Решение №08/9923 по жалобе от 13 октября 2021 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

«13» октября 2021г.

Резолютивная часть решения оглашена «11» октября 2021г.                          г. Кемерово

Решение в полном объеме изготовлено «13» октября 2021г.

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Кемеровской области по контролю в сфере закупок в составе:

Председателя комиссии:

 

заместителя руководителя Кемеровского УФАС России;

Членов комиссии:

 

главного специалиста - эксперта отдела контроля в сфере закупок ;

 

 

ведущего специалиста - эксперта отдела контроля в сфере закупок,

рассмотрев  дело № 042/06/33-1781/2021, возбужденное по признакам нарушения  заказчиком – МБОУ «Ариничевская средняя общеобразовательная школа» законодательства в сфере закупок при проведении открытого конкурса в электронной форме № 0139300021121000079 «Капитальный ремонт здания МБОУ «Ариничевская СОШ», расположенного по адресу: Кемеровская область, Ленинск-Кузнецкий район, с.Ариничево, ул. Центральная, 9», и в результате проведения внеплановой проверки в соответствии с требованиями п.п «б» п.2 ч.3 ст. 99 Федерального закона  от 05.04.2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд» (далее по тексту – ФЗ № 44-ФЗ), руководствуясь Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, конкурсной, аукционной или котировочной комиссии при размещении заказа на поставку товара, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд, утвержденным приказом ФАС России  от 19.11.2014 № 727/14,

установила:

04.10.2021г. в адрес Управления Федеральной антимонопольной службы по Кемеровской области поступили жалобы ООО «Эксперт закупок» (вх. № 6879э  от 04.10.2021),  ООО «Строй-класс» (вх. 6887э от 04.10.2021), ООО «Стройтраст» (вх. № 6880э от 04.10.2021г.), ООО «Гарантия-Строй» (вх. № 6875э от 04.10.2021г.), ООО «УСиПР» (вх.№ 6892э от 04.10.2021г.) (далее – Заявители) на действия заказчика – МБОУ «Ариничевская средняя общеобразовательная школа», нарушающего по мнению заявителей, требования Федерального закона от 05.04.2013г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе) при проведении электронного аукциона № 0139300021121000079 «Капитальный ремонт здания МБОУ «Ариничевская СОШ», расположенного по адресу: Кемеровская область, Ленинск-Кузнецкий район, с.Ариничево, ул. Центральная, 9».

По мнению заявителей, аукционная документация противоречит требованиям закона о контрактной системе.

В процессе рассмотрения жалоб, проведения внеплановой проверки Комиссией Кемеровского УФАС России установлено:

24.09.2020г. на официальном сайте http://zakupki.gov.ru/ заказчиком – МБОУ «Ариничевская средняя общеобразовательная школа» были размещены извещение о проведении открытого конкурса в электронной форме № 0139300021121000079 «Капитальный ремонт здания МБОУ «Ариничевская СОШ», расположенного по адресу: Кемеровская область, Ленинск-Кузнецкий район, с.Ариничево, ул. Центральная, 9» и аукционная документация.

Начальная максимальная цена контракта – 23 580 477,00 рублей.

Согласно требованиям части 1 статьи 105 ФЗ № 44-ФЗ любой участник закупки, а также осуществляющие общественный контроль общественные объединения, объединения юридических лиц в соответствии с законодательством Российской Федерации имеют право обжаловать в судебном порядке или в порядке, установленном настоящей главой, в контрольный орган в сфере закупок действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностных лиц контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки, оператора специализированной электронной площадки, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки.

Согласно требованиям пункта 1 части 1 статьи 31 ФЗ № 44-ФЗ при осуществлении закупки заказчик устанавливает единые требования к участникам закупки в соответствии с требованиями, установленными в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.

В Информационной карте аукционной документации заказчиком установлены требования к содержанию и составу заявки, а именно: «Документ, подтверждающий данное право является выписка из реестра членов саморегулируемой организации».

Согласно информации единого реестра членов СРО, ООО «Эксперт Закупок» ИНН 2204080022, ООО «Строй-класс» ИНН 2209038121, ООО «Стройтраст» ИНН 9704061670  не являются членами СРО.

Уведомлением о принятии жалоб к рассмотрению у ООО «Эксперт Закупок», ООО «Строй-класс», ООО «Стройтраст» были запрошены Выписки из реестра членов саморегулируемой организации.

На момент рассмотрения жалоб ООО «Эксперт Закупок», ООО «Строй-класс», ООО «Стройтраст» (11.10.2021) Выписки из реестра членов саморегулируемой организации в адрес Кемеровского УФАС России ООО «Эксперт Закупок», ООО «Строй-класс», ООО «Стройтраст»  не представили.

Таким образом, ООО «Эксперт Закупок», ООО «Строй-класс», ООО «Стройтраст» не могут участвовать в электронном аукционе № 0139300021121000079 «Капитальный ремонт здания   МБОУ «Ариничевская СОШ», расположенного по адресу: Кемеровская область, Ленинск-Кузнецкий район, с.Ариничево, ул. Центральная, 9».

В связи с вышеизложенным права и законные интересы ООО «Эксперт Закупок», ООО «Строй-класс», ООО «Стройтраст» при проведении спорной закупки нарушены быть не могут.

Комиссия Кемеровского УФАС России приходит к выводу о том, что  ООО «Эксперт Закупок», ООО «Строй-класс», ООО «Стройтраст» на момент подачи жалоб не являлись участниками закупки, следовательно, данные общества на основании части 1 статьи 105 ФЗ № ФЗ № 44-ФЗ не могут обжаловать в порядке, установленном настоящей главой, в контрольный орган в сфере закупок действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностных лиц контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки.                                         

Вместе с тем Комиссией Кемеровского УФАС России была проведена внеплановая проверка, по результатам которой установлено следующее:

       В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 ФЗ № 44-ФЗ при осуществлении закупки заказчик устанавливает следующие единые требования к участникам закупки, в том числе соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.

Таким образом, Заказчиком установлено следующее единое требование к участникам закупки:

17

Требование, предъявляемое к участникам такого аукциона в соответствии с частью 1.1 статьи 31 Закона № 44-ФЗ

Заказчик установил требование об отсутствии в предусмотренном Законом № 44-ФЗ реестре недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) информации об участнике закупки, информации об учредителях участника закупки - юридического лица, о членах коллегиального исполнительного органа участника закупки - юридического лица, лице, исполняющем функции единоличного исполнительного органа участника закупки - юридического лица.

Соответствие участника закупки требованиям, устанавливаемым согласно Градостроительному кодексу Российской Федерации и в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона, к лицам, осуществляющим выполнение работ, являющихся предметом аукциона, при соблюдении в совокупности следующих условий:

   а) участник закупки является членом саморегулируемой организации в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства. При этом, в соответствии с частью 3 статьи 55.6 Градостроительного Кодекса Российской Федерации член саморегулируемой организации должен быть зарегистрирован в том же субъекте Российской Федерации, в котором зарегистрирована такая саморегулируемая организация (за исключением случаев, предусмотренных частью 3 статьи 55.6 Градостроительного Кодекса Российской Федерации).

   б) участник закупки должен иметь право выполнять работы в отношении объектов капитального строительства (кроме особо опасных, технически сложных и уникальных объектов, а также объектов использования атомной энергии);

   в) наличие у саморегулируемой организации, членом которой является Участник закупки, компенсационного фонда обеспечения договорных обязательств, сформированного в соответствии со статьями 55.4 и 55.16 Градостроительного Кодекса Российской Федерации;

   г) совокупный размер обязательств Участника закупки по договорам, заключенным с использованием конкурентных способов, не должен превышать уровень ответственности участника по компенсационному фонду обеспечения договорных обязательств.

Членство в саморегулируемой организации не требуется участникам, которые предложат цену контракта 3 млн. руб. и менее (в соответствии с положениями части 2.1 статьи 52 Градостроительного Кодекса Российской Федерации); лицам, перечисленным в части 2.2 статьи 52 Градостроительного Кодекса Российской Федерации.

Статья 55.16 ГрК РФ регламентирует особенности формирования компенсационных фондов саморегулируемой организации.

Саморегулируемой организация формирует компенсационный фонд возмещения вреда, а также компенсационный фонд обеспечения договорных обязательств.

Частью 3 статьи 55.16 ГрК РФ установлено, что не допускается освобождение члена саморегулируемой организации от обязанности внесения взноса в компенсационный фонд возмещения вреда, в том числе за счет его требований к саморегулируемой организации, а также освобождение члена саморегулируемой организации, подавшего заявление о намерении принимать участие в заключении договоров подряда на выполнение инженерных изысканий, подготовку проектной документации, договоров строительного подряда, договоров подряда на осуществление сноса с использованием конкурентных способов заключения договоров, от обязанности внесения взноса в компенсационный фонд обеспечения договорных обязательств в случае, если саморегулируемой организацией принято решение о формировании такого компенсационного фонда. Не допускается уплата взноса (взносов) в компенсационный фонд (компенсационные фонды) саморегулируемой организации в рассрочку или иным способом, исключающим единовременную уплату указанного взноса (взносов), а также уплата взноса (взносов) третьими лицами, не являющимися членами такой саморегулируемой организации, за исключением случая, предусмотренного частью 16 настоящей статьи.

Таким образом, для вступления в СРО участнику необходимо внести взнос в компенсационный фонд возмещения вреда.

Пункты 12 и 13 статьи 55.16 ГрК РФ устанавливают минимальные размеры взноса в компенсационный фонд возмещения вреда, а также в компенсационный фонд обеспечения договорных обязательств на одного члена саморегулируемой организации.

Приказом Ростехнадзора № 86 от 04.03.2019 утверждена форма выписки из реестра членов саморегулируемой организации.

Форма выписки из реестра членов СРО содержит сведения об уровне ответственности члена СРО по обязательствам по договору подряда на выполнение инженерных изысканий, подготовку проектной документации, по договору строительного подряда, по договору подряда на осуществление сноса, и стоимости работ по одному договору, в соответствии с которым указанным членом внесен взнос в компенсационный фонд возмещения вреда, а также сведения об уровне ответственности члена саморегулируемой организации по обязательствам по договору подряда на выполнение инженерных изысканий, подготовку проектной документации, по договору строительного подряда, по договору подряда на осуществление сноса, заключенным с использованием конкурентных способов заключения договоров, и предельному размеру обязательств по таким договорам, в соответствии с которым указанным членом внесен взнос в компенсационный фонд обеспечения договорных обязательств.

        Комиссией Кемеровского УФАС России установлено, что в аукционной документации указано, что выписка из реестра членов СРО предоставляется по форме, утвержденной Приказом Ростехнадзора № 86 от 04.03.2019г.

        В связи с вышеизложенным предоставляемая участником закупки выписка из реестра членов СРО должна в обязательном порядке содержать сведения о наличии у такого участника закупки взносов в компенсационный фонд возмещения вреда, вне зависимости от того, установлено данное требование заказчиком в аукционной документации или нет.

        Вместе с тем законодательство о контрактной системе не содержит требований к заказчику о необходимости указания им в аукционной документации о предоставлении участниками закупки  во второй части заявки сведений о наличии взносов в компенсационный фонд возмещения вреда.

Комиссия Кемеровского УФАС России пришла к выводу, что неустановление в аукционной документации дополнительного требования о наличии взносов в компенсационный фонд возмещения вреда не противоречит требованиям пункта 1 части 1 статьи 31 ФЗ № 44-ФЗ.

Согласно аукционной документации заказчика в п. 10 Требования к документам, входящим в состав заявки на участие в электронном аукционе

Первая часть заявки на участие в аукционе, за исключением случая, предусмотренного частью настоящей статьи, должна содержать:

- согласие участника электронного аукциона на поставку товара, выполнение работы или оказание услуги на условиях, предусмотренных документацией об электронном аукционе и не подлежащих изменению по результатам проведения электронного аукциона (такое согласие дается с применением программно-аппаратных средств электронной площадки);

- при осуществлении закупки товара, в том числе поставляемого заказчику при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг:

а) наименование страны происхождения товара;

б) конкретные показатели товара, соответствующие значениям, установленным в документации об электронном аукционе, и указание на товарный знак (при наличии). Информация, предусмотренная настоящим подпунктом, включается в заявку на участие в электронном аукционе в случае отсутствия в документации об электронном аукционе указания на товарный знак или в случае, если участник закупки предлагает товар, который обозначен товарным знаком, отличным от товарного знака, указанного в документации об электронном аукционе.

Из пояснений заказчика следует, что составлено развернутое, детализированное описание объекта закупки - техническое задание. Техническим заданием предусмотрены требования к выполнению работ и к используемым при выполнении работ товарам.

 При выполнении работ по данной закупке Заказчику отдельно товар не поставляется (не передается по товарной накладной), а используется/применяется при выполнении работы, и без которого невозможно выполнить такую работу.

В соответствии с частью 2 статьи 33 Закона № 44-ФЗ техническое задание содержит показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, установленным заказчиком требованиям, указаны максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.

Комиссией Кемеровского УФАС России установлено, что требования о предоставлении конкретных показателей используемого товара документация об электронном аукционе не содержит.

При изучении технического задания заказчика комиссией Кемеровского УФАС России установлено, что требования установлены в соответствии с действующим законодательством о контактной системе, техническое задание составлено в соответствии с техническими нормами, ГОСТами и иными нормативными актами.

Таким образом, комиссия Кемеровского УФАС России приходит к выводу, что в действиях заказчика нарушений статьи 66 ФЗ № 44-ФЗ не установлено.

Довод заявителя ООО «УСиПР» о том, что заказчик в извещении о проведении электронного аукциона неправомерно установил, что обеспечение заявки на участие в электронном аукционе может предоставляться участником закупки только путем внесения денежных средств, является обоснованным ввиду следующего:

Согласно части 2 статьи 44 ФЗ N 44-ФЗ обеспечение заявки на участие в конкурсе или аукционе может предоставляться участником закупки в виде денежных средств или банковской гарантии. Выбор способа обеспечения заявки на участие в конкурсе или аукционе осуществляется участником закупки.

Заказчик в извещении о проведении электронного аукциона установил:

Обеспечение заявок

Требуется обеспечение заявок

 

Размер обеспечения заявок

235804.77 Российский рубль

Порядок внесения денежных средств в качестве обеспечения заявок

Обеспечение заявки на участие в электронном аукционе предоставляется участником закупки только путем внесения денежных средств, которые перечисляются на счет оператора электронной площадки в банке.

Таким образом, комиссия Кемеровского УФАС России приходит к выводу о том, что заказчиком нарушены требования части 2 стать 44 ФЗ N 44-ФЗ.

Довод заявителя ООО «УСиПР» о том, что заказчик установил дату проведения электронного аукциона в нарушение части 3 статьи 68 ФЗ № 44-ФЗ является обоснованным.

Согласно пункту 8 части 1 статьи 33 ФЗ № 44-ФЗ документация о закупке при осуществлении закупки работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства должна содержать проектную документацию, утвержденную в порядке, установленном законодательством о градостроительной деятельности, за исключением случая, если подготовка проектной документации в соответствии с указанным законодательством не требуется, а также случаев осуществления закупки в соответствии с частями 16 и 16.1 статьи 34 настоящего Федерального закона, при которых предметом контракта является в том числе проектирование объекта капитального строительства. Включение проектной документации в документацию о закупке в соответствии с настоящим пунктом является надлежащим исполнением требований пунктов 1 - 3 настоящей части.

Согласно части 3 статьи 68 ФЗ № 44-ФЗ днем проведения электронного аукциона является рабочий день, следующий за датой окончания срока рассмотрения первых частей заявок на участие в таком аукционе. При этом электронный аукцион в случае включения в документацию о закупке в соответствии с пунктом 8 части 1 статьи 33 настоящего Федерального закона проектной документации проводится через четыре часа после окончания срока подачи заявок на участие в указанном электронном аукционе.

Заказчиком в аукционной документации и извещении о проведении электронного аукциона установлено следующее:

16

Дата окончания срока рассмотрения первых частей заявок на участие в аукционе

04.10.2021

20

Дата проведения аукциона

05.10.2021

Поскольку в информационной карте и извещении о проведении электронного аукциона заказчиком указана дата проведения аукциона 05.10.2021 Заказчиком нарушено требование части 3 статьи 68  ФЗ №44-ФЗ.

       Руководствуясь статьями 99, 106 Федерального закона от 05.04.2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд», комиссия Кемеровского УФАС России 

РЕШИЛА:

  1. Оставить жалобу ООО «Эксперт Закупок» на действия заказчика –  МБОУ «Ариничевская средняя общеобразовательная школа» при проведении электронного аукциона № 0139300021121000079 «Капитальный ремонт здания МБОУ «Ариничевская СОШ», расположенного по адресу: Кемеровская область, Ленинск-Кузнецкий район, с.Ариничево, ул. Центральная, 9» без рассмотрения.
  2.  
  3. Признать жалобу ООО «Гарантия-Строй» на действия заказчика – МБОУ «Ариничевская средняя общеобразовательная школа» при проведении электронного аукциона № 0139300021121000079 «Капитальный ремонт здания  МБОУ «Ариничевская СОШ», расположенного по адресу: Кемеровская область, Ленинск-Кузнецкий район, с.Ариничево, ул. Центральная, 9» необоснованной.
  4. Оставить жалобу ООО «Стройтраст» на действия заказчика –  МБОУ «Ариничевская средняя общеобразовательная школа» при проведении электронного аукциона № 0139300021121000079 «Капитальный ремонт здания МБОУ «Ариничевская СОШ», расположенного по адресу: Кемеровская область, Ленинск-Кузнецкий район, с.Ариничево, ул. Центральная, 9» без рассмотрения.
  5. Признать жалобу ООО «УСиПР» на действия заказчика – МБОУ «Ариничевская средняя общеобразовательная школа» при проведении электронного аукциона № 0139300021121000079 «Капитальный ремонт здания МБОУ «Ариничевская СОШ», расположенного по адресу: Кемеровская область, Ленинск-Кузнецкий район, с.Ариничево, ул. Центральная, 9» обоснованной.
  6. Признать заказчика - МБОУ «Ариничевская средняя общеобразовательная школа» нарушившим требование части 2 статьи 44 ФЗ № 44-ФЗ,  части 3 статьи 68 ФЗ № 44-ФЗ.
  7. Выдать предписание об устранении нарушения законодательства о контрактной системе по делу № 042/06/33-1781/2021.
  8. Передать материалы дела № 042/06/33-1781/2021 должностному лицу для решения вопроса о возбуждении административного производства, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

Решение может быть обжаловано в Арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.

Председатель комиссии:

 

Члены Комиссии:     

 

Связанные организации

ОБЩЕСТВО С ОГРАНИЧЕННОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТЬЮ "ГАРАНТИЯ-СТРОЙ"
ИНН 2224148215, ОГРН 1112224006620
ООО «СТРОЙТРАСТ»
ИНН 9704061670, ОГРН 1217700190443
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ "АРИНИЧЕВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА"
ИНН 4212022275, ОГРН 1024201302476
ООО "ЭКСПЕРТ ЗАКУПОК"
ИНН 2204080022, ОГРН 1162225072976
ОБЩЕСТВО С ОГРАНИЧЕННОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТЬЮ "СТРОЙ-КЛАСС"
ИНН 2209038120, ОГРН 1102209000684