Решение №08/3349 по обращению от 12 апреля 2021 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

 «12» апреля 2021г.                                                                                                 г. Кемерово

Резолютивная часть решения оглашена «07» апреля 2021г.

Решение изготовлено в полном объеме «12» апреля 2021г.                         

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Кемеровской области по контролю в сфере закупок в составе:

Председателя комиссии:

 

Заместителя руководителя Кемеровского УФАС России;

Членов комиссии:    

 

Начальника  отдела контроля в сфере закупок,

 

 

ведущего специалиста-эксперта отдела контроля в сфере закупок,

  рассмотрев материалы дела РНП № 042/06/104-497/2021, возбужденного на основании обращения ГКУ «АЗ СЗ»  о включении в реестр недобросовестных поставщиков сведений об ООО «Церебрум-М»,

УСТАНОВИЛА:

  01.04.2021 в адрес Управления Федеральной антимонопольной службы по Кемеровской области поступило обращение заказчика ГКУ «АЗ СЗ» о включении в реестр недобросовестных поставщиков сведений об ООО «Церебрум-М», в отношении которой применена процедура одностороннего отказа от исполнения обязательств по контракту   № 08-ЭА-МИ-20 от 19.10.2020  на поставку медицинских изделий.                                                                              

 В ходе рассмотрения материалов обращения Комиссией Кемеровского УФАС России установлено следующее:         

19.10.2020 года между государственным казенным учреждением
здравоохранения «Агентство по закупкам в сфере здравоохранения» (далее - ГКУ
«АЗ С3»/3аказчик) и обществом с ограниченной ответственностью «Церебрум-М»
(далее - Поставщик) по результатам аукциона в электронной форме, объявленного
извещением от 23.09.2020 № АЭФ-2020-09-177 (0839500000220000164), на
основании протокола подведения итогов на участие в электронном аукционе от
07.10.2020, был заключен государственный контракт № 08-ЭА-МИ/20 на поставку
медицинских изделий для региональных государственных нужд в целях
реализации государственной программы Кемеровской области - Кузбасса
«Развитие здравоохранения Кузбасса» на 2014-2024 годы» (далее — Контракт).

Согласно п. 1.1. Контракта Поставщик обязуется в порядке и сроки,
предусмотренные Контрактом, осуществить поставку медицинских изделий
перчаток (код ОКПД 2-22.19.60.113, 22.19.60.119) (далее - Товар) в соответствии
со Спецификацией (приложение № 1 к Контракту), а Заказчик обязуется в порядке
и сроки, предусмотренные Контрактом, принять и оплатить поставленный Товар.

В соответствии с п. 5.1. Контракта Поставка Товара осуществляется
Поставщиком в Место доставки в соответствии с Отгрузочной разнарядкой
(приложение № 3 к Контракту) на условиях, предусмотренных пунктом 1.3
Контракта, в сроки, определенные Календарным планом (приложение № 4 к
Контракту). Поставка Товара осуществляется путем передачи Товара Получателю
с 9-00 часов до 14-00 часов ежедневно, кроме субботы, воскресенья, официальных
праздничных дней. Вне вышеуказанного графика поставка производится при условии предварительного письменного согласования с Получателем.

Как следует из Приложения № 3 к Контракту Получателем Товара является открытое акционерное общество "Кузбассфарма".

Согласно Приложения № 4 к Контракту поставка Товара осуществляется в течение 30 дней с момента заключения Контракта в количестве 100 % общего объема Товара, т.е. срок поставки Товара по Контракту до 18.11.2020.   

В соответствии с п. 2.2. Контракта цена Контракта составляет 3 804 495,24 руб. (три миллиона восемьсот четыре тысячи четыреста девяносто пять) рублей 24 коп., включая НДС (10 %) 345 863,20 руб. (триста сорок пять тысяч восемьсот шестьдесят три) рубля 20 коп. между Заказчиком и Поставщиком было заключено дополнительное соглашение № 2 к Контракту без изменений характеристик не поставленного товара.

Как следует из Спецификации (с учетом изменений) Поставщик обязан поставить следующий товар:

п/п

Наименование Товара, согласно КТРУ

Наименование Товара, согласно РУ

Ед.

измерен

ия

Количе

ство

Цена с учетом НДС (10%), руб.

Обшая стоимость с учетом НДС (10%), руб.

Страна

происхожде

ния

1

2

3

4

5

6

7

8

1

Перчатки смотровые/процедур ные нитриловые, неопудренные, нестерильные/ перчатки нитриловые смотровые нестерильные неопудренные

Перчатки медицинские диагностические (смотровые (нестерильные нитриловые, Неопудренные, текстурированные. Размер М

пар

600

25,22

15132,00

Малайзия

2

Перчатки смотровые/процедур ные нитриловые, неопудренные, нестерильные/ перчатки нитриловые смотровые нестерильные

Перчатки медицинские диагностические (смотровые (нестерильные нитриловые, Неопудренные, текстурированные. Размер L

пар

600

25,22

15132,00

Малайзия

3

Перчатки хирургические из латекса гевеи, неопудренные/ перчатки хирургические стерильные неопудренные анатомической формы

Перчатки

медицинские

стерильные

латексные

одноразовые

хирургические.

Размер М

пар

46700

34,28

1600876,00

Китай

4

Перчатки хирургические из латекса гевеи, неопудренные/ перчатки хирургические стерильные неопудренные анатомической формы

Перчатки

медицинские

стерильные

латексные

одноразовые

хирургические.

Размер L

пар

46700

34,28

1600876,0

0

Китай

5

Перчатки хирургические из латекса гевеи, опудренные/ перчатки хирургические стерильные опудренные анатомической формы

Перчатки

медицинские

стерильные

латексные

одноразовые

хирургические.

Размер XL

пар

16699

34,28

572441,72

Китай

 

6

Перчатки хирургические из латекса гевеи, опудренные/ перчатки хирургические стерильные опудренные анатомической формы

Перчатки

медицинские

стерильные

латексные

одноразовые

хирургические.

Размер XL

пар

1

37,52

37,52

Китай

Комиссия Кемеровского УФАС России установила, что  Поставщик поставил товар, указанный в п. 1-4 Спецификации, что подтверждается актом приема-передачи Товара № 13359 от 27.10.2020.

В адрес Поставщика Заказчиком было направлено соглашение о расторжении Контракта по соглашению сторон.

Факт получения соглашения подтверждается Поставщиком в информационном письме, в котором Поставщик предлагает заменить не поставленный товар, указанный в п. 5 спецификации и технических характеристик (перчатки хирургические из латекса гевеи, опудренные/перчатки хирургические стерильные опудренные анатомической формы) на товар с другими характеристиками, а также Поставщик подтверждает факт, что товар не будет поставлен в адрес Получателя.

В письме от 30.12.2020 № 5071 Заказчик уведомил Поставщика о необходимости поставить Товар до 01.01.2021 в соответствии с условиями Контракта и дополнительного соглашения № 2 от 23.12.2020.

Письмо № 5071 от 30.12.2020 было направлено Поставщику по электронной почте, указанной в Контракте, и в этот же день письмо было доставлено Поставщику, что подтверждается уведомлением почтовой электронной системы.

Также письмо Заказчика было направлено почтой России 19.01.2021 (почтовый идентификатор 80087056024330), однако письмо было возвращено Заказчику 03.03.2021 в связи с истечением срока хранения.

В соответствии с п. 14.1. Контракта все уведомления Сторон, связанные с исполнением настоящего Контракта, направляются в письменной форме по почте заказным письмом по фактическому адресу Стороны, указанному в разделе 17 Контракта, или нарочно, а также с использованием факсимильной связи, электронной почты с последующим представлением оригинала. В случае направления уведомлений с использованием почты уведомления считаются полученными Стороной в день фактического получения, подтвержденного отметкой почты. В случае отправления уведомлений посредством факсимильной связи и электронной почты уведомления считаются полученными Стороной в день их отправки.

Однако оставшийся Товар по Контракту Поставщиком до настоящего времени не поставлен.

      Согласно ч. 9 ст. 95 Федерального закона от 05.04.2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг, для обеспечения  государственных и муниципальных нужд» (далее - Закон о контрактной системе),  согласно п. 11.2 и 11.8  гражданско-правового – договора (далее – Договор) заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения Договора по основаниям, предусмотренным гражданским законодательством Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств.

Согласно п. 1, 2 ст. 523 Гражданского кодекса РФ (ГК РФ) односторонний отказ от исполнения договора поставки (полностью или частично) допускаются в случае существенного нарушения договора одной из сторон (абзац четвертый п. 2 ст. 450).

Нарушение договора поставки поставщиком предполагается существенным в случаях:

  • поставки товаров ненадлежащего качества с недостатками, которые не могут быть устранены в приемлемый для покупателя срок;
  • неоднократного нарушения сроков поставки товаров.

Согласно п. 1 ст. 456 ГК РФ продавец обязан передать покупателю товар, предусмотренный договором купли-продажи.

Таким образом, Поставщик по Контракту не исполнил требования п. 1 ст. 456 ГК РФ, т.е. не передал Заказчику в полном объеме Товар, указанный в Контракте, в установленный в Контракте срок.

Согласно п 11.1. Контракта № 08-ЭА-МИ/20 от 19.10.2020, Контракт вступает в силу со дня его заключения и действует до 31.12.2020 года, а в части исполнения обязательств, вытекающих из настоящего Контракта, — до полного их исполнения.

В п. 11.4. Контракта указано, что Стороны вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации, для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств в порядке и сроки, определенные статьей 95 Федерального закона о контрактной системе.

Так как обязательства по Контракту со стороны Поставщика в полном объеме не исполнены, следовательно, Контракт считается действующим, и Заказчик имеет право его расторгнуть в одностороннем порядке.

В соответствии с ч. 12 ст. 95 Закона о контрактной системе решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее чем в течение трех рабочих дней с даты принятия указанного решения размещается в единой информационной системе и направляется поставщику (подрядчику, исполнителю) по почте заказным письмом с уведомлением о вручении по адресу поставщика (подрядчика, исполнителя), указанному в контракте, а также телеграммой, либо посредством факсимильной связи, либо по адресу электронной почты, либо с использованием иных средств связи и доставки, обеспечивающих фиксирование такого уведомления и получение заказчиком подтверждения о его вручении поставщику (подрядчику, исполнителю). Выполнение заказчиком требований настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта. Датой такого надлежащего уведомления признается дата получения заказчиком подтверждения о вручении поставщику (подрядчику, исполнителю) указанного уведомления либо дата получения заказчиком информации об отсутствии поставщика (подрядчика, исполнителя) по его адресу, указанному в контракте. При невозможности получения указанных подтверждений либо информации, датой такого надлежащего уведомления признается дата по истечении 30 дней с даты размещения решения заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракт в единой информационной системе.

Таким образом, во исполнение указанного требования, ч. 12 ст. 95 Закона о контрактной системе, 16.02.2021 ГКУ «АЗ СЗ» было принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, которое было опубликовано на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок и направлено Поставщику 17.02.2021 заказным письмом (почтовый идентификатор № 80087056024835) с уведомлением о вручении по адресу Поставщика, указанному в Контракте.

  1. является тридцатым днем с даты размещения решения в ЕИС.

Согласно отчету об отслеживании отправления Поставщик не явился в почтовое отделение для получения решения об одностороннем отказе от исполнения контракта и письмо 26.03.2021 было направлено обратно в адрес Заказчика.

В соответствии с ч. 13 ст. 95 Закона о контрактной системе решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через 10 дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика об одностороннем отказе от исполнения контракта.

      1. решение Заказчика об одностороннем отказе от исполнения Контракта вступило в силу.

В соответствии с ч. 16 ст. 95 Закона о контрактной системе информация о поставщике (подрядчике, исполнителе), с которым контракт был расторгнут в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения контракта, включается в установленном Законом о контрактной системе порядке в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).

В соответствии с ч. 2 ст. 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается, в том числе, информация об участниках закупок, с которыми контракты расторгнуты в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов.

Согласно ч. 6 ст. 104 Закона о контрактной системе, в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта заказчик в течение трех рабочих дней с даты расторжения контракта направляет в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, информацию, предусмотренную ч. 3 ст. 104 Закона о контрактной системе, а также в письменной форме обоснование причин одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта.

Из пояснений ООО «Церебрум-М» следует, что в процессе подписания контракта, имеющийся на складе товар, по причине повышенного спроса и социальной значимости был расписан, но при этом, в ближайшее время ожидалась поставка новой партии товара от производителя. Контракт № 08-ЭА-МИ-20 был подписан  19.10.2020  года. Приход новой партии товара ожидался до конца октября 2020 года, что вкладывалось в сроки поставки, предусмотренные контрактом «в течение 30 дней с момента заключения контракта», т.е. в срок до 19.11.2020 года. Однако, 12.11.2020 года, производитель (JIANGXI HONGDA MEDICAL EQUIPMENT GROUP LTD.) перчаток, указанных в спецификации контракта, уведомил ООО «Церебрум-М» о приостановлении производства на неопределённый срок по причине того, что с начала распространения коронавирусной инфекции COVID-19, эпидемиологическая ситуация не поменялась (копию письма прилагаем).

Фактическая невозможность поставить товар в остальном объёме, предусмотренном контрактом произошла по причине того, что в ходе исполнения контракта ООО «Церебрум-М» столкнулось с существенным изменением обстоятельств, из которых исходило при заключении контракта, а именно:

По причине существенного изменения обстоятельств, а именно приостановкой производства перчаток на заводе-производителе по причине вспышки эпидемии в Китае, о чем ООО «Церебрум-М» было информировано производителем лишь в ноябре  2020 года (исх. дата письма от 12.11.20г), что гораздо позже даты участия в аукционе и заключения контракта – 19.10.2020 г. 

В связи с чем, 17.11.2020 года в адрес Заказчика ООО «Церебрум-М» направил письмо с информацией о невозможности поставки указанных перчаток вследствие непреодолимой силы, и предложено рассмотреть возможность произвести замену товара в соответствии с  ч.7 ст. 95 Закона о контрактной системе по позициям 3,4, 5 Спецификации контракта.

В результате переговоров ООО «Церебрум-М» поставило товар в полном объёме, однако медицинские изделия по позиции  № 5 спецификации контракта, заказчик отказался принимать перчатки с улучшенными характеристиками по данной позиции.

27.11.20 Заказчик направил в адрес исполнителя проект дополнительного соглашения на замену товара только по позициям №№ 3 и 4 Спецификации, по 5 позиции Заказчик заявил отказ о замене товара.

В связи  с тем, что ООО «Церебрум-М» находился в стесненных условиях, не имея времени на оспаривание обоснования Заказчика, подписал соглашение в редакции Заказчика и продолжило поиск вариантов замен медицинского изделия по позиции № 5 спецификации контракта.

ООО «Церебрум-М» неоднократно связывался с Заказчиком, приносил свои извинения за сложившеюся ситуацию и пытался достигнуть договорённости для разрешения сложившейся ситуации, в частности предлагало различные варианты замен товара.

ООО «Церебрум-М» выражает готовность поставить в необходимом объёме перчатки медицинские после заключения дополнительного соглашения на основании части 7 статьи 95 N 44-ФЗ  "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".

ООО «Церебрум-М» не отказывается от своих обязательств и готово поставить товар с улучшенными характеристиками, т.к. производитель уведомляет Общество о том, что до сих пор производство опудренных перчаток не возобновлено.

Пунктом 13.1. Контракта установлено, что Стороны освобождаются от ответственности за частичное или полное неисполнение  обязательств по настоящему Контракту, если ненадлежащее исполнение Сторонами обязательств вызвано непреодолимой силой, т.е. чрезвычайными и непредотвратимыми обстоятельствами.

Под обстоятельствами непреодолимой силы понимаются возникшие после заключения Контракта непредвиденные, неотвратимые и непреодолимые для сторон события чрезвычайного характера.

Возникновение пандемии коронавируса, введение  Всемирной организацией здравоохранения международного чрезвычайного положения из-за распространения коронавируса обладают признаками обстоятельств непреодолимой силы, по сути  обладают признаками непредвиденности неотвратимости и непреодолимости, являются для сторон событиями чрезвычайного характера, поэтому вышеуказанные обстоятельства могут быть квалифицированы в качестве действия необратимой силы.

Эпидемия COVID-19 (коронавирус) повлияла на производственный процесс на предприятиях заводов-изготовителей, так как карантинные меры не позволили многим работникам вернуться на свои рабочие места.

          Согласно правовой позиции, содержащейся в пункте 8 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2016 г. N 7 "О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств", в силу пункта 3 статьи 401 Гражданского Кодекса Российской Федерации для признания обстоятельства непреодолимой силой необходимо, чтобы оно носило чрезвычайный и непредотвратимый при данных условиях характер.

         При этом требование чрезвычайности подразумевает исключительность рассматриваемого обстоятельства, наступление которого не является обычным в конкретных условиях. Если иное не предусмотрено законом, обстоятельство признается непредотвратимым, если любой участник гражданского оборота, осуществляющий аналогичную с должником деятельность, не мог бы избежать наступления этого обстоятельства или его последствий.

         Кроме того, статья 451 ГК РФ устанавливает, что существенное изменение обстоятельств, из которых стороны исходили при заключении договора, является основанием для его изменения или расторжения, если иное не предусмотрено договором или не вытекает из его существа.

Изменение обстоятельств признается существенным, когда они изменились настолько, что, если бы стороны могли это разумно предвидеть, договор вообще не был бы ими заключен или был бы заключен на значительно отличающихся условиях.

            В определениях Конституционного суда Российской Федерации от 07.06.2001 N 139-О, от 07.02.2002 N 16-О, постановлениях от 21.11.2002 N 15-П, от 30.07.2001 N 13-П, информационном письме ВАС РФ от 20.12.1999 N С1-7/смп-1341 "Об основных положениях, применяемых Европейским судом по правам человека по защите имущественных прав и права на правосудие" указано, что меры государственного понуждения должны применяться с учетом характера совершенного правонарушения, размера причиненного вреда, степени вины правонарушителя, его имущественного положения и иных существенных обстоятельств. Указанные меры не должны подавлять экономическую самостоятельность и инициативу граждан и юридических лиц, чрезмерно ограничивать право каждого на свободное пользование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности, а также право частной собственности.

По смыслу статьи 55 Конституции Российской Федерации введение ответственности за правонарушение и установление конкретной санкции, ограничивающей конституционное право, исходя из общих принципов права, должно отвечать требованиям справедливости, быть соразмерным конституционно закрепляемым целям и охраняемым законным интересам, а также характеру совершенного деяния.

Комиссией Кемеровского УФАС России установлено, что ООО «Церебрум-М» принимает активное участие в торгах с 2016 года, имеет обширный опыт поставок и исполнения контрактов, имеет положительную репутацию на рынке госзаказа, не имело намеренной цели на уклонение от исполнения контракта.

       На основании вышеизложенного Комиссия Кемеровского УФАС России, приходит к выводу, что сведения в отношении ООО «Церебрум-М» в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) включению не подлежат.

       Руководствуясь статьями 99, 104 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» и Постановлением Правительства РФ от 25.11.2013 № 1062 «О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)», комиссия  Кемеровского УФАС России,

                                                                   РЕШИЛА:

       Обращение ГКУ «АЗ СЗ» о включении в реестр недобросовестных поставщиков  сведений об ООО «Церебрум-М» оставить без удовлетворения.   

Решение может быть обжаловано в Арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.  

Председатель комиссии                                                             

      Члены  комиссии

Связанные организации

ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ КЕМЕРОВСКОЙ ОБЛАСТИ "АГЕНТСТВО ПО ЗАКУПКАМ В СФЕРЕ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ"
ИНН 4205349664, ОГРН 1174205000551