Решение №11/10614 по жалобе от 11 декабря 2020 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Решение по жалобе № 042/10/18.1-1888/2020

«09» декабря 2020 г.                               г. Кемерово
 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Кемеровской области по рассмотрению жалоб о нарушении процедуры торгов и порядка заключения договоров, утверждения порядка рассмотрения жалоб,

при рассмотрении жалобы № 042/10/18.1-1888/2020 с использованием ВКС, при участии:

     - представителя АО «Щербинский лифтостроительный завод», по доверенности

     - представителя АО «Щербинский лифтостроительный завод», по доверенности;

     - представителя Некоммерческой организаций «Фонд капитального ремонта многоквартирных домов Кузбасса», по доверенности;

     - представителя Министерства жилищно-коммунального и дорожного комплекса Кузбасса, по доверенности,

 рассмотрев в порядке, установленном статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – ФЗ № 135-ФЗ), жалобу АО «Щербинский лифтостроительный завод» и материалы жалобы № 042/10/18.1-1888/2020,

 

УСТАНОВИЛА:

 

20.11.2020 в адрес Кемеровского УФАС России поступила жалоба АО «Щербинский лифтостроительный завод» (вх. № 8044э) на действия Министерства жилищно-коммунального и дорожного комплекса Кузбасса при проведении предварительного отбора квалифицированных подрядных организаций на оказание услуг и (или выполнение работ по ремонту или замене лифтового оборудования, признанного непригодным для эксплуатации (извещение № 013920000112000017), а также некоммерческой организации «Фонд капитального ремонта многоквартирных домов Кузбасса» при проведении электронных аукционов № 203950000012001124, № 203950000012001125, 203950000012001127 (извещения размещены на сайте zakupki.gov.ru).

По мнению заявителя, нарушение выразилось в нарушении установленного нормативными правовыми актами порядка организации и проведения торгов, а именно: в необоснованном отклонении заявки АО «Щербинский лифтостроительный завод».

Уведомлением от 23.11.2020 (исх. № 11/9930) рассмотрение жалобы № 042/10/18.1-1888/2020 было назначено на 01.12.2020 на 10 часов 00 минут.

01.12.2020 представитель заявителя, присутствовавшая на рассмотрении жалобы № 042/10/18.1-1888/2020, поддержала доводы, изложенные в жалобе, а также пояснила, что заявка АО ««Щербинский лифтостроительный завод» на участие в предварительном отборе отклонена неправомерно, т.к. в заявке приложены все документы, указанные в документации о проведении предварительного отбора и подтверждающие квалификацию персонала, в т.ч. квалификацию монтажников. Требование о предоставлении в составе заявки свидетельства о квалификации монтажников в документации о проведении предварительного отбора отсутствует. Также представитель пояснила, что обжалуются действия, связанные с проведением предварительного отбора подрядных организаций, т.к. недопуск заявки АО «Щербинский лифтостроительный завод» к участию в указанных выше электронных аукционах связан с невключением данной организации в реестр квалифицированных подрядных организаций.

Представитель Министерства жилищно-коммунального и дорожного комплекса Кузбасса, присутствовавшая 01.12.2020 на рассмотрении жалобы № 042/10/18.1-1888/2020, пояснила, что заявителем представлено свидетельство о квалификации на одного монтажника, по шести монтажникам данные свидетельства не представлены. Требование о предоставлении документов, подтверждающих квалификацию монтажников (удостоверений), установлены в пп. «л» раздела V документации, Виды документов, подтверждающих квалификацию персонала требованиям действующего законодательства, перечислены в пп. «л» п. 4 раздела VI документации. Свидетельство о квалификации является документом, подтверждающим соответствие квалификационных характеристик персонала, положениям профессиональных стандартов, а также требованиям трудового законодательства и законодательства о независимой оценке квалификаций.

Уведомлением от 02.12.2020 (исх. № 11/10271) рассмотрение жалобы № 042/10/18.1-1888/2020 было перенесено на 09.12.2020 на 11 часов 00 минут.

09.12.2020 в присутствии представителей сторон была рассмотрена жалоба  № 042/10/18.1-1888/2020.

Изучив имеющиеся материалы, выслушав пояснения сторон, Комиссия Кемеровского УФАС России установила следующее:

Пунктами 1, 2 части 6 статьи 55.5 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее – ГрК РФ) установлено, что требования к членам саморегулируемой организации, устанавливаемые в стандартах саморегулируемой организации и во внутренних документах саморегулируемой организации, не могут быть ниже чем минимально установленные в настоящей части:

- квалификационные требования к индивидуальным предпринимателям, а также руководителям юридического лица, самостоятельно организующим выполнение инженерных изысканий, подготовку проектной документации, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт, снос объектов капитального строительства, - наличие высшего образования соответствующего профиля и стажа работы по специальности не менее чем пять лет (п. 1 ч. 6 ст. 55.5);

- требования к наличию у индивидуального предпринимателя или юридического лица специалистов по организации инженерных изысканий (главных инженеров проектов), специалистов по организации архитектурно-строительного проектирования (главных инженеров проектов, главных архитекторов проектов), специалистов по организации строительства (главных инженеров проектов), трудовая функция которых включает соответственно организацию выполнения работ по инженерным изысканиям, выполнения работ по подготовке проектной документации, работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объектов капитального строительства и сведения о которых включены в национальные реестры специалистов, предусмотренные ст. 55.5-1 настоящего Кодекса (далее также - специалисты), - не менее чем два специалиста по месту основной работы (п. 2 ч. 6 ст. 55.5).

Порядок привлечения подрядных организаций для оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме и порядке осуществления закупок товаров, работ, услуг в целях выполнения функций специализированной некоммерческой организации, осуществляющей деятельность, направленную на обеспечение проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах (вместе с «Положением о привлечении специализированной некоммерческой организацией, осуществляющей деятельность, направленную на обеспечение проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, подрядных организаций для оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме») утвержден Постановлением Правительства РФ от 01.07.2016 № 615 (далее – Постановление № 615, Положение).

В соответствии с абз. 9 п. 2 Положения предварительный отбор - совокупность действий, являющихся частью процедуры закупки (торгов), в результате которых осуществляется формирование реестра квалифицированных подрядных организаций субъекта Российской Федерации, сводного реестра квалифицированных подрядных организаций, имеющих право принимать участие в закупках, предметом которых является оказание услуг и (или) выполнение работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме на территории субъекта Российской Федерации, проводившего предварительный отбор.

В силу п. 3 Положения одним из принципов привлечения подрядных организаций является  доступность, безвозмездность и открытость информации о привлечении подрядных организаций, ее достоверность и полнота.

Согласно пп. «о» п. 23. Положения при проведении предварительного отбора устанавливаются требования к участникам предварительного отбора, в т.ч. требование о наличии в штате участника предварительного отбора работников, соответствующих установленным п. 1 ч. 6 ст. 55.5 ГрК РФ квалификационным требованиям, в количестве, которое устанавливается в документации о проведении предварительного отбора в зависимости от предмета предварительного отбора, но не ниже количества, установленного п. 2 ч. 6 ст. 55.5 ГрК РФ.

В соответствии с абз. 5 пп. «б» п. 38. Положения заявка на участие в предварительном отборе должна содержать документы, подтверждающие соответствие участника предварительного отбора требованиям, установленным п. 23 настоящего Положения: копия аттестата аккредитации, выданного федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по формированию единой национальной системы аккредитации и осуществлению контроля за деятельностью аккредитованных лиц, с приложением, определяющим область аккредитации, которая позволяет выполнять работы, связанные с проверками, испытаниями, измерениями при проведении обследования лифтов в соответствии с требованиями технического регламента, - в случае проведения предварительного отбора на включение в реестр квалифицированных подрядных организаций для участия в электронном аукционе в части выполнения работ по оценке соответствия лифтов требованиям технического регламента.

Исходя из изложенного, в штате участника предварительного отбора должны состоять работники, соответствующие квалификационным требованиям, установленным п. 1 ч. 6 ст. 55.5 ГрК РФ, количество таких работников должно соответствовать количеству специалистов, указанных в п. 2 ч. 6 ст. 55.5 ГрК РФ. Порядок проведения предварительного отбора по привлечению подрядных организаций установлен Постановлением № 615. Требования к участникам установлены в документации о проведении предварительного отбора. Заявка на участие в предварительном отборе должна содержать документы, указанные в документации, позволяющие претенденту выполнять работы, связанные с проверками, испытаниями, измерениями при проведении обследования лифтов, а также работы по оценке соответствия лифтов в соответствии с требованиями технического регламента.

 06.10.2020 Министерством жилищно-коммунального хозяйства Кузбасса на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок http://www.zakupki.gov.ru размещено извещение № 013920000112000017 о проведении предварительного отбора на право включения в реестр квалифицированных подрядных организаций, имеющих право принимать участие в электронных аукционах, предметом которых является  выполнение работ и (или) оказание услуг по ремонту, замене, модернизации лифтов, ремонту лифтовых шахт, машинных и блочных помещений (ремонт, замена, модификация лифтов).

На участие в предварительном отборе было подано 9 заявок, все заявки были признаны несоответствующими установленным требованиям, в т.ч. заявка АО «Щербинский лифтостроительных завод».

В качестве основания отклонения заявки АО «Щербинский лифтостроительных завод» указано:

     - несоответствие требованиям абз. 5 пп. «б» п. 38 Положения;

     - пп. «л» п. 4 раздела VI документации – не представлены копии документов, подтверждающих квалификацию персонала участника предварительного отбора, а именно: монтажников (в документации приложено только одно свидетельство о квалификации на Алексеева В.В.).

В соответствии с пп. «л» п. 4 раздела VI документации в составе заявки должны быть представлены следующие документы: копии трудовых книжек, дипломов, сертификатов, аттестатов и удостоверений, подтверждающих наличие у участника предварительного отбора в штате минимального количества квалифицированного персонала, установленного п. «л» Требований к участникам предварительного отбора.

 Подпунктом «л» раздела V документации («требования к участникам предварительного отбора») установлено требование о наличии в штате участника предварительного отбора работников, соответствующих установленным п. 1 ч. 6 ст. 55.5 ГрК РФ квалификационным требованиям, в количестве, которое устанавливается в документации о проведении предварительного отбора в зависимости от предмета предварительного отбора, но не ниже количества, установленного п. 2 ч. 6 ст. 55.5 ГрК РФ: количество квалифицированного персонала определяется на основании трудозатрат основных рабочих, отраженных в локальном сметном расчете на каждый вид работ, квалификация персонала подтверждается наличием удостоверения, подтверждающее квалификацию. При этом следует учитывать, что для выполнения замены лифтового оборудования одного лифта необходимы:

     - монтажник - 2;

     - начальник монтажного участка – 1;

     - сварщик – 1;

     - мастер-сварщик по руководству и техническому контролю – 1.

В соответствии с пояснениями Министерства жилищно-коммунального и дорожного комплекса Кузбасса правомерность установления требования о предоставлении свидетельства о квалификации работников подтверждается письмом Ростехнадзора от 21.02.2018 № 09-04-06/1526 «О разъяснении положений постановления Правительства Российской Федерации от 24.06.2017 № 743». В соответствии с данным письмом оценка квалификации специалистов, осуществляющих выполнение трудовых функций по монтажу, демонтажу и обслуживанию объектов, включая аварийно-техническое обслуживание объектов и обслуживание систем диспетчерского (операторского) контроля, на соответствие квалификационным характеристикам, содержащимися в профессиональных стандартах, проводится в порядке, установленном Федеральным законом от 03.07.2016 № 238-ФЗ «О независимой оценке квалификации». Документом, подтверждающим квалификацию работника, в соответствии с трудовым законодательством и законодательством о независимой оценке квалификации является свидетельство о квалификации.

Вместе с тем, установлено, что пп. «л» раздела V, пп. «л» п. 4 раздела VI документации о проведении предварительного отбора не содержат требований о предоставлении участниками предварительного отбора свидетельства о квалификации персонала.

Исходя из изложенного, с учетом п. 3 Положения, устанавливающего принцип доступности, безвозмездности и открытости информации о привлечении подрядных организаций, ее достоверности и полноты, Комиссия Кемеровского УФАС России приходит к выводу о том, что отсутствие в составе заявки свидетельства о квалификации работников не могло явиться основанием для признания такой заявки несоответствующей требованиям документации о проведении предварительного отбора, а именно: пп. «л» п. 4 раздела VI документации, т.к. в пп. «л» п. 4 раздела VI документации требование о предоставлении свидетельства о квалификации отсутствует.

Нарушения, допущенные Министерством жилищно-коммунального и дорожного комплекса Кузбасса при проведении предварительного отбора на право включения в реестр квалифицированных подрядных организаций, имеющих право принимать участие в электронных аукционах, предметом которых является выполнение работ и (или) оказание услуг по ремонту, замене, модернизации лифтов, ремонту лифтовых шахт, машинных и блочных помещений (ремонт, замена, модификация лифтов) (извещение № 013920000112000017), привели к признанию заявки АО «Щербинский лифтостроительный завод» не соответствующей требованиям документации о проведении предварительного отбора, вследствие чего АО «Щербинский лифтостроительный завод» не был включен в реестр квалифицированных подрядных организаций, а также лишен возможности участвовать в электронных аукционах на выполнение указанных выше работ.

Согласно ч. 20 ст. 18.1 ФЗ № 135-ФЗ по результатам рассмотрения жалобы по существу комиссия антимонопольного органа принимает решение о признании жалобы обоснованной или необоснованной и в случае, если жалоба признана обоснованной, принимает решение о необходимости выдачи предписания, предусмотренного п. 3.1 ч. 1 ст. 23 ФЗ № 135-ФЗ. Учитывая выявленные нарушения, Комиссия Кемеровского УФАС России приходит к выводу о выдаче Министерству жилищно-коммунального и дорожного комплекса Кузбасса соответствующего предписания.

Довод о наличии в действиях некоммерческой организации «Фонд капитального ремонта многоквартирных домов Кузбасса», выразившихся в необоснованном отклонении заявки АО «Щербинский лифтостроительный завод» при проведении электронных аукционов № 203950000012001124, № 203950000012001125, 203950000012001127, не нашел своего подтверждения, т.к. в электронных аукционах могут участвовать подрядные организации, прошедшие предварительный отбор и включенные в реестр квалифицированных подрядных организаций.

Руководствуясь статьей 18.1, статьей 23 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ  «О защите конкуренции», Комиссия Кемеровского УФАС России

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать жалобу АО «Щербинский лифтостроительный завод» на действия Министерства жилищно-коммунального и дорожного комплекса Кузбасса при проведении предварительного отбора квалифицированных подрядных организаций на оказание услуг и (или выполнение работ по ремонту или замене лифтового оборудования, признанного непригодным для эксплуатации (извещение № 013920000112000017, размещено на сайте www.zakupki.gov.ru), обоснованной.

 2. Признать Министерство жилищно-коммунального и дорожного комплекса Кузбасса нарушившим пп. «л» раздела V, пп. «л» п. 4 раздела VI документации о проведении предварительного отбора.

3. Выдать Министерству жилищно-коммунального и дорожного комплекса Кузбасса предписание о прекращении нарушения порядка проведения предварительного отбора.

4. Передать материалы жалобы № 042/10/18.1-1888/2020 должностному лицу для рассмотрения вопроса о возбуждении административного производства.

 

 

Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

Связанные организации

НЕКОММЕРЧЕСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ "ФОНД КАПИТАЛЬНОГО РЕМОНТА МНОГОКВАРТИРНЫХ ДОМОВ КУЗБАССА"
ИНН 4205997094, ОГРН 1134200001671
ОТКРЫТОЕ АКЦИОНЕРНОЕ ОБЩЕСТВО "ЩЕРБИНСКИЙ ЛИФТОСТРОИТЕЛЬНЫЙ ЗАВОД"
ИНН 5051000880, ОГРН 1025007512474