Определение №09/7054 о возбуждении дела и назначении дела к рассмотрению от 17 октября 2022 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

<…> 

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

О ВОЗБУЖДЕНИИ ДЕЛА № 042/05/28-1270/2022 И НАЗНАЧЕНИИ ДЕЛА

 К РАССМОТРЕНИЮ

 

«17» октября 2022г.                                                                                             г. Кемерово

 

Заместитель председателя Комиссии Управления Федеральной антимонопольной службы по Кемеровской области по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе <…>,  заместитель руководителя управления, рассмотрев материалы о размещении индивидуальным предпринимателем <…> (далее – ИП <…>, <…>) рекламы, содержащей признаки нарушения Федерального закона    от 13.03.2006 № 38-ФЗ  «О рекламе» (далее по тексту  - ФЗ «О рекламе»),

 УСТАНОВИЛА:

В адрес Кемеровского УФАС России поступило обращение заместителя начальника Сибирского ГУ Банка России (исх. от 19.09.2022  № Т6-30/30949,   вх. от 26.09.2022 № 3025) о наличии признаков нарушения ФЗ «О рекламе» в действиях ИП <…>.

Из обращения следует, что ИП <…> под брендом комиссионного магазина «Магнит» осуществляет деятельность по предоставлению потребительских займов с признаками нелегальной по адресу г. Кемерово, ул. <…>, при этом свою деятельность сопровождает с использованием рекламы на фасаде здания следующего содержания:

«КОМИССИОНКА Покупка Продажа Залог «Магнит» Берем все! Деньги сразу! Высокая оценка низкий %»;

«Режим работы: пн-пт 9-20 сб 9-19 вс 11-18 <…>».

Пунктом 1 статьи 3 ФЗ «О рекламе» установлено, что реклама - информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

При этом в соответствии с пунктами 2 и 5 части 2 статьи 2 ФЗ «О рекламе» данный Закон не распространяется на информацию, раскрытие или распространение либо доведение до потребителя которой является обязательным в соответствии с федеральным законом, а также на вывески и указатели, не содержащие сведений рекламного характера.

Кроме того, согласно пункту 18 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 25.12.1998 № 37 «Обзор практики рассмотрения споров, связанных с применением законодательства о рекламе», сведения, распространение которых по форме и содержанию является для юридического лица обязательным на основании закона или обычая делового оборота, не относятся к рекламной информации независимо от манеры их исполнения на соответствующей вывеске, в том числе с использованием товарного знака.

В соответствии с пунктом 1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации № 58 от 08.10.2012 «О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами Федерального закона «О рекламе» информация, обязательная к размещению в силу закона или размещенная в силу обычая делового оборота, также не является рекламой.

При этом не является рекламой размещение наименования (коммерческого обозначения) организации в месте ее нахождения, а также иной информации для потребителей непосредственно в месте реализации товара, оказания услуг (например, информации о режиме работы, реализуемом товаре), поскольку размещение такой информации в указанном месте не преследует целей, связанных с рекламой.

К данным сведениям не применяются требования законодательства Российской Федерации о рекламе.

Так, указание на здании в месте нахождения организации ее наименования, адреса и режима ее работы относится к обязательным требованиям, предъявляемым к вывеске Законом Российской Федерации «О защите прав потребителей», следовательно, такая информация не может рассматриваться в качестве рекламы, независимо от манеры ее исполнения.

Следовательно, информация «Режим работы: пн-пт 9-20 сб 9-19 вс 11-18 <…>» не является рекламой, так как размещена в месте осуществления деятельности организации, не преследует целей, связанных с рекламой, а является режимом работы организации, следовательно, признаки нарушения требований ФЗ «О рекламе» в данном случае отсутствуют.

Вместе с тем, в рекламе «КОМИССИОНКА Покупка Продажа Залог «Магнит» Берем все! Деньги сразу! Высокая оценка низкий %» присутствует слово «ЗАЛОГ», что дает основание потребителя финансовых услуг полагать, что субъект, разместивший указанную рекламу, осуществляет именно данную деятельность.

Сведения об ИП <…> не содержатся в Государственном реестре ломбардов Банка России, в связи с чем, ИП <…> не является финансовой организацией, наделенной правом осуществлять профессиональную деятельность по предоставлению потребительских займов.

Статьей 4 ФЗ «О потребительском кредите (займе)» установлено, что профессиональная деятельность по предоставлению потребительских займов осуществляется кредитными организациями, а также некредитными финансовыми организациями в случаях, определенных федеральными законами об их деятельности.

Таким образом, правом заниматься профессиональной деятельностью по предоставлению потребительских кредитов и займов наделен ограниченный круг лиц, к которому ИП <…> по своей организационно – правовой форме не относится.

В соответствии с пунктом 2 части 3 статьи 5 ФЗ «О рекламе» недостоверной признается реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения: о любых характеристиках товара, в том числе о его природе, составе, способе и дате изготовления, назначении, потребительских свойствах, об условиях применения товара, о месте его происхождения, наличии сертификата соответствия или декларации о соответствии, знаков соответствия и знаков обращения на рынке, сроках службы, сроках годности товара.

В соответствии с частью 13 статьи 28 ФЗ «О рекламе» реклама услуг по предоставлению потребительских займов лицами, не осуществляющими профессиональную деятельность по предоставлению потребительских займов в соответствии с ФЗ «О потребительском кредите (займе)», не допускается.

Частью 14 статьи 28 ФЗ «О рекламе» установлено, что если оказание банковских, страховых и иных финансовых услуг или осуществление финансовой деятельности может осуществляться только лицами, имеющими соответствующие лицензии, разрешения, аккредитации либо включенными в соответствующий реестр или являющимися членами соответствующих саморегулируемых организаций, реклама указанных услуг или деятельности, оказываемых либо осуществляемой лицами, не соответствующими таким требованиям, не допускается.

ИП <…> не является финансовой организацией, наделенной правом осуществлять профессиональную деятельность по предоставлению потребительских займов.    

Частью 6 статьи 38 ФЗ «О рекламе» установлено, что рекламодатель несет ответственность за нарушение требований пункта 2 части 3 статьи 5, частей 13, 14                 статьи 28   ФЗ «О рекламе».

В данном случае рекламодателем является ИП <…>.

На основании пункта 2 части 1 статьи 33, частей 1, 2 статьи 36 Федерального закона «О рекламе» и в соответствии с пунктами 24, 25 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбуждённых по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе,

ОПРЕДЕЛИЛА:

1.Возбудить производство по делу № 042/05/28-1270/2022  по признакам нарушения пункта 2 части 3 статьи 5, частей 13, 14 статьи 28   ФЗ «О рекламе».

2. Признать лицами, участвующими в деле:

Заявитель - Сибирское ГУ Банка России (630099, г. Новосибирск,     пр.Красный, 27);

Лицо, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства о рекламе - индивидуальный предприниматель <…> (<…>).

3. Назначить  дело  №  042/05/28-1270/2022  к  рассмотрению  на 23 ноября 2022 года на 10 часов 30 минут по адресу: 650000,  г. Кемерово, ул. Ноградская, д.5,    каб. 309. Регистрация участников дела состоится в 10 часов 20 минут  в  каб. 316.

4. ИП <…> необходимо представить в адрес Кемеровского УФАС России в срок до 22 ноября 2022 года копии следующих документов, заверенных надлежащим образом:

-свидетельства о государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя;

  - договоров со всеми приложениями или иных документов на изготовление и распространение рекламы вышеуказанной содержания;

  - счетов - фактур, платежных поручений или иных документов, подтверждающих оплату за распространение вышеуказанной рекламы;

- утвержденных условий предоставления займов под залог;

        - письменные пояснения по поводу распространения вышеуказанной рекламы, содержащей признаки нарушения требований пункта 2 части 3 статьи 5, частей 13, 14                 статьи 28 ФЗ «О рекламе».

Дополнительно сообщаем, что с учетом складывающейся неблагоприятной санитарно-эпидемиологической ситуации Кемеровское УФАС России просит лиц, участвующих в деле, принять одно из следующих решений:

1) Направление ходатайства о возможности рассмотрения дела с использованием систем видеоконференцсвязи или программ, обеспечивающих голосовую видеосвязь посредством сети «Интернет».

Для обеспечения беспрепятственного доступа к видеоконференцсвязи и формирования графика конференций Кемеровское УФАС России просит заблаговременно (не позднее 3 рабочих дней до рассмотрения) сообщить о принятом решении об участии.

          При этом полномочия представителей лиц, участвующих в рассмотрении дела, должны быть оформлены в соответствии с законодательством Российской Федерации и направлены в адрес Кемеровского УФАС России с вышеуказанным ходатайством.

 Обращаем Ваше внимание, с учетом складывающейся неблагоприятной санитарно-эпидемиологической ситуации, дистанционный способ заседание Комиссии по рассмотрению дела является ПРИОРИТЕТНЫМ.

           2) Направление ходатайства о рассмотрении дела в отсутствие лиц, участвующих в деле.

О принятом решении надлежит сообщить Кемеровскому УФАС России в течение 3 рабочих дней с момента получения настоящего определения и направить по электронной почте: to42@fas.gov.ru.

Одновременно сообщаем, что независимо от формы участия в заседании Комиссии Кемеровского УФАС России, все письменные пояснения и документы будут всесторонне изучены и учтены при рассмотрении дела.

Связанные организации

Связанные организации не указаны