Решение б/н Решение по делу № 76/А-15-2014 в отношении комитета по управ... от 2 февраля 2015 г.
Текст документа
Сохранить как PDF
Председателю комитета
по управлению государственным
имуществом Кемеровской области
<…>
650099, г. Кемерово
пр. Советский, 58
Директору
Муниципального предприятия
«Спецавтохозяйство»
<…>
650024 г. Кемерово,
ул. Автозаводская, 10а
Директору
ООО «Полигон-М»
<…>
650000, г. Кемерово
пр. Советский, 27-414
РЕШЕНИЕ
«02» февраля 2015 г. г. Кемерово
Резолютивная часть объявлена «19» января 2015 г.
Решение в полном объеме изготовлено «02» февраля 2015 г.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Кемеровской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:
Председатель Комиссии: |
Кухарская Н.Е. – руководитель управления; |
Члены Комиссии: |
Полякова Ю.А. – начальник отдела контроля органов власти; |
|
Саврасов М.Г. – главный специалист – эксперт отдела контроля органов власти; |
|
Горовых К.П. – ведущий специалист – эксперт отдела контроля органов власти; Ермаченко Н.И. – ведущий специалист – эксперт отдела контроля органов власти. |
При ведении протокола с использованием средств видеозаписи.
При участии:
- <…> – представителя комитета по управлению государственным имуществом Кемеровской области;
- <…> – представителя ООО «Полигон-М»;
в отсутствие:
- представителя муниципального предприятия «Спецавтохозяйство», извещенного надлежащим образом о дате, времени и месте рассмотрения дела № 76/А-15-2014 о нарушении антимонопольного законодательства;
рассмотрев дело № 76/А-15-2014, возбужденное по признакам нарушения комитетом по управлению государственным имуществом Кемеровской области (650000, г. Кемерово, пр. Советский, 58) части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,
установила:
По результатам рассмотрения обращения уполномоченного по защите прав предпринимателей в Кемеровской области приказом Управления Федеральной антимонопольной службы по Кемеровской области от 23.09.2014 г. № 225 было возбуждено дело № 76/А-15-2014 г. по признакам нарушения комитетом по управлению государственным имуществом Кемеровской области части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции, выразившегося в необоснованном предоставлении преимуществ муниципальному предприятию «Спецавтохозяйство», ООО «Полигон-М» по сравнению с иными хозяйствующими субъектами, посредством заключения 25.05.2009 г., 09.03.2011 г., 03.12.2012 г. договоров аренды земельных участков № 44-05-Н/09, № 09-03-Н/11, № 02-12-Н/12, соответственно, без предварительной и заблаговременной публикации сообщения о наличии предлагаемых для такой передачи земельных участков.
Определением от 24.09.2014 г. дело № 76/А-15-2014 о нарушении антимонопольного законодательства было назначено к рассмотрению на 30.10.2014 г. на 10 часов 00 минут.
Письмом от 31.10.2014 г. № 11/10732 Кемеровское УФАС довело до сведения лиц, участвующих в деле, информацию о том, что рассмотрение дела № 76/А-15-2014 о нарушении антимонопольного законодательства состоится 20.11.2014 г. в 10 ч. 00 м.
На заседании Комиссии, состоявшемся 20.11.2014 г., представитель комитета по управлению государственным имуществом Кемеровской области пояснила, что информационное сообщение о предоставлении ООО «Полигон-М» земельного участка в аренду было опубликовано в газете «Кузбасс» 27.03.2009 г.
Представитель комитета по управлению государственным имуществом Кемеровской области также пояснила, что информационные сообщения о предоставленных муниципальному предприятию «Спецавтохозяйство» земельных участках в аренду были опубликованы в газете «Кузбасс» 05.12.2007 г. и 14.11.2012 г. соответственно.
Документальное подтверждение вышеуказанных обстоятельств представителем комитета по управлению государственным имуществом Кемеровской области в Кемеровское УФАС России представлено не было.
Учитывая вышеизложенное, а также необходимость получения дополнительных доказательств от комитета по управлению государственным имуществом Кемеровской области, рассмотрение дела № 76/А-15-2014 о нарушении антимонопольного законодательства было отложено и назначено на 19.01.2015 г. на 11 часов 00 минут.
22.12.2014 г. комитетом по управлению государственным имуществом Кемеровской области в адрес Кемеровского УФАС России были представлены документы, подтверждающие по его мнению заблаговременное опубликование в средствах массовой информации информационного сообщения о предоставлении в аренду земельных участков.
В назначенное в определении от 20.11.2014 г. об отложении рассмотрения дела № 75/А-15-2014 время представитель муниципального предприятия «Спецавтохозяйство», извещенный надлежащим образом, не явился.
Руководствуясь частью 2 статьи 45 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия Кемеровского УФАС России посчитала возможным рассмотреть дело № 76/А-15-2014 о нарушении антимонопольного законодательства в отсутствие лица, участвующего в деле № 76/А-15-2014.
19.01.2015 г. представитель комитета по управлению государственным имуществом Кемеровской области на рассмотрении дела № 76/А-15-2014 о нарушении антимонопольного законодательства по существу дополнительных пояснений не давала, подтвердила доводы, озвученные 20.11.2014 г.
Изучив материалы дела № 76/А-15-2014 о нарушении антимонопольного законодательства, Комиссия Кемеровского УФАС России установила следующее:
22.02.2011 г. муниципальное предприятие «Спецавтохозяйство» обратилось в адрес комитета по управлению государственным имуществом Кемеровской области с заявлением № 02/460 о предоставлении земельного участка, расположенного в г. Кемерово, юго-восточнее кладбища «Кировское-3» с целью рекультивации глиняного карьера без строительства капитальных сооружений.
03.03.2011 г. решением комитета по управлению государственным имуществом Кемеровской области № 10-2/702 «О предоставлении в аренду муниципальному предприятию г. Кемерово «Спецавтохозяйство» земельного участка, расположенного по адресу: Кемеровская область, г. Кемерово, юго-восточнее кладбища «Кировское-3» в Кировском районе» муниципальному предприятию г. Кемерово «Спецавтохозяйство» в аренду был предоставлен земельный участок площадью 189 709,26 кв.м., расположенный по адресу: Кемеровская область, г. Кемерово, юго-восточнее кладбища «Кировское-3», для устройства полигона твердых бытовых отходов в отработанном пространстве глиняного карьера с целью его рекультивации.
09.03.2011 г. между комитетом по управлению государственным имуществом Кемеровской области и муниципальным предприятием «Спецавтохозяйство» был заключен договор аренды земельного участка № 09-03-Н/11, согласно которому муниципальному предприятию «Спецавтохозяйство» предоставлен в аренду земельный участок, расположенный по адресу: г. Кемерово, Кировский район, юго-восточнее кладбища «Кировское-3», общей площадью 189 709,26 кв.м. для устройства полигона твердых бытовых отходов в отработанном пространстве глиняного карьера с целью его рекультивации.
27.04.2011 г. в периодическом печатном издании газете «Кузбасс» № 73(25279) было опубликовано информационное сообщение о предоставлении в аренду земельного участка, расположенного по адресу: г. Кемерово, юго-восточнее кладбища «Кировское-3», для устройства полигона твердых бытовых отходов в отработанном пространстве глиняного карьера с целью его рекультивации.
В соответствии со статьей 29 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 Земельного кодекса Российской Федерации.
В силу пункта 1 статьи 34 Земельного кодекса РФ органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны обеспечить управление и распоряжение земельными участками, которые находятся в их собственности и (или) в ведении, на принципах эффективности, справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедур предоставления таких земельных участков.
Для этого указанные органы обязаны:
принять акт, устанавливающий процедуры и критерии предоставления таких земельных участков, в том числе порядок рассмотрения заявок и принятия решений. Рассмотрению подлежат все заявки, поступившие до определенного указанными процедурами срока. Не допускается установление приоритетов и особых условий для отдельных категорий граждан, если иное не установлено законом;
уполномочить на управление и распоряжение земельными участками и иной недвижимостью специальный орган;
обеспечить подготовку информации о земельных участках, которые предоставляются гражданам и юридическим лицам на определенном праве и предусмотренных условиях (за плату или бесплатно), и заблаговременную публикацию такой информации.
При предоставлении земельного участка для устройства полигона твердых бытовых отходов комитет по управлению государственным имуществом Кемеровской области должен был руководствоваться положениями пункта 1 статьи 34 Земельного кодекса Российской Федерации, а именно: обеспечить подготовку и заблаговременную публикацию информации о земельном участке, который предоставляется гражданам и юридическим лицам на определенном праве и предусмотренных условиях (за плату или бесплатно).
Соблюдение принципов эффективности, справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедур способствовало бы поддержанию конкурентной среды на территории города Кемерово, а также созданию благоприятных условий для состязательности хозяйствующих субъектов за право получения муниципального имущества (указанного выше земельного участка) в аренду.
В соответствии с частью 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия).
Комитет по управлению государственным имуществом Кемеровской области в нарушение действующего законодательства, а именно: пункта 1 статьи 34 Земельного кодекса Российской Федерации посредством заключения договора аренды земельного участка № 09-03-Н/11 от 09.03.2011 предоставил в аренду МП «Спецавтохозяйство» земельный участок без обеспечения подготовки и заблаговременной публикации информации об указанном земельном участке, тем самым, предоставив данному хозяйствующему субъекту, преимущества по отношению к другим хозяйствующим субъектам, что запрещено частью 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».
Следствием отказа комитета по управлению государственным имуществом Кемеровской области от обеспечения подготовки и заблаговременной публикации информации о предоставлении земельного участка для размещения полигона ТБО, явилось нарушение прав и законных интересов хозяйствующих субъектов, которые были вправе претендовать на право заключения договора аренды земельного участка, а также ограничение конкуренции, что выразилось в исключении возможности соперничества хозяйствующих субъектов, осуществляющих деятельность в сфере организации деятельности в области обращения с отходами.
Действия комитета по управлению государственным имуществом Кемеровской области по передаче в аренду земельного участка, расположенного по адресу: г. Кемерово, Кировский район, юго-восточнее кладбища «Кировское-3» общей площадью 189 709,26 кв.м., посредством заключения договора аренды земельного участка от 09.03.2011 № 09-03-Н/11 без предварительной и заблаговременной публикации сообщения о наличии предлагаемых для такой передачи земельных участков, вступают в противоречие с требованиями части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции».
В процессе рассмотрения дела № 76/А-15-2014 о нарушении антимонопольного законодательства было установлено, что 27.03.2009 г. в периодическом печатном издании газете «Кузбасс» № 53(24773) было опубликовано информационное сообщение о предоставлении в аренду земельного участка, расположенного по адресу: г. Кемерово, ул. Красноармейская, 1б, для временного размещения полигона промышленных и бытовых отходов.
25.05.2009 г. между комитетом по управлению государственным имуществом Кемеровской области и ООО «Полигон - М» был заключен договор аренды земельного участка № 44-05-Н/09, согласно которому ООО «Полигон - М» предоставлен в аренду земельный участок, расположенный по адресу: г. Кемерово, Заводский район, ул. Красноармейская, 1б общей площадью 254 609,68 кв.м. для временного размещения полигона промышленных и бытовых отходов.
Также было установлено, что 14.11.2012 г. в периодическом печатном издании газете «Кузбасс» № 209(25660) было опубликовано информационное сообщение о предполагаемом предоставлении в аренду земельного участка, расположенного по адресу: г. Кемерово, Кировский район, автодорога Кемерово-Яшкино, северо-восточнее полигона твердых бытовых отходов, площадью 45 202 кв.м. для временного размещения полигона твердых бытовых отходов в отработанном пространстве глиняного карьера с целью его рекультивации.
03.12.2012 г. комитет по управлению государственным имуществом Кемеровской области и МП «Спецавтохозяйство» заключили договор аренды земельного участка № 02-12-Н/12. В соответствии с указанным договором аренды МП «Спецавтохозяйство» предоставлен в аренду земельный участок, расположенный по адресу: г. Кемерово, Кировский район, автодорога Кемерово-Яшкино, северо-восточнее полигона твердых бытовых отходов, общей площадью 45 202 кв.м. для временного размещения полигона твердых бытовых отходов в отработанном пространстве глиняного карьера с целью его рекультивации.
Из изложенного следует, что комитет по управлению государственным имуществом Кемеровской области осуществил действия по соблюдению пункта 1 статьи 30 Земельного кодекса Российской Федерации о предварительной и заблаговременной публикации сообщения о передаче земельного участка в аренду.
Принимая во внимание указанные выше обстоятельства, Комиссия Кемеровского УФАС России приходит к выводу об отсутствии в действиях комитета по управлению государственным имуществом Кемеровской области признаков нарушения части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» в части необоснованного предоставления преимуществ муниципальному предприятию «Спецавтохозяйство», ООО «Полигон-М» по сравнению с иными хозяйствующими субъектами, посредством заключения 25.05.2009 г., 03.12.2012 г. договоров аренды земельных участков № 44-05-Н/09, № 02-12-Н/12, соответственно, без предварительной и заблаговременной публикации сообщения о наличии предлагаемых для такой передачи земельных участков.
На основании вышеизложенного, руководствуясь статьей 23, частями 1-4 статьи 41, статьями 48 и 49 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия Кемеровского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства
РЕШИЛА:
1. Прекратить рассмотрение дела № 76/А-15-2014 о нарушении антимонопольного законодательства в связи с отсутствием в действиях комитета по управлению государственным имуществом Кемеровской области в части заключения договора № 44-05-Н/09 от 25.05.2009 г. с ООО «Полигон-М», № 02-12-Н/12 от 03.12.2012 г. с муниципальным предприятием «Спецавтохозяйство» без предварительной и заблаговременной публикации сообщения о наличии предлагаемых для такой передачи земельных участков нарушения антимонопольного законодательства.
2. Признать комитет по управлению государственным имуществом Кемеровской области, нарушившим часть 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» в части заключения договора № 09-03-Н/11 от 09.03.2011 г. с муниципальным предприятием «Спецавтохозяйство» без предварительной и заблаговременной публикации сообщения о наличии предлагаемых для такой передачи земельных участков.
3. Выдать комитету по управлению государственным имуществом Кемеровской области предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства.
Настоящее решение может быть обжаловано в Арбитражный суд Кемеровской области в течение трех месяцев с момента вынесения решения.
Председатель Комиссии: Н.Е. Кухарская
Члены Комиссии: Больничный лист от 23.01.2015 Ю.А. Полякова
М.Г. Саврасов
К.П. Горовых
Н.И. Ермаченко