Решение №03/5815 Решение по результатам рассмотрения жалобы от 30 мая 2019 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

по жалобе № 042/07/3-734/2019

«27» мая 2019 г.                                                                                   г. Кемерово, Ноградская, 5

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Кемеровской области по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров, ведению реестра недобросовестных поставщиков, утверждению порядка рассмотрения жалоб (далее – Комиссия) в составе:

 

Заместителя председателя Комиссии:

<…> – <…>;

Членов комиссии:

<…> – <…>;

<…> – <…>;

<…> – <…>;

<…> – <…>;

при ведении аудиозаписи заседания Комиссии,

при участии:

- <…> – представителя Общества с ограниченной ответственностью «Теплоэнергоремонт» по доверенности;

- <…> – представителя Общества с ограниченной ответственностью «Теплоэнергоремонт» по доверенности,

рассмотрев в порядке, установленном ст. 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции) жалобу Общества с ограниченной ответственностью «Служба аттестации рабочих мест» и материалы жалобы № 042/07/3-734/2019.

УСТАНОВИЛА:

Кемеровским УФАС России принята к рассмотрению жалоба (вх. № 2296 от  06.05.2019) Общество с ограниченной ответственностью «Служба аттестации рабочих мест» (далее – ООО «САРМ», Заявитель) на действия заказчика закупки Общества с ограниченной ответственностью «Теплоэнергоремонт» (далее – ООО «ТЭР», Заказчик) при проведении запроса коммерческих предложений на оказание услуг по техническому обследованию сооружений (дымовых труб) котельных, извещение о проведении которого было опубликовано 19.04.2019 в Единой информационной системе в сфере закупок в информационно-телекоммуникационной сети Интернет по адресу: http//zakupki.gov.ru (далее – ЕИС) под № 31907792325 (далее – Закупка).

По мнению Заявителя, требование в Документации о закупке № ТЭР-043-04-19-ЗКП «Оказание услуг по техническому обследованию сооружений (дымовых труб) котельных» (далее – Документация о закупке) о представлении в составе заявки на участие копию лицензии на проведение экспертизы промышленной безопасности зданий и сооружений на опасном производственном объекте, предназначенных для осуществления технологических процессов, хранения сырья или продукции, перемещения людей и грузов, локализации и ликвидации последствий аварий (заверенную печатью (при наличии) и подписанные руководителем участника закупки, либо представителем участника закупки, имеющего полномочия для их подписания от имени участника закупки), выданной Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору, на осуществление деятельности по проведению экспертизы промышленной безопасности. (Постановление Правительства РФ от 04.07.2012 № 682), является незаконным и избыточным, что приводит к ограничению конкуренции при проведении Закупки.

Уведомлением Кемеровского УФАС России (исх. № 03/4983 от 13.05.2019) жалоба № 042/09/18.1-734/2019 назначена к рассмотрению на 17.05.2019 на 09 часов 30 минут.

В письменном отзыве на жалобу ООО «ТЭР» выразило несогласие с доводами жалобы, просило признать жалобу ООО «САРМ» необоснованной.

13.05.2019 на заседание Комиссии прибыли представители ООО «ТЭР», законный представитель ООО «САРМ» не явился, представителей и ходатайств не направил.

Вместе с тем при рассмотрении жалобы Комиссией установлена необходимость получения дополнительной информации.

Уведомлением Кемеровского УФАС России (исх. № 03/5447 от 22.05.2019) жалоба    № 042/09/18.1-734/2019 назначена к рассмотрению на 27.05.2019 на 16 часов 00 минут.

23.05.2019 в адрес Комиссии поступило дополнение к жалобе № 042/09/18.1-734/2019, в котором ходатайствовало о приобщении к материалам жалобы разъяснение  Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзор), размещенное на официальном сайте службы по адресу: http://www.gosnadzor.ru/industrial/equipment/faq/Examination%20of%20chimneys/.

Кроме того, ООО «САРМ» ходатайствовало о рассмотрении жалобы № 042/09/18.1-734/2019 в отсутствии своего представителя.

23.05.2019 на запрос Комиссии поступили пояснения Сибирского управления Федеральной службы по экологическому технологическому и атомному надзору (СУ Ростехнадзора) (письмо вх. № 2643э).

27.05.2019 на заседание Комиссии прибыли представители ООО «ТЭР».

Выслушав представителя Заказчика и изучив имеющиеся материалы жалобы № 042/07/3-734/2019 Комиссия установила следующее:

В соответствии с п 1. ч. 2 ст. 1 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее также – Закон № 223-ФЗ) настоящий Федеральный закон устанавливает общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг государственными корпорациями, государственными компаниями, публично-правовыми компаниями, субъектами естественных монополий, организациями, осуществляющими регулируемые виды деятельности в сфере электроснабжения, газоснабжения, теплоснабжения, водоснабжения, водоотведения, очистки сточных вод, обработки, утилизации, обезвреживания и захоронения твердых коммунальных отходов, автономными учреждениями, а также хозяйственными обществами, в уставном капитале которых доля участия Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования в совокупности превышает пятьдесят процентов.

ООО «ТЭР» осуществляет регулируемую деятельность в сфере теплоснабжения и водоснабжения в Прокопьевском городском округе.

Таким образом, требования Закона № 223-ФЗ при проведении закупок товаров работ услуг распространяются на ООО «ТЭР»

В силу ч. 2 ст. 2 Закона № 223-ФЗ положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и осуществления закупок способами, указанными в частях 3.1 и 3.2 статьи 3 настоящего Федерального закона, порядок и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

Решением Единственного участника ООО «ТЭР» от 12.02.2019 № 5 утверждено Положение о закупке товаров, работ, услуг для нужд ООО «ТЭР» (далее – Положение о закупке».

Приказом Генерального директора ООО «ТЭР» от 25.01.2019 № 1 создана постоянно действующая комиссия по размещению заказов на закупку товаров, выполнения работ, оказания услуг для осуществления основных видов деятельности ООО «ТЭР» (далее – Закупочная комиссия).

19.04.2019 ООО «ТЭР» в ЕИС было размещено извещение о закупке № ТЭР-043-04-19-ЗКП (далее – Извещение), а также Документация о закупке № ТЭР-043-04-19-ЗКП «Оказание услуг по техническому обследованию сооружений (дымовых труб) котельных» (далее – Документация о закупке) и Техническое задание (Приложение № 4 к Документации закупки).

В соответствии с Извещением дата и время окончания подачи заявок 06.05.2019 до 12:00 (время местное).

Согласно ч. 11 ст. 3 Закона № 223-ФЗ (введенной Федеральным законом от 31.12.2017 № 505-ФЗ) в случае, если обжалуемые действия (бездействие) совершены заказчиком, комиссией по осуществлению закупок, оператором электронной площадки после окончания установленного в документации о конкурентной закупке срока подачи заявок на участие в закупке, обжалование таких действий (бездействия) может осуществляться только участником закупки, подавшим заявку на участие в закупке.

Из материалов жалобы № 042/09/18.1-734/2019 следует, что настоящая жалоба была подана ООО «САРМ» до окончания установленного в документации о конкурентной закупке срока подачи заявок на участие в закупке, таким образом, жалоба принята правомерна.

Комиссией установлено, что в пп. «и» п. 2 Документации о закупе в качестве обязательного требования к участнику Закупке установлено требование о представлении копии лицензии на проведение экспертизы промышленной безопасности зданий и сооружений на опасном производственном объекте, предназначенных для осуществления технологических процессов, хранения сырья или продукции, перемещения людей и грузов, локализации и ликвидации последствий аварий (заверенную печатью (при наличии) и подписанные руководителем участника закупки, либо представителем участника закупки, имеющего полномочия для их подписания от имени участника закупки) выданной Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору, на осуществление деятельности по проведению экспертизы промышленной безопасности. (Постановление Правительства РФ от 04.07.2012 № 682).

Согласно п. 1 Технического задания Техническое обследование (ТО) сооружений (дымовых труб) котельных ООО «ТЭР» должно быть выполнено в соответствии с:  Федеральным законом «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» от 30.12.2009 № 384-ФЗ; Федеральным законом от 21.07.97 №116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов»; РД 03-610-03 «Методические указания по обследованию дымовых и вентиляционных промышленных труб», утвержденными постановлением Ростехнадзора от 18.06.2003 № 95 (далее – Методические указания); СП 13-101-99 «Правила надзора, обследования, проведения технического обслуживания и ремонта промышленных дымовых и вентиляционных труб»; «Правилами технической эксплуатации тепловых энергоустановок» (ПТЭ ТЭ), утвержденными приказом Минстроя России №115 от 24.03.2003; 384-ФЗ от 30.12.2009 «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений»; ГОСТ 31937-2011 Здания и сооружения. Правила обследование и мониторинга технического состояния.

Перечень объектов, в отношении которых участник Закупки должен оказать услуги по техническому обследованию (ТО), указан п. 2 Технического задания (13 дымовых труб на котельных).

Виды мероприятий (работ), которые должен выполнить участник Закупки приведены п. 3 Технического задания.

В письменном отзыве на жалобу Заказчик указал на то, что требование ООО «ТЭР» о предоставлении лицензии на проведение экспертизы промышленной безопасности зданий и сооружений на опасном производственном объекте при проведении закупки на обследование дымовых труб котельных является законным и обоснованным, поскольку на основании п. 1.3. Методические обследования промышленных дымовых и вентиляционных труб являются составной частью проведения экспертизы и выполняются организациями, имеющими лицензию Госгортехнадзора России на данный вид деятельности.

В целях выяснения данных обстоятельств Комиссией был направлен запрос в адрес СУ Ростехнадзора, с приложением Технического задания (Приложение № 4 к Документации закупки).

Согласно письму СУ Ростехнадзора, представленного в адрес Комиссии (вх. № 2643э), проведение экспертизы промышленной безопасности для зданий и сооружений на опасных производственных объектах, предназначенных для осуществления технологических процессов предусмотрено ст. 13 Федерального закона от 21.07.1997 № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» (далее – Закон № 116-ФЗ).

Указанные в Техническом задании котельные ООО «ТЭР» не имеют установленных Законом № 116-ФЗ признаков опасности и не относятся к опасным производственным объектам, поэтому дымовые трубы этих котельных подлежат не экспертизе промышленной безопасности, а техническому обследованию, для проведения которого лицензии на проведение экспертизы промышленной безопасности зданий и сооружений на опасном производственном объекте не требуется.

Также согласно разъяснению Ростехнадзора, размещенному на официальном сайте службы, Федеральными нормами и правилами в области промышленной безопасности «Правила проведения экспертизы промышленной безопасности», утвержденными приказом Ростехнадзора от 14.11.2013 № 538, установлено, что экспертиза зданий и сооружений на опасном производственном объекте, предназначенных для осуществления технологических процессов, хранения сырья или продукции, перемещения людей и грузов, локализации и ликвидации последствий аварий, проводится при наличии соответствующих требований промышленной безопасности к таким зданиям и сооружениям.

Требования промышленной безопасности согласно п. 1 ст. 3 Закона № 116-ФЗ – условия, запреты, ограничения и другие обязательные требования, содержащиеся в настоящем Федеральном законе, других федеральных законах, принимаемых в соответствии с ними нормативных правовых актах Президента Российской Федерации, нормативных правовых актах Правительства Российской Федерации, а также федеральных нормах и правилах в области промышленной безопасности.

В настоящее время требования промышленной безопасности к дымовым трубам котельных не установлены нормативными правовыми актами, указанными в п. 1 ст. 3 Закона № 116-ФЗ, поэтому основание для проведения экспертизы промышленной безопасности дымовых труб отсутствует.

В соответствии с п. 4 ст. 55.25 Градостроительного кодекса Российской Федерации от 29.12.2004 № 190-ФЗ периодичность, состав подлежащих выполнению работ по техническому обслуживанию, по поддержанию надлежащего технического состояния зданий, сооружений (включая необходимые наблюдения, осмотры) должны определяться в соответствии с проектной документацией, результатами контроля за техническим состоянием зданий, сооружений индивидуально для каждого здания, сооружения исходя из условий их строительства, реконструкции, капитального ремонта и эксплуатации. Таким образом, результаты ранее проведенных экспертиз, обследований, наблюдений могут использоваться для определения периодичности и состава работ по техническому обслуживанию зданий и сооружений.

На основании вышеизложенного Комиссия приходит к выводу, что требование Заказчика о представлении копии лицензии на проведение экспертизы промышленной безопасности зданий и сооружений на опасном производственном объекте, предназначенных для осуществления технологических процессов, хранения сырья или продукции, перемещения людей и грузов, локализации и ликвидации последствий аварий (заверенную печатью (при наличии) и подписанные руководителем участника закупки, либо представителем участника закупки, имеющего полномочия для их подписания от имени участника закупки) выданной Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору, на осуществление деятельности по проведению экспертизы промышленной безопасности (Постановление Правительства РФ от 04.07.2012 № 682), необоснованно и вытекает из ошибочного применении норм права, кроме того, данное требование значительно ограничивает конкуренцию.

В силу п. 2 ч. 1 ст. 3 Закон №223-ФЗ установлена обязанность Заказчика руководствоваться принципом равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.

Руководствуясь ст. 18.1 Закона о защите конкуренции, Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров работ, услуг отдельными видами юридических лиц», Комиссия Кемеровского УФАС России

РЕШИЛА:

1. Признать жалобу ООО «САРМ» № 042/09/18.1-734/2019 обоснованной.

2. Признать Заказчика – ООО «ТЭР» нарушившим требования Документации о закупке, Положения о закупке, пп. 1 ч. 1 ст. 3 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».

3. Выдать Заказчику – ООО «ТЭР» предписание о совершении действий, направленных на устранение нарушений, допущенных при проведении Закупки.

4. Передать материалы жалобы № 042/09/18.1-734/2019 должностному лицу для решения вопроса о возбуждении административного производства.

Заместитель председателя Комиссии:

<…>

Члены комиссии:

<…>

<…>

<…>

<…>

Примечание.

В соответствии с ч. 23 ст. 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» решение и предписание Комиссии антимонопольного органа может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня принятия решения или выдачи предписания.

Связанные организации

Связанные организации не указаны