Определение №ТМ/8855/23 Определение о возбуждении дела № 042/05/5-1269/2023 и назнач... от 27 сентября 2023 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Индивидуальному предпринимателю

<...>

 

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

О ВОЗБУЖДЕНИИ ДЕЛА № 042/05/5-1269/2023 И НАЗНАЧЕНИИ ДЕЛА

К РАССМОТРЕНИЮ

 

«25» сентября 2023г. г. Кемерово

 

Заместитель председателя Комиссии Управления Федеральной антимонопольной службы по Кемеровской области по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе <...>, заместитель руководителя управления, рассмотрев материалы о распространении индивидуальным предпринимателем <...> (адрес регистрации: <...>, ОГРНИП 314100106300057, дата присвоения ОГРНИП 04.03.2014г., ИНН 100108866278, далее - ИП <...>) рекламы посредством распространения рекламных листовок (предписаний), содержащей признаки нарушения Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее по тексту - ФЗ «О рекламе»),

 

УСТАНОВИЛА:

 

В адрес Управления Федеральной антимонопольной службы по Кемеровской области поступили материалы сетевого издания «Редакция ВашГород» от 01.09.2023, перенаправленные Прокуратурой Центрального района г. Новокузнецка (исх. от 12.09.2023 № 2778ж-2023/20320017/Исорг1007-23, вх. от 15.09.2023 № 8649/23) о наличии признаков нарушения требований ФЗ «О рекламе», из которых следует, что в редакцию обратились жители г. Новокузнецка, которые на протяжении нескольких месяцев получают предписания о поверке счетчиков в которых скрыта реклама коммерческой организации. Также в заявлении содержится ссылка на материал, опубликованный по указанной теме на странице сайта Редакции.

20.09.2023 Кемеровским УФАС России был произведен осмотр страницы сайта: https://vashgorod.ru/post3861863, содержащий публикацию и фотоматериалы, подтверждающие распространение рекламы в виде предписания, в результате которого составлен акт осмотра сайта и установлено следующее:

На территории г. Новокузнецка в подъездах многоквартирных жилых домов, распространяются рекламные листовки (предписания за август 2023) следующего содержания:

«Предписание от 14 августа 2023 г. согласно №102- ФЗ г. Новокузнецк Федеральный закон РФ об обеспечении единства измерений (в ред. Федеральных законов от 18.07.2011 № 242-ФЗ, от 30.11.2011 № 347-ФЗ, от 28.07.2012 № 133-ФЗ, от 02.12.2013 № 38-ФЗ, от 23.06.2014 № 160-ФЗ, от 21.07.2014 № 254-ФЗ, от 13.07.2015 № 233-ФЗ, от 27,12,2019 № 496-ФЗ, от 27.10.2020 № 248-ФЗ, от 08.12.2020 № 429-ФЗ, от 11.06.2021 № 170-ФЗ).

Согласно Федеральному закону от 26.06.2008 № 102-ФЗ «Об обеспечении единства измерений», а также постановлению Правительства РФ от 06.05.2011 № 354, индивидуальные приборы учета воды должны пройти обязательную метрологическую проверку, без проведения которой приборы считаются непригодными для учета водопотребления.

Приборы учета воды, установленные в вашей квартире, имеют межпроверочный интервал и нуждаются в обязательной метрологической проверке, без проведения которой приборы считаются непригодными для водопотребления.

Обращаем ваше внимание на утвержденный график проведения поверки приборов учета воды в вашем доме: работы по поверке будут проводиться с 14 августа по 31 августа 2023 года. В целях соблюдения нормативов пользования приборами учета воды и дальнейшей эксплуатации рекомендуем Вам обратиться для оформления заявки по телефону <...>.

Данное предписание направлено повторно.

Составил (подпись) <...>»

В верхней центральной части рекламной листовки размещается изображение официальных государственных символов, сходных с изображением государственного герба Российской Федерации, т.е. неправомерно используется официальная символика Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 1 статьи 3 ФЗ «О рекламе» реклама - это информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

Под неопределенным кругом лиц понимаются те лица, которые не могут быть заранее определены в качестве получателя рекламной информации и конкретной стороны правоотношения, возникающего по поводу реализации объекта рекламирования. Такой признак рекламной информации, как предназначенность ее для неопределенного круга лиц, означает отсутствие в рекламе указания о некоем лице или лицах, для которых реклама создана и на восприятие которых реклама направлена.

Пунктом 2 статьи 3 ФЗ «О рекламе» установлено, что объект рекламирования - товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама.

Информация, указанная в рассматриваемом предписании, является рекламой, так как распространена при помощи рекламных листовок, адресована неопределенному кругу лиц и направлена на привлечение внимания к объекту рекламирования.

Из содержания текста рекламной информации, содержащегося в рассматриваемом предписании следует, что объектом рекламирования являются услуги по проведению поверки приборов учета воды организацией «ЖКХ-СЕРВИС Новокузнецк».

Целью рекламы является не просто продвижение соответствующего товара (работы, услуги), а доведение до потребителя всех необходимых сведений, способных вызвать у ее потребителя правильное (неискаженное) представление об объекте рекламирования. Недостаточная информированность потребителя обо всех условиях рекламируемого товара (работы, услуги), имеющая место в силу недобросовестного поведения организации, предоставляющей услуги или реализующей товар, приведет к неоправданным ожиданиям названного лица, прежде всего, в отношении сделки, которую он намерен заключить. Закон не предъявляет требования указать всю существенную информацию, но обязывает формировать у ее потребителя правильное (достоверное) восприятие о соответствующей продукции (товаре, услуге).

В соответствии с пунктами 2, 3 части 3 статьи 5 ФЗ «О рекламе» недостоверной признается реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения о любых характеристиках товара, в том числе о его природе, составе, способе и дате изготовления, назначении, потребительских свойствах, об условиях применения товара, о месте его происхождения, наличии сертификата соответствия или декларации о соответствии, знаков соответствия и знаков обращения на рынке, сроках службы, сроках годности товара, об ассортименте и о комплектации товаров, а также о возможности их приобретения в определенном месте или в течение определенного срока.

Использование в рассматриваемом предписании следующих слов и словосочетаний: «индивидуальные приборы учета воды должны пройти обязательную метрологическую поверку, без проведения которой приборы считаются непригодными для учета водопотребления», «работы по поверке будут проводиться с 14.08.2023 по 31.08.2023г.» создает у потребителей впечатление об обязательности приобретения данной услуги именно у «ЖКХ-СЕРВИС Новокузнецк».

Кроме того, форма изложения рекламной информации в виде предписания со штрих-кодом может быть воспринята потребителями как обязательное к исполнению распоряжение снабжающей организации к совершению действий по поверке приборов учета воды в указанные в листовке (извещении) сроки, а также обязательности приобретения данной услуги у «ЖКХ-СЕРВИС Новокузнецк».

Ссылки в рекламе на нормативно-правовые акты, а также утверждение об обязательности поверки приборов учета вводят потребителей в заблуждение, создают впечатление о проведении данных работ определенной организацией и необходимости обращения в «ЖКХ-СЕРВИС Новокузнецк» для соблюдения требований действующего законодательства.

В рассматриваемых рекламных листовках (предписаниях) указано, что поверка будет проводиться с 14.08.2023 по 31.08.2023г. Такое указание в рекламе создает у потребителей впечатление о плановости проведения работ. В действительности не установлено, что работы являются плановыми, проводятся в соответствии с графиком.

Таким образом, в рекламных листовках (предписаниях) усматриваются признаки нарушения пунктов 2, 3 части 3 статьи 5 ФЗ «О рекламе», поскольку они содержат недостоверные сведения относительно характеристик и условий потребления данной услуги гражданами, а также недостоверные сведения относительно возможности приобретения данных услуг в определенное время.

В соответствии с пунктом 8 части 3 статьи 5 ФЗ «О рекламе» недостоверной признается реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения о правах на использование официальных государственных символов (флагов, гербов, гимнов) и символов международных организаций.

Пунктом 2 части 5 статьи 5 ФЗ «О рекламе» установлено, что в рекламе не допускается указание на то, что объект рекламирования одобряется органами государственной власти или органами местного самоуправления либо их должностными лицами.

Также согласно части 6 статьи 5 ФЗ «О рекламе» использование официальных государственных символов (флагов, гербов, гимнов) в рекламе не допускается.

Спорная рекламная листовка (предписание) с изображением в верхней центральной части официальных государственных символов, сходных с изображением государственного герба Российской Федерации, содержит признаки нарушения требования пункта 8 части 3, пункта 2 части 5, части 6 статьи 5 ФЗ «О рекламе», поскольку в рекламной листовке использовано изображение государственного герба Российской Федерации.

В силу пункта 20 части 3 статьи 5 ФЗ «О рекламе» недостоверной признается реклама, которая содержит недостоверные сведения об изготовителе или о продавце рекламируемого товара.

Рассматриваемая реклама содержит недостоверные сведения относительно лица, оказывающего услуги, поскольку фактически услуги рекламирует и представляет ИП <...>, сведений о регистрации юридических лиц с наименованием «ЖКХ -СЕРВИС Новокузнецк» на территории г. Новокузнецка в ЕГРЮЛ не содержится.

Кроме того, наименование «ЖКХ-СЕРВИС Новокузнецк» создает впечатление о возможности приобретения услуг только у данного хозяйствующего субъекта. У потребителей создается впечатление о том, что «ЖКХ-СЕРВИС Новокузнецк» является некой муниципальной организацией обслуживания объектов ЖКХ, а также указывает на преимущество перед другими хозяйствующими субъектами, оказывающими услуги по поверке приборов учета, тогда как в действительности данного преимущества не существует.

Таким образом, спорная реклама также содержит недостоверные сведения относительно наименования лица, оказывающего услугу, что вступает в противоречие с требованиями пункта 20 части 3 статьи 5 Закона о рекламе.

В соответствии с частью 6 статьи 38 ФЗ «О рекламе» ответственность за нарушение требований, установленных пунктами 2, 3, 8, 20 части 3, пункта 2 части 5, части 6 статьи 5 ФЗ «О рекламе», несёт рекламодатель.

В данном случае рекламодателем является ИП <...>.

На основании пункта 2 части 1 статьи 33, частей 1, 2 статьи 36 ФЗ «О рекламе» и в соответствии с пунктами 24, 25 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе,

ОПРЕДЕЛИЛА:

1.Возбудить производство по делу № 042/05/5-1269/2023 по признакам нарушения требований, установленных пунктами 2, 3, 8, 20 части 3, пунктом 2 части 5, частью 6 статьи 5 ФЗ «О рекламе».

2. Признать лицом, участвующим в деле:

Лицо, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства о рекламе - ИП <...> (ИНН 100108866278, адрес:<...>).

3. Назначить дело № 042/05/5-1269/2023 к рассмотрению на 30 октября 2023 года на 11 часов 00 минут по адресу: 650000, г. Кемерово, ул. Ноградская, д. 5, каб. 309. Регистрация участников дела состоится в 10 часов 50 минут в каб. 316.

4. ИП <...> необходимо представить в адрес Кемеровского УФАС России в срок до 26 октября 2023 года копии следующих документов (заверенных надлежащим образом):

-договор (иной документ со всеми приложениями) на распространение вышеуказанной рекламы;

-платежные документы (счетов - фактур, актов выполненных работ, платежных поручений или иных документов), подтверждающие факты оплаты за изготовление и распространение вышеуказанной рекламы.

Дополнительно ИП <...> необходимо представить письменное пояснение по обстоятельствам рассматриваемого дела, иных документов и сведений, имеющих, по мнению ИП <...>, отношение к обстоятельствам рассматриваемого дела. В случае отсутствия какой-либо информации из запрашиваемого перечня или невозможности ее предоставления необходимо указать причины отсутствия данной информации.

Информируем о возможности рассмотрения дела с использованием систем видеоконференцсвязи или программ, обеспечивающих голосовую видеосвязь посредством сети «Интернет». Для обеспечения беспрепятственного доступа к видеоконференцсвязи и формирования графика конференций Кемеровское УФАС России просит не позднее 3 рабочих дней до рассмотрения сообщить о форме принятого решения об участии.

При этом документы, подтверждающие полномочия представителей лиц, участвующих в рассмотрении дела, должны быть оформлены в соответствии с законодательством Российской Федерации и направлены в адрес Кемеровского УФАС России.

Одновременно сообщаем, что независимо от формы участия, все письменные пояснения и документы будут всесторонне изучены и учтены при рассмотрении дела.

 

Заместитель руководителя управления

<...>

Связанные организации

Связанные организации не указаны