Постановление №03/4281 о наложении штрафа по делу об административном правонарушени... от 29 июня 2022 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

о наложении штрафа по делу № 042/04/14.31-736/2022 об административном правонарушении

«28» июня 2022 г.

г. Кемерово, ул. Ноградская, 5

 

Я, <…> (далее – также должностное лицо Кемеровского УФАС России), рассмотрев протокол и материалы дела об административном правонарушении № 042/04/14.31-736/2022, возбужденного в отношении Общества с ограниченной ответственностью «Теплоресурс» (далее – ООО «Теплоресурс») (652491, Кемеровская обл. – Кузбасс, г. Анжеро-Судженск, пгт. Рудничный, ул. Советская, 2А; ОГРН 1144246000470; ИНН/КПП 4246019288/424601001, дата регистрации юридического лица 22.08.2014) по факту совершения административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 1 ст. 14.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее по тексту – КоАП РФ),

УСТАНОВИЛА:

27.07.2021 Управлением Федеральной антимонопольной службы по Кемеровской области по результатам рассмотрения дела № 042/01/10-486/2021 о нарушении антимонопольного законодательства, возбужденного в отношении ООО «Теплоресурс», вынесла решение (в полном объеме решение изготовлено 29.07.2021) о признании ООО «Теплоресурс» нарушившим ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции) путем злоупотребления ООО «Теплоресурс» доминирующим положением на локальном товарном рынке услуг по поставке тепловой энергии в горячей воде в пределах географических границ, определенной границами зон деятельности ЕТО на территории г. Анжеро-Судженская, в части неисполнения своих обязательств, определенных Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 № 354 и условиями Договоров теплоснабжения и поставки горячей воды № 118 и № 174 от 13.12.2018, а именно в передаче тепловой энергии (теплоносителя) ненадлежащего качества потребителям, обслуживаемых ООО «УК Жилмассив» и ООО «УК Монолит», а также в неосуществлении контроля за уровнем качества тепловой энергии (теплоносителя), результатом которых явилось ущемление интересов ООО «УК Жилмассив» и ООО «УК Монолит», а также собственников и нанимателей МКД, находящихся под управлением ООО «УК ЖилМассив» и ООО «УК Монолит».

Статьей 14.31 КоАП РФ за злоупотребление занимающим доминирующее положение на товарном рынке хозяйствующим субъектом предусмотрена административная ответственность.

Согласно ч. 1.2 ст. 28.1 КоАП РФ поводом к возбуждению дела об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 14.31 КоАП РФ, является принятие комиссией антимонопольного органа решения, которым установлен факт нарушения антимонопольного законодательства Российской Федерации.

16.05.2022 Кемеровским УФАС России в адрес ООО «Теплоресурс» было направлено уведомление о составлении протокола (исх. № 03/3352), в котором было указано, что законному представителю общества надлежит явиться 14.06.2022 в Кемеровское УФАС России для дачи объяснений по факту нарушения антимонопольного законодательства, а также для составления и подписания протокола об административном правонарушении.

В назначенное время 14.06.2022 на процедуру составления и подписания протокола законный представитель ООО «Теплоресурс», надлежащим образом извещенный о дате, времени и месте составления протокола об административном правонарушении, не явился, направил защитника <…>.

В присутствии защитника ООО «Теплоресурс» был составлен и подписан протокол по делу № 042/04/14.31-736/2022 об административном правонарушении (исх. № 03/3991 от 14.06.2022). Копия протокола направлена в адрес законного представителя ООО «Теплоресурс», вручена защитнику общества, а также ООО «УК ЖилМассив» и  ООО «УК Монолит».

Определением от 14.06.2022 (исх. № 03/4003 от 14.06.2022) рассмотрение дела № 042/04/14.31-736/2022 об административном правонарушении было назначено на    28.06.2022.

В назначенное время 28.06.2022 на рассмотрение дела № 042/04/14.31-736/2022 об административном правонарушении, с использованием системы видеоконференцсвязи, законный представитель ООО «Теплоресурс» надлежащим образом извещенный о дате, времени и месте рассмотрения дела № 042/04/14.31-736/2022 об административном правонарушении, не явился, направил защитника <…>.

Защитник ООО «Теплоресурс» вину общества в совершении административного правонарушения признала, просила учесть тяжелое финансовое положение ООО «Теплоресурс» путем назначения наказания в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного ч.1 ст. 14.31 КоАП РФ.

Изучив материалы дела, заслушав пояснения защитников ООО «ТеплоРесурс», должностное лицо Кемеровского УФАС России приходит к следующим выводам:

13.12.2018 между ООО «УК ЖилМассив», Теплоснабжающей организацией ООО «Теплоресурс» и ООО «Водосбыт», являющееся агентом ООО «ТеплоРесурс», заключен Договор теплоснабжения и поставки горячей воды № 118 (далее – Договор № 118).

Согласно пункту 1.1. Договора № 118 – предметом Договора является подача Теплоснабжающей организацией (ООО «ТеплоРесурс») в многоквартирные дома и приём Абонентом (ООО «УК Монолит») в таких многоквартирных домах: тепловой энергии, используемой для предоставления потребителям коммунальной услуги по отоплению, а также горячей воды, используемой для предоставления потребителям коммунальной услуги по горячему водоснабжению и в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме.

В соответствие с п.п. 4.1.1. Договора, Теплоснабжающая организация (ООО «ТеплоРесурс») обязуется подавать тепловую энергию, горячую воду соответствующего качества и в объемах, соответствующих требованиям, установленным в разделе «3» настоящего Договора.

В соответствии с п.п. 4.1.4. Договора, Теплоснабжающая организация обязуется поддерживать среднесуточную температуру подающей сетевой воды на коллектора теплоисточников в соответствии с утвержденным температурным графиком и графиком работы тепловых сетей с отклонением не более +3%, если такое отклонение не приведет к предоставлению Абонентом услуг ненадлежащего качества.

В соответствие с п.п. 5.1.1. Договора, Абонент (ООО «УК ЖилМассив») обязуется оплачивать тепловую энергию, горячую воду в порядке и в сроки, установленные настоящим Договором на основании счетов-фактур, выставленных Агентом Теплоснабжающей организации.

В соответствии с п.п. 3.7. Договора, Теплоснабжающая организация несет ответственность перед Абонентом за нарушение качества подаваемых тепловой энергии, горячей воды, а Абонент несет ответственность за качество представляемых им коммунальных услуг потребителям в порядке, установленном в разделе 11 настоящего Договора.

13.12.2018 между ООО «УК Монолит», Теплоснабжающей организацией ООО «ТеплоРесурс» и ООО «Водосбыт», являющееся агентом ООО «ТеплоРесурс», заключен Договор теплоснабжения и поставки горячей воды № 174 (далее –  Договор № 174).

Согласно пункту 1.1. Договора № 174 – предметом Договора является подача Теплоснабжающей организацией (ООО «ТеплоРесурс») в многоквартирные дома и приём Абонентом (ООО «УК Монолит») в таких многоквартирных домах: тепловой энергии, используемой для предоставления потребителям коммунальной услуги по отоплению, а также горячей воды, используемой для предоставления потребителям коммунальной услуги по горячему водоснабжению и в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме.

В соответствие с п.п. 4.1.1. Договора, Теплоснабжающая организация (ООО «ТеплоРесурс») обязуется подавать тепловую энергию, горячую воду соответствующего качества и в объемах, соответствующих требованиям, установленным в разделе «3» настоящего Договора.

В соответствии с п.п. 4.1.4. Договора, Теплоснабжающая организация обязуется поддерживать среднесуточную температуру подающей сетевой воды на коллектора теплоисточников в соответствии с утвержденным температурным графиком и графиком работы тепловых сетей с отклонением не более +3%, если такое отклонение не приведет к предоставлению Абонентом услуг ненадлежащего качества.

В соответствие с п.п. 5.1.1. Договора, Абонент (ООО «УК Монолит») обязуется оплачивать тепловую энергию, горячую воду в порядке и в сроки, установленные настоящим Договором на основании счетов-фактур, выставленных Агентом Теплоснабжающей организации.

В соответствии с п.п. 3.7. Договора, Теплоснабжающая организация несет ответственность перед Абонентом за нарушение качества подаваемых тепловой энергии, горячей воды, а Абонент несет ответственность за качество представляемых им коммунальных услуг потребителям в порядке, установленном в разделе 11 настоящего Договора.

Согласно сведениям, представленным ООО «УК ЖилМассив» и ООО «УК Монолит», ООО «ТеплоРесурс» длительное время не соблюдало взятые на себя обязательства, а именно не соблюдался график подачи тепловой энергии и теплоносителя, что выражалось в подаче горячей воды в дома, обслуживаемые ООО «УК ЖилМассив» и ООО «УК «Монолит», ненадлежащего качества и с нарушением температурного режима.

Температура теплоносителя также не соответствовала договорным отношениям, за счет чего в квартирах собственников жилья температурный режим не соблюдался. Данный факт подтверждается отчетами о суточных параметрах теплоснабжения.

В адрес ООО «УК ЖилМассив», ООО «УК Монолит», Администрации города и Кемеровской области, а также прокуратуры г. Анжеро-Судженска поступали многочисленные жалобы на несоблюдение температурного режима в квартирах собственников жилья.

ООО «УК ЖилМассив» и ООО «УК Монолит» неоднократно обращались в Администрацию Анжеро-Судженского городского округа о содействии в решении указанного вопроса.

В результате многочисленных обращений от собственников жилья, обслуживаемого ООО «УК ЖилМассив» и ООО «УК Монолит», в Государственную жилищную инспекцию Кузбасса (далее – ГЖИ Кузбасса), последней было вынесено Мотивированное представление, согласно которому, установлено, что температурный режим в квартирах не соответствует нормативным значениям. В следствии чего ГЖИ Кузбасса в отношении ООО «УК ЖилМассив» и ООО «УК Монолит» были назначены и проведены внеплановые документарные выездные проверки (далее – Выездные проверки).

В результате указанных внеплановых документарных выездных проверок было выявлено несоответствие температурного режима в квартирах нормативным значениям, что является нарушением п. 5.2.3, п. 5.2.1 Постановления Госстроя РФ от 27.09.2003 № 170 «Об утверждении Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда» (далее – Правила № 170); п. 15 прилож. 1, подп. «е» п. 4 Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 № 354 (далее – Правила № 354). О чем были составлены: Акт проверки юридического лица № 4/2021/ЛК/СЕВ-288 от 26.01.2021 и № 6/2021/ЛК/СЕВ-288 от 27.01.2021 в отношении ООО «УК ЖилМассив» и ООО «УК Монолит» соответственно.

В соответствии с Актом проверки юридического лица № 4/2021/ЛК/СЕВ-288 от 26.01.2021 были выявлены признаки нарушений по следующим адресам в г. Анжеро-Судженск:

- ул. Сосновая, <…>;

- ул. Ангарская, <…>;

- ул. Чекистов, <…>.

В соответствии с Актом проверки юридического лица № 6/2021/ЛК/СЕВ-288 от 27.01.2021 были выявлены признаки нарушений по следующим адресам в г. Анжеро-Судженск:

- ул. Сосновая, <…>;

- ул. Чекистов, <…>;

- ул. Чекистов, <…>;

- ул. Чекистов, <…>.

По каждому из вышеуказанных жилых объектов было вынесено Предписание об устранении выявленных нарушений.

Таким образом со стороны ООО «ТеплоРесурс» имело место злоупотребление своим доминирующим положением, что выразилось в несоблюдении графика подачи тепловой энергии и теплоносителя, и невыполнении взятых на себя обязательств по заключенным Договорам теплоснабжения (п.п. 4.1.1. Договоров), что привело к нанесению вреда деловой репутации, а также ущемлению прав и законных интересов ООО «УК ЖилМассив» и ООО «УК Монолит», а также к ущемлению интересов собственников и нанимателей МКД, находящихся под управлением ООО «УК ЖилМассив» и ООО «УК Монолит».

В соответствие с п. 1 ст. 539 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ), по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию.

Пунктом 1 ст. 541 ГК РФ предусмотрено, что энергоснабжающая организация обязана подавать абоненту энергию через присоединенную сеть в количестве, предусмотренном договором энергоснабжения, и с соблюдением режима подачи, согласованного сторонами.

Статья 542 ГК РФ устанавливает, что качество подаваемой энергии должно соответствовать требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации, в том числе с обязательными правилами, или предусмотренным договором энергоснабжения.

Из ст. 548 ГК РФ следует, что по общему правилу к отношениям, связанным со снабжением тепловой энергией и водой через присоединенную сеть, применяются правила договоров энергоснабжения. В случае нарушения энергоснабжающей организацией требований, предъявляемых к качеству энергии, абонент вправе отказаться от оплаты такой энергии. При этом энергоснабжающая организация вправе требовать возмещения абонентом стоимости того, что абонент неосновательно сберег вследствие использования этой энергии.

Порядок фиксирования информации о факте предоставления коммунальных услуг ненадлежащего качества определен Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства от 06.05.2011 № 354 (далее – Правила № 354).

В соответствии с пп. 1, 5, 8, ст. 15 Федерального закона от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении» (далее – Закон о теплоснабжении) потребители тепловой энергии приобретают теплоноситель у теплоснабжающей организации по договору теплоснабжения. Местом исполнения обязательств теплоснабжающей организации является точка поставки, которая располагается на границе балансовой принадлежности теплопотребляющей установки или тепловой сети потребителя и тепловой сети теплоснабжающей организации или теплосетевой организации либо в точке подключения (технологического присоединения) к бесхозяйной тепловой сети. Параметры качества теплоснабжения и ответственность сторон за несоблюдение требований к параметрам качества теплоснабжения определяются сторонами в договоре теплоснабжения.

Пункт 2 ст. 2 Закона о теплоснабжении определяет качество теплоснабжения как совокупность установленных нормативными правовыми актами Российской Федерации и (или) договором теплоснабжения характеристик теплоснабжения, в том числе термодинамических параметров теплоносителя.

Из ст.ст. 2, 19 Закона о теплоснабжении следует, что как количественные, так и качественные характеристики поставленного теплоносителя фиксируются в точке учета средствами коммерческого учета.

Решение вопросов предоставления коммунальных услуг гражданам, проживающим в многоквартирном доме, обеспечивается посредством управления таким многоквартирным домом. По общему правилу ресурсоснабжающие организации отвечают за поставки ресурсов надлежащего качества до границ общего имущества в многоквартирном доме и границ внешних сетей инженерно-технического обеспечения данного дома (ст. 161 ЖК РФ).

Пунктом 3 Правил № 354 предусмотрено, что при предоставлении коммунальных услуг должны быть обеспечены бесперебойная подача в жилое помещение коммунальных ресурсов надлежащего качества в объемах, необходимых потребителю.

В силу п. 101 Правил № 354, при предоставлении в расчетном периоде коммунальной услуги ненадлежащего качества размер платы за такую коммунальную услугу, определенный за расчетный период в соответствии с приложением № 2 к настоящим Правилам, подлежит уменьшению на размер платы, исчисленный суммарно за каждый период (день) предоставления такой коммунальной услуги ненадлежащего качества, в случаях, предусмотренных приложением № 1 к настоящим Правилам.

Размер платы, исчисленный суммарно за каждый период предоставления коммунальной услуги ненадлежащего качества, определяется как произведение размера платы за коммунальную услугу, определенного за расчетный период в соответствии с приложением № 2 к настоящим Правилам, и отношения продолжительности предоставления коммунальной услуги ненадлежащего качества в указанном расчетном периоде к общей продолжительности предоставления коммунальной услуги в таком расчетном периоде.

Коммунальные ресурсы приобретаются для оказания коммунальных услуг, следовательно, в случае передачи исполнителем коммунальных ресурсов до конечного потребителя без какой-либо трансформации они не должны быть худшего качества, чем коммунальная услуга. В частности, температурные характеристики тепловой энергии, поставляемой на границу балансовой принадлежности многоквартирного дома, не могут быть ниже минимально допустимых нормативных показателей.

Согласно п. 15 приложения № 1 к Правилам № 354 качество коммунальной услуги отопления должно обеспечивать нормативную температуру воздуха в жилых помещениях – не ниже +18°C (в угловых комнатах – +20°C); в районах с температурой наиболее холодной пятидневки (обеспеченностью 0,92) -31°C и ниже – в жилых помещениях – не ниже +20°C (в угловых комнатах – +22°C). При этом допустимое снижение нормативной температуры в ночное время - не более 3°C, снижение температуры воздуха в жилом помещении в дневное время (от 5.00 до 0.00 часов) не допускается. Пунктом 15 приложения № 1 предусмотрен алгоритм расчета снижения платы за некачественную услугу отопления: за каждый час отклонения температуры воздуха в жилом помещении суммарно в течение расчетного периода, в котором произошло указанное отклонение, размер платы за коммунальную услугу отопления за такой расчетный период снижается на 0,15% размера платы, определенного в соответствии с приложением № 2 к Правилам, за каждый градус отклонения температуры, с учетом положений раздела IX Правил.

Пункт 5 приложения № 1 к названным Правилам предусматривает допустимое отклонение температуры горячей воды в точке водоразбора от температуры горячей воды в точке водоразбора, соответствующей требованиям законодательства Российской Федерации о техническом регулировании: в ночное время (с 0.00 до 5.00 часов) – не более чем на 5°C; в дневное время (с 5.00 до 0.00 часов) – не более чем на 3°C; устанавливает, что за каждые 3°C отступления от допустимых отклонений температуры горячей воды размер платы за коммунальную услугу за расчетный период, в котором произошло указанное отступление, снижается на 0,1% размера платы, определенного за такой расчетный период в соответствии с приложением № 2 к Правилам, за каждый час отступления от допустимых отклонений суммарно в течение расчетного периода с учетом положений раздела IX Правил. За каждый час подачи горячей воды, температура которой в точке разбора ниже 40°C, суммарно в течение расчетного периода оплата потребленной воды производится по тарифу за холодную воду.

Аналогичный порядок установления факта непредоставления коммунальных услуг или предоставления коммунальных услуг ненадлежащего качества определен в разделе X Правил № 354.

Требования к качеству коммунальной услуги горячего водоснабжения, установленные в Приложении № 1 к Правилам предоставления коммунальных услуг, должны соответствовать СанПиН 2.1.4.2496-09.

Согласно п. 2.4. СанПиН 2.1.4.2496-09 температура горячей воды в местах водоразбора независимо от применяемой системы теплоснабжения должна быть не ниже 60°C и не выше 75°C.

ООО «ТеплоРесурс» является теплоснабжающей организацией, осуществляющей поставку тепловой энергии и горячей воды в многоквартирные жилые дома, находящиеся в управлении ООО «УК ЖилМассив» и ООО «УК Монолит».

С учетом указанных норм права, положений Правил № 354, у ООО «ТеплоРесурс» имеется обязанность по обеспечению ООО «УК ЖилМассив» и ООО «УК Монолит» ресурсами надлежащего качества.

Согласно Действующей схеме теплоснабжения Анжеро-Судженского городского округа (Актуализация за 2020 г.), ООО «ТеплоРесурс» является единой теплоснабжающей организацией (ЕТО), которая действует в Зонах действия №№ 2-24, в которых действуют Системы теплоснабжения котельных №№ 1, 3-11, 14-16, 18-20, 23-26 (таблица 8.1 Схемы теплоснабжения Анжеро-Судженского городского округа).

В соответствии с ч. 2 ст. 4.2 Закона о теплоснабжении в сфере теплоснабжения действует система регулярного контроля за ее функционированием, имеющая целью своевременное предупреждение, выявление, ограничение и (или) пресечение действий (бездействия), которые имеют или могут иметь своим результатом недопущение, ограничение, устранение конкуренции, и (или) действий (бездействия) лица, занимающего доминирующее положение, которые приводят или могут привести к ущемлению интересов теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций и потребителей.

На основании ч. 4 ст. 4.2 Закона о теплоснабжении доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта, которому в схеме теплоснабжения присвоен статус единой теплоснабжающей организации.

Кемеровским УФАС России по результатам проведенного анализа состояния конкуренции на рынке услуг по поставке тепловой энергии в горячей воде в г. Анжеро-Судженске было установлено, что ООО «ТеплоРесурс» занимает доминирующее положение на локальном товарном рынке услуг по поставке тепловой энергии в горячей воде в пределах географических границ, определенной границами зон деятельности ЕТО, а также занимает доминирующее положение на смежном товарном рынке оказания услуг по передаче тепловой энергии по тепловым сетям (в границах расположения тепловых сетей ООО «Теплоресурс»).

В соответствии ч. 2.1 Закона о защите конкуренции не может быть признано доминирующим положение хозяйствующего субъекта – юридического лица, учредителем (участником) которого являются одно физическое лицо (в том числе зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя) или несколько физических лиц, если выручка от реализации товаров за последний календарный год такого хозяйствующего субъекта не превышает четыреста миллионов рублей.

Таким образом, на ООО «Теплоресурс» распространяются запреты и ограничения, устанавливаемые антимонопольным законодательством Российской Федерации.

Согласно ч. 1 ст. 34 Конституции Российской Федерации (далее – Конституция РФ) каждый имеет право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности.

В силу ч. 2 ст. 34 Конституции РФ не допускается экономическая деятельность, направленная на монополизацию и недобросовестную конкуренцию.

Согласно ч. 1 ст. 2 Закона о защите конкуренции антимонопольное законодательство Российской Федерации (далее – антимонопольное законодательство) основывается на Конституции РФ, ГК РФ и состоит из настоящего Федерального закона, иных федеральных законов, регулирующих отношения, указанные в ст. 3 настоящего Федерального закона.

В соответствии с правовой позицией Высшего арбитражного суда Российской Федерации, изложенной в Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 04.03.2021 № 2 «О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением судами антимонопольного законодательства» (далее – Постановление Пленума ВАС РФ № 2) к положениям ГК РФ, которые образуют основу антимонопольного законодательства, относятся в том числе положения о признании равенства участников регулируемых им отношений, свободы договора, необходимости беспрепятственного осуществления гражданских прав и обеспечения восстановления нарушенных прав (п. 1 ст. 1); о добросовестности действий участников гражданских правоотношений при установлении, осуществлении и защите гражданских прав и недопустимости извлечения преимущества из своего незаконного или недобросовестного поведения, в том числе использования гражданских прав в целях ограничения конкуренции, а также злоупотребления доминирующим положением на рынке (п. 3, п. 4 ст. 1, п. 1 ст. 10).

Согласно ч. 1 ст. 10 Закона о защите конкуренции запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо неопределенного круга потребителей.

При этом в ч. 1 ст. 10 Закона о защите конкуренции прямо указано, что запрещаются фактически любые действия (бездействия) занимающего доминирующего положение, приводящие к последствиям, указанным в ч. 1 ст. 10 Закона о защите конкуренции, а не только те, которые прямо поименованы в пп. 1-11 ч. 1 ст. 10 Закона о защите конкуренции, что обусловлено использованием в законе конструкции «в том числе следующие действия (бездействие)», из чего следует, что перечень нарушений антимонопольного законодательства не ограничивается нарушениями, поименованными в пп. 1-11 ч. 1 ст. 10 Закона о защите конкуренции.

По сведениям ООО «Теплоресурс» поставка тепловой энергии ненадлежащего качества ООО «УК ЖилМассив» и ООО «УК Монолит» в период 28.12.2020 – 22.01.2021 была вызвана несоответствием качества угля марки ДР (0-300), используемого в автоматизированных котельных ООО «Теплоресурс».

Вместе с тем, Акты об обнаружении несоответствия качества угля марки ДР (0-300), представленные ООО «Теплоресурс», составлены и подписаны в одностороннем порядке, в связи с чем не могут считаться надлежащими доказательствами отсутствия в действиях ООО «Теплоресурс» нарушения антимонопольного законодательства.

В результате рассмотрения дела № 042/01/10-486/2021 о нарушении антимонопольного законодательства, учитывая совокупность имеющихся доказательств, действия ООО «Теплоресурс» квалифицированы как нарушение ч. 1 ст. 10 Закона о защите конкуренции.

Факт нарушения ООО «Теплоресурс» ч. 1 ст. 10 Закона о защите конкуренции и совершения административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 1 ст. 14.31 КоАП РФ, установлен и подтвержден имеющимися в материалах дела доказательствами.

Объектом правонарушения являются охраняемые законодательством Российской Федерации права и интересы ООО «УК Жилмассив» и ООО «УК Монолит», а также собственников и нанимателей МКД, находящихся под управлением ООО «УК ЖилМассив» и ООО «УК Монолит».

Субъектом правонарушения является: ООО «Теплоресурс».

Время совершения административного правонарушения: период с 28.12.2020 по 22.01.2021.

Место совершения административного правонарушения: 652491, Кемеровская область – Кузбасс, г. Анжеро-Судженск, пгт. Рудничный, ул. Советская, 2А.

Потерпевшими лицами являются: ООО «УК Жилмассив» и ООО «УК Монолит», а также собственники и наниматели МКД, находящихся под управлением ООО «УК ЖилМассив» и ООО «УК Монолит».

Согласно ч. 6 ст. 4.5 КоАП РФ срок давности привлечения к административной ответственности за административные правонарушения, предусмотренные ст.ст. 14.9, 14.9.1, 14.31, 14.32, 14.33, 14.40 настоящего Кодекса, начинает исчисляться со дня вступления в силу решения комиссии антимонопольного органа, которым установлен факт нарушения законодательства Российской Федерации.

Срок давности привлечения к административной ответственности ООО «Теплоресурс», установленный ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ за нарушение антимонопольного законодательства, на момент вынесения настоящего постановления не истек.

Согласно ст. 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП РФ или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Исходя из смысла данной нормы, юридическое лицо не подлежит ответственности в том случае, если будет доказано, что соблюдение норм и правил было невозможно в силу чрезвычайных событий и обстоятельств, которые данное лицо не могло ни предвидеть, ни предотвратить при соблюдении той степени заботливости и осмотрительности, которая от его требовалась.

Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

В данном случае у ООО «Теплоресурс» имелась возможность для соблюдения предусмотренных законом требований при осуществлении деятельности, тем не менее, данным хозяйствующим субъектом всех зависящих от него мер по соблюдению законодательства Российской Федерации предпринято не было.

ООО «Теплоресурс» документально не подтвердило наличие чрезвычайных обстоятельств, не позволивших выполнить требования ч. 1 ст. 10 Закона о защите конкуренции, а также то, что обществом были предприняты все необходимые и возможные меры к неукоснительному и точному исполнению требований законодательства Российской Федерации.

Положения Закона о защите конкуренции и установление административной ответственности за совершение правонарушения, предусмотренного ст. 14.31 КоАП РФ направлены на предупреждение совершения противоправных действий со стороны лиц, занимающих доминирующее положение на соответствующих рынках товаров, услуг и защиту интересов общества, государства, а также отдельных участников правоотношений, подпадающих под регулирование антимонопольного законодательства.

В соответствии со ст. 2.9 КоАП РФ малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям.

Согласно правовой позиции Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.05.2005 г. № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.

Рассматриваемое правонарушение, совершенное ООО «Теплоресурс», является формальным, в связи с чем представляет угрозу охраняемым общественным отношениям независимо от наступления каких-либо негативных материальных последствий. Кроме того, характер правонарушения ООО «Теплоресурс» не позволяют признать данное правонарушение малозначительным.

Таким образом, основания для применения ст. 2.9 КоАП РФ отсутствуют.

Согласно ч. 1 ст. 14.31 КоАП РФ совершение занимающим доминирующее положение на товарном рынке хозяйствующим субъектом, за исключением субъекта естественной монополии, действий, признаваемых злоупотреблением доминирующим положением и недопустимых в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации, если такие действия приводят или могут привести к ущемлению интересов других лиц и при этом результатом таких действий не является и не может являться недопущение, ограничение или устранение конкуренции, за исключением случаев, предусмотренных статьей 9.21 настоящего Кодекса, -

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пятнадцати тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от трехсот тысяч до одного миллиона рублей.

В силу ч. 2 примечания к ст. 14.31 КоАП РФ при назначении административного наказания за совершение административного правонарушения, предусмотренного настоящей статьей либо ст. 14.31.2 или 14.33 КоАП РФ, в отношении юридического лица учитываются обстоятельства, смягчающие административную ответственность, предусмотренные п. 2 - 7 ч. 1 ст. 4.2 КоАП РФ.

Так, должностным лицом Кемеровского УФАС России в качестве обстоятельств, смягчающих административную ответственность, применяется п. 4 ч. 1 ст. 4.2 КоАП РФ, а именно: оказание лицом, совершившим административное правонарушение содействия органу, уполномоченному осуществлять производство по делу об административном правонарушении, в установлении обстоятельств, подлежащих установлению по делу об административном правонарушении, п. 5 ч. 1 ст. 4.2 КоАП РФ предотвращение лицом, совершившим административное правонарушение, вредных последствий административного правонарушения и п. 6 ч. 1 ст. 4.2 КоАП РФ добровольное устранение причиненного вреда (письма ООО «УК ЖилМассив» (вх. 2848э от 27.04.2021) и ООО «УК Монолит» (вх. 2849э от 27.04.2021) об урегулировании разногласий с ООО «Теплоресурс»).

В соответствии с ч. 3 примечания к ст. 14.31 КоАП РФ при назначении административного наказания за совершение административного правонарушения, предусмотренного настоящей статьей либо ст. 14.31.2 или 14.33 настоящего Кодекса, в отношении юридического лица учитываются обстоятельства, отягчающие административную ответственность.

Должностным лицом Кемеровского УФАС России обстоятельств, отягчающих административную ответственность ООО «Теплоресурс» не установлено.

Согласно ч. 4 примечания к ст. 14.31 КоАП РФ за совершение административного правонарушения, предусмотренного настоящей статьей либо ст. 14.31.2, 14.32 или 14.33 настоящего Кодекса, при отсутствии обстоятельств, смягчающих и отягчающих административную ответственность, административный штраф налагается на юридическое лицо в размере суммы минимального размера административного штрафа, предусмотренного за совершение данного административного правонарушения, и половины разности максимального размера административного штрафа, предусмотренного за совершение данного административного правонарушения, и минимального размера административного штрафа, предусмотренного за совершение данного административного правонарушения. При наличии обстоятельств, предусмотренных п. 5 и 6 ч. 1 ст. 4.2 настоящего Кодекса, административный штраф налагается на юридическое лицо в размере суммы минимального размера административного штрафа, предусмотренного за совершение данного административного правонарушения. При наличии обстоятельств, смягчающих административную ответственность, за исключением обстоятельств, предусмотренных п. 5 и 6 ч. 1 ст. 4.2 настоящего Кодекса, размер административного штрафа, налагаемого на юридическое лицо, подлежит уменьшению за каждое такое обстоятельство на одну восьмую разности максимального размера административного штрафа, предусмотренного за совершение данного административного правонарушения, и минимального размера административного штрафа, предусмотренного за совершение данного административного правонарушения. При наличии обстоятельств, отягчающих административную ответственность, размер административного штрафа, налагаемого на юридическое лицо, подлежит увеличению за каждое такое обстоятельство на одну восьмую разности максимального размера административного штрафа, предусмотренного за совершение данного административного правонарушения, и минимального размера административного штрафа, предусмотренного за совершение данного административного правонарушения.

Минимальный размер административного штрафа, предусмотренного за совершение данного административного правонарушения, составляет 300 000 (триста тысяч) рублей

Максимальный размер административного штрафа, предусмотренного за совершение данного административного правонарушения, составляет 1 000 000 (один миллион) рублей

Таким образом, штраф, предусмотренный законодательством за данное правонарушение, при наличии обстоятельств, смягчающих административную ответственность предусмотренных п. 4, п. 5 и 6 ч. 1 ст. 4.2 КоАП РФ, и в отсутствии обстоятельств, отягчающих административную ответственность привлекаемого лица составляет 300 000 (триста тысяч) рублей, который не превышает одну двадцать пятую совокупного размера суммы выручки (ч. 4 ст. 3.5 КоАП РФ).

Согласно ч. 3.2 ст. 4.1 КоАП РФ при наличии исключительных обстоятельств, вязанных с характером совершенного административного правонарушения и его  последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, могут  назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса, в случае, если минимальный размер административного штрафа для юридических лиц составляет не менее ста тысяч рублей.

Вместе с тем оснований для применения к ООО «Теплоресурс» ч. 3.2 ст. 4.1 КоАП РФ в деле № 042/04/14.31-736/2022 об административном правонарушении не установлено.

Признаков чрезмерного ограничения экономической свободы ООО «Теплоресурс» не имеется.

Оценивая собранные по делу доказательства, должностное лицо Кемеровского УФАС России находит вину ООО «Теплоресурс» доказанной, а действия верно квалифицированными по ч. 1 ст. 14.31 КоАП РФ как действий, признаваемых злоупотреблением доминирующим положением и недопустимых в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации, и назначает административное наказание ООО «Теплоресурс» в пределах санкции ч. 1 ст. 14.31 КоАП РФ.

Руководствуясь ст. 23.48, ч. 1 ст. 29.9, а также ч. 1 ст. 14.31 КоАП РФ, руководитель Управления Федеральной антимонопольной службы по Кемеровской области,

ПОСТАНОВИЛА:

  1. Признать Общество с ограниченной ответственностью «Теплоресурс» (652491, Кемеровская обл. – Кузбасс, г. Анжеро-Судженск, пгт. Рудничный, ул. Советская, 2А; ОГРН 1144246000470; ИНН/КПП 4246019288/424601001, дата регистрации юридического лица 22.08.2014) виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 1 ст. 14.31 КоАП РФ.
  2. Наложить на Общество с ограниченной ответственностью «Теплоресурс» административный штраф в размере 300 000 (триста тысяч) руб.

В соответствии с ч. 1 ст. 32.2 КоАП РФ штраф должен быть уплачен не позднее 60 дней со дня вступления постановления о наложении штрафа в законную силу либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки, предусмотренных ст. 31.5 КоАП РФ.

В соответствии с ч. 5 ст. 3.5 КоАП РФ сумма административного штрафа подлежит зачислению в бюджет в полном объеме.

Согласно п. 1 ч. 1 ст. 46 Бюджетного кодекса Российской Федерации штрафы подлежат зачислению в федеральный бюджет.

Реквизиты для уплаты административного штрафа:

Единый казначейский счет 40102810745370000032

ОТДЕЛЕНИЕ КЕМЕРОВО БАНКА РОССИИ//УФК по Кемеровской области - Кузбассу г. Кемерово

Корреспондентский счет (номер казначейского счета) 03100643000000013900

БИК             013207212

ИНН            4207012419

КПП            420501001

ОКТМО      32701000

КБК             161 116 01141 01 0031 140

УИН            16100500000001435789

Назначение платежа: административный штраф за нарушение антимонопольного законодательства по делу № 042/04/14.31-736/2022.

Копию документа, подтверждающего уплату административного штрафа, лицо, привлеченное к административной ответственности, направляет должностному лицу, вынесшему постановление, по факсу 8 (3842) 36-77-83.

Согласно ч. 1 ст. 20.25 КоАП РФ неуплата административного штрафа в срок влечет наложение административного штрафа в двукратном размере суммы неуплаченного административного штрафа, но не менее одной тысячи рублей, либо административный арест на срок до пятнадцати суток, либо обязательные работы на срок до пятидесяти часов.

В соответствии с п. 3 ч. 1 и ч. 3 ст. 30.1 КоАП РФ, а также ч. 1 ст. 30.3 КоАП РФ Постановление по делу об административном правонарушении может быть обжаловано в арбитражный суд течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления.

Согласно ст. 31.1 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении вступает в законную силу после истечения срока, установленного для обжалования постановления по делу об административном правонарушении, если указанное Постановление не было обжаловано или опротестовано.

 

<…>

<…>

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны