Решение №ТМ/3770/23 решение по жалобе ООО "ТКО" (042/07/3-463/2023) от 20 апреля 2023 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

 

Заказчику:

ГПК «Пассажиравтотранс»

<...>

 

Заявителю

ООО «Топливная Компания Открытие»

<...>

 

 

 

 

 

РЕШЕНИЕ
по жалобе № 042/07/3-463/2023

 

«17» апреля 2023 г. Кемерово

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Кемеровской области по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров, ведению реестра недобросовестных поставщиков, утверждения порядка рассмотрения жалоб (далее - Комиссия) в составе:

Заместителя Председателя Комиссии:

<...> – заместителя руководителя управления;

Членов Комиссии:

<...> – начальника отдела топливно-энергетического комплекса;

 

<...> – начальника отдела ЖКХ, транспорта и связи;

<...> – главного специалиста-эксперта отдела ЖКХ, транспорта и связи;

<...> – главного специалиста-эксперта отдела топливно-энергетического комплекса,

в присутствии представителей Заказчика и Заявителя по доверенности,

рассмотрев в порядке, установленном ст. 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции), жалобу Общества с ограниченной ответственностью «Топливная Компания Открытие» (ИНН: 7017374938, ОГРН: 1157017006552, 634041, г. Томск, ул. Красноармейская, 96, оф. 305) (далее – ООО «ТКО», Заявитель) и материалы по жалобе № 042/07/3-463/2023,

УСТАНОВИЛА:

Кемеровским УФАС России принята к рассмотрению жалоба ООО «ТКО» № 7/2023 ФАС от 07.04.2023 (вх. № 3380-ЭП/23 от 20.03.2023) на действия заказчика – Государственное предприятие Кузбасса «Пассажиравтотранс» (ИНН: 4205088363; ОГРН: 1054205151241; 650055, г. Кемерово, пр. Кузнецкий, 81) (далее – ГПК «Пассажиравтотранс», Заказчик) при осуществлении закупки путём проведения предварительного квалификационного отбора на поставку нефтепродуктов, размещенной в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» по адресу: http//zakupki.gov.ru, Извещение № 32312264968 (далее – Закупка).

По мнению Заявителя, Заказчиком нарушены требования Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон о закупках), путем необоснованного установления срока подачи заявок менее одного рабочего дня со дня извещения, что приведет к необоснованному сокращению круга потенциальных участников Закупки.

Уведомлением Кемеровского УФАС России от 13.04.2023 № ТМ/3532/23 рассмотрение жалобы № 042/07/3-463/2023 было назначено на 17.04.2023 на 16 часов 00 минут. Данное уведомление на основании ч. 11 ст. 18.1 Закона о защите конкуренции направлено на адреса электронной почты лиц, участвующих в рассмотрении жалобы.

17.04.2023 представитель Заявителя поддержал доводы жалобы, представитель
Заказчика просил признать жалобу не обоснованной, направив письменные возражения.

17.04.2023 в ходе рассмотрения жалобы № 042/07/3-463/2023 дистанционно с
использованием системы видеоконференцсвязи, изучив имеющиеся материалы закупки, заслушав доводы, возражения и пояснения лиц, участвующих в рассмотрении жалобы, Комиссия установила следующее.

ГПК «Пассажиравтотранс» является Государственным предприятием, которое обязано руководствоваться нормами Закона о закупках при проведении закупочных процедур.

Целями регулирования Закона о закупках являются обеспечение единства экономического пространства, создание условий для своевременного и полного удовлетворения потребностей юридических лиц (в том числе субъектов естественных монополий) (далее - заказчики), в товарах, работах, услугах с необходимыми показателями цены, качества и надежности, эффективное использование денежных средств, расширение возможностей участия юридических и физических лиц в закупке товаров, работ, услуг (далее также - закупка) для нужд заказчиков и стимулирование такого участия, развитие добросовестной конкуренции, обеспечение гласности и прозрачности закупки, предотвращение коррупции и других злоупотреблений (ч. 1 ст. 1 Закона о закупках).

Положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

Закупочная деятельность Заказчика регламентируется Положением о закупке товаров, работ, услуг государственным предприятием Кузбасса «Пассажиравтотранс», утвержденным приказом генерального директора ГПК «Пассажиравтотранс» № 112 от 16.03.2023 (далее – Положение о закупках), размещенным в ЕИС.

06.04.2023 в 12:45 (по местному времени Заказчика) ГПК «Пассажиравтотранс» в ЕИС было размещено извещение и документация на проведение предварительного квалификационного отбора в электронной форме на поставку нефтепродуктов (далее – Документация).

Из протокола подведения итогов ПКО от 10.04.2023 следует, что на участие в Закупке поступило 3 заявки, которые были допущены к участию.

В соответствии с п. 3.1 Положения о закупках предквалификационный отбор – процедура, которую проводит заказчик с целью определения квалифицированных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для дальнейшего их участия в последующих закупках. Это дополнительный элемент закупочного процесса, помогающий заказчикам в выборе надежного поставщика (подрядчика, исполнителя). Кроме того, предварительный квалификационный отбор может использоваться при проведении конкурса с ограниченным участием как самостоятельная стадия (этап) закупки.

Предварительный квалификационный отбор – отбор поставщиков (подрядчиков, исполнителей), допускаемых для участия в конкурентной закупке, в соответствии с требованиями и критериями, установленными Заказчиком в документации о закупке (п. 2.1 Положения о закупках).

Из извещения и Документации следует, что датой и временем окончания срока подачи заявок является 07.04.2023 16:45 (по местному времени заказчика).

Таким образом срок подачи заявок на участие в Закупке с момента извещения составил 1 день 4 часа.

Согласно пояснениям Заказчика минимальный срок для подачи заявок на участие в Закупке не регламентирован, в связи с чем не в действиях Заказчика отсутствует нарушение требований Закона о закупках. Кроме того, на участие Закупке поступило 3 заявки, что по мнению Заказчика, свидетельствует об отсутствии ограничений на участие в Закупке.

Вместе с тем, в соответствии с п. 3.4 Положения о закупках Заказчик размещает в ЕИС извещение о проведении предквалификационного отбора не менее, чем за три дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком отборе.

Таким образом Заказчик, установив срок подачи заявок в Закупке менее трех дней, нарушил требования п.3.4 Положения о закупках, что не позволило всем потенциальным участникам, оформить и подать заявки в соответствии с требованиями Документации о закупке.

Согласно п. 1.1.1 Документации по результатам предварительного квалификационного отбора будет сформирован перечень квалифицированных участников, которые будут вправе принять участие в проводимых в дальнейшем процедурах конкурентных закупок. Срок действия результатов предварительного квалификационного отбора составляет — 3 (три) года с даты подведения итогов по данному квалификационному отбору.

Учитывая изложенное, в дальнейших закупочных процедурах Заказчика на поставку нефтепродуктов иные участники рынка купли-продажи (поставки) нефтепродуктов будут лишены возможности участия в течении трех лет, что может привести к ограничению конкуренции на данном рынке, ввиду того, что Заказчик, осуществляя перевозки пассажиров Кемеровской области-Кузбасса, является одним из крупных покупателей нефтепродуктов на территории региона.

Также необходимо отметить, что согласно п. 3.2 Положения о закупках предквалификационный отбор проводится тогда, когда товары (услуги, работы) в связи с их высокой сложностью или специализированным характером могут поставить или выполнить не все поставщики (исполнители), а только ограниченное число лиц.

Учитывая, что поставка нефтепродуктов не относится к товару высокой сложности и данном товарном рынке существует широкий круг поставщиков, у Заказчика отсутствовали правовые основания на проведение оспариваемой Закупки.

В соответствии с ч. 1 ст. 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений ч. 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки.

На основании п. 1, 2 ч. 1 ст. 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются следующими принципами: информационная открытость закупки; равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.

Довод Заказчика, что в описании Закупке допущена техническая опечатка в наименовании Закупки и на самом деле проводился квалификационный отбор, а не предварительный квалификационный отбор является не состоятельной, поскольку все документы (документация, протокол и др.), размещенные в ЕИС по Закупке свидетельствуют об обратном.

Таким образом, Комиссия приходит к выводу о признании жалобы Заявителя обоснованной.

Согласно ч. 20 ст. 18.1 Закона о защите конкуренции по результатам рассмотрения жалобы по существу Комиссия антимонопольного органа принимает решение о признании жалобы обоснованной или необоснованной и в случае, если жалоба признана обоснованной, либо в случае установления иных не являющихся предметом обжалования нарушений (нарушений порядка организации и проведения торгов, заключения договоров по результатам торгов или в случае признания торгов несостоявшимися) принимает решение о необходимости выдачи предписания, предусмотренного п. 3.1 ч. 1 ст. 23 настоящего Федерального закона.

Решая вопрос о выдачи Заказчику предписания о совершении действий, направленных на устранение Заказчиком нарушений порядка проведения Закупки, в соответствии с полномочиями, предусмотренными п. 31 ч. 1 ст. 23 Закона о защите конкуренции, Комиссия считает необходимым в целях устранения нарушения порядка организации и проведения торгов выдать ГПК «Пассажиравтотранс», предписание об аннулировании Закупки.

На основании вышеизложенного Комиссия, руководствуясь ст. 18.1, 23 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия

Р Е Ш И Л А:

1. Признать жалобу ООО «ТКО» № 7/2023 ФАС от 07.04.2023 (вх. № 3380-ЭП/23 от 20.03.2023) на действия заказчика – Государственное предприятие Кузбасса «Пассажиравтотранс» (ИНН: 4205088363; ОГРН: 1054205151241; 650055, г. Кемерово, пр. Кузнецкий, 81) при осуществлении закупки путём проведения предварительного квалификационного отбора на поставку нефтепродуктов, размещенной в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» по адресу: http//zakupki.gov.ru, Извещение № 32312264968, обоснованной.

2. Признать заказчика – Государственное предприятие Кузбасса «Пассажиравтотранс» нарушившим п. 3.4 Положения о закупках, п. 1, 2 ч. 1 ст. 3 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».

3. В соответствии с п. 31 ч. 1 ст. 23 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» выдать Заказчику обязательное для исполнения предписание о совершении действий, направленных на устранение выявленных нарушений порядка организации и проведения торгов, путем аннулирования Закупки.

4. Передать материалы жалобы № 042/07/3-463/2023 должностному лицу Кемеровского УФАС России для принятия решения о возбуждении административного производства.

 

Заместитель председателя Комиссии <...>

 

Члены Комиссии: <...>

<...>

 

В соответствии со ст. 52 Закона о защите конкуренции решение антимонопольного органа может быть обжаловано в течение трёх месяцев со дня его принятия.

Связанные организации

ООО «Топливная Компания Открытие»
ИНН 7017374938, ОГРН 1157017006552
ГПК «Пассажиравтотранс»
ИНН 4205088363, ОГРН 1054205151241