Решение №09/6092 по делу от 6 июня 2019 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

 «05» июня 2019г.                                                                                 г.  Кемерово

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Кемеровской области по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:

Заместитель председателя Комиссии:

 

<…> -

 

заместителя руководителя управления;

Членов Комиссии:                     

<…> -

начальника отдела рекламы, недобросовестной конкуренции и финансовых рынков;

 

<…> -

специалиста  - эксперта отдела рекламы и

недобросовестной конкуренции и финансовых рынков,

рассмотрев дело № 5/Р-2019, возбужденное в отношении Индивидуального предпринимателя <…> (далее - ИП <…>, дата рождения: <…>, адрес регистрации: г. <…>, ул. <…>, дом <…>, кв. <…>, ОГРНИП: <…>, ИНН: <…>, дата присвоения ОГРНИП:  <…>)  по  признакам нарушения части 9  статьи 19 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ   «О рекламе»  (далее  по тексту - ФЗ «О рекламе»),  в отсутствие ИП <…>, уведомленного надлежащим образом о дате, времени и месте рассмотрения данного дела,

УСТАНОВИЛА:

В адрес Кемеровского УФАС России поступило обращение Администрации Мариинского муниципального района (вх. от 13.12.2018  № 6113э) о наличии признаков нарушения ФЗ «О рекламе» при распространении рекламы без разрешения органов местного самоуправления на территории г. Мариинска.

По адресу: г. Мариинск, ул. <…>, <…>, размещена рекламная конструкция с рекламой следующего содержания: «Золото Серебро скидка 20%».  По сведениям Администрации Мариинского муниципального района данная рекламная конструкция размещена ИП <…>.

Частью 1 статьи 19 ФЗ «О рекламе» установлено, что распространение наружной рекламы с использованием щитов, стендов, строительных сеток, перетяжек, электронных табло, проекционного и иного предназначенного для проекции рекламы на любые поверхности оборудования, воздушных шаров, аэростатов и иных технических средств стабильного территориального размещения (далее - рекламные конструкции), монтируемых и располагаемых на внешних стенах, крышах и иных конструктивных элементах зданий, строений, сооружений или вне их, а также остановочных пунктов движения общественного транспорта осуществляется владельцем рекламной конструкции, являющимся рекламораспространителем, с соблюдением требований настоящей статьи. Владелец рекламной конструкции (физическое или юридическое лицо) - собственник рекламной конструкции либо иное лицо, обладающее вещным правом на рекламную конструкцию или правом владения и пользования рекламной конструкцией на основании договора с ее собственником.

Частью 9 статьи 19 ФЗ «О рекламе» установлено, что установка и эксплуатация рекламной конструкции допускаются при наличии разрешения на установку и эксплуатацию рекламной конструкции, выдаваемого на основании заявления собственника или иного указанного в частях 5, 6, 7 настоящей статьи законного владельца соответствующего недвижимого имущества либо владельца рекламной конструкции органом местного самоуправления муниципального района или органом местного самоуправления городского округа, на территориях которых предполагается осуществлять установку и эксплуатацию рекламной конструкции.

Следовательно, установка и эксплуатация рекламных конструкций возможна только при наличии разрешений на установку и эксплуатацию рекламных конструкций выданных органом местного самоуправления.

В соответствии с частью 7 статьи 38 ФЗ «О рекламе» ответственность за нарушение требований, установленных частью 9 статьи 19 ФЗ   «О рекламе» несет рекламораспространитель.

Распространителем вышеуказанной рекламы является ИП <…>.

01.02.2019 определением о возбуждении дела по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе Кемеровским УФАС России было возбуждено дело № 5/Р-2019  в отношении ИП <...> и назначено к рассмотрению на 18.03.2019 в 11 часов 30 минут. Данное определение было направлено в адрес ИП <…> заказным письмом с уведомлением о вручении.

18.03.2019 на рассмотрение дела № 5/Р-2019 ИП <...> не явился, представителя не направил. Сведениями о надлежащем уведомлении ИП <…> о дате, времени и месте рассмотрения данного дела Кемеровское УФАС России не располагало.

Определением от 18.03.2019 рассмотрение дела № 5/Р-2019  было отложено на 06.05.2019 в 11 часов 00 минут. Данное определение было направлено в адрес ИП <…>.

06.05.2019 на рассмотрение дела № 5/Р-2019 ИП <…> не явился, представителя не направил. Сведениями о надлежащем уведомлении   ИП <…> о дате, времени и месте рассмотрения данного дела Кемеровское УФАС России не располагало.

Определением от 06.05.2019 рассмотрение данного дела было отложено на 05.06.2019 на 08 часов 30 минут. Данное определение было направлено в адрес ИП <…> (распечатка с сайта ФГУП «Почта России: отслеживание почтовых отправлений» о вручении почтовой корреспонденции имеется в материалах дела).

05.06.2019 состоялось рассмотрение дела № 5/Р-2019 в отсутствии    ИП <…>, уведомленного надлежащим образом о дате, времени и месте рассмотрения данного дела.

Рассмотрев материалы дела, Комиссия Кемеровского УФАС России установила.

В адрес Кемеровского УФАС России поступило обращение Администрации Мариинского муниципального района (вх. от 13.12.2018   № 6113э) о наличии признаков нарушения ФЗ «О рекламе» при распространении рекламы без разрешения органов местного самоуправления на территории г. Мариинска.

По адресу: г. Мариинск, ул. <…>, <…>, размещена рекламная конструкция с рекламой следующего содержания: «Золото Серебро скидка 20%».  По сведениям Администрации Мариинского муниципального района данная рекламная конструкция размещена ИП <…> <…>.

Согласно  пункту  1  статьи  3  ФЗ «О  рекламе»  под рекламой  понимается  информация,  распространенная  любым  способом,  в любой  форме  и  с  использованием  любых  средств,  адресованная неопределенному  кругу  лиц  и  направленная  на  привлечение  внимания  к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

В соответствии с пунктом 2 статьи 3 ФЗ «О рекламе» объект рекламирования  - товар,  средства  индивидуализации  юридического  лица  и  (или)  товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль,  основанные  на  риске  игры,  пари),  на  привлечение  внимания  к которым направлена реклама.

В соответствии с пунктами 2 и 5 части 2 статьи 2 ФЗ «О рекламе» данный закон не распространяется на информацию, раскрытие или распространение  либо  доведение  до  потребителя  которой  является обязательным в соответствии с федеральным законом, а также на вывески и указатели, не содержащие сведений рекламного характера.

Согласно  пункту  18  Информационного  письма  Президиума  Пленума Высшего  Арбитражного  Суда  Российской  Федерации  от  25.12.1998  № 37 «Обзор  Практики  рассмотрения  споров,  связанных  с  применением законодательства о рекламе», сведения, распространение которых по форме и содержанию  является  для  юридического  лица  обязательным  на  основании закона или обычая делового оборота, не относятся к рекламной информации независимо от манеры их исполнения на соответствующей вывеске.

В  соответствии  с  пунктом  1  постановления  Пленума  Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации № 58 от 08.10.2012 «О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами Федерального закона «О рекламе»  информация,  обязательная  к  размещению  в  силу  закона  или размещенная в силу обычая делового оборота, также не является рекламой.

При этом не является рекламой размещение наименования (коммерческого обозначения) организации в месте ее нахождения, а также иной информации для потребителей непосредственно в месте реализации товара, оказания услуг (например,  информации  о  режиме  работы,  реализуемом  товаре),  поскольку размещение  такой  информации  в  указанном  месте  не  преследует  целей, связанных с рекламой.

К  данным  сведениям  не  применяются  требования  законодательства Российской Федерации о рекламе.

Так,  указание  на  здании  в  месте  нахождения  организации ее наименования,  адреса  и  режима  ее  работы  относится  к  обязательным требованиям,  предъявляемым  к  вывеске  Законом  Российской  Федерации  «О защите  прав  потребителей»,  следовательно,  такая  информация  не  может рассматриваться в качестве рекламы, независимо от манеры ее исполнения.

Кроме  того,  указание  в  месте  нахождения  организации  профиля  ее деятельности  (магазин,  кондитерская,  ресторан)  либо  ассортимента реализуемых товаров и услуг (техника, продукты, мебель) также может быть признано обычаем делового оборота, и на такие информационные конструкции нормы ФЗ «О рекламе» не распространяются.

Указание в месте нахождения предприятия коммерческого обозначения, в том  числе  несовпадающего  с  наименованием  организации,  также предназначено для идентификации магазина для потребителей и не является рекламой.

Учитывая  изложенное  указание  на  здании  в  месте  нахождения организации ее наименования, в том числе, если такое указание осуществляется с использованием товарного знака или его части, а также профиля деятельности и перечня оказываемых услуг, не может рассматриваться в качестве рекламы, соответственно,  на  такую  информацию  не  распространяются  требования  ФЗ «О рекламе».

Однако  размещение  на  конструкции  иной  информации  также  может  рассматриваться  как реклама,  поскольку  Закон  Российской  Федерации  «О  защите  прав потребителей» не содержит указания на то, что данная информация является обязательной  к  размещению,  следовательно,  на  такую  информацию распространяются положения ФЗ «О рекламе».

Частью 1 статьи 19 ФЗ «О рекламе» установлено, что распространение наружной рекламы с использованием щитов, стендов, строительных сеток, перетяжек, электронных табло, проекционного и иного предназначенного для проекции рекламы на любые поверхности оборудования, воздушных шаров, аэростатов и иных технических средств стабильного территориального размещения (далее - рекламные конструкции), монтируемых и располагаемых на внешних стенах, крышах и иных конструктивных элементах зданий, строений, сооружений или вне их, а также остановочных пунктов движения общественного транспорта осуществляется владельцем рекламной конструкции, являющимся рекламораспространителем,     с соблюдением требований настоящей статьи. Владелец рекламной конструкции (физическое или юридическое лицо) - собственник рекламной конструкции либо иное лицо, обладающее вещным правом на рекламную конструкцию или правом владения и пользования рекламной конструкцией на основании договора с ее собственником.

Частью 9 статьи 19 ФЗ «О рекламе» установлено, что установка и эксплуатация рекламной конструкции допускаются при наличии разрешения на установку и эксплуатацию рекламной конструкции, выдаваемого на основании заявления собственника или иного указанного в частях 5, 6, 7 настоящей статьи законного владельца соответствующего недвижимого имущества либо владельца рекламной конструкции органом местного самоуправления муниципального района или органом местного самоуправления городского округа, на территориях которых предполагается осуществлять установку и эксплуатацию рекламной конструкции.

Следовательно, установка и эксплуатация рекламных конструкций возможна только при наличии разрешений на установку и эксплуатацию рекламных конструкций выданных органом местного самоуправления

В соответствии с частью 7 статьи 38 ФЗ «О рекламе» ответственность за нарушение требований, установленных частью 9 статьи 19 ФЗ  «О рекламе» несет рекламораспространитель.

Распространителем рекламных конструкций по адресу: г. Мариинск, ул. <…>, <…> с рекламой следующего содержания: «Золото Серебро скидка 20%» является ИП <…> <…> (ИНН: <…>).

Руководствуясь пунктом 1 части 2 статьи 33, частью 1 статьи 36 Федерального закона от 13.03.2006 № 38 - ФЗ «О рекламе» и в соответствии с пунктами 36-42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия Кемеровского УФАС России      

 

РЕШИЛА:

 

1.Признать Индивидуального предпринимателя <…> (дата рождения: <…>, адрес регистрации: г. <…>, ул. <…>, дом <…>, кв. <…>, ОГРНИП: <…>, ИНН: <…>, дата присвоения ОГРНИП:  <…>)  нарушившим требования части 9 статьи 19 ФЗ «О рекламе» при размещении рекламной конструкции по адресу: г. Мариинск, ул. <…>, <…>

2.Выдать Индивидуальному предпринимателю <…> (дата рождения: <…>, адрес регистрации: г. <…>, ул. <…>, дом <…>, кв. <…>, ОГРНИП: <…>, ИНН: <…> дата присвоения ОГРНИП:  <…>)  предписание о прекращении нарушений законодательства Российской Федерации.

3. Передать материалы дела № 5/Р-2019  для  возбуждения  дела  об административном правонарушении, предусмотренном статей 14.37 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в Отдел МВД России по г. Мариинску, выразившегося в нарушении требования части 9 статьи 19 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе».

 

Решение изготовлено в полном объеме «06»  июня 2019 года.

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня вынесения.

 

Заместитель председателя Комиссии

Члены Комиссии

<…>

<…>

<…>    

Связанные организации

Связанные организации не указаны