Решение №09/4624 по делу от 18 июля 2022 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

<…>

 

 

 

                                                         

 

 

РЕШЕНИЕ ПО ДЕЛУ № 042/05/20-104/2022

 

«12» июля 2022г.                                                                                                 г. Кемерово

 

Комиссия Кемеровского УФАС России по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:

 

Заместителя председателя Комиссии:

 

 

<…> -

 

 

заместителя  руководителя управления;

Членов Комиссии:

<…> -

 

 

<…> -

 

 

 

начальника отдела рекламы и недобросовестной конкуренции;

главного специалиста – эксперта отдела рекламы и недобросовестной конкуренции,

рассмотрев дело № 042/05/20-104/2022, возбужденное  в отношении <…> (далее – <…>, адрес: <…>) по признакам нарушения части 5 статьи 20 ФЗ «О рекламе» (далее по тексту - ФЗ «О рекламе»),                                                                                           

УСТАНОВИЛА:

В адрес Управления Федеральной антимонопольной службы по Кемеровской области поступили обращения ОГИБДД Управления МВД России по г. Кемерово  (исх. от 27.12.2021 № 1/27-8610СЭД, вх. от 28.12.2021 № 8837э, вх. от 30.12.2021 № 5397) о наличии признаков нарушения требований части 5 статьи 20 ФЗ «О рекламе».

Из обращений следует, что 20.12.2021 в г. Кемерово, на ул. Инициативной, в районе дома № 115, произошло дорожно – транспортное происшествие с участием рейсового автобуса ПАЗ 32054, государственный регистрационный номер <…>.

При изучении обстоятельств указанного происшествия были выявлены признаки нарушения требований части 5 статьи 20 ФЗ «О рекламе» при распространении рекламы мероприятия на заднем стекле автобуса ПАЗ 32054, государственный регистрационный номер <…>, следующего содержания:

«S-oil SEVEN Made in KOREA 100%...».

В соответствии с частью 5 статьи 20 ФЗ «О рекламе» реклама, размещенная на транспортных средствах, не должна создавать угрозу безопасности движения, в том числе ограничивать обзор управляющим транспортными средствами лицам и другим участникам движения, и должна соответствовать иным требованиям технических регламентов.

27.01.2022 определением о возбуждении дела по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе Кемеровским УФАС России было возбуждено дело № 042/05/20-104/2022 в отношении <…> и назначено к рассмотрению на 21.02.2022 в 11 часов 00 минут. Копия данного определения была направлена в адрес лиц, участвующих в деле  заказными письмами с уведомлением о вручении (распечатки с сайта АО «Почта России: отслеживание почтовых отправлений» о вручении почтовой корреспонденции  имеются в материалах дела).

18.02.2022 в адрес Кемеровского УФАС России поступили письменные пояснения <…> (исх. от 17.02.2022), из которых следует, что 16.11.2019 автобус ПАЗ 32054, государственный регистрационный номер <…> был продан <…> (далее – <…>), с рассрочкой платежа. Так как <…> не произвел окончательного расчета с <…>, транспортное средство по документам числится за <…>. Своего согласия на размещение рекламы <…> не давала, договоров на размещение рекламы не заключала. Со слов <…> в настоящее время реклама демонтирована (подтверждающие фотографии в адрес Кемеровского УФАС России не представлены).

21.02.2022 состоялось рассмотрение дела № 042/05/20-104/2022 в отсутствие лиц, участвующих в деле, уведомленных надлежащим образом о дате, времени и месте рассмотрения данного дела.

Рассмотрев материалы дела, Комиссия Кемеровского УФАС России пришла к выводу о необходимости отложения рассмотрения данного дела для замены ненадлежащего ответчика (<…>) надлежащим (<…>, адрес: <…>), а также для получения дополнительных доказательств по делу.

Определением от 21.02.2022 рассмотрение дела № 042/05/20-104/2022 было отложено на 22.03.2022 в 10 часов 00 минут. Копия данного определения была направлена в адрес лиц, участвующих в деле заказными письмами с уведомлением о вручении.

22.03.2022 Комиссия Кемеровского УФАС России решила рассмотрение дела № 042/05/20-104/2022 отложить в связи с отсутствием сведений о надлежащем уведомлении <…> о дате, времени и месте рассмотрения данного дела, а также для получения дополнительных доказательств по делу.

Определением от 22.03.2022 рассмотрение дела № 042/05/20-104/2022 было отложено на 26.04.2022 в 10 часов 00 минут. Копия данного определения была направлена в адрес лиц, участвующих в деле заказными письмами с уведомлением о вручении.

24.03.2022 в адрес Кемеровского УФАС России поступила адресная справка УВМ ГУ МВД России по Кемеровской области, в соответствии с которой <…> зарегистрирован по месту жительства с 05.08.2020 по адресу  <…>.

26.04.2022 Комиссия Кемеровского УФАС России решила рассмотрение дела № 042/05/20-104/2022 отложить в связи с отсутствием сведений о надлежащем уведомлении <…> о дате, времени и месте рассмотрения данного дела, а также для получения дополнительных доказательств по делу.

Определением от 26.04.2022 рассмотрение дела № 042/05/20-104/2022 было отложено на 30.05.2022 в 11 часов 00 минут. Копия данного определения была направлена в адрес лиц, участвующих в деле заказными письмами с уведомлением о вручении.

30.05.2022 Комиссия Кемеровского УФАС России решила рассмотрение дела № 042/05/20-104/2022 отложить в связи с отсутствием сведений о надлежащем уведомлении <…> о дате, времени и месте рассмотрения данного дела,  а также для получения дополнительных доказательств по делу.

Определением от 30.05.2022 рассмотрение дела № 042/05/20-104/2022 было отложено на 12.07.2022 в 08 часов 30 минут. Копия данного определения была направлена в адрес лиц, участвующих в деле заказными письмами с уведомлением о вручении (возврат почтовой корреспонденции, направленной в адрес <…>, а также распечатка с сайта АО «Почта России: отслеживание почтовых отправлений» о вручении почтовой корреспонденции заявителю имеются в материалах дела).

12.07.2022 состоялось рассмотрение дела № 042/05/20-104/2022 в отсутствие лиц, участвующих в деле, уведомленных надлежащим образом о дате, времени  и месте рассмотрения данного дела.

Рассмотрев материалы дела, Комиссия Кемеровского УФАС России установила следующее.

В адрес Управления Федеральной антимонопольной службы по Кемеровской области поступили обращения ОГИБДД Управления МВД России по г. Кемерово  (исх. от 27.12.2021 № 1/27-8610СЭД, вх. от 28.12.2021 № 8837э, вх. от 30.12.2021 № 5397) о наличии признаков нарушения требований части 5 статьи 20 ФЗ «О рекламе».

Из обращений следует, что 20.12.2021 в г. Кемерово, на ул. Инициативной, в районе дома № 115, произошло дорожно – транспортное происшествие с участием рейсового автобуса ПАЗ 32054, государственный регистрационный номер <…>.

При изучении обстоятельств указанного происшествия были выявлены признаки нарушения требований части 5 статьи 20 ФЗ «О рекламе» при распространении рекламы мероприятия на заднем стекле автобуса ПАЗ 32054, государственный регистрационный номер <…>, следующего содержания:

«S-oil SEVEN Made in KOREA 100%...».

Из письменных пояснений <…> (исх. от 17.02.2022) следует, что 16.11.2019 автобус ПАЗ 32054, государственный регистрационный номер <…> был продан <…>, с рассрочкой платежа. Так как <…> не произвел окончательного расчета с <…>, транспортное средство по документам числится за <…>.

Комиссией Кемеровского УФАС России установлено, что согласно  пункту 1 статьи 223 Гражданского Кодекса Российской Федерации, при отчуждении транспортного средства по договору право собственности на него у нового приобретателя возникает с момента передачи, если иное не предусмотрено законом или договором. В этот же момент у нового собственника возникает правомочие по распоряжению транспортным средством.

Согласно пункту 2 статьи 209 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ), собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать имущество в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом.

ГК РФ и другие федеральные законы не содержат норм, ограничивающих правомочия собственника по распоряжению транспортным средством, не поставленным на регистрационный учет в органах ГИБДД.

По общему правилу, закрепленному в пункте 1 статьи 223 ГК РФ, при отчуждении транспортного средства по договору право собственности на него у нового приобретателя возникает с момента передачи, если иное не предусмотрено законом или договором. В этот же момент у нового собственника возникает правомочие по распоряжению транспортным средством.

Транспортные средства не отнесены законом к объектам недвижимости, в связи с чем, относятся к движимому имуществу. Следовательно, при отчуждении транспортного средства действует общее правило относительно момента возникновения права собственности у приобретателя - момент передачи транспортного средства (пункт 6 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации № 2 (2017), утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 26.04.2017 (далее - Обзор).

При этом факт регистрации транспортного средства в органах ГИБДД не означает возникновения права собственности на транспортное средство, а является лишь основанием для допуска к участию в дорожном движении на территории Российской Федерации. Законодательно установленное требование о государственной регистрации автомобиля носит учетный, а не правоустанавливающий характер (пункт 6 Обзора; Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.02.2021 № 13АП-942/2021 по делу № А56-68185/2020).

В адрес Кемеровского УФАС России <…> представлена копия договора купли – продажи транспортного средства (номерного агрегата) с рассрочкой платежа от 16.11.2019, который также является актом приема – передачи имущества, с учетом изложенного, собственником транспортного средства на дату совершения правонарушения – 20.12.2021 являлся <…>.

В соответствии с частью 5 статьи 20 ФЗ «О рекламе» реклама, размещенная на транспортных средствах, не должна создавать угрозу безопасности движения, в том числе ограничивать обзор управляющим транспортными средствами лицам и другим участникам движения, и должна соответствовать иным требованиям технических регламентов.

В соответствии с пунктом 3 Положения о федеральном государственном контроле (надзоре) в области безопасности дорожного движения, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 № 1101, Уполномоченными органами, осуществляющими федеральный надзор, являются Министерство внутренних дел Российской Федерации и его территориальные органы.

Соответственно, оценка транспортного средства на предмет наличия на данном транспортном средстве элементов, создающих угрозу безопасности дорожного движения, входит в компетенцию МВД России и его территориальных органов.

Указанное в материалах данного дела транспортное средство ПАЗ 32054 выпускается ООО «ПАЗ» и относится к транспортным средствам категории М3 согласно классификации, установленной Приложением №1 к Техническому регламенту.

В соответствии с Руководством по эксплуатации автобуса ПАЗ 32053 и его модификаций № 32053-3902010РЭ, для аварийной эвакуации пассажиров в автобусе имеются запасные выходы: первое и четвертое окна левой боковины с выдергивающимися шнурами; легкоразбиваемое окно в задней стенке кузова, люк на крыше с механизмом аварийного открывания и, при однодверном варианте, задняя запасная дверь боковины, а также пассажирская дверь, оборудованная устройством открытия дверей изнутри и снаружи.

В соответствии с пунктом 13.1 раздела 13 «Дополнительные требования к транспортным средствам категорий М2 и М3» Приложения №8 к Техническому регламенту аварийные выходы и устройства приведения их в действие должны быть работоспособны.

В соответствии с пунктом 1.4.12.2 Приложения № 4 к Техническому регламенту Таможенного союза «О безопасности колесных транспортных средств», утвержденного решением Комиссии Таможенного союза от 09.12.2011 № 877, любое запасное окно должно: либо легко и быстро открываться изнутри и снаружи транспортного средства при помощи соответствующего приспособления; либо иметь легко разбиваемое предохранительное стекло. Последнее положение исключает возможность использования слоистого стекла или стекала изготовленного из пластического материала. Вблизи каждого запасного окна должно быть установлено приспособление, легко доступное для лиц, находящихся в транспортном средстве, с тем, чтобы можно было разбить каждое окно.

Положениями ГОСТ 32565-2013 «Стекло безопасное для наземного транспорта. Общие технические условия» определены основные технические требования к стеклам, применяемым в качестве остекления наземного транспорта; легковых и грузовых автомобилей, автобусов, троллейбусов, эксплуатируемых во всех макроклиматических районах на суше.

В связи с чем, нанесение любой пленки на стекло запасного окна влияет на характеристики стекла, в том числе светопропускание, прочность, травмобезопасность и является внесением изменений в конструкцию транспортного средства.

В соответствии с пунктом 1.2 Правил дорожного движения Российской Федерации, утвержденных Постановлением Совета Министров – Правительства Российской Федерации от 23.10.1993 № 1090, участник дорожного движения – это лицо, принимающее непосредственное участие в процессе движения в качестве водителя, пешехода, пассажира транспортного средства.

В соответствии с письмом ФАС России от 10.03.2011 № АК/8234 «О разъяснении статьи 20 Закона о рекламе», размещение рекламы на окнах транспортных средств общего пользования (автобусах, троллейбусах, трамваях) будет противоречить части 5 статьи 20 ФЗ «О рекламе» в случае, если такая реклама будет ограничивать обзор, в том числе, пассажирам указанных транспортных средств.

Подтверждением наличия угрозы безопасности дорожного движения является также письмо изготовителя автобусов ПАЗ – ООО «ПАЗ» от 13.04.2018 № 018-004-5/82, в котором указывается о недопустимости нанесения дополнительных покрытий на аварийные стекла, поскольку это ограничивает способ их открывания при аварии, так как для обеспечения аварийного выхода требуется разбить стекла.

Необходимо отметить, что завод – изготовитель при производстве транспортного средства, учитывая его конструктивные особенности, производит транспортное средство с учетом необходимости обеспечения безопасности и имеет право давать соответствующие разъяснения.

На основании изложенного, реклама, нанесенная на заднее стекло автобуса, содержит признаки нарушения части 5 статьи 20 ФЗ «О рекламе», поскольку ограничивает возможность использования данного стекла в качестве запасного выхода, поскольку данное стекло используется в качестве запасного выхода в случае аварии путем его разбивания, а также ограничивает обзор пассажирам и другим участникам дорожного движения.

В соответствии с частью 7 статьи 38 ФЗ «О рекламе» ответственность за нарушение требований, установленных частью 5 статьи 20 ФЗ «О рекламе» несет рекламораспространитель.

Поскольку только собственник транспортного средства вправе размещать, либо давать согласие на размещение на своем имуществе (автобус ПАЗ) рекламных материалов, рекламораспространителем, в данном случае, является <…> как собственник транспортного средства, в соответствии с договором купли – продажи транспортного средства (номерного агрегата) с рассрочкой платежа от 16.11.2019. 

Руководствуясь пунктом 1 части 2 статьи 33, частью 1 статьи 36 Федерального закона от 13.03.2006 № 38 – ФЗ «О рекламе» и в соответствии с пунктами 37-42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утвержденных Постановление Правительства Российской Федерации от 17.08.2006 № 508, Комиссия Кемеровского УФАС России,      

РЕШИЛА:

1.Признать ненадлежащей рекламу <…> (адрес: <…>), размещенную на заднем стекле автобуса марки ПАЗ 32054, государственный регистрационный номер <…>, поскольку в ней нарушены требования части 5 статьи 20  ФЗ «О рекламе».

2.Выдать <…> (адрес: <…>) предписание о прекращении нарушения законодательства о рекламе.

3.Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу  Кемеровского УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 4 статьи 14.38 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

 

Решение изготовлено в полном объеме «18» июля 2022 года.

Решение может быть обжаловано в порядке, предусмотренном статьей 37 ФЗ «О рекламе».

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны