,<…>,<…>,<…>,<…>,<…> обратились адрес ООО «АМК-Сибирь» с просьбой согласовать ООО «Е-Лайт-Телеком» прокладку собственных каналов (линий) связи в Здании.

 В соответствии с полномочиями, предоставленными ООО «АМК-Сибирь» по агентскому договору от 01.04.2010 г. № АД-С01/04.2010 письмом № 01/41 б/д ООО «АМК-Сибирь» уведомило ООО «Е-Лайт-Телеком» о том, что для подключения здания к сети ООО «Е-Лайт-Телеком» необходимо согласование от ОАО «ВымпелКом» (торговая марка Билайн) на право предоставления услуг связи в Здании, так как у ООО «АМК-Сибирь» заключен договор на преобладающее право предоставления услуг с ОАО «ВымпелКом».

Оценив вышеизложенные обстоятельства, Комиссия Кемеровского УФАС России по рассмотрению дела № 76/А-11-2012 о нарушении антимонопольного законодательства приходит к следующим выводам:

  Пунктом 3 части 4 статьи 11 Законом о защите конкуренции запрещены соглашения между хозяйствующими субъектами, если установлено, что такие соглашения приводят или могут привести к ограничению конкуренции, в частности соглашения о создании другим хозяйствующим субъектам препятствий доступу на товарный рынок или выходу из товарного рынка.

Согласно пункту 17 статьи 4 Закона о защите конкуренции под признаками ограничения конкуренции понимаются сокращение числа хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, на товарном рынке, рост или снижение цены товара, не связанные с соответствующими изменениями иных общих условий обращения товара на товарном рынке, отказ хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, от самостоятельных действий на товарном рынке, определение общих условий обращения товара на товарном рынке соглашением между хозяйствующими субъектами или в соответствии с обязательными для исполнения ими указаниями иного лица либо в результате согласования хозяйствующими субъектами, не входящими в одну группу лиц, своих действий на товарном рынке, а также иные обстоятельства, создающие возможность для хозяйствующего субъекта или нескольких хозяйствующих субъектов в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товара на товарном рынке.

ОАО «ВымпелКом» и ЗАО «АМК-фарма» заключив договор о сотрудничестве по предоставлению телекоммуникационных услуг № GI862 от 10.11.2010 г., отдельные положения которого (статья 2 Договора в редакции от 10.11.2010 г., пункт 2.1 статьи 2, абзац 3 пункта 2.3 статьи 2 Договора в редакции дополнительного соглашения от 25.11.2010 г. к Договору) устанавливают приоритетное право ЗАО «СЦС Совинтел», в последующем ОАО «ВымпелКом» на оказание услуг связи в Здании,  в период с 10.11.2010 г. по 20.05.2012 г., устанавливали общие условия обращения товара на рынке Услуг связи в Здании, что могло ограничить конкуренцию хозяйствующих субъектов в Здании, а именно создать препятствия доступу на рынок услуг связи.

Отказ ЗАО «АМК-фарма» и ООО «АМК-Сибирь» в прокладке собственных каналов (линий) связи ООО «Е-Лайт-Телеком» в Здании, является подтверждением того, что данное соглашение привело к ограничению конкуренции.

Реализация положений Договора в период с 10.11.2010 г. по 20.05.2012 г. могла привести к негативным для конкуренции последствиям, а именно к созданию другим хозяйствующим субъектам, желающим оказывать Услуги связи в Здании через собственные каналы (линии) связи, а не через каналы (линии) связи, которые они будут вынуждены арендовать в соответствии с Договором у ОАО «ВымпелКом», препятствий доступу на товарный рынок услуг местной, внутризоновой, междугородной и международной телефонной связи, предоставление в пользование каналов связи, телематических услуг связи, услуг связи по передаче данных.

Таким образом, положения Договора (статья 2 Договора в редакции от 10.11.2010 г., пункт 2.1 статьи 2, абзац 3 пункта 2.3 статьи 2 Договора в редакции дополнительного соглашения от 25.11.2010 г. к Договору) о приоритетном праве антимонопольным органом рассматриваются как антиконкурентные.

Кемеровским УФАС России установлено, что географические границы товарного рынка оказания Услуг связи ограничиваются границами Здания.

Поскольку данные услуги востребованы арендаторами в Здании, то и ограничение конкуренции происходит внутри Здания.

Ссылка ЗАО «АМК-фарма» на положение о свободе договора, предусмотренная пунктом 1 статьи 421 ГК РФ не обоснованна, исходя из следующего:

В соответствии с пунктом 1 статьи 421 ГК РФ граждане и юридические лица свободны в заключении договора. Понуждение к заключению договора не допускается, за исключением случаев, когда обязанность заключить договор предусмотрена настоящим Кодексом, законом или добровольно принятым обязательством.

В соответствии со статьей 10 ГК РФ не допускается использование гражданских прав в целях ограничения конкуренции, а также злоупотребление доминирующим положением на рынке.

В соответствии с пунктом 3 части 4 статьи 11 Закона о защите конкуренции запрещаются иные соглашения между хозяйствующими субъектами, если установлено, что такие соглашения приводят или могут привести к ограничению конкуренции.

Таким образом, Закон о защите конкуренции формулирует требования для хозяйствующих субъектов при их вступлении в гражданско-правовые отношения с другими участниками гражданского оборота. Для лиц вне зависимости от того, занимают они доминирующее положение или нет, установлены запреты на ограничивающие конкуренцию соглашения или согласованные действия.

Доводы ЗАО «АМК-фарма» и ОАО «ВымпелКом» об отсутствии технической возможности дополнительной прокладки каналов (линий) связи в Здании антимонопольным органом не могут быть приняты во внимание поскольку установленный пунктом 3 части 4 статьи 11 Закона о защите конкуренции запрет распространяется на соглашения между хозяйствующими субъектами, которые приводят или могут привести к ограничению конкуренции. Основания признания таких соглашений допустимыми (правомерными) в зависимости от наличия каких-либо условий или обстоятельств действующим законодательством Российской Федерации не установлены. 

Отказывая ООО «Е-Лайт-Телеком» в предоставлении доступа на рынок Услуг связи в Здании ООО «АМК-Сибирь»  и ОАО «ВымпелКом» сослались на приоритетное право, которое установлено Договором, что подтверждается письмами  ООО «АМК-Сибирь» № 01/41 б/д и ОАО «Вымпелком» № 00322 от 19.08.2011 г.

Направленные в адрес ООО «Е-Лайт-Телеком» письма ООО «АМК-Сибирь» № 01/41 б/д и ОАО «ВымпелКом» № 00322 от 19.08.2011 г. содержали ссылку на конкретное обстоятельство, а именно на  заключенный Договор, однако не содержали указания на технологическую либо иную невозможность прокладки дополнительных каналов (линий) связи в Здании.

Доказательств, подтверждающих отсутствие технической возможности  прокладки собственных каналов (линий) связи иными хозяйствующим субъектам в Здании, ЗАО «АМК-фарма» в адрес Кемеровского УФАС России представлено не было.

В процессе рассмотрения дела № 76/А-11-2012 Кемеровским УФАС России было также установлено, что 20.05.2012 г. между ОАО «ВымпелКом» и ЗАО «АМК-фарма» было заключено дополнительное  соглашение к Договору, согласно которому стороны договорились удалить из Договора статью 2  «Приоритетное право».

В настоящее время Договор в новой редакции не содержит условий, которые могут привести к ограничению конкуренции.

Таким образом, ответчиками выявленное нарушение пункта 3 части 4 статьи 11 Закона о защите конкуренции было устранено в добровольном порядке.

Комиссия приходит к выводу о наличии оснований для применения ст. 48 Федерального закона от 26.07.2006 г. №135-ФЗ «О защите конкуренции», а также о нецелесообразности выдачи предписания в связи с тем, что нарушение антимонопольного законодательства устранено ОАО «ВымпелКом», ООО «АМК-Сибирь», ЗАО «АМК-фарма» в добровольном порядке до вынесения антимонопольным органом решения по делу.

На основании вышеизложенного руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-4 статьи 41, частью 1 статьи 48, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 г. №135-ФЗ «О защите конкуренции», комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Кемеровской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства,

  

РЕШИЛА:

1. Признать ОАО «ВымпелКом», ЗАО «АМК-фарма», ООО «АМК-Сибирь» нарушившими пункт 3 части 4 статьи 11 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

2. Производство по делу № 76/А-11-2012 в отношении ОАО «ВымпелКом»,  ЗАО «АМК-фарма», ООО «АМК-Сибирь» прекратить в связи с добровольным устранением нарушения  антимонопольного законодательства.

 

 

Председатель Комиссии:                                                                       Н.Е. Кухарская

 

Члены Комиссии:                                                                                   Е.А. Клостер

 

В.В. Наумова

                                                                                                                         

                                                                                                                          А.С. Котиков                                                                                                                 

                                                                                                              

                                                                                                                          А.В. Войтенко

                                                                                                                  

                                                                                                         К.В. Казагашева

 

 

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его принятия.

Связанные организации

Связанные организации не указаны