Решение №09/12279 по делу от 28 декабря 2021 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ ПО ДЕЛУ № 042/05/18-1726/2021

«16» декабря 2021г.                                                                             г.  Кемерово

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Кемеровской области по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:

Заместителя председателя Комиссии:

 

<…> -

 

заместителя руководителя управления;

Членов Комиссии:                     

<…>-

начальника отдела рекламы и

недобросовестной конкуренции,

 

<…>

ведущего специалиста-эксперта отдела рекламы и

недобросовестной конкуренции,

рассмотрев дело № 042/05/18-1726/2021, возбужденное в отношении акционерного общества «Банк Русский Стандарт» (далее – АО «Банк Русский Стандарт», юридический адрес: 105187, г. Москва, ул. Ткацкая, 36, ОГРН 1027739210630, Дата присвоения ОГРН 03.10.2002, ИНН 7707056547, КПП 771901001) по признакам нарушения частей 1, 2 статьи 18 ФЗ «О рекламе» (далее по тексту - ФЗ «О рекламе»),                                                                                           

                                                     УСТАНОВИЛА:

В адрес Управления Федеральной антимонопольной службы по Кемеровской области поступило заявление <…> (исх. от 23.07.2021,  вх. от 26.07.2021 № 5266э) о наличии признаков нарушения ФЗ «О рекламе» при распространении рекламы посредством телефонных звонков без согласия абонента.

Из заявления следует, что 22.07.201 в 12 часов 45 минут на абонентский номер заявителя <…> поступил звонок от абонента 8-495-136-38-07 следующего содержания:

«Банк Русский Стандарт, пару минут уделите?

-А по какому вопросу?

-Для Вас подготовлено кредитование от нашего банка. Наличные на индивидуальных условиях без залога и справок. Скажите пожалуйста, какую сумму желаете рассмотреть и на какой срок?

- Во-первых, меня это не интересует, во-вторых, откуда у Вас мой номер телефона?

-Для Вас подготовлено кредитование от нашего банка

- Но я не соглашалась ни на какие Ваши акции, никогда не сотрудничала с Вашим банком, поэтому для меня удивительно, откуда у Вас мой телефон».

Из заявления также следует, что 22.07.2021 заявителем на электронную почту банка bank@rsb.ru был направлено заявление с требованием о прекращении рассылки смс – сообщений и звонков на абонентский номер <…>.

22.07.2021 в 17 часов 05 минут заявителю поступил ответ от Банка следующего содержания: «По Вашему обращению Банком предприняты меры для исключения возникновения подобных ситуаций в дальнейшем…».

Вместе с тем, 23.07.2021 в 12 часов 12 минут на абонентский номер заявителя <…> поступил звонок от абонента 8-495-739-04-85 следующего содержания:

«Добрый день! Для Вас новое предложение с выгодными условиями и честной процентной ставкой от Банка Русский Стандарт. Чтобы узнать подробнее – нажмите один, отказаться – нажмите девять».

Поступление указанных телефонных звонков подтверждается представленными аудиозаписями, а также детализацией оказанных услуг по абонентскому номеру <…>.

Частью 1 статьи 18 ФЗ «О рекламе» установлено, что распространение рекламы по сетям электросвязи, в том числе посредством использования телефонной, факсимильной, подвижной радиотелефонной связи, допускается только при условии предварительного согласия абонента или адресата на получение рекламы. При этом реклама признается распространенной без предварительного согласия абонента или адресата, если рекламораспространитель не докажет, что такое согласие было получено. Рекламораспространитель обязан немедленно прекратить распространение рекламы в адрес лица, обратившегося к нему с таким требованием.

В соответствии с частью 2 статьи 18 ФЗ «О рекламе» не допускается использование сетей электросвязи для распространения рекламы с применением средств выбора и (или) набора абонентского номера без участия человека (автоматического дозванивания, автоматической рассылки).

24.09.2021 определением о возбуждении дела по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе Кемеровским УФАС России было возбуждено дело № 042/05/18-1726/2021 в отношении АО «Банк Русский Стандарт» и назначено к рассмотрению на 16.11.2021 в 10 часов 00 минут. Копия Данного определения была направлена в адрес АО «Банк Русский Стандарт» заказным письмом с уведомлением о вручении, а также заявителю по электронной почте (распечатка с сайта АО «Почта России: отслеживание почтовых отправлений» о вручении почтовой корреспонденции имеется в материалах дела).

16.11.2021 состоялось рассмотрение дела № 042/05/18-1726/2021 в отсутствие представителя АО «Банк Русский Стандарт» уведомленного надлежащим образом о дате, времени и месте рассмотрения данного дела.

Рассмотрев материалы дела, Комиссия Кемеровского УФАС России решила рассмотрение дела № 042/05/18-1726/2021 отложить для получения дополнительных доказательств по делу.

Определением от 16.11.2021 рассмотрение дела № 042/05/18-1726/2021 было отложено на 16.12.2021 в 10 часов 00 минут. Копия данного определения была направлена в адрес АО «Банк Русский Стандарт» заказным письмом с уведомлением о вручении, а также заявителю по электронной почте (распечатка с сайта АО «Почта России: отслеживание почтовых отправлений» о вручении почтовой корреспонденции имеется в материалах дела).

14.12.2021 в адрес Кемеровского УФАС России поступили письменные пояснения представителя по доверенности АО «Банк Русский Стандарт» (исх. от 13.12.2021), из которых следует, что среди своих клиентов, выразивших согласие на получение рекламы, 22.07.2021 Банк проводил информационную кампанию о действующих банковских продуктах путем их обзвона.

Так, при осуществлении телефонного звонка 22.07.2021 на абонентский номер, работником Банка, осуществляющим телефонный набор номера, была допущена ошибка и как следствие – ошибочно произведен звонок на номер <…>.

Исходя из того, что звонок абоненту был совершен ошибочно, абонент с номером <…> не является клиентом Банка, в связи с чем, согласие данного абонента на получение рекламной информации у Банка отсутствует.

У Банка отсутствовал умысел нарушать установленные нормы действующего законодательства Российской Федерации о рекламе, также Банк не имел цели звонить абоненту, который не является клиентом Банка и который соответствующего согласия не давал.

Звонок абоненту <…> был совершен ошибочно, ввиду некорректного набора номера.

В настоящее время Банком не осуществляется направление какой – либо информации по мобильному номеру <…> и не предполагается направление какой – либо информации впредь.

Также представитель АО «Банк Русский Стандарт» заявила ходатайство о рассмотрении данного дела в отсутствие законного представителя, защитника АО «Банк Русский Стандарт».

16.12.2021 состоялось рассмотрение дела в отсутствие представителя АО «Банк Русский Стандарт», уведомленного надлежащим образом о дате, времени и месте рассмотрения данного дела.

Рассмотрев материалы дела, Комиссия Кемеровского УФАС России установила.

В адрес Управления Федеральной антимонопольной службы по Кемеровской области поступило заявление <…> (исх. от 23.07.2021,  вх. от 26.07.2021 № 5266э) о наличии признаков нарушения ФЗ «О рекламе» при распространении рекламы посредством телефонных звонков без согласия абонента.

Из заявления следует, что 22.07.201 в 12 часов 45 минут на абонентский номер заявителя <…> поступил звонок от абонента 8-495-136-38-07 следующего содержания:

«Банк Русский Стандарт, пару минут уделите?

-А по какому вопросу?

-Для Вас подготовлено кредитование от нашего банка. Наличные на индивидуальных условиях без залога и справок. Скажите пожалуйста, какую сумму желаете рассмотреть и на какой срок?

- Во-первых, меня это не интересует, во-вторых, откуда у Вас мой номер телефона?

-Для Вас подготовлено кредитование от нашего банка

- Но я не соглашалась ни на какие Ваши акции, никогда не сотрудничала с Вашим банком, поэтому для меня удивительно, откуда у Вас мой телефон».

Из заявления также следует, что 22.07.2021 заявителем на электронную почту банка bank@rsb.ru был направлено заявление с требованием о прекращении рассылки смс – сообщений и звонков на абонентский номер <…>.

22.07.2021 в 17 часов 05 минут заявителю поступил ответ от Банка следующего содержания: «По Вашему обращению Банком предприняты меры для исключения возникновения подобных ситуаций в дальнейшем…».

Вместе с тем, 23.07.2021 в 12 часов 12 минут на абонентский номер заявителя <…> поступил звонок от абонента 8-495-739-04-85 следующего содержания:

«Добрый день! Для Вас новое предложение с выгодными условиями и честной процентной ставкой от Банка Русский Стандарт. Чтобы узнать подробнее – нажмите один, отказаться – нажмите девять».

Поступление указанных телефонных звонков подтверждается представленными аудиозаписями, а также детализацией оказанных услуг по абонентскому номеру <…>.

Из информации, представленной в адрес Кемеровского УФАС России ПАО «ВымпелКом» (исх. от 09.09.2021 № ВР-04/б/г) следует, что абонентский номер 8-495-136-38-07 выделен по договору о предоставлении телекоммуникационных услуг от 10.10.2010 № <…> АО «Банк Русский Стандарт».

Ио ответа АО «Авантел» следует, что телефонный номер 8-495-739-04-85 предоставляется АО «Банк Русский Стандарт» в соответствии с договором об оказании услуг связи.

Из ответа АО «РСИЦ» следует, что администратором домена второго уровня rsb.ru является АО «Банк Русский Стандарт».

В соответствии с письмом ФАС России от 26.12.2019 № ДФ/114009/19 «О применении части 2 статьи 18 ФЗ «О рекламе», запись телефонного разговора, предоставленная абонентом антимонопольному органу, содержащая в начале такого разговора воспроизведенный абоненту заранее записанный аудиофрагмент, предоставляющий собой последовательность звуков и/или речь человека (автоматизированная запись), позволяет сделать вывод о том, что в ходе осуществления такого звонка абоненту использовались средства выбора и (или) набора абонентского номера без участия человека (автоматическое дозванивание).

Такие обстоятельства могут рассматриваться антимонопольными органами как нарушение рекламораспространителем требований части 2  статьи 18 ФЗ «О рекламе».

В соответствии с аудиозаписью разговора, совершенного 23.07.2021 в 12 часов 12 минут, представленного заявителем, в начале представленного разговора абоненту был воспроизведен заранее записанный аудиофрагмент (автоматизированная запись).

Частью 1 статьи 18 ФЗ «О рекламе» установлено, что распространение рекламы по сетям электросвязи, в том числе посредством использования телефонной, факсимильной, подвижной радиотелефонной связи, допускается только при условии предварительного согласия абонента или адресата на получение рекламы. При этом реклама признается распространенной без предварительного согласия абонента или адресата, если рекламораспространитель не докажет, что такое согласие было получено. Рекламораспространитель обязан немедленно прекратить распространение рекламы в адрес лица, обратившегося к нему с таким требованием.

В соответствии с частью 2 статьи 18 ФЗ «О рекламе» не допускается использование сетей электросвязи для распространения рекламы с применением средств выбора и (или) набора абонентского номера без участия человека (автоматического дозванивания, автоматической рассылки).

Следовательно, распространение АО «Банк Русский Стандарт» рекламы посредством телефонного звонка без согласия абонента <…>, с применением средств выбора и (или) набора абонентского номера без участия человека (автоматического дозванивания, автоматической рассылки), содержит признаки нарушения частей 1, 2 статьи 18 ФЗ «О рекламе».

В соответствии с частью 7 статьи 38 ФЗ «О рекламе» ответственность за нарушение требований, установленных частями 1, 2 статьи 18 ФЗ «О рекламе» несёт рекламораспространитель.

В данном случае рекламораспространителем является АО «Банк Русский Стандарт».

Руководствуясь пунктом 1 части 2 статьи 33, частью 1 статьи 36 Федерального закона от 13.03.2006 № 38 – ФЗ «О рекламе» и в соответствии с пунктами 42-47 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия Кемеровского УФАС России,      

РЕШИЛА:

1. Признать ненадлежащей рекламу акционерного общества «Банк Русский Стандарт» (юридический адрес: 105187, г. Москва, ул. Ткацкая, 36, ОГРН 1027739210630, Дата присвоения ОГРН 03.10.2002, ИНН 7707056547, КПП 771901001), распространенную посредством телефонных звонков от абонента  8-495-136-38-07 на абонентский номер <…>, поскольку в ней нарушены требования частей 1, 2 статьи 18 ФЗ «О рекламе».

2. Предписание о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе не выдавать в связи с устранением нарушения.

3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу  Кемеровского УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Решение изготовлено в полном объеме «28» декабря 2021 года.

Решение может быть обжаловано в порядке, предусмотренном статьей 37 ФЗ «О рекламе».

Связанные организации

АО "Банк Русский Стандарт"
ИНН 7707056547, ОГРН 1027739210630