Решение №09/6957 по делу от 13 июля 2021 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ ПО ДЕЛУ № 042/05/20-517/2021

«12» июля  2021г.                                                                                                г. Кемерово

Комиссия Кемеровского УФАС России по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:

Заместителя председателя Комиссии:

<…> -

заместителя руководителя управления;

Членов Комиссии:

<…> -<…> -

начальника отдела рекламы и недобросовестной конкуренции;

ведущего специалиста – эксперта отдела рекламы и недобросовестной конкуренции,

рассмотрев дело № 042/05/20-517/2021, возбужденное в отношении <…> (далее – <…>, адрес регистрации: <…>) по признакам нарушения требований   части 5 статьи 20 ФЗ «О рекламе» (далее по тексту - ФЗ «О рекламе»),                                                                                           

                                                            УСТАНОВИЛА:

В адрес Управления Федеральной антимонопольной службы по Кемеровской области поступили обращения ОГИБДД Управления МВД России по г. Кемерово  (исх. от 09.03.2021 № 1/27-1119СЭД, вх. от 09.03.2021 № 1481э) о наличии признаков нарушения требований части 5 статьи 20 ФЗ «О рекламе».

Из обращения следует, что 06.03.2021 в г. Кемерово, на ул. Мариинской, в районе строения № 5А, произошло дорожно – транспортное происшествие с участием рейсового автобуса КАВЗ 423533, государственный регистрационный номер <…> и пешехода. В результате происшествия пешеход получил травмы.

При изучении обстоятельств указанного происшествия были выявлены признаки нарушения требований части 5 статьи 20 ФЗ «О рекламе» при распространении рекламы на заднем стекле автобуса КАВЗ 423533, государственный регистрационный номер <…>, следующего содержания:

«Утепление стен и пола…Простой монтаж  без стяжки…8-960-905-00-90…».

Из представленных материалов  следует, что указанное транспортное средство принадлежит <…> в соответствии с представленной карточкой учета транспортных средств.

В соответствии с частью 5 статьи 20 ФЗ «О рекламе» реклама, размещенная на транспортных средствах, не должна создавать угрозу безопасности движения, в том числе ограничивать обзор управляющим транспортными средствами лицам и другим участникам движения, и должна соответствовать иным требованиям технических регламентов.

05.04.2021 определением о возбуждении дела по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе Кемеровским УФАС России было возбуждено дело № 042/05/20-517/2021 в отношении <…> и назначено к рассмотрению на 27.05.2021 в 10 часов 30 минут. Данное определение было направлено в адрес <…>, ОГИБДД Управления МВД России по г. Кемерово заказными письмами с уведомлением о вручении (возврат почтовой корреспонденции, направленной в адрес <…>, а также распечатка с сайта АО «Почта России: отслеживание почтовых отправлений» о вручении почтовой корреспонденции заявителю имеются в материалах дела).

05.05.2021 в адрес Кемеровского УФАС России поступил ответ производителя автобуса КАВЗ-423533 – ООО «КАВЗ» (исх. от 28.04.2021 № 805/022-100), из которого следует, что заднее окно (стекло) автобуса КАВЗ – 423533 является  аварийным выходом. Для установки в указанном окне используется легко разбиваемое безопасное стекло.

Нанесение пленочного покрытия на заднем стекле автобуса КАВЗ – 423533 (равно как и на боковых стеклах из числа аварийных выходов) является недопустимым, так как в соответствии с требованиями Технического Регламента Таможенного Союза 018/2011 (Правила ЕЭК ООН № 36 – 03, пункт 5.6.8), в случае использования разбиваемого стекла в качестве аварийного выхода, не допускается использование слоистого стекла или стекла, изготовленного из пластического материала, а при нанесении на безопасное стекло пленочного покрытия стекло становится слоистым, что не допускается Техническим Регламентом Таможенного Союза.

27.05.2021 Комиссия Кемеровского УФАС России решила рассмотрение дела № 042/05/20-517/2021 отложить для получения дополнительных доказательств по делу.

Определением от 27.05.2021 рассмотрение дела № 042/05/20-517/2021 было отложено на 12.07.2021 в 11 часов 00 минут. Копия данного определения была направлена в адрес <…>, ОГИБДД Управления МВД России по г. Кемерово заказными письмами с уведомлением о вручении (возврат почтовой корреспонденции, направленной в адрес <…>, а также распечатка с сайта АО «Почта России: отслеживание почтовых отправлений» о вручении почтовой корреспонденции заявителю имеются в материалах дела).

12.07.2021 состоялось рассмотрение дела № 042/05/20-517/2021 в отсутствие лиц, участвующих в деле, уведомленных надлежащим образом о дате, времени и месте рассмотрения данного дела.

Рассмотрев материалы дела, Комиссия Кемеровского УФАС России установила следующее.

В адрес Управления Федеральной антимонопольной службы по Кемеровской области поступили обращения ОГИБДД Управления МВД России по г. Кемерово  (исх. от 09.03.2021 № 1/27-1119СЭД, вх. от 09.03.2021 № 1481э) о наличии признаков нарушения требований части 5 статьи 20 ФЗ «О рекламе».

Из обращения следует, что 06.03.2021 в г. Кемерово, на ул. Мариинской, в районе строения № 5А, произошло дорожно – транспортное происшествие с участием рейсового автобуса КАВЗ 423533, государственный регистрационный номер <…> и пешехода. В результате происшествия пешеход получил травмы.

При изучении обстоятельств указанного происшествия были выявлены признаки нарушения требований части 5 статьи 20 ФЗ «О рекламе» при распространении рекламы на заднем стекле автобуса КАВЗ 423533, государственный регистрационный номер <…>, следующего содержания:

«Утепление стен и пола…Простой монтаж  без стяжки…8-960-905-00-90…».

Из представленных материалов  следует, что указанное транспортное средство принадлежит <…> в соответствии с представленной карточкой учета транспортных средств.

В соответствии с частью 5 статьи 20 ФЗ «О рекламе» реклама, размещенная на транспортных средствах, не должна создавать угрозу безопасности движения, в том числе ограничивать обзор управляющим транспортными средствами лицам и другим участникам движения, и должна соответствовать иным требованиям технических регламентов.

В соответствии с пунктом 2 Положения о федеральном государственном надзоре в области дорожного движения, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 19.08.2013 № 716, федеральный надзор осуществляется Министерством внутренних дел Российской Федерации (МВД России) и его территориальными органами.

Соответственно, оценка транспортного средства на предмет наличия на данном транспортном средстве элементов, создающих угрозу безопасности дорожного движения, входит в компетенцию МВД России и его территориальных органов.

Требования к безопасности находящихся в эксплуатации транспортных средств установлены Техническим регламентом Таможенного союза «О безопасности колесных транспортных средств» (ТР ТС 018/2011), утвержденного Решением Комиссии Таможенного союза от 09.12.2011 № 877 (далее по тексту - Технический регламент).

В соответствии с пунктом 1.4.12.2 Приложения № 4 к Техническому регламенту любое запасное окно должно: либо легко и быстро открываться изнутри и снаружи транспортного средства при помощи соответствующего приспособления, либо иметь легко разбиваемое предохранительное стекло. Последнее положение исключает возможность использования слоистого стекла или стекла, изготовленного из пластического материала. Вблизи каждого запасного окна должно быть установлено приспособление легко доступное для лиц, находящихся в транспортном средстве, с тем, чтобы можно было разбить каждое окно.

В соответствии с Руководством по эксплуатации КАВЗ, для аварийной эвакуации пассажиров в автобусе имеются запасные выходы: одно легко разбиваемое аварийное окно в задней стенке кузова, два окна в левой боковине кузова.

Положениями ГОСТ 32565-2013 «Стекло безопасное для наземного транспорта. Общие технические условия» определены основные технические требования к стеклам, применяемым в качестве остекления наземного транспорта; легковых и грузовых автомобилей, автобусов, троллейбусов, эксплуатируемых во всех макроклиматических районах на суше. 

В связи с чем, нанесение любой пленки на стекло запасного окна влияет на характеристики стекла, в том числе светопропускание, прочность, травмобезопасность и является внесением изменений в конструкцию транспортного средства.

В соответствии с пунктом 13.4 Приложения № 8 к Техническому регламенту, не допускается оборудование салона дополнительными элементами конструкций или создание иных препятствий, ограничивающих доступ к аварийным выходам

Подтверждением наличия угрозы безопасности дорожного движения является также письмо изготовителя автобусов КАВЗ – ООО «КАВЗ» от 28.04.2021 № 805/022-100, в котором указывается о недопустимости нанесения дополнительных покрытий на аварийные стекла.

         Необходимо отметить, что завод – изготовитель при производстве транспортного средства, учитывая его конструктивные особенности, производит транспортное средство с учетом необходимости обеспечения безопасности и имеет право давать соответствующие разъяснения.

Следовательно, эксплуатация автобуса марки КАВЗ с нанесенной на поверхность стекла окна, расположенного в задней части кузова автобуса и одновременно являющегося запасным окном (аварийным выходом), дополнительных пленок, в том числе с информацией рекламного характера, не соответствует требованиям указанных пунктов Технического регламента.

Также в соответствии с пунктом 1.2 Правил дорожного движения Российской Федерации, утвержденных Постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 23.10.1993 № 1090 участник дорожного движения - это лицо, принимающее непосредственное участие в процессе движения в качестве водителя, пешехода, пассажира транспортного средства.

На основании изложенного, реклама, нанесенная на заднее стекло автобуса, содержит признаки нарушения части 5 статьи 20 ФЗ «О рекламе», поскольку ограничивает возможность использования данного стекла в качестве запасного выхода, поскольку данное стекло используется в качестве запасного выхода в случае аварии путем его разбивания, а также ограничивает обзор пассажирам и другим участникам дорожного движения.

В соответствии с частью 7 статьи 38 ФЗ «О рекламе» ответственность за нарушение требований, установленных частью 5 статьи 20 ФЗ «О рекламе» несет рекламораспространитель.

Поскольку только собственник транспортного средства вправе размещать, либо давать согласие на размещение на своем имуществе (автобус КАВЗ) рекламных материалов, рекламораспространителем, в данном случае, является <…>, как собственник транспортного средства.  

Руководствуясь пунктом 1 части 2 статьи 33, частью 1 статьи 36 Федерального закона от 13.03.2006 № 38 – ФЗ «О рекламе» и в соответствии с пунктами 42-47 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия Кемеровского УФАС России,      

                                                                  РЕШИЛА:

1.Признать ненадлежащей рекламу <…> (адрес регистрации: <…>), размещенную  на заднем стекле автобуса КАВЗ 423533,  государственный регистрационный номер Т961ТО42, поскольку в ней нарушены требования части 5 статьи 20 ФЗ «О рекламе».

2.Выдать <…> (адрес регистрации: <…>) предписание о прекращении нарушения законодательства о рекламе.

3.Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу  Кемеровского УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 4 статьи 14.38 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Решение изготовлено в полном объеме «13» июля 2021 года.

Решение может быть обжаловано в порядке, предусмотренном статьей 37 ФЗ «О рекламе».

Связанные организации

Связанные организации не указаны