Решение №ТМ/3578/23 Решение от 14 апреля 2023 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF


Решение


Директору

ООО «Рокет Пицца»

Д.В. Трояну

А.Толстого ул., д. 122, оф. 10,

г. Самара, 443099,

Самарская область











Заявителю

электронно







РЕШЕНИЕ ПО ДЕЛУ № 042/05/5-1240/2022


«04» апреля 2023г. г. Кемерово


Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Кемеровской области по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:

Заместителя председателя Комиссии:


Моисеевой Т.Ю. -


заместителя руководителя управления;

Членов Комиссии:

Каминской Е.Б.-

начальника отдела рекламы и

недобросовестной конкуренции,


Хохолковой М.И-

главного специалиста-эксперта отдела рекламы и

недобросовестной конкуренции,

рассмотрев дело № 042/05/5-1240/2022, возбужденное в отношении общества с ограниченной ответственностью «Рокет Пицца» (далее – ООО «Рокет Пицца», юридический адрес: 443099, Самарская область, г. Самара, ул. А.Толстого, 122, оф. 10, ОГРН 1116317007388, Дата присвоения ОГРН 21.11.2011, ИНН 6317089182, КПП 631701001) о распространении рекламы, содержащей признаки нарушения требований пункта 4 части 3, части 7 статьи 5 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее по тексту - ФЗ «О рекламе») посредством видеоконференцсвязи при участии представителя ООО «Рокет Пицца» Рахимовой Гульнары Вильевны (доверенность б/н от 31.03.2023),

УСТАНОВИЛА:


В адрес Управления Федеральной антимонопольной службы по Кемеровской области поступило обращение ФАС России (исх. от 20.09.2022 № 08/86960/22, вх. от 21.09.2022 № 5452э) о рассмотрении заявления физического лица (исх. от 14.09.2022) о наличии признаков нарушения ФЗ «О рекламе».

Из заявления следует, что 14.09.2022 заявителем был оформлен заказ с доставкой в сети «Додо Пицца». Перед заказом заявитель ознакомился с рекламной листовкой, в которой содержалась следующая информация:

«Колбаски Барбекю 25см в подарок при заказе от 999 руб. Промокод КВ25 Добавьте пикантности в свой заказ. Акция действует до 30.11.2022г. на доставку, самовывоз, в ресторанах или до тех пор, пока продукция имеется в пиццериях «Додо Пицца» Изображение и способ сервировки могут отличаться от товара. Полные условия акции, информация об организаторе акции, о продукции и ее стоимости, зоне и минимальной сумме доставки на DODOPIZZA.RU и в пиццерии. Скидки по промокодам не суммируются, не действуют с комбо и на добавленные ингредиенты. Организатор вправе изменить условия акции. Продавец ООО «Рокет Пицца», ОГРН 1116317007388, юридический адрес: 443099, обл. Самарская, г. Самара, ул. Алексея Толстого, д. 122, кв. 10».

В соответствии с предложением, указанным в рекламной листовке, заявителем был оформлен заказ на сумму 1016 руб., указан промокод КВ25, который был успешно применен, вместе с тем, при получении заказа подарочная пицца заявителю не была предоставлена.

В соответствии с пунктом 4 части 3 статьи 5 ФЗ «О рекламе» недостоверной признается реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения о стоимости или цене товара, порядке его оплаты, размере скидок, тарифов и других условиях приобретения товара.

В соответствии с частью 7 статьи 5 ФЗ «О рекламе» не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы.

13.10.2022 определением о возбуждении дела по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе Кемеровским УФАС России было возбуждено дело № 042/05/5-1240/2022 в отношении ООО «Рокет Пицца» и назначено к рассмотрению на 21.11.2022 на 11 часов 00 минут. Копия данного определения была направлена в адрес ООО «Рокет Пицца» заказным письмом с уведомлением о вручении, а также заявителю по электронной почте (распечатка с сайта АО «Почта России: отслеживание почтовых отправлений» о вручении почтовой корреспонденции имеется в материалах дела).

18.11.2022 в адрес Кемеровского УФАС России поступили письменные пояснения представителя по доверенности ООО «Рокет Пицца» Ермолаевой С.В. (исх. от 18.11.2022), из которых следует, что информация, содержащаяся в рекламной листовке, направлена на продвижение продукции «Додо Пицца» в целом, а не на реализацию конкретных видов товара из имеющегося ассортимента Общества. С учетом этого, смысл, следующий из рекламной листовки, заключается в реализации как можно большего объема продукции «Додо Пицца» за счет увеличения потребителем объема заказа до 999 рублей, в расчете на получение от «Додо Пицца» обещанного рекламной листовкой подарка. В результате, как следует из рекламной листовки, стоимость заказанной продукции «Додо Пицца» за счет подарка (пиццы) снизится (на стоимость подарка соответственно).

Следовательно, рекламная листовка содержит достоверные сведения о стоимости товаров, поскольку снижение стоимости для потребителя возникает при достижении минимального размера заказа – 999 руб. Иные, более детальные сведения о стоимости товаров, рекламная листовка по своему смыслу содержать не может, так как никакая конкретная продукция «Додо Пицца» не рекламируется.

Сведения о порядке оплаты товара рекламная листовка не содержит, так как порядок оплаты условием реализации рекламной акции не является и не влияет ни на выбор покупателя, ни на порядок применения акции.

По факту сведений об условиях приобретения товара представитель ООО «Рокет Пицца» поясняет следующее:

В рекламной листовке содержится ключевая информация, требуемая потребителю не только для осуществления выбора, но и для того, чтобы реализовать свое участие в рекламной акции (точно указано, при каких условиях потребитель получит обещанный подарок, детально указаны характеристики обещанного подарка, назван требуемый для участия в акции промокод). Эта информация отображает суть акции и включает в себя все предметные условия ее реализации (иных, не обозначенных в рекламной листовке условий получения подарочной пиццы нет).

При этом, по мнению ООО «Рокет Пицца», информация о том, что «подарочную пиццу необходимо именно добавить в заказ («корзину») – к существенной информации отнесена быть не может:

- так как подарочная пицца сама по себе объектом рекламирования в рекламной листовке не выступает, а основные и технические действия, необходимые для ее приобретения в качестве бонуса, в составе основного заказа, в соответствующей мере указаны как на рекламной листовке, так и на ресурсе, на который в рекламной листовке сделана ссылка;

- так как, даже несмотря на рекламную акцию, даже при заказе товаров на сумму более 999руб., подарочная пицца может оказаться неинтересной и невостребованной потребителем. Следовательно, адресация потребителю технической информации о продукте, который в итоге может оказаться им не востребован, в рекламной листовке, объектом рекламирования которой такой продукции не выступает, противоречит коммерческой логике и смыслу рекламы (при том, что такая техническая информация в полной мере становится доступа потребителю, который все же намерен приобрести подарочную пиццу в составе основного заказа).

Из текста рекламной листовки прямо следует информация о порядке и способе получения иной информации, необходимой для успешного применения промокода. В связи с чем, по мнению ООО «Рокет Пицца», рекламная листовка была оформлена таким образом, что любому потребителю информации о порядке применения условий рекламной акции достаточно.

Информация необходимости добавления товара в корзину для успешного участия в рекламной акции не является существенной, так как не способна обмануть ожидания, сформированные рекламой у потребителя, а лишь предоставляет потребителю техническую информацию о порядке участия в акции уже после принятия такого решения и не влечет изменения ожиданий потребителя, сформированных по итогам изучения рекламной листовки.

Кроме того, с учетом того, что реклама адресована неопределенному кругу лиц, и в этот круг входят и лица, не имеющие доступа к сети «Интернет», любой потребитель вправе сделать заказ лично в пиццерии и в таком случае у него отсутствует необходимость знакомится с технической информацией на сайте.

Также ООО «Рокет Пицца», в части разъяснения технических условий применения акции для лиц, размещающих заказ в сети интернет/в приложении применяются дополнительные технические средства доведения информации до потребителя, выступающего участником акции, в таком объеме, что любой обычный потребитель понимает и осознает смысл требуемых от него действий, не связанных ни с какими дополнительными обязательствами и/или изменением условий реализации товара/реализации рекламной акции, а именно, возможность получения потребителем подарочной пиццы обеспечивается, кроме прочего, в силу настроек программного обеспечения как приложения, так и сайта «Додо Пицца».

Так, на сайте «Додо Пицца» в г. Кемерово, а равно в приложении, при оформлении заказа по данной акции на сумму более 999р. и введении в специальное поле в корзине промокода акции «КВ25», если в корзине при этом отсутствует обещанный в рекламной листовке подарок – пицца «Колбаски барбекю 25 см», автоматическое применение промокода невозможно, в силу технических настроек, как и сообщение потребителю, что промокод «успешно применен».

При этом, после попытки применить промокод без добавления подарочной пиццы в корзину, без необходимости искать информацию в других разделах сайта или приложения, вниманию потребителя прямо в корзине, в отдельной вкладке, стандартным шрифтом раскрывается информация (текст), подробно поясняющая причины невозможности применения промокода, и прямо указывается на порядок действий, которые потребителю требуется совершить, чтобы промокод был успешно применен, без каких – либо дополнительных затрат со стороны потребителя (скриншот прилагается).

Вся указанная информация предоставляется потребителю до завершения оформления заказа, соответственно, потребитель вправе по собственному усмотрению завершить оформление заказа с применением акции, либо отказаться от участия в рекламной акции.

Завершение потребителем заказа без применения акции не означает, что причиной этому было введение его в заблуждение, а лишь отражает отсутствие намерения потребителя воспользоваться акцией в силу каких – либо причин. Необходимость добавления подарочной пиццы в корзину, равно как и отражение данной технической информации на этапе оформления заказа, не могут изменить, исказить понимание акции и смысла рекламы обычным потребителям, так как никак не искажают сами условия акции и не направлены на формирование у потребителя каких – либо представлений об акции и объекте рекламирования.

Это означает, что ссылка в рекламной листовке на то, что полные условия акции содержатся на сайте, а равно указание в рекламной листовке, что «подарочную пиццу необходимо именно добавить в заказ («корзину»)» потребителю для получения подарочно пиццы фактически не нужны, так как вся требуемая информация может быть потребителем получена, если она ему интересна для цели участия в акции, прямо в разделе «корзина» для оформления заказа.

Соответственно, правовое значение таких элементов содержания рекламной листовки как: ссылки на сайт, отсутствия пометки, что требуется «именно добавить подарочную пиццу в корзину», и т.д., в связи с раскрытием всей требуемой потребителю информации непосредственно в корзине потребителя, утрачивается.

Таким образом, отсутствие упомянутой информации непосредственно в рекламной листовке в силу технических настроек программного обеспечения и программных кодов «Додо» не могло ввести потребителя в заблуждение относительно условий приобретения товара еще и потому, что правильное участие потребителя в рекламной акции было автоматически заложено, предусмотрено и обеспечено техническими настройками, программным обеспечением «Додо».

Более того, заявитель не был введен в заблуждение, так как получил всю информацию о требуемых с его стороны технических действиях прямо при оформлении заказа, в корзине. Так, согласно письму ООО «Додо Франчайзинг» (исх. от 11.11.2022 № ИСХ-ДФ-000794 от 11.11.2022 (копия прилагается), заявитель не просто не применил промокод, указанный в рекламной листовке, но, и, будучи информирован системой о том, что промокод не применен, и, будучи проинформирован о том, какие именно действия для применения промокода требуется выполнить, требуемых действий не выполнил, чем выразил свое волеизъявление на отказ от участия в рекламной акции, а, следовательно, права на получение подарочной пиццы не приобрел.

Также 18.11.2022 представитель ООО «Рокет Пицца» заявила ходатайство о рассмотрении данного дела путем видеоконференцсвязи.

21.11.2022 по техническим причинам рассмотрение дела № 042/05/5-1240/2022 посредством видеоконференцсвязи не состоялось, в связи с чем, Комиссия Кемеровского УФАС России решила рассмотрение данного дела отложить.

Определением от 21.11.2022 рассмотрение дела № 042/05/5-1240/2022 было отложено на 15.12.2022 в 11 часов 00 минут. Копия данного определения была направлена в адрес ООО «Рокет Пицца» заказным письмом с уведомлением о вручении, а также заявителю по электронной почте (распечатка с сайта АО «Почта России: отслеживание почтовых отправлений» о вручении почтовой корреспонденции имеется в материалах дела).

06.12.2022 в адрес Кемеровского УФАС России поступило ходатайство представителя по доверенности ООО «Рокет Пицца» (исх. от 05.12.2022) о незамедлительном направлении в адрес ООО «Рокет Пицца» решений о привлечении иных лиц к рассмотрению дела № 042/05/5-1240/2022, запросов, передаче материалов экспертам/экспертному совету и.т.д.

Также 06.12.2022 представитель ООО «Рокет Пицца» заявила ходатайство о рассмотрении данного дела путем видеоконференцсвязи.

12.12.2022 в адрес Кемеровского УФАС России поступили письменные пояснения заявителя (исх. от 12.12.2022), из которых следует, что система не информировала заявителя о том, что промокод не применен. Также система не информировала какие конкретно действия нужно выполнить для применения промокода. На рекламной листовке была указана только информация о минимальной сумме заказа для применения промокода. На сайте Додо – пицца дополнительной информации по данной рекламной акции заявитель также не нашел.

13.12.2022 состоялось заседание Экспертного совета по рекламе при Кемеровском УФАС России, одним из вопросов обсуждения являлось обсуждение вышеуказанной рекламы.

Членам экспертного совета по рекламе (присутствовало 10 человек) был задан следующие вопросы:

1) Является ли в данном случае информация о том, что для получения пиццы в подарок при оформления заказа необходимо добавить подарочную пиццу в корзину существенной?

Варианты ответов: да, нет, свой вариант.

Решение Членов Экспертного совета: ДА – 10 чел., НЕТ – 0 чел., свой вариант – 0 чел.

2) Что, по Вашему мнению, в данном случае является объектом рекламирования?

Решение Членов Экспертного совета:

Реклама пиццерии Додо Пицца;

Получение пиццы в подарок;

Пицца в подарок;

Поскольку объектом рекламирования, на мой взгляд, является «заказ от 999 руб.», то добавление в корзину «Колбаски барбекю 25см» не является запланированным действием клиента, а лишь стимулирует осуществление заказа. Поскольку добавление в корзину – одно из существенных условий приобретения товара эта процедура должна быть описана в рекламе;

Промоакция пиццерии;

Пицца «Колбаски Барбекю»;

Услуга по предоставлению бесплатной пиццы при соблюдении условий;

В рекламной листовке отсутствует часть необходимой и существенной для покупателя информации о рекламируемом товаре. Также в представленной рекламе отсутствует название самого рекламируемого товара «пицца»…, указано «колбаски»…;

«Колбаски Барбекю» 25 см в подарок при заказе от 999руб.;

«Колбаски Барбекю» 25см.

Протокол № 4 заседания Экспертного совета по рекламе при Кемеровском УФАС России размещен на сайте Кемеровского УФАС России https://kemerovo.fas.gov.ru/ по ссылке https://kemerovo.fas.gov.ru/protocol/35188.

15.12.2022 по техническим причинам, в связи со сбоем в работе сети Интернет в Кемеровском УФАС России, рассмотрение дела № 042/05/5-1240/2022 посредством видеоконференцсвязи не состоялось, в связи с чем, Комиссия Кемеровского УФАС России решила рассмотрение данного дела отложить.

Кроме того, в связи с поступившим ходатайством представителя ООО «Рокет Пицца» (исх. от 05.12.2022, вх. от 06.12.2022 № 4815-ЭП/22) о незамедлительном направлении в адрес ООО «Рокет Пицца» решений о привлечении иных лиц к рассмотрению дела № 042/05/5-1240/2022, запросов, передаче материалов экспертам/экспертному совету и.т.д. Комиссия Кемеровского УФАС России сообщает следующее:

В соответствии с пунктом 38 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 24.11.2020 № 1922 (далее - Правила) рассмотрение дела может быть отложено антимонопольным органом:

по ходатайству лица, участвующего в деле, в связи с невозможностью явки этого лица или его представителя на рассмотрение дела по уважительной причине, подтвержденной соответствующими документами;

в связи с необходимостью получения дополнительных доказательств;

для привлечения к участию в деле иных лиц, участие которых в деле, по мнению антимонопольного органа, необходимо.

В соответствии с пунктом 26 Правил, копии принимаемых антимонопольным органом решений и (или) определений направляются в течение 3 дней со дня принятия такого решения и (или) определения заказным письмом с уведомлением о вручении либо вручаются под расписку лицам, участвующим в деле, или их представителям. Копии таких решений и (или) определений могут быть направлены с использованием средств факсимильной связи, электронной почты или иных средств связи, позволяющих зафиксировать факт их получения адресатом. При этом почтовые или иные документы, свидетельствующие о получении копий решений и (или) определений приобщаются к материалам дела.

Таким образом, в случае отложения рассмотрения дела № 042/05/5-1240/2022 для привлечения к участию в деле иных лиц, участие которых в деле, по мнению антимонопольного органа, необходимо, копия соответствующего определения направляется в адрес лиц, участвующих в деле заказным письмом с уведомлением о вручении.

Направление иных документов, указанных в поступившем ходатайстве (за исключением определений, решения по делу), лицам, участвующим в деле вышеуказанными Правилами не предусмотрено.

Также сообщено, что в соответствии с пунктом 29 Правил, стороны и заинтересованные лица со дня вынесения определения о назначении дела к рассмотрению вправе знакомиться с материалами дела (за исключением сведений, составляющих государственную и иную охраняемую законом тайну) и делать выписки из них. Ознакомление с материалами дела происходит в помещении Кемеровского УФАС России по адресу г. Кемерово, ул. Ноградская, 5.

На основании изложенного, в соответствии с указанными Правилами, ООО «Рокет Пицца» вправе ознакомиться с материалами дела № 042/05/5-1240/2022 с проведением фотосъемки (при необходимости), заявив соответствующее ходатайство.

Определением от 15.12.2022 рассмотрение дела № 042/05/5-1240/2022 было отложено на 18.01.2023 в 14 часов 00 минут. Копия данного определения была направлена в адрес ООО «Рокет Пицца» заказным письмом с уведомлением о вручении, а также заявителю по электронной почте (распечатка с сайта АО «Почта России: отслеживание почтовых отправлений» о вручении почтовой корреспонденции имеется в материалах дела).

16.01.2023 в адрес Кемеровского УФАС России поступило ходатайство представителя ООО «Рокет Пицца» (исх. от 12.01.2023) об исключении из состава доказательств (и материалов) по делу протокол № 4 от 13.12.2022 Экспертного совета по рекламе при Кемеровском УФАС России в связи с тем, что в соответствии с пунктом 26 Правил до проведения заседании Экспертного совета по рекламе определение не было направлено в адрес ООО «Рокет Пицца», и в соответствии с которым Кемеровским УФАС России было принято решение о привлечении к участию в деле Экспертного совета при Кемеровском УФАС России, раскрывающие порядок, основания и причины привлечения к участию в деле Экспертного совета при Кемеровском УФАС России. В том числе по этой причине, в нарушение пункта 29 Правил, при организации и проведении заседании Экспертного совета по рекламе ООО «Рокет Пицца» было отказано в реализации права на участие в исследовании доказательств, давать объяснения, возражать против заявлений других лиц.

18.01.2023 состоялось рассмотрение дела № 04205/5-1240/2022 посредством видеоконференцсвязи при участи представителя ООО «Рокет Пицца» Ермолаевой С.В., которая поддержала представленные ранее письменные пояснения.

Рассмотрев материалы дела, Комиссия Кемеровского УФАС России решила рассмотрение дела № 042/05/5-1240/2022 отложить для получения дополнительных доказательств по делу.

Кроме того, в связи с поступившим ходатайством представителя ООО «Рокет Пицца» (исх. от 12.01.2023) об исключении из состава доказательств (и материалов) по делу протокол № 4 от 13.12.2022 Экспертного совета по рекламе при Кемеровском УФАС России Комиссия Кемеровского УФАС России сообщает следующее:

В соответствии с пунктом 26 Правил, Копии принимаемых антимонопольным органом решений и (или) определений направляются в течение 3 дней со дня принятия такого решения и (или) определения заказным письмом с уведомлением о вручении либо вручаются под расписку лицам, участвующим в деле, или их представителям. Копии таких решений и (или) определений могут быть направлены с использованием средств факсимильной связи, электронной почты или иных средств связи, позволяющих зафиксировать факт их получения адресатом. При этом почтовые или иные документы, свидетельствующие о получении копий решений и (или) определений приобщаются к материалам дела.

Кроме того, пунктом 33 Правил установлено, что при рассмотрении дела антимонопольный орган знакомится с письменными и вещественными доказательствами по делу, заслушивает объяснения лиц, участвующих в деле, заключения экспертов, а также оглашает представленные в письменной форме объяснения и заключения.

В ходе рассмотрения дела антимонопольный орган вправе запрашивать в соответствии с законодательством Российской Федерации необходимые документы для ознакомления, получать объяснения сторон по фактам дела, послужившим поводом для его рассмотрения, и привлекать к участию в деле иных лиц.

Антимонопольный орган обязан принимать все предусмотренные законодательством Российской Федерации и настоящими Правилами меры для всестороннего, полного и объективного выяснения всех обстоятельств дела.

Согласно пункту 1.3 Приложения № 1 к Приказу Кемеровского УФАС России от 06.05.2019 № 61 «Положение об экспертном совете по обеспечению исполнения законодательства о рекламе при Управлении Федеральной антимонопольной службы по Кемеровской области», экспертный совет является совещательным и экспертным органом при Управлении Федеральной антимонопольной службы по Кемеровской области. Его решения имеют рекомендательный характер и представляются в Управление Федеральной антимонопольной службы по Кемеровской области для принятия решений о соответствии спорной рекламы требованиям законодательства Российской Федерации, реализации государственной политики в области надзора соблюдения рекламного законодательства и подготовки предложений по совершенствованию законодательства о рекламе.

Пунктом 4.3 указанного положения установлено, что повестки, протоколы и решения заседаний Экспертного совета формируются координатором Экспертного совета.

Таким образом, в данном случае Комиссия Кемеровского УФАС России, в соответствии с пунктом 33 Правил, запросило мнение Экспертного совета по рекламе при Кемеровском УФАС России относительно распространения спорной рекламы.

Экспертный совет по рекламе не был привлечен к рассмотрению данного дела, организация работы Экспертного совета по рекламе реализуется путем направления соответствующей повестки участникам совета, таким образом, никакого иного определения, за исключением определений об отложении рассмотрения дела № 042/05/5-1240/2022 не выносилось, в связи с чем, не направлялось в адрес ООО «Рокет Пицца», заявителя.

Кроме того, ООО «Рокет Пицца» не было отказано в реализации права на участие в исследовании доказательств, давать объяснения, возражать против заявлений других лиц, напротив, дело № 042/05/5-1240/2022 было отложено, в том числе для получения дополнительных доказательств по делу. Решение Экспертного совета по рекламе отражено в каждом определении, указана ссылка на сайт Кемеровского УФАС России, по которой имеется возможность ознакомиться с данным решением, следовательно, у ООО «Рокет Пицца» имеется возможность представить все необходимые дополнительные пояснения, документы по данному делу.

Определением от 18.01.2023 рассмотрение дела № 042/05/5-1240/2022 было отложено на 20.02.2023 в 14 часов 00 минут. Копия данного определения была направлена в адрес ООО «Рокет Пицца» заказным письмом с уведомлением о вручении, а также заявителю по электронной почте (распечатка с сайта АО «Почта России: отслеживание почтовых отправлений» о вручении почтовой корреспонденции имеется в материалах дела).

17.02.2023 в адрес Кемеровского УФАС России поступило ходатайство представителя по доверенности ООО «Рокет Пицца» (исх. от 16.02.2023) об отложении рассмотрения данного дела для перепроверки ООО «Рокет Пицца» со своей стороны фактических обстоятельств дела, предоставления всех истребованных у ООО «Рокет Пицца» материалов.

20.02.2023 состоялось рассмотрение дела № 042/05/5-1240/2022 посредством видеоконференцсвязи при участии представителя ООО «Рокет Пицца» Ермолаевой С.В., которая подержала заявленное ходатайство.

Рассмотрев материалы дела, Комиссия Кемеровского УФАС России решила рассмотрение данного дела отложить в связи с поступившим ходатайством представителя ООО «Рокет Пицца», а также для получения дополнительных доказательств по делу.

Определением от 20.02.2023 рассмотрение дела № 042/05/5-1240/2022 было отложено на 04.04.2023 в 14 часов 00 минут. Копия данного определения была направлена в адрес ООО «Рокет Пицца» заказным письмом с уведомлением о вручении, а также заявителю по электронной почте (распечатка с сайта АО «Почта России: отслеживание почтовых отправлений» о вручении почтовой корреспонденции имеется в материалах дела).

29.03.2023 в адрес Кемеровского УФАС России от ООО «Рокет Пицца» поступили следующие копии документов (исх. от 28.03.2023):

-приказа ООО «Рокет Пицца» от 12.08.2022 № 17 с приложениями (условия акции и макет рекламной листовки);

-письма ООО «Рокет Пицца» в адрес ООО «Додо Франчайзинг» исх. От 12.08.2022 № 1208/22;

-письма ООО «Додо Франчайзинг» в адрес ООО «Рокет Пицца» от 15.08.2022;

-письма ООО «Рокет Пицца» в адрес ООО «Додо Франчайзинг» от 09.02.2023 № 0902/23;

- письма ООО «Додо Франчайзинг» в адрес ООО «Рокет Пицца» от 03.03.2023.

Также представитель ООО «Рокет Пицца» представил письменные пояснения, из которых следует, что рекламная листовка не содержит не соответствующие действительности сведения о стоимости товара, порядке его оплаты, иных условиях приобретения товара.

Рекламная листовка содержит все действительные условия акции, все условия отражены достоверно.

Информация о необходимости добавления товара в корзину для успешного участия в акции не является существенной, так как не требует от потребителя дополнительных (не оговоренных в рекламной листовке) финансовых затрат, не влечет изменения ожиданий потребителя, сформированных по итогам изучения рекламной листовки (обмана ожиданий потребителя), представляет собой техническую информацию, требуемую потребителю уже после принятия решения участвовать в акции (потребителями, делающими заказ по телефону или непосредственно в пиццерии эта информация в период действия акции вообще не была востребована, так как заказ оформлялся менеджером или оператором колл – центра).

В период действия акции информация о необходимости добавления товара в корзину для успешного участия в рекламной акции была размещена к сведению потребителей как на сайте «Додо Пицца», так и в приложении «Додо Пицца» в разделе «Корзина».

Заявитель при оформлении заказа ознакомился с технической информацией – о необходимости добавления товара в корзину для успешного участия в рекламной акции – до завершения оформления заказа, в разделе «Корзина» приложения «Додо Пицца», и совершил заказ без применения промокода акции, будучи осведомлен о том, что промокод не может быть применен до тех пор, пока заявитель не добавил подарочную пиццу «Колбаски барбекю 25 см» в корзину – это подтверждается материалами дела, обратное не доказано.

Располагая документальными подтверждениями, что заявитель осознанно не применил промокод и не участвовал в акции, но допустив вероятность непрогнозируемой технической ошибки или сбоя систем заявителя, ООО «Рокет Пицца» компенсировало неудобства заявителя предоставлением компенсационного бонуса в виде «годового запаса пиццы» в расчете на сохранение заявителя в качестве своего клиента, в результате чего все допустимые потери заявителя сверхкомпенсированы.

ООО «Рокет Пицца» является субъектом малого предпринимательства, подобное правонарушение ранее никогда обществом не совершалось, имущественный ущерб или вред жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства не причинен, что дает право ООО «Рокет Пицца» в случае признания виновным в совершении правонарушения на замену административного штрафа на предупреждение.

04.04.2023 состоялось рассмотрение дела № 042/05/5-1240/2022 путем видеоконференцсвязи при участии представителя ООО «Рокет Пицца» Рахимовой Г.В., которая поддержала представленные письменные пояснения.

Рассмотрев материалы дела, Комиссия Кемеровского УФАС России установила следующее:

В адрес Управления Федеральной антимонопольной службы по Кемеровской области поступило обращение ФАС России (исх. от 20.09.2022 № 08/86960/22, вх. от 21.09.2022 № 5452э) о рассмотрении заявления физического лица (исх. от 14.09.2022) о наличии признаков нарушения ФЗ «О рекламе».

Из заявления следует, что 14.09.2022 заявителем был оформлен заказ с доставкой в сети «Додо Пицца». Перед заказом заявитель ознакомился с рекламной листовкой, в которой содержалась следующая информация:

«Колбаски Барбекю 25см в подарок при заказе от 999 руб. Промокод КВ25 Добавьте пикантности в свой заказ. Акция действует до 30.11.2022г. на доставку, самовывоз, в ресторанах или до тех пор, пока продукция имеется в пиццериях «Додо Пицца» Изображение и способ сервировки могут отличаться от товара. Полные условия акции, информация об организаторе акции, о продукции и ее стоимости, зоне и минимальной сумме доставки на DODOPIZZA.RU и в пиццерии. Скидки по промокодам не суммируются, не действуют с комбо и на добавленные ингредиенты. Организатор вправе изменить условия акции. Продавец ООО «Рокет Пицца», ОГРН 1116317007388, юридический адрес: 443099, обл. Самарская, г. Самара, ул. Алексея Толстого, д. 122, кв. 10».

В соответствии с предложением, указанным в рекламной листовке, заявителем был оформлен заказ на сумму 1016 руб., указан промокод КВ25, который был успешно применен, вместе с тем, при получении заказа подарочная пицца заявителю не была предоставлена.

В соответствии с перепиской, скриншоты которой представлены заявителем, представитель ООО «Рокет Пицца» (Додо Пицца Россия) пояснил, что если при заказе указать промокод и не положить пиццу в корзину, появится ошибка и пицца не будет предоставлена. Вместе с тем, заявитель указывает на то, что заказ был успешно оформлен, промокод применен и ошибки у заявителя не возникало. Кроме того, в рекламной листовке отсутствует информация о том, что для получения подарочной пиццы ее необходимо добавить в корзину при заказе.

Пунктом 1 статьи 3 ФЗ «О рекламе» определено, что реклама - это информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке. В силу пункта 4 данной статьи ненадлежащая реклама - реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 2 статьи 3 ФЗ «О рекламе», объект рекламирования - это товар, средство его индивидуализации, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама.

В соответствии с пунктом 4 части 3 статьи 5 ФЗ «О рекламе» недостоверной признается реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения о стоимости или цене товара, порядке его оплаты, размере скидок, тарифов и других условиях приобретения товара.

Вместе с тем, в рамках рассмотрения данного дела, Комиссией Кемеровского УФАС России было установлено, что в рекламной листовке отсутствуют какие – либо недостоверные сведения о стоимости или цене товара, порядке его оплаты, размере скидок, тарифов и других условиях приобретения товара, в связи с чем, признаки нарушения требований пункта 4 части 3 статьи 5 ФЗ «О рекламе» в действиях ООО «Рокет Пицца» в данном случае отсутствуют.

Информация, указанная в рекламной листовке, о предоставлении пиццы в подарок, направлена на формирование у потребителей желания воспользоваться указанной акцией, следовательно, в данном случае существенной является не только информация, привлекательная для потребителя, но и информация, способная обмануть ожидания, сформированные у потребителей такой рекламой. Отсутствие в рекламе какой-либо части существенной информации об акции приводит к искажению смысла рекламы и способствует введению в заблуждение потребителей, имеющих намерение стать участником рекламируемой акции.

В пункте 28 Постановления Пленума ВАС РФ от 08.10.2012№ 58 «О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами Федерального закона «О рекламе» указано, что рекламодатель вправе выбрать форму, способ и средства рекламирования своего товара. Однако при этом он должен соблюдать обязательные требования, предъявляемые Законом о рекламе к рекламе, в частности о включении в рекламу предупреждающих надписей, обязательных сведений или условий оказания услуг.

В рекламной листовке указано на то, что организатор вправе изменить условия акции, а также то, что полные условия акции размещены на сайте на DODOPIZZA.RU.

Вместе с тем, как указывалось выше, рекламой является информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

Таким образом, определяющим признаком рекламы является факт ее распространения среди неопределенного круга лиц. Поскольку реклама адресована неопределенному кругу лиц, в число потенциальных потребителей объекта рекламирования входят лица, не имеющие доступа к сети Интернет, и не имеющие возможности ознакомления с информацией, размещенной на указанном сайте. Следовательно, информация, размещенная на сайте на DODOPIZZA.RU, является самостоятельной, что не освобождает рекламодателя от исполнения обязанности по соблюдению требований статьи 5 Закона о рекламе в части требований о полноте информации при ее размещении с использованием иных средств. Отсылка к иным источникам размещения рекламы не может рассматриваться как предоставление всей необходимой и достоверной информации при размещении рекламы с помощью иных средств (распространении рекламных листовок).

Кроме того, указание ООО «Рокет Пицца» на то, что материалами дела подтверждается, что заявитель был осведомлен о необходимости добавления пиццы в корзину, не соответствует действительности, так как из заявления следует, заявителем был оформлен заказ с доставкой в сети «Додо Пицца». Перед заказом заявитель ознакомился с рекламной листовкой, в соответствии с предложением, указанным в рекламной листовке, заявителем был оформлен заказ на сумму 1016 руб., указан промокод КВ25, который был успешно применен, вместе с тем, при получении заказа подарочная пицца заявителю не была предоставлена.

В соответствии с частью 7 статьи 5 ФЗ «О рекламе» не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы.

Таким образом, в нарушение данной правовой нормы в рекламной листовке отсутствует существенная информация о том, что для получения пиццы в подарок, помимо ввода специального промокода, указанную пиццу необходимо положить в корзину. В данном случае указание такой информации является существенным, поскольку данная информация необходима для получения пиццы в подарок, а размещение неполной информации приводит к искажению смысла информации и вводит потребителя в заблуждение.

В соответствии с частью 6 статьи 38 ФЗ «О рекламе» ответственность за нарушение требований, установленных частью 7 статьи 5 ФЗ «О рекламе», несёт рекламодатель.

Согласно статье 3 ФЗ «О рекламе» под рекламодателем понимается изготовитель или продавец товара либо определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо.

В данном случае рекламодателем является ООО «Рокет Пицца».

Также в своих письменных пояснениях представитель ООО «Рокет Пицца» ссылается на возможность применения предупреждения в соответствии со статьей 4.1.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ).

Вместе с тем, данное дело рассматривается в соответствии с Правилами рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 24.11.2020 № 1922, а не в порядке КоАП РФ.

В соответствии с пунктом 42 указанных Правил, 42. По результатам рассмотрения дела при установлении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе антимонопольный орган принимает решение по делу.

Руководствуясь пунктом 1 части 2 статьи 33, частью 1 статьи 36 Федерального закона от 13.03.2006 № 38 – ФЗ «О рекламе» и в соответствии с пунктами 42-47 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия Кемеровского УФАС России,



РЕШИЛА:


1. Признать ненадлежащей рекламу общества с ограниченной ответственностью «Рокет Пицца» (юридический адрес: 443099, Самарская область, г. Самара, ул. А.Толстого, 122, оф. 10, ОГРН 1116317007388, Дата присвоения ОГРН 21.11.2011, ИНН 6317089182, КПП 631701001), размещенную посредством рекламной листовки, поскольку в ней нарушены требования части 7 статьи 5 ФЗ «О рекламе».

2. Предписание о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе обществу с ограниченной ответственностью ««Рокет Пицца» (юридический адрес: 443099, Самарская область, г. Самара, ул. А.Толстого, 122, оф. 10, ОГРН 1116317007388, Дата присвоения ОГРН 21.11.2011, ИНН 6317089182, КПП 631701001) не выдавать в связи с окончанием срока проведения указанной в рекламной листовке акции.

3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Кемеровского УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.


Решение изготовлено в полном объеме «__» апреля 2023 года.


Решение может быть обжаловано в порядке, предусмотренном статьей 37 ФЗ «О рекламе».



Заместитель председателя Комиссии

Т.Ю. Моисеева

Члены Комиссии

Е.Б. Каминская


М.И. Хохолкова



2023-4676


Связанные организации

ООО "Рокет Пицца"
ИНН 6317089182, ОГРН 1116317007388