Решение №05/449 по жалобе от 20 января 2020 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Р Е Ш Е Н И Е

по жалобе № 042/07/3-2361/2019

«15» января  2020 г.                                                                                         г. Кемерово

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Кемеровской области по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров, ведению реестра недобросовестных поставщиков, утверждении порядка рассмотрения жалоб (далее – Комиссия) в составе:

 

Заместителя председателя комиссии:

 

 

 

Членов комиссии

 

при ведении  аудиозаписи заседания Комиссии,

при участии:

- <…> - представителя ФГБОУ ВО «Кемеровский государственный  университет» (доверенность № <…>  от <…>);

- <…> - представителя ООО Частное охранное предприятие  «Эльбрус» (доверенность № <…>  от <…>);

- <…> - директора ООО Частное охранное предприятие  «Эльбрус» (решение № <…> от <…>),

рассмотрев в порядке, установленном статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ  «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции) жалобу общества с ограниченной ответственностью Частное охранное предприятие «Эльбрус» и материалы жалобы  № 042/07/3-2361/2019,

 

У С Т А Н О В И Л А:

 

27.12.2019 г. Кемеровским УФАС России принята к рассмотрению жалоба Общества с ограниченной ответственностью частное охранное предприятие «Эльбрус» (далее – ООО ЧОП «Эльбрус», Заявитель, Общество) (вх. № 7756 э) на действия заказчика – Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Кемеровский государственный университет» (далее – ФГБОУ ВО «КемГУ», Заказчик) при организации и проведении открытого аукциона в электронной форме на оказание услуг по охране объектов в г. Анжеро-Судженск для нужд КемГУ. Извещение опубликовано на официальном сайте Российской Федерации в сети Интернет Единой информационной системы в сфере закупок: http://zakupki.gov.ru (далее – Официальный сайт) и электронной площадке rts-tender.ru (далее – ООО «РТС-Тендер», ЭТП) 06.12.2019 г. под № 31908625445 (далее – Закупка).

По мнению заявителя, Закупочная комиссия при рассмотрении вторых частей заявок неправомерно отклонила заявку ООО ЧОП «Эльбрус» признав несоответствующей требованиям аукционной документация, а именно в заявке отсутствует подтверждение (декларация) соответствия требованиям к правоспособности участника закупки. Также в нарушение требований части 12 статьи 4 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон о закупках) итоговый протокол был размещен на официальном сайте и на электронной площадке позднее, чем через три дня со дня подписания протокола. В нарушение требований части 3 статьи 3.2 Закона о закупках в аукционной документации неправомерно сокращен срок предоставления участникам закупки разъяснения положений документации о закупке со стороны заказчика.     

Уведомлением Кемеровского УФАС России от 31.12.2019 года № 05/13444 рассмотрение жалобы № 042/07/3-2361/2019 было назначено на 15.01.2020 года в 15 часов 00 минут. Данное уведомление было направлено посредством  электронной почты в адреса: ФГБОУ ВО «КемГУ» и ООО ЧОП «Эльбрус».

14.01.2020 г. в адрес Кемеровского УФАС России от заказчика - ФГБОУ ВО «КемГУ» поступил отзыв на жалобу ООО ЧОП «Эльбрус» по действиям аукционной комиссии с приложенными материалами, касающимися спорных вопросов по данному открытому аукциону.

15.01.2020 г. на заседании Комиссии представитель заказчика поддержала доводы, ранее изложенные в отзыве на жалобу ООО ЧОП «Эльбрус» и отметила своё несогласие с доводами рассматриваемой жалобы.

Также, представитель ФГБОУ ВО «КемГУ» на заседании Комиссии отметила, что вторая часть заявки ООО ЧОП «Эльбрус» отклонена обоснованно, за непредставление документов и информации, предусмотренных документацией о закупке, а именно: за отсутствие подтверждения (декларация) соответствия участника аукциона требованиям к правоспособности участника закупки во второй части заявки. Сведения о соответствии  требованиям к правоспособности участника закупки, могли быть представлены в произвольной форме, а не обязательно по форме Заказчика определенной в Приложении № 4 к документации.

Также представитель Заказчика пояснила, что заявка ООО ЧОП «Эльбрус» была подана ранее срока окончания дачи разъяснений  положений документации Заказчиком. Заявитель не воспользовался своим правом на подачу запроса в части разъяснения положений документации.

Кроме того, представитель Заказчика указала, что при размещении итогового протокола на ЭТП была допущена техническая ошибка. Первоначальной датой размещения данного протокола на ЭТП было 20.12.2019 г.  

Подробно доводы Заказчика закупки изложены в отзыве на жалобу ООО ЧОП «Эльбрус» (вх. №  100  от  14.01.2020).

На заседании Комиссии по рассмотрению жалобы № 042/07/3-2361/2019   15.01.2020 г. руководитель ООО ЧОП «Эльбрус» поддержал доводы, ранее изложенные в  тексте жалобы, отметив соответствие поданной Обществом заявки требования законодательства и своё несогласие с доводами заказчика. Руководитель ООО ЧОП «Эльбрус» на заседании Комиссии указал, что документация заказчика содержит противоречивую информацию, которая вводит в заблуждение участников данной закупки, например, в части предоставления декларации соответствия участника требованиям к правоспособности участника закупки. Форма, содержащаяся в Приложении № 4 к документации, носит рекомендательный, а не обязательный характер, о чем прямо написано в данной форме. 

Изучив имеющиеся материалы жалобы № 042/07/3-2361/2019, и заслушав пояснения представителей Заявителя и Заказчика, Комиссия Кемеровского УФАС России установила следующее:

Проведение открытого аукциона в электронной форме на оказание услуг по охране объектов в г. Анжеро-Судженск для нужд КемГУ, назначено в соответствии с планом закупки товаров, работ, услуг заказчика на 2019 год, утвержденным  ректором ФГБОУ ВО «КемГУ» и размещенным на Официальном сайте под № 282, что подтверждается скриншотом с данного сайта.

Приказом ректора ФГБОУ ВО «КемГУ» от 03.12.2019 г. № 672/12  создана закупочная комиссия по закупкам товаров, работ, услуг и проведению процедур закупок для нужд вышеуказанного хозяйствующего субъекта (далее – Закупочная комиссия), а также утверждено Положение о Закупочной комиссии в целях осуществления закупок для нужд ФГБОУ ВО «КемГУ».

При проведении закупочной деятельности Заказчик руководствуется Положением о закупке ФГБОУ ВО «КемГУ», утвержденным заместителем Министра науки и высшего образования Российской Федерации 20.12.2018 г. (далее – Положение о закупках), которое разработано в соответствии с требованиями Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон о закупках).

Порядок и условия осуществления процедуры закупки путем проведения  открытого аукциона регулируется  разделом 4 Положения о закупках.

Документация об аукционе в электронной форме № ЭА/204/2019/223, участниками, которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, на оказание услуг по охране объектов в г. Анжеро-Судженск для нужд КемГУ, разработана в соответствии с Положением о закупках и утверждена 06.12.2019 г. проректором по РИК ФГБОУ ВО «КемГУ» (далее – Документация).

06.12.2019 г.  заказчиком - ФГБОУ ВО «КемГУ» на Официальном сайте и электронной площадке rts-tender.ru было размещено извещение № 31908625445       о проведении закупки способом открытого аукциона в электронной форме на оказание услуг по охране объектов в г. Анжеро-Судженск для нужд КемГУ.

В соответствии с извещением, опубликованным на Официальном сайте:

- дата начала подачи заявок: 06.12.2019;

- дата и время окончания срока подачи заявок на участие в аукционе:  16.12.2019   05:00 (по московскому времени);

- дата окончания срока рассмотрения заявок на участие в аукционе: 17.12.2019;

- дата и время проведения электронного аукциона: 20.12.2019  в 05:00 (по московскому времени).

Согласно извещению начальная (максимальная) цена договора составляла 5 006 880, 00 руб.    

В соответствии с протоколом от 17.12.2019 № 362/ЭА-223 рассмотрения первых частей заявок на участие в электронном аукционе, на момент окончания срока подачи заявок (до 05:00 16.12.2019 г.) было подано 5 (пять) заявок, рассмотрев которые, Закупочная комиссия приняла решение допустить четыре  заявки и признать участниками данной закупки.

Согласно протоколу от 20.12.2019 № б/н сопоставления ценовых предложений аукциона № 1310027, ценовые предложения были поданы тремя участниками закупки: номера заявок 1, 2, 4.

В соответствии с протоколом от 20.12.2019 № 367/ЭА-223 подведения итогов в открытом аукционе № ЭА/204/20119/223, вторые части заявок поступили от следующих участников, а именно: Заявка № 1 ООО ЧОП «Эльбрус» с ценовым предложением – 1 974 828,00 руб., Заявка № 2 ООО ЧОП «Кузнецк»  с ценовым предложением – 2 100 000,00 руб., Заявка № 3 ООО  ЧОО «Подразделение»  с ценовым предложением – 1 999 862,40 руб.

Из вышеуказанного протокола следует, что Закупочная комиссия, рассмотрев заявки участников, приняла решение о несоответствии второй части заявки ООО ЧОП «Эльбрус» требованиям Документации об аукционе, согласно подпункту 1 пункта 10.2, а именно: у участника закупки в заявке отсутствует декларация о соответствии участника аукциона требованиям к правоспособности участника закупок (часть 3 документации о закупке).  

Закупочная комиссия приняла решение признать победителем закупки ООО  ЧОО «Подразделение»  с ценовым предложением – 1 999 862,40 руб.

По состоянию на 15.01.2020 г. договор на оказание услуг по охране объектов в г. Анжеро-Судженск для нужд КемГУ между Заказчиком и ООО ЧОО «Подразделение» не заключен.

Согласно части 1 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки (далее - положение о закупке).

В соответствии с частью 2 статьи 2 Закона о закупках Положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

Пунктом 3.7 раздела 3 части 1 Документации «Инструкция по подготовке и представлению документов на участие в аукционе» установлено, что заявка на участие в электронном аукционе направляется участником аукциона оператору ЭТП в форме двух электронных документов (первая и вторая часть заявки), содержащих информацию и сведения, запрашиваемые заказчиком в разделах 4 и 5 настоящей Инструкции. Указанные электронные документы подаются оператору ЭТП одновременно. Для изложения и предоставления информации и сведений, запрашиваемых заказчиком, участник закупки может использовать форму, предложенную заказчиком в Приложении № 2 документации об аукционе.

Согласно подпункту 5.3.2 пункта 5.3 раздела 5 Документации к форме второй части Заявки, предусмотренной регламентом работы ЭТП, участник прикрепляет в виде файлов документы в электронном виде, включающие следующую информацию и сведения, в том числе декларация о соответствии участника аукциона требованиям к правоспособности участника закупок (часть 3 документации о закупке).

В части 3 Документации определены обязательные требования к правоспособности участника закупок, включая:

- соответствие участников закупки требованиям, устанавливаемым в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, являющихся предметом закупки;

-  непроведение ликвидации участника закупки - юридического лица и отсутствие решения арбитражного суда о признании участника закупки - юридического лица или индивидуального предпринимателя несостоятельным (банкротом) и об открытии конкурсного производства;

-  неприостановление деятельности участника закупки в порядке, предусмотренном Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях;

- отсутствие сведений об участнике закупки в реестре недобросовестных поставщиков, предусмотренном Федеральным законом № 223-ФЗ;

- отсутствие сведений об участнике закупки в реестре недобросовестных поставщиков, предусмотренном Федеральным законом № 44-ФЗ.

В силу пункта 3.2 части 3 Документации соответствие участника аукциона указанным требованиям подтверждается декларацией о соответствии участника аукциона требованиям к правоспособности участника закупок. 

В соответствии с пунктом 12 части 2 Документации «Информационная карта» Участник закупки может предоставить все запрашиваемые заказчиком о товаре/работе/услуге сведения по форме, предложенной заказчиком в Приложении № 2 документации  о закупке.

Из вышеуказанных пунктом Документации следует, что заявка на участие в аукционе подается одновременно в форме двух частей. В первой части содержится информация о товаре/работе/услуге, которая представляется по форме Заказчика, указанной в Приложение № 2 Документации. Вторая часть должна содержать информацию определенную разделом 5 Документации, включая вышеназванный подпункт 5.3.2, содержащий сведения о соответствии участника аукциона требованиям к правоспособности участника закупок.

Вышеназванные требования Заказчика к содержанию второй части заявки на участие в данной закупке предъявляются ко всем участникам закупки в равной степени и не противоречат положениям Закона о закупках.

На основании анализа первой и второй частей заявки, поданной ООО ЧОП «Эльбрус» для участия в аукционе, Комиссия установила, что документы и сведения, представленные Заявителем в составе заявки, не содержат информации о соответствии данного участника закупки требованиям, предъявляемым к его правоспособности, перечисленным в части 3 Документации и пункте 2 раздела 5 «Требования к участникам закупки» главы II Положения о закупках.

Следует отметить, что Заявитель в составе второй части заявки представил декларацию о соответствии участника закупки критериям отнесения к субъектам малого и среднего предпринимательства по форме Заказчика определенной в Приложении № 5 к Документации и при этом не принял во внимание форму второй части заявки, установленную Приложением № 4 к Документации, в которой фактически содержатся сведения о соответствия требованиям к правоспособности участника закупки.

В процессе рассмотрения жалобы  № 042/07/3-2361/2019 Комиссия выявила, что другие участники рассматриваемого аукциона, подавшие вторые части заявки, представили сведения о своем соответствия требованиям к правоспособности участника закупки в полном объеме, использовав, при этом как форму декларации о соответствии, так и форму, предложенную Заказчиком в Приложении № 4 к Документации.

Согласно подпункту 1 пункта 10.2 раздела 10 Документации Закупочная комиссия принимает решение о несоответствии второй части заявки на участие в аукционе в электронной форме в случае непредставления документов и информации, предусмотренных документацией о закупке.

Таким образом, Закупочная комиссия при рассмотрении вторых частей    заявок правомерно отклонила заявку ООО ЧОП «Эльбрус», признав её несоответствующей требованиям Документации, в связи с отсутствием сведений (декларации) о соответствии требованиям к правоспособности участника закупки.

Следовательно, довод Заявителя в части соответствия его заявки требованиям Закона о закупках, Документации и её неправомерное отклонение Заказчиком  является необоснованным.

В соответствии в частью 12 статьи 4 Закона о закупках протоколы, составляемые в ходе закупки, размещаются заказчиком в единой информационной системе не позднее чем через три дня со дня подписания таких протоколов.

В пункте 35 раздела 4 Положения о закупках определено, что в день подведения комиссией итогов аукциона в электронной форме Заказчик составляет итоговый протокол и размещает его на электронной площадке и в единой информационной системе не позднее чем через три дня со дня подписания протокола.

В соответствии с представленными документами по рассматриваемому аукциону, протокол подведения итогов № 367/ЭА-223 в открытом аукционе № ЭА/204/20119/223 был составлен Закупочной комиссией 20.12.2019 г. Следовательно, данный протокол должен быть размещен на ЭТП и на официальном сайте (ЕИС) не позднее 23.12.2019 г. Вместе с тем,  согласно информации содержащейся на ЭТП и на официальном сайте (ЕИС) вышеназванный протокол был размещен только 26.12.2019 г.

В ходе рассмотрения жалобы  № 042/07/3-2361/2019 Комиссия выявила, что дата 26.12.2019 г., указанная на ЭТП и официальном сайте (ЕИС) как дата размещения итогового протокола, появилась вследствие технической ошибки допущенной Заказчиком при распределении мест по результатам проведенного аукциона в электронной форме. Заказчик, обнаружив ошибку, повторно поместил итоговый протокол на ЭТП и официальном сайте (ЕИС). Однако Интернет ресурсы не распознали техническую ошибку и сохранили в качестве даты размещения данного протокола 26.12.2019 г.

Вместе с тем, анализ документов представленных Комиссии позволил установить, что фактически первоначально итоговый протокол был размещен и опубликован на ЭТП и официальном сайте (ЕИС) 20.12.2019 г., т.е. в день составления данного протокола. Данный факт подтверждается, представленными в адрес Кемеровского УФАС России скриншотом с личного кабинета Заказчика на ЭТП и письмом на адрес ООО «РТС-Тендер» (исх. № 284 от 25.12.2019) с просьбой о переводе закупки со стадии направления договора на стадию подведения итогов, в связи с допущенной технической ошибкой.

Таким образом, довод Заявителя о нарушении Заказчиком требований части 12 статьи 4 Закона о закупках, пункта 35 раздела 4 Положения о закупках в части нарушения срока размещения итогового протокола на ЭТП и официальном сайте (ЕИС) не соответствует действительности и является ошибочным.

Согласно части 3 статьи 3.2 Закона о закупках в течение трех рабочих дней с даты поступления запроса, указанного в части 2 настоящей статьи, заказчик осуществляет разъяснение положений документации о конкурентной закупке и размещает их в единой информационной системе с указанием предмета запроса, но без указания участника такой закупки, от которого поступил указанный запрос. При этом заказчик вправе не осуществлять такое разъяснение в случае, если указанный запрос поступил позднее, чем за три рабочих дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в такой закупке.

В пункте 9 Извещения о проведении закупки установлено, что дата окончания предоставления участникам закупки разъяснений положений документации о закупке: «13» декабря 2019 г.

Пунктом 17 части 2 Документации «Информационная карта» определено, что дата окончания срока предоставления участникам закупки разъяснений положений документации: «12» декабря 2019 г.,  следовательно, до 23:59 12.12.2019 г.

При рассмотрении жалобы № 042/07/3-2361/2019 Комиссия установила, что вышеуказанное расхождение дат окончания срока предоставления участникам закупки разъяснений положений документации, указанных в двух документах являющихся неотъемлемой частью Документации произошло в связи с опечаткой, допущенной в пункте 17 части 2 Документации «Информационная карта».

При этом дата «13» декабря 2019 г., указанная в Извещении о проведении закупки является правильной и не противоречит требованиям части 3 статьи 3.2 Закона о закупках.

Из вышеуказанного следует, что ООО ЧОП «Эльбрус» имел возможность направить Заказчику запрос о разъяснении положений документации до 23:59 13.12.2019 г., чтобы получить ответ в сроки установленные Законом о закупках.

В процессе рассмотрения данной жалобы Комиссия установила, что ООО ЧОП «Эльбрус» подало заявку на участие в аукционе 12.12.2019 г. в 16:28 (по московскому времени), т.е. ранее срока окончания дачи разъяснений положений документации со стороны Заказчика, указанных не только в Извещении о закупке, но и в пункте 17 части 2 Документации «Информационная карта» 12.12.2019 г. 23:59. Следовательно, ООО ЧОП «Эльбрус» не имел намерений подавать запрос в адрес Заказчика в целях получения на него разъяснений.

Также Комиссия выявила, что Заявитель не подавал запрос в адрес ФГБОУ ВО «КемГУ» о разъяснении положений документации, следовательно, фактически не воспользовался своим правом на подачу запроса Заказчику.

На основании вышеуказанного Комиссия пришла к выводу, что довод ООО ЧОП «Эльбрус» о нарушении Заказчиком требований части 3 статьи 3.2 Закона о закупках части неправомерного сокращение в аукционной документации срока предоставления участникам закупки разъяснения положений документации о закупке является необоснованным и несоответствующим действительности.     

Согласно части 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции по результатам рассмотрения жалобы по существу Комиссия антимонопольного органа принимает решение о признании жалобы обоснованной или необоснованной и в случае, если жалоба признана обоснованной, либо в случае установления иных не являющихся предметом обжалования нарушений (нарушений порядка организации и проведения торгов, заключения договоров по результатам торгов или в случае признания торгов несостоявшимися) принимает решение о необходимости выдачи предписания, предусмотренного пунктом 3.1 части 1 статьи 23 настоящего Федерального закона.

На основании вышеизложенного Комиссия, руководствуясь статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

Р Е Ш И Л А:

Признать жалобу ООО ЧОП «Эльбрус» на действия заказчика ФГБОУ ВО «КемГУ» при организации и проведении открытого аукциона в электронной форме на оказание услуг по охране объектов в г. Анжеро-Судженск для нужд КемГУ (извещение № 31908625445) необоснованной.

 

Заместитель председателя  комиссии:

 

 

 

Члены Комиссии:

 

                                 

 

 

 

 

 

Примечание. В соответствии с ч. 23 ст. 18.1 Закона о защите конкуренции решение и предписание комиссии антимонопольного органа может быть обжаловано в судебном порядке в течении трех месяцев со дня принятия решения или выдачи предписания.

Связанные организации

Связанные организации не указаны